На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Теоретические основы конкуренции

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 23.11.2011. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции 5
1.1. Сущность конкуренции, как экономической категории 5
1.2. Типы конкуренции 9
1.3. Виды конкуренции 14
Глава 2. Понятие цены, роль цены в предпринимательской деятельности 18
2.1. Определение цены 18
2.2. Функции цены 22
2.3. Система цен 26
2.4. Методы ценообразования 33
Заключение 46
Список использованной литературы 48


Введение

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что понятия конкуренции и ценообразования является фундаментальными в экономической теории рыночных отношений.
Можно привести следующее определение: конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.
Наиболее эффективной и современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.
Таким образом, рынок без конкуренции существовать не может, ибо механизм его фундаментально базируется на ней.
Одна из основных составляющих анализа рынка современных торговых предприятий - это анализ конкуренции, ее интенсивности и определяющих факторов. Одним из факторов - является цена.
Цена является важнейшим экономическим параметром, который характеризует деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, влияют на движение материальных потоков, распределение товарной массы и уровень доходности предприятия .
Именно цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Цена продажи продукта (услуги) определяет в конечном счете величину прибыли и доходность проекта .
По мнению ряда известных экономистов, реформирование цен является наиболее сложным и опасным моментом в экономических преобразованиях. Крылатым стало выражение "цена реформ - это реформа цен".
Толкование цены как экономической категории тем точнее, чем точнее определены задачи, функции цены и ценообразующие факторы в данных экономических условиях .
Таким образом, все названные аспекты определяют актуальность выбранной темы, взятой нами для исследования.
Объект работы - цена как основной фактор конкуренции.
Предмет работы - экономические категории - цена и конкуренция.
Целью работы стало изучение конкуренции и ценообразования.
В ходе работы было необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность конкуренции, как экономической категории,
- изучить основные типы и виды конкуренции,
- дать понятие цены, определить роль цены в предпринимательской деятельности;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы конкуренции, дана ее сущность изучены основные типы и виды конкуренции.
Во второй главе работы рассмотрено понятие цены, роль цены в предпрнимательской деятельности. Изучены функции, система цен, а также основные методы ценообразования.
В ходе работы были использованы научные работы, учебники и учебные пособия, статьи из переодических изданий.
Методами исследования послужили анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Глава 1. Теоретические основы конкуренции

1.1. Сущность конкуренции, как экономической категории

В современной экономической литературе - научной и учебно-методической конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, ее содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная. Последняя же в свою очередь анализируется в трех формах: монополистической, олигополии, чистой монополии .
Термин конкуренция происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его обоснование вытекает из французских слов courir - бегать, concour - бега, conccorrere - совместные бега с соперником.
Согласно «Толкового словаря рыночной экономики», конкуренция - это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:
«Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:
1. Угрозой появления новых конкурентов.
2. Угрозой появления товаров заменителей.
3. Способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться.
4. Способностью покупателей торговаться.
5. Соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
В. Синько в своей работе «Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия» считает, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
1) проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
2) является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
3) служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней .
Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента возникновения, но особое значение она приобретает с появлением и образование национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция характеризуется двумя особенностями:
1. Наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара.
2. Свободой для производителей и покупателей вступать в рынок или покидать его.
Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие:
1. Регулирующая;
2. Аллокационная;
3. Инновационная;
4. Адаптационная;
5. Распределения;
6. Контролирующая.
Важнейшей из них является первая, которая в той или иной степени объединяет остальные пять.
1. Регулирующая функция. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Критерием определения степени совершенства рынка считается единая цена. Чем быстрее на один и тот же товар во всех точках единого рынка устанавливается одна и та же цена, тем совершеннее рынок. Такой рынок исключает спекуляцию на разности цен в разных точках рынка и предполагает совершенную, или чистую, конкуренцию. Именно конкуренция становится тем необходимым условием, без которого невозможен совершенный рынок.
2. Аллокационная функция конкуренции выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. Allocation - переводится с английского как "размещение". То есть конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства наиболее равномерно и эффективно производительные силы - капитал во всех проявлениях и труд в их взаимном сочетании.
3. Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента. Конкурентный поиск инноваций постепенно переходит в организацию научных исследований и их финансирование самими субъектами рынка. Так конкуренция становится двигателем технического прогресса.
4. Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постепенно меняющейся рыночной конъектуре, к разным ее аспектам. Данная функция играет существенную роль в развитии рынка, что некоторые экономисты вообще рассматривают приспособленческую конкуренцию как отдельный тип или вид конкуренции.
5. Распределительная функция конкуренции. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
6. Контролирующая функция конкуренции. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена .
Также многие специалисты выделяют функцию мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

1.2. Типы конкуренции

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько типов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории выделяют четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополию и монопсонию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Данные типы подразделяются в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей .
Совершенная конкуренция (полиполия). Для данной рыночной структуры характерно большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования.
Основные характеристики рынка совершенной конкуренции можно определить следующим образом:
- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара;
- каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов;
- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует;
- никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны;
- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке .
Нетрудно увидеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность .
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. Производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.
Такая модель имеет свои характерные черты:
- продавец является единственным производителем данного товара (продукта);
- реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей;
- монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;
- на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения .
Монополистическая конкуренция - это относительно большое число производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.
Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними присутствуют и достаточно крупные фирмы.
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:
- на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;
- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;
- предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей пр...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.