На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Развитие диалектического материализма в экономических трудах Карла Маркса

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 02.11.2011. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1 Философское учение Карла Маркса: проблема всеобщности законов
диалектики 5
2 Основные законы материалистической диалектики 14
Заключение 30
Список использованной литературы 32


Введение
Маркс вскрыл действительную основу всего мно¬гообразия общественных отношений — производство материаль¬ных благ, развитие которого определяет особенности развития всех остальных сторон общественной жизни. Анализ материального производства и его главной производительной силы — тру-дящихся — привел Маркса к важнейшему выводу о решающей роли народных масс в истории.
Выдающиеся предшественники Маркса ставили вопрос о необходимости создания научной философии. Но только Маркс доказал, что философское познание, как и всякое знание о действительности, непрерывно разви¬вается и никогда не получит окончательного, абсолютного за¬вершения. Философия не может и не должна быть «абсолютной наукой», претендующей на «разрешение всех загадок». Нет по¬этому никаких оснований для противопоставления «философии природы» естествознанию, «философии истории» истории как науке, «философии права» правоведению и т. д.
Диалектический материализм, созданный Марксом, не является «наукой наук», которая не считается с теоретическими положениями других наук. Если отдельные науки исследуют определенные формы движения ма¬терии и присущие им специфические законы, то марксистская философия — диалектический и исторический материализм — представляет собой научное мировоззрение, изучающее законо¬мерности, общие и для физической, и для биологической, и для общественной форм движения материи. Революционный пере¬ворот в философии, осуществленный Марксом, означал превращение философии в научное мировоззрение, неразрывно связанное с освободительным движением рабочего класса и коммунистическим преобразованием общественных от¬ношений. Благодаря марксизму философия, исчерпавшая уже свои возможности на буржуазной почве, стала великой могуще¬ственной идейной силой общественного развития.
В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс следующим образом характеризует противоположность своего метода идеалистической диалектике Гегеля: «Мой диа¬лектический метод не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созида¬тель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и пре¬образованное в ней».
В этом положении Маркс формулирует прежде всего исход¬ный пункт марксистской диалектики — материалистическое ре¬шение основного вопроса философии. На место логического самодвижения понятий Маркс ставит объективный процесс раз¬вития материи. Что же касается активности мышления, то она, по Марксу, заключается в том, что оно есть не пассивное отра¬жение внешней реальности, а «преобразование» материального, т. е. его идеальный образ, не совпадающий с тем, как мате¬риальное выступает на поверхности и отражается в чувственном восприятии. Таким образом, марксистская диалектика предполагает, во-первых, более глубокое понимание материальной действительности — как обладающей внутренне-присущими ей материальными силами развития. И, во-вторых, марксистская диалектика предполагает и более глубокое, чем у Гегеля, понимание процесса познания — как сложного, противоречивого, опосредованного отражения материальных объектов в сознании познающего и практически преобразующего материальную дей-ствительность общественного человека.
В том же послесловии Маркс указывает, что в своем наибо¬лее глубоком, рациональном виде диалектика несовместима с классовыми интересами буржуазии: последние толкают буржуа на апологию существующего, в то время как научная, материа¬листическая диалектика включает в позитивное понимание су¬ществующего понимание необходимости его отрицания, законо-мерности его гибели. Материалистическая диалектика рассма¬тривает каждую форму действительности в ее движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны.


