На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Формирование стратегии деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 23.11.2011. Страниц: 67. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии развития компании 6
1.1. Понятие «стратегия» компании 6
1.2. Принципы и этапы разработки стратегии компании 8
Глава 2. Анализ стратегии компании и перспектив развития в условиях кризиса 16
2.1. Стратегия развития газовой отрасли 16
2.2. Анализ стратегии ОАО «Газпром» 28
Глава 3. Фрмирование стратегии развития ОАО «Газпром»……………………..30
3.1. Недостатки действующей стратегии ОАО «Газпром»………………………..30
3.2. Разработка новой стратегии развития ОАО «Газпром» 46
Заключение 62
Список используемой литературы 64


Введение

Актуальность темы исследования определяется стремительным ростом российских нефтяных компаний и их интеграцией в мировую систему нефтеобеспечения. Российские нефтяные компании были образованы в условиях перехода страны к рыночной экономике. Нефтяной комплекс Российской Федерации был реструктурирован путем объединения предприятий на основе межотраслевой интеграции по образцу функционирования зарубежных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, в дальнейшем большинство объединений было приватизировано. В результате этого процесса вертикально-интегрированные компании заняли доминирующее положение в нефтяном комплексе России. В процессе интеграции России в мировую экономику этот опыт может быть полезен в отечественной практике с учетом реальной ситуации, сложившейся в стране.
Вопросы, связанные с конкуренцией крупных нефтяных компаний и разработкой стратегий, направленных на повышение их конкурентоспособности, носят комплексный характер и включают проблемы экономической и энергетической безопасности, внешнеэкономической, технологической и инновационной политики. От стратегии нефтяных компаний во многом зависит и эффективное функционирование национальных нефтеобеспечивающих систем, их рациональное включение в международную систему нефтеобеспечения. Стратегии нефтяных компаний предопределяют развитие ключевой отрасли экономики стран базирования, поэтому оказывают важное влияние на их экономический рост.
Острота и сложность проблем, связанных с конкурентным развитием и интеграцией в мировой рынок российских нефтяных компаний, требует их глубокого и обстоятельного анализа.
Объектом исследования является компания нефтегазовой отрасли ОАО «Газпром».
Предметом исследования являются принципы, методы и инструменты формирования конкурентных стратегий развития крупнейших российских и зарубежных нефтяных компаний.
Целью исследования является повышение конкурентоспособности и укрепление позиций нефтяных российских компаний на внутреннем и внешнем мировом нефтяном рынках.
Достижение поставленной цели определяет комплекс конкретных задач, решение которых обусловливает структуру исследования:
1. Проанализировать теоретические основы разработки стратегии развития компании.
2. Рассмотреть вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности, стратегию развития ОАО «Газпром».
3. Совершенствование методов формирования конкурентных стратегий ОАО «Газпром».
Вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности в недостаточной степени освещены в научных исследованиях.
Концептуальные вопросы теории и практики оценки эффективности стратегии, управления стоимостью компании нашли достаточно широкое применение в работах зарубежных ученых, таких как Г. Александер, Р. Брейли, А. Дамодаран, Д.Д. Джонс, П.Ф. Друкер, Т. Коллер, Т. Коупленд, С. Майерс, М. Миллер, Г. Минцберг, Ф. Модильяни, Дж. Муррин, Ш. Пратт, А. Раппапорт, М.К. Скотт, Т.Л. Уэст, У. Шарп.
Однако большинство из указанных работ ориентируются на зарубежный опыт, который не всегда может быть применен в современных российских условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности и отсутствием достоверной информации для целей оценки стоимости компании. В этой связи возникает необходимость поиска путей для разрешения специфических проблем рыночной экономики России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

