На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Влияние коммуникативных умений у подростков на их статусное положение в группе сверстников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 16.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОДРОСТКОВ 7

1.1 Состояние проблемы коммуникативных умений в психологии и педагогике 7

1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и особенности общения подростков 12

1.3 Коммуникативные умения как фактор социализации 18

Выводы по Главе 1 22

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И ТИПА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ 23

2.1 Этапы, методы, методики исследования 23

2.2 Результаты исследования 25

2.3 Практические рекомендации для подростков по развитию коммуникативных умений 32

Выводы по Главе 2 34

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

ЛИТЕРАТУРА 42

Приложение 1 45

Приложение 2 47

Приложение 3 51

Приложение 4 52

Приложение 5 53

Приложение 6 54



ВВЕДЕНИЕ



Одной из важных задач современного российского образования является совершенствование коммуникативной компетентности школьников, особенно подростков. Именно в подростковом возрасте происходит формирование лич-ности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека, ос-воение различных социальных ролей, и группа сверстников играет в этих про-цессах ведущую роль, так как отношения с партнерами своего и противопо-ложного пола создают прототип взрослых отношений. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.

Проблема общения, получившая свое начало в работах педагогов ХІХ-ХХ вв. (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, А.С. Мака-ренко), в 60-е годы XX века выделилась в самостоятельную теоретическую про-блему. Опираясь на общую теорию человеческой коммуникации (Г.М. Андрее-ва, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Е.В. Руденский, Т. Шибутани и др.), она получила широкое распространение в психолого-педагогической литературе (Б.Г. Анань-ев, А.А. Добрович, В.К. Дьяченко, Л.М. Зюбин, В.А. Кан-Калик, Л.И. Карлин-ская, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Р.С. Немов, Ю.М. Орлов, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская, Т.А. Репина, В.В. Усов, Г.А. Цукерман, Н.И. Шевандрин, Я.Яноушек и др.). Современными исследователями проанализирована сущ-ность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложе-ны способы формирования этой группы умений и др.

По мнению группы исследователей (Т.В. Антонова, Г.И. Николаева, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников и др.), коммуникативные уме-ния индивида в совокупности образуют его коммуникативную компетентность, которая представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Эмо-циональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, чуткость к переживаниям окружающих людей. Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Сле-довательно, коммуникативные умения и коммуникативная компетентность обеспечивают адекватные реакции индивида на происходящее вокруг, его адек-ватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявле-ние своих эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением. Вышеперечисленные со-ставляющие являются необходимым условием успешного развития подростка, его подлинной интеграции в общество и, прежде всего, в группу сверстников, общение с которыми является в подростковом возрасте ведущим видом дея-тельности и закладывает фундамент для последующего развития личности под-ростка и системы его межличностных связей.

В отечественной науке ряд исследований посвящен таким аспектам про-блемы общения, как проблема формирование коммуникативных умений обу-чаемых и обучающихся в образовательном процессе с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.) и с педагогических по-зиций (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, Т.Н. Волкова, Л.В. Грошева, М.Е. Даш-кин, Ю.Н. Емельянов, В.Л. Зливков, Е.Г. Кашина, О.О. Киселева, А.В Коренева, Л.Н. Марковец, А.А. Стукалов и др.). В многочисленных публикациях зару-бежных и отечественных авторов предлагаются различные варианты тренингов и коррекционных программ, направленные на повышение уровня их компе-тентности в общении. Между тем, данные подходы при всем разнообразии предлагаемых методов изучения учащихся не дают целостного представления об индивидуально-типологических особенностях школьников как субъектов общения в классе и не принимают во внимание уровень развития их отдельных коммуникативных умений и их влияния на социальный статус подростка в группе. Таким образом, актуальность нашего исследования определяется тем, что проблема формирования коммуникативных умений соответствует задачам развития подростков.

Цель исследования – теоретически изучить и практически проверить в-лияние коммуникативных умений у подростков на их статусное положение в группе сверстников.

Объект исследования: коммуникативные умения подростков и их статус-ное положение в группе сверстников.

Предмет исследования: влияние коммуникативных умений подростков на их статусное положение в группе сверстников.

Гипотеза исследования: коммуникативные умения подростков оказывают влияние на их социальный статус в группе сверстников.

