На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Психологические особенности общения в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 18.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Общая характеристика особенностей общения подростка 5
1 Понятие общения в психологии и его роль в развитии личности 5
2 Психологические особенности подросткового возраста 8
3 Особенности коммуникативной сферы подростков 11
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованных источников 28
Приложение А 30


Введение

Актуальность проблемы исследования. Фундаментом совместной деятельности человека является общение. Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Взаимодействуя с другими людьми, имеющими разные интересы и способности, разный жизненный опыт и уровень развития, человек приобретаем практические навыки и умения в сфере общения.
Одной из важных задач современного российского образования является совершенствование коммуникативной компетентности школьников. Именно в подростковом возрасте происходит формирование личности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека, освоение различных социальных ролей, и группа сверстников играет в этих процессах ведущую роль, так как отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.
В многочисленных публикациях зарубежных и отечественных авторов рассматриваются особенности общении в подростковом возрасте и предлагаются различные варианты тренингов и коррекционных программ, направленные на повышение уровня их компетентности в общении. Между тем, данные подходы при всем разнообразии предлагаемых методов изучения учащихся не дают целостного представления об индивидуально-типологических особенностях школьников как субъектов общения в классе и не принимают во внимание уровень развития их отдельных коммуникативных умений. Это определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования – изучить особенности общения в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: особенности общения в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи:
1. Дать определение понятию «общение» и проанализировать научную литературу по проблеме роли общения в развитии личности.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологических особенностей подросткового возраста.
3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей общения в подростковом возрасте, определяющих их факторов и методов формирования коммуникативных умений подростков.
Методологическая основа исследования: системный и субъектно-деятельностный подход к личности, согласно которому реализующая общественные отношения деятельность субъекта выступает в качестве системообразующего основания и движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия и коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов и др.); представления отечественных психологов об особенностях психического развития в подростковом возрасте (И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.).
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение информации.
Практическая значимость исследования: полученные в настоящем исследовании теоретические данные и сформулированные на их основе практические рекомендации могут способствовать совершенствованию системы психолого-педагогической помощи подросткам по развитию у них коммуникативных умений.
Общая характеристика особенностей общения подростка


Заключение

В результате теоретического исследования было установлено, что подростковый возраст является чрезвычайно важным периодом. Специфические особенности данного этапа развития и его влияние на все последующие этапы жизни обусловливают пристальное внимание исследователей к формированию личности подростка. Он характеризуется развитием рефлексии и самосознания и появлением чувства взрослости, самостоятельности. Социальная ситуация развития в этом возрасте представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральными психологическими новообразованиями в подростковом возрасте становятся формирование у подростка самосознания и своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Отчуждаясь от родителей и одновременно любя их, подросток по-прежнему учится учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Но теперь он учится строить новые отношения со своей семьей уже на уровне возрастной отчужденности.
Важнейшей потребностью подростка является общение со сверстниками, в процессе которого происходит формирование личности, и стремление быть принятым в референтной группе, получить в ней признание.
Доминирующим моментом системы познавательных интересов подростка становиться психологические качества окружающих людей, прежде всего близких его сверстников. Развитие интереса к Другому обуславливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимно интересных занятиях, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» пережитого, продуманного. Главным моментом содержания общения выступают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями. Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышлением о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях и тому подобное.
Общение является фундаментом развития личности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Взаимодействуя с другими людьми, имеющими разные интересы и способности, разный жизненный опыт и уровень развития, развивающаяся личность приобщается к общечеловеческой культуре, приобретаем практические навыки и умения. Поэтому от успешности процесса общения во многом зависит социализация поростка, его успешность в учебной и профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений.
Успешность общения индивида определяется уровнем сформированности у него коммуникативных умений, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника. В ряде психологических исследований показано, что сформированность коммуникативных умений оказывает влияние на статусное положение в подростковой группе. Подростки с низким и средним социальным статусом в группе сверстников отличаются низкими показателями способности к рефлексии, несформированнными коммуникативными умениями оказывать и принимать знаки внимания, адекватно реагировать на справедливую критику и на задевающее, провоцирующее поведение собеседника, преобладанием зависимо-послушного типа межличностных отношений.
Резюмируя результаты данного исследования, уместно отметить, что дальнейшее изучении особенностей общения в подростковом возрасте и разработка с их учетом путей формирования коммуникативных умений у подростков является приоритетной задачей психологии и педагогики на современном этапе в связи с задачами совершенствования коммуникативной компетентности личности.
Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Агрессивность свойство личности, выражающееся в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей; устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость)2 Депрессия аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения
3 Коммуникативные умения владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для полноценной реализации общения и межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника
4 Общение процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга
5 Подростковый возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь
6 Социальная ситуация развития сущностная характеристика возрастного периода развития, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, которое определяет:
1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом;
2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия – непринятия.
7 Толерантность терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям
8 Тревожность склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением
9 Эмансипация освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах
10 Эмпатия 1) способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию; 2) способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.д.
Список использованных источников

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : Учеб. пособие для студ. Вузов Г.С. Абрамова. – М. : Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М. : ACADEMIA, 2000. – 264 с.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2003. – 272 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
8. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.
9. Верба, И. К. Психология эффективного общения [Текст] / И.К. Верба. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. – 512 с.
11. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М. : Инфа, 2001. – 272 с.
12. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.С. Зацепин. – М. : Академия, 2008. – 368 с.
13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров : КГУ, 2001. – 142 с.
14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – 336 с.
15. Крайг, Г. Психологическое развитие [Текст] / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 394 с.
16. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М. : Сфера, 2001. – 464 с.
17. Леонтьев, А. А. Психология общения : 3-е изд [Текст] / А.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.
18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
19. Мелибурда, Е. Л. Ты – мы: психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.Л. Мелибурда. – М. : Речь, 2006. – 265 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
21. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
22. Петровский, А. В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2001.
23. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 1997. – 541 с.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб. : Питер., 2000. – 278 с.
25. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] /Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 680 с.
27. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Толстых. – М. : Знание,1991. – 294 с.
28. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
29. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М. : Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
Приложение А

Комплекс практических рекомендаций подросткам
по развитию коммуникативных умений



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.