На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Историко-правовой аспект отечественной миграционной системы

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 02.11.2011. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


1. Историко-правовой аспект отечественной миграционной системы: дореволюционный этап (1756 – 1917 гг.); советский этап (1917 – 1991 гг.); современный этап (с 1992 г.).

2. Анализ факторов, влияющих на миграционную систему России


Список используемой литературы 39


Задание 1

Историко-правовой аспект отечественной миграционной системы: дореволюционный этап (1756 – 1917 гг.); советский этап (1917 – 1991 гг.); современный этап (с 1992 г.).

Генезис отечественной МС осуществлен в соответствии с принципа-ми историзма, научности и преемственности. Основными условиями их реализации избраны: поиск закономерного характера исторического развития МС; анализ функционирования МС во взаимодействии с про-исходящими в государстве и обществе политическими, экономически¬ми, социальными, демографическими, географическими, правовыми и другими процессами; предварительное определение основных направ-лений совершенствования системы и ее подсистем.
В развитии социальных систем, как правило, исследователями опре¬деляются этапы их возникновения, становления, зрелости и преобразо¬вания (регресса или прогресса). Основываясь на том, что в развитии МС в России исследователями выделяются, в основном, дореволюцион¬ный (60-е годы XVIII в. - 1917 г.), советский (1917 - 1991 гг.) и совре¬менный (с 1992 г.) этапы развития, проведем их историко-правовой ана¬лиз.
Дореволюционный этап (60-е годы XVIII в. - 1917 г.)
Распад русской первоначальной народности на две ветви и колонизация других земель начались приблизительно с XIII в., когда население центральной среднеднепровской полосы разошлось в противоположные стороны, а Киев перестал быть их связующим цен¬тром. Колонизация русских переселенцев в область средней Оки и верхней Волги определялась двумя условиями: с одной стороны, этно-графическими (встреча русских переселенцев с инородцами в междуре¬чье Оки - Волги), с другой стороны, географическими (воздействие природы края). Упомянутая встреча имела мирный характер. Колони¬сты не воевали с туземцами, так как принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безо¬пасных мест для хлебопашества и промыслов. Поэтому происходило не завоевание, а заселение края, что подтверждается чередующимися финскими и русскими названиями сел и рек на пути «из варяг в греки», ко¬торые сохранились до сих пор.
Вместе с тем «из жития преподобного Авраамия видно, что в XI в. в Ростове только один конец был населен чудью. Русские имена боль-шинства ... городов Ростовской земли показывают, что основаны они были русскими и что Русь образовала господствующий элемент в соста¬ве их населения». Расширение территории превратило Русь в многона-циональное государство с особой этнографической структурой. Мил-лионы русских, украинцев, белорусов переселились в Сибирь, на Даль¬ний Восток, в Центральную Азию, Закавказье. Прибалтику. Сотни ты¬сяч коренных жителей этих регионов влились в население европейской части единого Российского государства.
Основываясь на обобщении перечисленных и ряда других трудов, можно констатировать, что «отчетливая и эффективная миграционная политика начала проводиться в конце XVII в., когда Россия, не имея миграционного потенциала на своей территории, начала активно при-влекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий». Для этого ша законодательном уровне 4 декабря 1762 г. Екатериной II был издан Манифест «О свободном поселении иностранцев в России», а в 1763 г. - Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжаю¬щим, селиться, где пожелают». Коренное русское население могло только завидовать правам и льготам переселенцев-иностранцев: они получали российское подданство, а прожившие в стране десять лет и более беспрепятственно вывозили все нажитое. Видимо, это обстоя¬тельство в последующем повлияло на установление срока проживания старожилов в 10 лет.
Изучение правового регулирования торгово-промышленного пред¬принимательства в России во второй половине Х1Х-начале XX в. и тен¬денций его развития свидетельствует, что: с изданием Новоторгового устава 1667 г. было впервые законодательно регламентировано общее правовое положение иностранных купцов в России, а объем предостав-ляемых им торговых прав значительно ограничивался; Петр I вернул режим благоприятствования для иностранных предпринимателей, но уже к 20-м годам XVII в. с введением протекционизма в торговле и промышленности пребывание иностранцев в России жестко законода-тельно регламентировалось рядом указов Петра I «об иноземцах».
