На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Взаимосвязь социально-психологического климата с индивидуально-психологическими особенностями личности сотрудников коллектива

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 07.11.2011. Страниц: 92. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в современной и научной литературе 6
1.1. Понятие и структура малой группы и коллектива 6
1.2. Межличностные отношения в группах и коллективах 13
1.3. Психологический климат в коллективе и методы его исследования 22
1.4. Социально-психологические факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива 31
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния индивидуальных особенностей лидера сотрудников на психологический климат коллектива 39
2.1. Проблема, гипотеза, задачи, объект экспериментального исследования 39
2.2. Методики организации исследования 40
2.3. Анализ и интерпретация данных 55
Выводы по второй главе 60
Список литературы 64
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Приложение 3 82
Приложение 4 87
Приложение 5 91


Введение
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом. Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса.
Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Целью исследования является выявление взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей сотрудников и социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Объектом исследования является социально-психологический климат в коллективе.
Предметом исследования индивидуально-психологические особенности.
Гипотеза: существует взаимосвязь социально-психологического климата с индивидуально-психологическими особенностями личности сотрудников коллектива.
Поставленная цель и гипотеза предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать теоретико-методологические положения, освещающие изучаемую проблему;
2. провести теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата;
3. подобрать комплекс методик, отвечающих целям нашего исследования;
4. провести эмпирическое исследование;
5. проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы, будут использованы следующие методики исследования:
1. Метод наблюдения.
2. Социометрическая методика исследования межличностных отношений – Дж. Морено.
3. Методика социально-психологической самоаттестации группы, как коллектива.
4. Тест на исследование агрессивности (модификация теста Розенцвейга).
5. Методика определения акцентуаций характера по К. Леонгарду.
Эмпирическая база исследования. Исследование поводилось среди сотрудников гостиничного комплекса г. Москвы. Выборку составили – 32 человека.


Глава 1. Проблема социально-психологического климата в современной и научной литературе
1.1. Понятие и структура малой группы и коллектива
Приступая к исследованию малых групп, необходимо решить, что же такое малая группа, каковы ее признаки и границы.
За более чем 90-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто случайных, порой весьма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу дефиниций. Это неудивительно: в попытках соответствующим образом определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентрирование тех или иных сторон группового процесса, иногда выбираемых априори, чаще же – выявляемых чисто эмпирическим путем.
Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [1]. Это достаточно универсальное определение, не претендующее, однако, на точность и носящее, скорее, описательный характер. В системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействие», фокус в определении малой группы усматривается именно в том, что малая группа – это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракциональном смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры – нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.
Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. В приведенном определении малой группы можно выделить самое существенное и значимое, а именно – то, что «малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1]. В данном определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально – психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.
При таком понимании малая группа – это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры» [23]. Это определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» – приобретает здесь конкретное содержание: малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.
Продолжая тему определения малой группы, нельзя не отметить работу М.Шоу. Рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, он расклассифицировал их в зависимости от подчеркиваемых разными авторами моментов групповой жизни:
1) с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом;
2) с точки зрения мотивации членов группы;
3) с точки зрения групповых целей;
4) организационных (структурных) характеристик группы;
5) взаимозависимости;
6) взаимодействия членов группы.
Интересно, что сам М.Шоу, который основывался в трактовке группы на последнем из выделенных им моментов, определяет группу как «двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица». Вместе с тем, он считает, что хотя взаимодействие есть существенный признак, отличающий группу от простого скопления людей, тем не менее, важен и ряд других ее характеристик, а именно:
1) некоторая продолжительность существования,
2) наличие общей цели или целей,
3) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры.
К ним следует добавить и такое отличительное свойство группы, как опознание входящими в нее индивидами себя как «мы» и своего членства в группе.
Разобравшись с основными признаками малой группы, следует перейти к определению ее границ. В литературе давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов группы колебалось от 2 до 7 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек – так называемая «диада взаимодействия». Наиболее остро стоит вопрос о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллера и его «магического числа» 7 ± 2 при исследованиях объема кратковременной памяти. Однако в последствии появились исследования, которые показали, что если число 7 ± 2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти, то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы.
