На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Cоциальная зрелость выпускника школы как критерий качества образования

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 23.11.2011. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теорико-методологическое обоснование исследования 8
1.1. Понятие качества образования, основные критерии качества образования 8
1.2.Социальная зрелость выпускника: понятие, сущность, структура 15
1.3. Место социальной зрелости выпускника в системе школьного образования 26
Глава 2. Система повышения социальной зрелости выпускника в условиях школы-гимназии 42
2.1. Информационная справка об учреждении 42
2.2. Организация исследования социальной зрелости выпускника школы 44
2.3. Факторы и условия формирования социальной зрелости выпускника 55
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 73

Введение
Тема данной работы: «Социальная зрелость выпускника школы как критерий качества образования»
Актуальность исследования объясняется тем, что на сегодняшний день проблема качества образования находится в центре внимания общественности и государств развитых стран мира. Качественное образование в постиндустриальном мире становится фундаментом национального прогресса и безопасности. В концепции модернизации российского образования обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования и создание условий для повышения качества образования названы приоритетными направлениями образовательной политики.
Ориентация современной школы на потребности индивида является следствием того, что постиндустриальное общество диктует необходимость воспитания не столько специалиста и гражданина определенного государства, сколько целостного человека, который может не только осваивать, но и освобождаться от знаний и видов деятельности, который способен преобразовывать самого себя.
На деятельность школы, особенно на становление школ нового типа, доминирующее влияние оказывают, помимо социально-экономических условий, мировоззренческие идеи и педагогические концепции, которые начинают составлять определенную философию современного образования и стратегию развития отдельной школы, в частности. К ним относятся идеи гуманистической психологии и педагогики, направленные на развитие индивидуальности каждого человека. Традиционно педагогический процесс структурировался таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, усвоение знаний и умений. Становление новых школ происходит на прогрессивных гуманистических концепциях: всеми средствами воспитывать личностные свойства и развивать индивидуальность ребенка, наряду с воспитанием нравственных и других качеств, формировать интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы человека.
Как показывает анализ генезиса школы, в различные периоды времени она ориентировалась на потребности государства, общества и очень редко - на интересы самого ребенка. С другой стороны, наилучших результатов достигали именно те школы, в центре внимания которых находился ребенок: развитие его способностей, формирование внутреннего мира, не подготовка к жизни в капиталистическом, социалистическом обществе, а жизнь здесь и теперь. Правильность такого подхода подтверждается в настоящее время тем, что во многих случаях "отсутствуют" границы между государствами, человек все больше обретает свободу, происходит взаимопроникновение культур, теряет актуальность проблема воспитания личности под одно конкретное общество - ставится задача помочь человеку интегрироваться в общество, а не навязывать ему идеи определенной партии или религии.
Таким образом, в выборе целей современной школы особую роль будет играть ориентация на те тенденции развития образования, в которых ребенок является целью педагогического процесса. При этом, наиболее важным становится развитие индивидуальности ребенка, воспитание чувства самоценности, уверенности в себе, отношение к нему как к самоизменяющемуся субъекту учения. Однако крайний педоцентристский подход, при всей своей привлекательности, не может полностью удовлетворить интересы ребенка, так как не учитывает того факта, что человек будет в полной мере счастлив лишь в том случае, если он реализует себя в обществе и будет адекватен ему. Поэтому процесс развития индивидуальности человека должен быть дополнен процессом его социализации.
Социализация - это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социализация предполагает формирование социальной активности личности, которая рассматривается как преодоление противоречия в желании “быть со всеми” и в то же время “оставаться самим собой”. В качестве ядра социальной направленности конкурентоспособной личности выделяется мотив преодоления, а комплекс мотивов социальной деятельности составляет движущую силу социализации.
Образованный человек - это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный, социально зрелый.
Именно поэтому цель данного исследования состояла в изучении аспектов социальной зрелости, как критерия качества образования.
В качестве объекта исследования была выбрана социальная зрелость выпускника.
Предметом исследования работы являются критерии социальной зрелости выпускника и факторы их развития.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.
2. Рассмотреть понятие, сущность, структуру социальной зрелости выпускника, как критерия качества образования
3. Исследовать место социальной зрелости выпускника в системе школьного образования.
4. На примере конкретной школы изучить характер сформированности социальной зрелости выпускников, составить и апробировать систему повышения их социальной зрелости.
5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.
