На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 18.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6

2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 32

3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 36

ВЫВОДЫ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы. В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) [26, С. 81; 31, C. 49]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризую-щийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [30]. Среди различных форм психиче-ских нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. Как пока-зывают исследования, дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции и около 50% неуспевающих школьников и, по данным Госкомстата РФ, за последние пять лет их численность увеличилась на 20,2% [44].

Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались многими выдающимися педагогами и психологами (В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Т.А. Власовой, Е.С. Ивановым, М.С. Певзнер и др.). Показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познаватель-ной, речемыслительной деятельности. Их несовершенство препятствует разви-тию игровой, учебной и коммуникативной деятельности. (Е.Е. Дмитриева, 1993; Т.Н. Князева, 1993; Е.С. Слепович, 1989; С.Г. Шевченко, 1999 и др.).

В исследованиях по проблемам социального развития младших школьни-ков с задержкой психического развития отмечается недостаточность развития их общения, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.). Показано, что у этих детей снижена потребность в общении, доминирует прагматическая на-правленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владе-ния речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затруд-няет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффек-тивным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер).

Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет це-лостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у де-тей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, требуют исследования их особенности формирования коммуникативных навыков, понимаемых как личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации об-щения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации, недостаточный уровень сформирован-ности коммуникативных умений у детей с ЗПР, необходимость поиска эффек-тивных источников и средств формирования коммуникативных умений млад-ших школьников с ЗПР с целью профилактики отрицательного влияния не-сформированности коммуникативных умений на развитие личности определя-ют актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – изучить особенности коммуникативной деятельно-сти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задерж-кой психического развития.

Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навы-ков детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность детей с задерж-кой психического развития младшего школьного возраста имеет особенности (снижена потребность в общении, общение носит ситуативный характер).

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разрабо-танности проблемы в психологии;

2. Выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР, исследовать особенности разви-тия их коммуникативных навыков.

3. Обработать полученные данные с помощью методов математико-статистического анализа и сформулировать выводы и разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР для их педагогов и родителей.

Методологической основой исследования являются системный и дея-тельностный подходы; теория коммуникации; общедидактические положения о формировании умений и навыков; представления о взаимообусловленности ре-чевого и психического развития в целом; положения о наличии общих законо-мерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, положение о наличие у каждого ребенка с ограничен-ными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно разви-вать его потенциальные возможности.

Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение информации, математико-статистический анализ. Эмпирические: программированное наблюдение за деятельностью уча-щихся младших классов с задержкой психического развития, анализ медико-психолого-педагогической документации, беседа, адаптированные тесты, ана-лиз продуктов деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.

База исследования: МОУ СОШ № 108 г. Челябинска, осуществляющая обучение детей с ЗПР в коррекционно-развивающих классах. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с ЗПР – учащихся спе-циальных (коррекционных) классов и 30 детей младшего школьного возраста общеобразовательных классов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке ме-тодических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию коммуника-тивных навыков у младших школьников с ЗПР.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического исследования было установлено, что неуклонный рост числа детей с различными нарушениями психического развития, в частности, с задержкой психического развития (ЗПР), в последние десятилетия представляет собой особенно актуальную проблему и имеет важное социально-психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое значение в отечественной науке.
В исследованиях по проблемам социального развития младших школьников с задержкой психического развития отмечается недостаточность развития общения у этих детей, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.). Показано, что у детей с ЗПР младшего школьного возраста снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию.
В связи с этим в последние два десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития и формированию у них коммуникативных умений, под которыми понимают личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Вместе с тем, большинство экспериментально-психологических исследований детей с ЗПР сфокусированы на изучении специфики их познавательной деятельности, тогда как особенности их коммуникативной деятельности еще мало изучены. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в психолого-педагогической литературе нет единства в понимании сущности и содержания коммуникативных умений, не достаточно изучены коммуникативные умения у младших школьников с ЗПР, что затрудняет работу психологов и педагогов в направлении их совершенствования.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что дети младшего школьного возраста с ЗПР, как правило:
– не в способны самостоятельно и устойчиво принимать и передавать информацию собеседнику, а именно испытывают сложности в удержании внимания в процессе принятия информации, затрудняются в адекватном планировании предстоящего сообщения и его устно-речевом воплощении;
– не всегда готовы взаимодействовать на основе совместного планирования, ориентации на партнера и самостоятельного решения конфликтных ситуаций в режиме сотрудничества;
– испытывают затруднения при включении в систему взаимоотношений в классе, недостаточно удовлетворены общением и проявляют признаки дезадаптации к условиям обучения в школе;
– проявляют искаженное понимание отношения со стороны другого, отсутствие способности к пониманию эмоционального состояния другого человека, и в результате – низкую способность к сопереживанию;
– затрудняются в выделении личностных характеристик партнера по общению, не имеют представления о сущности межличностного общения и личной значимости данных отношений.
Резюмируя результаты данного исследования, уместно отметить, что дальнейшее изучение особенностей коммуникативной деятельности младших школьников с ЗПР является приоритетной задачей психологии и педагогики на современном этапе в связи с задачами совершенствования коррекционно-развивающих программ для данной категории детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи – решены. Выполненная работа имеет практическую ценность и рекомендована для апробации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст] / Е.М. Алифанова. – Волгоград: Модэк, 2001. – 168 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
8. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования [Текст] / Е.Е. Дмитриева // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 200-210.
9. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.
10. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.
11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Дудьев // Логопедия. 2006. № 2. С. 22-26.
12. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.
13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
15. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228.
16. Киселева В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? [Текст] / В.А. Киселева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 3-13.
17. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми образовательными потребностями в зависимости от социального окружения [Текст] / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – №12. – С. 50-60.
18. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
19. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации [Текст] / И.Ю. Кулагина // Дефектология. – 1987. №3. – С. 9-15.
20. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2005. 214 с.
22. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
24. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 144 с.
25. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
26. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» [Текст] / Е.В. Локтева // Дефектология. – 2006, № 6, с. 81-83.
27. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский. – М.: Знание, 2003. – 356 с.
28. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
30. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
31. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства [Текст] / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 49-54.
32. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2004. – Кн. 3: Психодиагностика.
33. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задерж-кой психического развития: Пособие для психологов и пе¬дагогов
[Текст] / В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003. – 128 с.
34. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.
35. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.
36. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
37. Переслени, Л.И. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С5-8.
38. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
39. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15-16.
40. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия [Текст] / Ред. В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
41. Развитие общения дошкольников со сверстникам [Текст] / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
43. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [Текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.
44. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: пер. с чешск [Текст] / З. Тржесоглава. – М: 1986. – 256 с.
45. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
46. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 2000. – 294 с.
47. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева // Дефектология. – 2005, № 2, с. 19-26.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
49. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 4. – С. 31-40.
50. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. – 384 с.
52. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96-107.
53. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности [Текст] / Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. № 1. С16-19.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Данные параметрического анализа коммуникативного поведения младших школьников (методика Лемяскиной и Стернина)



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.