1.1. Понятие «стратегия» компании

Несмотря на многообразие различных трактовок понятия «стратегия компании» единство ученых в подходе к оценке данного понятия отсутствует. До сих пор существуют различные подходы и школы. Причем со временем их количество только увеличивается. Представляется, что такое положение является отражением развития понятия «стратегия» в сложной, многообразной, развивающейся скачкообразно мировой экономике.
Стратегия компании - это генеральная программа действий, обеспечивающих сбалансированность интересов участников корпоративного процесса (собственников корпоративного капитала, руководства, сотрудников компании, ее контрагентов и общества в целом), направленных на достижение и реализацию долгосрочных целей компании. Кроме того, стратегия компании должна включать в себя пути использования и развития существующих активов и навыков, а также функциональные планы.
Любая стратегия имеет свои плюсы и минусы.
1. «Стратегия задает направление».
«+» основной смысл стратегии – указывать организации надежный курс развития в существующих условиях.
«-» стратегический курс может заслонить потенциальные опасности. Направление имеет огромное значение, но иногда лучше снизить скорость, чтобы в нужный момент изменить поведение.
2. «Стратегия координирует усилия»
«+»: стратегия способствует координации деятельности. В отсутствие стратегии в организации начинается хаос.
«-»: чрезмерная координация прилагаемых усилий ведет к воцарению «группового мышления», что уменьшает возможность замечать новые возможности.
3. «Стратегия характеризует организацию»
«+»: стратегия отражает характер организации, демонстрирует ее отличительные особенности.
«-»: определение организации через ее стратегию может оказываться слишком упрощенным.
4. «Стратегия обеспечивает логику»
«+»: стратегия неопределенности и обеспечивает порядок.
«-»: любая стратегия, есть упрощение, неизбежно искажающая реальность.
Стратегии имеют несколько отличительных черт.
1) Процесс, выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.
2) Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы:
• Помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях;
• Отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3) Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.
4) В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при составлении проекта конкретных мероприятий.
5) Успешное использование стратегии невозможно без обработки связи.
6) Стратегии и ориентиры являются разными вещами. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели. Ориентиры – это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.
7) Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы. Некоторые параметры эффективности в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой – станут ее стратегией.
Стратегия компании состоит из:
1) Продуманных целенаправленных действий – намеченная стратегия;
2) Реакции на непредвиденное развитие событий и на усилившуюся конкурентную борьбу – незапланированные стратегические решения.
Стратегия необходима для определения намерений компании.
Под стратегической способностью понимается способность компании разрабатывать и реализовать стратегии, которые позволяют достичь конкурентного преимущества.
Три компонента стратегии по Чандлеру.
Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей.
Три компонент стратегии:
1) Определение основных долгосрочных целей - отношение к логически последовательных и достижимых стратегических целей. Нет цели – нет действий.
2) Принятие курса действий относится к действиям, направленным на достижение предварительно поставленных целей.
3) Размещение ресурсов связано с возможными затратами, которые необходимы для достижения поставленных целей. Если действия не поддерживаются соответствующими ресурсами, тогда цель не будет достигнута.
стратегия - это общий план управления для диверсифицированной компании. стратегия распространяется на всю компанию, охватывает все направления деятельности, которыми она занимается.
Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании.
Разработка стратегии предусматривает четыре вида действий:
1) действия по достижению диверсификации, т. е. определение сферы деятельности, в частности, в каких отраслях промышленности будет действовать компания и каким образом: путем открытия новой компании или приобретения существующей;
2) шаги по улучшению общих показателей в тех отраслях, где уже действует фирма;
3) нахождение путей получения синергического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество. Это означает, что компания, расширяя свою деятельность бизнесе с похожими технологиями, аналогичным характером работы и каналами сбыта, теми же покупательскими или другими похожими условиями, достигает преимущества перед фирмой, переключающейся на абсолютно новую для нее деятельность в несвязанных отраслях;
4) создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные отрасли.
стратегия создается руководителями высшего звена. Они несут главную ответственность за анализ сообщений и рекомендаций, поступающих от руководителей более низкого звена управления.

