На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Государство и церковь в российском обществе XX столетия

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 25.11.11. Страниц: 173. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Ахмедов f Руслан Маратович
Государство и церковь в российском обществе XX столетия [Электронный ресурс]: Историке-правовое исследование : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)
Теория и история права и государства; история правовых учений
Государство и церковь в российском обществе
XX столетия
Казань 2001
Российская государственная библиотека, 2003 год (электронный текст).

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

На правах рукописи
АХМЕДОВ РУСЛАН МАРАТОВИЧ
Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование
Специалыгость 12.00.01 -теория и история права и государства;
история правовых учений
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор
Хабибулин А.Г.
Казань 2001

Содержание:
Введение 3-10
Глава 1. Государственно-церковные отношения в советском обществе:
историко-правовое исследование 11 - 58
§ I. Особенности взаимоотношений государства и церкви в период
становления советской государственности (1937 — 1940 гг.) 11-33
§ 2. Советское государство и религиозные объединения в периоды трансформации политико-правовых отношений (1941 - 1991 гг.)... 34- 58
Глава 2. Государство, церковь в условиях демократических перемен
конца XX века (1991 -2000 гг.) 59-131
§ I. Особенности взаимодействия государственных и церковных
институтов в посткоммунистической России 59-97
§ 2. Деятельность религиозных объединений в политической жизни
общества (1991 2000 гг.) 98-121
§ 3. Религиозные движения в современном российском
обществе 122 - 13 I
Заключение 132- 143
Список использованной литературы 144 - 170

Введение
Актуальность темы исследования. Активное обсуждение места и ро¬ли религии в нашем обществе началось несколько лет назад и постепенно за¬няло важное место в размышлениях о перспективах ее развития, прежде все¬го, в сфере государственно-церковных отношений. Причиной этого является крушение казенных «коммунистических» идеалов и ценностей, ориентация общества на религию, которая стала восприниматься как идеология, снаб¬жающая растерявшееся общество в период трансформации политико-правовых отношений нормами и ценностями, не подверженными коррозии временем и способными работать в «живом» повседневном сознании масс. Не будем забывать и о целенаправленной повседневной деятельности много¬численных религиозных проповедников. Столь же очевидно и то, что за по¬следние годы значительно усилилось влияние церквей на политическую жизнь государства, на решение руководителями светской и духовной власти России многочисленных мирских вопросов, возникающих в жизнедеятельно¬сти населения страны.
Поэтому не случайно, что проблемы религии усиленно обсуждаются в средствах массовой информации. Регулярно проводятся встречи, конферен¬ции, «круглые столы» с участием представителей государственных органов, религиозных объединений, научных кругов и общественности. В результате становятся понятными многие явления и процессы, связанные с изменив¬шимся образом религии в общественном сознании, уточнением ее роли в становлении отечественной государственности. Однако ситуация меняется так быстро и непредсказуемо, что прежние суждения и констатации устаре¬вают, даже не отвоевав себе зону влияния, постепенно выдвигаются новые проблемы, еще более сложные. В их числе, несомненно, и тема взаимосвязи религии и политики в России.
В России конца XX века, провозгласившей курс на демократизацию об¬щественных отношений и создание правового государства, коренным обра¬зом меняются отношения между государством как основным институтом по-

4
литическои системы и церковью. В этих условиях, когда религия играет все более заметную роль в жизни общества, чрезвычайно актуальной становится задача формирования новой концепции государственно-церковных отноше¬ний, которая отражена в принятой в декабре 1993 года Конституции Россий¬ской Федерации.
Сложность решения этой задачи в нашей стране определяется многими факторами и, прежде всего, здесь надо назвать исторический фактор.
Отношения между конфессиями и Российским государством строились в различные исторические периоды на разных принципах; союзничества и партнерства; подчинения церковной власти светским властям и полного ого¬сударствления самой Церкви и, наконец, отделения церкви от государства, лишения ее возможности заниматься благотворительной, культурно-просветительской, воспитательной деятельностью и т.д. Весь этот историче¬ский фон существенным образом довлеет над современными попытками ре¬шить вопрос: какими же должны быть эти отношения, какие принципы и ка¬кая историческая модель может (если вообще может) лежать в основе новой концепции государственно-церковных отношений?
Другим фактором можно считать незавершенность разработки законода¬тельной базы взаимоотношений государства и церкви в России конца XX ве¬ка. Конституция Российской Федерации 1993 года и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года, декларируя свет¬ский характер государства, оставляют немалый простор для произвольного толкования отдельных их статей, не предусматривают конкретных механиз¬мов их осуществления. Результатом этого является неудовлетворенность су¬ществующим законодательством как со стороны верующих, так и неверую¬щих, убежденность многих представителей различных церквей в несоблюде-нии прокламируемого государством принципа равенства всех религий. Под¬час практика реализации политики государства в отношении религиозных организаций такова, что одной части граждан она дает основание говорить о

