На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Разработка системы управления персоналом на примере ЗАО «Вимм Билль Данн»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 03.11.2011. Страниц: 63 + приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Понятие персонала и его классификация 7
1.2. Подходы к управлению персоналом 11
1.3. Задачи и разработка системы управления персоналом 22
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВИММ БИЛЛЬ ДАНН ЙОШКАР ОЛА» 29
2.1. Общие сведения об организации 29
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 32
2.2. Анализ персонала предприятия 33
2.3. Место и роль кадровой службы в общей оргструктуре предприятия 38
2.4. Анализ функций управления персоналом 40
2.5. Анализ подбора и отбора персонала в организации 42
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЗАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН ЙОШКАР-ОЛА» 49
3.1. Оценка эффективности управления персоналом в ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» 49
3.2. Рекомендации по разработке системы управления персоналом 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60




ВВЕДЕНИЕ

Традиционные источники достижения конку-рентных преимуществ исчерпали себя в современном мире... Ключевым фактором успеха становятся не ре-сурсы и технологии, не состояния внешней среды, а работники организации.
Джефф Пфеффер, профессор Стэнфордской высшей школы бизнеса, «Персонал — конкурентное преимущество организации»

В современных условиях ускорения научно-технического прогресса организации испытывают постоянное давление конкурентов, заставляющие их непрерывно совершенствовать выпускаемую продукцию, расширять ассортимент оказываемых услуг, оптимизировать производственные и управленческие процессы.
Управление организацией на любом уровне включает в себя известные функции, выполняемые менеджерами: планирование деятельности, её организация, мотивация людей, реализующих эту деятельность и контроль процессов и результатов. Эти функции связаны в единый цикл так называемого «традиционного менеджмента» процессами коммуникации и принятия решений. Но успешное выполнение функций традиционного менеджмента немыслимо без того основного ресурса, с помощью которого менеджер, собственно, и осуществляет свои функции — без людей.
Организация в целом представляет из себя не что иное, как объединение людей, совместно работающих для достижения определённых целей. Организации существуют дольше, а иногда и значительно дольше, чем в них работают конкретные люди. Таким образом, организации являются временным местом пребывания людей, которые в них работают. Несмотря на это, организация должна относиться к людям, присоединяющимся к ней и проводящим в ней существенную часть своей жизни, так, чтобы не только обеспечить достижение целей организации силами этих людей, но и содействовать хотя бы частичному удовлетворению их собственных интересов и целей.
Управление персоналом как дополнение традиционного менеджмента сложилось в западном бизнесе в форме особого направления управленческой деятельности менеджеров уже около 50 лет назад.
В связи с тем, что теории управления кадрами развивались вместе с различными школами управления, последние наложили отпечаток на название первых. За более, чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно изменялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления кадрами, в частности теории формирования кадровой политики. В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.
Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Кер-женцев и др. К представителям теорий человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др.
Дальнейшим развитием управления персоналом стало управление человеческими ресурсами, отличающееся более активным подходом к кадровой политике, увеличением роли линейных менеджеров в работе с людьми, большее внимание к индивидуальным потребностям работников, подход к расходам на персонал как к инвестициям, перенос акцента в работе с персоналом на руководителей.
Все большее распространение получает мнение, что ключ к обеспече-нию поступательного развития организации лежит в эффективном использовании человеческих ресурсов, раскрепощении творческой энергии сотрудников. Но реально по-прежнему существует значительный разрыв между потенциалом сотрудников и степенью его использования в организациях. Можно назвать несколько причин такого несоответствия:
 управление персоналом рассматривается как чисто функциональная область, слабо связанная с основной деятельностью;
 сотрудники отделов управления персоналом незнакомы со стратегией развития организации;
 существующие методы управления персоналом отстают от стоящих перед организацией задачами.
То есть управление персоналом существует вне стратегического развития организации. Для того чтобы добиться максимального использования потенциала сотрудников организации, руководство должно учитывать вопросы, связанные с управлением персоналом, на этапе разработки планов развития всей организации, т.е. система управления персоналом должна стать частью стратегии развития организации.
Вот почему данная тема — «Разработка системы управления персона-лом» — является актуальной.
Цель работы заключается в изучении существующих теорий разработки системы управления персоналом предприятия и их применении в практических исследованиях при анализе кадровой политики фирмы в современных экономических условиях.
Для достижения цели определены следующие задачи:
 обобщить современные подходы к разработке системы управления персоналом предприятия;
 изучить современные методы оценки системы управления персоналом предприятия;
 проанализировать технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Вимм Билль Данн Йошкар-Ола»;
 провести анализ системы управления персоналом и ее эффективности для данного предприятия;
 разработать рекомендации по улучшению системы управления персоналом предприятия.
Объектом исследования является система управления персоналом предприятия.
Предмет исследования — технологии разработки системы управления персоналом предприятия.
Информационной базой исследования являются учредительные доку-менты ЗАО «Вимм Билль Данн Йошкар-Ола», бухгалтерская и статистическая отчетность за 2006-2008 гг., другие документы, используемые в работе организации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1. Понятие персонала и его классификация
Персонал — личный состав, учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу кадров, выделенную по профессиональным или иным признакам.
Термин «кадры» (с первичным значением «рамка» в немецком и французском языках) пришел в управленческую терминологию из армейского лексикона, где он означает группу профессиональных военных — рядовых, командного состава и резерва. В англоязычных странах привычным является использование в данном значении термина «персонал» (personnel).
В менеджменте персонал организации воспринимается в настоящее время как социально-экономическая категория и как практический термин. Как категория, персонал выражает стремление или форму реализации демократических начал для формирования целостной социальной организации. В этом смысле употребление понятия «персонал предприятия» предполагает некоторое единство и социальную общность всех работников конкретного предприятия, что подтверждается формальными актами государственных правовых положений трудовых договоров, тарифных соглашений, а также общими правилами и регламентами для всего персонала каждой организации.
