На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Понятие руководства в психологии

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 16.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3

1 Теоретический анализ проблемы влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива 8

1.1 Понятия «коллектив» и «психологические особенности коллектива» 8

1.2 Понятие руководства в психологии 18

1.3 Личностные качества руководителя и их влияние на психологические особенности коллектива 22

Выводы по главе 1 33

2 Программное исследование влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива 34

2.1 Организация и методы исследования 34

2.2 Результаты исследования и их обсуждение 39

Выводы по главе 2 47

Заключение 48

Литература 50

Приложения 54



Введение



Актуальность исследования. Современный уровень развития производ-ства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах обще-ства предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональ-ной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человече-ских решений. Изменение социально-экономической ситуации потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления.

Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую акту-альность и значимость приобретают аспекты эффективного управления со-циально-психологическим климатом в коллективе. Выбор руководителем оп-тимальных форм взаимодействия с сотрудниками и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга. Важнейшей областью пространства социальных отношений являются взаимодействия внутри трудового коллектива. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятель-ности, которая выражается в экономических показателях, но и отношение со-трудников к своей работе, эмоциональный настрой и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет су-щественную роль в создании корпоративной культуры и повышении эффек-тивности существования коллектива, объединенного общей целью.

Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оцен-ки социально-психологического климата, отсутствует планирование и вы-страивание модели управления им с учетом миссии организации. В настоя-щее время практически отсутствуют научные разработки по исследованию социально-психологического климата в коллективе несколько затормозились по сравнению с 70-80-ми годами ХХ в., хотя изучение социально-психологического климата является одним из наиболее востребованных практиками направлений работы.

Представляется закономерным возрастание интереса научных исследо-вателей и практиков к изучению социально-психологического климата и управлению им. Интерес практиков к данной теме диктуется, в частности, и возросшими требованиями к человеку в его профессиональной деятельности, и усложнением взаимоотношений в коллективе, и ростом уровня притязаний сотрудников. Социально-психологический климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей корпоративной куль-туры организации, но одновременно и проблема решения завтрашних, пер-спективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений. Формирование благоприятного соци-ально-психологического климата коллектива является одним из главных ус-ловий эффективности совместной деятельности.

В научных публикациях чаще рассматриваются достаточно общие во-просы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов социально-психологического климата в коллективах. Наибольшее количество исследо-ваний по этой проблематике производилось в 80-е годы ХХ в. Сейчас воз-никло некоторое несоответствие между запросами практиков и теоретиче-скими разработками в области изучения социально-психологического клима-та коллектива и детерминирующих его факторов. Особое внимание уделяется исследованию влияния на социально-психологический климат коллектива такого фактора как личностные особенности руководителя.

Существенное влияние на методологию разработки структуры лично-сти руководителя оказали классические модели личности, построенные Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым, В.С. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, К.К. Плато-новым, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейном и Л.И. Уманским. Влияние ру-ководителя на социально-психологический климат коллектива рассматрива-ется, прежде всего, через стиль уководства, который опосредован характери-стиками личности руководителя, его личностной направленностью.

Направленность личности является устойчивой личностной характери-стикой, совокупностью целей, мотивов деятельности, более или менее осоз-нанных личностных смысловых установок, ценностных ориентации и норм, представлений о желательных и допустимых способах поведения (Л.И. Габ-дулина, 1999; Ю.А. Желтонова, 2000; Л.И. Рюмшина, 2000, 2004). Традици-онно ее связывают с убеждениями, мировоззрением, личностными свойства-ми каждого человека, в том числе и ценностями (К.А. Абульханова-Славская, 1980; Б.Г. Ананьев, 1980; А.А. Бодалев, 2000; Л.И. Божович, 1995; Б.И. До-донов, 1978; А.Н. Леонтьев, 2005; Д.А. Леонтьев, 1997; Б.Ф. Ломов, 1984; B.C. Мерлин, 1996; K.K. Платонов, 1986; С.Л. Рубинштейн, 2007 и др.).