Осуществляя непосредственное руководство создаваемой миграци-онной системой, царствующая особа позаботилась об обеспечении пе-реселенцев, существенно дополнив приведенные и другие законода-тельные акты законами о льготах и привилегиях для них, реестрами свободных и удобных для поселения земель. Причем обеспечение пе-реселенцев было всесторонним, они освобождались от обязательной гражданской службы, уплаты налога в виде регионально дифференци-рованных льгот вне зависимости от численности населения в поселении (колонии) и рода деятельности; не несли воинскую повинность; имели свободу вероисповедания и все условия для отправления религиозных культов; им выплачивались из казны для обзаведения хозяйством и при-обретения инвентаря ссуды с рассрочкой возврата через десять лет и др.
Таким был внешний контур функционирования МС, по интенсивно¬сти управляющих, законодательных и всесторонности обеспечивающих воздействий явно доминирующий над внутренним, собственно россий¬ским, контуром функционирования системы. Упорядочение внутренней миграционной деятельности связано с отменой крепостного права, а также кардинальными государственными реформами 1861 г. В это вре¬мя потребовалось переместить огромные массы населения в малонасе¬ленные зауральские территории как по политическим, так и по эконо¬мическим причинам.
Было создано специальное переселенческое управление в составе ведомств, занимающееся земельными вопросами, ведь к началу XX в. в стране насчитывалось 2 млн. хозяйств без земельных наделов, а еще около 10 млн. за счет имеющейся земли не могли прокормиться. Причем для привлечения крестьян к переселению правительство отпускало зна-чительные средства: переезжающим в Сибирь и на Дальний Восток вы-давалась ссуда соответственно 250 и 400 руб. золотом, огромные для того времени деньги. Кроме того, переселенцу выделялась не только земля для освоения, но и участок леса для постройки дома и хозяйст¬венных строений. На государственном уровне обеспечивалось строи¬тельство дорог, школ, больниц, колодцев. Благодаря целенаправленной государственной поддержке МС с 1896 г. до начала Первой мировой войны продемонстрировала высокую эффективность функционирова¬ния - в районы Сибири и Дальнего Востока переместилось свыше 4 млн. хозяйств.
Следовательно, активное расселение разных народов для освоения присоединяемых территорий, в первую очередь русского, в России осу-ществлялось с начала XVIII в. И если восток и север страны до второй половины XIX в. едва заселялся, то Кавказский регион и Центральная Азия имели собственное население - расселяемых выходцев из европейских районов. Таким образом, представляется правомерным возникно¬вение МС в России связывать не с колонизацией русскими финских зе¬мель, происходившей спонтанно, неуправляемо, а с 60-ми годами XVIII в. - временем начала целенаправленного государственного регулирова¬ния миграционной деятельности в стране.
Основными государственными институтами управления миграцион¬ной деятельностью в то время были:
Особенная канцелярия Министерства полиции и Министерства внут¬ренних дел (25 июня 1811 г.- 3 июля 1826 г.), заведовавшая, в том чис¬ле, сбором сведений о положении крестьян, наблюдением за населением пограничных губерний; размещением военнопленных, интернирован¬ных в период Отечественной войны 1812 г., борьбой со шпионажем, наблюдением за иностранцами, принятыми в русское подданство. Она же выдавала виды на жительство, вела сбор сведений о происшествиях, боролась с «антирусскими» настроениями на Кавказе и в Польше, соби¬рала сведения о политическом положении в зарубежных странах и др. Функции Особенной канцелярии с 3 июля 1826 года были переданы III отделению Собственной е.и.в. канцелярии;
Дореволюционная Россия располагала нормативно-правовыми акта¬ми: о документе, удостоверяющем личность; свободе передвижения и выборе места жительства, регистрационном учете населения, выезде из Российской империи и въезде на ее территорию, правовом положении иностранных граждан в России, российском подданстве. Особенностя¬ми формирования и функционирования паспортной системы России в XVIII-начале XX в. являются:
первое упоминание о документе «вид или письмо», по существу, выполнявшем роль паспорта, появляется в Соборном уложении 1649 г., но окончательно этот институт сложился только в первой трети XVIII в.;
паспорт как документ, удостоверяющий личность и право на «отлуч¬ку», стал использоваться государством с середины XVII в. и первоначально выполнял функции справки об освобождении из мест заклю¬чения;
Указ от 30 октября 1719 г. запрещал жителям России покидать места жительства и службы без узаконенного вида или паспорта;
установление паспортной системы в России связано с подписанием Петром 1 в 1724 г. нормативного акта, названного «Плакат»;
паспортное законодательство конца XVIII в. складывалось по на-правлениям: регламентация учета и паспортизация населения; выработ¬ка механизмов преследования беглых и дезертиров;
