На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Взаимоотношение государства и Русской православной церкви

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 25.11.11. Страниц: 155. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ
Гостюхин, Андрей Викторович
Взаимоотношение государства и Русской
Православной Церкви как элементов
политической системы российского общества
Москва
Российская государственная библиотека
diss.rsl.ru 2007

Гостюхин, Андрей Викторович.
Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества [Электронный ресурс]: на современном этапе : дис. ... канд. полит, наук: 23.00.02. -Чита: РГБ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
Социология - Социальные институты - Политические институты - Государство, власть, политика
Социология - Социальные институты - Социология духовного развития общества - Социология религии
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии


Гостюхин, Андрей Викторович
Взаимоотношение государства и Русской
Православной Церкви как элементов
политической системы российского общества
Чита 2006
Российская государственная библиотека, 2007 (электронный текст)

61:07-23/35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение профессионального образования
«Читинский государственный университет»
(ЧитГУ)
На правах рукописи
ГОСТЮХИН Андрей Викторович
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
КАК ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
(на современном этапе)
специальность 23.00.02 -политические институты, этнополитическая кон¬фликтология, национальные и политические процессы и технологии (поли¬тические науки)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор М.Н.Фомина
Чита-2006

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Роль и место церкви в политической систем
ва 15
1Л Государство и церковь как элементы
политической системы 15
1.2 Государственно-церковные отношения в
России: генезис и динамика 36
ГЛАВА 2. Роль и значение государственных органов
и советов по работе с религиозными объеди¬
нениями в современной политической
системе российского общества 56
2.1 Деятельность президентского Совета по
взаимодействию с религиозными объединениями
как реализация задач гражданского общества.... 56
2.2 Сфера регулирования государственными инсти¬
тутами религиозной политикой: Комиссия по воп¬
росам религиозных объединений при Правитель¬
стве Российской Федерации 73
ГЛАВА 3. Политико-правовые основы взаимоотношения
Русской Православной Церкви и государства... 85
3.1 Социальная концепция РПЦ и Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» как политико-правовая основа взаимоотношений государства и церкви 85
3.2 Религиозная политика российского государства анализ «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями
в Российской Федерации 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 152

2

Введение
Актуальность темы исследования. Изменение политического статуса
российского государства, формирование демократических отношений граж-данского общества повлекло за собой трансформацию элементов политиче¬ской системы, в том числе и государственно-церковных отношений. Госу¬дарство и церковь как элементы политической системы общества, отражают в своем взаимодействии политическое, законодательное регулирование, из¬менение которого влечет и трансформацию данной системы. Отношения по-литики и религии, власти и церкви (религиозных объединений)1 становятся сегодня показателем отношения власти с гражданским обществом. Конфрон-тация, как и партнерство между государством, гражданским обществом и церковью определяют политические, культурные и нравственные аспекты в формировании общества. Поэтому рубеж веков показал, что Россия не может больше регулировать свои отношения с церковью (религиозными объедине¬ниями), как с политическим институтом, по моделям, как прошедших исто¬рических периодов, так и американской. Будучи много-конфессиональным2, общество строит свои взаимоотношения с религиозными объединениями на основе законодательной базы как регламентирующей, контролирующей, ко¬ординирующей основе.
На фоне возрождения Русская Православная Церковь, которая, не явля-ясь альтернативой другим религиозным объединениям, освещает свою мно¬говековую русскую историю и роль в обществе. Эта тенденция приводит к тому, что православие становится доминирующей, ведущей религиозной культурой в обществе. Дает ли это основание говорить о том, что наблюдает¬ся попытка возрождения государственной религии? Неслучайно, исследова¬тель данного направления М.И. Одинцов, замечает, что религиозные конфес-
Мы употребляем понятия «церковь», «религиозные объединения», «конфессия» как кон¬текстуальные понятия.
2 Под понятием «много-конфессиональное общество» мы понимаем такую структуру, ко¬торая позволяет сосуществовать не только традиционным (православию, буддизму, исла¬му), но и нетрадиционным религиозным объединениям одновременно
3

сии восприняли этот акт как возвращение к «имперской политике», «идеоло¬гии православия»1. Но российское государство в соответствии с Конституци¬ей РФ, Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объедине¬ний» строит свою деятельность на уровне соглашений и с рядом других кон¬фессий, так как ожидает от них реальной помощи при решении социальных задач.
Российское государство в своей религиозной политике основывается на статье 18 Всеобщей декларации прав человека , принятой Генеральной Ас-самблеей ООН в декабре 1948 г., где отмечено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию». А в материалах Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятых в апреле 2002 г. отмечено, что «в последнее время общественно-религиозные сдвиги в посткоммунистических странах ознаменовались появлением фундаментали-стских и экстремистских тенденций, активными попытками использования религиозных лозунгов и религиозных организаций в процессе военной, поли-тической и этнической мобилизации на службе воинствующего национализ-ма и шовинизма, а также политизации религиозной жизни» . Поэтому мы от-мечаем, что в российском законодательстве отражена специфика религиозно¬го объединения как института, который, с одной стороны, независим от госу-дарства (выступая политическим институтом), а, с другой - выполняет соци-альную роль в обществе (как социальный институт). Контроль за исполнени¬ем норм законодательства обуславливает деятельность государственных ор¬ганов (Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Пре-
1 Одинцов М И. Вероисповедальные реформы в России (1985-1987 гг.) // Религия и право
№3,1999,-с5
2 Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. rlinfo.ru/doc/dm/dml9481210,html
3 Рекомендация 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Текст принят Ас¬
самблеей 24 апреля 2002 г. Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе
http7/www rlinfo ru/doc/dm/dm20020424 html
4

