На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности мотивационно-ценностной сферы юношей

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 16.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследований по проблеме мотивационно-ценностной сферы юношей 8

1.1 Мотивационно-ценностная сфера личности: понятие, функции, закономерности развития 8

1.2 Потребности, мотивы, ценности как внутренние побудительные силы поведения личности 18

1.3 Психологические особенности мотивационно-ценностной сферы юношей 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Выявление движущих сил поведения чело-века – одна из центральных проблем наук о человеке. В психологии эта пробле-ма рассматривается с точки зрения анализа мотивации человеческого поведения. При этом сам термин «мотивация» не имеет единого общепринятого определе-ния, что проявляется большим числом различных, зачастую противоречивых концепций мотивации. В наиболее общем смысле мотивация понимается как общее побуждение активности в определенном направлении.

Основные составляющие внутреннего мира индивида – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального лично-стного опыта и потому присущие только ему. Наряду с потребностями они являются важными мотивационными факторами и источниками поведения. Ценностные ориентации и потребности образуют фундамент внутреннего мира человека. Они выступают важнейшим источником его целеобразования, активизатором мотивационной сферы личности, фактором, обусловливаю-щим определенную направленность познавательной и деятельности и пове-дения личности.

Проблема мотивационно-ценностной сферы личности в психологии в том или ином аспкте затрагивается представителями различных зарубежных школ и направлений: психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг), когнитивной психо-логии (К. Левин, Ж. Нюттен, Э. Толмен, Д. Келли, Х. Хекхаузен), индивиду-альной психологии (А. Адлер), гуманистической психологии (Д. Ройс, А. Пауэлл, К. Роджерс, Ф. Феникс), экзистенциальной психологии (В. Франкл, Э. Фромм, Д. Бьюдженталь, С. Мадди). В отечественной психологической науке различные аспекты проблемы мотивационно-ценностной сферы лично-сти отражены в работах Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А.А. Ле-онтьева, Д.А. Леонтьева, К. Муздыбаева и др.

Мотивационно-ценностная сфера человека представлена иерархией, соотношением различных мотивов и ценностей. Она является системой, ди-намика которой зависит от социальных обстоятельств, индивидуальных и возрастных особенностей личности и субъектной активности человека. В процесе онтогенеза ценности способствуют фомированию индивидуального опыта человека и организации его ког¬нитивной и эмоциональной сферы, а также служат источником его поведения. По мере взросления система моти-вов и ценностей личности, сохраняя общность с такими же системами других людей, становится уникальной. Рефлексия, переоценка ценностей и переори-ентировка жизненных смыслов являются закономерными процессами в раз-витии личности. В юношеском возрасте и следующем за ним возрасте ранней взрослости большинство людей сталкиваются с необходимостью самоопре-деления и выбора – выбора профессии, карьеры, супруга, образа жизни и т.п. Они намечают жиз¬ненные цели и осуществляют их. В процессе профессио-нальной деятельности и освоения новых социальных ролей (профессиональ-ной, граж¬данской, супружеской, родительской и др.) происходит дальнейшее развитие мотивационно-ценностной сферы личности. Ценностные ориента-ции продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни. Приобретение нового жизненного опыта и освоение новых социаль-ных ролей часто заставляет человека переоценивать многие вещи. То, что было для индивида жизненным смыслом и основной жизненной ценностью, может превратиться в утратить свое ценностное значение и даже сменить свою полярность, превратившись в негативную.

Одним из факторов изменения системы ценностных ориентаций и свя-занных с ними мотивов поведения являются социально-исторические усло-вия развития и функционирования личности. Социально-экономические, по-литиче¬ские, идеологические изменения в обществе влекут за собой измене-ния сис¬темы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдель-ной личности. Множество предлагаемых обществом путей развития требует от человека особого умения осуществлять эффективную и постоянную ори-ентировку в пространстве социальной реальности. Для этого субъекту необ-ходимо осознанно формировать систему основных жизненных отношений к предметному миру, к другим людям и к самому себе и, рефлексируя свои ве-дущие мотивы, жизненные ценности, реализовывать их в конкретных и все-гда меняющихся условиях.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью и значением мотивационно-ценностной сферы юношей в орга-низации их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности, особой, общегосударственной значимостью проблемы качества профессио-нальной подготовки и профессиональной пригодности кадрового состава по-граничных войск ФСБ России, а также недостаточной изученностью пробле-мы особенностей мотивационно-ценностной сферы юношей-студентов по-граничного ВУЗа ФСБ России.

Вместе с тем, обнаруживается противоречие: с одной стороны значи-мость мотивационно-ценностной сферы юношей в процессе становления личностного, профессионального и гражданского самосознания является об-щепризнанной, но, с другой стороны, во многих высших учебных учрежде-ниях при организации учебно-воспитательного процесса и подготовки слу-шателей к самостоятельной профессиональной деятельности особенности мотивационно-ценностной сферы учащихся не учитываются в полном объе-ме, не проводится ее полноценная психолого-педагогическая коррекция в случае необходимости.

