На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 23.11.2011. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………3-6 стр.
Глава I. Основные направления государственной политики в отношении церкви в 1953-64 гг. ………………………………………………………7-22 стр.
Глава II. Положение церкви. Реакция церковников на смену политического курса ………………………………………………………………………23-35 стр.
Заключение …...…………………………………………………………..36-39 стр.
Список использованных источников и литературы ………...…………40-42 стр.


ВВЕДЕНИЕ
Период взаимоотношений церкви и Советского государства во время правления Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) изучен еще не в полной мере. Два десятилетия назад историки не могли даже помыслить о публикациях и исследованиях данной проблемы. В первую очередь это было связано с невозможностью использования т.н. «закрытых» фондов архивов. Но и сейчас не все дела Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР доступны для изучения историков. Все же в последнее время появились новые возможности для работы с источниками по новейшей истории Русской православной церкви.
История хрущевских гонений на церковь представляет интерес во многих отношениях. Это была последняя попытка режима в короткий срок ликвидировать церковь и религию как сколь-нибудь значимое социальное явление. Именно в это время окончательно определилась партийно-государственная политика по отношению к церкви, сформировался механизм ее осуществления и вся система антирелигиозной пропаганды, сохранившиеся вплоть до перестроечных лет. Поэтому проблема государственно-церковных отношений исследуемого периода напрямую связана с современностью. В Российской Федерации истекшее десятилетие ознаменовалось широким процессом демократизации религиозной сферы. В последние годы усилия государства были в основном направлены на разрушение ранее сложившихся отношений советского государства и религиозных организаций, на приспособление к нынешней переходной российской политической ситуации, на выработку новой модели государственно-церковных отношений.
Хронологические рамки исследования охватывают период с марта 1953 г. (смерть И.В. Сталина) по октябрь 1964 г. (отстранение Н.С. Хрущева от занимаемых должностей). В 1953 г. после смерти И.В. Сталина началась борьба за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. В 1953-64 гг. наблюдалась очень интересная метаморфоза государственной власти. Наряду с процессами либерализации в обществе, именуемыми «оттепелью», наблюдалось тотальное наступление на права верующих. Хотя в предыдущем периоде диктаторского владычества И.В. Сталина после 1943 г. мы видим в целом лояльное отношение к церкви. Часть историков условно разделяют время правления Н.С. Хрущева на два этапа: 1953-1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализацию внутренней и внешней политики; 1958-1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, так как гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956 г.) произошли именно в период «оттепели». Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.
При подготовке данной темы использовались опубликованные материалы. Прежде всего, это сборники, содержащие законодательные и нормативные акты советского государства за период 1953-64 гг. по проблемам свободы совести и вероисповеданий, протоколы и документы партийных съездов, съездов и соборов религиозных организаций, постановления и решения органов церковного управления; дневники и воспоминания государственных, общественных и церковных деятелей. Необходимым источником для раскрытия истории государственно-церковных отношений этого периода явилась периодическая светская и церковная печать, разнообразные издания религиозных организаций.
По исследуемой проблеме в исторической литературе встречается ряд мнений, которые по разному характеризуют церковную политику государства и положение церкви в 1953-64 гг. В советский период отечественной истории эта тема рассматривалась в основном не столько с научных позиций, сколько с точки зрения политической целесообразности, практической надобности органов власти и управления. Зачастую обращение к данной проблематике стимулировалось потребностями партийных органов в «разоблачении» религии и духовенства, в проведении антирелигиозной пропаганды. В к. 70-х гг. выходит в свет немалое число работ, где рассматривалась эволюция государственно-церковных отношений в различные периоды российской истории XX века, привносились новые факты, свидетельства, высказывались неординарные суждения (В.А. Куроедов, Ю.А. Розенбаум). Период с середины 80-х годов и по настоящее время характеризуется преодолением 6ылых недостатков в исследовании проблем свободы совести и вероисповеданий в истории России. Плодотворно разрабатывают данную проблематику В.А. Алексеев, О.Ю. Васильева, М.И. Одинцов, М.В. Шкаровский и др.
