На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 25.11.11. Страниц: 119. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вопросы государственного экзамена по специальности «Финансы и кредит» (междисциплинарный экзамен)

СОДЕРЖАНИЕ

ФИНАНСЫ 4
1.Финансировонаие основных оборотных средств и средств предприятия. 4
2.Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП. 6
3.Управление финансами предприятия. 7
4.Финансовые взаимоотношения организации с бюджетом. 8
5.Основы составления ,рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней РФ. 8
6.Финансовый контроль на предприятии. Виды ,функции и задачи. 10
7.Основы казначейского исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы. 12
8.Госсударственный и муниципальный финансовый контроль : формы, виды и методы. 14
9.Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм. 15
10.особенности финансирования деятельности государственных внебюджетных фондов. 17
11.Характеристика действующих в РФ в государственных внебюджетных фондов. 19
12.Финансовый менеджмент и его значение в управлении финансами предприятия. 20
13.Прибыль предприятия в источниках её формирования. 21
14.Бюджетная классификация РФ: её состав и характеристика. 23
15.Сбалансированность бюджетов. Профицит Федерального бюджета РФ и направления его использования. 25
16.Дефицит бюджета и источники его формирования. 27
17.Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников бюджетного процесса. 28
18.Госсударственный и муниципальный долг. Управление государственными муниципальным долгом. Государственные гарантии. 29
19.Критерии и методы оценки финансовой устойчивости организации. 31
20.Формы и методы финансового оздоровления организаций. 33
21.Бюджет государства и его роль в социально-экономическом развитии страны Федеральный бюджет РФ в 2008-2010гг. 34
22.Бюджетное устройство: принципы бюджетной системы РФ. 36
23.Централизованные финансы и их роль в национальной экономической системе. 37
24.Оценка финансового состояния организации. 38
25.Финансовая система страны и характеристика её звеньев. 39
26. Концепция реформирования бюджетного процесса РФ. Пути повышения эффективности бюджетных расходов. 40
27. Классификация доходов бюджетов. Общее положение о доходах всех бюджетов. 42
28. Принципы межбюджетных отношений в РФ. Формы межбюджетных трансфертов, основные условия их представления. 43
29. особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия. 44
30.Виды,цели и задачи государственных специальных внебюджетных фондов. 45
31. Расходные обязательства органов власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Общие положения о расходах бюджетов. 46
32.Бюджетная система государства: её структура и характеристика. 48
33.особенности инвестиционной деятельности предприятий. 49
ДЕНЬГИ ,КРЕДИТ ,БАНКИ 51
1.Платёжная система РФ. 51
2.Теория финансового посредничества. Функции и принципы деятельности коммерческого банка. 52
3.Банковское кредитование основные тенденции и роль в экономике. 53
4. Инфляция, ее причины и особенности в России. 54
5. Формирование ресурсов коммерческого банка. 55
6. Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе. 56
7. Валютный рынок и валютные операции. 58
8. Доходы, расходы и прибыль кредитных организаций. 59
9. Валютный курс как экономическая категория. Факторы, влияющие на валютный курс. 60
10. Банковское регулирование и надзор в РФ. 62
11. Валютное регулирование и валютный контроль. 64
12. Основные формы безналичных расчетов в РФ. 66
13. Денежная система РФ. Структура денежной массы и денежной массы. 67
14. Активные операции коммерческого банка. Оценка качества активов. 69
15. Денежное обращение. Закон денежного обращения. 70
16. Экономические нормативы деятельности кредитных организаций. 72
17. Современная мировая валютная система: проблемы и принципы функционирования. 73
18. Баланс коммерческого банка и принципы его построения. 74
19. Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса РФ. 75
20. Собственный капитал банка, его структура и функции. Достаточность капитала банка. 76
21. Финансовые рынки России и их роль в развитии экономики. 78
22. Международный кредит: сущность, виды и собственности. 80
23. Ликвидность коммерческого банка. 81
24. Формы обеспечения возвратности кредита. 83
25. Сущность, функции и принципы кредита. 85
26. Методы обеспечения стабильности банковской системы РФ. 87