Проблема заключается в том, что в условиях непрерывных социально-политических и социально-экономических преобразований в мире имеющие-ся в литературе данные не позволяют точно охарактеризовать особенности мотивационно-ценностной сферы современного поколения юношей.

Тема исследования: «Особенности мотивационно-ценностной сферы юношей (на примере пограничного ВУЗа ФСБ России)».

Цель исследования: изучить особенности мотивационно-ценностной сферы юношей (на примере пограничного ВУЗа ФСБ России)

Объект исследования: мотивационно-ценностная сфера юношей.

Предмет исследования: особенности мотивационно-ценностной сфе-ры юношей-студентов пограничного ВУЗа ФСБ России.

Гипотеза исследования: мотивационно-ценностная сфера юношей-студентов пограничного ВУЗа имеет специфические особенности.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи иссле-дования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литера-туры по проблеме исследования.

2. Исследовать мотивационную сферу и ценностные ориентации ис-пытуемых, дать их содержательную характеристику.

3. Выявить значимые особенности мотивационно-ценностной сферы юношей-студентов пограничного ВУЗа ФСБ России.

4. Разработать, обосновать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции мотивационно-ценностной сферы юно-шей.

Методы и методики. Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертацион-ных исследований по проблеме особенности мотивационно-ценностной сфе-ры юношей, анализ результатов экспериментального исследования, интер-претация полученных результатов и др.); эмпирические методы (экспери-мент, психодиагностические методики: тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева, методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, Цен-ностный опросник Шварца, Методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Методика диагностики личности на мотивацию к избега-нию неудач Т. Элерса) и методы математической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, φ*-критерий Фишера).

Все методы использовались комплексно, что позволило более глубоко изучить рассматриваемую проблему.

Теоретико-методологической основой исследования явились обще-научные принципы: принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леотнь-ев), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (Б.Ф. Ло-мов, В.А. Ганзен), субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завали-шина, Л.М. Митина и др.).

Экспериментальная база исследования – ГОУ ВПО «Курганский по-граничный институт ФСБ России». Выборку исследования составили 50 сту-дентов I и II курсов.

Этапы исследования:

1. На подготовительно-поисковом этапе проанализированы диапазон и глубина проработанности темы в психолого-педагогической теории и прак-тике, определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи ис-следования.

2. На теоретическом этапе была изучена психолого-педагогическая ли-тература по проблеме мотивационно-ценностной сферы юношей, сделаны теоретические выводы и обобщения.

3. На экспериментальном этапе был проведен констатирующий экспе-римент, осуществлен сбор эмпирических данных, их анализ, произведены разработка, обоснование и апробация программы психолого-педагогической коррекции мотивационно-ценностной сферы юношей, осуществлен анализ результатов контрольного исследования.

4. На аналитико-обобщающем этапе были проведены обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, систематизированы данные экс-периментальной работы, сформулированы общие выводы, оформлена тек-стовая часть исследования.

Теоретическая значимость исследования. Выявленные в настоящем исследовании особенности структуры мотивационно-ценностной сферы юношей (на примере студентов пограничного ВУЗа ФСБ России) имеют важ-ное теоретическое значение для выявления структуры мотивационно-ценностной сферы и закономерностей ее развития в юношеском возрасте, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития и акмеологии. Также выявленные в настоя-щем исследовании особенности структуры мотивационно-ценностной сферы юношей в сравнительном аспекте с данными, полученными другими автора-ми в разные годы, имеют важное теоретическое значение для понимания ди-намики изменения мотивационно-ценностной сферы современного человека под влиянием различных социально-экономических и социально-политических факторов.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности мотивационно-ценностной сферы юношей-студентов пограничного ВУЗа ФСБ России могут быть использова-ны при проведении профессиональной диагностики и профессионального от-бора, а также при составлении практических рекомендаций. Полученные в настоящем исследовании результаты открывают новые возможности для раз-работки и практической реализации научно-обоснованных направлений пси-хологической коррекции мотивационно-ценностной сферы личности.

