На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование сплоченности детского колектива в досуговом учреждении

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 21.11.2011. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования сплоченности детского коллектива 6
1.1. Сплоченность детского коллектива, как актуальная педагогическая проблема 6
1.2. Особенности формирования сплоченности детского разновозрастного в условиях работы молодежного центра 16
1.3. Возможности формирования сплоченности разновозрастного коллектива в условиях молодежного центра 20
Глава II. Содержание и результаты опытно – педагогической работы по формированию сплоченности детского разновозрастного коллектива в условиях молодежного центра 29
2.1. Разработка программы по формированию сплоченности детского разновозрастного коллектива в условиях молодежного центра 29
2.2. Критерии и уровни оценки эффективности формирования сплоченности детского разновозрастного коллектива 43
2.3.Экспериментальная проверка программы формирования сплоченности детского разновозрастного коллектива в условия молодежного центра 55
Выводы: 68
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение 1 76

Введение

Социальная практика показывает, что в последние десятилетия произошел отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях, социальное одиночество у подростков приводит к росту асоциальных неформальных подростковых групп, увеличению девиантного поведения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. В этих условиях становится особенно актуальным формирование у молодого поколения творческого подхода, активной жизненной, гражданской позиции в труде, в учении, отдыхе. Одним из самых эффективных, на наш взгляд, средством формирования этих качеств у подрастающего поколения является поддержка и развитие их социальных инициатив, организация со стороны взрослого населения страны предельного внимания к подрастающему поколению по организации досуга, оздоровления и отдыха. На данный момент многие детские центры накопили большой опыт работы, направленный на формирование сплоченных детских коллективов, обобщенный во многих специальных исследованиях, посвященных изучению временного детского объединения. В работах: С.В. Ерохина, В.Н. Кочергина, М.М. Сидоренко, Е.Н. Сорочинской,Е.М. Рыбинского, А.И. Рябинина, Р.М. Тепляковой, А.Я. Школьника, С.А. Шмакова, И.И. Фришман и др., рассматриваются условия педагогического влияния на подростка с целью включения его в систему отношений временного детского объединения, развитие у него организаторских, коммуникативных и других социально значимых качеств личности. Во всех работах, отражающих воспитательную деятельность временного детского объединения, в той или иной степени рассматриваются вопросы формирования сплоченности разновозрастного детского коллектива – это говорит об актуальности выбранной нами темы.
Основная проблема нашего исследования обусловлена тем, что эволюция отношений в коллективах закономерна: сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени. Согласно теории, личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости не только от складывающихся обстоятельств, но и от субъективных факторов, в частности и от возрастной специфики коллектива.
Объект исследования – молодежный центр.
Предмет работы - сплоченность детского разновозрастного коллектива в условиях работы молодежного центра.
Цель работы – проанализировать формирование сплоченности детского разновозрастного коллектива в условиях работы молодежного центра.
В основу работы положены гипотезы:
1) разработанная программа нацелена на создание условий для работы молодежного центра, способствующих формированию сплоченности детского разновозрастного коллектива;
2) межвозрастное взаимодействие становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала детского общественного объединения.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Сплоченность детского коллектива, как актуальная педагогическая проблема.
2. Изучить особенности формирования сплоченности детского разновозрастного в условиях работы молодежного центра.
3. Определить возможности формирования сплоченности разновозрастного коллектива в условиях молодежного центра.
4. Разработать программу по формированию сплоченности детского разновозрастного коллектива в условиях молодежного центра.
5. Выделить критерии и уровни оценки эффективности формирования сплоченности детского разновозрастного коллектива.
6. Провести экспериментальную проверку программы формирования сплоченности детского разновозрастного коллектива в условия молодежного центра.
Для реализации задач исследования использовались различные методы научного познания. Среди них теоретические: историко-логический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, включенное наблюдение, статистическая обработка результатов опытно-поисковой работы. Отслеживание сплоченности детского коллектива проводится по методике А.Н. Лутошкина.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке психолого-педагогических основ формирования сплоченности детского разновозрастного коллектива и апробации предложенных рекомендаций по укреплению сплоченности детей в коллективе.
Положения, выносимые на защиту:
- Особенности формирования сплоченности детского разновозрастного в условиях работы молодежного центра.
- Условия возможности формирования сплоченности разновозрастного коллектива в условиях молодежного центра.
- Критерии и уровни оценки эффективности формирования сплоченности детского разновозрастного коллектива.
- Программа по формированию сплоченности детского разновозрастного коллектива в условиях молодежного центра.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