Положение религии, церкви и верующих в России и, особенно в Советском Союзе всегда было объектом научных интересов зарубежных ученых. Среди них У. Коларз, У. Флетчер, Д. Эллис, Д.В. Поспеловский и др., чьи труды достаточно широко известны российской научной общественности и содержат в себе немало ценных и точных наблюдений, объективных выводов об истории и современном состоянии государственно-церковных отношений в России. Главным недостатком этих работ является политическая пристрастность.
Завершая краткий обзор литературы, посвященной истории взаимоотношения государства и церкви в СССР 1953-64 гг., отметим, что при всем ее многообразии изучение данной темы продолжается и является объектом настоящего исследования. На сегодняшний день эта тема нуждается в переоценке. Дело в том, что, как уже указывалось выше, значительная часть работ либо предвзята, либо находится под влиянием политизированной советской историографии. Это и создает необходимость формирования иного взгляда – нового и по возможности, непредвзятого.
Цель данной работы состоит в изучении государственно-церковных отношений в СССР в годы правления Н.С. Хрущева (1953-64 гг.) и реализуется посредством решения следующих задач:
- раскрыть основные направления религиозной политики советского государства в 1953-64 гг.;
- охарактеризовать положение Русской православной церкви в эти годы;
- рассмотреть реакцию церковников и верующих на проводившуюся в эти годы правительством церковную политику.
Методологическая основа данного исследования обусловлена темой работы, которая затрагивает аспекты истории, религиоведения, политологии. Для достижения цели использованы методы: системный, аналитический, а также метод сравнительного анализа. При анализе документального материала использовался метод критического анализа.
В соответствии с поставленными целью и задачами в данной работе по проблемному принципу выделено две равнозначные по информационной составляющей главы. Первая глава посвящена изучению религиозной политики советского государства 1953-64 гг. Вторая – рассмотрению жизни Русской православной церкви в сложившихся условиях политической борьбы с религией.


Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ В 1953-64 гг.
Периодизации государственно-церковных отношений в XX вв. рассматривается в соответствии с политической периодизацией этого столетия и общей государственной политики в отношении религии и церкви. И это естественно, так как государственно-церковная политика является частью внутренней политики .
Чтобы понять развитие отношений между государством и церковью в рассматриваемое время, необходимо остановиться на сходстве и различии политики до 1953 г. и после него. Сходство заключалось в стремлении ликвидировать церковь как сколько-нибудь значимый институт, вытеснить ее из общественной жизни страны. Различие же в том, что раньше никогда официально не ставилась цель полностью уничтожить ее, искоренить религию в стране. Эта задача будет поставлена в начале 60-х гг.
Важнейшей вехой государственно-церковных отношений 1943-1953 гг. стала известная встреча Сталина и Молотова с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся в ночь с 4 на 5 сентября в Кремле. Патриарший местоблюститель передал председателю Совнаркома список священнослужителей, находившихся в заключении, многих из перечисленных в нем вскоре освободили, в том числе 11 архиереев. Итогом встречи стали договоренности о нормализации отношений между государством и церковью, проведении Архиерейского Собора и избрании Патриарха Московского и всея Руси. Тогда же иерархам было сообщено о создании Совета по делам Русской православной церкви при правительстве СССР, который возглавил полковник госбезопасности Г.Г. Карпов. До этого он руководил отделом «О» МГБ СССР (май 1946 - август 1947), проводившим различные антицерковные акции . 13 октября 1943 г. в беседе с Карповым Молотов дал указание подобрать «из чекистов» уполномоченных Совета. Характерно и то, что Карпов некоторое время совмещал новую деятельность с исполнением прежних обязанностей. Молотов заявил по этому поводу полковнику: «Если Ваше должностное положение в НКГБ не публикуется в газетах и не придано официальной гласности, то я считаю возможным совмещение» . Создавая видимость благополучия в отношениях государства и церкви, И.В. Сталин на самом деле поставил церковь под свой жесткий контроль, повседневно осуществлявшийся органами НКВД (позднее КГБ).