5
клерикализации государственных и общественных институтов, другой - об ущемлении их религиозных свобод.
В-третьих, выработка новой базирующейся на принципах демократизма и нормах гражданского общества концепции взаимодействия институтов об¬щества, государства и религии затруднена также недостаточной разработан¬ностью концепции самой политики как таковой, которая бы адекватно отра¬жала содержание и характер политического процесса в Российской Федера¬ции, а главное - указывала бы перспективы его эволюции.
Состояние научной разработанности проблемы. Исследования про¬блемы взаимодействия государства и религии появились с того момента, как сформировалась религия.
В целом все исследования в области религии и духовно-нравственного развития можно разделить на несколько групп. Проблемы религии как фор¬мы общественного сознания освещаются в работах Г. Ван дер Леу, И. Ваха, М.Вебера, Э.Дюркгейма, А. Лукмана, В. Лосского, Р. Отто, В. Соловьева, Н. Струве, П. Сорокина, Ф. Хайлсра, А. Хомякова,М, Элиаде и др.
Вопросы духовного обновления общества изучаются в трудах Н.А. Бер¬дяева, Г.А. Кулыгиной, Б.В. Нечипорова, В.Н. Шердакова.
Проблемы религиозных объединений как социального института осве¬щены В.А. Алексеевым, М.Н. Бессовым, В.И. Гараджой, Н.С. Гордиенко, Н.П. Красниковым, Н.Смелзером, Р. Уитноу2.
Проблемы воздействия религии на духовно-нравственное развитие рос¬сийского общества в историческом контексте изучаются в работах В.Н. Бон-
1 Бердяев Н.А. О назначении человека, - М., 1993; Кулыгнна Г.А. Критика социальной концепции совре-менного русского православия: Дне. ... канд фил. наук. - М., 1980; Балсев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: изд-во Саратов, ун-та, I9SI: Псчнпорон Б.В. Введение в христианскую психологию. - М.: Школа-пресс, 1994; Шердаков В.Н. Евангельская нравственность и гуманизм. -Л,, 1967.
" Смелчер Н. Социология. - М. !ЧЧ4; Уитноу Р. Религия и политика в контексте концепций общественного развития. Т.З. - М,: Дедал ус, 1991: Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, ха¬рактер, тенденции, эволюция. (На материале отечественной истории послеоктябрьского периода XX веки): Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М, 1994; Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для сту¬дентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996; Гордиенко Н.С Современное русское православие. - Лениздат,|9К7; Красников Н.П Эволюция социально-ггнческих ветреный русскою православия. - М., 1986; Бессонова М.Н. Православие н паши дни. - М., 1980.