зиденте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Прави¬тельстве РФ).
Тема отношений Российского государства с религиозными объедине-ниями, в целом, и с Русской Православной Церковью, в частности, в настоя¬щее время является наиболее острой. Актуальность вопроса обуславливается, с одной стороны, зависимостью реализации прав человека в сфере свободы совести от отношений государства с религиозными объединениями, а с дру¬гой - активными (начиная с 2001 г.) попытками создания концепции отноше¬ний Российского государства с религиозными объединениями (с учетом за-конопроектов, регулярно вносимых в Государственную Думу, направленных на законодательное закрепление государственных конфессиональных инте-ресов). Таким образом, сфера реализации государственно-церковных отно-шений в современной России еще не имеет достойной законодательной базы.
Если законодательная база регламентирует отношения государства с религиозными объединениями, то «Основы социальной концепции Русской Православной церкви»1, выступая нормативным документов Русской Право-славной Церкви Московской Патриархии определяют, что все сферы дея-тельности человека в обществе (от образования и воспитания до социальных программ) представлены как направления «соработничества Церкви и госу-дарства». «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», как отмечено в этом документе, отражают официальную позицию в сфере взаимоотношений Русской Православной Церкви Московского Патриархата с государством, обществом.
Сказанное дает основание для определения позиций, обусловленных актуальностью исследования. Это: формирование новой политической сис¬темы России требует определения в ней роли Церкви, как элемента полити¬ческой системы общества; анализ законодательной базы в сфере взаимоот¬ношения государства с религиозными объединениями показывает необходи-
1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Рус¬ской Православной Церкви http:www.mospat.ru.index.php
5

мость ее переосмысления; демократическое государство, которым сегодня выступает Россия, нуждается в новой модели отношений с религиозными объединениями (конфессиями).
Степень научной разработанности проблемы
Концептуальная позиция исследования состоит в том, что государство и церковь являются целеполагающими, целедостаточными элементами поли-тической системы общества. Поэтому обращение к политическим, социаль¬но-политическим источникам, в данном случае, позволяет конкретизировать предмет исследования. Работы М.Г. Анохина, М.Н. Грачева, А.И. Демидова, В.Д. Зотова, С.Г. Кирдиной, А.В. Миронова, В.И. Жукова, Л.И. Селезнева, А.А. Федосеева, О.Ф. Шаброва, в зарубежной политологии - Г. Алмонда, М.Дюверже, Д. Истона, Т. Парсонса, П. Шарана, Р.Ж. Шварценберга позво-лили обосновать категориальный аппарат и осмыслить такие понятия как «политическая система», «элементы политической системы»1.
Нормативно-правовые документы «Конституция Российской Федера-ции», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» рассмотрены в сравнении с «Основами социальной концепции Русской Пра-вославной Церкви», освещающими сферы взаимоотношения Церкви с госу-дарством, нацией, народом, партиями.
1 См.: Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996 Грачев М.Н. Политика, политическая система, политические коммуникации. - М.,1999, Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Политология хрестома-тия / Сост. проф. М А. Василик и др. М., 1999. С. 331-344 Демидов А.И. Учение о полити¬ке; философские основания, М., 2001.; Зарубежная политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В. Миронова. - М., 1998.; Общая и прикладная политология /Под ред. В И. Жукова.- М, 1997.; Истон Д. Категории системного анализа политики /Политология. Хре¬стоматия. /Сост.: М.А. Василик и др. М., 2000,- С.319-331; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М., 1999; С.Г. Кирдина институциональная модель политиче¬ской системы России //kirdina.ru/sitemap.shtml
Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ, - СПб, 1995.; Сморгунов Л В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения де-мократии. - СПб., 1999.; Федосеев А.А.Основы политологии,- М., 1995; Шабров О.Ф. По-литическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993. Шаран П. Сравнитель-ная политология. Ч. I, 2. - М., 1992.; Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. и др.
Конституция РФ. - М., 1993; О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объе-динениях, Российские и международные правовые документы. М., 1996; Конституции за-рубежных стран. Сборник. М., 2000
6

Государственно-церковные отношения исследуются и изучаются в рамках философской, политической, социологической, исторической и дру-гими социально-гуманитарными науками, так как данная тема - междисцип-линарная. Работы-религиоведов В.И. Гараджа, В.А. Куроедова, Л.Н. Митро¬хина, В.Ю. Петрова, Д.В. Поспеловского, Л.А. Тихомирова, Шкаровский М. В.1 и других позволили обосновать такие понятия, как «государственно-религиозные отношения», «государственно-церковные отношения», «госу¬дарственно-конфессиональные отношения». Следует отметить исследования М.И. Одинцова , опираясь на которые мы смогли выявить проблемы, слабо разработанные в современной отечественной науке.
На основе анализа политических, политико-правовых документов и со-циально-политических, философских и религиоведческих исследований по данной проблеме был представлен процесс становления модели взаимоотно-шения Церкви и государства в современной России. Аналогом данных отно-шений в нашем исследовании выступает взаимоотношение Русской Право-славной Церкви и государства, так как для этого есть исторические и куль-турные корни3.
1 Гараджа В. И. Социология религии. М., 1995; Петров В.Ю Религия и государство: этика
власти // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции.
28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб, СПбФО, 2001; Д.В. Поспеловский. Рус¬
ская православная церковь в XX веке..-М1995; Тихомиров Л.А Монархическая государ¬
ственность. М., 1990; Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и
Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964гг.). - М.,2000
2 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Религиозный фактор
и политический конфликт: в прошлом и настоящем России. / Религия, национальное со¬
гласие и возрождение России.— М.:Луч, 1993;. Государственно-церковные отношения
в условиях переходного периода: современная ситуация и взгляд в будущее. / Программа
«Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления». —
М.: Российская академия управления, 1993, и др.
3 Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч, 1993; Государственно-
церковные отношения в России. М.: РАГС, 1995; Государственно-церковные отношения
в России (опыт прошлого и современное состояние). М.: РАГС, 1996; Государство, рели¬
гия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. —
М.: РАГС, 1998; История государственно-церковных отношений. Конституционно-
правовые основы вероисповедной политики в Российской Федерации (сер 80-х — 90-
е годы XX века). М.: РАГС, 2000. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. Религиозные объеди¬
нения. Свобода совести и вероисповедания. М., 2001 и др.
7