В последнее время у руководителей высшего и среднего звена управ-ленческого персонала наблюдается рост потребности достижения их собст-венных целей, используя ценности и смыслы подчиненных. Поэтому про-блема влияния направленности личности руководителя на группу приобрета-ет особую значимость. При этом необходимо отметить, что имеется недоста-точное количество эмпирических исследований, показывающих характер влияния личностной направленности руководителя на взаимоотношения и взаимодействия людей в межличностном общении и совместной деятельно-сти (Л. Братченко, 1997; Е.Л. Доценко, 2003; В.В. Знаков, 2000, 2001, 2002; Л.И. Рюмшина, 2000, 2001, 2003, 2004; Е.В. Сидоренко, 2002 и др.). Таким образом, исследование влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива является актуальным.

Тема исследования: «Влияние личностной направленности руководи-теля на психологические особенности коллектива».

Цель исследования – изучить влияние личностной направленности ру-ководителя на психологические особенности коллектива.

Объект исследования: личностная направленность руководителя и пси-хологические особенности коллектива.

Предмет исследования: влияние личностной направленности руково-дителя на психологические особенности коллектива.

Гипотеза исследования: Личностная направленность руководителя ока-зывает влияние на психологические особенности коллектива.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ современных отечественных и зару-бежных литературных источников по проблеме влияния личностной направ-ленности руководителя на психологические особенности коллектива.

1.1. Провести теоретический анализ представлений современных оте-чественных и зарубежных исследователей о содержании социально-психологических понятий «коллектив», «психологические особенности кол-лектива», «социально-психологический климат коллектива».

1.2. Проанализировать отечественную и зарубежную научную литера-туру по проблеме руководства, критериев его успешности и психологических факторов, оказывающих влияние на успешность руководства.

1.3. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме личностных особенностей руководителя и их влияния на психологические особенности коллектива.

2. Спроектировать и осуществить программное исследование, направ-ленное на изучение влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива

2.1. Осуществить проектирование программного исследования, на-правленное на изучение влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива, подобрать психодиагностиче-ский инструментарий, адекватный целям исследования.

2.2. Провести программное исследование, направленное на изучение влияния личностной направленности руководителей на психологические осо-бенности коллектива, проанализировать полученные результаты с примене-нием методов математико-статистического анализа, провести интерпретацию полученных результатов и сформулировать выводы.

3. Провести анализ результатов проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования проблемы влияния личностной направленности руководителей на психологические особенности коллектива, оформить за-ключение по проделанной работе.

Теоретико-методологической основой исследования явились общена-учные принципы: принцип детерминизма, принцип развития, принцип сис-темности; принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип общественно-исторической обу-словленности сознания (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец). В исследовании использовались основополагающие идеи системного подхода (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен) личностного и субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божо-вич, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Л.М. Митина и др.), концепции отечественных и зарубежных исследователей о соци-ально-психологических особенностях коллектива (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов, Е.М. Дубовская, А.В. Петровский, К.К. Платонов, К. Левин, Я.Л. Морено, Л. Фестингер, Ф. Фидлер и др.), в том числе представления о социально-психологическом климате коллектива (Е.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Г.А. Моченов, В.Н. Панферов, Е.В. Шорохова, О.И. Зотова и др.).

Методы и методики исследования: Для реализации поставленных в ис-следовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ис-следования, анализ результатов экспериментального исследования, интер-претация полученных результатов и др.); эмпирические методы (психодиаг-ностические методики: Ориентационная анкета Б. Басса, Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элер-са) и методы математико-статистического анализа данных (метод одномер-ного дисперсионного анализа).