В наиболее общем виде понятие «персонал предприятия» охватывает всю совокупность наемных работников данного предприятия (организации), выполняющих совершенно определенные задачи.
Таким образом, мы будем определять персонал организации как сово-купность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. В таких отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические лица-собственники или совладельцы организации, если они помимо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что принимают участие в деятельности организации своим личным трудом.
Сегодня в практике существуют два основных подхода к решению проблем персонала. Первый акцентирует внимание на том, что «управление человеческими ресурсами» охватывает стратегические аспекты решения данной проблемы, включая и вопросы социального развития, а «управление персоналом» в большей мере относится к оперативной работе с кадрами.
Второй подход исходит из того, что «управление человеческими ресурсами» ориентировано прежде всего на вопросы государственного регулирования отношений в области труда и занятости, а «управление персоналом» — на трудовые отношения на уровне предприятия.
Терминологические различия могут быть обусловлены также характе-ром и направлениями деятельности. Так, термин «персонал» чаще всего ис-пользуют небольшие фирмы (где занято менее 100 человек). Среди тех, кто используют термин «человеческие, или кадровые, ресурсы», преобладают крупные организации с численностью занятых более 2,5 тыс. человек.
Участники деятельности предприятия и их интересы в реальности не могут быть определены с резким разграничением: лицо может одновременно принадлежать к нескольким группам (например, поставщик в качестве креди-тора; сотрудник, корпорант в качестве кредитора), поэтому оно преследует различные интересы. Однако чаще всего существует общая заинтересован-ность в сохранении предприятия и получении доходов, что постоянно облегчает равновесие интересов среди участвующих. Особое место занимают менеджеры, которые могут быть как собственниками, так и наемными работниками.
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица, занятые на так называемых семейных предприятиях, хотя и зарегистрированных в качестве юридического лица, не включаются в состав персонала, работающего по найму, так как вознаграждение за свой труд они получают из дохода, остающегося в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
С практической точки зрения персонал представляет собой важнейший ресурс предприятия, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников либо отдельным работником.
Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями организации. При этом цели определяются интересами собственника и являются основой для выработки стратегии и политики управления предприятием, которые в свою очередь предполагают эффективную реализацию поставленных целей. Ведущая роль в выполнении стратегических решений по достижению этих целей принадлежит персоналу предприятия.
Классификация персонала предприятия — группировка персонала предприятия для организации учета труда, выработки и заработной платы, составления отчетности и контроля за фондом заработной платы и выплатами социального характера; весь персонал промышленного предприятия распределяется на три группы: промышленно-производственный, непромышленный и работники несписочного состава (выполняющие работу по договорам полряда и другим договорам гражданско-правового характера).
Кроме того, в отчетности по труду из группы промышленно-производственного персонала выделяются две категории — рабочие и служащие (руководители, специалисты и другие служащие).
В России все работники делятся по следующим классификационным признакам:
 по функциям, выполняемым в производственном процессе, персонал под-разделяется на шесть категорий: рабочие (основные и вспомогательные), инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал (МОП), ученики, охрана;
 по характеру фактической деятельности (роду занятий): основанием для отнесения работника к категории служит не образование, а занимаемая должность; в основу классификации занятий положено сочетание профессионального и отраслевого признаков;
 по принципу участия рабочих в технологическом процессе: по произ-водству продукции рабочие подразделяются на основных и вспомога-тельных, а ИТР — на руководителей, специалистов и технических ис-полнителей;
 по сроку работы: постоянные, сезонные и временные работники.
Все работники сферы материального производства подразделяются на две группы:
а) персонал, занятый в основной деятельности (в промышленности эти работники составляют промышленно-производственный персонал);
б) персонал, занятый в неосновной деятельности, или прочий персонал: к этой категории относится персонал непромышленных организаций, входящих в структуру предприятия.
Интенсификация процесса общественного разделения труда, структурная перестройка экономики приводят к качественным сдвигам в профессионально-квалификационной структуре персонала, являющейся наиболее важной характеристикой ее качества в современных условиях.
Само понятие «профессионально-квалификационная структура персонала» неоднозначно. Оно включает три самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой аспекта: профессиональная структура рабочей силы; ее квалификационная структура; содержание квалификации.
При этом под профессиональной структурой рабочей силы понимается соотношение представителей различных профессиональных групп, под квалификационной структурой — соотношение работников различных уровней квалификации. Содержание квалификации различных профессий представляет собой набор требующихся для выполнения определенной работы навыков, знании, опыта, других компонентов. Самым непосредственным образом квалификационные требования к работникам определяет характер применяемой технологии.
Из статьи 15 Трудового кодекса РФ следует, что персонал организации может состоять из работников, выполняющих трудовую функцию:
1) по определенной специальности;
2) по определенной квалификации;
3) по определенной должности.
В результате развития технических средств, появления новых видов продукции и услуг, внедрения новейших технологий, изменения социальной структуры общества, структурной перестройки экономики в составе рабочей силы постоянно происходят профессионально-квалификационные сдвиги. Поэтому представляется правомерным заключить, что в каждый данный момент структура работающих по основным профессионально-квалификационным группам достаточно условна.
Так, к числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной специальности, относятся лица, которые приобрели соответствующую специальность после прохождения обучения в порядке, предусмотренном стандартами Минобразования России.
При заключении трудовых договоров с работодателем лица, имеющие определенную специальность, претендуют на замещение вакантных должностей данной организации. Наименование должностей работников конкретной организации определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.