ГЛАВА I. Теоретические основы формирования сплоченности детского коллектива

1.1. Сплоченность детского коллектива, как актуальная педагогическая проблема

Создание детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Исследования, проведенные пе¬дагогами К. Н. Травиным, А. И. Лутошкиным, Т Н. Мальковской, Л К. Кленевской и другими показывают, что детский коллек¬тив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогичес¬ком руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое каче¬ственное своеобразие.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделил несколько стадий (этапов). [17]
Первая стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
Вторая стадия — усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности [14, с.64].
Непрерывность педагогического влияния, обусловливающая необходимый эффект воспитания, может быть обеспечена только при опоре на сложившийся детский коллектив. Сплочённость детского коллектива – основное условие успеха и результативности его деятельности, которая строится на взаимодействии и коллективном творчестве участников при строгом разграничении обязанностей в организации коллектива, культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и других мероприятий.
При правильной и целенаправленной организации воспитатель¬ной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельнос¬ти, и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способ¬ствуют эффективному формированию чувства коллективизма. Наиболее существенными психологическими и нравствен-ными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственно¬го достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищест¬ва, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувст¬во защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного вре¬мени, активных и методически правильных педагогических усилий. Но если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере про¬являются такие важные воспитательные функции коллектива, как организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью, нравственно-воспита¬тельная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует фор¬мированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельнос¬ти своих членов в повышении содержательности и здоровой целе¬направленности своей жизни [18].
Раскрывая методические основы работы по организации и сплочению воспитательного коллектива, необхо¬димо отметить, что успешность протекания в нем воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его органи¬зацию, от организационного периода. Вот почему создание коллек¬тива нужно начинать с умелого предъявления педагогических тре¬бований к воспитанникам.
Какой же должна быть методика предъявления этих требований?
Первое. Как уже отмечалось, начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Нужно без крикливости и излишней назидательности спокойно разъяснить учащимся, как им следует вести себя в школьном поме¬щении, на уроках и переменах, как они должны выполнять учебные задания, относиться друг к другу, обращаться к учителю и т.д. Такой разговор с учащимися по законам импринтинга (первого запечатления) оказывает сильное воспитательное воздействие и влияет на их поведение. Нередко подобная беседа проводится на основе озна¬комления учащихся с правилами внутреннего распорядка школы. Психологической основой воспитательного влияния первого разго-вора о требованиях к поведению учащихся является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между на¬личным и необходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься и вызывает потребность в улучшении своего поведения.
К тактичному и благожелательному предъявлению требований к учащимся необходимо прибегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имею¬щихся недостатков.
Второе. В методике предъявления требований большое значе¬ние имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот поче¬му важнейшим компонентом этой методики является организация уп¬ражнений в правильном поступке [14]. От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплиниро¬ванно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу. Упражнять, т.е. учить нужно практически всему: и как сидеть за партой, и как стоять, когда вызвал учитель, и как выходить к доске, и как садиться на место, и как удерживать себя от разговоров во время занятий. Если же подобного приучения не бывает, словесные требования не дают должного эф¬фекта. Если, например, учитель говорит учащимся о недостатках в их учебной работе, но не оказывает им практической помощи в преодо¬лении этих недостатков, сдвигов к лучшему чаще всего не бывает.
Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для уча¬щихся. Еще К.Д. Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повино¬ваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нару¬шению того или другого из них, то сами будете виноваты, если при¬водимые вами привычки не будут укореняться...»/ [Цит. по: 11]/ В этом смысле иной должна быть и мера требований, предъявляемых к более силь¬ным и слабым по успеваемости школьникам, о чем уже шла речь в главе о сущности обучения.
Наконец, четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение учащихся. Только создавая условия для стимулирования учебной работы и активного участия школьников во внеклассных мероприятиях, можно постепенно усложнять требования к улучше¬нию их успеваемости и разнообразной коллективной деятельности.
Но что же дает все это для создания коллектива?
Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и един¬ства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего раз¬вития и воспитания коллектива. Понятно, что на первом этапе ор¬ганизации коллектива требования исходят преимущественно от учителей. Между тем важно, чтобы педагогические требования под¬держивались всеми учащимися. Достичь этого сразу, естественно, трудно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы их под¬держивала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспита-тельной работе с коллективом большое значение имеет организа¬ция самоуправления и воспитание ученического актива.