й
даренко, С.Л. Волгиной, И.А. Ильина, П.К. Курочкина, Л.Л. Морозова, B.C. Полосина, Д.В. Поспеловского, СИ. Симонова, П.Н. Ульянова.
Проблемы влияния религии на современное российское общество и го¬сударство наиболее полно представлены в научных трудах Ю.А, Бабинова, А.И. Барменкова, В.В. Бойко, И,М. Бочаровой, А.И. Введенского, В.И. Га-раджи, СВ. Джораевой, Ь.В. Дубина, И.Т. Каргиной, В,В. Клочкова, М.М. Копаницы, А. Кураева, В.А. Куроедова, Ф,К. Лауринайтиса, Г.XI. Лупарева, М.П. Мчедлова, М,И. Одинцова, В.В. Панюкова, В.В. Пашакова, А.А. Пере-дельского, Ф.М. Рудинского, Х.Х. Хасана, А.Б. Юнусовой и др.1.
В то же время очень мало теоретико-социологических исследований на эту тему, рассматривающих весь спектр общественных отношений между институтами государства и религии в России. В научной литературе слабо раскрывается периодизация взаимоотношений российского общества, госу-
1 Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия. - Харьков, 1988; Бойко ВВ. Социально-культурная деятельность РПЦ в современном российском обществе (1488-1997): Анторефераг дис. ... канд. фил. наук. - М., 1997; Ьочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспита¬ния; дне, ... канд. фил. наук, 1998; Кураев А. Православие и право. Церковь в советском государстве. - М„ 1997; Каргина И.Т, Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах XX века: сравнительно-социологический анализ: Автореферат дис. ... канд. социол. наук. - М., 1998, Гараджа В.И. Социология религии. - М.. 1995; Религиоведение. - М, 1995; Дубинин Б.В, Православие в социальном контексте./ Инф. бюллетень ВЦИОМ - 1996. - N° 6; Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи// Социологические исследования. - 1998. - № 6; Барменков А.И. Свобода совести н СССР. - М.; Мысль, 1986; Введенский А И. Церковь и государство: очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1418-1922 гг. М.. 192,3; Клочков В.В. Религия, государство. право. М.: Мысль, 1478; Закон и религия. С): государст¬венной религии в России к свободе соиистн в СССР. М.: Полит, лит-ра, 1982; Советское право и церковь. М., 1983; Социалистическое государство и религиозные организации. М.: Знание, 1984; Куроедов В.А, Религия и чакон. - М.: Знание, 1970; Сонетское государство и церковь, - М.: Знание. 1976, Религия и цер¬ковь в Советском государстве - М.: Политиздат, 1981; Религия и церковь в советском обществе. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1984; Одинцоа М.И. Государство и церковь; история взаимоотношений 1917-1938 ~г. - М.: Знание, 1991; Государство и церковь в России. XX век. - М: Луч, 1994; Религиозные организации в СССР накануне и а годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; Рудинский Ф.М. Институт свободы совести. - М., 1971; Хасан Х.Х. Свобода вероисповедания: религиозные права мусульман в Ислам¬ском обществе- 1995; Право на частную собственность в Исламе. - Новосибирск, 1996: Право на груд в Ис¬ламе, Новосибирск, 1996; Право на социальную защиту в Исламе - Новосибирск, 1996: Право на равенст¬во в Исламе. - Новосибирск, 1996; Право на жилище и безопасность в Исламе. - Новосибирск, 1996; Юн>-сова А.Б. Ислам в Башкортостане. ¦- Уфа, 1999; Пашакова ВВ. Церковь и государство в современном поли-тическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия: Автореферат дис... на соискание ученой сте¬пени кандидата политологических наук. ¦-¦ М., 1996; Лупарев Г.П. Правовое регулирование деятельности религиозных организации на территорий СНГ: Автореферат дис... на соискание ученой степени доктора юридических наук. - М, 1992; Лауринайгис Ф.К. Государствнно-правовое регулирование свободы совести а СССР: Автореферат лис... на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Киев. 1983: Пере¬дел ьс кий А.А. Церковь в политической организации общества: Дис... на соискание ученой степени кандида¬та философских наук. - М., 199!.Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом про¬цессе России ¦ опыт и проблемы нчаимодемствия: Дис... на соискание ученой степени кандидата политоло¬гических наук. - М., 1996; Джораева С.13, Государственно-церковные отношения и России (опыт философ-ско-историчсского анализа): Дис... на соискание ученой степени кандидата философских наук. М„ 1997; Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения н условиях России (нсторико-методологичеекий ана-лш): Дне... на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 1993.

7
дарства и религиозных объединений. В целом, несмотря на достаточно большой массив публикаций, посвященных изучению проблемы взаимодей¬ствия государства, общества и религиозных объединений, данная проблема¬тика имеет многочисленные неизученные вопросы. Так, к сожалению, прак¬тически отсутствуют обобщающие работы, посвященные особенностям и проблемам развития государственно-церковных отношений в России конца XX века с позиций сегодняшнего мировидения и миропонимания.
Что представляют собой в настоящее время государственно-церковные отношения в России? Как эти институты взаимодействуют между собой в демократической России конца XX века? Существуют ли условия для реали¬зации данных отношений? В каких сферах общества, на каких направлениях возможно воздействие институтов церкви и какова природа этого воздейст¬вия? Какие тенденции обозначились в данном процессе? Актуальность вы¬шеуказанных проблем, их теоретическая и практическая значимость, недос¬таточная разработанность, их комплексность, междисциплинарный характер определили выбор автором данной темы диссертационного исследования.
Объектом исследования выступают объективно складывающиеся пра¬воотношения в области взаимодействия институтов государства и церкви в их конкретных проявлениях в российском обществе XX столетия.
Предметом является изучение влияния государственно-церковных от¬ношений на российское общество XX столетия.
Цель работы заключается в комплексном анализе определенных про¬блем соотношения государства и церкви в России на основе обобщения ре-зультатов, полученных по данной тематике отечественными и зарубежными исследователями, включая достижения смежных с юриспруденцией дисцип¬лин. В диссертации предпринята попытка на базе накопленных наукой дан¬ных провести анализ основных аспектов взаимодействия и развития государ¬ства и церкви как двух важнейших институтов в жизнедеятельности россий¬ского общества XX столетия.
Цель работы определила следующие исследовательские задачи:

8
- показать социально-правовые предпосылки деятельности конфессий в современных условиях, соотношение религии и атеизма в россий¬ском обществе;
- выделить приоритетные направления деятельности государства и религиозных организаций в общественной жизни России;
- выявить правовые механизмы взаимодействия институтов государст¬ва и религиозных объединений;
- исследовать особенности развития и механизмы воздействия «нетра¬диционных» религиозных объединений на духовную жизнь России.
Методологической основой исследования послужили методы познания, выявленные и разработанные наукой и апробированные практикой. Из спе¬циальных методов в ходе исследования применялись: системный, структур¬но-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы, принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретно¬го, общего и особенного, единичного и уникального.
Теоретической базой диссертации послужили концептуальные поло¬жения основных теоретических учений, касающихся проблемы взаимодей¬ствия институтов государства и религии, а также результаты воздействия ре¬лигиозных объединений на духовную жизнь российского общества и внут¬реннюю и внешнюю политику государства.
Эмпирической базой исследования являются материалы периодики, за¬коны СССР, РСФСР, федеральные законы Российской Федерации, норма¬тивно-правовые акты государственных органов России, занимающихся раз¬решением вопросов, возникающих между институтами государства и церкви, церковные документы, материалы религиозных и научных конференции, средств массовой информации.
Научная новизна состоит в том, что в диссертационной работе:
- выявлены основные положения (перестройка политической системы;
утверждение демократии и свободы в обществе; резкое ухудшение социаль¬
ного положения россиян; экологический, идеологический и духовно-

9
нравственный кризисы; появление правового вакуума; правовой нигилизм), повлиявшие в последнее десятилетие на соотношения религии и атеизма в общественно-политической жизни России.
- выделены социально-правовые аспекты взаимодействия светской и ду¬
ховной власти России на протяжении XX века;
-обозначены и обоснованы основные этапы формирования государст¬венно-церковных отношений в духовно-нравственной жизни российского общества;
- раскрыты некоторые социальные аспекты активизации религиозных объединений в духовно-нравственной жизни российского общества, заклю¬чающейся в определенной тенденции к слиянию некоторых религиозных объединений (в частности, на примере православия) и государственной вла¬сти;
- проанализирован феномен «нетрадиционных» религиозных объедине¬ний, образовавшихся в результате демократических перемен в общественной жизни России конца XX века.
Теоретическое и практическое значения исследования. Теоретические обобщения и выводы, сделанные автором в работе, дополняют существуп-щие концепции и подходы в исследовании проблемы государственно-церковных отношений в современном российском обществе, являются теоре¬тической базой для дальнейших исследований.
Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут способст¬вовать дальнейшей разработке круга проблем, связанных с изучением влия¬ния религиозных объединений на духовно-нравственную жизнь общества, а также углубленному, более детальному осмыслению процессов, связанных с меняющейся религиозностью российского общества.
Теоретический, эмпирический материал может быть полезен в процессе преподавания курсов: «Теория государства и права», «Актуальные проблемы теории государства и права», «Политология», «Конституционное право Рос¬сийской Федерации», «История государства и права России»,

10
Материалы диссертации могут быть использованы в качестве информа¬ционно-справочного источника для тех, кто интересуется с проблемой взаи¬модействия институтов государства и религии в российском обществе.
Апробация работы. Основные положения диссертации были использо¬ваны автором в работе международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию со дня принятия ООН Всеобщей Декларации прав и свобод человека «Идеалы Всеобщей Декларации прав человека и современ¬ный мир», проходившей в г. Уфе в ноябре 1998 года, а также в выступлениях на российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиям» (апрель 2001 г.); республиканской научно-практической конфе¬ренции «Теоретические проблемы согласования законодательства Россий¬ской Федерации и Республики Башкортостан: проблемы истории, теории и практики)) (декабрь 2000 г.); вузовской научно-практической конференции «Государство российское на пороге нового тысячелетия» (декабрь 1999 г.); семинаре вузовском «Государство в составе Российской Федерации: теорети¬ко-методологические и правовые аспекты» (май 2000 г.). А также были об¬суждены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Уфим¬ского юридического института МВД России 4 сентября 2001 года и изложе¬ны в пяти публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, за¬ключения и списка использованной литературы,