1.2. Подходы к управлению персоналом
Предприятие, будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее может быть представлено как совокупность состав-ляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным и зависит от целей деятельности предприятия.
Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную.
Другие в управлении предприятием выделяют две части: управление деятельностью и управление персоналом.
Управление деятельностью складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производимой работы, контроля за выполнением заданий. Управление персоналом включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя как менеджера.
Можно встретить в исследованиях и другие варианты структурирования производственно-хозяйственной системы. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что практически всегда выделяется кадровая составляющая как составная часть системы управления, что не является случайным.
Важнейшей областью деятельности любого предприятия была и остается трудообеспеченность: привлечение рабочей силы, необходимая ее подготовка, создание условий для рационального использования. Производственная система, ее вещественная и личностная составляющие находятся под воздействием многих трудовых факторов. Изменяются техника и технология, которые определяют требования к рабочей силе, направленность ее специальной подготовки, уровень квалификации и т.д.
Состав рабочей силы изменяется под действием как объективных, так и субъективных факторов (например, происходит смена состава работников под влиянием текучести кадров, естественный и непрерывный процесс квалификационного роста, меняются мотивационные посылки в отношении к труду и т.д.). Возникает необходимость в постоянном управленческом воздействии на структуру рабочих мест, на численность и состав работников.
Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников — персонал, получил название управления персоналом (кадрами).
В последние годы в научной литературе и практике широко использу-ются и другие понятия: управление трудовыми ресурсами, управление трудом, управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением на производстве.
Большой разнобой вносит и переводная литература с ее различной терминологией, свойственной различным школам управления. Наиболее часто встречаются такие термины, как: personnel administration — управление кадрами (набор, контроль, расстановка, подготовка, использование людских ресурсов предприятия), отношения между административным персоналом и подчиненными; «человеческие отношения» в промышленности; personnel management — руководство кадрами (включая подбор, подготовку, условия труда, оплату, вопросы техники безопасности); трудовые отношения; взаимоотношения администрации с индивидуальными работниками; personnel relations — управление кадрами и т.д.
Чтобы раскрыть содержание этого специфического вида управленче-ской деятельности, уточним сначала, что является объектом и субъектом управления.
Объект управления — это отдельный работник, а также некая их сово-купность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады).
Отличительная особенность группы работников как объекта управ-ления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.
В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.
В литературе можно встретить примеры различного толкования понятия «управление персоналом». Одни авторы в определении оперируют целью и методами, с помощью которых можно этой цели достигнуть, т.е. акцентируют внимание читателя на организационной стороне управления. Другие в определении делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления. Типичным примером первого подхода может служить определение, данное В. П. Галенко: «Управление персоналом — это комплекс взаимосвязанных экономических, ор-ганизационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий».
Другой подход отражен в определении управления персоналом, принятом в немецкой школе менеджмента: «Управление персоналом (менеджмент персонала, экономика персонала) — область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности в персонале, привлечение персонала (вербовка и отбор персонала), задействование в работе, высвобождение, развитие, контроллинг персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, политика участия в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками».
Управление в общем смысле представляет собой «целенаправленное воздействие на систему и ее элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода ее в другое состояние в соответствии с целью функцио-нирования и развития этой системы».
Целями управления в общем виде являются обеспечение, поддержание и предупреждение тех или иных последствий в зависимости от конкретного характера проявлений со стороны объекта управления.
Трудовой коллектив представляет собой некую кадровую систему, со-стоящую конструктивно из элементов, находящихся во взаимосвязи. Она имеет свою внутреннюю структуру, поскольку работники различаются по выполняемым функциям, категориям, профессиям и по многим другим характеристикам: демографическим (пол, возраст), экономическим (стаж, подготовка, мотивация), социально-психологическим (дисциплина, способность к взаимодействию) и др.
Сама по себе система представляется достаточно сложной, так как для нее характерно множество связей между элементами как по горизонтали (между работниками), так и по вертикали (между структурными подразделе-ниями, органами управления и т.п.).
В основе управления персоналом лежит определение траектории развития кадровой системы и регулирование ее поведения в динамике в соответствии с развитием внешнего окружения, внутренних противоречий, задач предприятия как производственно-хозяйственной системы.
Применительно к персоналу предприятия управление означает разра-ботку и реализацию управленческого воздействия на совокупность характеристик трудового потенциала работника и коллектива с целью приведения их в соответствие как с текущими задачами функционирования предприятия, так и со стратегией его развития, необходимостью полного использования возможностей, связанных с ролью человеческого фактора в современном производстве.
Поэтому управленческие решения направлены не только на отдельных работников как элементы кадровой системы, но и на поддержание производственных взаимосвязей между ними, на саму структуру системы, ее пропорции, на поведение системы в целом, ее развитие.
Состояние кадровой системы определяется как собственными целями, так и целями производства. Рабочая сила, занятая на предприятии, должна соответствовать вещественному фактору производства (применяемой технике, технологии, обусловленной ими организации производства и труда). Итак, с одной стороны, имеются рабочие места с их требованиями к работникам в отношении квалификации, подготовки, личных качеств, с другой — имеются рабочие с различными качествами, профессиональной подготовкой, квалификацией. Управление персоналом предполагает воздействие на обе стороны с целью обеспечить требуемое соответствие.
Это сложная задача, так как меняются и требования к работникам, и сам персонал предприятия.
Управление идет по следующим направлениям:
 изменение численности работников и форм занятости;
 изменение структуры персонала;
 изменение мотивации персонала и т.д.
Для этого используются различные методы, имеющие отношение к технологии работы с кадрами: подбор, наем, требования при найме, обучение и продвижение, оценка и оплата труда и т.п.
Стабильное функционирование системы, ее надежность во многом зависят от оперативности отклика на возникающие нарушения («сбои») в системе.
Оценка состояния системы, ее изменение под действием любого приня-того управленческого решения требуют как раз учета этих связей, упреждения негативных откликов на разных уровнях. А поскольку оперативно обеспечить такой отклик трудно, необходимо ориентироваться на методы управления, обеспечивающие или поощряющие ее само-организацию.
Вместе с тем следует учитывать и такую особенность кадровой системы: реакция на ситуацию, возникающую под влиянием внутренних и внешних факторов, часто не бывает немедленной, даже оперативно принятые меры могут сказаться лишь через определенное время.
Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом, — это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.
Несмотря на многообразие определений управления персоналом, мало чем отличающихся друг от друга по своей сущности, имеются и такие, которые свидетельствуют, что данное понятие не получило четкого толкования. Например, отмечается, что управление персоналом связано с изучением человеческих ресурсов в управлении, т.е. касается непосредственно кадрового потенциала управления, когда сам персонал управления рассматривается как некий объект управленческих решений. С такой подменой объектов управления (персонал предприятия на персонал управления предприятием) вряд ли можно согласиться.
