На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Государственные внебюджетные фонды и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ГУП РМЭ «Мостремстрой»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 03.11.2011. Сдан: 2010. Страниц: 65 + приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение 3
1. Государственные внебюджетные фонды 5
2. Глоссарий финансовых терминов 19
3. Анализ финансового состояния предприятия 22
3.1. Характеристика предприятия 22
3.2. Учетная политика предприятия 25
3.3. Анализ имущественного положения 33
3.4. Анализ ликвидности 37
3.5. Анализ финансовой устойчивости 40
3.6. Анализ платежеспособности 42
3.7. Анализ деловой активности 45
3.8. Анализ формирования прибыли 47
3.9. Анализ показателей рентабельности 51
3.10. Прогноз возможности банкротства предприятия 53
3.11. Анализ безубыточности предприятия 55
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения

Введение
Внебюджетные фонды – это система самостоятельных финансовых организаций, которые финансируют вложения в мероприятия общегосударственного или местного значения. В число государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный дорожный фонд РФ.
На региональном уровне образуются территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные дорожные фонды. Финансовые ресурсы внебюджетных фондов образуются за счет распределения в соответствующей пропорции единого социального налога.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации
2. Фонд социального страхования Российской Федерации
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальных, экономических , экологических и др. видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания. В составе финансовой системы страны внебюджетные фонды занимают особое место: будучи самостоятельным звеном государственных и муниципальных финансов, они выступают экономической формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для целевого финансирования социальных, экономических, экологических и др. потребностей. Основным методом формирования преобладающей части внебюджетных фондов социального назначения является страховой, при котором контингент участников, принципы мобилизации ресурсов, характер использования средств существенно отличаются от бюджетного. Некоторая часть внебюджетных фондов, особенно на муниципальном уровне, может формироваться кредитным методом - с помощью привлечения временно свободных денежных средств на финансовом рынке.
Таким образом, внебюджетные фонды характеризуются чертами, отражающими их двойственную природу: с одной стороны, они, как и бюджет, являются материально-финансовой базой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, формируются за счет бюджетных и кредитных поступлений, а с другой - основу механизма функционирования некоторых из них составляют страховые отношения, предопределяющие иные, чем в бюджетной сфере, методы мобилизации и использования денежных средств.
Специфические признаки внебюджетных фондов: конкретно обозначенная и законодательно зафиксированная цель, ради которой создается фонд; целевое закрепление конкретных видов доходов за соответствующими расходами (вместо обезличивания поступлений, характерного для бюджета); относительная самостоятельность, обусловливающая, как правило, создание автономной организационной структуры, управляющей фондом. Таким образом, цель данной работы рассмотрение темы государственные внебюджетные фонды, а также финансовый анализ предприятия.
Объектом исследования является ГУП РМЭ «Мостремстрой».
Задачами работы являются:
1. Рассмотрение бюджета, и бюджетных фондов государства
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

