На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Личность и личностные качества руководителя

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 22.11.2011. Сдан: 2011. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3

1 Теоретический анализ проблемы личностной направленности руководителя как фактора его успешности 6

1.1 Понятие руководства в психологии 6

1.2 Личность и личностные качества руководителя 9

1.3 Понятие личностной направленности и ее влияние на успешность деятельности 14

Выводы по главе 1 17

2 Экспериментальное исследование влияния личностной направленности руководителя на успешность его профессиональной деятельности 18

2.1 Организация и методы исследования 18

2.2 Результаты исследования и их обсуждение 20

Выводы по главе 2 20

Заключение 26

Литература 28

Приложения 30



Введение



Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе процессы гуманизации связаны с возрастанием роли личности, обращением к ее внутреннему миру, представленному ценностями, смыслами и направлен-ностью. Эти понятия выступают в качестве основных категорий ценностно-смыслового подхода в отечественной психологии, рассматривающего чело-века сквозь призму его отношений к себе, к другим, к окружающему миру (И.В. Абакумова, 2003; К.А. Абульханова-Славская, 1991, 1999; А.Г. Асмо-лов, 1990; А.К. Белоусова, 2002; А.А. Бодалев, 1996, 2000; Б.С. Братусь, 1997; Д.А. Леонтьев, 2003; С.Л. Рубинштейн, 2003; Л.И. Рюмшина, 2004 и др.).

Направленность личности является устойчивой личностной характери-стикой, совокупностью более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентации, представлений о целях, средствах, же-лательных и допустимых способах поведения (Л.И. Габдулина, 1999; Ю.А. Желтонова, 2000; Л.И. Рюмшина, 2000, 2004).

Следует отметить, что направленности в структуре личности в отечест-венной психологии уделяется большое внимание. Традиционно ее связывают с убеждениями, мировоззрением, личностными свойствами каждого челове-ка, в том числе и ценностями (К.А. Абульханова-Славская, 1980; Б.Г. Анань-ев, 1980; А.А. Бодалев, 2000; Л.И. Божович, 1995; Б.И. Додонов, 1978; А.Н. Леонтьев, 2005; Д.А. Леонтьев, 1997; Б.Ф. Ломов, 1984; B.C. Мерлин, 1996; K.K. Платонов, 1986; С.Л. Рубинштейн, 2007 и др.). Направленность выделя-ется и в целостной психологической структуре группы, где она интегрирует все стороны ее жизнедеятельности. Направленность группы фиксирует соци-альную ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, ценност-ных ориентации и норм (А.И. Донцов, 1984; А.В. Петровский, 1984; Л.И. Уманский, 1975 и др.). Она связана с референтностью, интегративностью, микроклиматом, определяющим самочувствие каждой личности, т.е. с пока-зателями социально-психологического климата.



Существенное влияние на методологию разработки структуры лично-сти руководителя оказали классические модели личности, построенные Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым, В.С. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, К.К. Плато-новым, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейном и Л.И. Уманским. Влияние ру-ководителя на социально-психологический климат коллектива рассматрива-ется, прежде всего, через стиль общения и деятельности, который опосредо-ван внутренними характеристиками личности руководителя, его личностной направленностью.

В последнее время у руководителей высшего и среднего звена управ-ленческого персонала наблюдается рост потребности достижения их собст-венных целей, используя ценности и смыслы подчиненных. Поэтому про-блема влияния направленности личности руководителя на группу приобрета-ет особую значимость. Эта тенденция обусловлена активным внедрением и распространением психологических механизмов рыночных потребительских отношений и неприемлемостью ранее популярного авторитарного влияния на подчиненных. Однако на смену ему часто приходит новый тип воздействий осознанная и неосознанная манипуляция. В социальной психологии пробле-ма манипуляции в общении с позиции ценностно-смыслового подхода стала активно анализироваться только в последнее десятилетие. При этом в отече-ственной психологии, как и в зарубежной гуманистической психологии, формируется точка зрения, рассматривающая манипуляцию как неприемле-мую форму общения, нарушающую права человека на свободу волеизъявле-ния и принятия решения (Л. Братченко, 1997; Ю.А. Желтонова, 1999; Л.И. Рюмшина, 2004; В. Франкл, 1990; Э. Шостром, 2004 и др.). Вместе с тем, это сложный процесс, требующий более глубокого и детального изучения, раз-работки специального методического инструментария. При этом необходимо отметить, что имеется недостаточное количество эмпирических исследова-ний, показывающих характер влияния манипуляций на взаимоотношения и взаимодействия людей в межличностном общении и совместной деятельно-сти (Л. Братченко, 1997; Е.Л. Доценко, 2003; В.В. Знаков, 2000, 2001, 2002; Л.И. Рюмшина, 2000, 2001, 2003, 2004; Е.В. Сидоренко, 2002 и др.). Таким образом, актуальным видится изучение способов и средств воздействий ру-ководителя, обусловленных его манипулятивной направленностью в обще-нии на факторы социально-психологического климата группы.

Цель исследования – изучить личностную направленность руководите-ля как фактор успешности его руководства.

Объект исследования: руководство трудовым коллективом как соци-ально-психологический феномен.

Предмет исследования: личностная направленность руководителя как фактор успешности его руководства.

Гипотеза исследования: Личностная направленность руководителя яв-ляется значимым фактором успешности его руководства.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследо-вания:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литера-туры по проблеме исследования.

2. Исследовать мотивационную сферу и личностную направленность руководителей исследуемых коллективов, дать ее содержательную характеристику.

