На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Влияние агрессивных видов спорта на личность

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 23.11.2011. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 4
1. Понятие агрессии 8
1.1 Обзор состояния вопроса о соотношении агрессии, агрессивности и спортивной деятельности 11
1.2 Истоки человеческой агрессивности 14
1.3 Направления, теории и причины агрессивности 18
1.4 Измерение агрессивности 20
1.5 Уровни агрессивности 22
1.6 Модель для изучения агрессивности в спорте 25
1.7 Агрессивность и распределение ролей 28
1.8 Как вести себя тренеру 29
1.9 Активация (Возбуждение) 35
1.10 Основные результаты исследований по проблеме активации человеческой деятельности 36
1.11 Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований ученых 39
1.12 Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов 43
1.13 Тревожность и результативность деятельности 56
1.14 Страхи у спортсменов 65
1.15 Снятие тревожности 73
2. Отличия личности спортсмена от личности студента, большая склонность к агрессивности 79
2.1 Выраженность конфликтности и агрессивности у спортсменов и неспортсменов 80
2.2 Выраженность конфликтности и агрессивности у мальчиков и девочек 82
2.4 Фрустрация (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма 88
Заключение 92
Список литературы 95


Введение

Исследования агрессивного поведения во взаимосвязи со свойствами личности не являются новыми. Однако при большом количестве проводимых исследований и экспериментов, касающихся изучения агрессии и агрессивного поведения, количество вопросов не только не уменьшается, но и увеличивается. Даже передовые западные психологи неуверенны в том, что при всем огромном количестве теоретических и экспериментальных, оригинальных и проверочно-репродуктивных исследований, можно говорить о переходе на новый качественный этап понимания феномена агрессии. Приблизились ли они к более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения человека (Берон Р., Ричардсон Д. 1997). Исследования в этой области имеют противоречивые результаты.
Актуальность исследования рассматривается проблема взаимовлияния занятий агрессивными видами спорта и личности человека. С одной стороны, спорт - рассматривается как социально желательный способ канализации агрессии. С другой стороны, существуют факты, говорящие о повышении уровня выплеска агрессии асоциальными способами поведения. Результаты исследований настолько разнообразны, что невозможно сделать определенные заключения. В данном исследовании предпринимается попытка изучения вопроса, о возможной взаимосвязи участия в спортивных состязаниях, в которых агрессивные действия являются составляющим элементом, без которых "победа" или успех недостижимы, с индивидуальными свойствами личности человека.
Предметом исследования является личность, проявляющаяся в таком типе межличностных отношений, как агрессия.
Объект исследования: в исследовании принимали участие спортсмены, люди не занимающиеся спортом, хоккеисты.
Целью исследования является выявление некоторых особенностей личности спортсменов, занимающихся агрессивными видами единоборств. Центральная проблема, поставленной в данном исследовании, заключается в том, чтобы выяснить, во-первых, отличаются ли поведение, личностные черты, предрасполагающие к агрессивному поведению, предпочитаемый тип межличностных отношений, самосознание и самоотношение у спортсменов, занимающихся агрессивными видами и людей, не занимающихся спортом. Во-вторых, оказывает ли фактор занятий агрессивными видами спорта эффекты на личность, самосознание, самоотношение.
Задачи исследования заключались в том, чтобы:
Определить различия в реакции на фрустрирующую ситуацию, в чертах личности, связанных с агрессией, преобладающих типах поведения, структурах полимодального Я и в структурах самоотношения у спортсменов и не спортсменов.