1 Философское учение Карла Маркса:
проблема всеобщности законов диалектики
Признание всеобщности и существенности развития — одно из важнейших положений материалистической диа¬лектики — не есть простая констатация повсеместно на¬блюдаемого, не есть также непосредственный логический вывод из научных данных. Диалектический подход к этому положению позволяет выявить противоречивость его содержания, которая отражает сложность, опосредованность развития. Если развитие всеобще, значит каж¬дый отдельный процесс является процессом развития? Достаточно поставить этот вопрос, чтобы необходимость скрупулезного анализа понятия всеобщности раз¬вития стала очевидной.
Механическое движение, всеобщность которого давно установлена, само по себе не является процессом развития. Изменение агрегатных состояний, так же. как и значи¬тельная часть химических превращений, подобно механи¬ческим процессам, носит обратимый характер, т. е. пред¬ставляет собой существенные моменты всеобщего круго¬ворота природы, необходимой определенностью которого является повторение. Ближайший анализ последнего обнаруживает его неизбежную двойственность: повторе¬ние, по меньшей мере частично, есть также неповторение. Налицо, таким образом, единство повторения и неповто-рения. Противоположность между обратимыми и необра¬тимыми процессами представляется на первый взгляд абсолютной. Необходимо, однако, разграничивать раз¬личные типы необратимых процессов и соответственно этому их различное отношение к обратимым процессам. По-видимому, и здесь абсолютное и относительное ока¬зываются в конечном счете относительными противопо¬ложностями.
К. Маркс, анализируя противоречия капиталистиче¬ского способа производства и их внешние, неадекватные выражения, сформулировал в высшей степени важное гносеологическое положение: «...если бы форма проявле¬ния и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня». Применяя это указание к поставленному нами вопросу, мы можем сказать, что развитие есть не непосредственное проявление, а сущ¬ность процессов, совершающихся в природе и обществе. То же, несомненно, относится и к всеобщности развития, которая предполагает бесконечное многообразие взаимо¬обусловленных, взаимодействующих явлений, превраще-ние одних форм движения материи в другие. Вследствие этого всеобщий процесс развития складывается из мно¬жества особенных процессов, в том числе и таких, кото¬рые сами по себе не являются процессами развития. Следовательно, отличая развитие от простого перемеще¬ния, обратимых процессов, повторения и т. д., мы не ограничиваем всеобщности развития, а, напротив, ос¬мысливаем ее как противоречивое единство многообра¬зия, единство противоположностей.
Признание всеобщности и существенности развития предполагает далее анализ отношений между этими его определенностями. Единство всеобщности и существен¬ности диалектически противоречиво. Ведь если развитие всеобще, то оно, следовательно, относится как к сущест¬венным, так и к несущественным процессам. Но является ли существенным развитие несущественного? Не будем, однако, абсолютизировать существенное в его сущест¬венности, как и несущественное в его несущественности. Противоположность между существенным и несуществен¬ным не абсолютна, поскольку существенное в одном отношении оказывается несущественным в другом. От¬вергая метафизическое противопоставление сущности яв¬лению, философия марксизма доказывает, что явление существенно, хотя в нем недостаточно, неполно, не впол¬не адекватно выражается сущность. Видимость также существенна, как гениально доказал Маркс своим кри¬тическим анализом основного предрассудка вульгарной политической экономии, т. е. «триединой формы», соглас¬но которой капитал производит прибыль, рента является продуктом земли, а труд создает лишь получаемую про¬летарием заработную плату. Как известно, эта лживая формула отражает конечный результат перераспределе-ния (в процессе конкуренции между капиталистами, а так¬же между капиталистами и собственниками земли) при¬бавочной стоимости, создаваемой трудом пролетариев.
Противоположность существенного и несущественного относительна также и потому, что нечто существенно, по¬скольку нечто другое несущественно, но именно несу¬щественное придает существенному свойственную ему определенность. Несущественное есть, следовательно, оп¬ределенность самой сущности. Относительно такого рода замешательства обыденного здравомыслия Маркс иро¬нически замечает: «Научные истины всегда парадоксаль¬ны, если судить на основании повседневного опыта, ко¬торый улавливает лишь обманчивую видимость вещей». Материалистическая диалектика есть наука о всеоб¬щих законах движения, изменения, развития природы, общества и познания. Признание того, что природе, обществу и познанию присущи одни и те же законы дви¬жения, изменения, развития, указывает не только на все¬объемлющий характер законов диалектики, но и на то, что их всеобщность может быть правильно понята лишь как многообразие форм существования. И действительно, диалектика общественного развития качественно отлич¬на от диалектики природы, а диалектические закономер¬ности познавательной деятельности, отражающие объек¬тивную диалектику природы и общества, характеризуют¬ся специфической качественной определенностью, кото¬рая и выражается понятием субъективной диалектики. Восхождение от абстрактного к конкретному специфи¬чески характеризует определенную форму познания, оно есть, как говорит Маркс, «лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроиз¬водит его как духовно конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкрет¬ного». Тем не менее диалектические законы каждой из этих областей, несмотря на качественное различие между ними, которое недопустимо недооценивать, образуют сущ¬ностное тождество. Диалектическое понимание всеобщ¬ности в противоположность метафизической концепции абстрактного тождества предполагает качественное мно¬гообразие, т. е. отвергает сведение всеобщности к единообразию, которое, как свидетельствует история познания, существует лишь как момент многообразного целого.
Понятие абсолютного образует основную, хотя и неспецифическую, определенность законов диа¬лектики. Абсолютно движение, абсолютно развитие. За¬кон сохранения материи и движения — абсолютный за¬кон природы. Закон превращения энергии Энгельс харак¬теризует как «абсолютный закон природы». Абсолютное существует и в общественной жизни. Труд — абсолютное условие существования общества, так как он есть, пишет Маркс, «всеобщее условие обмена веществ между чело¬веком и природой, вечное естественное условие челове¬ческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково всем ее общественным формам». Эта характеристика тру¬да является в известной мере и определением абсолют¬ного, во всяком случае, применительно к условиям су¬ществования людей.
Следует подчеркнуть, что Маркс нередко пользуется понятием абсолютного и для характеристики исторически преходящих социальных явлений. При этом имеются в виду безусловно необходимые предпосылки этих явле¬ний и основные формы их существования.
Так, Маркс характеризует деньги как «абсолютный Товар», разумеется, в частнособственническом обществе. Маркс разграничивает абсолютную форму при¬бавочной стоимости и относительную. Всеобщий закон капиталистического накопления Маркс, как известно, называет абсолютным. Характеризуя экономические кризисы перепроизводства, Маркс отмечает, что в периоды кризисов «противоположность между товаром и образом ого стоимости, деньгами, вырастает в абсолютное проти¬воречие».
Упрощенное представление о диалектике нередко свя¬зывается с отрицанием абсолютного, поскольку понятие абсолютного занимает центральное место в системах мета¬физики. Но марксизм отвергает лишь метафизическую концепцию абсолютного, необходимой предпосылкой ко¬торой является отрицание относительного, так же как отрицание изменения, развития. Между тем признание всеобщей связи явлений, всеобщности движения означает признание относительности как категориальной характеристики существую...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.