На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Исследование произвольного внимания у младших

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 23.11.2011. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте 6
1.1.1 Внимание как особый психический феномен 6
1.1.2 Развитие внимания в младшем школьном возрасте 8
1.2 Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР 25
1.2.1 Задержка психического развития как психолого-педагогический диагноз 25
1.2.2 Особенности внимания у младших школьников с ЗПР 27
Выводы по Главе 1 31
Литература 33


Введение

Актуальность проблемы. В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями [41]. Успешное обучение и воспитание детей этой категории, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе [29].
В работе с младшими школьниками чрезвычайно актуальной является проблема внимания [8]. Переход к школьному обучению предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых базисное положение занимает произвольное внимание, так как уровень его развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом [20]. «Невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» отмечаются у многих нормально развивающихся младших школьников и представляют особо острую проблему у младших школьников с ЗПР, так как внимание является необходимым условием их успешного развития в процессе обучения и воспитания.
Изучению проблемы внимания посвящены работы многих исследователей: И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, А.В. Снежневского, В.В. Лебединского, К.К. Платонова, Н.Ф. Добрынина и др. (физиологические основы внимания, природа и механизмы нарушений внимания с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения), Ю.3. Гильбуха, П.Я. Гальперина, И.Л. Баскаковой, С.Л. Кабыльницкой, А.В. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, О.М. Корчемлюк, С.С. Левитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е.М Черепановой, М.П. Волокитиной, М.Ч. Матюхиной (прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания), М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Э.Я. Пекелис, И.Ф. Марковской, К.С. Лебединской, Л.И. Переслени, Г.М. Понарядовой, У.В. Ульенковой, В.П. Мусиной, Л.Ф. Чупрова и др. (особенности развития внимания у детей с ЗПР). Однако, несмотря на большое число работ, посвященных исследованию вниманию и особенностям его развития в разные периоды детства, проблема развития внимания у младших школьников с ЗПР остается до конца не изученной. В частности, до настоящего времени до конца не изучены особенности произвольного внимания у этой категории детей. Между тем, изучение этих особенностей представляет особую практическую значимость для оптимизации системы психолого-педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР, в частности, для разработки эффективных психолого-педагогических технологий коррекции нарушений развития произвольного внимания и других высших психических функций у этих детей. Это определяет актуальность проблемы исследования.
Гипотеза исследования: произвольное внимание у детей с ЗПР имеет свои особенности.
Объект исследования: внимание младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования – изучить особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей произвольного внимания у детей с задержкой психического развития.
3.
4.
Методологические основы исследования. Исследование опиралось на деятельностный подход и, в частности, на принцип единства сознания и деятельности, разработанный отечественными психологами А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и др. Также методологическими основами данного исследования являются представления отечественных психологов о ведущей роли обучения в развитии и о единстве законов нормального и аномального развития, отраженные в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, С.Л. Кабыльницкой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер и др.
Методы исследования. В соответствии с данными методологическими основами исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы включали изучение психолого-педагогической литературы и ее анализ. В качестве эмпирических методов исследования применялись наблюдение, беседа, тестирование и психолого-педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных в нем результатов для совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во Введении определены цель и задачи исследования, его предмет и объект, доказана актуальность изучаемой проблемы и практическая значимость работы.
В Главе 1 представлен теоретический анализ научной литературы, посвященный психолого-педагогической проблеме исследования произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
В Главе 2 описан ход и результаты исследования.
В Заключении сделаны основные выводы по результатам курсовой работы.
Список литературы содержит 42 источника.

Глава 1. Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема

1.1 Особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте

1.1.1 Внимание как особый психический феномен

Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы, направленность личности [6]. Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение [10]. В классической психологии внимание часто отождествляют с ясной, отчетливой областью сознания [7]. Попадая в эту область, объекты нашей деятельности осознаются нами намного лучше, их изменения лучше замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Оно не только переводит и удерживает объект в зоне ясного сознания, но и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних для данной деятельности объектах и явлениях. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью [37]. Оно помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов [36].
Выделяют два основных уровня внимания – непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состояния самого человека, связано с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него. Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или преднамеренным. Оно вызывается только сознательным и целенаправленным усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, не вызывающих большого интереса, но необходимых для завершения деятельности [26]. Такое внимание удерживает мысль на решении задачи или чтении неинтересной, но необходимой для экзамена книги. Воля помогает бороться и с отвлечением внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое в данном случае становится помехой для выполняемой задачи. Произвольное внимание возникло и развивалось у человека в процессе труда, так как без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. В процессе учебной деятельности требуется ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы [32].
П.Я. Гальперин отмечал, что внимание выполняет функцию контроля над протеканием деятельностью [4]. При этом он подчеркивал, что связи внимания и контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Говоря о различиях в процессе контроля при непроизвольном и произвольном внимании, П.Я. Гальперин подчеркивал, что при непроизвольном внимании контролируются объекты и ситуации, которые бросаются в глаза. Поэтому контроль происходит не по заранее намеченному плану, но стихийно, а его протекание диктуется свойствами объектов, на которые он обращен. Произвольное внимание связано с планомерным контролем, наличие плана позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить [5].
Итак, внимание улучшает протекание всех видов деятельности человека и, в том числе, в значительной мере определяет ход и результаты учебной деятельности школьника. Непроизвольное и произвольное внимание участвуют в регуляции когнитивных процессов. Они содействуют быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создают предварительную готовность к предстоящей работе [33]. Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для усвоения новых знаний, для активного мышления на уроке [35]. Недостаточное развитие различных видов внимания, его свойств неизменно сопровождается снижением успешности усвоения знаний, недостаточным уровнем развития памяти, восприятия, мышления [11]. Достаточный уровень сформированности произвольного внимания у ребенка особенно важен при переходе к школьному обучению, так как это является одним из условий возможности систематического обучения в школе. Параметры развития произвольности являются составной частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе [8].


1.1.2 Развитие внимания в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу [24]. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг – включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые» [8].
К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения [41].
Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в про-грессивных изменениях во всех сферах, начиная от совер¬шенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Младший школьный возраст характеризуется тем, что главным его новообразованием, по словам Л.С. Выготского, является «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти» [3, С. 214]. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Пере...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.