Принятие «нового» курса государственно-церковных отношений было, в первую очередь, связано с внешнеполитическими планами советского государства и с привлечением Русской православной церкви к их осуществлению. В 1940-е гг. перед Советом ставились прежде всего внешнеполитические задачи, с которыми он в целом успешно справлялся. Внутренние причины также имеют место: это и участие церкви в деле снабжения страны продовольствием в условиях восстановительного периода (1945—1957 гг.), и контроль со стороны государства за возрожденной религиозной жизнью на бывших временно оккупированных территориях. Русская православная церковь оказала в этот период государству значительную помощь, поддерживая и укрепляя его международный авторитет, способствуя проведению его внешней политики в период, когда США имело монополию на ядерное оружие .
Смерть Сталина вызвала среди иерархов патриархии противоречивые чувства. С одной стороны, проснулись надежды на будущее религиозное возрождение, с другой — возникли опасения, что без сдерживающего влияния вождя целый ряд лиц из его окружения постараются свести старые счеты с церковью .
29 апреля 1953 г. в ЦК КПСС на имя Н.С. Хрущева поступила докладная с предложением разработать план ликвидации и локализации святых источников, к которым осуществлялось массовое паломничество. Правда, отдел пропаганды и агитации в своем отзыве рекомендовал местным партийным организациям ограничиться собственными мерами .
В июне 1953 г. в ЦК КПСС с пространным заявлением обратился Карпов. Он желал выяснить, «какой линии следует придерживаться, какие принципы и методы работы допустимы», и предлагал значительно расширить права Совета, в частности открывать храмы — «не более 25 в год». Учитывая просьбу патриарха, Карпов предлагал взимать налоги с духовенства как с лиц свободной профессии и таким образом несколько облегчить финансовое бремя церкви и т.д. Почти все предложения Карпова в ЦК КПСС были отклонены, при этом подчеркивалось, что расширение прав Совета «может привести к значительному укреплению церкви и росту ее влияния на население» .
Тем временем в марте 1954 г. заведующие отделами пропаганды и науки ЦК КПСС представили Хрущеву совместную докладную «О крупных недостатках в естественнонаучной, антирелигиозной пропаганде», в которой, намеренно сгущая краски, писали о быстром росте церкви и развале атеистической работы. Впрочем, убеждать возглавившего ЦК КПСС Хрущева особенно и не требовалось. Сформировавшись как политический деятель в 1930-е годы, он немало сил приложил к уничтожению храмов в Москве и на Украине. Новый лидер партии искренне верил в возможность скорого построения коммунизма, в котором не должно быть места для религиозных представлений. Устранение Л.П. Берии придало ему новые силы для проявления собственной инициативы .
7 июля 1954 г. ЦК КПСС принял постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», в подготовке которого активно участвовали Д.Т. Шепилов, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов. В этом документе фактически пересматривалась и даже осуждалась как «примиренческая» прежняя политика в церковном вопросе. Предлагалось, по сути, вернуться на довоенный путь «наступления на религиозные пережитки». В возобновлении атак на церковь определенную роль сыграла и старая гвардия «воинствующих безбожников» — Ф.Н. Олещук, В.Д. Бонч-Бруевич и другие .
Из-за последовавшей реакции духовенства Н.С. Хрущев со своими сторонниками были вынуждены уступить. 10 ноября 1954 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». По ряду пунктов оно было прямо противоположно июльскому и вызвало волну благодарственных телеграмм от духовенства и верующих различных епархий .
1955— 1957 гг. были наиболее благополучными для церкви. Одной из важных причин стала попытка Кремля еще раз активно использовать Московскую патриархию в своих внешнеполитических целях. Соответственно резко увеличились валютные ассигнования церкви. Патриархия, в свою очередь, активизировала миротворческую деятельность. В частности, на Ближнем Востоке, что отвечало интересам руководства СССР, которое всячески стремилось упрочить связи с новым правительством Египта. Неслучайно после окончания интервенции войск Великобритании, Франции и Израиля против этой страны Московская патриархия выделила еще 3,5 тыс. фунтов для помощи Александрийской и Коптской церквям .
Большую роль Москва отводила Русской православной церкви в налаживании советско-югославск...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.