На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование криминалистической характеристики и методики расследования дорожно-транспортных происшествий

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 07.11.2011. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий 6
1.1 Понятие и классификация транспортных преступлений 6
1.2 Элементы криминалистической характеристики дорожно-транспортных происшествий 14
2 Тактика расследования преступлений нарушающих правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 20
2.1 Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций 20
2.2 Первоначальный этап расследования 24
2.3 Последующий этап расследования 32
3 Проблемы расследования и предупреждения дорожно-транспортных происшествий 40
3.1 Причины и проблемы дорожно-транспортных происшествий 40
3.2 Предупреждение дорожно-транспортных происшествий 47
Заключение 50
Список использованных источников 56
Список сокращений ……………………………………………………………………..61


Введение

Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием спроса на услуги автомобильного транспорта, который сегодня является наиболее востребованным и динамично развивающимся из всех видов транспорта. На его долю приходится три четверти грузов, перевезенных всеми видами транспорта, одновременно существенно увеличился объем осуществляемых им пассажирских перевозок.
Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.
Критическая ситуация в сфере безопасности дорожного движения усугубляется тенденцией к дальнейшему ухудшению, которая определяется:
- высоким уровнем аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. В ближайшее пятилетие прогнозируется возможность роста числа погибших до 38 - 40 тыс. чел. и количества дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) свыше 212 тыс. случаев;
- высокой долей среди погибших людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет), которая за 5-летие может превысить 30%;
- продолжающимся ухудшением условий дорожного движения в городах;
- низким уровнем безопасности перевозок на пассажирском автотранспорте .
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще только имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.
Вышесказанное обусловливает необходимость формулирования новых приемов, методов и средств раскрытия и расследования преступлений нарушающих правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Практика показывает, что криминалистические методы, применяемые в следственной и оперативно-розыскной деятельности, часто оказываются недостаточно эффективными.
Объект исследования – общественные правоотношения, возникающие в процессе расследования дорожно-транспортных происшествий.
Предмет исследования – методика расследования дорожно-транспортных происшествий.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование криминалистической характеристики и методики расследования дорожно-транспортных происшествий.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и классификацию транспортных преступлений.
2. Охарактеризовать криминалистическую характеристику дорожно-транспортных происшествий.
3. Изучить тактику расследования дорожно-транспортных происшествий.
4. Выявить проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий.
5. Исследовать основные мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий
Методологическую основу исследования составили: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы научного исследования.
Нормативную основу составили положения действующего законодательства РФ. При написании эмпирической базы использовались статистические данные ГИБДД МВД России
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых-криминалистов таких как: Васильев А.Н., Гаврилин Ю.В., Герасимов В.Н., Головко В.В., Дроздов А.В., Дудышкин Б.Н., Кольчурин А.Г., Невский С.А., Онучин А.П., Яковенко В.Е. и других. Использованы монографии, справочные пособия и публицистические материалы.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами иссле-дования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.