Заключение

В ходе проведенного теоретического анализа доступных нам источников литературы по проблеме личностной направленности руководителя как фактора его успешности нами было установлено, что руководство организацией, коллективом в современной отечественной и зарубежной психологической науке понимается как целенаправленная организация и оптимизация процесса управления коллективом с помощью административных полномочий и личного авторитета.
Анализ рассматриваемых в литературных источниках факторов успешности руководства показал, что успешность руководства – это образование полифакторной этиологии. Она определяется как эффективностью деятельности самого руководителя, так и эффективностью деятельности возглавляемого им коллектива. В частности, современные авторы указывают, что руководитель считается успешным, если возглавляемый им коллектив демонстрирует высокие показатели групповой эффективности. Показатели групповой эффективности в настоящее время принято разделять на непсихологические, примером которых является прибыльный рост компании, и психологические. В организационной психологии большее внимание уделяется рассмотрению последних. К наиболее значимым психологическим показателям групповой эффективности относят преобладание у сотрудников коллектива мотивации к достижению над мотивацией к избеганию неудач и благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Многие отечественные и зарубежные авторы единодушно разделяют точку зрения о том, что успешность руководства во многом зависит не только от объективных факторов, но и от особенностей личности руководителя. При этом, как показал проведенный литературный анализ, у современных исследователей нет единства в определении компонентов многоуровневой структуры личности руководителя; анализируемые подходы основаны на авторском представлении о структуре личности, механизмах ее изменения и психологических требованиях к руководителю. Современный этап изучения личности руководителя характеризуется переходом от описательных моделей к интегральным, когда на смену разрозненным исследованиям приходят обобщающие концепции личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности. В качестве такой интегральной основы структуры личности может рассматриваться направленность.
Под направленностью личности, как правило, понимают систему устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направления ее поведения. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая. Управленческая направленность руководителя является частным проявлением общей личностной направленности и выражает себя в устойчивых формах его внешнего поведения и способа его мышления.
Как показали результаты проведенного нами эмпирического исследования, сотрудники коллектива, руководитель которой отличается выраженной направленностью на дело, высоким уровнем мотивации к успеху и средним уровнем мотивации к избеганию неудачи, значимо отличаются более высоким уровнем мотивации к достижению успеха, положительного эмоционального отношения к организации в целом и своей работы в ней, чем сотрудники коллектива, руководитель которой отличается выраженной направленностью на себя и преобладанием мотивации к избеганию неудач над мотивацией к достижению успеха.
Итак, можно заключить, что личностная направленность руководителя является важным фактором, оказывающим влияние на такие психологические показатели коллектива, как уровень мотивации у сотрудников и тип социально-психологического климата в коллективе.
Таким образом, гипотеза подтверждена и цель нашего исследования достигнута.
Литература