Как часто бывает, при попытке дать определение и раскрыть содержание того или иного понятия авторы акцентируют внимание на наиболее важной, по их мнению, стороне, задачах, формах проявления и т.д. Так, говоря об управлении трудовыми ресурсами, имеют в виду часть населения, относящуюся к данной категории, которая подвергается планомерному воздействию и регулированию со стороны общества на стадии формирования, распределения и использования в территориальном разрезе.
Понятие «управление трудом» относится чаще всего к определенной территории или предприятию и охватывает вопросы эффективного использования задействованной рабочей силы, т.е. мероприятия по повышению эффективности живого труда, связанные с техническим прогрессом (повышение вооруженности труда и, следовательно, его производительности, снижение потребности в рабочей силе), со сберегающей политикой (активное использование имеющихся резервов роста производительности труда, воздействие на те или иные факторы рационального использования рабочего времени, формирования и ис-пользования трудового потенциала и т.д.).
Понятие «управление трудом» является составной частью более широкого понятия — «экономика труда».
Для нас интерес представляет понятие «управление персоналом (кадрами)», причем термины «кадры» и «персонал» здесь употребляются как синонимы, хотя в ряде стран (например, во Франции) к кадрам традиционно относят инженерно-технический или руководящий состав предприятия: управляющие высшего и среднего звена, специалисты, имеющие высшую профессиональную подготовку.
Понятие «управление персоналом (кадрами)» по смыслу близко к понятию «управление человеческими ресурсами». И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.
Не случайно концепция управления персоналом несколько лет назад стала логически перерастать в концепцию управления человеческими ресурсами как составной частью производственных ресурсов (наряду с финансовыми, материальными, технологическими). А это значит, что сообразуясь со стратегией развития, предприятие как производственно-хозяйственная система может либо увеличивать человеческие ресурсы (экстенсивный путь), либо (при необходимости) сокращать, ориентируясь на более рациональное использование оставшейся части (интенсивный путь).
Ориентация на управление человеческими ресурсами меняет задачи управления, функции и структуру соответствующих служб на предприятии. Так, одной из важнейших функций управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.
Задача развития персонала, необходимость оценки целесообразности инвестиций предприятия в собственную рабочую силу требуют, естественно, иного подхода к принятию управленческих решений.
Это стало аргументом для некоторых ученых при выделении управления человеческими ресурсами в особое направление менеджмента, когда акцентируется внимание на стратегических аспектах решения проблемы трудообеспеченности предприятия, на социальном развитии кадров, в то время как «управление персоналом» рассматривается ими как текущая оперативная работа с кадрами.
Практика показывает, что в управлении кадрами как составной части менеджмента на предприятии имеются два крайних подхода — технократический и гуманистический.
При технократическом подходе управленческие решения подчинены прежде всего интересам производства (максимизация выпуска продукции, выполнение плана и т.п.): численность и состав работников определяются исходя из применяемой техники, технологического и операционного разделения труда, заданного ритма производства, внутрипроизводственной кооперации труда и т.д. Таким образом, управление кадрами как бы поглощается процессом управления производством и сводится к подбору кадров с соответствующими профессионально-квалификационными характеристиками и их расстановке исходя из задач организации производства и труда.
Гуманистический подход к управлению кадрами подразумевает созда-ние таких условий труда и такое его содержание, которые позволили бы сни-зить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников. Поэтому, согласно данной концепции, функционирование производства, а главное - его результативность (эффективность) во многом зависят уже не только от соответствия чис-ленности и профессионально-квалификационного состава рабочей силы требованиям техники и технологии, но и от уровня мотивации работников, степени учета их интересов и т.д., что требует большего внимания к учету интересов работника как личности: повышения содержательности труда, улучшения условий труда, реализации личностных устремлений человека, его представлений о месте работы среди жизненных целей и т.д.
При таком подходе термин «управление персоналом» трактуется более широко. Управленческие решения выходят за пределы чисто экономических положений и базируются на положениях социологии, физиологии и психологии труда.
Развитие концепции управления персоналом шло по пути преодоления технократического подхода к человеку как к машине, подключения его мотивационных ресурсов, социально-психологических факторов роста производительности труда и эффективности производства, большего учета интересов работника как личности.
Управление персоналом переняло основополагающие принципы теории научного управления, такие как использование научного анализа для определения способов выполнения задач, отбор работников, лучше подходящих для выполнения работы, обеспечение соответствующего обучения работников, систематическое и правильное использование материального стимулирования и др.
Особенно большой вклад внесла школа «человеческих отношений», становление которой связано с теорией мотивации Э.Мэйо. Разработанные ею принципы управления людьми провозглашали учет желаний и ожиданий людей, межличностных отношений. На сочетании рациональности организации с удовлетворенностью работника своей деятельностью делали акцент и более поздние школы научного управления.
Эти требования нашли свое воплощение в поведенческой концепции управления, ориентированной на использование различных методов мотива-ции: управление по целям, обогащение труда, участие работников в управлении (партисипативное управление).
Все большая ориентация управления на социальную сторону, на интересы работника меняла задачи и приоритеты в управлении кадрами предприятия, требуя увязки принимаемых решений не только с интересами производства, но и с интересами его социальной составляющей — коллектива предприятия.
На смену широко распространенной практике работы с кадрами, ориентиро-ванной на потребление рабочей силы в условиях стабильной занятости, а также жестких организационных структур, приходят новые модели управления, предусматривающие:
 создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, не-прерывного самосовершенствования;
 использование «пакетов» мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;
 формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем пер-соналом фирмы;
 гибкое и адаптивное использование «человеческих ресурсов», повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.
Таким образом, новая идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации работника. Отношение работника к труду формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, содержания труда. Отсюда основными факторами мотивации к труду являются: признание в труде; достижения в труде; содержание труда; ответственность и самостоятельность; возможность профессионального продвижения; возможность развития личности работника.
Большое значение имеют гарантия занятости, условия труда, уровень оплаты, характер межличностных отношений в коллективе работников и т.п. Поэтому принципиально новые подходы к управлению кадрами в значительной степени связаны с концепцией качества трудовой жизни.
Эта концепция логически вытекает из трудовых теорий: человеческих отношений, человеческого капитала, гуманизации труда, производственной демократии и др. Концепция получила распространение в практике ведущих капиталистических государств начиная с 70-х годов. Отметим ее основополагающие принципы:
 надлежащее справедливое вознаграждение за труд;
 безопасные и здоровые условия труда;
 непосредственная возможность для работника использовать и развивать свои способности, удовлетворять потребности в самореализации и самовыражении;
 возможность профессионального роста и уверенность в будущем;
хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе на предприятии, правовая защищенность работника на предприятии;
 достойное место работы в жизни человека;
 общественная полезность работы.
Рассматривая свою работу с позиций перечисленных составляющих качества трудовой жизни, работник оценивает имеющиеся у него возможности раскрыть свой потенциал как всю совокупность имеющихся у него знаний, опыта, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей. При положительном результате такой оценки формируется мотивационный настрой на высокопроизводительный труд и стабильную работу на предприятии.
Как видим, новые подходы к управлению кадрами ориентируются не только на решение текущих вопросов, оперативные изменения в расстановке кадров, но и на формирование мотивации работников, основанной на долго-временных производственно-хозяйственных отношениях, на планировании повышения качества трудовой жизни работника и коллектива в целом как одной из главных задач повышения конкурентоспособности предприятия и как возможности своего развития.