1. Государственные внебюджетные фонды

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет сле¬дующих источников:
• специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
• отчисления от прибыли предприятий, учреждений и ор¬ганизаций;
• средства бюджета;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;
• иные не запрещенные законом поступления.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса РФ) внебюд¬жетные фонды не включались в бюджетную систему Рос¬сийской Федерации, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные фи¬нансы). С принятием Бюджетного кодекса федеральные вне¬бюджетные фонды были включены в первый уровень бюд¬жетной системы, а фонды субъектов Федерации — во вто¬рой. В настоящее время принципы формирования, расхо¬дования, управления внебюджетными фондами регламен¬тируются ст. 143—150 Бюджетного кодекса РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отче¬тов об их исполнении — нормами бюджетного процесса Рос¬сийской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным каз¬начейством Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ включает в число государствен¬ных внебюджетных фондов Российской Федерации:
• Пенсионный фонд РФ;
• Фонд социального страхования РФ;
• Федеральный фонд обязательного медицинского стра¬хования.
Одновременно с социальными были созданы другие вне¬бюджетные фонды.
Внебюджетные средства — это денежные средства государства, имеющие целевой курс назначения и не включаемые в бюджетную систему. Однако институциональные преобразования экономики Рос¬сии потребовали расширенного толкования этого термина с позиций наличия в экономической среде иных форм собственности, включая частную. Поэтому внебюджетные средства включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентировано бюджетным законодательством.
Столь широкая трактовка внебюджетных фондов может быть выведена из названия этого финансового феномена — любые средства, не входящие в состав бюджетов. При этом наблюдается большое разнообразие внебюджетных фондов. Ряд государствен¬ных внебюджетных фондов аккумулирует средства, адекватные бюджетным, и поэтому их внебюджетность формальна и во многих случаях малообоснованна. Часть фондов, возникших как внебюджетные, была консолидирована в бюджеты и это создало институт целевых бюджетных фондов.
Значительная часть внебюджетных фондов — юридические лица, но некоторые из них — это лишь средства на внебюджет¬ном счете, управление которыми поручено существующим структурам (федеральным, региональным, муниципальным, об¬щественным или даже коммерческим структурам).
Внебюджетные фонды помимо деления по принадлежности и инстуциирования в зависимости от решаемых ими задач мож¬но классифицировать по цели создания, периоду функциониро¬вания, охвату проблем.
1) В зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на:
- экономические,
- социальные,
- научно-технические,
- внешнеэкономические,
- экологические,
- культурно-просветительские и пр.
Более подробная классификация вне¬бюджетных фондов может быть представлена в виде последую¬щего их подразделения по конкретным функциональным, отрас¬левым и прочим признакам. Например, группа экономических фондов включает следующие фонды: инвестиционные, валют¬ные, дорожные и другие, социальные фонды охватывают фонды социального страхования, медицинского страхования, пенсион¬ного обеспечения, социальной поддержки населения и прочие.
2) В зависимости от предполагаемого периода функциониро¬вания программы или условно намеченного времени для осуще¬ствления конкретных целей фонды могут быть:
- бессрочного,
- долгосрочного
- краткосрочного действия.
Примером фонда бес¬срочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия — фонд регионального развития, краткосрочного — фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.
3) По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть:
- об¬щего характера (фонд регионального развития);
конкрет¬ного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области).
Возникновение института внебюджетных фондов не получи¬ло однозначной оценки. Итоги деятельности данных фондов по-разному воспринимаются специалистами. Столь же противоречиво выглядят и рекомендации по дальней¬шему их развитию и управлению.
Так, по мнению некоторых специалистов существующая форма акционирования государственных социальных внебюд¬жетных фондов ничем не отличается от бюджетной. Указанные фонды, на их взгляд, являются специфическими функциональ¬ными бюджетами. Разница лишь в том, что обычные бюджеты функционируют в административно-территориальных рамках, а Пенсионный фонд — в рамках определенной функции. В связи с этим достаточно принять законодательные решения, запре¬щающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на иные нужды, иными словами — образовать целевые бюджетные фонды. Тогда бы не потребовалось создавать автономные вне¬бюджетные фонды.
Отдельные внебюджетные фонды явно тяготеют к страховым фондам и хотя на данный момент ими не являются, динамика изменений не вызывает сомнений — в недалеком будущем они утратят бюджетную природу. С другой стороны, часть внебюд¬жетных фондов изначально ничего общего не имела с бюджета¬ми как по источникам доходов, так и по механизму их аккуму¬ляции, а также организационно-правовой структуре управления средствами и другим признакам.
Из всего этого следует, что внебюджетные фонды как субъ¬ект государственной финансовой системы не являются однород¬ными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недос¬татками в сравнении с бюджетной формой существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определен¬ными условиями, их предопределяющими, или отсутствием та¬ковых.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
• влиять на процесс производства путем финансиро¬вания, субсидирования, кредитования отечественных пред¬приятий;
• обеспечивать природоохранные мероприятия, финан¬сируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
• оказывать социальные услуги населению путем вып¬латы пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
• предоставлять займы, в том числе зарубежным парт¬нерам, включая иностранные государства.
Остановимся более подробно на функциях Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд РФ был создан в соответствии с постановле¬нием Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Положение о Пенсионном фонде РФ утверждено постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Это Положение действует в настоящее время с отдельными изменениями и дополнениями.
На основании данного постановления определен его правовой статус: Пенсионный фонд России (далее ПФР) является самостоя¬тельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о ПФР (далее Положение) в целях госу¬дарственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. № 318 введена госу-дарственная регистрация актов, издаваемых ПФР.
Согласно Положению ПФР и его денежные средства находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Этим был определен целевой ха¬рактер денежных средств Пенсионного фонда. Следует также отме¬тить, что признание ПФР и пенсионных средств федеральной госу¬дарственной собственностью (то же в отношении средств других от¬раслей социального и медицинского страхования) — одна из особенностей российской пенсионной системы. Данное положение было подтверждено в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
С 1 января 2001 г. в ПФР страховые взносы работодателей за-числяются как суммы Единого социального налога, уплачиваемые в порядке, установленном НК РФ.
На федеральном уровне руководство фондом осуществляет Правление ПФР и его постоянно действующий исполнительный орган — исполнительная дирекция. Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных об¬разованиях осуществляется региональными отделениями ПФР, ко¬торые являются юридическими лицами.
Правление ПФР выполняет следующие функции:
— несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
— определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
— утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
— назначает и освобождает от должности исполнительного ди-ректора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
— утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизи-онной комиссии и региональных органах ПФР;
— издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
— решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Перераспределение национального дохода в про-цессе формирования фонда осуществляется при помощи социальных налогов, сборов, средств из бюджета и займов.
Расходы на пенсионное обеспечение — это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили до 47 % по отно¬шению к расходам федерального бюджета.
Решающим источником покрытия этих рас¬ходов являются страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы в виде Единого соци¬ального налога (ЕСН) одновременно с получением в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают страховые взносы (ЕСН) с работников, включая работающих пенсионеров.
Бюджет Пенсионного фонда относится к ди¬намичной категории. Он обладает характерными особенностями и изменяется под воздействием самых различных социально-демографических и территориальных факторов.
Во-первых, доходная часть бюджета Пенси¬онного фонда может постоянно расти по мере создания новых предприятий, новых рабочих мест, осуществления деятельности, связанной с увели¬чением доходов, облагаемых ЕСН.
