На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Историко-правовой анализ развития законодательства о защите государственных и военных секретов

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 07.11.2011. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава I. Историко-правовой анализ развития законодательства о защите государственных и военных секретов..................................
§ 1. Понятие государственной тайны в отечественном праве …………
§ 2. Развитие законодательства советского периода о защите государственных секретов ………………………………………………………...
§ 3. Теоретическое обоснование и определение института военной тайны ………………………………………………………………………
§ 4. Законодательное обеспечение уголовно-правовой охраны военной тайны ……………………………………………………………………….


Введение

Современная Концепция национальной безопасности России, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 года № 24, предусматривает одной из задач: «Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации» .
Разведывательные службы США и ряда европейских государств в настоящий момент активизируют свою подрывную деятельность в отношении стран, имеющих ядерное оружие, стратегическую сырьевую базу, и важное геополитическое значение. Проводя сравнительную характеристику экономического, военного и политического потенциала нашего государства по отношению к другим государствам мирового сообщества, можно прийти к выводу, что современная Россия является одним из основных объектов их разведывательной деятельности. Иностранные спецслужбы прилагают максимум усилий для того, чтобы выведать сведения, составляющие государственную и военную тайну, как составляющее звено военной безопасности нашего государства.
Конституция Российской Федерации рассматривает защиту Отечества как важнейшую государственную функцию, отнесенную к ведению Российской Федерации, как долг и обязанность каждого гражданина.
Составной частью защиты государства является обеспечение государственной безопасности.
Под безопасностью государства следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства – конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности государства – это совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам государства.
Сопровождая человечество на всем пути его развития, тайны стали неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы государства.
В условиях формирования демократического государства научно-правовая оценка системы тайн – этого острого инструмента политического воздействия, весьма необходима по многим причинам. Государство обязано взять на себя формирование продуманного механизма защиты различных видов информации и установления рамок действия институтов тайн. С одной стороны, эти требования исходят из потребности современного общества быть более открытым и доступным, с другой – диктуются необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В системе социального института тайн государственная тайна занимает приоритетное место. Отсюда вытекает и интерес к этому институту – как сильнодействующему регулятору общественных отношений.
Государственная тайна - это правовой институт суверенного государства, позволяющий ему проводить независимую политику, отстаивать свои интересы, иметь способность влиять на поведение других государств и ход международных событий в желательном для себя направлении.
В государственной тайне, как, наверное, ни в каком другом правовом институте, очень плотно фокусируется целая масса проблем: военно-политических и экономических интересов государства, обороноспособности и безопасности страны, обеспечения прав субъектов правоотношений на доступ к информации и др.
Необходимость активной защиты государственных и военных секретов на современном этапе обусловлена рядом обстоятельств:
- во-первых, постоянно увеличивается объем охраняемых государством сведений и, прежде всего в военной сфере. Идет разработка новых образцов вооружения и военной техники, внедряются новые технологии в систему обеспечения обороноспособности страны;
- во-вторых, остается высокой активность и изощренность спецслужб иностранных государств по добыче информации и, прежде всего, сведений, составляющих государственную и военную тайну;
- в-третьих, интерес к секретам уже не ограничивается рамками деятельности государственных органов (разведок) иностранных государств. Активно включились в сбор информации, чаще всего экономического характера, иностранные фирмы и другие негосударственные организации и объединения, работающие под маской экологических, гуманитарных и других учреждений;
- в-четвертых, даже единичные факты утечки сведений, составляющих государственную и военную тайну, способны нанести колоссальный ущерб государственным интересам, повлечь осложнение международных отношений, поставить государственные органы перед необходимостью полностью перевооружить системы обеспечения контроля и безопасности .
В настоящее время спецслужбы различных стран объединяют свои усилия, но при одном непременном условии – совпадении их интересов. Такое совпадение интересов есть в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, различных видов оружия, включая ядерное и т. п. Если же такого совпадения нет, то конкурентные отношения между государствами, борьба за рынки сбыта, опережения в разработке и внедрении передовых технологий ставят спецслужбы в условия противодействия. И тогда понятие «противник» приобретает ту реальность, с которой необходимо считаться. Некоторые иностранные государства пытаются подорвать основы конституционного строя и безопасности нашего государства, и эти попытки проявляются в самых различных формах.