Выявить эффекты взаимовлияния занятий агрессивными видами спорта и выше перечисленных особенностей личности и поведения. Согласно теории фрустрации - агрессии, исследованиям о взаимосвязи чувств вины и стыда, обиды и закрытости с агрессией
Были выдвинуты следующие исследовательские гипотезы:
1) личность спортсмена будет отличаться от личности студента большей склонностью к агрессивности;
2) скорее всего, различия будут заметны в поведении при фрустрации (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма, структур самосознания и таким качествам личности как закрытость и самообвинение.
3) фактор занятий агрессивными видами спорта оказывает эффект на агрессивный тип поведения, закрытость и самообвинение, негативизм и социальную желательность поведения.
Научная новизна исследования. Проблема агрессивного поведения в последние годы привлекает многочисленных исследователей. На Западе, этим вопросом начали заниматься с начала 20-го века. В Казахстане этот вопрос, как и многие другие, связанные с проблемами личности, стал разрабатываться сравнительно недавно. Исследование агрессивного поведения привлекают специалистов из области психологии личности, психологии мотивации, психологии девиантного поведения, криминалистов и т.д. Проводились исследования о мотивации агрессивного поведения, разведение понятий косвенной физической агрессии и косвенной вербальной агрессии и исследования о связи черт личности с агрессивным поведением. Последние выявили то, что наибольший вклад в агрессивное поведение несут вспыльчивость, обидчивость, мстительность. Реан А.А. (1996) показал влияние демонстративности как черты характера на возникновение агрессивного поведения. Шляхтина О.И. (1997) показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса. В данном исследовании предпринята попытка изучения нормальной личности, для которой вероятно более частое использование агрессивной модели поведения. Кроме того, изучались самоотношение, структура самосознания (полимодальное - Я в концепции Дорфмана).
Практическая значимость. Полученные данные данного исследования могут лишь косвенно послужить практической психологии. Они подтверждают взаимосвязь агрессивности и личности. А знание о взаимосвязи агрессивности со структурами самоотношения и самосознания помогают найти способ понимания того, почему другой человек, возможно, ведет себя по типу агрессии. Одним из следствий проведенного исследования могли бы быть проведение более подробных и уточняющих экспериментов. Поскольку, возможно то, что в агрессивные виды спорта идут заниматься личности, предрасположенные к агрессивным действиям. На спортивных секциях молодых людей учат тому, как правильно бороться и побеждать в рукопашном бою. Это поведение одобряется, научение агрессивным действиям идет как викарное, так и на собственном опыте. Важен вопрос о мотивации молодого человека, пришедшего заниматься в секцию каких-либо единоборств (карате, кикбоксинг, бокс, рукопашный бой и т.п.). Зачем он пришел в подобную секцию, ради чего, что хочет получить и чему научиться. Возможно, для того чтобы стать сильнее, или почувствовать свое превосходство в силе и умении. Возможно, для того чтобы "уметь постоять за себя", или чтобы умело побеждать противников в уличных драках. Эти предположения можно продолжать. Существуют некоторые факты, говорящие о том, что органы государственного управления оказывают материальную и финансовую поддержку развитию молодежного спорта, предполагая, что это может отвлечь подростков и молодежь от "пустого" времяпровождения. Есть и другие факты, правда, юридически не доказанные, в большинстве случаев, что через спорт идет так называемая "отмывка денег" и то, что во многих секциях боевых единоборств "куются" "кадры" для структур организованной преступности.