II Глава 1. Государственно-церковные отношения в советском обществе:
историко-правовое исследование
§1. Особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления советской государственности (1917-1940 гг,)
В истории человечества путь к свободе совести был тернист и порой трагичен. Противоборство идеологий порождало политическую борьбу, час¬тые военные конфликты сопровождались репрессиями в отношении последо¬вателей тех или иных мировоззрений. Все это в конечном счете выражалось в установлении различных правовых форм государственно-церковных отно¬шений, что в свою очередь определяло степень достижения свободы совести и, главное, ее понимания.
В Советском Союзе процесс эволюции свободы совести был так же сложным, противоречивым, как и развитие законодательства, регулирующего ее осуществление. Провозглашенный большевиками курс на искоренение ре¬лигии из сознания народа превратил религию в объект методичной и целена¬правленной атеистической обработки. Политика советского правительства в отношении религии и верующего населения СССР четко придерживалась од¬ной и той же атеистической линии с 1918 по 1990 гг., при этом в пей можно выделить как периоды воинствующего атеизма, так и годы относительной, явно вынужденной терпимости к вере и верующим.
В настоящее время учеными предлагаются различные виды периодиза¬ции истории Отечества по истории развития политико-правовых отношений и государственности в России1. Автор, определяя периоды развития государ¬ства и права в России, за основу принял теоретическую разработку доктора юридических наук, профессора, член - корреспондента Академии естествен¬ных наук Российской Федерации, лауреата Государственной премии СИ.
1 Верт Н. История советского государства. 1900 1991. / Перевод с фр. - М., 1495. - 544 с: История Отече-ства: люди, идей, решения. Очерки истории России IX - начала XX века. /Сост. Мирошеико С.6. - М.; По-литиздат, 199] - 367 с; История Отечества, Новые подходы к содержанию предмета: Учебное пособие. , Под ред. Иванова Е.П, - Пскон, 1994. - 146 с: История России: Россия в мировой цивилизации: Учебное по¬собие. / Сост. и отв. ред. Радугин Л.А, - M.: Центр, 1998. - 352 с.

12
Чистякова1.
О.И. Чистяков, по мнению автора, наиболее полно отразил основные этапы развития политико-правовых отношений в общественной жизни стра¬ны, увязав каждый период со сменой политического курса руководством страны и принятием новелл в области законодательства.
В целом советский период развития государственного и общественно-политического устройства в России XX века начиная с 1917 года разделен на
2
девять периодов .
Первый этап связан с формированием Советского государства и права. Победив в октябре 1917 года, большевики поставили задачу ликвидации в стране национально-религиозного гнета, старых взаимоотношений между го¬сударством и церковью, сословных привилегий, юридического неравенства женщин и т.д.
Отменив законы Российской Империи и Временного правительства, Со¬ветское государство законодательно закрепило качественно новые отноше¬ния между государством и религиозными организациями, тем самым указав на собственное видение развития государственно-религиозных отношений, которые были определены рядом законодательных актов.
Первым законодательным актом Советской власти был Декрет «О зем¬ле», принятый 8 октября 1917 г. II Всероссийским съездом Советов, который утвердил, что: «Вся земля - государственная, удельная, кабинетская, мона¬стырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, обще¬ственная и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное дос¬тояние...»3. «Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастыр¬ские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными по¬стройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов...».4 В
1 История отечественного государства и права. Часть II: Учебник / Под ред. Чистякова О,И. - М.: БЕК, 1999.
-491 с.
" Там же.
" См.: Декреты Советской влип п. Г. 1. - М, 1957. -С. IS.
* Там же. - С. 17.

в Декрете также подчеркивается, что право пользования землей не может быть ограничено ни полом, ни национальностью, ни вероисповеданием.
«Декларацией прав народов России» от 2 (15) ноября ]917 г. отменены все и всякие национальные и религиозные ограничения. Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября отменяются привилегии дворянства, духовенства и купечества.
20 ноября J 917 г, Ленин подписывает обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором говорится о том, что: «... Отны¬не... верования и обычаи, ... национальные и культурные учреждения» всех мусульман «... объявляются свободными и неприкосновенными».
Декабрь 1917 года ознаменовался для мусульман, проживающих в Пет¬рограде и его окрестностях, первым в истории России легальным съездом. Выражая «чаяния всех российских мусульман», съезд обратился с просьбой в Совет Народных Комиссаров о возвращении верующим мусульманам одной из древнейшей и редчайшей рукописи - «Священного Корана Османа». Сов¬нарком РСФСР удовлетворил просьбу Краевого Мусульманского Съезда 9 декабря,
Согласно постановлению от 11 (24) декабря 1917 г, «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению» государству были переданы церковноприход¬ские школы, учительские семинарии, женские епархиальные училища, мис¬сионерские школы, что вывело из-под контроля церкви все учебные заведе¬ния.
Декретами ВЦИК и СНК от 16 (29) декабря 1917 г. «О расторжении бра¬ка» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 1 8 (31) декабря регистрация рождения, браков и смертей передавалась в руки государственных органов, а церковный брак утрачивал юридическую силу и был объявлен частным делом лиц, вступающих в брак, не влекущим за собой
1 Сборник Еюрмативкых актов по советскому государственному праву - М.: Юрид. лит-ра. 1984. - С. 14-15. " См.: Шарипов Ю. Декреты Смольного. // Итвестия. 1968. 18 января.
3 Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. - М.: Юрид. лит-ра. I 971. -С, 64-71