Страны, входящие в Североатлантический блок НАТО продолжают наращивать свой военный потенциал. Под непосредственным руководством США, устраивают военные авантюры по типу югославской. Пытаются усилить нажим в вопросе разрешения ситуации на Ближнем Востоке, Корейском полуострове, в Чечне, спровоцировали войну с Ираком.
Одной из наиболее коварных форм продолжает оставаться организация шпионажа и другой подрывной деятельности против интересов обороноспособности Российской Федерации.
В США с 1951 года принимаются законы, предусматривающие, под прикрытием идей «национальной безопасности» и «национальных интересов», выделение ассигнований для организации подрывной деятельности на территории других государств, отдельной статьей, в которых предусматриваются расходы на добывание государственных секретов.
С 1994 года между Россией и НАТО осуществляется «Программа партнерства во имя мира». В рамках этой программы уже прошли 4 заседания. 28 мая 2002 года Президентом РФ В.В. Путиным и генеральным секретарем НАТО Робертсоном был подписан «Договор о сотрудничестве между НАТО и Россией» . В ноябре 2002 года, октябре 2004 года Министр обороны И. Сергеев встречался с высокопоставленными военными чинами НАТО. Тем не менее, не считая друг друга потенциальными противниками, несмотря на сотрудничество в военной
области, между Россией и США всегда были, остаются в настоящий момент и, по всей видимости, сохранятся в дальнейшем, непростые отношения в военной и разведывательной сферах деятельности. Это продиктовано, прежде всего, такими факторами, как: расширением НАТО на восток, в плотную к границам России; стремлением США доминировать в мире; тенденцией вмешиваться в проблемы нестабильных, с их политической точки зрения регионов .
Нарушение установленного порядка обеспечения сохранности государственной и военной тайны во все времена считалось особо опасным государственным преступлением. Несмотря на изменения в юридической терминологии, используемой при характеристике данного общественно-опасного деяния, серьезность его опасности для суверенитета и обороноспособности государства остается прежней.
Необходимость уголовно-правовой защиты информации военного содержания вызывается тем, что нарушения установленных правил поведения в информационном пространстве, способны привести к раскрытию охраняемой законом государственной и военной тайны, их разглашение может повлечь угрозу военной безопасности государства, нанести значительный ущерб экономическим интересам страны.
На военнослужащего, как субъекта, наделенного специальным правовым статусом в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возлагается специальная обязанность по сохранности государственной и военной тайны . В нормах же Уголовного кодекса 1996 года этой проблеме не уделено должного внимания. В УК РФ вообще отсутствуют нормы об ответственности за разглашение сведений, составляющих военную тайну.
Недостаточная теоретическая разработка вопросов уголовно-правовой защиты государственной и военной тайны, вызывает необходимость их исследования, выявления соотношений между сведениями составляющими эти тайны, а также их взаимосвязи с нормами других отраслей права (уголовно-процессуального, административного, военного).
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
- ростом преступлений, совершаемых военнослужащими против порядка обеспечения сохранности государственной тайны, что, безусловно, влияет на снижение боеготовности Вооруженных Сил, влечет угрозу военной безопасности государства ;
- отсутствием эффективного правового механизма обеспечения сохранности сведений, составляющих военную тайну;
- необходимостью разработки новых подходов к проблеме борьбы с преступлениями, совершаемых военнослужащими против порядка обеспечения сохранности государственной и военной тайны.
