На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности развития профессионального мышления учителя начальных классов

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 07.11.2011. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 8
1.1. Сущность понятия «культура профессионального мышления учителей» и особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности 8
1.2. Состояние и пути повышения эффективности, профессионального мышления учителей начальных классов 19
1.3. Общепрофессиональная подготовка учителей в системе высшего образования 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Результаты исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование профессионального мышления неотделимо от настоящего исторического периода в развитии человечества и науки, в том числе и педагогической. Современному периоду в истории свойственны свои специфические идеалы научного познания и методологические подходы к осмыслению действительности. Прежняя теория обучения и воспитания личности «определенного типа», основанная на господстве классического – жестко детерминированного – стиля мышления, вступила в противоречие с новыми целями общественного развития: становлением человека как творческой личности. То есть современная проблемная ситуация такова, что возникла необходимость перехода к идеям неклассического, синергетического видения мира и происходящих в нем явлений и, как следствие, – необходимость построения педагогической системы формирования у учителей младших классов профессионального мышления на основе реалий сегодняшнего дня.
Вопрос о необходимости специальной работы по формированию у учителей начальных классов профессионального мышления был поставлен в литературе в начале 1970-х гг. (В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин, Д.С. Яковлева). Однако предметом исследований педагогов и психологов этот вопрос стал лишь в начале 1980-х гг. (О.А. Абдуллина, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, Е.К. Осипова, А.М. Сохор и др.). Сегодня многие ученые (В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, Н.И. Мешков, Е.К. Осипова, О.И. Чемоданова и др.) отмечают, что творческий потенциал учителя в первую очередь зависит от степени сформированности профессионального мышления и потребности в творческой деятельности. Д.В. Вилькеев, В.И. Загвязинский, Н.А. Половникова связывают его формирование с решением следующих конкретных задач: с формированием логической культуры мышления у учителей начальных классов; с вооружением будущих педагогов профессиональными исследовательскими умениями и навыками; с обучением переносу психологических и педагогических теорий, категорий, принципов и законов в конкретные педагогические ситуации.
По проблеме формирования профессионального мышления осуществлен научный поиск учеными России и за рубежом: Д.В. Вилькеев, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, Е.К. Осипова, А.М. Сохор, H. Grassel, D. Kuhn. Рассмотрены сущность, особенности, функции, структура педагогического мышления, пути и способы его формирования (И.И. Казимирская, А.К. Маркова, Н.И. Мешков, А.И. Пискунов, В.А. Сластенин, О.С. Цокур, О.И. Чемоданова и др.). Одновременно следует отметить недостаточность педагогических исследований о профессиональном мышлении учителей начальных классов. Естественнонаучные явления человек оценивает с точки зрения своего мировоззрения и мышления. У представителей разных профессий профессиональное мышление различно.
Актуальность исследования позволяет выявить следующие противоречия между:
• традиционными подходами к формированию личности педагога, основанными на господстве классического – жестко детерминированного – стиля мышления, и новыми социальными ценностями общественного развития (максимальным развитием способностей учителей начальных классов к саморегуляции и самообразованию), раскрывающими суть и смысл неклассического синергетического видения мира и многомерности мышления;
• недостаточным уровнем сформированности у учителей младших классов профессионально направленного мышления и объективной необходимостью значительного его повышения как фактора становления развитой творческой личности педагога, обладающего ключевыми компетенциями, необходимыми как для успешной работы, так и для дальнейшего самообразования;
• отсутствием в вузовском опыте подготовки педагогических кадров системы знаний о сущности, функциях и структуре профессионального мышления учителей начальных классов, способного к творческой деятельности, выполнению различных социальных функций, компетенций и возросшими требованиями общества к учителям.
Из названных противоречий вытекает проблема исследования: каковы теоретико-методологические и научно-методические основы формирования профессионального мышления учителей младших классов.
Состояние исследования проблемы. В научных исследованиях профессиональное мышление учителя рассматривается в трех аспектах: гносеологическом, деятельностном, творческом. Гносеологическую сторону профессионального мышления учителя описывают О.А. Абдуллина, А.И. Пискунов, деятельностную сторону мышления учителя – А.К. Маркова, В.А. Сластенин, а творческую – Ю.Н. Кулюткин, М.М. Кашапов и др.