1. Понятие агрессии

Достижение спортивной цели связано с риском, дефицитом времени. Борьба за результат всегда эмоционально окрашена и является причиной таких эмоций как гнев. Гнев в комбинации с эмоциями отвращения и презрения составляют главный компонент враждебности, которая в свою очередь складывается из эмоций, чувств и аффективно-когнитивной направленности и мотивирует агрессию. Согласно теории дифференциальных эмоций, значимую роль в межличностной агрессии играют эмоциональная коммуникация и близкое нахождение противника, а также, визуальный контакт. Критерием агрессивности является "любой вид поведения или действия, направленный на нанесения оскорбления или повреждения другому живому существу, которое мотивировано на избежание подобного обращения" [1,67-89].
Различают четыре вида агрессии: агрессия как поведение; агрессия, включающая оскорбление, телесные повреждения; агрессия, направленная на живое; намеренная агрессия. Агрессия это всегда действие. В спорте агрессия понимается как напористое поведение, без намерения и желания причинить повреждения противнику. В психологии различают враждебную агрессивность и инструментальную. Суть враждебной агрессивности в намеренном нанесении физической, или душевной травмы. Инструментальная агрессивность проявляется при осуществлении неагрессивных целей, но все же с намерением нанести ущерб. По этой причине, в спорте учитываются приемлемое и неприемлемое поведение спортсменов.
Теория социального научения рассматривает агрессивность как поведение, возникшее вследствие подражания другим, доказана А. Бандурой (1973). Комбинированная теория объясняет агрессивное поведение через фрустрацию, в результате которой повышаются уровни возбуждения и гнева, что приводит к агрессивным действиям. Все более популярной среди психологов становится оценка теории З. Фрейда, в которой агрессия и агрессивность рассматриваются как следствие противоречия между саморазрушением и самосохранением. Агрессивность, согласно этой теории идет от рождения и содержится в инстинкте смерти ее носителя, а агрессия же является тем же самым инстинктом, но спроецированным и направленным вовне (З. Фрейд, 1923). С позиций разрушающих бессознательных установок агрессивность рассматривалась кроме З. Фрейда, А. Адлером, Г. Юнгом и др. Современный отечественный психоаналитик В.В. Подвойская относит к одной из существенных причин агрессии конфликты в семье между старшими и младшими детьми. Она отмечает, что дети ведут ожесточенную борьбу между собой за пространство, внимание родителей, игрушки. Неприятие друг друга ведет к озлоблению и ненависти. Родители не всегда могут обеспечить условия примирения детей или их дружного сосуществования [1,95]. В тех случаях, когда они довольны, что ребенок растет послушным, спокойным, психоаналитики находят, что ему не хватает, соответствующих возрастным особенностям жадности, упрямства и даже агрессии.
Нормальным является присутствие в характере детей зависти и ревности. Их отсутствие - свидетельство вытеснения таких качеств чем-либо другим, способным трансформироваться в жестокость. Она приводит пример из Библии: Каин убивает своего брата Авеля из-за соперничества. В.В. Подвойская убеждена, что соперничество - это альтернатива родительской любви. В детской конкуренции родительская любовь является предметом раздоров. Далее она убеждает в том, что ощущения победы или поражения в семейном соперничестве между детьми повлияют в перспективе на их успех с социализации и самоактуализации [1,36]. Агрессивность изучается по содержанию снов, фантазиям; в процессе игр, забав. В случае необходимости, психоанализ оказывает помощь в формировании и поддержании Эго и Супер-Эго, в овладении умением подчинения их сознательному регулированию. Было ошибочным представление об агрессии как составляющей влечение к самосохранению, как способ поддержки равновесия между внутренним и внешним. Ее рассматривают также как обеспечивающую разрядку скопившегося напряжения.
Интересно мнение и современных специалистов, утверждающих, что феномен действия агрессии в последствии. Нет однозначного ответа у специалистов на вопросы, связанные с агрессивными тенденциями в спорте. Вопрос стоит таким образом: Уменьшаются или увеличиваются агрессивные наклонности у спортсменов в результате соревновательных процессов? В спорте существуют ситуации, когда высока вероятность проявления агрессии. Они обусловлены состоянием фрустрации у спортсменов. Такие состояния бывают в результате проигрыша, несправедливого судейства, от травм и других причин. К другим причинам относится чрезмерный акцент на достижении победы. Недопустимо настраиваться только на победу. В таком случае, при неудачном исходе соревнования, высока вероятность агрессивных реакций [2,218].
Поведение спортсмена формируется посредством обратной связи, подкрепления и внутренней мотивации. Подкрепление способствует повышению эффективности обучения и воспитания, формирует поведение в нужном направлении. В основе подкрепления - использование методов поощрения и наказания. Если результаты спортивной деятельности положительные, спортсмены стараются повторить то же поведение, чтобы получить такой же результат и наоборот, если выступление неудачное, то поведение, при котором был проигрыш - не повторяется. Однако сложность подкрепления заключается в том, что не все спортсмены могут повторить подкрепленное поведение по причине собственных индивидуальных особенностей. Кроме того, особое значение имеют подходы к воздействию на поведение.
Положительный подход основан на поощрении спортсмена за успешное поведение, отрицательный - направлен на устранение агрессивных тенденций посредством критики и наказаний. Систематическое использование методов подкрепления снижает вероятность агрессивного поведения. Для обеспечения обратной связи, способствующей закреплению устойчивого поведения, необходима регистрация поведения. Графики, отражающие спортивный прогресс, усиливают мотивацию на самосовершенствование. Психологи, исследуя социальное поведение, пришли к выводу о том, что необходимо популяризировать спорт, но, при этом, спортсменам необходимо самим соблюдать спортивное поведение, в котором отсутствовали бы агрессивные импульсы. Кроме того, необходимо учитывать наличие социальной фасилитации. Наблюдая за эмоциональной игрой спортсменов, которая включает сцены грубого поведения, зрители "заражаются" негативными эмоциями, что в последствии проявляется в их агрессивном поведении. В целом, специфика спорта обусловливает выполнение, спортсменами норм спортивного поведения, контролируя свои действия и эмоции [2,305-312].
Спорт создает условия сохранения душевного равновесия через управляемое эмоциональное реагирование. Спорт может служить и способом эмоциональной разрядки как форма катарсиса (дословно - "очищение"), но это не является главной целью спорта. Ведущая цель спорта в контроле и сдерживании агрессивных тенденций. Таким образом, необходимо: контролировать эмоции и реакции на фрустрацию, упреждать стрессы, различать напористость и агрессивность, модифицировать агрессивные действия. Понять и решить проблему агрессии в спорте можно через обращение к осознанной организации действий и волевыми усилиями.