с принятием Закона от 10 февраля 1864 г. «О принятии иностранцев в русское подданство» окончательно оформляется институт подданства Российской империи, хотя вопрос о выходе из российского подданства на законодательном уровне так и не был решен вплоть до 1917 г.;
характерной чертой дореволюционной паспортной системы был ее сословно-классовый характер - так, 8 октября 1906 г. вышел Высочай¬ший указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обыва¬телей и лиц других бывших податных состояний», благодаря чему кре¬стьяне получили право свободно избирать место постоянного жительст¬ва на одинаковых основаниях с лицами других сословий и др.
К началу XIX в. законодательство, регламентирующее учет населе-ния и паспортный режим, стало юридической основой системы имми-грационного контроля (СИК) Российской империи, состоящей из трех основных элементов, сложившихся в институты:
«места жительства», в рамках которого с помощью различных сис-тем учета населения устанавливалось место проживания российских и иностранных подданных;
паспортов, которым устанавливался порядок отлучки с места жи-тельства различных категорий населения страны;
беглых и дезертиров, который определял механизмы деятельности полицейских органов по преследованию данной категории населения и санкции к нарушителям паспортного режима.
По Указу Елизаветы Петровны от 11 октября 1755 г. пограничным таможням вменялось в обязанность «делать отметки в паспортах о пере-сечении границы. Чиновник таможни брал с купцов расписку, что они вернутся обратно в Отечество вместе со своими работниками. Само¬вольно отлучавшихся за границу поселян отдавали в солдаты, а негод¬ных к службе - в крепостную работу, дворян предавали к суду, а их имения конфисковались».
Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел (4 но-ября 1819 г. - 8 апреля 1904 г.), образованный для руководства городским хозяйством, организации снабжения населения продовольствием, усовершенствования земледелия и других отраслей сельского хозяйства, занимался организацией переселения и устройством колоний. Его 4-е отделение вело дела по устройству земского управления, а 5-е отделе¬ние - осуществляло земское управление в европейских губерниях Рос¬сии, Сибири. В связи с учреждением Главного управления по делам ме¬стного хозяйства 22 марта 1904 г. этот департамент был упразднен;
Манифестом от 8 сентября 1802 г. впервые сбор статистических све¬дений как отдельная отрасль государственного управления был возло-жен на МВД. В миграционной системе эти функции с 30 апреля 1863 г. выполняли: Статистическое отделение Министерства полиции (МВД, с 12 мая 1823 г. - Департамента полиции исполнительной МВД), Стати-стический совет и Центральный статистический комитет.
Статистический совет (30 апреля 1863 г. - 26 октября 1917 г.), соз¬данный с целью «содействовать министерствам и другим главным управлениям в работе по административной статистике», определял «правильнейшие» и «вернейшие» способы собирания и обработки ста-тистических сведений и добивался единообразия в подготовке стати-стических материалов. Председатель Статистического совета назна¬чался Министром внутренних дел;
Центральный статистический комитет (30 апреля 1863 г. - 25 ию¬ля 1918 г.) осуществлял сбор, проверку, обработку статистических дан-ных «по разным отраслям государственного управления» с правом тре-бования статистических материалов от всех учреждений, исключая сек-ретные сведения;
Переселенческое управление (2 декабря 1896 г. - 19 сентября 1905 г.), учрежденное для заведования переселенческим делом, приравнивалось к департаментам и руководило делами разрешений на переселение, за-ведовало всеми кредитами по МВД на переселенческое дело, рассмат-ривало дела, возложенные на управление Министром внутренних дел.
Возникновение МС в России связано не с колониза¬цией русскими финских земель, происходившей спонтанно, неуправ¬ляемо, а с началом целенаправленного государственного регулирования миграционной деятельности в стране во второй половине XVIII в. Доре¬волюционная МС, по существу, представляла собой совокупность орга¬нов и учреждений: управляющих ею (Переселенческое управление); осуществляющих правовую деятельность (Особенная канцелярия – III-е отделение Собственной е.и.в. канцелярии); поставляющих данные обра-ботанных статистических сведений (Статистическое отделение, Стати-стический совет и Центральный статистический комитет), а также все-сторонне ее обеспечивающих (Хозяйственный департамент Министер¬ства внутренних дел).
Основными тенденциями ее развития были: переход от стихийной, спонтанной колонизации финских земель к государственному регули-рованию миграционных потоков; достойное государственное обеспече¬ние мигрантов, особенно переселенных в Сибирь и на Дальний Восток; становление иерархической структуры МС и ее развитие в процессе ре-шения важнейших государственных задач; управляющее воздействие царствующих особ государства.