Основная часть теоретических источников посвящена государственно-конфессиональным отношениям в России. Нами представлен правовой и по-литический аспекты. Анализ правового аспекта позволяет судить о том, что сегодня идет поиск законодательных уложений, не только отражающих дей¬ствительное отношение между государством и религиозными объединения¬ми, но и - главное регламентирующих данные отношения. Так же необходи¬мо заметить, что политические отношения Русской Православной Церкви и России не получили еще достаточно обоснованного и концептуального ос¬вещения в научных исследованиях, что обусловлено, по нашему мнению, ди¬намикой их изменения. Поэтому мы отмечаем, что работы последних лет больше представлены сегодня на сайтах, чем в фундаментальных исследова¬ниях .
Анализ концептуальной модели взаимоотношения государства и церк¬ви , обращение к материалам Официального сайта Русской Православной Церкви Московской Патриархии3 и к материалам религиозных сайтов4 по¬зволил представить достаточно обширный эмпирический материал для ис¬следования. Для сравнительного (компаративистского) анализа путей реше¬ния государственно-конфессиональных отношений, было обращение к рабо¬те, которая проводилась практически одновременно, научными сотрудника¬ми и профессорско-преподавательским составом кафедры регионоведения
1 Николин А Церковь и государство (история правовых взаимоотношений). М., 1997, Ку-
ницин И.А Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт,
особенности и актуальные проблемы. М., 2000, Состав Комиссии по вопросам религиоз¬
ных объединений при Правительстве Российской Федерации
government ru/data/stati c_tex t html?st_id=7775&he_id=755
2 С.Шутова Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в XX веке
//rchgi.spb.ni/Pr/bchmOO/shutova.ht
^Официальный сайт Русской Православной Церкви http:www.mospat.ru.index.php
4 Игумен Иоанн Экономенцев. Православие. Византия. Россия. - М.,1992; Патриарх Мос¬
ковский и всея Руси Алексий II выражает обеспокоенность тем, что некоторые религиоз¬
ные конфессии участвуют в политической борьбе:
religio.ru/arch/15Sep2005/news/11240.html
8

РАГС при президенте РФ и Института государственно-конфессиональных отношений и права1.
Представленный анализ научной, политико-правой литературы, зако-нодательной базы, материалов Русской Православной Церкви показал, что сегодня идет большая интеллектуальная работа по формированию обоснова-ния отношений между государством и религиозными объединениями (кон-фессиями), завершенность которой может реализоваться в концептуальных положениях.
Объектом исследования является взаимоотношение российского го-сударства с религиозными объединениями на современном этапе.
Предмет исследования - концептуализация взаимоотношений госу-дарства и Русской Православной Церкви через эффективность нормативно-правовой базы.
Целью диссертационного исследования является анализ политико-правовых средств регулирования взаимоотношения государства с религиоз-ными объединениями (конфессиями) как элементов политической системы.
Для реализации данной цели предпринято решение следующих постав-ленных задач:
- проанализировать систему взаимоотношения государства и религиоз-ных объединений через концептуальность модели «государство-церковь»;
- на основе сравнительного анализа деятельности Совета по взаимодей-ствию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссии по во-просам религиозных объединений при Правительстве РФ и Межрелигиозно¬го Совета при Московской Патриархии Русской Православной Церкви вы¬явить приоритеты государственных и религиозных интересов;
1 Проект кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ноябрь 2003г. Авторский коллектив: Васильева, Журавский и др //reIigioved narod ru/religioved/016.htm;KoHU.enn.Hfl государственной полити¬ки в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации http //www. state-religion ru/
9

- обосновать необходимость религиозной политики в Российской феде-рации на основе концептуальных положений Социальной концепции РПЦ, Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации».
Гипотеза исследования. Политические основы взаимоотношения Рос¬сии с Русской Православной Церковью, в частности, и с религиозными объе-динениями в целом, только в том случае будут действенными, когда законо-дательная база будет отражать государственные интересы и реальные отно-шения между звеньями политической системы общества как между двумя формами власти.
Методологическая база исследования представляет собой комплекс-ный, междисциплинарный подход, включающий: историко-логический, сравнительно-компаративистский, философско-религиоведческий подходы и методы; общенаучные методы: анализ и синтез, гипотеко-дедуктивный, ин-дуктивный; общетеоретические положения политической науки.
Эмпирическая база исследования основывается на «Конституцию Российской Федерации», Конституции зарубежных стран, Федеральный за¬кон «О свободе совести и религиозных объединениях», проекты «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объедине¬ниями в Российской Федерации», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» Московского Патриархата, материалы заседаний Со¬вета о взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Межрелигиозного Совета при Московской Патриархии Русской Православ¬ной Церкви, материалы сайта Президента России и Официального сайта Рус¬ской Православной Церкви.
Научная новизна исследования сводится к следующему: - представлен комплексный анализ конституционных положений, отра¬жающих взаимоотношения государства и религиозных объединений в Кон-
10

ституции Российской Федерации, зарубежных стран, позволяющий модели¬ровать систему «церковь-государство» на современном этапе;
- выявлена взаимообусловленность государственной политикой и интере¬сов Русской Православной Церкви Московской Патриархии через анализ деятельности государственных и церковных органов;
- обоснованна необходимость формирования концепции религиозной по-литики в Российской Федерации как государственной формы деятельности в сфере регламентации и регулирования отношения государства с религиоз¬ными объединениями (конфессиями).
На защиту выносятся следующие положения.
1. Российское общество, будучи политически оформлено, имеет меха¬низм власти, который воплощается через политическую систему, испыты-вающей на себе радикальные изменения с начала 90-х годов. Поэтому изме-нение роли Русской Православной Церкви в обществе необходимо рассмат-ривать как фактор модернизации современной политической системы обще¬ства, где как государство, так и церковь выступают в данном случае как партнеры в решении вопросов общей заинтересованности, оформляя вне ре¬лигиозные отношения в сфере экономической, политической, государствен¬ной деятельности. Новая политическая реальность настоятельно требует но¬вого политического мышления, доминирующими направлениями которого становятся общецивилизационные ценности, идеалы гуманного общества, поэтому в основе модели государственно-церковных отношений в условиях демократического российского общества - политика взаимодействия госу-дарства и церкви в целях развития гражданского общества; укрепление нрав-ственных начал членов гражданского общества; укрепление политической стабильности посредством: принятия со стороны государства мер, в том чис¬ле правового характера по предотвращению актов терроризма, насилия, кон¬фронтации; со стороны церкви - резкое осуждение военных действий и на-сильственных со стороны боевиков. Это реализуется и воплощается через за-конодательный акт (так, например, закрепление деятельности религиозных
11