1.1 Обзор состояния вопроса о соотношении агрессии, агрессивности и спортивной деятельности

Во многих видах спорта от участника требуется проявление агрессивности в рамках существующих правил и условий деятельности. В некоторых видах спорта проявление агрессивности чередуется с полным отсутствием подобных действий. Таким образом, в спорте, как и в жизни, решение одних проблем требует оптимальной степени агрессивности, решение других возможно без ее проявления.
Некоторые спортсмены не могут сдерживать свою агрессивность в рамках спортивных правил и приемлемых границах, которые диктуются здравым смыслом. В период моей работы над книгой многие спортивные обозреватели в США высказывали свое беспокойство по поводу все увеличивающегося количества драк, возникающих на соревнованиях по баскетболу в ряде студенческих команд. Более того, ухудшение спортивной деятельности наступает при проецировании агрессивности спортсмена на самого себя. В этих случаях спортсмен чрезмерно винит себя, когда у него не все получается так, как хотелось бы.
С агрессивным поведением, полагаю, сталкивались все в той или иной степени. Более, чем уверен, что все хотя бы раз и сами выступали в роли агрессора. Но сейчас хотелось бы поговорить об агрессии в спорте, разумеется, только о той, которая остаётся в юридических рамках [3,62-66].
Интерпретируя одну из трактовок термина, получаем следующее. Спортивная агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее спортивным правилам, способное причинить вред противнику через физический ущерб или психологический дискомфорт. Разным видам спорта присущи разные возможности проявления агрессии. В одних спортсмены разве что могут попытаться надавить на оппонента через выступления в СМИ (шахматы, фигурное катание), в других агрессия - естественный способ победить (множества единоборств). Но в рамках каждого вида спорта, даже в условиях наиболее жёстко ограниченной возможности проявления спортивной агрессии, к ней можно прибегать в большей и в меньшей степени.
Для спортивных мероприятий короткого цикла, когда от старта до вручения наград проходит совсем небольшое время, выражение спортивной агрессии - вопрос конкурентных преимуществ, тактики, формы и физической формы конкретного спортсмена [3,78]. Так, Виталий Кличко раз за разом предпочитает выжидательную позицию в поединках, атакуя и защищаясь преимущественно левым джебом: ему это позволяет и рост, и длина рук (будет интересно посмотреть на него в бою с Валуевым, ведь в этом случае он вынужден быть более агрессивным). Но сейчас больше интересуют спортивные мероприятия длительного цикла: чемпионаты по футболу и хоккею и различные стратегии "управления агрессией" спортсменов. Более 40 лет в США проводятся исследования результатов с 50-х и по наш день.
Недавние подтверждение этой мысли получили специалисты Европейского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, изучающие генетические основы агрессивного поведения. У спортсменов и контрольной группы добровольцев брали венозную кровь с последующим выделением ДНК. Применяя специальные генетические маркеры, ученые исследовали вариации нескольких генов, имеющих отношение к агрессивному поведению человека. Первый интересовавший ученых ген - ген переносчика серотонина (5НТТ).
Роль серотонинового транспортера состоит в удалении этого нейромедиатора из синаптической щели после передачи нервного импульса с одной нервной клетки на другую. Ключевой участок гена 5НТТ бывает "коротким" и "длинным", в зависимости от чего меняется активность данного белка. Исследования показали, что носители двух "длинных" вариантов гена более агрессивны, чем носители двух "коротких", причем последние - более тревожны. В исследуемой выборке спортсменов носителей двух "длинных" генов оказалось больше, чем в контрольной группе. Ученые сделали вывод, что носители "длинных" вариантов гена 5НТТ, по-видимому, более успешны в занятиях спортом, чем носители "коротких". Более того, первые более психо-эмоционально устойчивы, что немаловажно для спортсменов. При этом зоны мозга, связанные с эмоциональностью, у носителей "длинных" и "коротких" генов работают по-разному. Второй интересовавший ученых ген - ген фермента деградации другого нейромедиатора - дофамина. Точечная мутация в этом гене снижает проявления агрессивности. Так что носители двух таких мутантных генов менее агрессивны, чем носители двух нормальных. Они же более тревожны, застенчивы и чувствительны к боли. Исследователи обнаружили, что агрессивность женщин-спортсменов связана с вариациями этого гена [4,215].
Исследователи полагают, что внутренняя агрессивность человека может быть стимулирующим фактором при принятии решения о занятии спортом. Именно в ходе спортивных соревнований происходит выход и компенсация имеющейся агрессивности, которая, в конце концов, приводит к рекордам и победам.