Если обратиться к практике исследований, то там мы находим самые произвольные числа, определяющие этот верхний предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Дж. Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек. [28]
Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком – то конкретном размере, и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».
«Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относится мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции». [41]
«Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов – наивысшего уровня социально – психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик». [19] Такое понимание коллектива ведет к формулированию ставшего почти трюизмом положения: всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Правда, что касается эмпирической фиксации подобного движения (к коллективу), то она сопряжена с целым рядом трудностей как теоретического, так и методического плана.
В теоретическом плане чрезвычайно сложным моментом является операционализация многих, называемых специалистами, признаков коллектива, перевод их общеописательного языка на язык собственно групповых значений, без чего не осуществима тонкая (не поверхностная) градация форм групповой жизни в их движении к подлинно коллективистским проявлениям. Отмеченная трудность усугубляется, как будет показано далее, еще и тем обстоятельством, что между исследователями до сих пор имеются расхождения, причем порой значительные, и в понимании сущности группового процесса, и в определении тех или иных групповых характеристик.
Рассмотрение структурных компонентов малой группы сопряжено с понятием «система». Поэтому в дальнейшем изложении необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что понятие структура будет строиться главным образом с учетом таких выраженных системных признаков группы, как ее разномерность и разноуровневость. Как правило, подобного рода анализ состоит в выделении теми или иными авторами определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования. Так, различные типы групповых деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений, деловых, отвечающих деятельностям инструментального типа, и эмоциональных, отвечающих деятельностям экспрессивного типа. [32] Реализация членами группы определенных, институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы происходит по нескольким слоям (стратам), каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и, соответственно, своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов. В качестве центрального звена берется сама предметная деятельность группы, ее содержательные, общественно-экономические и социально-политические характеристики. По существу, данный слой определяет своеобразие официальных отношений в группе. Три последующие страты являются психологическими по своей сути. В первой из них фиксируется отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивация деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Во второй страте представлены межличностные отношения, опосредствованные содержанием групповой совместной деятельности, ее целями и задачами, принятыми в группе принципами и ценностными ориентациями. Третий уровень представляет собой поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Иными словами, отношения этого уровня свободны от детерминирующих влияний реализуемой совместной деятельности.
Другой возможный ракурс рассмотрения групповой структуры связан с пониманием ее как многомерного образования. В этом случае в основу анализа кладется главным образом фактор престижности занимаемых индивидами позиций в обсуждавшихся нами выше системах. В любой из них можно выделить разные по степени престижности (т.е. величине статуса), позиции и, выстроив их по вертикали, получить различные измерения групповой структуры. Формально статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании.
Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и репрезентуется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и аутосоциометрической ее модификации. [26] Модели коммуникативных сетей, представляющие собой еще одно, коммуникативное измерение групповой структуры, свидетельствуют о субординированности позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной, касающейся группы, информации. Позиции социальной власти опережают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Собственно говоря, феномен социальной власти, изучение которого одним из первых предпринял еще в 40-е годы К. Левин, и означает актуальное влияние, оказываемое одним из членов группы на другого. Последний из рассматриваемых нами аспектов групповой структуры связан с возможностью либо статической, либо процессуальной ее репрезентации – модель групповой структуры. Модели, призванные дать представление об относительно инвариантных состояниях групповой структуры относят к статическим моделям. Модели, ориентированные на процесс – подчеркивают временные изменения в структуре.
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контактов между членами, по способу вхождения индивида и т.д.
В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;
2) деление их на «формальные» и «неформальные»;
3) деление на «группы членства» и «референтные».
Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.
Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули. Он определил первичные группы как группы непосредственных контактов, а вторичные – как те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные посредники в виде средств связи.
Второе, из исторически предложенных делений малых групп – это деление их на формальные и неформальные. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Э.Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет, а разного рода группировки объединенные общим интересом.
Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г.Хайменом. Хаймен назвал референтной группой такую, в которой индивиды не включены реально, но нормы которой они принимают. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М.Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Т.Келли, разрабатывая понятие референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормированной оценки его. [39]
В настоящее время в литературе «референтная» группа определяется как «значимый круг общения».