учреждений на основе закона), государственный интерес (так, например, ре¬шение вопросов собственности, развитие духовных основ посредством укре¬пления православия), общественную (гражданскую) потребность (так, на¬пример, закрепление базовых христианских начал в законодательстве).
2. Деятельность государственных органов с середины XX века (от Со-вета по делам религий при СМ СССР в 1965-1985 гг. до Совета по взаимо¬действию с религиозными объединениями при Президенте Российской Феде¬рации и Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительст¬ве Российской Федерации) показывает, что ее основное содержание изменя¬ется от политики коммунистической партии и советского правительства, ко¬торая была нацелена на форсированное вытеснение религии из общественной жизни социалистического государства, к сдерживанию распространения ре¬лигиозных воззрений, а в XXI веке - к укреплению позиций Русской Право¬славной Церкви в деле консолидации гражданского общества. Это обуслов¬лено тем, что государство и церковь, как элементы политической системы, реализовывают такие внутренние политические задачи, как социальное укре¬пление общества.
3. Учитывая, что государство и церковь представляют собой две ветви власти - светскую и духовную, государственная политика должна иметь и такую свою разновидность как религиозная государственная по¬литика, которая позволила бы концептуально соотнести интересы госу¬дарства с гражданского общества. Это обусловлено тем, что государст¬венно-церковные отношения, прежде всего, политико-правовые отношения, так как они строятся на основе законодательства любого государства, с одной стороны, а, с другой, представляют одну из составных частей как внутрен¬ней, так и внешней политики государства. Это дает основание рассматривать состояние государственно-церковных отношений, как системообразующий признак государства, по которому можно судить о гражданском обществе. И, если модель советского государственно-церковного отношения инициирова¬ла атеистическое государство, в котором религиозные объединения были от-
12

делены от государства, то современная модель должна предполагать диалог равных (государства и религиозных объединений), как в целом, так и в част¬ности (равное положение в государстве всех религиозных объединений, что подтверждено законодательной базой), где присутствуют заинтересованные стороны в решении задач по строительству гражданского общества.
4. Система взаимоотношения государства с религиозными объедине-ниями (конфессиями) сегодня концептуально не определена, так как отсутст¬вует одна из форм внутренней политической деятельности - религиозная по¬литика. Говоря о специфике и особенностях этнических, национальных от-ношений - мы говорит о национальной политике (концепция которой про-должает разрабатываться уже на региональных уровнях); говоря о необходи-мости регулирования деятельностью в сфере культуры - мы говорим о куль-турной политике (аналогично - она только озвучена); необходимость пере¬осмысления системы образования предполагает наличие образовательной политики, судьба которой аналогична выше названным. Поэтому мы отмеча¬ем, что в современной России необходимо определение концепции религиоз¬ной политики, которая определила бы специфику взаимоотношений государ¬ства и церкви как элементов политической системы общества и в основе ко¬торой такие доминирующие направления как: свобода слова, закрепленная в Конституции РФ и свобода вероисповедания определяют проявление миро¬воззренческих установок гражданина РФ; признание религиозных объедине¬ний (конфессий) находящихся на территории Российского государства рав¬нозначными и равноценными для государства, что соответствует Конститу¬ции РФ; как религиозная толерантность так и интолерантность являются от¬ражением (последствием) государственной политики.
Научно-практическая значимость раскрывается в следующих поло-жениям. Материалы диссертационного исследования могут быть использова¬ны для научной координации политико-правовой деятельности в отношении регулирования государственно-церковными отношениями, в научной кон-цептуализации современной модели взаимоотношения российского государ-
13

ства и религиозных объединений (конфессий); в учебно-методических мате-риалах по проблемам анализа взаимоотношения государства и церкви; в под-готовке курсов по политической системе общества, религиоведению, граж-данскому праву.
Апробация положений диссертационного исследования подтвержда¬ется актами внедрения Комитета по общественным и религиозным объеди¬нениям Правительства Республики Тыва, Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва. Материалы диссертации были опубликованы в сборниках Красноярского государственного университета, Тывинского ин¬ститута гуманитарных исследований, в приложении «Аспирант» «Вестника Читинского государственного университета», в научно-публицистическом сборнике материалов конференций, в материалах научных конференций ЧитГУ.
Структура диссертации состоит из введения, 3 глав, заключения, биб-лиографического списка.
14

Глава первая. Роль и место церкви в политической системе общества
1.1. Государство и церковь как элементы политической системы
Анализируя современное политическое развитие нашего государства можно констатировать, что Россия претерпевает мучительные изменения, связанные с переходом к современному состоянию развития. Российское об¬щество, будучи политически оформлено, имеет механизм власти, который воплощается через политическую систему, испытывающей на себе радикаль¬ные изменения с начала 90-х годов.
В современных условиях, на практике, политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демокра-тическую. Как в целом - политическая система, так и в частности - ее эле¬менты, испытывают на себе аналогичные процессы. Они подвергаются трансформационным изменениям, модернизации в зависимости от того, на-сколько означена их политическая роль. Поэтому в основном институте (элементе) политической системы - государстве в процессе реформирования сегодня находится административно-территориальное устройство страны, методы государственного управления, развиваются гарантии прав человека и гражданина, гарантии свободы. Это подтверждается реформой государствен¬ного управления; созданием, например, министерства регионального разви¬тия; работой на региональных уровнях над «Концепцией национального раз¬вития»; законом «О свободе совести» и т.д. По характеру политического ре¬жима Россия сегодня может быть отнесена к демократическому государству. Поэтому, основные направления дальнейшего реформирования политиче¬ской системы и государства в России связаны с последовательным становле¬нием в стране демократического, федеративного, правового, социального го¬сударства. В развитых странах мира политические системы уже сформирова¬ны, но изучение политической системы продолжается. Это мы объясняем тем, что нельзя создать идеальную модель политической системы общества
15