27. Операции коммерческих банков на рынке ценных бумаг. 89
28. Банковская система России. 90
29. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ: сущность, цели и механизм реализации. 90
30. Сущность, функции и виды денег. 92
31. Банковские риски, методы управления рисками. 93
32. Центральный банк России: цели, функции и операции. 94
33. Роль и основные тенденции развития финансовых рынков. 96
34. Система обязательного страхования вкладов граждан и ее роль в банковской системе. 98
СТРАХОВАНИЕ, РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. 100
1. Страхование, его сущность, значение и функции. 100
2. Виды обязательного страхования и его роль в социально- экономическом развитии РФ. 101
3. Структура страховых резервов страховой компании и их размещение. 102
4. Особенности финансов страховых организаций. 103
5. Имущественное страхование: значение, виды, принципы. 105
6. Личное страхование. Его виды и значение в стабилизации социальной сферы. 106
7. Экономическое содержание и значение налогов. Косвенные и прямые налоги и их характеристика. 107
8. Налоговая система государства, принципы ее организации. 108
9. Налоговый кодекс РФ. Его характеристика и направления совершенствования. 110
10. Налоговое планирование как инструмент оптимизации налогообложения. 110
11. Классификация налогов. Виды налогов и их роль в формировании доходов бюджетной системы РФ. 111
12. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. 116
13. Классические и производные финансовые инструменты. 117
14.Сущность портфельной политики, принципы управления портфелями активов. 118



ФИНАНСЫ
1.Финансировонаие основных и оборотных средств и средств предприятия.
Процесс финансирования оборотных средств имеет существенные отличия от финансирования основного капитала. Во-первых, принципами финансирования оборотных средств являются: рациональность выделения средств по отдельным видам текущих затрат; эффективность расходования денежных средств, позволяющая обеспечивать высокую рентабельность; контроль за осуществлением финансирования, включая правильность отнесения затрат на те или иные статьи издержек производства и обращения. Во-вторых, финансирование оборотных средств носит краткосрочный характер (на срок до одного года). В-третьих, расходы по осуществлению финансирования оборотных средств, как правило, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). В-четвертых, финансирование оборотных средств, тесно связанное с их нормированием, относится к текущей финансовой работе организации. В-пятых различаются источники финансирования оборотного и основного капиталов.
Источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные и приравненные к ним (устойчивые пассивы); заемные; привлеченные средства и финансовую помощь в виде целевого финансирования. На стадии учреждения организации основными источниками финансирования оборотных средств являются собственные и заемные. В процессе деятельности организации, когда возникает необходимость приращения оборотных средств в связи с увеличением объемов производства продукции (работ, услуг) и освоением новых видов деятельности, дополнительными источниками финансирования оборотных средств становятся средства, приравненные к собственным (устойчивые пассивы), а также привлеченные. Последовательность привлечения источников финансирования оборотных средств различается также в зависимости от цикла хозяйственной деятельности (табл).
Источники финансирования оборотного капитала в процессе хозяйственной деятельности организации

п/п Циклы хозяйственной деятельности организации Последовательность привлечения
источников финансирования
1. Снабжение Собственный оборотный капитал. Устойчивые пассивы Привлеченные средства
2. Производство Краткосрочные кредиты и займы. Собственный оборотный капитал. Финансовая помощь
3. Сбыт Собственный оборотный капитал. Привлеченные средства. Краткосрочные кредиты и займы
4. Расчеты Собственный оборотный капитал. Привлеченные средства. Краткосрочные кредиты и займы

Собственными источниками финансирования оборотных средств являются: уставный капитал организации (стр. 410 баланса); чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного года) и фонды специального назначения, образованные за счет чистой прибыли (стр. 460 и 470 баланса); резервный капитал (стр. 430 баланса).