14
никаких юридических последствий1. Последующее юридическое закрепление данный принцип нашел в принятом 16 сентября 1918 г. Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, ко¬торый установил, что браки, совершенные по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождают никаких прав и обязанностей для вступивших в них лиц, если они не зарегистрированы затем в отделах запи¬сей актов гражданского состояния,
С января 1918 г. были упразднены должности законоучителей всех ве¬роисповеданий, ведомства придворного духовенства, управление духовного ведомства в армии, прекращается выдача государственных средств на нужды религиозных организаций,
Следующим документом, обеспечивающим законотворчество молодой республики в области свободы совести и отношений государства с религиоз¬ными организациями, явился Декрет СНК РСФСР от 23 (20) января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», известный боль-ше как «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» ,
Согласно Декрету каждому гражданину предоставляется возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, всякие право-лишения в связи с этим выбором отменялись. На территории республики за¬прещалось издавать местные законы, постановления, ограничивающие сво¬боду совести, устанавливающие какие-либо преимущества или привилегии на основании вероисповедного выбора граждан. Указания на религиозную принадлежность устранялись из официальных документов. Запрещалось ук¬лоняться от исполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои рели¬гиозные убеждения. Разрешалось свободное исполнение религиозных обря¬дов, если они не нарушали общественного порядка и не посягали на права граждан. Для удовлетворения религиозных потребностей верующим были переданы в бесплатное пользование здания и предметы культа.
1 См.: Сборник нормативных актов но советскому государственному праву. - М.: Юрид. лит-ра. 1484. -С.2!.
" См.: Законодательство а религиозных культах: Сборник материалов и докучен гон. М.\ Юрид. лит-ри, 1971.-С. 53-55.

15
По Декрету церковь отделялась от государства, упразднялись все преж¬ние формы союза церкви и государства. Налагается запрет на религиозные обряды и церемонии, проводимые ранее во время государственных и обще¬ственных мероприятий, отменяются религиозные клятвы и присяга. Религи¬озные общества объявлялись частными, не пользующимися какими-либо преимуществами и субсидиями от государства. Теперь они не имели права владеть собственностью, лишились прав юридического лица, все их имуще¬ство объявлялось народным достоянием. Также запрещаются принудитель-ные взыскания сборов и обложений в пользу религиозных обществ. Школа также отделяется от церкви, вводится государственная система светского об¬разования. Во всех учебных заведениях, где изучались общеобрачовательные предметы, запрещается преподавание религиозных вероучений.
Декрет, провозгласив свободу вероисповедания, уравняв в правах рели¬гии, закрепил право на свободу атеистических убеждений и стал основным и важнейшим источником советского законодательства в области свободы со¬вести того времени; послужил правовой базой для аналогичных декретов, из¬данных в декабре 1919 г. Украинской Советской Республикой, в 1921 г. -Грузинской, а в 1922 г. - Белорусской и Армянской Советскими Республика¬ми.
Из данного Декрета видно, что большевики не удержались в рамках светского, свободного государства с мировоззренческим плюрализмом, со¬скользнув к подмене «светского» - «атеистическим». Атеизм становится сим¬волом свободы государства от церкви, который в дальнейшем проявился во всех своих формах.
Проведение вышеуказанных нормативно-правовых актов в жизнь требо¬вало времени и особого подхода к верующему населению, что отмечалось Владимиром Лениным на VIII съезде РКП (б). Первоначально перед больше¬виками стояла задача добиться симпатий населения. Отсюда и тактика при¬знания за верующими прав на самостоятельное решение своих проблем, ко¬торая аккумулированно выражена в «Декларации прав народов России», об-

16 ращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», и некото¬рые впечатляющие акции в пользу верующих - возвращение мусульманам Корана халифа Османа, а также ряда культовых зданий.
Между тем духовенство России, священнослужители всех конфессий, религиозные учреждения продолжали жить жизнью своего народа, деля с ним испытания смутного и жестокого времени -революционного преобразо¬вания общества и государственного устройства.
После установления Советской власти православная церковь в лице По¬местного собора в спешном порядке приняла решение о восстановлении пат¬риаршества и об избрании патриарха, ликвидированных еще Петром I. 5 {18) ноября 1917 г. патриархом избирается митрополит Московский Тихон (в ми¬ру Василий Белавин), в прошлом активный деятель черносотенного «союза русского народа»1.
Поместный собор и новый глава РПЦ резко выступили против декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Сразу после опубликования декрета Поместный собор принимает два документа: поста¬новление и воззвание к верующим. Эти документы наряду с фактическим из¬вращением содержания и смысла декрета характеризовали его как продикто¬ванное «сатанинским умыслом» покушение на самое существо православной церкви, узаконивающее открытое на нее гонение. Они содержали в себе и предостережение относительно возможных его негативных последствий под предлогом отделения церкви от государства. В постановлении собора гово¬рилось, что Совет Народных Комиссаров пытается «сделать невозможным само существование храмов, церковных учреждений и духовенства. Под ви-дом отобрания церковных имуществ декрет стремится уничтожить самую возможность церковного богопочитания и богослужения... Православные храмы становятся собственностью всех граждан, без различия вероисповеда¬ния: христиан, евреев, магометан и язычников. Самые священные предметы поступают в распоряжение государственной власти, которая может либо пе-
1 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М.: Мысль, 1986. - С. 4!.