(далее - ПСО - замечено мной, А.Г.), которая была бы приемлема для любого общественного устройства. Поэтому необходимо определить специфику, природу и особенности функционирования модели ПСО в современной Рос¬сии, что позволит проанализировать заявленную нами проблему.
Теория политической системы общества в истории политических уче¬ний развивалась в двух классических направлениях: марксистском и запад¬ном. В рамках марксистской политической традиции принято было тип поли¬тической системы связывать с господствующей общественно-экономической формацией. Так, например, при капитализме выделяется буржуазная полити¬ческая система, а в условиях коммунистической формации складывается со¬циалистическая политическая система. В советской политической литературе вплоть до середины 70-х годов аналогом понятия «политическая система» было понятие «политической организации общества»1. Политическая органи¬зация общества включала государство, негосударственные организации, КПСС, профсоюзы, молодежные организации. Ядром политической органи¬зации была КПСС как направляющая (и прочее) сила общества.
С 80-х годов понятие «политическая система» становится популярным в философской и политической литературе, но по-своему содержание оно еще далеко от зарубежного2. В современной политической науке важное ме¬сто отводится анализу функционирования политической системы в целом, и ее элементов, - в частности, что объясняет происходящие процессы рефор¬мирования, трансформации государства и общества.
Научное обоснование и широкое распространение понятие «полити-ческая система» получило лишь в середине XX в. На это повлияло развитие политической науки, которой необходимо было не только описать политиче-скую жизнь с системных позиций, но и дать обоснование современной поли-
1 Основы политологии - М., 1992, С. 181. Подробнее об этом см.: Бурлацкий Ф.М , Галкин А А. Современный Левиафан. - М.,1985.
16

тической системы общества. Эта теория разрабатывается западными учены¬ми: Т. Парсонсом, Г. Алмондом, Д. Истоном, Р. Далем и др1.
Сегодня понятие политической системы имеет множество интерпре-таций, но все они сходятся к разработанным в середине прошлого столетия моделям канадского и американского политологов - Д. Истона и Г. Алмонда. Систематическое изложение теории было дано Д. Истоном в работах «Поли-тическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он пред-ставил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирую-щегося организма, который гибко реагирует на внешние импульсы и состоит из комплекса компонентов и подсистем2. По мнению Д. Истона основное ее предназначение состоит в авторитетном распределении ценностей в общест¬ве. Он изложил основу анализа любой политической системы, которая может быть приемлема для какой-либо страны, а также дал характеристику состав¬ляющих эту систему подсистем (парламента, правительства, местного само¬управления, политической партии, общественной ассоциации). По Д.Истону политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся орга¬низм, реагирующий на поступающие извне импульсы. Она открыта и под¬вержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды3. Если оно слабое, тогда политическая система не имеет достаточной инфор¬мации для принятия стабилизирующих общество решений. Однако, акценти¬руя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю струк¬туру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе. Поэтому границы политической системы у него размыты, они - во множестве
1 См.: Демидов А,И. Учение о политике: философские основания. М, 2001.; Зарубежная
политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В, Миронова. - М., 1998.; Общая и при¬
кладная политология /Под ред. В.И. Жукова - М, 1997.; Селезнев Л И. Политические сис¬
темы современности: Сравнительный анализ - СПб,, 1995.; Сморгунов Л.В. Сравнитель¬
ная политология: Теория и методология измерения демократии. - СПб , 1999,; Шаран П.
Сравнительная политология. Ч. 1, 2. - М , 1992.; Шварценберг Р.Ж. Политическая социо¬
логия М., 1992. и др.
2 Здесь и далее ссылки по; Истон Д. Категории системного анализа политики
/Политология, Хрестоматия. /Сост.: М.А, Василик и др. М., 2000,- С.319-331
3 Мухаев Р.Т. Политология. М,, 1998. С. 136
17

поведенческих реакций индивидов, групп . Как в зарубежной, так и в отече-ственной политологии теория политических систем Д. Истона подвергалась основательной критике за поверхностный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий, но ее принцип системности несет в себе «рациональное зерно». Близкое по смыслу определение дается в книге польских авторов «Основы политологии». Они рассматривают политическую систему как динамичный механизм, преобразующий импульсы, идущие от окружения и самой политической системы, в политические решения, форми-рующие политическое поведение и общественные позиции .
В отличие от Истона, Г. Алмонд3 рассматривает политическую сис¬тему как множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что лю¬бая политическая система имеет свою собственную структуру; она много-функциональна; все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Как пишет В.И. Жуков, с его точ¬ки зрения политическая система - это различные формы политического по¬ведения как государственных, так и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня - институциональный и ориентационный4. Если первый сосредоточен преимущественно на исследовании государствен¬ных и негосударственных политических институтов, то второй ориентирован на изучение политических структур, которые в своей совокупности образуют политическую культуру.
По мнению политологов Уорда и Макридиса, «политическая система представляет собой механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки и контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений, в разных обществах определяемой по-разному»5, но более кон-кретнее высказал мысль, по нашему мнению, известный индийский полито-
!Д. Истон, anriintern.com/citizen/44 html Основы политологии./под ред. А. Бондарл - Киев, 1990. - С.37 3 Шаран П Сравнительная политология. - М , 1992.- Ч. 1. - .45-47. 4Общая и прикладная политология / под ред В.И. Жукова.- М, 1997- С.301 5 Шаран П. Сравнительная политология... С 48
18

лог П.Шаран. Он отмечает, что «понятие политической системы более емкое, чем понятие государственного управления, поскольку оно охватывает всех лиц и все институты, участвующие в политическом процессе» .
Современные интерпретации политических систем отличаются разно-образием концепций. Существует до двух десятков определений данного по-нятия, в основе которых различные критерии2. В целом можно утверждать, что политическая система - это универсальная управляющая система общест¬ва, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.
В отечественной политико-социологической литературе чаще функ-ционирует такое определение: политическая система общества - сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть3. Центром политиче-ской системы общества является политическая власть, вокруг которой фор-мируются многообразные государственные и общественно-политические ин-ституты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др.
Таким образом, обращение к классическим теориям политической сис-темы, которые, сформировавшись в западной, нашли свое продолжение в отечественной науке, дает нам возможность определить некоторые позиции, несущие смысловую нагрузку данного исследования. Мы учитываем, что по-литическая система это
1 Там же, С.49
2 Грачев МН. Политика, политическая система, политические коммуникации. - М.,1999;
Демидов А.И., Федосеев А.А.Основы политологии.- М, 1995; Политология. / Под ред. М.
Н, Марченко. -М., 1993; Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.:
Ю. И Аверьянов - М,1993.; Шабров О.Ф Политическая система: структура, типология,
устойчивость. М., 1993 и др.
Общая и прикладная политология ...- С.302
19

