На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Изучение видов памяти младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 14.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение 3

Глава I Развитие видов памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6

1.1.Исследование видов памяти в психолого-педагогической литературе 6

1.2.Возрастные особенности видов памяти у младших школьников 12

1.3.Изучение проявлений памяти младших школьников 12

Глава II Исследование развития видов памяти младших школьников 22

2.1. Этапы, методы и методики исследования памяти у младших школьников 22

2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27

2.3.Рекомендации педагогам и родителям по развитию видов памяти младших школьников 35

Вывод 38

Список литературы 40

Приложение 1 43

Приложение 2 45



Введение



Младший школьный возраст называют вершиной детства [24, С. 251]. В современной периодизации психического раз¬вития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жиз¬ни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная дея¬тельность. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а родители и педагоги должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет раз¬виваться память. Это положение определяет актуальность выбранной темы работы.

Память, являясь одним из психических процессов, относится к числу базовых категорий рассмотрения в психологии. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразы.

Виды памяти — это структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала [14].

В отечественной и зарубежной психологии накоплен весьма обширный эмпирический материал, являющийся результатом многочисленных экспериментальных исследований памяти младших школьников (А. Аалль, Е.Брунсвик, Бурдон, Л.С.Выготский, Л.Гольдшейдер, П.И.Зинченко, Н.П.Иванова, А.Изюмова, Д.И.Красильщикова, Е.М.Кудрявцева, А.Н.Леонтьев, А.И.Липкина, Б.Лобзин, В.Я.Ляудис, К.П.Мальцева, Э.Мейман, А.Польман, Г.В.Репкина, В.И.Самохвалова, А.А.Смирнов, Г.А.Стюхина, Э.А.Фарапонтова, Т.Х.Хасаева, Л.В.Черемошкина, В.Д. Шадриков, А.Н. Шлычкова, В.Штерн и многие другие).

Большинство исследований памяти младших школьников в отечественной психологии базируется на деятельностном подходе, выполнены в парадигме констатирующего и формирующего экспериментов.

Цель данного исследования: теоретически описать и эмпирически изучить виды памяти у младших школьников.

Объект исследования: память младших школьников.

Предмет исследования: виды памяти младших школьников.

Гипотеза: уровень развития долговременной памяти младших школьников ниже уровня развития их кратковременной памяти; а уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития их смысловой (логической) памяти.

Для достижения цели исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Описать виды памяти и их возрастные особенности у младших школьников;

2. Определить специфику изучения проявлений памяти младших школьников;

3. Описать этапы, методы и методики исследования;

4. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования;

5. Разработать рекомендации педагогам и родителям по развитию видов памяти младших школьников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический констатирующий эксперимент, метод теста, методы статистической обработки данных (первичные и вторичные).

Методики психодиагностики. 1) Методика «Оценка памяти» [Ахвердова, Волоскова]; 2) Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» [Н.Г. Молодцова]...



*****************************************************************************


Вывод
Актуальность изучения видов памяти младших школьников связана с тем, что именно память, уровено развития различных ее видов (зрительной, слухоречевой; кратковременной и долговременной; механической и осмысленной) в значительной мере определяет успешность школьного обучения.
В теоретической части работы рассматривались результаты эмпирических исследований видов памяти учеников начальной школы, выполненных такими авторами, как Е.Е. Кравцова, Л.А. Огородникова, Л.В. Черемошкина, А.А. Смирнов, Н. Б. Матвеева. Хотя приводимые ими данные несколько противоречивы, основные тенденции таковы, что у ребенка 6—7 лет более развита и быстрее прогрессирует механическая, нежели смысловая память и память наглядно-образная, чем логическая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события. Это связано с преобладанием у них первой сигнальной системы. Однако на протяжении обучения в начальной школе ситуация меняется, и к концу младшего школьного возраста (к 10—11 годам) возрастает продуктивность смысловой памяти.
С учетом возраста испытуемых и степени сложности стимульного материала, гипотеза исследования сформулирована следующим образом: уровень развития долговременной памяти младших школьников ниже уровня развития их кратковременной памяти; а уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития их смысловой (логической) памяти.
Получены эмпирические данные, согласно которым:
- Уровень развития долговременной слухоречевой памяти младших школьников на слова ниже уровня развития кратковременной слухоречевой памяти на слова (при p?0,01).
- Уровень развития долговременной слухоречевой памяти младших школьников на числа ниже уровня развития кратковременной слухоречевой памяти на числа (при p?0,01).
- Уровень развития долговременной зрительной памяти младших школьников ниже уровня развития кратковременной зрительной памяти (при p?0,01).
- Уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития смысловой (логической; опирающейся на вторую сигнальную систему) памяти младших школьников (при p?0,01).
Следовательно, гипотеза исследования доказана, а все задачи работы выполнены.


Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. – М.:1999. – 340 с.
2. Ахвердова, О.А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности [Текст] / Учеб. пособие / О. А. Ахвердова. — СПб.: Речь, 2004. — 168 с С. 140
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб., 1997. — 224 с.
4. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб., 2001. – 694 с.
5. Детская психология: Методические указания [Текст] / Сост. Р. П. Ефимкина. – Новосибирск, 1995. – 100 с.
6. Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология : курс лекций [Текст] / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан, Н. В. Лаврова. — М., 1965. – 287 с.
7. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. Е. Кравцова // Память как центральная психологическая функция младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2004. - 8-15 ноября. - С.41-44.
8. Крайг, Г. Психология развития [Текст] /Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб., 2005. — 940 с.
9. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]/ И. Ю. Кулагина – М., 1998. – 340 с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие [Текст] /И. Ю. Кугина, В. Н. Колюцкий . – М., 2001. – 434 с.
11. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник [Текст] / А.Г. Маклаков. — СПб. , 2001. — 582 с.
12. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. – Спб., 2000. – 612 с.
13. Матвеева, Н.Б. Развитие словесно-логической памяти младших школьников на уроках русского языка и литературы [Текст] / Н.Б. Матвеева // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – №7. – С.72-73.
14. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб., М., 2003. — 672 с.
15. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии [Текст] / Н.Г. Молодцова. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М., 1999. – 380 с.
17. Немов, Р. С. Психология [Текст]: В 3 кн. : учеб. пособие. – Кн. 2, Психология образования / Р. С. Немов. — М., 1998. — 607 с.
18. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. – М., 1996. – 374 с.
19. Общая психология [Текст] : Учебник для вузов / Ред. А. В. Петровский. —М. , 1976. — 479 с.
20. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М, 1996. – 335 с.
21. Огородникова, Л. А. Развитие мнемических способностей младших школьников [Текст] : Автореф. дис. … канд. психол. наук / Л. А. Огородникова. – Ярославль, 2002. – 23 С.
22. Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психологическое ис¬следование [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. – М.,1990. – 302 с.
23. Рыбалко, Е.П. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. П. Рыбалко. – М., 1999. – 560 с.
24. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапогова. — М., 2001. — 461 с.
25. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. В. Черемошкина. – Ярославль, «Академия развития», 1996. – 240 с.

Приложение 1
Методика «Оценка памяти»



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.