17
редавать, либо не передавать эти предметы церкви для использования... Раз уничтожается всякая собственность церкви... существование церквей, мона¬стырей и духовенства становится тем самым невозможным... Служители ал¬таря отстраняются от воспитания народа. Само преподавание закона божьего в школах - не только государственных, но и частных - не допускается, тем самым все духовно-учебные заведения обрекаются на закрытие... На основа¬нии всего изложенного Священный собор постановляет: 1. Декрет об отделе¬нии церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения. И всякое участие как в издании сего враждеб¬ного акта узаконивания, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной церкви и навлекает на виновных лиц православного вероисповедания тягчайшие церковные кары, вплоть до отлу¬чения от церкви»1.
Постановление собора было написано в официачьном тоне, содержало многочисленные ссылки на решения вселенских соборов и нормы канониче¬ского права. Поэтому для мобилизации населения на борьбу против Совет¬ской власти одновременно с постановлением собор принял особое воззвание к православному народу, в котором в популярной форме изложил содержа¬ние постановления и сформулировал свой призыв: «Объединяйтесь же, пра¬вославные, объединяйтесь, все мужчины и женщины, старые и малые, для защиты наших заветных святынь, ибо «правители народные» хотят отнять у народа это божие достояние. Оберегайте храмы божие, не попустите их пе¬рейти в дерзкие и нечистые руки неверующих, не попустите свершиться это-му страшному святотатству» . Иерархи не удержались и от провокационного, особенно в тех революционных условиях, призыва к вооруженному сопро¬тивлению: «Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученичества, чем допустить веру православную врагам на поругание» .
1 Церковные ведомости. - 1918. ¦ № 3,4. -С. 19-20. 3Там же. -С. 21-22. Там же.-С. 22.

18
Этими документами церковь, по сути дела, объявила войну Советской власти. На местах, в епархиях, были организованы движения, направленные на противодействие осуществлению декрета, то и дело возникали стычки, конфликты между органами Советской власти и подстрекаемым духовенст¬вом населением.
Ветер свободы 1917 года, ворвавшись в мусульманский мир России, раз¬дул тлеющие в нем искры внутренних противоречий, которые обусловили пестроту общественно-политического движения мусульманских народов.
С мая 1917 по январь 1918 в Москве проходят Всероссийские съезды мусульман, где осуждается политика Временного правительства по отноше¬нию к инородцам; выдвигаются требования об автономии «тюрко-татарских мусульман внутренней России и Сибири»; создаются: «Национальный совет» (Милли меджилис) - как представительный орган «тюрко-татарской нации», «Национальное собрание» (Милли идара) - как исполнительный орган, «Ин-комус» — исполнительный комитет Всероссийского мусульманского нацио-нального совета, «Харби Шуро» - Всероссийский мусульманский военный совет и обсуждается вопрос провозглашения Волжско-Уральских штатов со столицей в Казани .
Возможность положительного решения вопроса о Волжско-Уральских штатах и чрезмерная политическая активность мусульманской части населе¬ния России активизировали деятельность большевистского Наркомнаца. Вскоре после разгона Учредительного собрания 27 января 1918 г. был учре¬жден Комиссариат по делам внутренней России (так называемый татаро-башкирский комиссариат) при Народном комиссариате по национальным де¬лам, который 24 марта издает Декрет о ликвидации «Харби Шуро» и идеи Волжско-Уральских штатов как идеи буржуазно-демократического государ¬ственного устройства мусульман России.
См. подробнее: [Онусова А.Ь Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. -С. 97-49.