-развивающийся, саморегулирующийся организм, отвечающий реакци¬ей на внешние воздействия и зависимый от них, определяющий распределе¬ние ценностей в обществе (Д.Истон),
- состоящий из подсистем, представляющий собой множество взаи¬
модействий государственных и негосударственных структур, где каждая,
имея собственную структуру, составляет единую - политическую систему,
обладающую функциями воздействия (Г. Алмонд).
В отличие от западной концепции в отечественной науке выделяются такие характерные признаки, как: политическая система это
- управляющая система общества,
- элементы ПС находятся в политических отношениях,
- ПС обеспечивает стабильность и порядок через посредство власти.
Отличия существенного нет, но, в частности, можно заметить, что за-падная трактовка ПС основана на анализе системности, т.е. ПС представляет собой систему, а российская трактовка предполагает систему отношений. Системность - это характеристика организма, а отношения - это характери¬стика частей в целом. Как замечает В.И. Жуков, политическая система вы¬ступает как динамическая целостная система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, религиозной.
Это существенное замечание, так как в исследование взаимоотноше¬ний государства и церкви мы будем исходить из принципа системности, что позволит рассмотреть данные отношения как модель, которая, в зависимости от типа государственно-церковных отношений, будет представлена в различ¬ных видах. Это обусловлено также и тем, что политическая система общества не просто сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целост¬ное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру. Сказан¬ному мы видим подтверждение в том, что после реформирования элементов и структур российского государства и общества в 1991 г. возникла необхо-
Общая и прикладная политология...- С.ЗОЗ
20

димость определить разработки nyieu, выходя из кризиса, а также опреде¬лить функционирование политической системы российского общества.
В современной политологии предпринимаются попытки комплексного
подхода к исследованию типологии современных политических систем. Это
учитывать идейно-политические ориентации конкретных политических сис¬
тем и методы их реализации. Поэтому могут быть рассмотрены пять типов
современных политических систем, к которым относятся либерально-
демократические, национально-демократические, национально-
авторитарные, теократически-авторитарные, тоталитарно-социалистические
системы.
Каждая система имеет свою государственную предопределенность. Так, к либерально-демократическим отнесены политические системы наибо¬лее развитых стран современного мира. Это: США, Франции, Англии, Гер¬мании, Японии, Швеции. К национально-демократическим - политические системы Индии, Египта, Турции. К национально-авторитарным системам, которые стремятся решать, прежде всего, национальные проблемы, подчиняя этим всё остальное, относятся политические системы Ирака, Сирии, Туркме¬нистана. Теократически-авторитарные системы опираются, прежде всего, на авторитет религии. Это: Иран, Пакистан и другие арабские государства. То-талитарно-социалистические, стремящиеся тоталитарными методами обеспе-чить господство общественных интересов над индивидуальными во имя рав-ного процветания всех, сегодня представлены Кубой и Северной Кореей. Даже краткая характеристика дает возможность увидеть, что государства, где присутствует авторитет религии, реализованный, например, через мусуль¬манские религиозные объединения, имеют проявление религиозной воли в политической системе.
По нашему мнению, наиболее обосновано, представлена концепция В.И. Жукова, который отмечает, чн> сегодня в политической науке важное место принадлежит проблематике возникновения, утверждения и функцио¬нирования политической системы общества, поэтому, по его мнению, поня-
2]

тие «политическая система» позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нем политические отношения, институты, нормы и принципы организации вла¬сти .
Отталкиваясь от данной позиции, мы отмечаем, что обращение к мето-дологическому значению категории политическая система общества обу¬словлено тем, что это позволит:
- раскрыть природу взаимодействия государства и церкви как элемен¬тов псо,
- сопоставить элементы государственной и церковной политики,
- определить сущность и специфику моделей взаимоотношений госу-дарства и церкви,
- проанализировать политическую наполняемость некоторых форм дея-тельности Русской Православной Церкви.
Рамками нашего исследования не предусмотрено подробное рассмот-рение структуры, элементов, подсистем политической системы общества (далее ~ ПСО), поэтому мы только отмечаем, что в как в западной, так и в российской школах, определяются пя1ь подсистем ПСО. Первая - носители политической власти, вторая - институциональная подсистема (учреждения, организации, институты политической власти), третья - нормативно-правовая система, четвертая - кулыурно-идеологическая, пятая - коммуни¬кативная2. Нас интересует в данном случае вторая ~ институциональная под¬система. В работе мы придерживаемся мнений политологов, что сложно се¬годня адекватно описать происходящие в стране процессы институциональ-
Общая и прикладная политология...- С 298
2 См.: Анохин М.Г. Политические системы алаптация, динамика, устойчивость. М , 1996. Демидов А.И., Федосеев А.А.Основы поли юлогии.- М., 1995;. Дюверже М. Политические институты и конституционное право // По миология хрестоматия / Сост. проф. М.А. Васи¬лия и др. М., 1999. С. 331-344; Ирхин Ю В , Зотов В Д, Зотова Л.В. Политология: Учеб¬ник. М, 1999; Каменская Г.В., Родионов \В Политические системы современности М., 1994; Политология в схемах и таблицах: Учебное пособие.-Симферополь, 1998, др.
т>

ных изменений . Как отмечено С. Кирдиной в современной политологии нет парадигмы и соответствующего понятийного языка для описания политиче¬ской ситуации в России. Это говорит о недостаточной развитости научного языка для объяснения трансформационных политических процессов совре¬менного российского общества.
Институциональная система (как самостоятельное образование, но по отношению к ПСО - это подсистема) состоит из политических институтов, где каждый является самостоятельной государственной, партийной, общест¬венно-политической системой, состоящей, в свою очередь, из частных под¬систем . Фундаментальной основой ПСО является государство, так как это -властная основа общественной системы.
Возникновение политической системы связано с возникновением госу-дарства, которое определило и возникновение негосударственных образова-ний. Государство, как элемент политической системы общества, выступает единственной организацией, которая объединяет всех граждан, являясь офи-циальным представителем общества в целом. Поэтому оно вправе регламен-тировать правовое положение политических партий, общественных объеди-нений, религиозных организаций, средств массовой информации.
Положение государства в политической системе, как основного эле¬мента, предполагает ряд функций (или направлений деятельности, которые определяют суверенитет государственной власти), благодаря которым оно отличается от других политическич институтов . Они подразделяются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние; по продолжительно¬сти действия: на постоянные и временные; по значению: на основные и не
С.Г. Кирдина институциональная модель политической системы России // http//kirdina.ru/sitemap.shtml
2 См : Конституция РФ. - М., 1993. - С.8.
3 Политическую систему составляют различные политические партии, общественно-
политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организа¬
ции предпринимателей, творческие объединения, лоббистские организации, оформляю¬
щиеся в структурах законодательной и испо шительной власти.
А Политическая система общества http7/d\ о ык ru/libr/sotciolo/053apan/3 htm
24