1.2 Истоки человеческой агрессивности

Агрессивность, проявляемая при непосредственном физическом контакте с другим, присуща не только людям. Многочисленные исследования животных, стоящих на различной ступени эволюционного развития как в естественных, так и в лабораторных условиях были посвящены изучению агрессии. Результаты этих исследований имеют важное значение и для изучения агрессивности в спорте. Новорожденные человека и некоторых высокоорганизованных животных в первое время после своего появления на свет не выказывают какой-либо враждебности по отношению к окружающей среде. Вначале дети хорошо относятся к своим родителям, другим членам семьи, а также к своим сверстникам [4,5-18].
К концу первого года жизни они, однако, начинают проявлять агрессивные тенденции, особенно когда возникают препятствия к удовлетворению их потребностей. По мере возмужания многие становятся открыто агрессивными по отношению к другим детям и даже взрослым. К этому времени у ребенка начинают формироваться агрессивные тенденции, которые наблюдаются на более поздних ступенях развития. Это формирование происходит несколькими путями: Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример (модель) соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде. В целом же дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.
1) Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено, что:
родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение;
родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитают в них чрезмерную агрес сивность;
родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы [5,7].
Потенциальный интерес для тренера представляет зависимость между реакцией родителей на раннее проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к своему сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.



Если принять сформулированную выше гипотезу, то в более зрелом возрасте молодой человек будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику, или равному по положению человеку, или противнику, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (руководителю или начальнику). Более того, в результате воспитания в семье юноша будет испытывать чувство вины, проявляя агрессивность против более старшего (тренера) либо против своих товарищей по команде и соперников его же возраста [6,294].