Заемными источниками финансирования, как правило краткосрочными, являются:
* кредиты (стр. 611 баланса);
* займы (стр. 612 баланса).
Возможность привлечения кредитов и займов для финансирования оборотных средств обусловлена рядом факторов, в частности, состоянием рынка ссудного капитала, уровнем процентных ставок за кредиты, темпами инфляции, порядком налогообложения и др.
Привлеченными средствами для финансирования оборотного капитала являются средства кредиторской задолженности, сроки оплаты которой наступили, в частности: задолженность поставщикам и подрядчикам (стр. 621 баланса); задолженность по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондами по уплате единого социального налога (стр. 625 и стр. 626 баланса); задолженность по расчетам в порядке зачета взаимных требований (стр. 621 баланса), по векселям (стр. 622 баланса), по полученным коммерческим кредитам (стр. 621 баланса).
Следовательно, привлеченные средства образуются у организации в результате нарушения ею расчетно-платежной дисциплины.
Финансирование основного капитала – это процесс финансового (денежного) воспроизводства основного капитала организации.
Финансирование основного капитала является составной частью инвестиционной деятельности организаций, представляя собой процесс использования совокупных материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направляемых на увеличение основного капитала и создание новых основных фондов.
У коммерческих организаций собственными источниками финансирования являются:
* амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов и нематериальных активов;
* прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, сборов и платежей (чистая прибыль);
* средства от дополнительного размещения (продажи) акций и облигаций (только у акционерных обществ).
К заемным средствам относятся: * кредиты; * займы; * средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; * целевое финансирование; * долевое участие в строительстве.
Основным собственным источником финансирования основного капитала коммерческой организации является чистая прибыль.
Чистая прибыль организации образуется после уплаты из прибыли отчетного периода (балансовой прибыли) всех налогов, обязательных сборов и платежей.
Средства фондов накопления направляются на производственное развитие организации и иные аналогичные цели, в частности, на:
* финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующего производства и строительства новых объектов;
* проведение научно-исследовательских работ (кроме расходов, предусмотренных ст. 262 НК РФ), приобретение оборудования, приборов;
* расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;
* взносы в создание инвестиционных фондов, совместных предприятий, акционерных обществ и ассоциаций;
* списание затрат, которые по действующему законодательству не относятся к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, а производятся непосредственно за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, и др.
Заемными источниками финансирования основного капитала являются средства бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных), а также внебюджетных фондов, предоставляемые как на возвратной, так и безвозвратной основе.
Целевые поступления на финансирование капитальных вложений могут быть получены от других организаций, в том числе от иностранных инвесторов, а также от физических лиц.
Финансирование объектов непроизводственного назначения (жилищного фонда и социально-культурной сферы) осуществляется коммерческими организациями за счет чистой прибыли и заемных средств. В отличие от основного капитала производственного назначения, начисленные амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов непроизводственного назначения не уменьшают налогооблагаемую прибыль и учитываются на забалансовом счете.
2.Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.
Финансы (фр. Finance от лат. Financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Деньги же выступают посредником в процессе товарного обращения и являются важным платежным средством.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая; а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.
Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.
Гигантское развитие производительных сил в XX столетии, особенно во второй его половине, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов. Они выразились в том, что значительная часть мобилизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Это, прежде всего, выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.
Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, чем в странах с низкими военными расходами.
Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.
По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, представляющие в совокупности финансовые ресурсы страны.
Главное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;
3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).
Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.
Сущность финансов проявляется в их функциях.
3.Управление финансами предприятия.
Основной единицей производственной деятельности, в недрах которой рождается товар, является коммерческая организация, или предприятие. Экономической целью отдельно взятого предприятия является по возмож¬ности более высокий результат в денежном выражении или, проще говоря, получение прибыли. Таким образом, под предприятием понимается организация коммерческого типа с целью выпуска продукции (оказания услуг) и получения прибыли.