1.3. Задачи и разработка системы управления персоналом
Управление производством осуществляется через человека: через руководителей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса производства. Но и сами работники являются объектом управления. Это касается, прежде всего, количества и качества рабочей силы, формирования трудового потенциала, его развития и использования, мотивации трудового поведения, трудовых и личностных отношений и т.д.
Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкрет-ным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Содер-жание управления персоналом составляют:
 определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприя-тия, объема производства продукции, услуг;
 формирование численного и качественного состава кадров (система ком-плектования, расстановка);
 кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
 система общей и профессиональной подготовки кадров;
 адаптация работников на предприятии;
 оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
 оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;
 система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессио-нально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;
 межличностные отношения между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями;
 деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответ-ственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.
Целями системы управления персоналом предприятия являются:
 повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
 повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
 обеспечение высокой социальной эффективности функционирования кол-лектива.
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких за-дач, как:
 обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
 достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
 полное и эффективное использование потенциала работника и производ-ственного коллектива в целом;
 обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
 закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
 обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможно-сти профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
 согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
 повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Механизм управления представляет собой систему органов управления персоналом, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени.
Цели управления достигаются путем реализации определенных принципов и методов.
Принципы, положенные в основу эффективного управления персоналом, достаточно многообразны. Они носят многоуровневый характер (общие, частные, специальные, отдельные) и распространяются на разные сферы деятельности (управление трудом в масштабах всего общества, отрасли, предприятия, отдельного работника).
В числе общих принципов как инструментов управления персоналом выделяются: научность, плановость, комплексность (системность), непрерыв-ность, нормативность, экономичность, заинтересованность, ответственность и т.п.
К частным принципам системы управления персоналом относятся:
 соответствие функций управления целям производства;
 индивидуализация работы с кадрами (индивидуализация подбора кадров, учет пожеланий конкретного работника, индивидуализация при высвобождении, продвижении, оплата по результатам труда и т.п.);
 демократизация работы с кадрами (с учетом коллективного мнения работников при приеме важнейших кадровых решений, конкурсное замещение вакантных должностей, демократичность в методах управления и стиле руководства и т.п.);
 информатизация кадровой работы, обеспечение ее уровня, достаточного для принятия обоснованных решений; подбор кадров для первичного производственного коллектива с учетом психологической совместимости и др.
Среди методов, используемых в управлении персоналом, также есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производст-вом, народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные, и большое количество конкретных, частных методов. Так, административные методы, для которых характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления, включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения), дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности).
Экономические методы — это целая система мотивов и стимулов, по-буждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.
Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным, психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику на предприятии (в организации).
Построение системы управления персоналом должно основываться на принципах системного подхода и программно-целевого управления. Принцип системного подхода и анализа означает охват всего кадрового состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении кадров с учетом внешней и внутренней среды, всей полноты взаимосвязей.
Необходимость комплексного, программно-целевого по своему характеру подхода обусловлена тем, что отдельные виды деятельности в рамках управления персоналом осуществляются не сами по себе, а во взаимосвязи с целями управления.
Разработка системы управления персоналом предполагает прежде всего построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия (организации, фирмы).
Далее решаются вопросы, касающиеся организационной структуры службы управления персоналом, — выявление структурных звеньев службы, формулирование их целевых задач и функций, построение структуры управления персоналом в зависимости от особенностей предприятия и сложившейся на ней структуры управления, вопросы о взаимосвязи структурных подразделений службы управления персоналом между собой и с другими управленческими структурами предприятия.
На следующем этапе в зависимости от организационно-структурного построения службы управления персоналом прорабатываются вопросы информационного обеспечения управленческих решений — содержание, пути движения и носители информации. Управление персоналом основывается на использовании целого комплекса правовых документов, среди которых наиболее важное место занимает Трудовой кодекс РФ. Кроме того, применяется целый комплекс норм и нормативов (численности, обслуживания, времени и т.п.), общепринятых процедур работы с документами.
В разработке системы управления персоналом как процессе выделяется несколько этапов:
 планирование — определение целей управления, средств их достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления;
 организация — работа по комплектованию кадров: профориентация, про-фотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.;
 регулирование — межцеховое, межпрофессиональное и квалифика-ционное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;
 контроль — контроль численности, рациональности использования, соответствия занимаемой должности, исполнения кадровых приказов и т.д.;
 учет — получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и т.д.
Выбор конкретной системы управления персоналом определяется долгосрочными целями организации, ее внутренними ресурсами, традициями. На этой основе и состоянием внешней среды формируется видение организаций — описание того состояния, которого она хочет достичь к определенному моменту времени.
Элементами системы управления персоналом являются:
 отбор персонала, включающие планирование потоков рабочей силы;
 своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции;
 формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пределах из-держек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации и т.д.);
 стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предо-ставления возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;
 формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
 рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответ-ствии со специальной подготовкой и т.д.;
 система развития, самореализации и профессионального роста персонала.
Разработка системы управления персоналом должна позволить подготовить работников для реализации глобальных целей организации. По-этому резко возрастает роль руководителей кадровых служб в разработке стратегических решений организаций. Однако исследования, проведенные в ряде крупных французских фирм, показали, что хотя 80% их руководителей считают такое участие целесообразный и обязательным, только 50% руководителей кадровых служб реально принимают участие в этой работе. Аналогичный показатель по российским организациям еще ниже —10%.
Таким образом, система управления персоналом будет эффективной настолько, насколько успешно сотрудники организации используют свой по-тенциал для реализации стоящих перед ней целей, т.е. насколько эти цели яв-ляются достигнутыми. Утверждение этого положения в качестве незыблемого постулата является наиболее важным условием создания эффективной системы управления персоналом.
Чем ближе производственное поведение сотрудников организации к обеспечению достижения ее целей, тем выше эффективность их работы. Следовательно, задача управления человеческими ресурсами состоит в обеспечении требуемого для достижения организационных целей поведения каждого сотрудника.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВИММ БИЛЛЬ ДАНН ЙОШКАР ОЛА»