Во-вторых, снижение базовой ставки ЕСН (с 14 до 6%) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может привести к нарушению текущей сбалансированности Пенсионного фонда в части обеспечения средствами ЕСН затрат на выплату базовой части трудовых пенсий. В этом случае возникает необходимость реагирования и устране¬ния такого дисбаланса. Так, например, в доходной части бюджета Пенсионного фонда на 2007 г. учте¬ны средства федерального бюджета на покрытие недостатка средств базовой части пенсии в сумме 183,9 млрд. руб. и страховой части трудовой пенсии в сумме 74,5 млрд. руб.
В-третьих, в бюджете пенсионного фонда на отдельные годы могут быть предусмотрены средства федерального бюджета на финансирование дополнительного ежемесячного материального обеспечения и улучшения материального положения некоторых категорий граждан, имеющих особые заслуги перед родиной.
В-четвертых, с 2007 г. не плани¬руется отвлечение средств Пенсионного фонда на оказание адресной поддержки неработающим пенсионерам, на оказание дополнительной меди¬цинской помощи, поскольку на финансирование указанных мероприятий предусмотрены средства федерального бюджета, которые поступают в Фонд обязательного медицинского страхования.
В-пятых, в доходной части бюджета Пенсион¬ного фонда также учитываются средства, поступа¬ющие от негосударственных пенсионных фондов, доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисляемые управляющими компаниями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В расходную часть бюджета Пенсионного фон¬да включаются лишь те затраты, которые уменьша¬ют общий объем пенсионных накоплений на конец планируемого периода.
Таким образом, согласно ст. 147 Бюджетного кодекса РФ — расходование средств государственных внебюд¬жетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством. В част¬ности, средства Пенсионного фонда направляются на оплату всех видов государственных пенсий и пособий.
Согласно Закону № 167-ФЗ источниками формирования бюджета ПФР являются:
— страховые взносы;
— средства федерального бюджета;
— суммы пеней и иных финансовых санкций;
— доходы от размещения (инвестирования) временно свобод¬ных средств обязательного социального страхования;
— добровольных взносов физических лиц и организаций, упла-чиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
— иных источников, не запрещенных законодательством Рос-сийской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий¬ской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) ПФР признан страховщиком, осуществляющим обя¬зательное пенсионное страхование . ПФР — государственное учреж¬дение и его территориальные органы — составляют единую центра¬лизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой ни¬жестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направля¬ются на:
— выплату в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
— доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
— финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
— иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствую¬щий год, осуществляются только после внесения изменений в ука¬занный бюджет в установленном порядке.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм посту-плений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на фи-нансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляют¬ся в бюджет ПФР в полном объеме. Указанные средства расходуют¬ся в следующем порядке:
— на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
— на дополнительное повышение базовой части трудовой пен¬сии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Порядок использования временных свободных средств ПФР оп-ределяется федеральным законом.
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формиро¬вания и расходования определяются федеральным законом о бюд¬жете ПФР.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязатель¬ствам ПФР перед застрахованными лицами.
Положения о территориальных органах ПФР, являющихся юри-дическими лицами, утверждаются Правлением ПФР.
В Законе об обязательном пенсионном страховании содержится значимое нововведение: впервые в качестве страховщика в системе обязательного пенсионного страхования наряду с ПФР признаются негосударственные пенсионные фонды (ст. 5). Случаи и порядок участия негосударственных пенсионных фондов в системе обяза¬тельного пенсионного страхования должны быть предусмотрены федеральным законом.
Также федеральным законом устанавлива¬ются: порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими ука¬занных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из ПФР и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фон¬ды, а также пределы осуществления негосударственными пенсион¬ными фондами полномочий страховщика .
В этом Законе более полно прописаны права, обязанности и от-ветственность ПФР как страховщика. Страховщик, в частности, имеет право:
— проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персони-фицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справ¬ки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных прове¬рок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Фе¬дерации порядке;
— требовать от руководителей и других должностных лиц про-веряемых организаций, а также от физических лиц, которые само-стоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выяв¬ленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
— получать у налоговых органов необходимую для осуществле¬ния обязательного пенсионного страхования информацию о страхо¬вателях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию и иные сведения, составляющие налоговую тайну;
— осуществлять управление средствами бюджета ПФР и кон¬троль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспе¬чения (страхования) в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации;
— представлять интересы застрахованных лиц перед страховате-лями;
— осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
В Законе также подробно определены обязанности страховщика:
— подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;
— назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обя-зательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе дан¬ных индивидуального (персонифицированного) учета, а также пре-дусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсио¬неров, не работавших на день смерти;
— осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного стра¬хового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;
— составлять проект бюджета ПФР и обеспечивать исполнение указанного бюджета;
— регулярно информировать в установленном порядке страхо-вателей, застрахованных лиц, государственные, общественные орга-низации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обес¬печению своей финансовой устойчивости;
— обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их ис-пользованием;
— осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
— осуществлять регистрацию страхователей;
— вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
— вести государственный банк данных по всем категориям стра-хователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, ин-дивидуальный (персонифицированный) учет сведений обо всех ка¬тегориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицирован¬ном) учете в системе государственного пенсионного страхования;
— обеспечивать режим ведения специальной части индивиду-ального лицевого счета в соответствии с требованиями, установлен¬ными федеральным законом об обязательном пенсионном страхова¬нии;
— обеспечивать своевременный учет в соответствующих разде¬лах специальной части индивидуального лицевого счета поступив¬ших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;
— обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;
— бесплатно консультировать страхователей по вопросам обяза-тельного пенсионного страхования и информировать их о норма¬тивных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;
— организовывать через свои территориальные органы бесплат¬ные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательно¬го пенсионного страхования;
— развивать международные связи в области обязательного пен-сионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с Законом об обязательном пенсионном обеспе¬чении страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Если страхователь одновременно относится к нескольким кате¬гориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов про¬изводятся им по каждому основанию.
Новый порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подробно определен в главе V Закона об обязательном пенсионном страховании .
В указанном Законе дано определение тарифа страхового взноса.
Тариф страхового взноса — это размер страхового взноса на еди-ницу измерения базы для начисления страховых взносов.
Закон определяет размер тарифа для разных групп страховате¬лей.
Застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопи¬тельной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопле¬ния, учтенные в специальной части индивидуального лицевого сче¬та, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 г.
Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществля¬ется Счетной палатой РФ. В Законе также предусмотрен контроль со стороны наблюдательного совета страховщика, которые должен создаваться в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пенсионная реформа и введение в силу новых пенсионных зако¬нов были осуществлены на фоне устойчивого финансового положе¬ния ПФР в 2001—2002 гг., при наличии существенного резерва пенсионных средств. Однако сложная система финансирования, несформированная до конца правовая база, а также ряд текущих и прогнозируемых макроэкономических показателей вызывают мно¬го сомнений в гарантиях финансовой устойчивости системы.


















