На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие самостоятельности школьников на уроках технологии

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 18.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности школьников на уроках технологии 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности 7
1.2. Развитие самостоятельности школьников как педагогическая проблема (приемы, методы, формы) 17
1.3. Использование метода проектов на уроках технологии для развития самостоятельности 25
1.4. Анализ образовательной области «Технология» с точки зрения развития самостоятельности 34
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию самостоятельности школьников на уроках технологии 42
2.1. Изучение уровня развития самостоятельности учащихся 42
2.2. Реализация педагогических условий развития самостоятельности школьников на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» 56
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 66
Выводы по 2 главе 72
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения 79


Введение
На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности. В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знании, умения адаптировать полученные знания к практике.
В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем.
В процессе школьного образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных процессов: осуществление планирования своей самостоятельной работы; поиск ответа на все непонятное, неясное; рациональная организация своего рабочего места, обеспечивая необходимые условия для эффективного умственного труда; нахождение материалов для доказательства определенных положений; осуществление планирования и систематизации учебного материала и т.п.
Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуются как самостоятельность.
Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Это вызвало следующими причинами: необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования (Концепция модернизации российского образования, Стратегия модернизации содержания общего образования и другие документы); все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования и др.).
Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.СЯкиманский и др.
Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, З.И.Калмыкова, М.Н.Махмутов и др.). В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Исследование путей формирования познавательной самостоятельности учащихся проводили В.К.Буряк, ЕЛ.Голант, Б.П.Есипов, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, А.В.Усова и др.
Формирование самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.
Важную роль в формировании самостоятельности школьников играет технологическое образование. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имеет и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению невысок, так как не связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видят социальной и личной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную.
Изучая различные темы на уроках, ученики получают некий шаблон к решению задач. Этим шаблоном они пользуются при решении однотипных задач в дальнейшем. С одной стороны ученики четко отрабатывают умения и навыки решения поставленных задач, с другой, они не всегда четко представляют поставленную цель. В результате этого при не стандартной постановке задачи у учащихся возникают сложности с решением. Так же в наш век информационных технологий, дети имеют доступ к огромному количеству информации. Но, часто владея, информацией они не могут ей правильно воспользоваться, так как нет единого шаблона к использованию полученной информации, а анализировать и выделять главное и полезное в данный момент дети не привыкли.
Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов, позволяющих освободить технологическое образование от немотивированных упражнений по обработке различных материалов. Образовательная область «Технология» включенная в инвариантную часть базисного учебного плана российской школы в 1993 года, признана создать условие для развития самостоятельности учащихся в процессе преобразовательной деятельности.
Возникает противоречие между существующей в теории ориентации на формирование познавательной самостоятельности у учащихся и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов проблемы.
Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
Объект исследования – формирование самостоятельности школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности школьников на уроках технологии будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1. использование метода проектов и самостоятельных работы в процессе изучения раздела «Кулинария»;
2. поэтапная проектная деятельность учащихся, организованная под руководством учителем;
3. постепенное снижение участия учителя в сопровождении проектной деятельности школьников.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности школьников.
2. Выделить педагогические условия формирования самостоятельной деятельности школьников на уроках технологии.
3. Выявить уровень сформированности самостоятельности у учащихся.
4. Реализовать педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии посредством методов проектов при изучении кулинарии.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за проявлениями самостоятельности дошкольниками; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); обработка эмпирических данных.
База исследования: МОУ СОШ №3 города Челябинска, ученицы 5А (контрольный класс) и 5Б (экспериментальный класс). Всего 28 человек, по 19 учениц в каждом классе.



Заключение
Поставленные в начале исследования задачи решены. Во-первых, была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования самостоятельности школьников
Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что формирование самостоятельности способствует развитию его личности в целом. Обзор литературы позволил нам выявить, что проблема самостоятельности наиболее полно изучена педагогикой и психологией (Н.В.Бочкина, А.В.Запорожец, О.А.Конопкин, А.А.Люблинская, Л.А.Матвеева, А.К.Осницкий, Л.А.Ростовецкая, С.Л.Рубинштейн).
Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению.
Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилия воспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.
Во-вторых, выделены педагогические условия формирования самостоятельной деятельности школьников на уроках технологии, к которым отнесены использование метода проектов и самостоятельных работы в процессе изучения раздела «Кулинария»; поэтапная проектная деятельность учащихся, организованная под руководством учителем; постепенное снижение участия учителя в сопровождении проектной деятельности школьников.
В-третьих, были определены критерии, показатели и методики диагностики уровня самостоятельности школьников на уроках технологии. На основе полученных результатов была проведена работа по развитию самостоятельности школьников.
Результаты контрольного эксперимента показали, что уровни самостоятельности учащихся экспериментальной и контрольной групп существенно различаются. Повторная диагностика показала, что выделенные педагогические условия способствуют развитию самостоятельности школьников на уроках технологии.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в ходе проведенной экспериментальной работы

Список литературы
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2001. - №.1. - С.24-34.
2. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. – 1999. - №5. – С.12-16.
3. Гатанов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю.Б.Гатанов // Психологическая наука и образование. - 1998. - №1. - С.93-100.
4. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова / Ю.В.Громыко // Известия Российской академии образования. - 2000. - №2.- C.36-43.
5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
7. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж.Дьюи. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.
8. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е.Каратаева // Директор школы. – 2000. - №9. - С.75-80.
9. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся: На уроках истории / А.В.Клименко, О.А.Подколзина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - №9. - C.69-75.
10. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Академия, 2002.
11. Кузнецова, Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы / Т.В.Кузнецова, С.И.Поздеева // Педагогика. – 2006. - №10. – С.65-68.
12. Ларионова Т.П., Жилкина Т.А. Изготовление и оформление учебно-наглядных пособий по обслуживающему труду // Школа и производство. – 1999. - №1. – С.52-57.
13. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников / И.Б.Левицкая // Педагогика. - 2007. - №4. - С.112-114.
14. Лихолетов, В.В. Развитие творческого воображения у детей / В.В.Лихолетов, Ю.С.Прохорова, А.П.Киселев. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – 59 с.
15. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1987.
16. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №7. – С.151-157.
17. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч. – 2003. - №8. - С.118-125.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
19. Организация внеклассной работы по развитию у школьников 7-8 классов исследовательских умений // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – М., 1999 – С.287-288.
20. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
21. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. - №4. – С.52-55.
22. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. - №1. – С.41-45.
23. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
24. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.
25. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
26. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
27. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 656 с.
28. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. - №1. - 1997. - С.11-35.
29. Шипилова Т.Н. О понятиях «исследовательские умения и навыки» и различных подходах к их формированию // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Липецк ЛГПУ, 2001. – С.3-15.
30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.


Приложение 1
Методика «Отношение к учению» Г.А. Карповой



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.