Методологическую основу исследования составили: системно-деятельностный подход, теории, рассматривающие проблемы сущности и природы человека и личности; методология современной педагогики, теория организации педагогического процесса как системного и целостного явления; теория присвоения социально-нравственного опыта индивидом, регулирующего воздействия норм; концепции социального становления личности.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ методической литературы.
2. Методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.
3. Метод специализированного исследования: количественно-качественный анализ.
Научная новизна данной работы в том, что данное исследование проводилось на основе последних достижений гуманистической педагогической психологии в условиях процесса модернизации отечественного образования. Кроме того, нами был разработан и апробирован комплекс методик, предназначенный для выявления связи между педагогическим общением и личностными особенностями учащихся.
Теоретическая значимость исследования: получены теоретические данные, обобщающие эмпирический опыт развития социальной зрелости школьников в условиях общеобразовательного учреждения; выделенные принципы, факторы и условия формирования социальной зрелости выпускника позволяют осуществить дальнейшие теоретические и методические разработки в этом направлении.
Практическое значение работы заключается в том, что в ней предложен методический блок, позволяющий изучить социальную зрелость выпускника школы. Кроме того, выделенные принципы, факторы и условия формирования социальной зрелости выпускника могут быть использованы в педагогической работе, а также при организации учебного процесса в процессе совершенствования качества образования конкретных учебных заведений.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.
Глава 1. Теорико-методологическое обоснование исследования
1.1. Понятие качества образования, основные критерии качества образования
Термин качество образования стал широко эксплуатироваться в последнее время, поскольку возникла совершенно естественная потребность родителей и любознательных учащихся, науки, промышленности, различных ведомств, самого образования в том, задавать вопрос по существу: а что есть образование, в этом классе, в этой школе, в этом районе, в стране в целом?
В общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать - это и значит обладать качеством.
Шишов С.Е. и Кальней В.А. в своей книге «Школа: мониторинг качества образования» дают самое общее определение: качество образования – «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач» .
Н.М. Мочалова определяет качество образования как уровень обученности школьников, прочность их знаний и практических умений, сформированность познавательных интересов, личностных качеств, мировоззренческой позиции, зависящих от управленческой компетентности руководства образовательного учреждения, квалификации педагогических кадров, их методического мастерства и умения выбрать оптимальные способы организации учебного процесса .
В.П. Панасюк рассматривает качество школьного образования как совокупность свойств, обусловливающих его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Таким образом, под качеством образования понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта:
• первый - это соответствие стандартам или спецификации;
• второй - соответствие запросам потребителя .
Если опираться на тезис, согласно которому под качеством образования понимается соответствие содержания и результатов образования ожиданиям основных «заказчиков» (самих учащихся, их родителей, социума, рынка труда), то в первую очередь необходимо определить реальные потребности, стоящие за этими ожиданиями.
Очевидно, что данные потребности (а в первую очередь мы имеем в виду потребности учащихся и выделяем их как приоритетные при определении критериев качества образования) не могут быть выявлены и обнаружены путём проведения каких-либо социологических опросов и т.п. Перевод расплывчатых ожиданий в осознанную потребность, опредмеченную в конкретной образовательной услуге требует специальной работы, базирующейся на профессиональной рефлексии .
Выход на потребности учащегося ребёнка может, с нашей точки зрения осуществляться через понимание задачи возрастного развития.
Каждый возраст характеризуется, согласно взглядам Л.С. Выготского, своей своеобразной, специфической для него, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, которая есть не что иное, как отношение между ребёнком и его средой. «Социальная ситуация развития данного возраста, - подчёркивал Л.С. Выготский, - представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основного источника своего развития, тот путь, по которому социальное становиться индивидуальным» .
В связи с вышесказанным, подход, опирающийся на основные закономерности психического развития ребёнка, на наш взгляд является наиболее продуктивным подходом к определению критериев и параметров качества образования. В связи с этим тезисом качественное образование должно обеспечивать ребёнка средствами для решения задач возраста, создавать условия для освоения способов их решения. Для разворачивания данного утверждения целесообразно ввести понятие «образовательное пространство» как особую сферу, куда включаются все субъекты образовательного процесса. Образовательное пространство должно выстраиваться таким образом, чтобы дать возможность ребёнку удовлетворить основные потребности возраста (операционально–технические, эмоционально-личностные), а с другой стороны условия должны быть такими, чтобы было обеспечено формирование основных новообразований.