Профессиональное мышление учителя рассматривается как особый склад ума, обладающий рядом признаков, качеств и свойств, позволяющих говорить о педагогическом «видении» мира (В.Э. Тамарин, Д.С. Яковлева); как «системное видение педагогического процесса» (Е.П. Нечитайлова); как готовность учителя к разрешению разнообразных педагогических ситуаций (Л.В. Никитенкова); как способность применять теоретические положения педагогики, психологии и методики к конкретным педагогическим ситуациям в сочетании с умением «видеть» в конкретном явлении его общую педагогическую сущность (Л.П. Маслова); как специальная совокупность свойств, присущих практическому мышлению (Е.К. Осипова).
Цель исследования: разработать теорию формирования профессионального мышления учителей младших классов.
Объект исследования: процесс формирования профессионального мышления учителей младших классов.
Предмет исследования: формирование профессионального мышления учителей младших классов.
Гипотеза исследования: формирование профессионального мышления учителей младших классов будет успешным, если: определены современные требования к профессиональному мышлению учителя; обоснованы принципы моделирования мышления учителя в структуре его профессиональной компетентности; выявлены и обоснованы педагогические условия, этапы формирования профессионального мышления, разработана модель формирования профессионально направленного мышления у учителей младших классов.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «культура профессионального мышления учителей» и особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности.
2. Определить состояние и пути повышения эффективности, профессионального мышления учителей начальных классов.
3. Дать оценку общепрофессиональной подготовки учителей в системе высшего образования.
4. Провести экспериментальную работу по формированию профессионального мышления учителя начальных классов.
5. Проанализировать результаты исследования.
Методологической основой различных аспектов исследования явились:
- общепсихологическая теория мышления (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, М.А. Холодная и др.) и теория профессионализации мыслительной деятельности человека (Б.Г. Ананьев, А.А. Баталов, М.М. Кашапов, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.);
- современные работы по теории познания, рассматривающие сущность, особенности, структуру отражательно-преобразовательной деятельности психики человека в условиях познания окружающего мира (Б.М. Кедров и др.);
- концепции компетентностного подхода (В.И. Байденко, Р.Х. Гильмеева, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.В. Мухаметзянова, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.);
Методы исследования. Использовалась совокупность методов исследования на основе диалектического сочетания теоретических и практических подходов. Теоретические методы – теоретический анализ и синтез, историко-логический анализ, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование. Общие эмпирические методы – педагогический эксперимент, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования
1. Предложена научно обоснованная система формирования у учителей младших классов профессионально направленного мышления.
2. Основные теоретические положения и выводы, представленные в работе, будут весьма полезны и учителям, и преподавателям (как государственных, так и негосударственных вузов) для организации и проведения работы по формированию профессионального мышления учителей начальных классов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1. Сущность понятия «культура профессионального мышления учителей» и особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности
Общую цель образования можно определить как воспитание культуры личности в процессе ее образования. Составляющими культуру личности следует признать развитие культуры мышления, культуры языка и речи, культуры чувств, культуры общения и поведения, общественно-исторического сознания, духовности личности. [17, с. 71-75]
В узком смысле культура мышления – это «теоретическая способность мышления», искусство «оперировать понятиями», логическая культура. Такая трактовка культуры мышления наиболее распространена среди педагогов, и особенно математиков, физиков, считающих абстрактно-дедуктивное мышление абсолютной вершиной развития культуры мысли. Однако современные представления о мышлении не отождествляют его с логикой. Связь между процессами рассуждения и процессами, формализованными в логических моделях, рассматриваются как проблема, требующая изучения, а не как постулат, входящий в определение. Современное мышление характеризуется такими признаками как рефлексивность, плюралистичность, вариативность, историчность, преемственность, методологичность – ряд характеристик, не связанных на прямую с логическим мышлением. Поэтому понятие мыслительной культуры требует существенного расширения. [21, с. 61]
Понятие «культура мышления» встречается в работах Э.В. Ильенкова. Философ считает, что следует развивать у личности «чувство противоречия», «чувство проблемы». Характерной чертой культуры мышления, по мнению В.Ш. Масленникова, В.И. Юдина, является способность к обучению, обобщению, накоплению опыта (знаний и навыков) и адаптация, адекватная изменяющимся условиям, которая характеризует эффективность процесса приема и обработки информации как высокого уровня культуры мышления человека. Благодаря этим свойствам мышления, человек может решать разнообразные задачи, а также легко перестраиваться с решения одной задачи на другую.
