На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Психодиагностика трудностей в обучении школьников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 23.11.2011. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Проблемы современной школьной психодиагностики
Глава 2. Специфика диагностической деятельности учителя и организация психодиагностического процесса
2.1. Учитель-предметник как субъект психодиагностики.
2.2. Особенности средств психодиагностической деятельности учителя
2.2.1. Средства измерения и оценки объекта психодиагностики
2.2.2. Средства описания психодиагностического процесса
2.2.3. Средства психодиагностического описания объекта диагностики
Заключение
Литература


Введение

Актуальность темы связана с развитием изучения человека посредством психодиагностики и, в частности трудностей, с которыми сталкиваются учащихся в учебном процессе.
Во-первых, социально-экономические и политические изменения, происшедшие за последние годы в России, потребовали подготовки нового ти-па людей, способных жить и эффективно работать в условиях рыночных отно-шений. Однако, существующая система образования оказалась не готовой эф-фективно реализовывать эти требования.
Возникли противоречия между потребностью общества в подготовке социально активной, самостоятельно мыслящей личности, и труднос-тями в обеспечении условий для ее реализации. В этой связи на передний план выступают социально­психологические условия оптимизации процессов обучения и воспитания с целью подготовки молодёжи к жизни. При этом особую теоретическую и практическую значимость приобретает изучение проблемы выявления оптимальных социально­психологических условий, способствующих позитивному личностному самоопределению и трудностей в обучении старшеклассников в условиях современной общеобразова-тельной школы.
Во-вторых, в современной психологии одной из наиболее актуальных проблем является проблема оценки учащихся. Традиционные подходы к решению этой задачи ориентированы в большинстве своем либо на построение моделей и средств оценки на основе психометрической тестовой парадигмы, идущей от бихевиоризма, либо на основе качественного анализа, методологическими принципами которого является теория деятельности, разработанная в отечественной психологии. Традиция деятельностного подхода получила свое воплощение в «психодиагностике, ориентированной на деятельность», которая предполагает разработку содержательных, в том числе и ситуационных, моделей тех видов деятельности, на которые ориентирована оценка исполнителей.
В-третьих, остро стоит проблема профессионального развития личности в условиях социально-экономической незащищенности и отсутствия внимания к оптимизации деятельности школьников и преподавателей. Психологические параметры их жизни, такие как мотивация, удовлетворенность и психологическое содержание деятельности оказывают определяющее влияние на процесс обучения. В психологии разработаны концепции обучения и психологические способы оптимизации процесса обучения, которые остаются невостребованными в школах и колледжах.
В-четвертых, проблемы подготовка будущих учителей к этой работе еще в педагогическом вузе. Но здесь возникает определенное противоречие, связанное с увеличением в общеобразовательных школах детей, испытывающих значительные трудности в обучении и все еще преобладающей системой подготовки будущих учителей к работе с «усредненным» составом учащихся. Однако следует отметить, что в последнее время ведется работа, направленная на научное разрешение создавшегося противоречия. В данном аспекте особый интерес представляют исследования, связанные с формированием готовности будущих учителей к диагностической деятельности.
Некоторые другие аспекты актуальности темы исследования будут сформулированы в процессе работы над диссертацией.
В заключении следует подчеркнуть, что приведенные аргументы дают основание утверждать, что в настоящее время реально существует как научно-теоретическая, так и практическая потребность в разработке целостной методологической и методической профессионально-диагностической системы, выступающей в качестве значимого фактора повышения результативности деятельности в сфере среднего образования.
История психодиагностики демонстрирует неисчерпаемую глубину теоретических и методических наработок в этой области. Практика применения методов психодиагностики связана с необходимостью оценки качеств людей, их индивидуальных особенностей, уровня развития их способностей по выполнению тех или иных профессиональных или творческих задач. По сути, методы диагностики составляют основу психологии параметрического управления персоналом, ведь, отобрав из массы претендентов людей определенного рода, с особыми личностными и профессиональными качествами, можно опосредованно влиять и на психологический климат внутри коллектива, и на качество принимаемых решений и действий, и на направление работы организации, и, наконец, на данную систему управления. С другой стороны, диагностика дает возможность выявить тех людей, которые по своим качествам способны стать мастерами своего дела, профессионалами в полном смысле этого слова.
Психодиагностика - одна из тех отраслей психологии, которая с самого зарождения стала в полном смысле психологической практикой. Методики развивались и множились не только и не столько под воздействием познавательного интереса их научных родоначальников Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла и др., сколько детерминировались потребностью практики. Поэтому Г. Мюнстерберг приспособил диагностические методы для психотехнических испытаний по отбору способных вагоновожатых, А. Бине и Т. Симон изобрели шкалу умственного развития для дифференцированного обучения детей, а В.М.Бехтерев использовал оценочные психологические методы для отбора военных летчиков и моряков.
Если подвергнуть анализу современные исследования в данной области, необходимо отметить вклад в становление и развитие прикладной психодиагностики Богданова Е.Н., Бодалева А.А., Борисовой Е.М., Бурлачука Л.Ф., Готтсданкера Р., Гуревича К.М., Деркача А.А., Журавлева А.Л., Люшера М., Кеттелла Р., Кудряшовой Л.Д., Кулагина Б.В., Логиновой Н.А., Марищука В.Л., Морозова С.М., Романовой Е.С., Столина В.В., Ханина Ю.А., Шадрикова В.Д., Шмелева А.Г. и многих других, которые в своих трудах осуществили попытку ввести диагностику в лоно психологии труда.
В психологической науке проблема диагностической деятельности в сфере образования (П.П. Блонский, А.П. Болтунов, Г.И. Залкинд, А.М. Шуберт и др.), постоянно находится в центре внимания. Появившись в сфере экспериментальной психологии (А. Бине, В. Вундт, Г. Фехнер), психодиагностика со временем составила научно-исследовательскую основу дифференциальной психологии. В том же виде психодиагностика была перенесена в сферу образования, закрепив за собой статус дисциплины, разрабатывающей методологию и методы познания психологических особенностей учащихся (В.А. Артемов, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо Н.А. Рыбников и др.) и внедряющей научно-исследовательский подход в практику обучения и воспитания (Н.А. Даниличева, С.Н. Костромина, И.Г. Сенин и др.). Попытка соединить науку о ребенке с эмпирическим изучением его психологических особенностей обернулась бесчисленными обследованиями школьников и их родителей в отрыве от результатов педагогической деятельности, вне связи с учебно-воспитательным процессом, его содержанием и условиями.
Анализ научной литературы, посвященной опыту организации психодиагностической деятельности в сфере отечественного образования в современных условиях и в средней школе, в частности (Вахрушев С.В., Е.В. Глебова, Г.В. Кухтерина, Д.В. Солдатов и др.), позволил выделить две крайности сложившейся ситуации: вооружение педагогов психодиагностическими методиками и делегирование им психодиагностических функций (Н.М. Борытко, А.К. Колеченко, В.Г. Максимов и др.).
Таким образом, имеющаяся психодиагностическая практика в образовательных учреждениях обострила противоречия между: научным пониманием психодиагностики как теории и практики постановки психологического диагноза (А.Ф. Ануфриев, А.А. Бодалев, В.В. Столин и др.) и ограниченном (в основном информационно-оценочном) участии психологов в решении задач по коррекции, развитию, поддержке, профилактике, сопровождению конкретных субъектов образовательного процесса.
В качестве вывода следует отметить, что всесторонние исследования проблематики методологии и методического обеспечения психодиагностики, их практического приложения являются экспериментально-теоретическим базисом движения к формированию целостного представления и практической реализации психодиагностики трудностей в обучении старшеклассников.