Структура квалификационной работы. Выпускная квалификацион-ная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка ли-тературы и 7 приложений. Основное содержание выпускной квалификацион-ной работы изложено на 80 страницах машинописного текста. Список лите-ратуры содержит 76 источников. Работа иллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – т. 5. – № 5. – С. 63-70.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [текст] : в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Андреева, В. Г. Социальная психология [текст] : учебное пособие / В.Г. Андреева. – Изд. 2-е, стер. – М., 1988. – 432 с.
4. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей [текст] / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. – Сборник научных трудов. – Горький, 1982. – С. 116-129.
5. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения [текст] / М.И. Бобнева. – М., 1978. – 312 с.
6. Бубнова, С. С. Методика диагностики ценностных ориентации личности [текст] / С.С. Бубнова. – М., 1995.
7. Бубнова, С. С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой [текст] / С.С. Бубнова // Психологическое обозрение. 1997, № 1.
8. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – т. 14. – № 5. – С. 99-105.
9. Выжлецов, Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития [текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. – 1996 – №1. – С. 86-99.
10. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – С. 256-269.
11. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности [текст] / Я. Гудачек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 102-109.
12. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [текст] / Б.И. Додонов. – М., 1978. – 272 с.
13. Дробиницкий, О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия [текст] / О.Г. Дробиницкий. – М., 1967. – С. 44-45.
14. Дружинин, В. Н. Психология [текст] : учебник для экономически вузов / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2002. – 672 с.
15. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориента¬ции личности в условиях социально-экономических изменений [текст] / Н.А. Журавлева // Мир психологии. – М., 2004. – 226 с.
16. Завалишина, А. Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда [текст] / А.Н. Завалишина // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII-X симпозиума: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – Ч.1. – 2008. – 328 с.
17. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [текст] / А.Г. Здравомыслов. – М., 1986. – 222 c.
18. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения [текст] / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М., 1979. – С. 252.
19. Киселев, Г. С. Смысл и ценности нового века [текст] / Г.С. Киселев // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 12.
20. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа [текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. – 1993. – т. 14. – № 4. – С. 130-136.
21. Козлов, А. А. Цен¬ностные ориентации молодежи [текст] / А.А. Козлов Е.А. Гришина, И.М. Ильинский // Молодежь Рос¬сии : тенденции, перспективы. – М. : Молодая гвар¬дия, 1993. – С. 167-189.
22. Кон, И. С. В поисках себя [текст] / И.С. Кон. – М., 1984. – 148 с.
23. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы [текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М., 1991. – 207 с.
24. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [текст] / А.Ф. Лазурский. – М., 1995. – 271 с.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.
26. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [текст] / Д.А. Леонтьев. – M., 1992. – 17 с.
27. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в инди¬видуальном и групповом сознании: виды, детерми¬нанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
28. Ломов, Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений [текст] / Б.Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 6-23.
29. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [текст] / Б.Ф. Ломов. – М., 1984. – 448 с.
30. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 108-118.
31. Момов, В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы) [текст] / В. Момов. – М., 1975. – 163 с.
32. Моральные ценности и личность [текст] / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М., 1994. – 176 с.
33. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности [текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С. 35-38.
34. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надирашвили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.
35. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения [текст] / Н.Ф. Наумова. – М., 1988. – 199 с.
36. Психологическая теория коллектива [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – 239 с.
37. Психология. Словарь [текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Изд. 2-е. – М., 1990. – 494 с.
38. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. – Изд. 2-е. – М., 1976. – 416 с.
39. Самарцева, О. К. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы [текст] / О.К. Самарцева, Т.А. Фомина // Материалы международной научной конференции. – Иваново : ИвГУ, 1999. – С. 57-60.
40. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст] / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979. – 263 с.
41. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [текст] / В.Ф. Сежантов. – М., 1990. – 360 с.
42. Современная западная социология: Словарь [текст] / Под ред.. – М., 1990. – 432 с.
43. Сунцова, Я. С. Ценностно-смысловые ориентации и удовлетворенность профессиональной деятельностью [текст] / Я.С. Сунцова // Смысл жизни и акме / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – 328 с.
44. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [текст] / В.П. Тугаринов. – Л., 1968. – 124 с.
45. Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии [текст] : в 2-х т. – Т. 2. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. – М., 1996. – 208 с.
46. Философская энциклопедия / Под ред. В.Ф. Константинова : в 5-ти т. – Т. 5. – М., 1970. – 740 с.
47. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] : Сборник / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
48. Фрейд, З. Я и Оно: труды разных лет [текст] / З. Фрейд : в 2-х т. – Т. 2, - Тбилиси : Мицниерба, 1991. – 425 с.
49. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. – М., 1994. – 447 с.
50. Фромм, Э. Психоанализ и этика [текст] / Э. Фромм. – М., 1993. – 415 с.
51. Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собст¬венности // Социальная психология экономическо¬го поведения. М.: Наука, 1999. С. 56-67.
52. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [текст]: в 2-х т. – Т. 2 / Х. Хекхаузен ; Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1986. – 408 с.
53. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы [текст] / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 1982. – т. 3. – № 5. – С. 135-145.
54. Шостром, Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор [текст] / Э. Шостром. – Минск,1992. – 128 с.
55. Шпрангер, Э. Два вида психологии [текст] / Э. Шпрангер // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : Тексты. – Изд. 2-е / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1992. – 364 с.
56. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [текст] / В.А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975. – 416 с.
57. Яницкий, М. С. К проблеме аксиологической типологии личности [текст] / М.С. Ясницкий // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Выпуск 3. Часть 1. – СПб., 1997. – С. 391- 398.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.