2. Глоссарий финансовых терминов

Бюджет (от старонормандского bougette — кошель, сумка) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) - методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Целевой бюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства Центрального банка не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению (ст. 17 БК РФ).
Бюджетная система, совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Характер бюджетной системы определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства
Бюджетный учёт, бухгалтерский учёт процесса исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений и организаций.
Бюджетные резервы, фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.
Бюджетное право, совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по образованию и использованию общегосударственного фонда денежных средств.
Бюджетное планирование, составление и исполнение государственного бюджета в социалистических странах. Является составной частью народно-хозяйственного планирования. На основе показателей народно-хозяйственного плана (объём и реализация продукции, товарооборот, фонд зарплаты, капитальные вложения и др.) разрабатываются бюджеты, которые служат важным рычагом проверки балансовых связей отдельных элементов плана, выявления и мобилизации внутренних резервов.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный процесс в Российской Федерации — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению. Бюджетный процесс в РФ охватывает ряд стадий, которым соответствуют группы бюджетных операций: стадия составления проекта бюджета; стадия рассмотрения и утверждения бюджета; стадия исполнения бюджета.
Бюджетные ассигнования — средства, предусмотренные бюджетной росписью их получателю или распорядителю (ст. 6 БК РФ).
Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета; распределяет бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ (ст. 6 БК РФ).

3. Анализ финансового состояния предприятия
3.1. Характеристика предприятия

На основании Постановления Совета Министров Марийской АССР №543 от 22.03.1973г. и приказом Минавтодора РСФСР №5 от 11.01.1974 г. был создан Мостостроительный участок (МСУ).
В 1975г. было создано Мостостроительное управление «Марийскавтодор».
В 1990 г. было создано Мостовое ремонтно-строительное управление (МРСУ) Марийского государственного производственного предприятия по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорого общего пользования приказом Марийского государственного предприятия «Марийскавтодор» от 25.12.1990г. №356 на базе Мостостроительного управления «Марийскавтодор», организованного приказом бывшего Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР от 11.08.1975г. №157.
Мостовое ремонтно-строительное государственное унитарное предприятие (краткое наименование ― МРСГУП) реорганизовано на основании приказа ГУП «Марийскавтодор» от 29 июня 1996г. № 102, путем выделения из состава ГУП «Марийскавтодор» его структурного подразделения ― Мостового ремонтно-строительного управления и является дочерним предприятием ГУП «Марийскавтодор», действующим на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, других действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Республики Марий Э, а также Устава МРСГУП.
Учредителем МРСГУП является ГУП «Марийскавтодор». Устав, утвержденный учредителем, является единственным учредительным документом предприятия.
С 2002 г. правопреемником Мостового ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия является государственное предприятие Республики Марий Эл «Мостремстрой» (ГУП РМЭ «Мостремстрой»), действующее на основании законодательства Российской Федерации, Республики Марий Эл и Устава. ГУП РМЭ «Мостремстрой» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, право открывать в установленном порядке расчетный и другие счета, в том числе валютные в банках на территории Российской Федерации, имеет печать со своим наименованием, штамп, бланки и другую атрибутику.
Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Департамента дорожного хозяйства Республики Марий Эл, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство государственного имущества Республики Марий Эл и Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством Республики Марий Эл и уставом предприятия.
Местонахождение данного предприятия Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Пролетарская, 26.
ГУП РМЭ «Мостремстрой» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Основной целью деятельности предприятия является строительство, реконструкция, ремонт и содержание мостов и искусственных сооружений на сети дорог общего пользования, и реализация на основе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности, социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и государства. Предприятие осуществляет функции подрядчика.
Предметом деятельности предприятия являются мосты и искусственные сооружения на сети дорог общего пользования Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- строительство, реконструкция, ремонт и содержание мостов и искусственных сооружений на сети дорог общего пользования;
- выполнение строительно-монтажных работ общего назначения;
- производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий;
- выполнение топографических съемок и трассирование мостовых сооружений;
- проектирование малых и средних мостов, путепроводов и эскад;
- разработка проектов производства строительно-монтажных работ и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными механизмами;
- перевозка грузов в межобластном сообщении на коммерческой основе по РФ;
- перевозка пассажиров автобусами грузов в межобластном сообщении по РФ для служебных целей;
- перевозка опасных грузов межобластном сообщении на коммерческой основе;
- содержание и эксплуатация АЗС для технологических нужд;
- хранение нефтепродуктов;
- эксплуатация подземных сооружений;
- эксплуатация объектов котлонадзора;
- эксплуатация объектов газового хозяйства;
- несерийное изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары.
Имущество предприятие находится в государственной собственности Республики Марий Эл, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается в балансе предприятия.
Размер уставного фонда ГУП РМЭ «Мостремстрой» на момент регистрации составляет пятьсот шестьдесят одну тысячу двести рублей. Уставный фонд сформирован за счет недвижимого имущества (гараж на 4 бокса, деревообрабатывающий цех).
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Министерства государственного имущества Республики Марий Эл.
3.2. Учетная политика предприятия
В соответствии с действующим законодательством все предприятия, и организации, должны вести бухгалтерский учет в соответствии с общими правилами, принятыми в стране и нести ответственность за соблюдение порядка ведения учета и отчетности.
Финансовой и бухгалтерский учет в осуществляет специальная служба бухгалтерия.
Организационная структура представлена на рисунке 5.
