Финансы – это система денежных отношений экономического субъ¬екта, возникающая в процессе его производственно-хозяйст-венной дея¬тельности.
На уровне предприятий (коммерческих организаций) финансовые от¬ношения охватывают:
• отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;
• отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;
• отношения со страховыми компаниями и организациями по страхова¬нию коммерческих и финансовых рисков;
• отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по опе¬рациям с производственными и финансовыми активами;
• отношения с инвестиционными институтами (фонды, компании) по размещению инвестиций, приватизации и др.;
• отношения с филиалами и дочерними предприятиями;
• отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы, дивидендов и пр.;
• отношения с акционерами (не членами трудового коллектива);
• отношения с налоговой службой по уплате налогов и других плате¬жей;
• отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъ¬ектами.
Общим для всех перечисленных видов отношений является то, что они выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств предприятия.
Элементом финансовых отношений является также то, что они возникают как результат определенных хозяйственных операций, иници¬ированных самим предприятием или другим участником экономического процесса. Состо¬яние финансов предприятия определяется, прежде всего, состоянием его производственно-хозяйственных характеристик (факторов).
Но справедливо и обратное утверждение, а именно – правильная и рациональная организация финансов предприятия является определяю¬щим, главным фактором его успешной производственно-хозяйственной деятельности. В современных экономических теориях бизнес рассмат¬ривается как система движения капиталов. Рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источни¬ков для финансирования - главные задачи организации финансов пред¬приятия.
Финансы – это кровеносная система бизнеса. Движение денег, его скорость и масштабы определяют работоспособность финансовой системы. С движения денег начинается и им завершается кругооборот средств пред¬приятия, оборот всего капитала. Поэтому движение денег, денежный обо¬рот предприятия являются ведущим звеном в движении капитала.
В условиях рынка вопрос состояния финансов предприятия интересу¬ет миллионы акционеров, а также других непосредственных и опосредо¬ванных участников экономического процесса. Этот вопрос наиболее важен для работников самого предприятия и его администрации, потому что механизм рынка ясно вырисовывает возможность банкротства.
Начиная с составления бизнес-плана руководство предприятия долж¬но четко представлять, за счет каких финансовых ресурсов оно будет осу¬ществлять свою деятельность и какие сферы вложения капитала будет использовать. Это необходимо при получении кредитов и при ор¬ганизации дальнейшей деятельности. Забота о финансах является отправ-ным пунктом и конечным результатом всей производственно-хозяйствен¬ной и коммерческой деятельности предприятия.
Необходимыми условиями эффективного функционирования финан¬сов являются:
• многообразие форм собственности;
• наличие рынков товаров, труда и капитала;
• самофинансирование предпринимательства;
• свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии реше¬ний;
• рыночное (свободное) ценообразование и конкуренция;
• регламентация государственного вмешательства в деятельность пред¬приятий и организаций;
• наличие правового обеспечения правил экономического поведения и др.
Финансы организации (предприятия) как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях, изучение которых необходимо для реализации эффективной финансовой деятельности. По поводу фун¬кций финансов организации (предприятия) в экономической литературе сложились две основных позиции.
4.Финансовые взаимоотношения организации с бюджетом.


5.Основы составления ,рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней РФ.
Выполнение государством возложенных на него функций связа¬но с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и полу¬чателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабаты¬ваемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и тер¬риториальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.
Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и ме¬роприятий, проводимых органами власти, по использованию финан¬совых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма моби¬лизации денежных средств в бюджет, выбор направлений ис¬пользования бюджетных средств, управление финансами и бюд¬жетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и со¬циальных процессов.
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по моби¬лизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюд¬жетного процесса.
Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной поли¬тики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опре¬деляется в Бюджетном послании Президента Российской федера¬ции Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федера¬ции, другие контрольные органы исполнительной власти).