CОПОСТАВЛЕНИЕ САНКЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ДЕТЕЙ ПО ПОВОДУ АГРЕССИВНОСТИ В БОЛЕЕ ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Поведение родителей Реакции ребенка в более зрелом возрасте
Агрессивность по отношению к родителям или другим взрослым разрешается Не испытывает какой-либо вины (или испытывает в незначительной степени) за агрессивное поведение по отношению к старшим
Агрессивность по отношению к старшим не разрешается Испытывает чувство вины при проявлении
агрессивности по отношению к старшим
Агрессивность по отношению к "заслуживающим этого" сверстникам разрешается Не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении
агрессивности но отношению к сверстникам
Агрессивность по отношению к сверстникам не разрешается Испытывает чувство вины при проявлении
агрессивности по отношению к сверстникам,
товарищам по команде, соперникам

Таким образом, взрослеющий ребенок испытывает выраженное в различной степени чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к окружающим людям, имеющим различный социальный статус. Чувство вины возникает независимо от того, поощряется или не поощряется агрессивность в спортивной ситуации. Сильно выраженное чувство вины может помешать молодому человеку в выборе вида спорта, где агрессивность необходима, или привести к самообвинению. С другой стороны, ребенок, который в результате соответствующего воспитания приобретает в более зрелом возрасте способность проявлять агрессивность в спорте без каких-либо угрызений совести, может столкнуться с серьезными проблемами адаптации после окончания своей спортивной карьеры. Эта проблема подробно рассматривается в книге Арнольда Байссера "Безумие в спорте". Рассматривая отдельные случаи, он отмечает, насколько трудным для многих спортсменов оказывается переход от агрессивного поведения в спорте к обычному течению жизни. Результаты этих исследований могут помочь тренеру понять, почему некоторые спортсмены, обладающие, казалось бы, достаточными или даже прекрасными физическими данными, не способны проявлять агрессивность, тогда как их партнеры по команде с довольно средними физическими данными успешно с этим справляются) [6,301-309].
В большинстве видов спорта, требующих проявления непосредственной агрессивности, занимаются юноши и мужчины, хотя в отдельных случаях такими видами спорта, как борьба, футбол и др., занимаются также и женщины. В большинстве стран отрицательно относятся к участию женщин в агрессивных видах спорта. Исключение составляет женский хоккей с шайбой в Канаде.
Если юноша после агрессивной игры сильно переживает или проявляет другие признаки компенсаторного поведения (сомнения в правильности своего поведения, самообвинение, неуверенность в себе, враждебность по отношению к тренеру), то это можно объяснить условиями его воспитания, реакцией родителей, поощрениями и наказаниями, которым он подвергался. Как и в случае с мотивацией к достижению, склонности юноши к агрессивности и связанные с ней переживания формируются задолго до его первой встречи с тренером. Поэтому яростные выкрики тренеров: "Бей их!", "Задави их!", которые нередко можно услышать на соревнованиях, не окажут на неагрессивного спортсмена никакого действия в ситуациях, требующих агрессивности. В данной ситуации тренеру, может быть, целесообразнее попытаться понять индивидуальные особенности спортсменов. Более конкретные рекомендации будут предложены в заключительной части настоящей главы [7,90-100].

1.3 Направления, теории и причины агрессивности

Проявление агрессивности у подростков и взрослых может вызываться и другими причинами, а не только влиянием воспитания. Люди и ситуации, в которых оказывается подросток, могут также формировать его склонности к агрессивному поведению, если оно способствует достижению успеха. Те поощрения, которые он получает за успешное выступление в агрессивном виде спорта, могут иметь более выраженный эффект, чем влияние родителей в раннем детстве. В литературе по психологии известно несколько теорий агрессивности [8,94-102].



Некоторые ученые полагают, что агрессивные тенденции у человека являются инстинктивными, так как у его предков - животных агрессивное поведение является преобладающим. В этой связи некоторые авторы считают, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. В работах других исследователей агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. При этом агрессивность они оценивают как реакцию на фрустрацию и как попытку преодолеть препятствия на пути к достижению удовольствия и удовлетворения. Данную позицию они аргументируют тем, что агрессивное поведение часто возникает в ситуациях фрустрации, а затем постепенно снижается [8,97].