Советский этап (1917 - 1991 гг.)
В советском этапе развития миграционной деятельности исследова-тели, как правило, выделяют периоды - 20-е начало 30-х годов, 30-50-е годы, 50-60-е - начало 90-х годов.
Становление советского этапа функционирования отечественной МС осуществлялось на принципах преемственности, государственного регулирования при доминировании централизованного руководства. Так, с 25 июля 1918 г. перестал существовать Центральный статистический комитет и его функции были переданы Центральному статистическому управлению и Статистическому отделу НКВД.
Деятельность советской МС характеризуется следующими положениями.
На внешнем международном уровне (внешний контур функциониро¬вания) функционирование МС было едва выраженным и в целом пред¬ставляло собой:
в управленческом аспекте: командно-административную систему управления политическими, социально-экономическими, демографическими. общественно-государственными и иными процессами; государственное обеспечение «железного занавеса»; жесткую борьбу с любыми проявлениями нерегулируемой миграции за пределы страны; принудительную высылку из страны политических мигрантов (десидентов, объявленных «врагами народа»).
в правовом аспекте:
выборочное принятие международных нормативных и правовых ак¬тов в области миграционной деятельности; тесное сотрудничество со странами социалистического содружества в области социалистической интеграции и кооперации.
На внутреннем уровне (внутренний контур функционирования) функционирование МС представляло собой:
в управленческом аспекте:
практически с первых лет советского этапа применялась админист-ративная высылка, руководство которой было возложено на Объеди-ненное государственное политическое управление (ОГПУ). Устано-вившаяся командно-административная система управления внутренней миграционной деятельностью (МД) способствовала ускоренному разви-тию страны при реализации планов первых пятилеток. С 1936 г. руково-дство переселенческим делом было возложено на НКВД. При этом органы НКВД награждали отличившихся на строительстве вольнонаем-ных работников, досрочно освобождали за ударную работу (за строи-тельство канала Москва - Волга было освобождено 55 тыс. заключен¬ных), осуществляли гласный надзор за ссыльными и высланными, веда¬ли спецпереселениями, делами о военнопленных и интернированных и др.
Вместе с тем политическое регулирование МД породило явление ре¬прессивной высылки целых народов - калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев, крымских татар, турок, курд...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.