рис. 1 Структура управления предприятием ГУП РМЭ «Мостремстрой»

Возглавляет бухгалтерский отдел - главный бухгалтер.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном уставом. Он подчиняется руководителю компании и несет ответственность за организационные и методические вопросы ведения бухгалтерского учета.
Согласно должностной инструкции и квалификационной характеристики должности главного бухгалтера утвержденного генеральным директором на 2009 год к главному бухгалтеру предъявляются следующие квалификационные требования: высшее экономическое образование и стаж работы не менее пяти лет. В соответствии с данной инструкцией в обязанности главного бухгалтера входит:
- осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
- формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов.
- организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
- обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности,
- при отсутствии финансового директора участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
- обеспечивать своевременное составление баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
- вести учет расчетов с учредителями;
- вести учет финансовых вложений, взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств страховых резервов на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами;
- вести учет расчетов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам;
- вести учет прочих доходов и расходов.
- вести учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
В подчинении главного бухгалтера находятся сотрудники бухгалтерии: заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, бухгалтер по расчетам, бухгалтер – кассир. Сотрудники бухгалтерии обязаны иметь высшее экономическое образование и стаж работы не менее трех лет.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете в РФ» от 21.11.1996г. №129-ФЗ каждое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета в зависимости от вида деятельности, структуры управления и конкретных условий хозяйствования, само определяет методы ведения бухучета и технологию обработки учетной информации, которые указаны в разработанной в обязательном порядке учетной политике организации.
Учетная политика на 2009 год утверждена руководителем компании. Учетная политика составлена в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».
Учетной политикой утверждены следующие принципы ведения бухгалтерского учета:
В отношении формы ведения бухгалтерского учета:
Общество применяет журнально-ордерную форму бухгалтерского учета. Ежедневный процесс обработки информации производиться с использованием компьютерной техники, на основании регистров бухгалтерского учета, и на основании утвержденных унифицированных форм первичной документации с учетом деятельности. Хранение документов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со статьей 17 Федерального закона №129 –ФЗ и номенклатурой дел утвержденной руководителем.
В соответствии с Законом РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» бухгалтерская годовая отчетность должна быть подтверждена аудиторским заключением. Годовая бухгалтерская отчетность публикуется в соответствии с приказом Минфина РФ от 21 февраля 1997 №17.
Обработка учетной информации производится с использованием системы автоматизированной обработки учетной информации с применением программы «1-С Предприятие» Вывод информации с машинных носителей на бумажные осуществляется не реже одного раза в квартал.
Для учета основных средств, нематериальных активов, материалов и запасов, учета труда и его оплаты, учета денежных средств применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлениями Госкомстата РФ.
В отношении проведения инвентаризации имущества и обязательств учетной политикой предусмотрены следующие методы:
Проведение инвентаризации активов и обязательств осуществляется на основании приказа о проведении инвентаризации. Инвентаризация проводится :
- материально-производственных запасов – ежегодно по состоянию на 1 октября;
- основных средств – раз в три года по состоянию на 1 ноября;
- иного имущества, расчетов и обязательств – ежегодно по состоянию на 31 декабря;
- инвентаризация кассы – не реже одного раза в квартал.
Учетная политика компании предусматривает следующие методы учета основных средств.
Для учета основных средств, как имущества, используемого при производстве и для управления организацией, со сроком полезного использования более одного года выделены следующие группы основных средств:
- здания и сооружения;
- вычислительная и множительная техника;
- производственный и хозяйственный инвентарь;
- средства связи;
- транспортные средства;
- прочие основные средства.
Основные средства принимаются по бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на приобретение, либо на сооружение основного средства. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации полезного использования линейным способом.
Объекты основных средств не более 10000 рублей за единицу списываются на расходы по мере отпуска в эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в компании организован контроль за их передвижением.
Методологические принципы бухгалтерского учета основных средств утвержденные в данной учетной политике соответствуют требованиям установленным ПБУ «Учет основных средств», утвержденным приказом Министерства Финансов РФ от 30.03.2001 №26н.
В отношении учета материально-производственных запасов учетной политикой предусмотрены следующие методы ведения бухгалтерского учета:
К материально-производственным запасам относятся активы, используемые в качестве материалов при производстве и для управления компанией в течении периода, не превышающего 12 месяцев и отражается в бухгалтерском учете исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При отпуске материально-производственных запасов в эксплуатацию и ином выбытии, их оценка производиться по себестоимости каждой единицы.
Согласно учетной политики организации, нематериальные активы учитываются в течении всего момента возмещения стоимости, исходя из срока полезного их использования раздельно по объектам учета по первоначальной стоимости.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве материальных, необходимо одновременно выполнение следующих условий:
- отсутствие материально-вещественной структуры;
- возможность идентификации от другого имущества;
- использование при производстве либо для управления в течение срока полезного использования, превышающего 12 месяцев;
- способность приносить экономические выгоды в будущем;
Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации в течении полезного срока использования линейным способом.
Методологические принципы бухгалтерского учета нематериальных активов утвержденные в данной учетной политике соответствуют требованиям установленным ПБУ «Учет нематериальных активов».
Ведение учета операций с финансовыми вложениями предусмотрено следующими методами:
К финансовым вложениям относятся инвестиции предприятия в государственные ценные бумаги, муниципальные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для предприятия по их приобретению. По долговым ценным бумагам разница между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течении срока их обращения не начисляется. Объекты финансовых вложений, не оплаченные полностью, показываются по статьям финансовых вложений в полной сумме с отнесением задолженности по оплате на статью кредиторов в случаях, когда к предприятию перешли права на объект финансовых вложений.
Учет полученных кредитов и займов ведется следующими методами:
Обязательства организации по полученным кредитам и займам отражаются в бухгалтерском учете с процентами, причитающимися к уплате на конец отчетного периода. Начисленные проценты по полученным займам и кредитам включаются компанией в состав операционных расходов и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В разделе учетной политики, учет ведения кассовых операции, в полном объеме предусмотрены методы ведения кассовых операций и порядок кассовой дисциплины.
Учет операций по кассе ведется в соответствии с утвержденным порядком ведения кассовых операций в РФ (Письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993г. №18). Из полученной выручки Компания имеет право производить выплату убытков, заработную плату, выплату вознаграждений, выдачу средств под отчет, в соответствии с распоряжением руководителя.
Согласно учетной политики предприятия распределение и использование чистой прибыли производится согласно решения акционеров и утверждено на собрании акционеров.
В целом, можно сказать, что у организации достаточно высокий уровень ведения бухгалтерского учета, разработана и утверждена учетная политика, разработан рабочий план счетов, высокое программное обеспечение и строгое распределение должностных обязанностей, однако в ходе изучения организации бухгалтерского учета в существуют некоторые недостатки, а именно в отношении применения некоторых методов ведения бухгалтерского учета прописанных в учетной политике и отсутствие графика документооборота.