Глава 1. Проблемы современной школьной психодиагностики


Перед современным образованием стоит важная задача - повысить качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, а также обеспечить максимально возможное развитие личности учащегося.
Содействующая образовательная стратегия подразумевает понимание педагогической практики как гуманитарной области, раскрывающей, развивающей и поддерживающей человека в его личностном становлении, самоутверждении и самопонимании. Психодиагностика в этом случае выступает в качестве специфической сферы человеческой деятельности, которая связывает науку и практику, раскрывает механизм применения психологического знания для решения реальных жизненных и профессиональных ситуаций (Б.Ф. Ломов). Посредством субъекта психодиагностической деятельности происходит проникновение психологических знаний в образование, что позволяет специалисту в области образования лучше узнать и понять того, кого он учит; воспитывать развивать, и создавать условия для формирования безопасной образовательной среды и основу для взаимосодействия всех участников (педагогов, учащихся, родителей) образовательного процесса.
В психологической науке, начиная с начала ХХ в. (П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, А.М. Шуберт и др.), проблема диагностической деятельности в педагогическом процессе постоянно находится в центре внимания. Однако существующая до сих пор установка на измерительно-оценочный подход привела лишь к массовому распространению психометрических обследований и квалиметрических испытаний, цель которых – выявление общестатистического распределения учащихся по различным психологическим признакам, их дифференциация и отбор. Подлинные функции практической психодиагностики – познание единичной системы, ее актуального состояния, интер и интрапсихического функционирования в системе социальных связей и отношений (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев) - оказались нивелированными. Вместе с ними, уступив место методам и программам психологического тестирования, отошли на второй план психологические характеристики этого вида практики, ее деятельностные основания (мотивы, цели, задачи, структура действий, результат), которые подчеркивают роль и значение субъекта, реализующего диагностические функции в ходе решения профессиональных задач.
Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.
Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения. Опытный учитель в ходе повседневной работы с детьми умеет приближенно определить эти особенности – в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и более того начинающему учителю, для точной фиксации и измерения этих особенностей сегодня не обойтись без помощи психолога-психодиагноста.
Научные, психологические методы тестирования поднимают на новый, более высокий и технологичный уровень не только учет особенностей характера детей, но и контроль знаний – как оперативный, так и аттестационный. На сегодня все учителя-предметники должны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для объективного контроля знаний и умений учащихся. Поэтому значительное внимание должно уделяться общей культуре составления и проведения тестов. В своей собственной предметной области все учителя должны уметь самостоятельно составить и провести предметный тест. Особенно облегчает задачу рутинного контроля за уровнем достижений и динамикой обучения внедрение современных компьютерных методов. Понимание основ измерительно-статистической логики построения современных тестов поможет учителю понять глубину и специфику научных методов психодиагностики, источники и научные основы ее объективности, невозможность ее сведения к субъективным оценкам «на глазок».
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
Психолого-педагогические цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.
Задачи психологического типа преимущественно приходится решать школьному психологу. Они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства решения – чисто психологические (консультативная помощь, коррекция личности, психологический тренинг, индивидуальная и семейная психотерапия, психологические рекомендации и т.д.). Как правило, школьный психолог сам выступает в роли психодиагноста и в роли субъекта, осуществляющего психологическое воздействие. Не меньшее значение имеет фактор «заказчика». Запрос психологу может поступать от педагога, от родителей, от самого школьника. Кроме того, сам психолог может п...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.