2.1. Общие сведения об организации
Наименование организации: Закрытое акционерное общество «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола»
Год создания: 2001
Сайт компании: wbd.ru/
Руководитель: Алексеев Владимир Алексеевич, директор
Количество сотрудников: 30
Отрасль: пищевая промышленность
Вид деятельности: оптово-розничная торговля продуктами питания (соки, молочные продукты, минеральная вода).
Местонахождение: г. Йошкар-Ола, ул. Луначарского, 52.
ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» является Йошкар-олинским филиалом ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (г. Москва).
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» — крупнейший производитель напитков и молочных продуктов в России и СНГ. Компания была основана в 1992 г.
В настоящее время в компанию входит 30 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ, а торговые филиалы компании открыты в 26 крупнейших городах России и стран СНГ. В целом в компании работает более 17 тысяч человек.
Дистрибьюторы компании работают более чем в 40 городах.
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» владеет диверсифицированным портфелем торговых марок, охватывающим более 1100 типов молочных продуктов и более 150 типов соков, нектаров и прохладительных напитков. Компания занимает лидирующие позиции на российском рынке молочной продукции. В этом сегменте доля компании по 24 крупнейшим городам России за 2008 год составила 34% (по данным AC Nielsen).
В 2002 г. ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» стала первой российской компанией-производителем продуктов широкого потребления, разместившей свои ценные бумаги (АДР третьего уровня) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Одним из главных условий участия в торгах является абсолютная прозрачность активов компании.
В 2005 году «Вимм-Билль-Данн» стал первым производителем молочных продуктов, получившим разрешение экспортировать свою продукцию в страны ЕС.
В 2009 году служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s подтвердила рейтинг корпоративного управления ВБД GAMMA-7+, что свидетельствует об эффективной работе Совета директоров, в частности, о реальном влиянии независимых директоров на процесс принятия решений и о приверженности контролирующих акционеров высоким стандартам корпоративного управления.
Четвертый квартал 2009 года был трудным для всей молочной промышленности России в связи с острой нехваткой сырого молока, что было вызвано как сезонным спадом в производстве молока, так и непредвиденным дефицитом сухого молока. В данных условиях «Вимм-Билль-Данн» был вынужден ограничить производство некоторых молочных продуктов, особенно во второй половине четвертого квартала. Эти изменения в объеме выпускаемой продукции привели к тому, что продажи молочной продукции в течение квартала были ниже, чем ожидалось. Кроме того, повышение цены на сырое молоко, вызванное значительным ростом спроса, оказало краткосрочное негативное влияние на доходность молочного сегмента Компании.
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» является не региональным и не московским, а общенациональным российским производителем. Стратегия компании — производить молочные продукты в том регионе, где они потребляются. Программа развития компании предполагает увеличение числа именно региональных предприятий. В российских регионах у ВБД есть сильная производственная база, особенно после завершения (в 2003 году) комплексной программы модернизации предприятий.
Для ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» с целью реализации на территории Марий Эл продукцию поставляет молочный комбинат «Нижегородский» — один из крупнейших в Приволжском федеральном округе. Продукция комбината, кроме того, поставляется в Нижегородскую и Кировскую области, Мордовию, Чувашию, Татарстан, Коми, Москву.
Для улучшения снабжения своего предприятия ОАО «Молочный ком-бинат «Нижегородский» сельхозсырьем компания «Вимм Билль Данн Продукты питания» в 2004 г. инвестировала в хозяйства Нижегородской области, поставляющие компании сырье, 25 млн. рублей. На эту сумму было поставлено оборудование в хозяйства Нижегородской области, а также организовано централизованное обеспечение хозяйств кормами.
Непосредственно Йошкар-Олинский филиал занимается оптово-розничной торговлей продукцией под торговой маркой «Вимм Билль Данн» на территории Республики Марий Эл.
Руководителем ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» является директор, назначаемый и освобождаемый Советом директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», с обязательным заключе¬нием контракта. Он действует на основе единоначалия, руководит всей деятельностью и организует работу предприятия.
Организация реализует продукцию по ценам, установленным на дого-ворной основе с предприятиями-партнерами.
Реализуется следующая продукция:
 молочная продукция (основные бренды — «Домик в деревне», «Нео», «33 коровы», «Чудо» и другие);
 соки («J7», «Любимый сад», «100% Gold»);
 минеральная вода «Ессентуки»;
 детское питание под маркой «Агуша».