3.3. Анализ имущественного положения
Оценку имущества предприятия производят на основе построения сравнительного аналитического баланса (САБ). Схемой САБ охватывается множество важных показателей, характеризующих статику и динамику состояния предприятия. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа. САБ получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников средств предприятия за анализируемый период. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определённый период. Целью вертикального анализа является вычисление удельного веса статей в валюте баланса, т.е. доли отдельных видов имущества предприятия или долей различных источников формирования имущества. Сопоставляя структуру изменений в активе и пассиве, можно сделать вывод о том, через какие источники в основном был приток новых ресурсов и в какие активы эти ресурсы в основном были вложены.
Для общей оценки финансового состояния предприятия необходимо сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (активы) и срочности (пассивы).
Изучив состав и структуру имущества предприятия по данным САБ, видно, что общая стоимость имущества организации за анализируемый период увеличилась: с 78215 тыс.руб на конец 2007 года до 84740 тыс.руб. на конец 2008 (или на 8,34%).
В составе имущества в течение 2007-2008 гг. также происходили изменения. Доля оборотных средств увеличилась и составила на конец 2008г. 59,85%, что на 6,65% больше чем на конец 2007г.
За 2007-2008 гг. произошло уменьшение суммы основного капитала. Это произошло за счет уменьшения суммы незавершенного строительства. Хотя основные средства увеличиваются. Так на конец анализируемого периода внеоборотные активы составляют 34023 тыс.руб, что на 1179 тыс.руб больше, чем на конец 2007г.
Наибольший удельный вес в оборотных активах на конец 2007 года занимает дебиторская задолженность (27,45%). А на конец 2008 года лидирующую позицию заняли запасы и затраты, увеличившись до 32,83% в общем объеме оборотных средств.
Рассмотрим пассив баланса. Источники финансирования предприятия за анализируемый период увеличиваются с 81995 тыс.руб. на начало 2007 года до 84740 тыс. руб в конце 2008 года. Следует отметить тенденцию к росту источников финансирования к концу года, что наглядно отражается на ситуации в 2007 и 2008 году.

Таблица 1
Сравнительный аналитический баланс
Группировка статей баланса На начало года, тыс.р. На конец года, тыс.р. Абсолютное отклонение, тыс.р. Темп изменения, % Удельный вес, %
начало года конец года
2007
Актив
1. Иммобилизованные активы 28761 34317 5556 119,32 35,08 43,88
2. Мобильные активы 53234 43898 -9336 82,46 64,92 56,12
2.1 Запасы и затраты 37344 21154 -16190 56,65 45,54 27,05
2.2 Дебиторская задолженность 15336 21470 6134 140,00 18,70 27,45
2.3 Денежные средства и КФВ 554 1274 720 229,96 0,68 1,63
Итого стоимость имущества 81995 78215 -3780 95,39 100 100
Пассив
1.Собственный капитал 49365 52562 3197 106,48 60,20 67,20
2. Заёмный капитал 32630 25653 -6977 78,62 39,80 32,80
2.1 Долгосрочные кредиты и займы 1844 208 -1636 11,28 2,25 0,27
2.2 Краткосрочные кредиты и займы 17500 5000 -12500 28,57 21,34 6,39
2.3 Кредиторская задолженность 13286 20445 7159 153,88 16,20 26,14
Итого источников финансирования 81995 78215 -3780 95,39 100 100

2008
Актив
1.Иммобилизованные активы 34317 34023 -294 99,14 43,88 40,15
2. Мобильные активы 43898 50717 6819 115,53 56,12 59,85
2.1 Запасы и затраты 21154 27819 6665 131,51 27,05 32,83
2.2Дебиторская задолженность 21470 17362 -4108 80,87 27,45 20,49
2.3 Денежные средства и КФВ 1274 5536 4262 434,54 1,63 6,53
Итого стоимость имущества 78215 84740 6525 108,34 100 100
Пассив
1.Собственный капитал 52562 52389 -173 99,67 67,20 61,82
2. Заёмный капитал 25653 32351 6698 126,11 32,80 38,18
2.1Долгосрочные кредиты и займы 208 753 545 362,02 0,27 0,89
2.2Краткосрочные кредиты и займы 5000 5000 0 0,00 6,39 5,90
2.3 Кредиторская задолженность 20445 26598 6153 130,10 26,14 31,39
Итого источников финансирования 78215 84740 6525 108,34 100 100


Заемный капитал состоит большей частью из кредиторской задолженности, и в отдельные периоды заметна возрастающая роль краткосрочных кредитов и займов. На конец 2008 года наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность-31,39%.
Анализ источников формирования и размещения средств предприятия имеет исключительно важное значение. От того, как размещен капитал, в каких сферах и видах деятельности он используется, во многом зависит эффективность работы предприятия и его финансовое положение. В связи с этим анализ источников формирования и размещения капитала играет огромную роль при изучении условий функционирования предприятия и оценке его финансовой устойчивости. Для этого проведём анализ долгосрочных активов предприятия.
Таблица 2
Показатели структуры долгосрочных активов баланса
Показатели Сумма, тыс.р. Структура капитала, % Изменение
на начало на конец на начало на конец суммы, тыс.р. структуры, %
2007
1.1.Нематериальные активы 1 0 0,00 0,00 -1,00 0,00
1.2.Основные средства 24046 26925 83,61 78,46 2879,00 -5,15
1.3.Незавершенное строительство 4714 7392 16,39 21,54 2678,00 5,15
Итого долгосрочных активов 28761 34317 100 100 5556,00 0,00
2008
1.1.Нематериальные активы 0 0 0,00 0,00 0,00 0,00
1.2.Основные средства 26925 28104 78,46 82,60 1179,00 4,14
1.3.Незавершенное строительство 7392 5919 21,54 17,40 -1473,00 -4,14
Итого долгосрочных активов 34317 34023 100 100 -294,00 0,00
Из таблицы видно, что стоимость долгосрочных активов за анализируемый период увеличилась: с 24046 тыс. руб. до 34023 тыс.руб.
В 2007 году произошел значительный рост долгосрочных финансовых активов на 5556 тыс.руб. В структуре капитала произошло увеличение незавершенного строительства на 5,15%, не смотря на это преобладают основные средства.
В 2008 году долгосрочные финансовые активы уменьшились на 294 тыс.руб. Удельный вес основных средств вновь увеличился до 82,60%.
Таким образом, анализ показал, что в течении двух лет происходил рост стоимости долгосрочных активов. Наибольший удельный вес сохранялся за основными средствами. Остальные показатели менялись не значительно.