основные; по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные. Ана-логичные функции есть и у церкви. Это говорит о том, что государство и цер-ковь являются двумя ветвями власти, которые распространяются на один объект - общество. Внутренняя функция государства характеризуется поли¬тическим, правовым, организационным, экономическим, социальным, эколо¬гическим, культурным, образовательным направлением деятельности. Обла¬дая, например, политической направленностью, государство обеспечивает политическую стабильность, осуществляет властные полномочия, вырабаты¬вает программу целей и задач развития общества. Правовая наполняемость внутренней функции обеспечивает правопорядок, устанавливает правовые нормы, регулирует общественные отношения и поведение граждан, охраняет права и свободы человека и гражданина, образовательная контролирует дея¬тельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования, и т.д.
Это говорит о том, что жизнь политической системы зависит от приро¬ды разного рода кризисов, которые могут протекать как в подсистемах, так и в системе в целом, завершаясь или чааичной перестройкой системы (смена политического курса, например) или сменой всей политической системы. Политическая система общества, в свою очередь, выполняет функцию дос¬тижения общих целей общества, которая подчинена ценностям, возвышаю¬щимся над ней - ценностям общества в целом .
На сегодня нет ни одной теории ПСО, которая не учитывала бы роль такого элемента как Церковь или релшиозные объединения (в зависимости от вероисповедания). Особое место среди российских религиозных объеди¬нений занимает Русская Православная Церковь (в дальнейшем - РПЦ, заме¬чено мной - А.Г.).
См.: Политология. Омск Изд-во ОмГПУ, 2001;
omgpu.omsk edu/1 ibdo cs/po I it/cii ар t e r04. htm
24

Как показывает наша действительность, на процесс преобразования российского государства и общества серьезное влияние оказывает такой важнейший элемент политической системы, как церковь. Поэтому изменение роли Русской Православной Церкви в развитии общества необходимо рас-сматривать как фактор модернизации современной политической системы общества. Это мы объясняем следующим положением.
Как элементы политической системы государство и церковь оказывают большое влияние на развитие общее гва, которое, как система, включает в се¬бя политические отношения (так как есть субъекты этой системы), политиче¬ское сознание (так как есть конкретный субъект), политические правовые нормы (так как возникает необходимость регулирования). Природа данных элементов неоднородна. Они строя юя на системе отношений, на формах от¬ражения, на законодательной базе, на основе организационных структур, что говорит о том, что ПСО - многоплановое образование, охватывающее все сферы жизнедеятельности человека (отношение, сознание, контроль, социум). Поэтому, если мы говорим об отношениях государства и церкви (как отноше¬ния элементов одной системы), то аналогично мы может говорить и о видах отношений церкви с другими элементами ПСО. Так, например, политические отношения оформляются между социальными слоями, группами, нациями, народностями, личностями на уровне власти, а реализуются они в особой сфере - политической жизни, которая состоит из внешнеполитической и внутриполитической жизни. Так как система отношений предполагает нали¬чие субъектов, то мы учитываем тот факт, что церковь может вступать в по¬литические отношения, так как в данном случае она является субъектом дан¬ных отношений (как элемент ПСО).
Если рассматривать политическое сознание как совокупность политиче¬ских идей, взглядов, теорий (политической идеологии), политических чувств, настроений, традиций общества, которые реализуются в политической куль-туре, то, внешняя деятельность Русской Православной Церкви, например, миссионерская, показывает высокий уровень политического сознания цер-
2i

ковных служителей. В свою очередь, политико-правовые нормы как совокуп-ность законов, партийных уставов, раскрывают политические правовые уста-новки, которыми руководствуется социальные группы, граждане в своей дея-тельности и поведении в обществе.
Взаимодействие государства и церкви (политики и религии) стало воз-можным не только благодаря указанным выше факторам, но и тому, что ре-лигия так же представляет сложное структурное образование, в котором не-обходимо выделить следующие элемен гы: религиозное сознание (аналогично политическому, в свою очередь, религиозное оформляет религиозную идео¬логию и психологию), религиозное действие (культ) (здесь аналог в ПСО -политические отношения) и религиозное объединение (церковь, религиозные союзы, конфессии, секты и т.д.).
Церковь руководствуется положениями Синода, которые представлены как нормы права, Социальной Концепцией РПЦ1, а отношения церкви и го-сударства регламентируются Конституцией РФ и «Законом о свободе совес¬ти», а, следовательно, они политически «окрашены». Природа данных отно-шений представлена в современной политической науке . Поэтому в ходе нашего исследования необходимо: определить место церкви и государства в современной ПСО, выявить их связи и взаимоотношения, раскрыть роль ка¬ждого в развитии современного общее 1ва, означить уровни и сферы взаимо¬действия как государства с церковью, 1ак и политики с религией. Мы учиты¬ваем, что логические пары государство-церковь и политика-религия контек¬стуально взаимосвязаны. Это проявляйся на следующих уровнях: социаль¬но-политическом и социально-мирово пренческом. Первый уровень предпо-
1 Основы социальной концепции Русской npd посланной Церкви // Официальный сайт Рус¬
ской Православной Церкви http:www.mosp2 Государственно-церковные отношения к России. М: Луч, 1993; Государственно-
церковные отношения в России. М.: РАГС, 1995; Государственно-церковные отношения
в России (опыт прошлого и современное сосюяние). М.: РАГС, 1996; Государство, рели¬
гия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень.—
М.: РАГС, 1998; История государственно-церковных отношений. Конституционно-
правовые основы вероисповедной политики и РОССИЙСКОЙ Федерации (сер 80-х — 90-
е годы XX века). М : РАГС, 2000 Одинцов М И Государство и церковь в России. XX век
М., 1994 и др
2U