Следует также отметить, что обеспечение сохранности информационного пространства в военной области становится сегодня одним из факторов возможного ускорения реформирования и модернизирования Вооруженных Сил Российской Федерации, развития российского оборонно-промышленного комплекса, качественного экономического роста, средством повышения конкурентоспособности экономики страны и обеспечения ее национальной безопасности.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в области обеспечения сохранности государственной и военной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации
Предметом исследования является: законодательство России, регулирующее отношения, возникающие в правовом механизме защиты государственной тайны на различных этапах развития государства; организационно-правовые формы осуществления режима сохранности военной тайны как самостоятельного правового института; судебная и следственная практика применения уголовного закона в области защиты государственных секретов.
Цель настоящей работы состоит в разработке современной научной концепции охраны государственной тайны в стране и более тщательной ее детализации, и регламентации в Вооруженных Силах, а также теоретическом обосновании специальной нормы об ответственности военнослужащих за преступления против порядка обеспечения сохранности государственной и военной тайны.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих
научных задач:
- изучить на основе исторического подхода законодательное регулирование охраны государственной и военной тайны в СССР и РФ;
- провести сравнительный анализ норм современного зарубежного уголовного законодательства в области обеспечения сохранности государственной и военной тайны, и на этой основе сформулировать предложения по совершенствованию отечественного законодательства;
- теоретически обосновать объективную необходимость расширения и детализации правовой базы, необходимой для эффективного обеспечения сохранности государственной и военной тайны;
- осуществить системный и сравнительный анализ составов преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение порядка обеспечения сохранности государственной тайны, совершаемых военнослужащими;
- проанализировать практику применения уголовного закона, по преступлениям, посягающим на сохранность государственной и военной тайны;
- разработать и обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области уголовно-правовой защиты сведений военного характера, как составной части государственной тайны и как самостоятельного правового института.
В основе данного исследования лежит диалектический метод познания, предполагающий всесторонний объективный анализ информации современного общества и правовой информации в их развитии и все возрастающем объеме, учет единства их качественных и количественных характеристик, применение логического и исторического подходов. Кроме того, задействован системно-функциональный и деятельностный подходы. Использованы частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, историко-аналитический, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, которые позволили рассмотреть данные явления в их взаимосвязи.
Нормативно-правовую базу исследования составляют международные правовые акты, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, федеральное законодательство в области обеспечения национальной безопасности государства, нормативно-правовые акты министерств и ведомств.
Теоретической основой исследования является законодательство СССР и РФ, действовавшее до принятия Уголовного кодекса 1996 г., в котором, по мнению автора, достаточно объективно были урегулированы и детализированы отношения в области обеспечения сохранности государственной и военной тайны. Исходным рубежом для определения авторской позиции послужили – Закон об уголовной ответственности за государственные преступления 1958 года, и Закон об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года.
Источниковую базу составляют научные труды ученых-юристов: Х.М. Ахметшина, Г.Н. Борзенкова, С.К. Багаудиновой, И.Л. Бубнова, Ф.С. Бражника, А.Ю. Викулина, Л.Д. Гаухмана, Н.Д. Дурманова, С.В. Дьякова, О.К.Зателепина, Н.Ф. Кузнецовой, Б.А. Куринова, Н.И. Коржанского, В.Н. Кудрявцева, Л.О. Красавчиковой, М.П. Карпушина, В.И. Курляндского, И.Я. Козаченко, B.C. Комиссарова, С. Кочои, В.Н. Лопатина, В.Д. Меньшагина, М.Н. Малеиной, А.В. Наумова, Б.С. Никифорова, Г.П. Новоселова, О.П. Олейник, И.Л. Петрухина, А.С. Самойлова, И.В. Смольковой, А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко, И.М. Тяжковой, А.А. Шиверского, П.С. Яни и других отечественных авторов. В работе также используется широкий круг философско-социологических, экономических, юридических, военных, военно-технических исследований и работ зарубежных авторов, посвященных различным аспектам обеспечения сохранности государственной и военной тайны.