Каждый возрастной период характеризуется актуализацией определённых потребностей ребёнка. Качество образования определяется тем, насколько полно эти потребности могут быть удовлетворены ребёнком в образовательном учреждении .
При всём разнообразии подходов, выделяющих разные основания для периодизации психического развития можно выделить основные содержательные задачи, которые предстоит решать ребёнку, чтобы чувствовать себя компетентным и социально успешным в разные возрастные периоды за время обучения в школе.
Основная задача юношеского возраста (возраста выпускника школы) – интеграция всех аспектов самосознания и всех аспектов «Я» - концепции.
Основная потребность учащихся данного возраста – профессиональное и личностное самоопределение, формирование системы ценностей и идеологических убеждений.
Личностное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. При личностном самоопределении человек решает для себя, каким он хочет быть, делает сознательный выбор форм и способов поведения.
Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии и продолжается в рамках непрерывной серии профессионального выбора (в ходе профессионального обучения, при специализации путей повышения квалификации, при потере работы и т.д.).
В обобщенном виде самоопределение может рассматриваться как способность к осуществлению ответственного выбора при осознании собственных возможностей и ограничений. Как всякий выбор, самоопределение включает в себя осознание иерархии собственных потребностей (что для меня сейчас важнее всего). При самоопределении человек интегрирует в единственную систему обобщённые представления о мире и обобщённые представления о самом себе, определяя смысл своего существования.
Иными словами, в акте самоопределения происходит соотнесение образа «Я» («Я» - концепции) с индивидуальной картиной мира, картиной мироздания .
Под картиной мира понимается весь комплекс представлений человека об окружающей действительности, в том числе и о том, как устроен мир, представления о существующих типах деятельности. В зависимости от того, что выдвигается на первый план в содержании индивидуальной картины мира при соотнесении с «Я»- концепцией", происходит либо личностное (соотнесение себя с социокультурными нормами), либо профессиональное самоопределение (соотнесение себя с миром деятельности).
Задача педагога, обеспечивающая качественное образование состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения ребёнком информации для построения целостной картины мира (на уроках, в поездках, в участии в различных объединениях, в органах самоуправления в детских коллективах, временных и постоянных).
Самоопределение должно пониматься в широком диапазоне значений – от принятия жизненно важных решений до совершения отдельных самостоятельных поступков. Качественное образовательное пространство должно включать в себя специально созданные ситуации свободного выбора. Способность к самоопределению даёт возможность подростку свободно вступать в дифференцированные отношения с окружающими его людьми, сохраняя при этом собственные границы (свою автономность).
Критерии и показатели способности детей к самоопределению (приложение 1) могут рассматриваться как основа для оценки качества образования, полученного ребёнком на выходе из образовательного учреждения .
Другими словами качественное образование должно обеспечить старшеклассникам развёрнутую познавательную интеллектуальную деятельность, в рамках которой осваиваются средства для выбора собственной позиции, а также средства для реализации жизненной программы, включая формирование жизненного замысла.
Как отмечается в «Стратегии модернизации содержания образования», «основной смысл-результат деятельности старшей школьной ступени направ¬лен на:
- формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляю¬щей себе спектр возможностей и ресурсов личности в самореализации;
- постепенную переориентацию с трансляции знаний, умений и навыков на создание условий для становления системы «компетентностей», которые рассматриваются, как способность человека реализовать свои жизненные замыслы;
- формирование новых подходов к организации образовательного процесса в старшей школе: «индивидуализированные формы учебной
деятельности; выработка проектно-исследовательских навыков; самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности; определение коммуникативного поля и др.» .
Важной особенностью образовательного процесса сторонники неогуманистического направления (М. Клейн, М. Маннони. Р. Генри, А. Миллер) называют тенденцию к организации школьной социализации в русле непо¬средственных интересов и потребностей старшеклассников. По мнению этих авторов, образовательный процесс, построенный на таких принципах, нивелирует "невротизирующее воздействие, испытываемое школьником от заранее предусмотренной учебной программы .
Интересна точка зрения Д. И. Фельдштейна, который социализацию понимает как процесс единства и одновременно противоречия двух процессов: социализации - индивидуализации.