3. Исследовать мотивационную сферу сотрудников исследуемых кол-лективов и социально-психологический климат в коллективе.

4. Выявить статистическое влияние особенностей личностной направ-ленности руководителей на показатели мотивационной сферы под-чиненных и социально-психологического климата в коллективе.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиаг-ностические методы (наблюдение, беседа, тестирование), методы математи-ко-статистического анализа.


Заключение

В ходе проведенного теоретического анализа доступных нам источников литературы по проблеме личностной направленности руководителя как фактора его успешности нами было установлено, что руководство организацией, коллективом в современной отечественной и зарубежной психологической науке понимается как целенаправленная организация и оптимизация процесса управления коллективом с помощью административных полномочий и личного авторитета.
Анализ рассматриваемых в литературных источниках факторов успешности руководства показал, что успешность руководства – это обазование полифакторной этиологии. Она определяется как эффективностью деятельности самого руководителя, так и эффективностью деятельности возглавляемого им коллектива. В частности, современные авторы указывают, что руководитель считается успешным, если возглавляемый им коллектив демонстрирует высокие показатели групповой эффективности. Показатели групповой эффективности в настоящее время принято разделять на непсихологические, примером которых является прибыльный рост компании, и психологические. В организационной психологии большее внимание уделяется рассмотрению последних. К наиболее значимым психологическим показателям групповой эффективности относят преобладание у сотрудников коллектива мотивации к достижению над мотивацией к избеганию неудач и благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Многие отечественные и зарубежные авторы единодушно разделяют точку зрения о том, что успешность руководства во многом зависит не только от объективных факторов, но и от особенностей личности руководителя. При этом, как показал проведенный литературный анализ, у современных исследователей нет единства в определении компонентов многоуровневой структуры личности руководителя; анализируемые подходы основаны на авторском представлении о структуре личности, механизмах ее изменения и психологических требованиях к руководителю. Современный этап изучения личности руководителя характеризуется переходом от описательных моделей к интегральным, когда на смену разрозненным исследованиям приходят обобщающие концепции личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности. В качестве такой интегральной основы структуры личности может рассматриваться направленность.
Под направленностью личности, как правило, понимают систему устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направления ее поведения. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая. Управленческая направленность руководителя является частным проявлением общей личностной направленности и выражает себя в устойчивых формах его внешнего поведения и способа его мышления.
Как показали результаты проведенного нами эмпирического исследования, сотрудники коллектива, руководитель которой отличается выраженной направленностью на дело, высоким уровнем мотивации к успеху и средним уровнем мотивации к избеганию неудачи, значимо отличаются более высоким уровнем мотивации к достижению успеха, положительного эмоционального отношения к организации в целом и своей работы в ней, чем сотрудники коллектива, руководитель которой отличается выраженной направленностью на себя и преобладанием мотивации к избеганию неудач над мотивацией к достижению успеха.
Итак, можно заключить, что личностная направленность руководителя является важным фактором, оказывающим влияние на успешность его руководства, проявляющуюся в таких показателях групповой эффективности возглавляемого им коллектива, как уровень мотивации у сотрудников и тип социально-психологического климата в коллективе.
Таким образом, гипотеза подтверждена и цель нашего исследования достигнута.
Литература

1. Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. – М.: МОСУ, 2000. – 415 с.
2. Агапов В.С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии // Психология и жизнь: Сборник научных трудов. Выпуск №1. – М.: МОСУ, РПО, 2000. – С. 78-85.
3. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности руководителя. – М.: Академия, 2006. – 516 с.
4. Базаров Т. Ю., Долгополова О. А. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. 224 с.
5. Диксон П.Р. Управление маркетингом. – М.: ЗАО «Издательство Бином», 1998 – 556 с.
6. Диневич В.А., Роганов С.В., Якунина Н.И. Показатели и критерии эффективности управления. М., 1999.
7. Друкер П. Ф. Практика менеджмента / пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000 – 398с.
8. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов Введение в теорию организации и управления. – М.: Прогресс, 1971.
9. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988 – 76 с.
10. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988 – 76 с.
11. Китов А.И. Экономическая психология. – М.: Экономика, 1987. – 303 с.
12. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 511 с.
13. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1996. – 384 с.
14. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 2001 .
15. Минцберг Г. Школы стратегий: Стратег. сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук; под общ. ред. Ю. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2000 – 330 с.
16. Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е. Б. Моргунова – М.: Бизнес-школ. «Интел-синтез», 2001 – 464 с.
17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Наука, 1982. – 255 с.
18. Погорелова Т.В. Эффективность труда управленческого персонала и ее составляющие / Проблемы управления в условиях перехода к рыночной экономике: материалы всероссийской. Конференции. – М., 1998.
19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : 2-е изд. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
20. Психологическая теория коллектива / Под ред. А В. Петровского. – М., 1979. – 240 с.
21. Толочек В.А. Организационная психология: управление персоналом ЧОП и СБ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Баярд; ООО Информполиграф, 2004. – 175 с.
22. Трифонов Е.В. Психофизиология человека: толковый словарь. – СПб.: Питер, 2001. – 356 с.
23. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров / Отв. ред. В.Я. Ядов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 160 с.
24. Шакуров Р.Х. Психология управленческой деятельности. – Казань: ИССО, 1997. – 124 с.
25. Шепель В.М. Человековедческая компетенция менеджера. – М.: Народное образование, 1999. – 420 с.
Приложения
Приложение 1
Ориентационная анкета Б. Басса




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.