3.4. Анализ ликвидности
Анализ ликвидности осуществляется в целях оценки платежеспособности организации. Платежеспособность предприятия означает возможность погашения им в срок и полном объеме своих долговых обязательств. В ходе анализа платежеспособности проводятся расчеты по определению ликвидности активов предприятия и ликвидности его баланса. Ликвидность активов – это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств, предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами. Анализ ликвидности баланса заключается в сопоставлении средств по активу с обязательствами по пассиву.
При этом активы должны быть сгруппированы по степени их ликвидности и группы расположены в порядке ее убывания, а обязательства – по срокам их погашения, расположенные в порядке возрастания сроков уплаты.
Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в денежные средства делятся на 4 группы:
1) Наиболее ликвидные
2) Быстро реализуемые активы.
3) Медленно реализуемые активы.
4) Трудно реализуемые активы.
Группировка пассивов предприятия в зависимости от сроков их погашения:
1) Наиболее срочные.
2) Краткосрочные пассивы.
3) Долгосрочные пассивы.
4) Постоянные пассивы.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место соотношение:
А1 П , А2 П , А3 П , А4 П .
Если выполняются первые три неравенства в данной систе¬ме, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэто¬му важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пас¬сиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о со¬блюдении одного из условий финансовой устойчивости — на¬личия у предприятия оборотных средств.
В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют знак, противоположный зафиксированному в оптималь¬ном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по дру¬гой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации ме¬нее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Таблица 3
Анализ ликвидности баланса, тыс.р.
Активы На начало года На конец года Пассивы На начало года На конец года Платежный излишек (+) или недостаток (-)
н.г. к.г.
2007
1. А1 554,00 1274,00 1. П1 13286,00 20445,00 -12732,00 -19171,00
2. А2 15336,00 21470,00 2. П2 17500,00 5000,00 -2164,00 16470,00
3. А3 37344,00 21154,00 3. П3 3192,00 1982,00 34152,00 19172,00
4. А4 28761,00 34317,00 4. П4 48017,00 50788,00 -19256,00 -16471,00
Баланс 81995,00 78215,00 Баланс 81995,00 78215,00
2008
1. А1 1274,00 5536,00 1. П1 20445,00 26480,00 -19171,00 -20944,00
2. А2 21470,00 17362,00 2. П2 5000,00 5118,00 16470,00 12244,00
3. А3 21154,00 27819,00 3. П3 1982,00 753,00 19172,00 27066,00
4. А4 34317,00 34023,00 4. П4 50788,00 52389,00 -16471,00 -18366,00
Баланс 78215,00 84740,00 Баланс 78215,00 84740,00

Результаты расчётов по данным анализируемой организации показывает, что в этой организации сопоставление итогов групп по активу и пассиву за на конец 2008 года имеет следующий вид:
А1 <П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4
Наблюдается платёжный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств: на начало 2007 г. – 12732 тыс.руб., на конец 2007 г. - 19171 тыс.руб., на конец 2008 г.—20944 тыс.руб. Эти цифры говорят о том, что только 4,17%, 6,23%,20,9% соответственно срочных обязательств было покрыто срочными активами. За анализируемый период возрос платёжный недостаток наиболее ликвидных активов. Причиной снижения ликвидности явилось то, что денежные средства уменьшились более быстрыми темпами, чем краткосрочная задолженность. Это свидетельствует о неплатёжеспособности предприятия в ближайшее время.
Второе неравенство свидетельствует о наличии платёжного излишка у организации для покрытия краткосрочных обязательств быстрореализуемыми активами.
Следует отметить, что перспективная ликвидность, которую показывает третье неравенство, отражает некоторый платёжный излишек. Из сравнения медленнореализуемых активов с долгосрочными пассивами видно, что у предприятия достаточно средств для покрытия обязательств.
Сопоставив итоги приведённых групп труднореализуемых активов с постоянными пассивами, можно убедиться в том, что собственных средств не хватает для покрытия внеоборотных активов.
3.5. Анализ финансовой устойчивости
Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия - система показателей, характеризующих структуру используе¬мого капитала предприятия с позиций степени финансовой ста¬бильности его развития в предстоящем периоде. Для осуществ¬ления такой оценки используются показатели, основными из которых являются:
а)коэффициент автономии – характеризует независимость от заемных средств, показывает долю всех средств в общей сумме средств предприятия. Превышение рекомендуемого значения указывает на увеличение финансовой независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны.
б)коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Чем выше показатель, тем лучше финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей проведения независимой финансовой политики.
в)коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования – показывает степень покрытия материальных запасов собственными средствами, а также потребность в привлечении заёмных.
г)коэффициент маневренности собственного капитала – характеризует, на сколько предприятие поддерживает уровень собственных оборотных средств за счет собственных источников и уровень собственного оборотного капитала.
д) коэффициент финансовой активности (капитализации, плечо финансового рычага) – показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на 1 р. вложенных в активы собственных средств.
е)коэффициент финансирования – показывает, какая часть деятельности финансируется за счёт собственных, а какая – за счёт заёмных средств. Обратный показатель коэффициента капитализации.
ж)коэффициент финансовой устойчивости – показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых (долгосрочных) источников.
Таблица 4
Показатели финансовой устойчивости предприятия
Показатель На начало 2007г. На конец 2007г. На конец 2008 г. Изменение
2007 к.г. от 2007 н.г. 2008 к.г. от 2007 к.г. 2008 к.г. от 2007 н.г.
1. Ка 0,60 0,67 0,62 0,07 -0,05 0,02
2. К сос 0,39 0,42 0,36 0,03 -0,05 -0,03
3. К озс 0,57 0,97 0,68 0,40 -0,29 0,11
4. Км 0,42 0,35 0,35 -0,07 0,00 -0,07
5. К кап 1,04 1,00 1,01 -0,03 0,01 -0,03
6. К фин. 1,51 2,05 1,62 0,54 -0,43 0,11
7. К ф.у 0,62 0,67 0,63 0,05 -0,05 0,01