Автор подчеркивает, что в таком значении «социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. При этом ребенок преодолевает объективно возникающие на разных этапах онтогенеза преграды, естественные барьеры, обусловленные степенью развития психических, психофизиологических, потребностно-мотивационных и других компонентов его характеристики как индивида. Возможности освоения социального раскрываются в непрерывном изменении пространства его «социального созревания», в сохранении тенденции расширения степени свободы в таком освоении, в углублении и усложнении сознательного в субъектной активности индивида, в характере погружения его в социальный мир» . В данной формуле есть суть авторского подхода к проблеме социализация-индивидуализация.
Механизм процесса социализации-индивидуализации заключается в осознании, освоении и реализации индивидом социальных норм, принципов, отношений, в присвоении и реализации новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения), что «...позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта» . Именно этот механизм, по мнению ученого, позволяет проявить индивиду социальную зрелость.
Таким образом, в процессе исследования понятия и сущности качества образования мы подошли к тому, что социальная зрелость выпускника является критерием образовательного процесса в современной школе.
На данный момент следует констатировать очевидную смену приоритетов в системе целей-результатов образовательного процесса в последнее время. Прежде всего, программно-концептуальные разработки указывают на изменение сущности и цели образо¬вательного процесса - не только высокое качество знаний, умений и навыков выступает показателем эффективности работы школы, а, прежде всего соци¬альная, гражданская, профессиональная активность выпускников в постоянно меняющихся и непредсказуемых ситуациях жизни, их способность к профес¬сиональной мобильности.
1.2.Социальная зрелость выпускника: понятие, сущность, структура
Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, ин¬теллектуальных и физических способностей человеческой личности. Ха¬рактеристиками зрелой личности называют: 1) развитое чувство ответст¬венности; 2) потребность в заботе о других людях; 3) способность к актив¬ному участию в жизни общества; эффективному использованию своих зна¬ний; психологической близости с другим человеком; конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации .
Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособ-ность успешно включаться в него приводит к личностному застою, стагна-ции .
У Г. Олпорта находим серьезную проработку качеств, ценностей, способностей зрелой личности. Диспозиционная теория показывает тес¬ную взаимосвязь личностной и социальной зрелости, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности.
В теории американского психолога Г. Олпорта ха¬рактеристики зрелой личности представлены с точки зрения широких гра¬ниц «Я» человека, который может посмотреть на себя «со стороны»; он способен к теплым, сердечным социальным отношениям, проявляет сочув¬ствие и терпимость; демонстрирует эмоциональную саморегуляцию и са-мовосприятие, не озлобляется внутренне и не ожесточается; реалистически воспринимает мир, опыт и свои притязания, не передергивает факты и стремится к достижению лично значимых и реалистичных целей; способен к самопознанию, обладает чувством юмора, имеет четкое представление о своих сильных и слабых сторонах; владеет цельной жизненной философи-ей, системой ценностей, которые придают значимость и смысл практиче¬ски всему, что делает человек .
Ряд исследователей (М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова), изучающих феномен зрелости, отмечают правомерность его рассмотрения с позиции определенного этапа онтогенеза человека и «качества, которое может быть отнесено не только к этапу зрелости, но и к ана¬лизу любого периода в индивидуальном развитии личности» . Как качество зрелость может служить возможностью успешного перехода личности на следующую стадию психологического, интеллектуального, а так¬же социального развития .
Как отмечалось ранее - качественная характеристика взросления выпускника актуализируется в социальной зре¬лости, являющейся возможностью личностного и профессионального са¬моопределения.
Таким образом, считаем уместным, оперировать понятием зрелость как закономерным результатом социального взросления старшего школьника/выпускника школы.
На отдельные составляющие социальной зрелости указывает Б.Г. Ананьев, подчеркивая, что, утверждаясь в «мире людей», старший школьник должен обладать трудовой и гражданской зрелостью. По мнению автора, именно трудовая и гражданская зрелость является результатом социального взросления личности .
На важность такого компонента социальной зрелости как ответственность, указывает В.Д. Семенов. Сущность проявления ответственности, по его мнению - это, прежде всего, возможность самостоятельного личност¬ного выбора, то есть сознательного определения поведения, образа дейст¬вий, в том числе в конфликтной ситуации. Выбор - это не только предпоч¬тение, но и отказ от других вариантов, за что индивид также несет ответст¬венность .
По мнению А.В. Мудрика, оптимальная социализация в образовательном процессе может протекать при самоутверждении взрослеющей личности, что предполагает реализацию личностью своей активности в значимых для нее сферах жи...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.