лагает рассмотрение интересов государства и церкви (религиозных объеди¬нений), которые могут не всегда совпа 1ать, как в сфере внешней, так и внут¬ренней политики; второй уровень - сферу формирования ценностных ориен¬тации (воспитание, образование, культ)ра).
Необходимо заметить, что сего щя в мире идёт поиск современных форм связи религии и политики, которые позволят осуществлять демократи¬ческую политику. Это прослеживался на фоне возрастающего интереса к религии не только в России, но и во всем мире. Аналогично отмечается и ре¬шение общих вопросов на уровне как церковной, так и государственной вла¬сти. По мнению Л.А. Тихомирова меж гу властями - церковной и государст¬венной - может быть только два совершенно противоположных, но одинако¬во правильных соотношения: или чисто нравственный союз или полное отде¬ление церкви от государства (взаимное игнорирование). Все остальные типы взаимоотношений представляют или ложь, или компромисс, как ложны идеи подчинения церкви государству или i о.ударства церкви.
Сегодня в исследованиях понятие церковь периодически, в зависимо¬сти от анализа системы отношений, 4аменяется понятиями религиозные объ-единения или конфессия . В сфере по штических интересов эти отношения определяются уже через систему понятий политика и религия, где каждое представляет собой равнозначные формы общественного сознания (полити¬ческое сознание, религиозное сознание), нормы отношения (политическое отношение, религиозное отношение), мировоззренческие структуры. Так, на¬пример, когда речь идет об отношениях государства с церковью как институ¬том, употребляется понятие государственно-церковные отношения.
Оно предполагает, что как roq (арство, так и церковь выступают в данном случае как партнеры в решении вопросов общей заинтересованности.
1 См.: Тихомиров ЛА Монархическая юс> (арственность. М, 1990. С. 139; Боднар А Наука о политике. Варшава, 1984.
Подробнее см.: Государство и религиозные объединения. Материалы научно-практической конференции.- М: Межрелш иптьш совет России. 2002; Религия и государ¬ство в современной России. Научные юклады. Вып.18/Под ред. М.Б.Олкотт и А.В.Малашко - М.Московский Центр Kapnei и. 1997.
Г"

Это вне религиозные отношения в сфере экономической, политической, го-сударственной деятельности. В данном случае понятие церковь воспринима-ется как религиозный институт (с порций политико-правовой составляю¬щей), как религиозная организация или объединение (на мировоззренческом уровне, когда рассматривает особенности христианских течений, например, современный протестантизм), как конфессия (как сообщество верующих).
Министерство Юстиции РФ заре! истрировало на начало 2001-2002 гг. 30 религиозных организаций - церквей По данным государственного реестра это: Русская православная церковь, Русская православная автономная цер¬ковь, Русская православбная церковь за границей, Истинно-православная церковь, Русская православная свободная церковь, Украинская православная церковь (киевский патриархат), Русская православная старообрядческая цер¬ковь, Древне православная церковь, Поморская церковь, Единоверческая церковь, Римско-католическая церковь, Греко-католическая церковь, Армян¬ская православная церковь, Харизматические церкви,. Церковь полного еван¬гелия, Евангельско-лютеранская церковь, Церковь Ингрии, Другие евангель-ско-лютеранские церкви, Новоапостольская церковь, Методистская церковь, Реформаторская церковь, Пресвитерская церковь, Англиканская церковь, Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней (мормоны), Ассоциация «Церквей Объединения (Муна)», Церковь Божьей Матери Державная, Цер¬ковь Последнего Завета, Церковь Христа, Сайентологическая церковь (хри-стианская наука), Ассирийская церковь1. Поэтому, когда употребляется по¬нятие государственно-церковные отношения, то речь идет о системе право¬вых норм, регламентирующих данный вид общественных отношений. Дать расшифровку самого термина «симфония»
Православная традиция в России больше оперирует таким понятием, как «симфония государства и церкви», смысл которой состоит во взаимной поддержке и сотрудничестве. Исследование исторической составляющей, ко¬торое было сделано А.Н. Гуденицей, показало, что священнослужители под-
См.; Пчелинцев А.В, Ряховский В.В. Религиозные объединения. Свобода совести и ве¬роисповедания. М„ 2001. - С.406-408


чиняются государственной власти, а представители власти подчиняются священнослужителю как представителю власти духовной1. Он полагает, что механизм данного подчинения основан на различии субъектов власти.
Понятие государственно-религиошые отношения (где понятие «рели-гиозные» периодически заменяется на понятия - исламские, мусульманские ) не несет равнозначное значение составляющих, так как государство - инсти¬тут, религия - форма мировоззрения. Э го противопоставление продиктовано заменой понятия церковь, как отсутств) ющего факта в реальной жизни (цер-ковь и ислам - вещи не совместимые) Таким образом, система государство-религия не имеет смыслового и логического обоснования, так как государст¬во как институт строит свои отношения не с религией, а с соответствующим ей институтом.
Аналогично необходимо рассмотреть и понятие «церковь», когда его, чаще в периодической печати, чем в науке, распространяют не только на христианство, поэтому возникает необходимость ему равнозначной замены религиозных объединений мусульман. В данном случае используется поня¬тие «конфессия»3, которое на сегодняшний день законодательно не закрепле¬но. В научной сфере оно уже достаточно основательно утвердило себя через сферы, предметы и объекты исследования4. Это мы отмечаем и на публици¬стическом уровне . Понятие «конфессия» становится и обыденным в выступ¬лениях священнослужителей. Так, например: «Беспокойство вызывает по¬пытки вовлечь религиозные конфессии в политическую борьбу», - заявил
Гуденица А.Н. Правовой статус Русской Православной Церкви: нормативно-институциональные аспекты: Автореф. Дис канд юрид наук.- Р/Д, 2002, - С.21-22
См: Фаизов Г.В. Государственно-исламские отноешния: историко-философский и со-циологический анализ на материалах Башкирии и Татарии: Автореф дис.канд филос.наук,-М., 1993.
3 Конфессия (лат. Confession -исповедание вцчы) - вероисповедание. См.: Словарь ино-странных слов и выражений.- М, 2003.- С 311
Арзуманов И.А.Трансформация конфессией шного поля Забайкалья в ХХ-ХХ1веке. Ав-тореф.Дис. канд.философ.наук - Чита, 2004 i 5См.: Конфессии Нижегородской области: htlp "religio-nn narod.ru/konfes htm
29

Патриарх Алексий II на встрече с главой Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде, прошедшей в Баку !.
Понятие «конфессия» становится и «полем» политических разногла¬сий2. Так, например, в...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.