В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время со¬вершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным го¬дом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюд¬жетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участни¬ков бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:
§ органы представительной и исполнительной власти;
§ финансовые и налоговые органы;
§ органы денежно-кредитного регулирования и органы го¬сударственного финансового контроля;
§ главные распорядители бюджетных средств и распоряди¬тели бюджетных средств;
§ государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утвер¬ждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное фи¬нансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесе¬ние проектов бюджетов на рассмотрение представительных ор¬ганов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис-полнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государ¬ственной Думы основные направления денежно-кредитной по¬литики государства, обслуживает денежные счета Казначейства российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают их и при необходимости вносят поправки и дополнения.
Правительство Российской Федерации до 15 августа года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз соци¬ально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.
1. После изучения этих документов и работы с ними Прави¬тельство вносит на рассмотрение Государственной Думы Феде¬рального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год. Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюд¬жете на планируемый год Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда, о приостановке или отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществле¬ния расходов, но не предусмотрена в федеральном бюджете на планируемый год. Если требуется внесение изменений и допол¬нений в законодательные акты Российской Федерации о нало¬гах, а также о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на планируемый год, то Правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год вносит про¬екты соответствующих федеральных законов.
Центральный банк Российской Федерации до 1 октября те¬кущего года представляет в Государственную Думу проект ос¬новных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый год, предварительно со¬гласованный с Президентом РФ и Правительством РФ.
2. Получив указанные выше документы и материалы, Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе¬дерации или в период парламентских каникул Председатель Го¬сударственной Думы Федерального Собрания Российской Феде¬рации направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Совет Государственной Думы утверждает также комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразде¬лов федерального бюджета. По каждому разделу расходов феде¬рального бюджета назначается не менее двух ответственных ко-митетов, одним из которых является Комитет по бюджету.
3. Затем проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Ду¬мы Президенту Российской федерации, в Совет Федерации Фе¬дерального Собрания Российской Федерации, комитеты Госу¬дарственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
4. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах, он с замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуж¬дение Государственной Думы, которая может обсуждать его в четырех чтениях.
Порядок рассмотрения и утверждения представительными органами территорий бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов аналогичен рассмотренным выше процедурам.
6.Финансовый контроль на предприятии. Виды ,функции и задачи.
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:
- ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;
- налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
- контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
- негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
- службы внутреннего контроля, основная задача которых — поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.
Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:
а) времени проведения:
- предварительный;
- текущий (оперативный);
- последующий;
б) субъектам контроля:
- президентский;
- контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
- контроль исполнительных органов власти;
- контроль финансово-кредитных органов,
- ведомственный;
- внутрихозяйственный;
- аудиторский;
в) сфере финансовой деятельности:
- бюджетный;
- налоговый;
- валютный;
- кредитный;
- страховой;
- инвестиционный;
- контроль за денежной массой;
г) форме проведения:
- обязательный (внешний);
- инициативный (внутренний);
д) методам проведения:
- проверки;
- обследования;
- надзор;
- анализ финансовой деятельности;
- наблюдение (мониторинг);
- ревизии.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование, в отличие от проверки, охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического объекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
7.Основы казначейского исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица–плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех по¬ступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения ор¬ганом представительной власти. В финансовых органах готовит¬ся организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по покварталь¬ному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюд-жета.
В финансовом органе на основании показателей бюджета со¬ставляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утвер¬ждается исполнительным органом власти.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское ис¬полнение федерального бюджета. Для его осуществления в соста¬ве Министерства финансов РФ образовано Федеральное казна¬чейство.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:
• организация исполнения федерального бюджета;
• контроль за его исполнением;
• управление бюджетными доходами и расходами;
• регулирование межбюджетных отношений;
• финансовое исполнение внебюджетных фондов;
• управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;
• осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета реги¬страция поступлений, регулирование объемов и сроков приня¬тия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осу¬ществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осу¬ществление платежей от имени бюджетополучателей возлагают¬ся на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:
- отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
- централизации в Федеральном казначействе всех поступ¬лений в федеральный бюджет и платежей из федераль¬ного бюджета;
- совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства - находится в Центральном банке Российской Федерации.
Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает:
• перечисление и зачисление доходов федерального бюдже¬та на единый счет Федерального казначейства;
• распределение в соответствии с утвержденным федераль¬ным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
• возврат излишне уплаченных сумм доходов;
• учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо¬дах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя:
- утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;
- утверждение и доведение лимитов обязательств феде¬рального бюджета;
- принятие обязательств федерального бюджета;
- подтверждение платежных обязательств федерального бюд¬жета.
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.
Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.
8.Госсударственный и муниципальный финансовый контроль : формы, виды и методы.
Государственный финансовый контроль в РФ осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля:
– исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;
– организация денежного обращения;
– использование кредитных ресурсов;
– состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
– предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:
– Счетная палата РФ;
– Центральный банк РФ (ЦБ РФ);
– Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);
– Государственный таможенный комитет РФ;
– Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;
– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ.
Определенные функции выполняет Главное контрольное управление (ГКУ) Президента РФ. Среди функций ГКУ следует отметить такие, как контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов федерации, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Финансовый контроль со стороны представительской власти осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств. При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.
Важное место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов и все его структурные подразделения.


9.Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм.
Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым юридиче¬ским лицом признается организация, которая имеет в собствен¬ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные пра¬ва, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юри¬дическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или сме¬ту. Юридическими лицами могут быть организации: 1) пресле¬дующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности — коммерческие организации; 2) не имеющие из¬влечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль между участниками — некоммерческие организации.
Коммерческие организации создаются в форме хозяйствен¬ных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Финансовые отношения возникают уже на стадии формиро¬вания уставного (складочного) капитала хозяйствующего субъ¬екта, который с экономической точки зрения представляет со¬бой имущество хозяйствующего субъекта на дату его создания. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента его регистрации.
Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования ус¬тавного (складочного) капитала. Формирование имущества ком¬мерческих организаций основано на принципах корпоративности. Имущество государственных, муниципальных предприятий форми¬руется на базе государственных и муниципальных средств.
Участники полного товарищества создают уставный капитал за счет вкладов участников и, по существу, уставный капитал полного товарищества является складочным капиталом. К мо¬менту регистрации полного товарищества его участники должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал. Остальная часть должна быть внесена участником в оговорен¬ные в учредительском документе сроки. При невыполнении этого правила участник обязан уплатить товариществу 10% го¬довых с суммы невнесенной части вклада и возместить поне¬сенные убытки (п. 2 ст. 73 ГК РФ). Участник полного товари-щества имеет право с согласия остальных его участников пере¬дать свою долю в складочном капитале или ее часть другому участнику товарищества или третьему лицу.
В учредительном договоре товарищества на вере оговарива¬ются условия о величине и составе складочного капитала, а также размер и порядок изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале, состав, сроки внесения вкладов и ответственность за нарушение обязательств (ст. 83 ГК РФ). Порядок формирования уставного капитала ана¬логичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется только полными товарищами. Участники-вкладчики не прини¬мают участия в предпринимательской деятельности и являются, в сущности, инвесторами.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственно¬стью формируется также за счет вкладов его участников. Ми¬нимальный размер уставного капитала в соответствии с законо¬дательством установлен в размере 100 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации общества и должен быть оп¬лачен на момент регистрации не менее, чем наполовину. Оставшаяся часть должна быть оплачена в течение первого года дея¬тельности общества. При нарушении данного порядка общество должно либо уменьшить свой уставный каптал и зарегистриро¬вать это уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации (п. 3 ст. 90 ГК РФ). Уча¬стник общества вправе продать свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам общества либо третьему ли¬цу, если это оговорено в уставе.
Аналогично формируется уставный капитал общества с до¬полнительной ответственностью (п. 1 ст. 95 ГК РФ).