Как считал Л.М. Фридман, самое существенное качество классного коллектива, уровень ее социально-психологической зрелости, превращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии формирования классного коллектива [42, с.117].
Первый из них — групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера классного коллектива.
Вторым критерием развития классного коллектива является способность группы к самоуправлению (самоуправляемость). К третьему критерию относится подготовленность классного коллектива к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности — ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.
Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показателях формирования классного коллектива: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмоциональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость — две радости, разделенное горе — полгоря». Волевая коммуникативность — это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экcтремальных ситуациях [42, с.140].
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются:
1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе;
2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу).
Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом можно назвать не каждую группу, а только соответствующую некоторым критериям. Важнейшими критериями выступают, во-первых, просоциальность коллективной деятельности, заданность ее более широким контекстом социальных отношений, во-вторых, успешность решения группой своих групповых задач, в-третьих, имеющиеся возможности для самоопределения каждой личности, в-третьих, благоприятный, здоровый климат коллектива, сказывающийся на мотивах взаимоотношений детей, на понимании ими друг друга, на способности сочувствовать и сплачиваться в трудную минуту.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно [7, с.247].
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.
Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью.
Сплоченность коллектива определяется А.А. Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.
В.А. Богданов и В.Е. Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.
В.В. Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности[6]. Авторам ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоционально-психологические, но, прежде всего содержательные социально-психологические характеристики.
В качестве характеристик сплоченности А.В. Петровский, исходя из концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую идентификацию и самоопределение.
Была выдвинута гипотеза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения опосредствуются ее содержанием и ценностями. Эта особенность межличностных отношений обнаруживает себя в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов - убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности. При этом, как подчеркивает А.В. Петровский, феномены ценностно-ориентационного единства, коллективистского самоопределения и идентификации детерминируют важнейшие социально-психологические характеристики живого социального организма коллектива [25].
Исследование феномена групповой активности позволило Р.С. Немову выделить в качестве одной из основных характеристик группы ее сплоченность. При этом сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Отличается, что чем выше единство мнений членов коллектива по, тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива. Под сверхнормативной активностью Р.С. Немов понимает высший критерий эффективности общественно полезной деятельности коллектива. Сверхнормативная активность выражается в соответствии поведения и результатов деятельности коллектива[21].
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе, предложенная А.В. Петровским, и вытекающий из нее стратометрический принцип иерархизации подсистем межличностных отношений в коллективе позволили по новому подойти к характеристике сущности социально-психологических явления в коллективе и их экспериментальному изучению.
Взаимоотношения в коллективе, согласно этой теории, образуют три качественно своеобразных уровня или страты. Первую, основную страту коллектива составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Они образуют ядро социальной психологии коллектива, складываются в процессе совместной деятельности и выступают в качестве предпосылки для формирования отношений 2-х других страт, второй и третьей. Вторая психологическая страта коллектива включает межличностные связи, опосредованные содержанием деятельности. Среди них выделены и изучены коллективистическое самоопределение, сплоченность, понимаемая как ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и ряд других феноменов. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя, они составляют собственно межличностные связи, причем связи особого рода. Их специфика состоит в генетической и функциональной опосредованности содержанием групповой деятельности. Межличностные связи второго слоя возникают и развиваются как и отношения первого слоя, на базе совместной деятельности и вне ее сформироваться не смогут. В развитом коллективе отношения второго слоя доминируют над межличностными связями третьего, поверхностного слоя. Непосредственные межличностные связи составляют третий слой интрагрупповой активности. Они складываются вне и независимо от совместной деятельности участников коллектива на основе известных механизмов межличностного восприятия: «эффекта мола», «имплицитной теории личности» и т.п. Образующие поверхностный, неспецифический слой коллектива, эти отношения позволяют видеть в нем признаки происхождения от случайной, диффузной группы. Отношения этого слоя в отличие от феноменов второго слоя могут быть экспериментально выявлены практически в любой группе, и даже в случайной.
Признаком сформированности коллектива:
1) ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
2) ощущение защищенности каждого члена;
3) активность;
4) привычка к сдержанности в эмоциях и словах.
Три модели отношений между личностью и коллективом
1) Личность подчиняется коллективу.
2) гармонизация отношений
3) личность подчиняет коллектив (лидерство).