Эмпирическая основа работы включает опубликованную судебную практику с 1980 по 2004 гг.; материалы Верховного Суда Российской Федерации (РСФСР), министерств и ведомств (в т.ч. Обзоры по уголовным делам о государственных преступлениях, архивные оперативно-следственные материалы КГБ - ФСБ за период с 1970 по 2004 гг.); материалы анкетирования и интервьюирования практических работников правоохранительных органов, курсантов и слушателей Военного университета (130 респондентов); публикации в периодической печати по исследуемой проблеме за последние 5 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования определяются тем, что впервые в военно-правовой науке сформулирована и обоснована современная концепция правового режима обеспечения сохранности государственной и военной тайны в России. Комплексно рассмотрены проблемы уголовно-правовой защиты данных государственно-правовых институтов. Многие из них ранее не подвергались самостоятельному исследованию, являются недостаточно разработанными или требуют теоретического переосмысления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) впервые обоснована необходимость существования и самостоятельного правового регулирования наряду с институтом государственной тайны, института военной тайны;
2) раскрыты правовые основания ответственности военнослужащих за преступления против порядка обеспечения сохранности государственной и военной тайны;
3) внесены предложения по совершенствованию законодательства, направленного на регулирование и защиту военной тайны в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
4) предлагаются конкретные рекомендации правоприменительным органам по вопросам толкования и применения уголовно-правовых норм, охраняющих государственную и военную тайну;
Таким образом, по существу впервые осуществляется попытка военно-правового и научно-практического исследования проблемы обеспечения сохранности государственной и военной тайны.
Анализ проведенного исследования позволяет выдвинуть гипотезы и предложения, сущность которых заключается в следующем:
1. Юридические нормы, регулирующие оборот различных видов тайны, имеют общность содержания, целей и принципов, что позволяет выявить единые и групповые признаки, свойственные различным видам тайн, разграничить общедоступные сведения от сведений с ограниченным доступом и определять правовой режим защиты этих сведений.
2. В органах государственной власти и военного управления существуют и формируются важнейшие сведения военного характера, которые отнесены соответствующим Перечнем к государственной тайне. Наряду с этим, также имеет место большой круг сведений, образующих военную тайну. Речь идет о сведениях военного характера меньшей степени значимости, но, тем не менее, имеющих большое значение для нормального функционирования Вооруженных Сил, и вследствие этого не подлежащих оглашению. Знание и надлежащее применение норм, регулирующих общественные отношения в сфере защиты сведений, составляющих государственную и военную тайну, является необходимой предпосылкой исполнения всеми военнослужащими, своих прямых обязанностей по обеспечению их сохранности. Эти обязанности закреплены в статье 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также требованиях военной присяги.
3. Государственная тайна – представляет собой совокупность охраняемых государством сведений в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации и влечет уголовную ответственность
Военной тайной признаются сведения военного характера, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом. Теоретическое и законодательное определение института военной тайны - является основой для практического применения правовых норм, регулирующих правоотношения, связанные с оборотом таких сведений.
В целях совершенствования системы норм, о хранении государственной и военной тайны в Федеральных законах, других нормативных актах органов военного управления, охраняемые сведения военного содержания классифицировать следующим образом:
а) сведения в военной области, составляющие государственную тайну;
б) сведения военного характера, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом;
в) военные сведения, ограниченного распространения.
4. За нарушение установленных законом обязанностей по хранению государственной тайны, военнослужащие несут уголовную ответственность на общих основаниях по ст.ст. 283-284 УК РФ. За аналогичные деяния в отношении военной тайны, военнослужащие должны подлежать уголовной ответственности по специальной норме, которой должна быть дополнена глава 33 УК РФ о преступлениях против военной службы.
Общественная опасность разглашения военнослужащими государственной и военной тайны, либо утраты документов или предметов, содержащих такую тайну, определяется нарушением установленного в Вооруженных Силах Российской Федерации Режима обеспечения секретности, а также установленного порядка прохождения военной службы, и как дополнительный фактор - возможностью использования этих сведений и документов в ущерб обороноспособности и безопасности государства.
5. Для реализации положений законодательства об охране государственной и военной тайны в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, необходимо в УПК РФ предусмотреть основания и пределы получения информации, составляющей предмет этой тайны, а также уголовно-правовые средства её защиты, гарантирующие соблюдение прав и обязанностей участников уголовного процесса.
