На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Развитие толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественной деятельности

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 14.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности 6

1.1. Понятие толерантности и толерантных отношений в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Особенности развития толерантных отношений в младшем школьном возрасте 9

1.3. Художественно-творческая деятельность как средство развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста 12

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности 18

2.1. Изучение уровня развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста 18

2.2. Мероприятия по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности 26

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста 28

Заключение 32

Список литературы 35

Приложение 37





Введение



Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX – начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности.

Ребенок входит в мир человеческих отношений, будучи естественным и природосообразным, но, несмотря на это, его позитивная социализация является необходимым основанием развития правового, демократического, гражданского общества. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П.Гаврилова, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе и толерантности.

Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали многие философы: Дж.Локк, Н.К.Рерих, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой и др.; психологи: А.Г.Асмолов, ВЕ.Ю.Клепцова, И.В.Крутова, А.П.Оконешникова, Г.У.Солдатова и др.

В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; учителя начальных классов не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.

Неоценимую помощь в достижении целей формирования толерантных отношений может оказать художественно-творческая деятельность младших школьников. Она представляет собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства, богатый потенциал образцов построения гуманных взаимоотношений и область приложения творческих сил и способностей детей.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы: «Развитие толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы мероприятий по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности.

Объект исследования – процесс развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – художественно-творческая деятельность как средство развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития толерантных отношений у младших школьников будет эффективным, если будут использоваться средства художественно-творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.

2. Выявить уровень сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста.

3. Разработать систему мероприятий развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы); эмпирические методы (наблюдение за деятельностью учителей, учащихся начальной школы, тестирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности младших школьников)...



*******************************************************************


Заключение
Поставленные в начале исследования задачи решены. Во-первых, в процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста были определены основные понятия исследования.
Толерантное отношение мы определили как результат действия системы индивидуальных, избирательных и сознательных связей личности, основанной на изначально позитивном восприятии другого человека и обеспечивающей реализацию потребности во взаимодействии посредством согласования своих целей и действий с целями и действиями другого человека.
Развитие толерантных отношений у младших школьников - целенаправленный, планомерно организованный процесс формирования у учащихся терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; способности к толерантному взаимодействию на основе использования системы педагогических средств.
Художественно-творческая деятельность как средство развития толерантных отношений у младших школьников – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства, на формирование толерантного отношения и уважения к культуре и искусству других народов.
Во-вторых, был выявлен уровень сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста. Для определения уровней сформированности толерантных отношений использовались критерии и показатели, выделенные нами на основе анализа психолого-педагогических исследований. Результаты диагностики позволили выявить уровни развития толерантных отношений у младших школьников: высокий уровень наблюдается у каждого пятого школьника (21,1% детей ЭГ и 26,3% детей КГ). Эти учащиеся имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, у них сформированы фактические представления о ценностях межличностной толерантности. Развито устойчивое проявление терпимого отношения к другим, низкий уровень тревожности, агрессивности; высокий уровень эмпатии. Каждый ребенок с высоким уровнем проявляет толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.
Средний уровень выявлен у половины детей (52,6% школьников ЭГ и 42,1% школьников КГ). Этих детей отличает то, что знание норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки зависит от внешних условий. Младший школьник со средним уровнем признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.
Низкий уровень выявлен у трети детей (26,3% школьников ЭГ и 31,6% школьников КГ). Каждый ребенок обладает низким объемом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеет отличать границы толерантности и интолерантности; отсутствуют выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду; при определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наличие отрицательного отношения к отличиям других.
В-третьих, были разработаны мероприятий по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности. Первое направление – проведение уроков рисования на основе комплекса общих и специальных умений и навыков младших школьников, приобретаемых в художественно-творческой деятельности и позитивно влияющих на становление у них толерантности личности. Второе направление – проведение внеклассных мероприятий.
После проведенной работы был повторно диагностирован уровень развития толерантных отношений у младших школьников с использованием аналогичных методик. Сопоставление начальных и конечных результатов уровня сформированности толерантных отношений у младших школьников свидетельствует о том, что значительно сократилось количество детей с низким уровнем и увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем.
Таким образом, в ходе проведенной экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования о том, что процесс развития толерантных отношений у младших школьников будет эффективным, если будут использоваться средства художественно-творческой деятельности.


Список литературы
1. Анисимов О.С. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.
2. Бенькова О.А. Понятие и основные характеристики толерантности // Молодежь и ценности современного российского общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: Ютон, 2005. – С.135-139.
3. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. - Кемерово, 1993.
4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
5. Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. – 2007. – №3. – С.81-86.
6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – М.:Совершенство, 1997.
7. Ивкова Ю.П. Тренинг этнической толерантности для старшеклассников. Методические рекомендации для классных руководителей. - Петрозаводск: Изд-во КНЦ АН, 2006. - 42с.
8. Ивкова Ю.П. Этническая толерантность старшеклассников // Сорокинские чтения: материалы научной конференции. – М.: Изд-во МГУ, 2004. - С.236-239.
9. Коржуев В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры. – М.: Просвещение, 2000.
10. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М., 2000. - 192 с.
11. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2008 гг.)». Приказ Министерства образования 01.10.01 №3250. // Вестник образования. – 2001. - №20.
12. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
13. Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. – 2007. – №3. – С.69-70.
14. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М., 2000.
15. Спицына О.А. Толерантность младших школьников: условия формирования // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4(68). – С. 134-140.
16. Степанов В. Воспитание в духе толерантности // Классный руководитель. – 2002. - №2. – С.61-66.
17. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. – 2001. - №9. – С.39-45.
18. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: ИПРАН Академический Проект, Екатеринбург, 2000. – 320с.
19. Тилова Х.Х. Принципы формирования толерантности // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. - №2 (31).– М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С.150-155.
20. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.
21. Толерантность и согласие / Под ред. Г.У.Солдатовой. – М.: Владис,1998. – 215 с.
22. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников. – 2003. - №3. – С.18-22.


Приложение
Методические рекомендации для учителей начальной школы



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.