Культура мышления развивается в процессе учения, упражняющего механизмы мышления, памяти, воображения. Она развивается чтением, беседой, творчеством. Если под культурой личности понимать способность к постоянному сознательному воспитанию самого себя, то культура мышления занимает особое место среди других характеристик культурного человека, это, вероятно, «первичный пласт», культура культуры. И, может быть, поэтому овладение ею представляет особую сложность, ибо она есть связующая нить всех начал культурной личности. [5, с. 78]
Под культурой мышления в широком смысле в философии понимают «определенную степень развития способности мышления (целостную систему интеллектуальных способностей: рассудок и разум, способность суждения и продуктивное воображение), которая достигается путем овладения способами мышления, помогающими все более глубоко и всесторонне, а тем самым правильно отражать вечно развивающийся мир». Столь широкая трактовка культуры мышления, с одной стороны, позволяет отделить наложенные природой способности мышления от тех новообразований, которые приобретает человек в процессе воспитания, и дает нам право говорить о формировании культуры мышления как стратегическом направлении развития мышления. С другой стороны, новообразования в области мышления не сводятся лишь к становлению профессионального или научно-теоретического мышления, а охватывают целый спектр интеллектуальных способностей. И, в-третьих, наиболее ценным для нас является положение о целостности системы интеллектуальных способностей, включающей не только мышление, но и смежные с ним психические процессы (восприятие, воображение, память). [11, с. 314]
С.Ф. Мустафина, рассматривая культуру профессионального мышления как составляющую культуры профессионального мышления, выделяет его логический компонент, предполагающий наличие реализуемой потребности в логическом анализе своих профессиональных действий. С.Ф. Мустафина в качестве компонентов культуры профессионального мышления выделяет инвариантную составляющую содержания культуры профессионального мышления будущих учителей начальных классов и вариантную составляющую. К инвариантной составляющей относит познавательные и профессиональные мотивы. К вариативной – знания и умения формальной и диалектической логики. Л.П. Безуглова в исследовании культуры мышления определяет ее как интегративное качество, проявляющееся на мотивационном, интеллектуальном, деятельностном и эмоционально-оценочном уровнях и осознающееся как личное достижение. Н.Н. Егорова рассматривает формирование культуры мышления как сформированную в учебной деятельности целостную систему знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, выступающих в качестве средства осмысления процессов и принятия решений (мыслительных действий) в любой сфере. [20, с. 686]
Согласно Н.В. Кузьминой педагогическая деятельность включает в себя следующие функциональные компоненты: гностический компонент относится к сфере знаний педагога, причем не только преподаваемого предмета, но и способов обучения, особенностей обучаемых и т.д.; проектировочный компонент проявляется в наличии у педагога представлений о конечных целях обучения и воспитания, способах их достижения; конструктивный компонент – это конструирование собственной педагогической деятельности и активности обучаемых в соответствии с ближайшими целями педагогического процесса; организаторский компонент выражается во взаимодействии педагога с обучаемыми; коммуникативный компонент – это умение педагога организовать как собственную деятельность, так и деятельность обучаемых. [18, с. 89]
Таким образом, по мнению ученых, занимающихся этим вопросом, структура профессиональной деятельности учителя – это сложная система, состоящая из нескольких компонентов. Культура профессионального мышления обладает такими интегративными характеристиками, как системность, рефлексивность, критичность, открытость, развитие которых в значительной степени обусловлено культурой развития личности. [1, с. 15-19]
Профессиональное (профессионально направленное) мышление рассматривается не в узкопрофессиональном аспекте, а как важнейшее личностное качество, необходимое для любого специалиста (профессиональную направленность личности понимают как личностное качество и, говоря о профессиональной направленности, речь ведут о формировании личности). «Ключевые компетенции базируются на таких качествах личности, как самостоятельность мышления, способность к анализу и синтезу, творческие способности, критическое мышление…» (Г.В. Мухаметзянова). Профессиональное мышление интегрирует эти качества, следовательно, является одной из ключевых компетенций. Согласно деятельностному подходу первичным является проявление такой стороны компетентности, как готовность к осмысленному осуществлению определенного вида деятельности. Профессиональное мышление учителя позволяет осмысленно самостоятельно осуществлять основные виды педагогической деятельности (обучающую, воспитательную, организационно-коммуникативную, научно-исследовательскую). Значит, оно, как важнейшее качество личности, является ключевой компетенцией учителя и одной из основных характеристик его педагогической компетентности. [16, с. 222-230]
Профессиональное мышление как компонент общей культуры человека имеет глубокую гуманитарную основу. Это означает, что высшего уровня его сформированности (творческого мастерства учителя естественнонаучных дисциплин) нельзя достичь без общего гуманитарного образования, без интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования и его фундаментализации, без инновационных подходов к решению проблемных ситуаций.