Материалы монографии использовались автором:
- при разработке предложений в проект новой редакции главы 33 Уголовного кодекса РФ «Преступления против порядка прохождения военной службы».
- при проведении занятий по дисциплине «Уголовное право» на прокурорско-следственном и юридическом факультетах Военного университета, по теме: «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».
- при подготовке учебных, методических пособий, статей.
Структурно монография включает в себя две главы, в каждой из которых по четыре параграфа, введение и заключение, список литературы и приложения. Основу содержательной части материала по каждой главе составляют нормы государственно-административного и уголовного законодательства: соответствующие статьи Закона РФ «О государственной тайне» и Уголовного кодекса РФ, других законодательных и нормативных актов по вопросам защиты государственной и военной тайны.
Во введении показана актуальность данного исследования на современном этапе развития общества и государства. Подчеркнута важность защиты государственной и военной тайны для обеспечения военной безопасности государства.
В первой главе: проводится историко-правовой анализ развития законодательства о государственных и военных секретах; показывается система защиты государственной тайны в Российской Федерации; даются основные понятия, связанные с государственной и военной тайной; раскрываются правовые основания ответственности военнослужащих за преступления против порядка обеспечения сохранности государственной тайны; проводится сравнительный анализ норм зарубежного законодательства в области защиты государственной и военной тайны. Впервые предпринята попытка, рассмотреть институт военной тайны с позиций обеспечения военной безопасности государства.
Во второй главе проводится юридический анализ разглашения военнослужащими государственной тайны, утраты документов содержащих государственную тайну, а также рассматриваются вопросы отграничения смежных составов преступлений (против порядка обеспечения сохранности государственной тайны и воинских должностных преступлений). Впервые теоретически обосновывается объективная необходимость современного законодательного обеспечения института военной тайны, предметом которой являются военные сведения конфиденциального характера не подлежащие оглашению, но не отнесенные органами военного управления к государственной тайне. Анализируются вопросы защиты государственной и военной тайны в уголовном процессе.
Выводы автора направлены на разработку концептуального подхода в вопросах защиты военных секретов с помощью норм Уголовного кодекса РФ, то есть решению задачи, имеющей существенное значение для военного права и военных аспектов международного права.


Глава I. Историко-правовой анализ развития законодательства о государственных и военных секретах

§ 1. Понятие государственной тайны в отечественном праве

Слово «тайна» имеет древнерусское происхождение, и первоначально употреблялось в мужском роде – «тай» . Чтобы определить суть термина «тайна», с позиций лингвистики, обратимся к словарям русского языка.
В.И. Даль определял понятие «тайна» так: «Кто чего не знает, то для него тайна; все сокрытое, неизвестное, неведомое»; или как «все сокрытое, неизвестное, неведомое, нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо с намерением, таят». Прилагательное «тайный» он характеризует как «сокрытый, сокровенный, неизвестный кому или скрываемый от кого, секретный, неоглашаемый». Существует ещё одно, родственное слово – глагол «таить». Оно трактуется В.И.Далем, как: «…скрывать от других; содержать в скрытности, в неведении от кого-либо, в сокровенности; хоронить; не говорить чего; не сказывать; не показывать; отпираться; запираться; лгать» .
С. Ожегов определял тайну как «…нечто, скрываемое от других, известное не всем, секрет» .
Приведенные понятия отражают общераспространенный житейский смысл термина «тайна». Как видим, разговорный язык в целом точно определяет основные аспекты понятия «тайна» и основные сферы его действия. Однако, с юридической точки зрения они недостаточны, поскольку чрезмерно расширяют пределы данной категории.
В самом широком толковании, «тайна» – это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия либо понимания. С одной стороны, это все то, что в данный момент не осознано человеческим интеллектом, с другой – это нечто уже известное, но с определенной целью скрытое от других людей.
Исходя из целей настоящей работы, нас в первую очередь, будет интересовать анализ второй составляющей понятия «тайна» ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.