1.2. Межличностные отношения в группах и коллективах
«Для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35%), отрицательные эмоции (5%), нейтральные (60%). Эти данные получены учеными в ходе практических экспериментов, которые позволили составить соответствующую эмоциональную карту мозга. Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить. Каждый человек, вступающий в общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию». [44]
Чувство, как аналитическая единица определения межличностных отношений, рассматривалось многими психологами (Т.Шибутани, Дж. Морено, А.Маслоу, К. Роджерс и др.). Несмотря на то, что люди ведут себя в соответствии с конвенциальными нормами, чувства, определяя особенности восприятия и интерпретации событий, в большей степени регулируют поведение индивидов. Чувства изучаются потому, что они детерминируют межличностные отношения в различных социальных ситуациях. Чувства – это относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную сферу и основу, и связаны с удовлетворением потребностей. В социальном плане они представляют собой взаимные ориентации людей. Чувства имеют вполне определенные социальные функции, такие, как познавательная, мобилизационная, интегративно-защитная, предупрежда-ющая. Социальные функции чувств определяют готовность человека к определенному способу поведения в конкретной ситуации. Познавательная функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека. Чувства моментально трансформируют внешнюю информацию, придавая ей индивидуальный, связанный с контекстом жизни конкретного человека смысл, который обнаруживается посредством чувств. Мобилизационная функция чувств проявляется в психосоматической готовности человека действовать определенным образом. Под влиянием чувств работает гипофиз, передавая соответствующую информацию различным железам внутренней секреции, а они вырабатывают ферменты, которые поступают в кровь и обеспечивают физиологическую готовность к действию. Интегративно защитная и предупреждающая функции чувств обеспечивают выбор направления деятельности, ориентировку в ситуациях и отношениях. Все люди чувствуют, но все чувствуют по-разному. В одной и той же ситуации один человек почувствует горе, другой страх, третий – тревогу. Особенности субъективного чувствования определяются индивидуальными характеристиками человека, его социальным опытом и типичными эмоциональными проявлениями родителей, которые он наблюдал в детстве. Самая простая и обобщенная психология чувств выделяет положительные, отрицательные, амбивалентные, осознаваемые и неосознаваемые чувства. Но человек может не испытывать никаких чувств по отношению к другому, т.е. быть равнодушным. Несмотря на различие конвенциональных норм и социального контроля, люди во все времена испытывали схожие чувства, и в этом их социальное сходство. В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: формальную (официальную) и неформальную (неофициальную). [20] Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой будет то штатное расписание, которое существует в школе. Неформальная структура – это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т.е. отражать, кто, кому в группе симпатичен, а кто и кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие – то другие, важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенную группу.
Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительной степени значимы, то в детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. Естественно, что неформальная структура не возникает одновременно с возникновением группы, а формируется постепенно. Ниже мы остановимся на вопросе о механизмах становления структуры в группе – о механизмах групповой динамики.
Сначала разберемся более подробно с неформальной структурой отношений. Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция названа социально – психологическим статусом. [38] Статус любого человека в группе имеет свои специфические параметры, однако, все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные». Расшифруем суть этих категорий.
«Звезды» – люди, пользующиеся максимальной популярностью среди членов группы, все хотят войти в круг общения с ними. «Предпочитаемые» – такие члены группы, которые обладают достаточно широким кругом связей с другими членами группы. «Отвергаемые» – люди, с которыми большинство членов группы не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению. «Изолированные» – те члены группы, которые сами не проявляют инициативы в общении, и другие члены группы не имеют выраженного к ним отношения. Итак, для оценки положения человека в группе вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий.
Перейдем от проблемы индивидуального статуса в группе к описанию социально-психологической структуры в целом. Естественно, что видов структур может быть великое множество. Но нас интересуют такие виды отношений, которые могут стать предметом беспокойства. Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. То есть групповой уровень отношений в этом случае практически не сформирован.
Второй вариант – складывающая структура. В группе есть группировка, в которую входит небольшое количество человек, а остальные существуют как бы сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя остальным.
Третий тип возможной структуры группы – наличие в ней двух или более конкурирующих группировок. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других. Это приводит к враждебности и конкуренции.
Межличностные отношения в группе можно рассматривать в таком виде, в каком они сформировались – в статике и в динамике, т.е., в процессе развития. В первом случае анали...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.