Открытые и закрытые акционерные общества образуют устав¬ный (акционерный) капитал, исходя из номинальной стоимости акций общества. Минимальный размер уставного капитала от¬крытого акционерного общества в соответствии с действующим законодательством установлен в размере 1000 минимальных окла¬дов на день регистрации общества. Уставный капитал формирует¬ся путем размещения простых и привилегированных акций. При¬чем доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала не должна превышать 25%. Открытая подписка на ак¬ции открытого акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. Это ограничение направлено против создания фиктивных акционерных обществ. При учреждении ак¬ционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. По окончании второго и каждого последую¬щего финансового года в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, акционерное общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставною капитала. Если стоимость указан¬ных активов общества становится меньше определенного законом минимального уставного капитала, общество подлежит ликвида¬ции (ст. 99 ГК РФ). Открытое акционерное общество имеет пра¬во проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу на фондовом рынке. Акции закрытого акционерного общества распространяются только сре¬ди его учредителей. Уставный капитал закрытого акционерного общества не может быть менее 100 минимальных окладов, уста¬новленных на момент его регистрации.
В таких сферах предпринимательской деятельности, как производство, переработка и сбыт промышленной и сельскохо¬зяйственной продукции, торговля, бытовое обслуживание и др., предпочтительной формой предпринимательской деятельности является производственный кооператив. Имущество производственного кооператива состоит из паевых взносов его членов в со¬ответствии с уставом кооператива. Производственный коопера¬тив может создавать неделимые фонды за счет определенной части имущества, если это оговорено в его уставе. К моменту регистрации кооператива каждый его член обязан внести не ме¬нее 10% своего паевого взноса, а оставшуюся часть — в течение года с момента регистрации.
Принципиально иной порядок формирования унитарных предприятий (государственные и муниципальные предприятия). Они могут создаваться на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Первые создаются по решению уполномоченного государственного или муниципального органа, и соответственно имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Управляет унитарным предпри¬ятием руководитель, назначенный собственником, либо его уполномоченный. Размер уставного фонда унитарного предпри-ятия должен быть не менее величины, определенной в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Уставный капитал должен быть полностью оплачен к моменту регистрации унитарного предприятия.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), создаются по решению Правительства РФ. Их имущество находится в государственной собственности. Предприятие вправе распоряжаться своим иму¬ществом лишь с согласия собственника.
По-разному решается и вопрос распределения прибыли. При¬быль коммерческих организаций, остающаяся после ее распреде¬ления в общем установленном порядке, распределяется между участниками на принципах корпоративности. Прибыль унитарных предприятий после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей целиком остается в распоряжении предпри¬ятия и используется на производственное и социальное развитие.
Все юридические лица делятся на два вида — коммерческие и некоммерческие организации, в зависимости от цели осуществляемой деятельности. Коммерческие организации име-ют своей основной целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения образовательных, научных, благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ; они не преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками.
Некоммерческим организациям разрешается заниматься предпринимательством, но при условии, что эта деятельность носит вспомогательный характер, служит достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствует этим целям.
К числу некоммерческих юридических лиц ГК РФ и иные федеральные законы относят:
– потребительские кооперативы;
– общественные и религиозные организации (объединения);
– фонды;
– учреждения;
– объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
– некоммерческие партнерства;
– государственные корпорации;
– автономные некоммерческие организации и др.
Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью: они могут приобретать только такие гражданские права и нести только такие гражданские обязанности, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в учредительных документах.
10.особенности финансирования деятельности государственных внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
В соответствии с действующим законодательством доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет:
- части единого социального налога, соответствующей размеру бывшего страхового взноса в Пенсионный фонд;
- ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семей;
- средств, возмещаемых ПФ РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений.
Направления расходования средств ПФРФ. Использование средств ПФРФ осуществляется на основе пенсионного законодательства, а также постановлений и указов Президента и Правительства Российской Федерации. Средства ПФРФ направляются на следующие цели:
- выплату, в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами, государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФРФ и его органов;
- другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФРФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов. Он представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации, назначение которого состоит в управлении финансами государственного социального страхования.