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей
Проведем общий анализ основных показателей деятельности организации в динамике за последние три года, изучив следующие показате-ли:
 динамику объема реализации услуг;
 показатели, характеризующие финансовый результат и рентабель-ность деятельности предприятия;
 численность и структуру персонала.
Основные технико-экономические данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика основных технико-экономических показателей ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» за 2006-2008 гг.

Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г. Отклонение, %
2007/ 2006 2008/ 2007
1.Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 4996 7274 9448 145,6 129,9
2.Себестоимость реализованной про-дукции, тыс. руб. 2794 5096 6280 182,4 123,2
3.Валовая прибыль, тыс. руб. 2002 2180 3168 108,9 145,3
4. Чистая прибыль, тыс. руб. 1673 2106 2893 125,9 137,4
5.Рентабельность деятельности, руб./руб. 0,40 0,30 0,34 74,8 111,9
6.Затраты на 1 рубль услуг, руб. 0,56 0,70 0,66 125,3 94,9
7.Дебиторская задолженность, тыс. руб. 3326 4775 8264 143,6 173,1
8.Кредиторская задолженность, тыс. руб. 2978 4432 3311 148,8 74,7

Данные, представленные в таблице, показывают, что экономические результаты деятельности предприятия за анализируемый период можно назвать удовлетворительными. Многие показатели за период 2006-2008 гг. увеличились, в том числе такой важный, как валовая прибыль (на 1166 тыс. руб.).
При этом за анализируемый период годовая выручка от реализации продукции увеличилась значительно — на 4452 тыс. руб. с 2006 по 2008 год, в том числе на 2174 тыс. руб. за 2008 год по сравнению с 2007 годом.
В то же время себестоимость реализованных услуг растет немного более быстрыми темпами (особенно в 2007 году) — на 3486 тыс. руб. за период с 2006 по 2008 год, на 1184 тыс. руб. за период с 2007 по 2008 год.
Поскольку увеличение цен на сырье за анализируемый период происходило гораздо более быстрыми темпами, чем увеличивалась выручка от реализации, то рост заработной платы оказал лишь очень небольшое влияние.
С 2006 года по 2008 год валовая и чистая прибыль предприятия существенно увеличились — практически в 1,5 раза, т.е. предприятие имело значительную прибыль от своей деятельности. То есть деятельность предприятия можно назвать успешной.
Также положительным результатом работы ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» за период с 2006 го¬да по 2008 год является высокий уровень рентабельности деятельности, хотя его значение испытывало колебания и даже снизилось на 0,06 за период с 2006 по 2008 год.
Дебиторская задолженность, увеличившись в 2007 году всего на 1449 тыс. руб., за 2008 год увеличилась почти в 2 раза. Это несколько ослабляет финансовое положение предприятия.
Однако кредиторская задолженность за рассматриваемый период увеличилась всего на 333 тыс. руб. и составила в 2008 году 3311 тыс. руб. Поэтому в целом можно сказать, что финансовое положение предприятия устойчивое.

2.2. Анализ персонала предприятия
Под кадровым составом предприятия понимают возможности достижения целей его перспективного разви¬тия, создаваемые количественными и качественными характеристиками кадров, которыми располагает предприятие в определенный момент времени.
В начале исследования проводится анализ наличия необходимого персонала и его численность, расчет его профессионально-квалификационной структуры. Также данный этап базируется на определении соотношения численности рабочих и численности административно-управленческого персонала. При этом оценивают следующие соотношения: число производственных работников на одного непроизводственного, на одного административного, долю ад-министративных работников в общей численности.
Численность и структура кадровых ресурсов ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» приведена в табл. 1.
Таблица 1
Структура трудовых ресурсов ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола»
за 2006-2008 гг., чел.
Показатель Годы Структура, % Отклонения в структуре, %
2006 2007 2008 2006 2007 2008 2007/
2006 2008/ 2007
1. Среднесписочная численность работни-ков
из них 27
29 30 100 100 100 107,4 103,4
Руководителей 1 1 1 3,7 3,4 3,3 100,0 100,0
Служащих 4 5 5 14,8 17,2 16,7 125,0 100,0
Рабочих 22 23 24 81,5 79,3 80,0 104,5 104,3

В целом по такому небольшому предприятию наблюдается положительная динамика кадров. Так, на протяжении 2006-2008 гг. общее количество работников увеличилось на 3-х человек (рис. 1).

Рис. 1. Динамика структуры работников ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» за 2006-2008 гг.
Руководитель высшего звена — директор филиала.
Число служащих (менеджеров, заведующих складами) увеличилось на 1 человека за 2006-2008 гг., тогда как их доля в общей численности работников снизилась на 1,9%.
Доля рабочих (продавцов, водителей, грузчиков) в общей численности работников также уменьшилась — на 1,5%, тогда как фактически возросла — на 1 человека.
Далее проанализируем качественный состав трудовых ресурсов пред-приятия (табл. 3).
Таблица 3
Качественный состав рабочих ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола»
Показатель Годы Структура, % Отклонения в структуре, %
2006 2007 2008 2006 2007 2008 2007/
2006 2008/ 2007
Среднесписочная числен-ность рабочих, чел. 22 23 24 100 100 100 104,5 104,3
в том числе
водители 6 6 6 27,3 26,1 25,0 100,0 100,0
продавцы 4 5 5 18,2 21,7 20,8 125,0 100,0
работники складов и грузчи-ки 12 12 13 54,5 52,2 54,2 100,0 108,3

По данным таблицы видно, что в основном количественные изменения в структуре качественного состава произошли не очень большие. Немного увеличилось количество продавцов и работников складов.
Рассматривая движение рабочей силы в ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола», следует учитывать, что частая смена работников сдерживает рост производительности труда. Поэтому важно проанализировать, нет ли текучести кадров (состояние социального обеспечения, прогулы, уход по собственному желанию и др.), рассмотреть динамику состава увольнений: индивидуальное и коллективное, перемена служебного положения, число переводов на другие должности, уход на пенсию, истечение срока контракта и др.
В системе управления персоналом выделяются следующие увольнения:
 желательные для организации (замены, переводы по службе, сокращение численности и т. д.);
 не желательные для организации (увольнения нужных работников по соб-ственному желанию, уход на пенсию, уход до окончания срока контракта).
В процессе анализа рассчитывают коэффициенты, позволяющих срав-нить интенсивность движения кадров. При изучении движении рабочей силы организации различают необходимый оборот и излишний оборот.
Коэффициент необходимого оборота (%) рассчитывается путем деления числа работников, уволенных за данный период по причинам производственного или общегосударственного характера, на среднесписочную численность работников за тот же период:

В состав лиц, выбывших по причинам производственного или общегосударственного характера, включают уволенных в связи с сокращением численности и переводом на другие предприятия, поступлением на учебу, призывом на воинскую службу, потерей трудоспособности.
Коэффициент излишнего оборота, или коэффициент текучесть кадров (%), определяется как отношение числа работников, уволен¬ных за данный период по собственному желанию, а также за нару¬шения трудовой дисцип-лины, к среднесписочной численности ра¬ботников за тот же период:

Коэффициент выбытия кадров (%) найдем как частное от деления числа работников, уволенных по всем причинам, на среднесписочную численность работников за тот же период:

Коэффициент приема кадров (%) можно установить делением числа работников, принятых на работу за данный период, на сред¬несписочную численность работников:

Коэффициент стабильности кадров находят по формуле:

Рассчитаем показатели движения кадров на основе
следующих исходных данных (табл. 4)
Таблица 4
Движение рабочей силы в ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола», чел.
Показатели 2007 2008 Отклоне-ние, %
Среднесписочная численность работников 23 24 104,3
Принято работников, всего 2 1 50,0
в том числе
Переведено из других организаций 2 1 50,0
Выбыло работников всего 3 1 33,3
в том числе
Переведено в другие предприятия 1 - -100,0
Призыв на военную службу, уход на пенсию, пе-реход на учебу и по другим причинам - - -
По собственному желанию 2 1 50,0
Уволено за нарушение трудовой дисциплины - - -

По приведенным данным коэффициент необходимого оборота за 2008 од составит:
Кно = (1*100)/24 = 4,1%
Излишний оборот, или текучесть кадров, составит
Ктек = 5,12% чел.
Коэффициент выбытия кадров равен:
Квыб = 1 * 100 : 24 = 4,1%.
Коэффициент приема кадров составит:
Ка = 1 * 100 : 24 = 4,1%.
Коэффициент стабильности кадров:
Кск = 1 - 2 : (24 + 1) = 0,92.
Чем ближе данный коэффициент к единице, тем выше стабиль¬ность кадров.
Коэффициент текучести на данном предприятии в 2008 году составил 5,12% — это небольшая величина, которая вряд ли может отрицательно ска-заться на деятельности предприятия.
Оборот рабочей силы происходил в основном за счет приема и увольнения работников. На данном предприятии значение коэффициента оборота по выбытию в 2008 г. совпадает с коэффициентом оборота по приему. Следовательно, оборот рабочей силы происходит и за счет приема работников, и за счет их выбытия.
Причины увольнения работников, как видно из таблицы, в основном связаны с уходом по собственному желанию и с окончанием срока договоров по найму.
Таким образом, можно констатировать, что ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» в целом обеспечен квалифицированным персоналом, что является следствием грамотной системы управления кадрами со стороны руководства, удовлетворительными социальными условиями на предприятии, а также соответствующей оплаты труда.

2.3. Место и роль кадровой службы в общей оргструктуре предприятия
Организационная структура — это один из основных элементов управления предприятия.
Внутренним выражением основных элементов организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подразделений предприятия.
Оргструктуру управления ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» представим на рисунке 1.
Как видно из рис. 1, руководство ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» является директор, который назначается Советом директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» сроком на 3 года. Директор подот-четен Совету директоров и организует выполнение его решений.















Рис. 1. Организационная структура ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола»

Директор решает все вопросы деятельности общества, отнесенные к его компетенции. Он координирует и контролирует работу своих подчиненных служб.
В непосредственном подчинении директора находятся: секретарь, сов-мещающий обязанности менеджера по кадрам, бухгалтер, менеджеры по сбыту.
Непосредственно сбытом занимаются менеджеры по сбыту, под управлением которых осуществляют свою деятельность по приобретению, складированию, транспортировке и реализации товаров остальные работники (продавцы, водители, грузчики).
Также менеджеры выполняют функции маркетологов, для того, чтобы продвигать свой товар к тому, кто в нем нуждается, поэтому от них требуется напряжение коммерческих усилий, эффективных мер по продвижению товара и стимулированию сбыта.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственной деятельности на основе натуральных измерений в обобщенном денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» не исключение. Но, поскольку предприятие небольшое, весь бухучет осуществляется одним бухгалтером. Контроль и учет на предприятии сплошной и непрерывный, осуществляется автоматически с помощью ПЭВМ.

2.4. Анализ функций управления персоналом
Структура службы по управлению персоналом в любой компании зависит от ряда объективных факторов, к которым относится организационно-штатная структура компании; численность персонала; функции и задачи, возлагаемые на это подразделение.
Как показывает практика, если в компании от 10 до 50 человек, эконо-мически более оправдано нанимать менеджера по персоналу по аутсорсингу (т.е. приглашать специалиста со стороны для выполнения каких-либо конкретных задач). Если численность компании превышает 50 человек, специалисты считают, что уже необходим штатный менеджер по персоналу. В среднем 1 менеджер по персоналу «полагается» на 50-100 человек. Многочисленные наблюдения подтверждают, что полноценное выполнение своих функциональных обязанностей менеджер по персоналу способен осуществлять при максимальной нагрузке до 120 человек.
Функции службы по управлению персоналом можно разделить на 3 категории:
1) стратегическое планирование (разработка кадровой политики, долгосрочное планирование, инновационное развитие);
2) консультирование (поддержка менеджеров компании в ключевых моментах управления персоналом, предоставление консультаций персоналу компании по вопросам трудового законодательства);
3) операционные функции (ежедневная работа по обеспечению компа-нии персоналом, осуществлению кадрового учета, сбора статистики и т.п.).
В ЗАО «Вимм-Билль-Данн Йошкар-Ола» функции менеджера по персоналу выполняет секретарь директора, то есть сама должность не выделена в отдельную штатную единицу. Руководство предприятия понимает, что сложно переоценить вклад менеджера по кадрам в


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.