В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разрабо-танности проблемы в психологии;

2. Исследовать особенности межличностных взаимоотношений в группе подростков и актуальный уровень сформированности коммуникатив-ных умений у подростков этой группы и выявить особенности комму-никативных умений у подростков с разными социальными статусами;

3. Разработать модель развития коммуникативных умений подростков с трудностями межличностных отношений в группе, учитывающую ин-дивидуально-типологические особенности подростков как субъектов общения в классе.

4. Сформулировать выводы и разработать практические рекомендации для подростков по развитю коммуникативных умений.

Методологическая основа исследования: системный и субъектно-деятельностный подход к личности, согласно которому реализующая общест-венные отношения деятельность субъекта выступает в качестве системообра-зующего основания и движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия и коммуникации (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.А.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов и др.); представления отечественных психологов об особенностях психического развития в подростковом возрасте (И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.).

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение информации.

Эмпирические: метод беседы, метод наблюдения, метод тестирования, социометрииометрический метод, констатирующий эксперимент.

Методы математико-статистического анализа.

Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций и коррекционной программы по развитию комму-никативных умений у подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического исследования было установлено, что подростковый возраст является чрезвычайно важным периодом, оказывающим влияние на все последующие этапы жизни. Он характеризуется развитием рефлексии и самосознания и появлением чувства взрослости, самостоятельности. Важнейшей потребностью подростка является общение со сверстниками, в процессе которого происходит формирование личности, и стремление быть принятым в референтной группе, получить в ней признание.
Успешность общения индивида определяется уровнем сформированности у него коммуникативных умений, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
В ряде психологических исследований показано, что сформированность коммуникативных умений оказывает влияние на статусное положение в подростковой группе. Проведенное нами эмпирическое исследование подтвердило это наблюдение, показав, что подростков с низким и средним социальным статусом в группе сверстников отличаются низкими показателями способности к рефлексии, несформированнными коммуникативными умениями оказывать и принимать знаки внимания, адекватно реагировать на справедливую критику и на задевающее, провоцирующее поведение собеседника, преобладанием зависимо-послушного типа межличностных отношений.
Полученные эмпирические данные позволяет утверждать, что гипотеза настоящего исследования подтверждена, его цель достигнута. На основании результатов исследования выделено шесть наиболее важных параметров, характеризующих подростков как субъектов общения в группе (социометрический статус в классе; тип межличностных отношений; умение оказывать и принимать знаки внимания от сверстников; умение адекватно реагировать на справедливую критику; умение конструктивно реагировать на задевающее, провоцирующее поведение собеседника; уровень развития рефлексивных навыков), с учетом которых нами была разработана модель развития коммуникативных умений подростков, сформулированы практические рекомендации.
Резюмируя результаты данного исследования, уместно отметить, что дальнейшее изучении влияния уровня сформированности коммуникативных умений на социальный статус подростков в группе и разработка путей формирования коммуникативных умений у подростков является приоритетной задачей психологии и педагогики на современном этапе в связи с задачами совершенствования коммуникативной компетентности детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Базарская, Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. – Воронеж, 1998. – С. 63.
4. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2001. – 176 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 2003. – 272 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
8. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005. – 351с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: РПО, 2003. – 512 с.
11. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
12. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психологии детей [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2005. – 182 с.
13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.
15. Крайг, Г. Психологическое развитие [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 394 с.
16. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2001. – 464 с.
17. Лабунская, В.А. Психология затрудненного и незатрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
18. Леонтьев, А.А. Психология общения: 3-е изд [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
19. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
20. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии [Текст] / Методологические проблемы социальной психики. – М.: Академия, 2006. – 430 с.
21. Мелибурда, Е.Л. Ты – мы: психологические возможности улучшения общения. – М., 2006. – 265 с.
22. Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации [Текст] / М.А. Мкртчян // Организационно-деятельностные игры в образовании. – Красноярск: КГПУ, 2001. – 100 с.
23. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: РПО, 2001. – 320 с.
24. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
27. Основы теории коммуникации [Текст] / Под. ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
28. Парошина, Р.А. Формирование коммуникативности у старшеклассников [Текст] / – Красноярск: КГУ, 2001. – 190 с.
29. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2001.
30. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. – М., изд-во МГУ, 2009. – 216 с.
31. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 1997. – 541 с.
32. Психология подростка: Хрестоматия [Текст] / сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство,1997. – 402 с.
33. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб: Питер., 2000. – 278 с.
34. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 336 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
36. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Толстых. – М.: Знание,1991. – 294 с.
37. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
38. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
Приложение 1

Опросник Т. Лири ...

***********************************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.