Направления расходования средств ФСС. B соответствии с назначением и задачами ФСС его средства направляются:
- на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- погребение;
- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
- другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей и др.);
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС на всех уровнях;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными постановлениями Федерального Собрания РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Направления использования средств фондов. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен:
- для выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
- финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет:
- финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда;
- финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
- выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
- предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
- накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
- контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.
11.Характеристика действующих в РФ в государственных внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального, регионального и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.
Это обусловлено несколькими причинами:
1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и др.
Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.
Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей. В частности в РФ:
1) проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;
2) бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона на очередной финансовый год;
3) внебюджетные фонды имеют строгую целевую направленность;
4) доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;
5) тарифы взносов во внебюджетные фонды имеют строго налоговую природу, устанавливаются государством и являются обязательными;
6) денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Главными источниками формирования государственных внебюджетных фондов являются:
– специальные целевые налоги (например, в Пенсионный фонд);
– средства из бюджета;
– займы, проведение денежно-вещевых лотерей;
– отчисления от прибыли предприятий;
– дополнительно выявленные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;
– добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц.
В настоящее время в РФ существует три типа внебюджетных фондов:
1) социальные внебюджетные фонды, имеющие общегосударственное значение;
2) экономические внебюджетные фонды (внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения);
3) территориальные внебюджетные фонды.
12.Финансовый менеджмент и его значение в управлении финансами предприятия.
Наука о финансах появилась в середине 18 века в составе камеральных наук. В то время термин «финансы» трактовался как средства государства в виде денежных средств, материалов или услуг. Систематизированное изложение финансовой науки появилось в середине 60-х годов 18 века (работы Юсти, Зоннефельса). Как самостоятельное научное направление финансовый менеджмент сформировался недавно – в середине 20 века. В это время появились работы Г. Марковица, разработавшего современные теории инвестиционного портфеля (ответ на вопрос: «Куда лучше вложить денежные средства?»), Ф. Модильяни и М. Миллера – создателей теории капитала (ответ на вопрос: «Откуда взять необходимые денежные средства?»). Усилиями этих и других ученых сформировалась так называемая современная (неоклассическая) теория финансов, базирующаяся на следующих основных тезисах.
- Экономическое состояние государства определяется экономическим состоянием частного сектора, основу которого составляют крупные корпорации.
- Вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизи-руется.
- Основными источниками финансирования являются прибыль и рынки капитала.
- Общей тенденцией развития финансовых систем различных стран становится стремление к интеграции.
Таким образом, стала рассматриваться роль финансов на уровне основной системообразующей ячейки любой экономической системы – хозяйствующего субъекта. В современной трактовке финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд, как всего общества, так и отдельных его членов. Финансовый менеджмент, или система управления финансами предприятия – это система взаимоотношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов (как внутри предприятия, так и отношения предприятия с другими контрагентами).
С позиции управления финансами хозяйствующего субъекта можно выделить следующие основные задачи:
- Определить объем финансовых ресурсов, необходимый для успешной деятельности предприятия.
- Найти источники финансирования и определить оптимальную структуру этих источников.
- Организовать управление финансовыми потоками, обеспечивающее платежеспособность и ликвидность предприятия.
Признаками успешного управления финансами предприятия являются: избежание банкротства, лидерство в борьбе с конкурентами, рост объема производства и реализации продукции, максимизация прибыли, минимизация расходов, устойчивая доля на рынке и т.д. Приоритетность той или иной цели по- разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса.
13.Прибыль предприятия в источниках её формирования.
При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции.
Управление процессом формирования прибыли всегда начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Оно осущест¬вляется финансовыми службами предприятия на основе анализа следующей информации:
• расчетных потребностей предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения процесса расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направле...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.