На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Задержка психического развития у школьников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 23.11.2011. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
Глава I Задержка психического развития детей младшего школьного возраста, как психологическая проблема.
1.1. ЗПР, как одна из форм дизонтогенеза………………………………….6
1.2. Психологические особенности личности у младшего школьника с задержкой психического развития……………………………………...11
1.3. Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР………...14
1.4. Задержка психического развития у детей с ДЦП……………………...17
1.5. Особенности формирования пространственных представлений……..19
Выводы по теоретической части……………………………………………….22
Глава II Эмпирическое исследование.
2.1. Характеристика выборки………………………………………………..23
2.2. Методы исследования…………………………………………………...24
2.3. Результаты………………………………………………………………..32
2.4. Обсуждение результатов………………………………………………...42
Выводы по практической части………………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………………………...46


Введение
Для нормального развития ребёнка необходимо закономерное, гармоничное сочетание и взаимодействие различных компонентов, факторов, касающихся как явлений окружающей действительности, так и свойств, характеристик самого развивающегося субъекта. Каждый из этих факторов вносит определённый вклад в процесс созревания и развития тех или иных функций, а так же в общий ход психического развития. Недостаточность и тем более выпадение того или иного звена из целостной функциональной системы, которую представляет собой, и окружающий мир, и собственно организм, приводит к неизбежным и далеко не всегда обратимым изменениям процесса функционирования развивающегося на данном фоне субъекта. Доказательством значимости различных явлений действительности (внутренней и внешней) в процессе психического развития являются хорошо изученные на практике случаи нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем, в условиях недоразвития психических функций, часто сочетающихся с условиями нарушенного типа воспитания.
В случаях недостаточности, дефектности той или иной сферы психической деятельности ребёнка остро встаёт вопрос, касающейся коррекционной работы, направленной на нормализацию процесса психического развития или компенсацию имеющегося у него дефекта. В свою очередь, коррекционная работа непосредственно связана и определённым образом опосредована качественной диагностической работой специалистов, занимающихся данным вопросом. Знание особенностей развития конкретного ребёнка, а также общих закономерностей психического развития всей группы детей, имеющей определённый характер нарушений развития, является необходимым условием процесса организации различных мероприятий, направленных на оптимизацию условий развития данного ребёнка.
Но наравне с общими закономерностями достаточно широко представлены индивидуальные различия и особенности психического развития детей с ЗПР, которые во многом определяются спецификой нарушения психических функций, в свою очередь, обусловленной характером органического поражения мозга, а так же временем и силой действия вредного фактора. Такие элементарные категории знаний о пространстве, как отображение удалённости предмета и его местоположения, ориентировка в направлениях пространства, а так же отражение пространственных представлений у детей с ЗПР оказываются не сформированными, что в свою очередь проявляется в ряде типичных ошибок в различных видах деятельности и в поведении в целом.
Проблеме нарушений различных видов перцептивных действий, тактильного восприятия, нарушения восприятия пространства и времени у детей с задержкой психического развития посвящено достаточно много работ отечественных специалистов в области неврологии, дефектологии, педагогике и психологии (Т.А.Власова, В.М.Астапов, Н.С.Певзнер, В.М.Лубовский). И несмотря на то, что в течение уже многих лет синдром ЗПР является объектом достаточно многочисленных исследований, на сегодняшний день мы имеем большое количество сведений и данных, отражающих клинические и психические особенности этой категории больных, вопросы, касающиеся особенностей психического развития детей с задержкой психического развития, а также специального обучения и коррекционной работы не перестали быть актуальными.
Наша работа посвящена вопросу пространственных представлений у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Поскольку пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также лежит в основе познавательной деятельности в целом, то несформированность пространственных представлений, как уже упоминалось ранее, является причинный различных трудностей при выполнении той или иной деятельности. В младшем школьном возрасте неуспешность детей, обусловленная недостаточностью ориентировки в пространстве, становится наиболее очевидной в рамках учебной деятельности, являющейся ведущей в данном возрасте. Поэтому вопрос диагностики, направленной на исследование особенностей пространственных представлений у данной группы детей, с целью дальнейшей организации эффективной коррекционной работы является актуальной практической задачей для специалистов, работающих в специальных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявление особенностей пространственных представлений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предмет исследования: пространственные представления у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: ЗПР у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: у детей с ЗПР младшего школьного возраста наблюдается недостаточность ориентировки в направлениях пространства, а также имеют место трудности понимания пространственных отношений между предметами и их словесного обозначения.
Задачи:
- анализ литературы по проблеме ЗПР у детей младшего школьного возраста;
- выявление особенностей пространственных представлений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста;
- подбор адекватного диагностического инструмента для исследования;
- анализ и обобщение полученных данных при исследовании экспериментальной и контрольной группы;
- формулировка выводов на основании полученных данных, подтверждение гипотезы.
Материал и методы исследования: в исследовании принимали участие учащиеся начальной школы VII вида для детей с задержкой психического развития (15 детей с ЗПР 7-9 лет), учащиеся младших классов учреждения VI вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (15 детей с ДЦП 8-10 лет), а так же учащиеся первого класса общеобразовательной школы (15 детей в возрасте 7-8 лет). В качестве методического материала использовались методы нейропсихологического исследования пространственных представлений, а так же тест Д. Векслера (детский вариант), предназначенный для исследования структуры интеллекта.
Практическая значимость: в результате проведенной работы, анализа полученных данных, мы можем говорить о необходимости организации экспериментальных исследований с помощью современных методов получения и обработки данных в рамках изучаемого нами вопроса.
Методологическую основу исследования составили: Лебединский В.В, Марковская И.Ф., Крейг Г., Власова Т.А., Лубовский В.И., Ципина Н.А.


ГЛАВА 1 Задержка психического развития детей младшего школьного возраста как психологическая проблема
1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания [4].
Задержка психического развития является по классификации В.В.Лебединского (1985) является одной из форм дизонтогенеза (Дизонтогенез (диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) - нарушение психического развития), наряду с другими вариантами такими как, недоразвитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие [8].
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.
Основной биологической причиной, по мнению большинст¬ва исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также постнатальном периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности [11].
Круг социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, широк. К ним относятся следующие: ранняя депривация, неприятие ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, а также различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.
Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:
- обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);
- возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями [1].
В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
К ЗПР конституционального происхождения относят: истинный инфантилизм; гармонический или психофизический инфантилизм; психический инфантилизм. При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для них нерационально [7].
При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.
ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится [15].
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.