Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 18.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте 6

1.1. Современное понимание фонематических процессов в научно-теоретической литературе 6

1.2. Закономерности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста 13

Выводы по 1 главе 17

Глава 2. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 18

2.1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 18

2.2. Общие признаки задержки психического развития 20

2.3. Особенности формирования фонематических процессов у детей с ЗПР 23

Выводы по 2 главе 30

Заключение 31

Список литературы 32



Введение



Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении.

В 50-60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР). Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения.

Общим для всех детей с задержкой психического развития является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем.

Дети отстают и в речевом развитии. Особенности речи детей с ЗПР раскрыты в работах многих исследователей, которые указывают на сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи: позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, Е.Ф.Соботович, Р.Д.Тригер), слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (А.Д.Кошелева, Е.С.Слепович, С.Г.Шевченко); недостаточная сформированность грамматического строя (Г.Н.Рахмакова, Е.Ф.Соботович, Р.Д.Тригер, Л.Ф.Яссман); низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова (С.Н.Карпова, С.М.Хорош, Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер).

Отмечаются неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи (Г.И.Жаренкова), дефекты вербализации (В.И.Лубовский), недостаточная развернутость речевого высказывания (Н.Ю.Борякова), затруднения в построении предложений (Г.Н.Рахмакова). Помимо общих особенностей речи, свойственных большинству детей с ЗПР, ряд авторов указывает на специфические недостатки, встречающиеся лишь у определенной части детей данной категории (Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, И.Ф.Марковская, Р.Д.Тригер, И.А.Смирнова).

У детей с ЗПР отмечаются нарушения фонематических процессов. Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Состояние развития фонематического слуха в влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем - полноценного усвоения школьной программы в целом.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха и фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н.И.Жинкин, П.X.Швачкин, Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина и другие, вопрос эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов у детей с задержкой психического развития остается актуальным.

Таким образом, проблема развития речи у детей с задержкой психического развития рассматривается многими учеными, но все приведенные данные еще не составляют целостной картины нарушений фонематических процессов у детей с ЗПР.

Цель работы – раскрыть особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования – формирование фонематических процессов в дошкольном возрасте.

Предмет исследования – особенности формирования фонематических процессов старших дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи работы:

 изучить современное понимание фонематических процессов в психолого-педагогической литературе;

 рассмотреть закономерности формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте;

 рассмотреть общие признаки задержки психического развития;

 выделить особенности развития фонематических процессов у детей с ЗПР.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы).

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Заключение
В работе поставлены и решены следующие задачи: изучение современного понимания фонематических процессов в психолого-педагогической литературе; изучение закономерностей формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте; изучение особенностей развития фонематических процессов у детей с ЗПР.
К концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. При достаточном умственном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте.
У детей с ЗПР формирование фонематических процессов не соответствует возрастным нормам. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа.
Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

Список литературы
1. Актуальные проблемы задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125 с.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюхов. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.
3. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюхов. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.
4. Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению (применительно к преподаванию русского языка иностранцам) / С.И. Бернштейн // Вопросы фонетики и обучение произношению. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - С.5-61.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
6. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек / Е.Н. Винарская. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.
7. Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология. - 1975. - №6. - С.8-17.
8. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. – М.: Акцидент, 1995. – 64с.
9. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 10 с.
10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984. - 256 с.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.
12. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С.213-227.
13. Злоказова М.В. Модель организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития / М.В.Злоказова // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №3. - С. 55-59.
14. Коробейников И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания / И.А. Коробейников // Дефектология. - 2004. - №1. - С. 54-60.
15. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. - Ростов н/Д.: МарТ, 2002. - 301 с.
16. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 1999. - 224 с.
17. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
18. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-27.
19. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия, Ф.Н. Юдович. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 94 с.
20. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
21. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте / В.К. Орфинская // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена. – 1946. – Т.3. – С.44-52.
22. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
23. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367с.
24. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная пресса, 2004. – 20 с.
25. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 144 с.
26. Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова // Дефектология. - 1991. - №3. - 10-15.
27. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.
28. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей / Т.В. Туманова; под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 96 с.
29. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т.В. Туманова; под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 64 с.
30. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 32 с.
31. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1991. - 187 с.
32. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей / М.Е. Хватцев. - М.: АСТ, 2002. - 266 с.
33. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / М.Е. Швачкин // Известия АПП РСФСР. Вып.13. – 1948. –С.101-133.
34. Шевченко С.В. Обучение детей с задержкой психического развития / С.В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.3-9.
35. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. – 1957. – С.107-110.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.