На исследуемом предприятии наблюдается финансовая независимость. За весь период исследования этот показатель остается значительным, что свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации, т.е. собственникам принадлежат более 60% в стоимости имущества. Учитывая значения коэффициента можно утверждать, что организация примерно на 30 % финансируется за счет заёмных средств. Высокий уровень коэффициента отражает стабильное финансовое положение, благоприятную структуру финансовых источников и низкий уровень финансового риска для кредиторов. Превышение рекомендуемого значения данного показателя указывает на расширение возможности привлечения средств со стороны.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами свидетельствует, что у исследуемого предприятия имеются в наличии собственные оборотные средства, необходимые для его финансовой устойчивости. Он также уменьшается в динамике, что свидетельствует об ухудшении положения предприятия.
Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования отражает положительную ситуацию на предприятии. У него достаточно собственных источников финансирования для покрытия материальных запасов.
Коэффициент маневренности как и другие показатели не выходит за рамки рекомендуемых значений. Уровень собственных оборотных средств в достаточной мере поддерживается за счет собственных источников.
Коэффициент капитализации дополняет коэффициент автономии. В течении рассматриваемого периода предприятие привлекло на 1 р. вложенных в активы собственных средств от 1,00 до 1,04 руб. заёмных. это говорит о надёжности предприятия как партнёра и о низком уровне риска при его кредитовании.
Коэффициент финансирования является обратным показателем коэффициента капитализации. Его увеличение во времени носит позитивный характер, поскольку это означает, что всё большая часть деятельности предприятия финансируется за счёт собственных средств. За анализируемый период наблюдается, как увеличение (на конец 2007г.), так и уменьшение (на конец 2008 г.) показателя.
Коэффициент финансовой устойчивости свидетельствует о том, что только примерно 30% активов в рассматриваемом периоде финансировались за счёт собственного капитала и долгосрочного заёмного капитала.
Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что предприятие в начале анализируемого периода находится в хорошем финансовом состоянии. В достаточной мере использует и внутренние и внешние источники финансирования. А на конец 2008 года наблюдается ухудшение ситуации. Это связано с тем, что вся часть собственных средств используется во внеоборотных активах.
3.6. Анализ платежеспособности
Выделяют следующие показатели:
1) Общий показатель платёжеспособности:
Ко.п.=(А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+0,3П3)
2) Коэффициент абсолютной ликвидности - показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.
Ка.л.=А1/(П1+П2)
3) Коэффициент критической ликвидности («промежуточной оценки») - показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам с дебиторами.
Кк.л.=(А1+А2)/(П1+П2)
4) Коэффициент текущей ликвидности - показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Уровень коэффициента зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов. Коэффициент текущей ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств.
Кт.л.=(А1+А2+А3)/(П1+П2)
5) Коэффициент маневренности функционирующего капитала - показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности.
Км.ф.к.=А3/((А1+А2+А3)-(П1+П2))
6) Доля оборотных средств в активах
Д об.ср.= Оборотные активы / Валюта баланса
7) Коэффициент обеспеченности собственными средствами
Ксос= (Собств. кап. - ВНА) / ОбА
Характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для её текущей деятельности.
Различные показатели платежеспособности не только дают характеристику устойчивости финансового состояния органи¬зации при разных методах учета ликвидности средств, но и от¬вечают интересам различных внешних пользователей аналити¬ческой информации. Например, для поставщиков сырья и мате¬риалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвид¬ности. Банк, дающий кредит данной организации, больше вни¬мания уделяет коэффициенту «критической» оценки. Покупате¬ли и держатели акций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость по коэффициенту текущей ликвид-ности.
Таблица 5
Коэффициенты платежеспособности организации
Показатели 2007 н.г. 2007 к.г. 2008 к.г. Отклонение
2007 к.г/
2007 н.г. 2008 к.г./ 2007 к.г. 2008 к.г/ 2007 н.г.
1. К о.п. 0,84 0,78 0,77 0,93 0,99 0,92
2. Ка.л. 0,02 0,05 0,18 2,50 3,60 9
3. К к.л. 0,52 0,89 0,72 1,71 0,81 1,38
4. К т.л. 1,73 1,73 1,61 1,00 0,93 0,93
5. К м.ф.к. 1,66 1,15 1,46 0,69 1,27 0,88
6. Д об.ср. 0,65 0,56 0,60 0,86 1,07 0,92
7. Ксос 0,39 0,42 0,36 1,08 0,86 0,92

Значения общего показателя платёжеспособности ниже рекомендуемого уровня. Это говорит о неплатёжеспособности предприятия. Понижение данного коэффициента в динамике следует оценить отрицательно.
Коэффициенты абсолютной, промежуточной и текущей ликвидности находятся


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.