1.2. Особенности формирования сплоченности детского разновозрастного в условиях работы молодежного центра


Молодежный центр - детское общественное объединение, обладающее рядом уникальных характеристик, позволяющих повысить эффективность процесса воспитания.
За основу научного похода к определению воспитательного потенциала молодежного центра берем его обобщенную характеристику как специфического субъекта воспитания. Молодежный центр - это:
- форма социального воспитания моложежи, в которой интегрируются «составляющие» процесса развития личности: обучение, воспитание, социализация и саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация); создаются условия «цельного» развития личности;
- эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта человеческого общения, отношений коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;
- субъект гражданского самоуправляемого, самоорганизуемого общества (особого социального демократичного и гуманистичного пространства – среды) с приоритетом общественно значимых общечеловеческих ценностей и целей основного содержания деятельности; принципов самодеятельности, добровольности участия детей и взрослых в совместной значимой деятельности;
- субъект позитивных преобразований в государстве, его структурах, в частности, образовательных структурах. [40]
В отечественной педагогической науке вопрос социального воспитания подростков в детском общественном объединении неотделим от разработки теории коллектива. Коллектив мы рассматриваем как качественное состояние детской общности - специфического субъекта социального воспитания и критерий оценки реализации воспитательного потенциала детского общественного объединения.
Воспитательный потенциал детского общественного объединения включает в себя следующие компоненты: аксиологический, телеологический, концептуальный, методический, персональный (кадровый), интерактивный.
Проведенный анализ исследований проблем развития личности, опыта создания и функционирования ДОО позволил выделить в качестве специфического приоритета «отношения и общение подростков в детской общности», а межвозрастное взаимодействие подростков определить как важный фактор реализации воспитательного потенциала детского общественного объединения.
Детское общественное объединение мы рассматривали как особое пространство межвозрастного взаимодействия детей и подростков – процесса субъективно-объективного (природосообразного и социально обусловленного).
Межвозрастное взаимодействие - объективно-субъективный процесс социализации Человека как личности и индивидуальности и развития человеческого общества: стихийный и целенаправленно организуемый в конкретном социуме; это особая человеческая деятельность, в основе которой обмен опытом, ценностями, «контактное» личностное взаимовлияние и отношения, ценности которых рождаются в конкретной деятельности индивидов (совместной, коллективной,, творческой, организаторской, исполнительской), которая имеет личностную и общественно значимую результативность.
Межвозрастное взаимодействие в молодежном центре – социально-педагогическая категория, ориентированная на:
- позитивную организацию общения подростков – их природную, возрастную потребность – в общности сверстников, в ближайшей среде их личностного роста;
- формирование опыта деловых и личных отношений (ответственности, взаимопомощи, доверия в реальной коллективной личностно и общественно значимой деятельности объединения);
- реализацию социально-воспитательного потенциала становления и развития детского общественного объединения первичным детским коллективом.
Именно в детском первичном коллективе и реализуется оптимально воспитательный потенциал детского общественного объединения.
Межвозрастное взаимодействие в детском общественном объединении - особый вид деятельности, в основе которой общение (межличностное, деловое) и взаимоотношения индивидов в процессе определения объектов (совместных дел), их организации, проведении и подведении итогов и определения новых перспектив (индивидуальных и коллективных); социально-педагогический, психологический механизм (технология) эффективной организации деятельности.
При условии одновременного вступления в группу многих индивидов организуется их деятельность не просто как внешне предписанная, но как «присвоенная» группой. В этом случае, по мнению Г.М.Андреевой, «процесс дальнейшего её развития предстает как процесс все большего её сплачивания». Поэтому, как важнейшую характеристику структуры группы и динамических процессов, сплоченность и её развитие возможно рассматривать как фактор социальной идентификации в группе (В.С.Агеев, Н.Н.Обозов, Б.Ф.Поршнев, В.А.Ядов, З.Фрейд, М.Шериф).
Изучение сплоченности в единстве эмоционального, ценностного и деятельностного подходов составило основу «стратометрической концепции групповой активности» А.В.Петровского. Мы придерживаемся его идеи о том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех слоев, или «страт»: внешний уровень групповой структуры (эмоциональные межличностные отношения); второй слой (ЦОЕ как совпадение для членов группы ориентаций на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности); третий слой - «ядро» групповой структуры, предполагающий ещё большее принятие общих ценностей абстрактного уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим, миру. Три слоя групповых структур могут быть одновременно быть рассмотрены и как три уровня групповой сплоченности.
Тогда развитие сплоченности подразумевает развитие внутригрупповых связей на рассматриваемых уровнях.
На...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.