1 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий

1.1 Понятие и классификация транспортных преступлений

Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой.
Современный транспорт (железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный и автомобильный) является одним из достижений научно-технического прогресса и цивилизации. В зависимости от развития различных видов транспорта эволюционировало и уголовное законодательство «О транспортных преступлениях». Такое внимание законодателя вполне оправданно и логично и объясняется возрастающей опасностью этих преступлений в современном мире, а также явилось необходимым этапом в процессе возникновения и совершенствования норм уголовного права, которые устанавливают ответственность в данной сфере.
По данным ГИАЦ МВД России, было зарегистрировано преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: в 1997 г. - 50845 (выявлено лиц 36088); в 1998 г. - 56256 (выявлено лиц 42307); в 1999 г. - 58120 (выявлено лиц 44249); в 2000 г. - 57253 (выявлено лиц 41865); в 2001 г. - 59162 (выявлено лиц 40830); в 2002 г. - 61590 (выявлено лиц 43101); в 2003 г. - 57955 (выявлено лиц 43685); в 2004 г. - 26704 (выявлено лиц 20722); в 2005 г. - 26805 (выявлено лиц 18710) .
Оценка тенденций преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств с 1997 по 2000 г. показывает, что она характеризуется противоречивыми процессами: с 1997 по 2002 г. фиксировалось устойчивое нарастание количества зарегистрированных преступлений, а с 2003 по 2005 г. наблюдается снижение числа указанных преступлений .
В уголовно-правовой науке сложилось единое мнение, что критерием систематизации разделов, глав, статей Особенной части УК РФ выступают правоохраняемые объекты. Подсистема единых, родственных, сходных по содержанию правоотношений, охраняемых уголовным законом от родственных по характеру общественной опасности преступлений в уголовно-правовой теории получило название родового объекта.
Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка в УК РФ как самостоятельное структурное подразделение выделен впервые. В раздел IX УК РФ законодатель включил пять глав: «Преступления против общественной безопасности» (гл. 24); «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (гл. 25); «Экологические преступления» (гл. 26); «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» (гл. 27); «Преступления в сфере компьютерной информации» (гл. 28). Решение об объединении указанных преступлений в одну группу законодателем обосновывалось необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важнейших социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем. Таким образом, в основу классификации преступлений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, был положен родовой объект, а конкретные виды преступлений, расположенные компактно в главах, подразделяются в зависимости от видового объекта посягательства.
Во всех науках, которые, так или иначе, связаны с рассмотрением, описанием существующих фактов, в целях их систематизации применяется классификация. Действительно, для того чтобы полно, всесторонне и объективно представить какую-либо систему, используют такой научный метод, как классификация составляющих ее элементов.
Классификация служит специфическим приемом для решения практических задач в той или иной деятельности человека. С ее помощью происходит распределение по группам, видам, классам и т.д. Классификация является сложным социальным явлением, необходимым элементом человеческой деятельности. Она тесным образом связана со многими сторонами общественной жизни.
В уголовно-правовой науке с помощью классификации как приема юридической техники в уголовном законодательстве выстраивается упорядоченная и систематизированная иерархия уголовно-правовых институтов. Тем не менее, следует отметить, что среди ученых, специализирующихся в области уголовного права, нет единства по проблемам классификации вообще и классификаций в уголовном законодательстве в частности. Свидетельством этому является классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Вопрос о классификации данной категории преступлений является достаточно дискуссионным.
Законодатель в главу 27 УК РФ включил восемь статей об ответственности за транспортные преступления, тем самым он выделил в Особенной части УК РФ отдельную классификационную группу преступлений против безопасности и эксплуатации транспортных средств.
В учебной литературе для удобства изучения транспортных преступлений ученые условно объединяют их по тому или иному основанию (критерию), то есть, иными словами, предлагают свою доктринальную классификацию. На основе объективных и субъективных признаков транспортных преступлений И.Г. Соломоненко разделяет их на две группы: преступления, сказанные с использованием транспортных средств (ст. ст. 263 - 266, 271 УК РФ); иные транспортные преступления (ст. ст. 267 - 270 УК РФ) .
По признаку субъекта Г.О. Петрова подразделяет транспортные преступления на: а) совершаемые работниками транспорта (ст. ст. 263 - 266); б) совершаемые лицами, управляющими транспортными средствами (ст. ст. 264, 270 и 271); в) совершаемые иными лицами (ст. ст. 267 - 269) .
Такая классификация представляется неудачной. В группу преступлений, совершаемых работниками транспорта, попадают также преступления, которые могут совершаться лицами, не являющимися работниками транспортных организаций (ст. 264), а в группе преступлений, совершаемых иными лицами, оказываются и преступления, которые могут совершаться лицами, управляющими транспортными средствами, в том числе и работниками транспортных организаций. В учебной литературе все транспортные преступления обычно подразделяются на две группы.
Б.В. Яцеленко предлагает классификацию:
1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (предусмотренные ст. ст. 263 - 266, 271 УК);
2) иные преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 267, 268, 269 и 270 УК) .
Фактически речь в приведенной классификации идет о преступлениях, одни из которых непосредственно связаны с нарушением правил движения и эксплуатации транспортных средств, а другие не связаны.
А.И. Чучаев и Ю.А. Красиков все рассматриваемые преступления в зависимости от направленности подразделяют на две группы: 1) деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266 - 269); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 265, 270 и 271) . По мнению ряда авторов, предложенная классификация считается менее удачной. Например, А.В. Наумов говорит, что преступления предложенной второй группы также посягают на безопасность движения и эксплуатации транспорта, и в этом смысле определение преступлений первой группы, данное Б.В. Яцеленко, является более точным .
И.Я. Козаченко разделяет транспортные преступления на две группы: деяния, сопряженные с нарушением безопасности обращения с транспортными средствами (ст. ст. 263, 264, 266, 267, 268 УК РФ); деяния, не нарушающие безопасность пользования транспортным средством (ст. ст. 265, 269, 270, 271 УК РФ) . Аналогичную классификацию предлагает и Г.П. Новоселов .
М.А. Кауфман предлагает преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта классифицировать на две группы:
1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263 - 266, 268 УК);
2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 267, 269 - 271 УК) .
Эти классификации не имеют между собой существенных различий.
И.М. Тяжкова, присоединяясь к данной классификации, наполняет ее иным содержанием и подразделяет анализируемые преступления на две группы: 1) преступления, связанные с использованием транспортного средства, что предполагает его вождение и эксплуатацию (ст. ст. 263, 264, 265, 270, 271 УК); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 266, 267, 268, 269 УК).
Очевидно, что нарушение этих правил непосредственно не связано с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в процессе их использования. Однако их несоблюдение и нарушение ставит под угрозу безопасность движения и эксплуатации транспортных средств .
Свою позицию о включении ст. 266 в УК она аргументирует тем, что а) ремонт, о котором говорится в данной статье, осуществляется не в процессе движения, а стационарно, выпуск же в эксплуатацию ограничивается лишь дачей разрешения на поездку; б) субъектом ст. 268 УК не являются лица, управляющие каким-либо из перечисленных в ст. ст. 263 и 264 УК видов транспорта; в) хотя в ст. 270 УК речь идет о движении водного транспорта (судна), однако оно не создает угрозу безопасности движения и эксплуатации судна и поэтому не может быть отнесено к первой группе .
Несколько уточненный вариант этой классификации предлагает В.П. Малков: а) преступления, сопряженные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 263 - 265, 271 УК); б) иные транспортные преступления, связанные с обеспечением безопасности условий функционирования транспорта (ст. ст. 266 - 268, 270 УК); в) иные транспортные преступления (ст. 269 УК) .