1.2. Принципы и этапы разработки стратегии компании

При разработке стратегии бизнеса следует, прежде всего, ориентироваться на накопленный другими предприятиями опыт, оформленный в типовые стратегии. В зависимости от отрасли вариантов таких типовых стратегий может быть от 3 до 20. На этапе формирования стратегии обосновываются цели и философия предприятия, а также правила, процедуры, концепция и модели, с помощью которых эти цели будут достигнуты. Критерии оптимальности каждой локальной цели к общей стратегической цели бизнеса оценивает с определенных позиций все рассматриваемые варианты действий. Таким образом, критерий оптимальности стратегической цели бизнеса представляет собой вектор, состоящий из локальных критериев. Наличие векторов критерия - еще одна проблема решения выбора и разработки стратегии в целом.
В результате имеем:
проблему формализации качественных критериев;
проблему векторной оптимизации;
нормализацию критериев, приведение к одной размерности.
Вместе с тем, выбор стратегии бизнеса характеризуется и другими трудностями, касающимися непосредственно выбора.
При наличии множественности целей, которые должны быть достигнуты при реализации отдельных стратегий, оптимальным вариантом решения проблемы может стать использование подхода матричных моделей.
На наш взгляд, для обоснования оптимальной модели выбора стратегии обеспечения успеха в бизнесе необходимо использовать вычислительные процедуры кластерного анализа. Кластерный анализ - многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы-кластеры. Результатом применения кластерного анализа является выявление связей в избранной выборке. Таким образом, разработка стратегии бизнеса обуславливается необходимостью систематизации основных задач предприятия, которые должны быть сформированы на долговременную перспективу, быть увязаны по ресурсам и времени, эффективно сочетаться и дополнять друг друга с точки зрения функциональных подразделений.
В качестве основных этапов формирования стратегии устойчивого развития корпорации в работе выделяются следующие: непосредственно разработка стратегии; внедрение; контроль. Содержание комплекса работ по разработке и внедрению стратегии развития промышленного предприятия, условно сгруппировано на следующие крупные блоки:
анализ инвестиционной привлекательности отрасли. Разработка сценарного прогноза развития отрасли. Прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках;
оценку конкурентной позиции корпорации в отрасли (прочности бизнеса);
оценку стратегических альтернатив;
формирование образа будущего корпорации.
Разработка стратегических целей и задач;
комплекс работ по внедрению стратегии.
Представленные этапы тесно взаимосвязаны друг с другом и поэтому могут опираться на единые методические и научные подходы для их реализации. Это проявляется особенно ярко при разработке конкурентной стратегии устойчивого развития предприятия.
В качестве инструментария разработки стратегии устойчивого развития корпорации в работе предлагается использовать систему экономической диагностики. В понятие экономической диагностики целесообразно включать не только качественные и количественные, но и направляющие аспекты. Под этим мы понимаем задачи, стоящие перед экспертами при проведении комплексной экономической диагностики. При этом на практике, на наш взгляд, целесообразно различать глобальную диагностику, функциональную диагностику и экспресс-диагностику. Такое подразделение обусловлено различием задач, поставленных для оценки и различием принимаемых стратегических решений на основе проведенного анализа. Таким образом, применительно к промышленной корпорации система экономической диагностики есть взаимосвязь подсистем, включающих в себя элементы оценки как отдельных управленческих и производственных функций, так и работу предприятия в целом, включая его взаимодействие с внешним информационным пространством (рис. 1).
В этой связи диагностика корпорации, и, тем более, экономическая диагностика, на наш взгляд, должна быть сориентирована на: определение дисфункций и трудностей, сдерживающих развитие хозяйственного объекта; выявление внутренних и внешних причин, ухудшающих деятельность предприятия, их исследование; выработка программы действий, связанных с восстановлением функций и структурной перестройкой предприятия; внедрение в практику на новом качественном уровне принятых решений в виде разработанных планов текущего, среднесрочного и перспективного развития хозяйственной деятельности предприятия и контроль за их реализацией.


Рис. 1. Элементы системы экономической диагностики промышленной корпорации

Мы предлагаем в качестве базовых этапов, фаз и составных частей экономической диагностики предприятия рассматривать следующие. Этапы - анализ внешних и внутренних факторов; фазы - финансово-экономический анализ, функциональная диагностика и стратегическая диагностика; составные части - составляющие фаз, например, для функциональной диагностики - маркетинг, производство, снабжение, персонал и т.п. На рис. 2 предложена схема фаз и составных частей модели комплексной диагностики деятельности предприятия.
Представляется целесообразным в качестве базы разработки стратегии устойчивого развития корпорации опираться на проведении функциональной диагностики, позволяющей более детально и, соответственно, достоверно определять вектор формирования стратегий отдельных функциональных подразделений, что в конечном итоге позволит более объективно и обоснованно подойти к формированию комплексной стратегии устойчивого развития.

1 этап "Исследование"


2 этап "Анализ"


3этап "Синтез"


