На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Организация наблюдения в природе со старшими дошкольниками

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 14.11.2011. Сдан: 2010. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 8
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования 8
1.2 Психологические аспекты проблемы организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 21
1.3 Педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 29
1.4 Методические рекомендации для воспитателей по организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 36
Выводы по 1 главе 41
Библиографический список 43
Приложение 1 48


Введение
Актуальность темы исследования обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе, обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природой как средой его жизнедеятельности, что повлияло и на внутренний мир человека, разрушая его ценностные ориентиры, установки и потребности.
Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу экологического воспитания личности, так как одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование (Н.Н. Моисеев, К.А. Романова, Г.Я. Ягодин и др.).
На уровне принятия законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня экологического сознания людей. Международная конференция по образованию в области охраны окружающей среды (Тбилиси, 1977), Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) позволили разработать наиболее приемлемую концепцию экологического образования в России.
Данная позиция закреплена Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Указом Президента Российской федерации от 04.02.94 № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
В приказе за №4/1-6 от 30.03.94 года Коллегии Министерства отмечается, что современная экология приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает сферы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений.
Необходимость экологического образования отражена в следующих нормативно-правовых актах: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2001), Концепция дошкольного воспитания (1989), Постановление Правительства РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994), Концепция устойчивого развития России (1996), Национальная стратегия экологического образования (2000). Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Основное содержание экологического образования детей дошкольного возраста определено требованиями Государственного стандарта образования по созданию условий для развития у детей экологической культуры и экологического сознания (Р.Б. Стеркина).
В настоящее время ряд ученых (З.Н. Мишанина, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова) под экологическим образованием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволили выделить противоречие между потенциальными возможностями метода наблюдения в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и определении педагогических условий организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Организация наблюдений в природе со старшими дошкольниками».
Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Объект исследования: наблюдение как метод экологического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: организация наблюдений в природе в процессе экологического образования старших дошкольников будет эффективной, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
К педагогическим условиям организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками мы относим:
- создание эколого-развивающей среды в детском саду (наличие объектов для наблюдений);
- организация наблюдений с учетом этапов их проведений в различных формах познавательной деятельности детей (на занятиях, экскурсиях, повседневной жизни);
- организация работы по взаимодействию ДОУ и семьи в экологическом образовании старших дошкольников;
- создание картотеки наблюдений в природе.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Определить содержание педагогических условий организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
3. Разработать рекомендации для воспитателей по созданию картотеки наблюдений в природе.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- современные психолого-педагогические идеи и концепции о сущности человека и его взаимодействии с обществом и природой (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Л.Н. Коган, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн);
- исследования в области экологии С.Г. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, З.И. Тюмасевой и др., в которых подчеркивается актуальность проблемы экологического образования в истории отечественной педагогики;
- теоретические основы экологического образования и воспитания детей, представленные в психолого-педагогических исследованиях С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Н.И. Кондратьевой, Л.М. Маневцевой и др.;
- работы Н.Я. Гальперина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, В.А. Смирнова, Л.В. Трубайчук и др., которые рассматривали дошкольный возраст как сензитивный период в формировании и развитии личности;
- исследования, рассматривающие методику проведения наблюдений (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Я. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Н.А. Менчинская).
Методы исследования: теоретические - теоретический анализ научной литературы, систематизация, синтез, классификация, планирование.
Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации для воспитателей по созданию картотеки наблюдений в природе со старшими дошкольниками и перспективный план по организации наблюдений в природе могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, одной главы, выводов по первой главе, библиографического списка и приложения.


***************************************************************************************
Библиографический список
1. Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1.- С.10-12.
2. Адам Д.А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства. - Екатеринбург, 2005. - 22с.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: Элизе Трэйдинг, 2004. - 112с.
4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 206 с.
5. Аракчаева Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании. – М., 2001. - 102 с.
6. Ашиков В.И. Программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - №2. – С.34-39.
7. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М., 1997.
8. Бабкова Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.40-41.
9. Бехтерева Л.П. К экологическим знаниям через наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С. 63-64.
10. Борзова Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 49-50.
11. Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования наблюдаемых признаков у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. -Л.,1976.
12. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
13. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика / Под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 1995.
14. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
15. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
16. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
18. Дмитриевский Р.С. Экологическая культура и образование в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - №1. - С. 124-127.
19. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60-68.
20. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. - С.25-26.
21. Захлебный А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания). – М.: Знание, 1986.
22. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
23. Зебзеева В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2007. - № 3.
24. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. - М. 2006.
25. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
26. Иванова А.И. Методический комплекс «Живая экология» // Управление ДОУ. - 2007. - №3.
27. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
28. Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города. – М., 2004. - 25с.
29. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
30. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «"Мы": Азбука экологии». - СПб., 1996.
31. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М. : ИОШ РАО, 1994.
32. Красилов В.А. Природа в общественной жизни и культуре // Экология и жизнь. - 2003. - №3. - С.38-40.
33. Краснопольский Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - №4. - С.123-134.
34. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – 232 с.
35. Лазарева О.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Ч. 1.: Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе. – Екатеринбург, 2003.
36. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. - Екатеринбург, 2004. - 279с.
37. Лихачева А.И. Экологическое воспитание в детском саду // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.93-95.
38. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1970.-№6.
39. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. - Якутск, 2003. - 18 с.
40. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М. : Пед.общество России, 2002.
41. Моисеев Н. Экология в современном мире. // Наука и жизнь. - 1998. - №3. - С.2-10.
42. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. – 1996. – № 3.
43. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. - Екатеринбург, 2004. - 168с.
44. Моисеева Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки // Образование и наука. - 2007. - №2. - С. 3-12.
45. Николаева С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников // Модели экологического воспитания детей. – М., 2005. – С.14-39.
46. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 182 с.
47. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005. – 310 с.
48. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания \\ Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.14-21.
49. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
50. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.
51. Потапова Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников // В мире науки. - 2007. - №1. - С. 88-89.
52. Россихина Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №2. - С.26-29.
53. Рыжова Н.А. Наш дом — природа: Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.
54. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. - М., 2000.
55. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
56. Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. – М. 1997. - 64 с.
57. Экологическое воспитание детей: Методическое пособие для воспитателей. – Краснодар: Эдви, 1995 – 182 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.