Наиболее полную классификацию транспортных преступлений предложил В.И. Жулев. Он подразделил их на три группы:
1) преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263 - 271 УК);
2) иные преступления, связанные с транспортными средствами (ст. ст. 166, 211, 227, 326 УК);
3) воинские транспортные преступления (ст. ст. 350 - 352 УК) .
По мнению А.И. Коробеева, с данной «подборкой» транспортных преступлений можно было бы согласиться, если бы автор, во-первых, осуществил дифференциацию соответствующих составов, включенных им в первую группу, а во-вторых, не отнес к числу транспортных преступлений подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК) . В данном случае трудно согласиться с позицией автора по отнесению ст. 326 УК во вторую классификационную группу, так как очевидно, что объектом такого деяния является не безопасность функционирования транспорта, а порядок управления в сфере учета и регистрации транспортных средств, и оно «не может ассоциироваться с транспортными преступлениями» .
Некоторые ученые считают, что в гл. 27 УК оказались далеко не все деяния, которые так или иначе связаны с транспортными средствами (в их числе кражи транспортных средств, а также различные мошеннические действия, связанные с ними и сферой их обслуживания) . Следует отметить, что проблема транспортных преступлений достаточно широко анализируется в уголовно-правовой литературе и ей посвящено немало монографических работ .
Предложенная российским законодательством система норм об ответственности за транспортные преступления, к сожалению, оказалась несовершенной. Несовершенство законодательной классификации видится во включении в гл. 27 УК ст. 269 «Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных нефтепроводов». Не подлежит никакому сомнению, что в данном случае родовым объектом ст. 269 УК являются отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики или, в крайнем случае, общественной безопасности, но не как отношения в сфере безопасного функционирования транспорта. Ошибочное включение в транспортные преступления ст. 269 УК затрудняет проведение классификации в рамках гл. 27 УК из-за невозможности использования единого классификационного критерия. Исходя из особенностей транспортных средств и некоторых признаков непосредственного объекта, А.И. Коробеев представил классификацию транспортных преступлений в следующем виде: преступления в сфере безопасного функционирования железнодорожных, воздушных, морских и речных транспортных средств (ст. ст. 263, 270, 271 УК); преступления в сфере безопасного функционирования дорожно-транспортных средств (ст. ст. 264, 265 УК); преступления в сфере безопасного функционирования всех видов механических транспортных средств (ст. ст. 266, 267, 268 УК); иные транспортные преступления, относящиеся к таковым законодателем (ст. ст. 269, 271 УК); иные транспортные преступления, относящиеся к таковым доктриной (ст. ст. 166, 211, 227, 350, 351, 352 УК) .
Классификация, в уголовном законодательстве являясь своеобразным технико-юридическим приемом, базируется на действующей системе уголовного законодательства, использует в качестве классификационных критериев различные исходные данные, учитывает сложившиеся в условиях его формирования особенности конструкции норм, определяет роль и место каждого элемента при их упорядочивании .
Анализ предложенных классификаций позволил сделать вывод о том, что избранная законодателем классификация преступлений гл. 27 УК не учитывает вышеизложенных положений, не оптимальна и несовершенна по характеру и условна по своей сути.
Исследование классификационных моделей, сформулированных законодателем и уголовно-правовой доктриной, позволило нам, взяв за основу признаки субъекта преступления и объективной стороны, предложить свою классификацию. 1) по признаку субъекта преступления: а) преступления, совершаемые общим субъектом (ст. ст. 265, 267 - 271 УК); б) преступления, совершаемые специальным субъектом (ст. ст. 263, 264, 266 УК); 2) по признакам объективной стороны: а) деяния, совершенные путем действия (ст. ст. 263, 264, 265, 266, 271 УК); б) деяния, совершенные путем бездействия (ст. ст. 267, 268, 269, 270 УК); в) деяния, совершенные как путем действия, так и путем бездействия (ст. ст. 267, 270 УК).
Взяв за основу непосредственный объект деяния анализируемой группы, предлагаем следующую классификацию: преступления, посягающие на порядок эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266 - 269 УК); иные преступления в сфере функционирования транспортных средств (ст. ст. 270 - 271 УК).


1.2 Элементы криминалистической характеристики дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят:
1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
2) столкновение транспортных средств между собой;
3) опрокидывание транспортных средств;
4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства .
Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно-транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям.
С учетом механизма и последствий ДТП их различают следующим образом: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в Р...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.