Профессиональное мышление является родовым по отношению к целой группе отмеченных в литературе форм мышления, связанных с конкретной профессией или группами профессий: педагогическому, юридическому, математическому и т.д. Его специфика проявляется в деятельности и определяется содержанием задач, проблемных ситуаций, решаемых профессионалом на различных этапах трудового пути. Это содержательная сторона профессионального мышления. [3, с. 156-159]
В зависимости от предмета, который ведет педагог, от его конкретной роли в системе воспитания решается вопрос более глубокой специализации педагогического мышления. Профессиональное мышление в его практической направленности в соответствии с характером деятельности – важнейший элемент механизма профессии учителя. Оно обеспечивает взаимосвязанность и взаимообусловленность основных видов педагогической деятельности (обучающей, воспитательной, организаторско-коммуникативной и научно-исследовательской). Следовательно, с позиции ключевых характеристик педагогической деятельности (изучения личности ученика, создания мотивации, определения цели, отбора содержания, поиска педагогических средств, адекватных цели, рефлексии результата) профессиональное мышление можно рассматривать на основе компетентностного подхода как системообразующую компетенцию педагога гуманистической, социокультурной, ценностной направленности. [28, с. 344]
Анализ источников показывает, что в последние годы интерес к проблеме формирования профессионального мышления сильно возрос. Разрабатываются модели профессионального мышления учителя. Сконструированная Е.К. Осиповой обобщенная модель профессионального мышления учителя представлена как частный случай практического мышления, уровень его сформированности определен через коэффициент профессионализма. С высшими формами практического мышления соотносит структуру профессионального мышления М.М. Кашапов. В модели других ученых (Ю.Н. Кулюткин, Т.А. Горюнова, А.К. Маркова), в основном, затронут интеллектуальный компонент мышления. В реальном учебно-воспитательном процессе абстрагирование любого из компонентов профессионального мышления нам представляется нецелесообразным.
Изучение проблемы профессионального мышления учителя показало, что в настоящее время в науке нет стабильной системы, определяющей понимание закономерностей становления и функционирования профессионального мышления учителя естественнонаучных дисциплин. Важен новый взгляд на мышление учителя как ключевой и системообразующей компетенции педагога, что требует разработки вопросов сущности, особенностей, структуры, функций профессионального мышления учителя-естественника на основе компетентностного подхода. [9, с. 480]
Компетентностный подход требует формирования и использования способности к творчеству и саморазвитию учителя. Следовательно, представляет интерес следующее понимание сущности педагогического мышления. Педагогическое мышление есть специфическая умственная деятельность педагогов-ученых и учителей, в процессе которой происходит отражение и творческое преобразование в их психике явлений обучения и воспитания как общественных функций, а также субъективное конструирование педагогического процесса в соответствии с социальными целями образования (Д.В. Вилькеев). [14, с. 448]
Особенность профессионального мышления учителя вызвана спецификой функций этого мышления. При выполнении одних функций мышление учителя является интуитивным и практически-ситуативным, при выполнении других – исследовательским и даже теоретическим. Наиболее адекватно отражает суть понятия «профессиональное мышление учителя» определение Д.В. Вилькеева, и мы в дальнейшем будем опираться на него. Профессиональное мышление учителя – это специфическая умственная деятельность, в ходе которой происходит обобщенное отражение и творческое преобразование в его психике объективных характеристик педагогического процесса, моделирование процессов обучения и воспитания, обусловливаемое спецификой педагогических явлений, целями и задачами обучения и воспитания, а также профессиональным опытом учителя. [30, с. 143]
Профессиональное мышление учителя естественнонаучных предметов имеет свои особенности, специфическую структуру и способы его развития, обусловленные особенностями компетентной деятельности учителя в процессе преподавания конкретного учебного предмета, формирования научного мировоззрения и логической культуры учителей. Особенность компетентной профессиональной деятельности учителя, связанная со спецификой преподаваемого предмета, наиболее ярко проявляется в его дидактической деятельности – объяснении сущности естественнонаучных явлений, теорий, законов с привлечением экологически безопасных опытов.
Рассмотрение мышления учителя в качестве системообразующей компетенции педагога позволило установить следующее. Выделяется семь основных его функций: объяснительная, диагностическая, прогностическая, проективная, рефлексивная, управления педагогическим процессом и коммуникативная (первые пять можно отнести к формам и методам научного мышления). Сущность профессионального мышления учителя-естественника проявляется в синергетическом эффекте единства специально-научного (мышление в области предметной специализации), педагогического (научного и прикладного) мышления и методического мышления. Его особенность связана с особенностью мышления в области предметной специализации учителя. [24, с. 144-146]
Для того чтобы будущий учитель с обыденного уровня мышления перешел на научный, требуется побудить его использовать научные знания при решении как педагогических, так и естественнонаучных упражнений, для чего необходима опред...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.