Сторонники последней теоретической концепции склонны принимать "теорию катарсиса" для объяснения физического проявления агрессивности. Эта теория сводится к тому, что физическое выражение враждебных тенденций приводит к катарсису или временному облегчению состояния агрессивности, в результате чего будет достигнуто психологическое равновесие. Эту взаимосвязь можно представить следующей схемой.
"Катарсис" - древнегреческий термин, применявшийся в свое время Аристотелем для обозначения "очищения души" от страстей. В подтверждение этой мысли Хокансон обнаружил, что если человек является объектом агрессии и не может ответить тем же, то у него поднимается кровяное давление, тогда как при непосредственной реакции оно значительно снижается [9,83].
Другие авторы не принимают теорию катарсиса и отмечают, что существует значительное количество экспериментальных данных, позволяющих предположить, что наблюдение за агрессивным поведением в детстве и разрешение агрессивного поведения скорее будет способствовать еще большей агрессивности, нежели создаст условия для ее уменьшения. Поэтому авторы предложили следующую модель, объясняющую причины и результаты агрессивного поведения. Эта вторая модель подтверждается и результатами исследований, в которых выборочно измерялся уровень агрессивности зрителей до и после наблюдения за спортивным соревнованием. Измерение уровней агрессивности у спортсменов до и после соревнований (наибольшей популярностью среди исследователей пользуется борьба) свидетельствует об отсутствии достоверных изменений в основных агрессивных тенденциях или состоянии агрессивности сразу же после состязания [9, 190].

1.4 Измерение агрессивности

Для оценки степени агрессивности, которую может проявить человек, социологи избрали несколько путей. С одной стороны, были использованы результаты систематических наблюдений за проявлением агрессивности в хронологической последовательности у юношей и взрослых в различных жизненных ситуациях, а также в ситуациях, специально созданных экспериментатором. Некоторые шкалы оценки личностных черт, рассмотренные в главе 5, содержат подшкалы, предназначенные для оценки агрессивности. Различные ученые для оценки агрессивности у субъекта, которую он может направить на других или на себя, применяли проективные тесты, включая такие, как тест неоконченных предложений, фрустрационный тест Розенцвейга и ТАТ. Шкала агрессивности Дюрки представляет собой самооценочный опросник, состоящий из 75 вопросов, назначение которых заключается в оценке степени агрессивности, которая проявляется во внешних реакциях опрашиваемого. В этой шкале имеется подшкала так называемого "нападения", представляющая собой один из лучших способов измерения физической агрессивности. Сюда входят такие фразы, как: "если кто-нибудь ударит меня первым, то я ему отвечу тем же" и "когда я теряю самообладание, я могу дать пощечину". В экспериментальных ситуациях нередко применяются различного рода остроумные задачи на определение враждебности и агрессивности. Испытуемых убеждают в том, что если они нажмут на кнопку или повернут рычаг, то их "соперник" получит легкий, но несколько болезненный удар электрическим током. Иногда испытуемым говорят, что они могут вызвать у противника различную степень дискомфорта нажатием кнопки или поворотом рычага [10,415-420]. С помощью такого приема можно исследовать влияние различных факторов, связанных с агрессивностью. Например, изучалась степень фрустрации, которую субъект может вынести до физического проявления агрессивности. Исследовали также и терапевтический эффект проявления агрессивности по отношению к тому, кто сам недавно подвергался действию фрустрации или наказывал субъекта, у которого в данный момент рука находилась на рычаге. Для лучшего измерения агрессивности или враждебности используется комплекс проективных и объективных тестов, а также методов наблюдения, рассмотренных выше. Однако, по-видимому, самыми достоверными индексами агрессивности являются наблюдения тренера за потребностью и желанием спортсмена проявлять агрессивность непосредственно в деятельности. Некоторые из рассмотренных методов могут быть эффективными только в руках опытных специалистов. В некоторых видах спорта непосредственное проявление агрессивности может быть продуктивным, тогда как в других спортивных ситуациях или видах деятельности несвоевременная или не туда направленная агрессивность не только непродуктивна, но может быть и нежелательной (разруши...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.