1. Агапов, В. С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя [текст] / В.С. Агапов. – М. : Изд-во МОСУ, 2000. – 415 с.
2. Агапов, В. С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии [текст] / В.С. Агапов // Психология и жизнь : сборник научных трудов. Выпуск №1. – М. : МОСУ, РПО, 2000. – С. 78-85.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений [текст] / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.
4. Бабенко, О. А. Профессионально важные качества личности руководителя [текст] / О.А. Бабенко. – М. : Академия, 2006. – 516 с.
5. Базаров, Т. Ю. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы : учебное пособие [текст] / Т.Ю. Базаров, О. А. Долгополова.– Волгоград : Изд-во ВАГС, 2002. – 224 с.
6. Блейк, Р. Р. Научные методы управления [текст] : пер. с англ. / Р.Р. Блейк, Д.С. Моутон. – Киев : Наукова думка, 1990. – 240 с.
7. Диксон, П. Р. Управление маркетингом [текст] / П.Р. Диксон. – М. : ЗАО «Издательство Бином», 1998. – 556 с.
8. Диневич, В. А. Показатели и критерии эффективности управления [текст] / В.А. Диневич, С.В. Роганов, Н.И. Якунина. – М. : Интерр-А, 1999. – 260 с.
9. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента [текст] : пер. с англ. / П.Ф. Друкер. – М. : Вильямс, 2000 – 398 с.
10. Зеленевский, Я. Организация трудовых коллективов : введение в теорию организации и управления [текст] / Я. Зеленевский. – М. : Прогресс, 1971. – 280 с.
11. Карпов, А. В. Психологический анализ трудовой деятельности [текст] / А.В. Карпов. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1988. – 76 с.
12. Карпов, А. В. Психология трудовой деятельности [текст] / А.В. Карпов. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1989. – 240 с.
13. Китов, А. И. Экономическая психология [текст] / А.И. Китов. – М. : Экономика, 1987. – 303 с.
14. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск : Изд-во БГУ, 2009. – 284 с.
15. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов [текст] : 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.Д. Красовский. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 511 с.
16. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [текст] / Р.Л. Кричевский. – М. : Дело, 1996. – 384 с.
17. Лутошкин, А. Н. Психологический климат первичного производственного коллектива [текст] / А.Н. Лутошкин. – Кострома : Изд-во КГУ им. А.Н. Некрасова, 1978. – 183 с.
18. Марков, М. Н. Технология и эффективность социального управления [текст] / М.Н. Марков. – М. : Бизнес-Сфера, 2001. – 420 с.
19. Минцберг, Г. Школы стратегий : Стратегическое сафари : экскурсия по дебрям стратегий менеджмента [текст] / Г. Минцберг; пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук; под общ. ред. Ю. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2000. – 330 с.
20. Модели и методы управления персоналом [текст] / Под ред. Е. Б. Моргунова – М. : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – 464 с.
21. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 : Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2009. – 688 с.
22. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [текст] / Н.Н. Обозов. – К. : Наукова думка, 2006. – 192 с.
23. Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности [текст] / В.Б. Ольшанский. – М. : Просвещение, 2008. – 339 с.
24. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива : пути и методы его изучения [текст] / Б.Д. Парыгин / Под ред. В.А. Ядова. – Л. : Наука, 1981. – 192 с.
25. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [текст] / А.В. Петровский. – М. : Наука, 1982. – 255 с.
26. Петровский, А. В. Психология : Учебное пособие [текст] : 5-е изд. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
27. Платонов К.К. Вопросы психологии труда [текст] : издание 2-е доп. / К.К. Платонов. – М. : Медицина, 1979. – 264 с.
28. Платонов, К. К. Психология [текст] / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М. : Наука. 1977. – 185 с.
29. Погорелова, Т. В. Эффективность труда управленческого персонала и ее составляющие / Проблемы управления в условиях перехода к рыночной экономике : материалы всероссийской конференции. – М., 1998.
30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [текст] : 2-е изд. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.
31. Психологическая теория коллектива [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М. : Педагогика, 1979. – 240 с.
32. Социология : Энциклопедия [текст] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М. : Издательство «Книжный Дом», 2003. – 612 с.
33. Толочек, В. А. Организационная психология : управление персоналом частного охранного предприятия и службы безопасности [текст] : 2-е изд., испр. и доп. – М. : Баярд; ООО Информполиграф, 2004. – 175 с.
34. Трифонов, Е. В. Психофизиология человека : толковый словарь [текст] / Е.В. Трифонов. – СПб. : Питер, 2001. – 356 с.
35. Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 273 [текст].
36. Чугунова, Э. С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров [текст] / Э.С. Чугунова; отв. ред. В.Я. Ядов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. – 160 с.
37. Шакуров, Р. Х. Психология управленческой деятельности [текст] / Р.Х. Шакуров. – Казань : ИССО, 1997. – 124 с.
38. Шепель, В. М. Человековедческая компетенция менеджера [текст] / В.М. Шепель. – М. : Народное образование, 1999. – 420 с.
Приложения
Приложение 1
Ориентационная анкета Б. Басса

Инструкция: По каждому вопросу возможны три варианта ответов: А, Б, В....
************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.