Рис. 2. Модель комплексной диагностики деятельности корпорации

В этой связи функциональная диагностика, по нашему мнению, это ретроспективное (на основе прошлой деятельности), оперативное (текущее состояние) и перспективное (прогноз развития) системное исследование хозяйственной деятельности предприятия на предмет разработки его хозяйственной политики (стратегии развития). При этом в качестве основной цели функциональной диагностики мы выделяем выявление наиболее существенных проблем и приоритетов хозяйственной деятельности и разработку программы краткосрочных и долгосрочных мер, позволяющих улучшить эффективность и финансовые показатели деятельности предприятия. К особенности проведения функциональной диагностики относится ее последовательность.
Целесообразно выделять следующие этапы: выявление миссии предприятия, анализ результатов, оценка политики и стратегии, средств и организации той или иной функции, изучение методов управления и контроля, а также текущей деятельности. В итоге, результатом комплексной функциональной диагностики деятельности предприятия является выработка мер по развитию системы управления и финансовому оздоровлению компании, увеличению рентабельности хозяйствования, а также по повышению управляемости компанией и ее рыночной привлекательности. Последнее положение очень существенно, так как оно отражает коммерческую ценность функциональной диагностики, ее прямую связь с ростом финансовых результатов фирмы. Функциональную диагностику следует проводить либо силами планово-аналитических служб самого предприятия, либо с помощью привлечения сторонних консультантов, что, как правило, гарантирует большую степень объективности результатов в силу независимости аналитиков.
Соответственно, на первом этапе исследования должна фиксироваться общая динамика развития системы (для предприятия это - динамика финансовых результатов, валюты баланса, величины собственного капитала и пр.), на втором этапе целесообразно проводить анализ (разделение объекта исследования на составляющие и детальное автономное изучение этих частей), а на третьем - синтез (т. е. изучение внутренней функциональной связи этих частей). Для предприятия третий этап исследования - это синтез выявленных целей развития по отдельным аспектам хозяйственной деятельности для формирования интегральной сбалансированной стратегии предприятия. Пренебрежение третьим этапом может привести в тупик итоговые результаты диагностики, так как внутренняя связь системы часто является противоречивой (т. е. выводы, вытекающие из результатов анализа, часто не стыкуются друг с другом, поэтому необходимо найти между ними разумный баланс).
Реализация данного подхода, основанного на анализе и последующем синтезе, дает возможность адекватно оценить сложившуюся систему управления и финансовое положение предприятия и сформулировать предложения, обеспечивающие максимальный рост ее финансовых результатов. Так, например, данный подход позволяет разрешить проблемы "состыковки" различных аспектов деятельности предприятия, остро стоящие практически перед любым крупным или средним предприятием.

ВЫВОДЫ:
В условиях становления рыночной экономики все более возрастает неопределенность и насыщенность внешней среды. Руководству корпораций приходится управлять не столько самим производственным процессом, но и учитывать влияние факторов внешней среды. Для современного этапа развития рыночных отношений в России свойственны глубокие изменения, происходящие в области экономики, технологии, общественно-политической и социальной жизни общества. Все это обуславливает высокий уровень неопределенности и нестабильности условий функционирования и создает постоянную угрозу позициям корпорации на рынке.
Предприятия, своевременно учитывающие и прогнозирующие изменения внешней среды, имеют лучшие шансы эффективно функционировать и развиваться. В этих условиях для тех предприятий, которые в состоянии прогнозировать и учитывать эти изменения как можно раньше, могут появиться существенные возможности, связанные с эффективным использованием факторов посредством стратегического управления и выработки целевых стратегий для создания новых преимуществ в выживании и конкуренции.
Выработка долгосрочной стратегии развития непосредственно на уровне предприятия - сравнительно новое явление в отечественной практике руководства, к которому предприятия в большинстве своем не готовы: ни в техническом, ни в организационно-методическом плане.
В практической части данной работы будет рассмотрена разработка стратегии ОАО «Газпром».
Современная экономическая обстановка, в которой осуществляют свою деятельность газовые компании, характеризуется нестабильностью и неопределенностью. Устойчивое развитие компании в перспективе зависит от ее способности прогнозировать и гибко реагировать на изменяющиеся условия внешнего окружения, удерживать и приобретать новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках.
При формулировании стратегии необходимо проанализировать состояние и наметить возможные пути развития научно-технического потенциала компании, выявить сильные и слабые стороны, оценить возможности появления на рынке научно-технических услуг для газовой отрасли потенциальных конкурентов из других отраслей.

2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

2.1. Стратегия развития газовой отрасли

Прогноз потребности в природном газе на внутреннем рынке выполнен с использованием комплексного подхода, учитывающего, с одной стороны, выполненные МЭРТ РФ прогнозные оценки социально-экономического развития страны в целом и основных секторов национального хозяйства, с другой – программы развития российских регионов и основных топливо- и энергопотребляющих предприятий и организаций, функционирующих на территории региона. В основу оценки перспективного уровня потребности в природном газе по Российской Федерации на базе прогнозов социально-экономического развития страны заложены следующие макроэкономические параметры перспективного развития экономики России, определяющие потребности в топливно-энергетических ресурсах.
Таблица 1
Макроэкономические показатели для оценки диапазона
спроса на природный газ в России [43]

Суммарный объём поставок газа на производственно-эксплуатационные нужды российских потребителей в соответствии с выполненными прогнозами представлен в таблице 2.
Таблица 2
Диапазон прогнозных объёмов потребления газа в Российской
Федерации на период до 2030 года [24]


Прогнозируемый рост поставок газа российским потребителям в период до 2030 года обусловлен, главным образом, ростом использования газа в отраслях промышленности вследствие увеличения промышленного производства.
Реализация Программы газификации регионов России будет способствовать увеличению использования газа коммунально-бытовым сектором и населением.
Прогнозная оценка уровней спроса на газ в промышленности и электроэнергетике выполнена на основании показателей разработанных Минпромэнерго России стратегий развития ключевых отраслей промышленности России на период до 2015 года (...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.