19
С января по апрель 1918 г. большевики проводят аресты в Крыму, рас¬стреливают активных членов «Милли фирка». 21 апреля постановлением Наркомнаца и Татаро-Башкирского комиссариата ликвидирован «Милли идара», закрывается печатный орган Национального управления мусульман -журнал «Мухтариат».
Действия большевиков вызвали смятение и возмущение среди россий¬ских мусульман, отразившиеся в телеграмме с протестом, направленной 14 марта 1918 г. в адрес Президиума Съезда Советов и СНК1,
Говоря о двух большевистских декретах - «Об отделении церкви от го¬сударства и школы от церкви» и о передаче решения всех мусульманских во¬просов в руки Комиссариата по делам мусульман, представители мусульман¬ского духовенства со страниц газеты «Курят» подчеркивали, что: «Для Рос¬сии Декрет отделения церкви от государства необходим и правилен. Для та¬тарского же народа, народа неграмотного, раздробленного, только что начи¬нающего жить, этот декрет имеет обратную силу. Православие служило рус¬скому правительству на протяжении 10 веков, укрепляя его силу и мощь. Мы только начинаем жить и нам еще предстоит присоединить религию к нации, Нам необходимо создать автономные тюрко-татарские штаты, а это можно сделать лишь при помощи Ислама. Если же... выбросить религию из стен та¬тарских школ, если Ислам отделить от татарской нации - нашим надеждам на самостоятельность не суждено сбыться. Единение Ислама с татарской на¬цией - залог успешного процветания вновь нарождающихся тюрко-татарских мусульманских штатов»2.
Последующие положения партии и Декрета от 23 января 1918 г. «Об от¬делении церкви от государства и школы от церкви» нашли отражение в пер¬вой Советской Конституции -Конституции РСФСР, принятой 10 июня 1918 года V Всероссийским съездом Советов, которая явилась сводным итогом преобразования первого периода истории советской государственности.
См. подробнее: Юнусова А.К. Указ, работа, С. 100-101, 2 Там же.-С. 102.

20
Первая Советская Конституция обобщила, хотя весьма и небольшой, большевистский опыт государственного строительства в России. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с 3917 года, не исключе¬нием стали и вопросы осуществления свободы совести (ст. ст, 13, 64),
Таким образом, впервые в истории России начала XX века свобода со¬вести была возведена в ранг конституционной нормы.
С 1918 года большевики, вопреки своим же теоретическим установкам о необходимости единства верующих и неверующих, «за создание рая на зем-
2
ле» , начали проводить политику, направленную на ускоренную ликвидацию религии, борьба с которой из идеологической плоскости перешла в полити¬ческую. Как известно, это привело к осложнению государственно-церковных отношений. Далеко не последнюю роль в этом сыграло и неприятие руково¬дством Советского государства практически всех религиозных организаций, и, прежде всего, Русской православной церкви.
Поэтому дальнейшее противостояние конфессии и Советского государ¬ства приобрело наиболее ясно выраженные формы в период гражданской войны (1918-1920 годы, с которым связан второй период развития Советско¬го государства и права).
Оказывая всемерную поддержку внутренней контрреволюции, церковь квалифицировала борьбу с Советской властью как борьбу за святыни право¬славия, за «веру и отечество», именуя белогвардейцев не иначе, как «христо¬любивым воинством», «крестоносцами». На средства церкви были сформи¬рованы воинские подразделения, типа полков «Христа-спасителя», «Богоро¬дицы». В Сибири, например, в период колчаковщины было организовано так называемое «крестоностное движение», участники которого образовывали воинские формирования с обязательным ношением христианской атрибутики типа восьмиконечного креста.
1 Сч: История отечественного государства н права. Часть 1: Учебник / Под ред. Чистякова О.И. -М.: изд-во
БЕК. 1999. -С. 54.
" Ленин В.И. Социализм и религия /J Поли. собр. соч.: Т. 12. С. 145.
3 История отечественного государства и права. Часть I: Учебник / Под ред. Чистякова О.И. - М.; ичд-во ЬСК,
1999.-491 с.

21
С другой стороны, отнюдь не все духовенство оказалось по ту сторону баррикад. Значительная его часть попыталась «вписаться» в новую ситуа¬цию, одни по соображениям конъюнктуры, другие, искренне выражая инте¬ресы своей многочисленной паствы, увидавшей в революции освобождение от былого угнетения, поверивших в ее спасительную миссию. Поэтому внут¬ри религиозных организаций начался «раскол», оформление различных на¬правлений в зависимости от отношения к новым государственным порядкам, результатом чего явилась разразившаяся борьба за власть внутри религиоз¬ных объединений.
Руководству Советской власти борьба среди конфессий была на руку. Признав в 1920 году, что «религию не сможет разрушить никакой другой ап¬парат, кроме аппарата ВЧК»1, чекисты взяли курс на разложение церквей. Поддерживая деятельность обновленческих течений в конфессиях, органы политического надзора использовали все средства, способствовавшие рас¬членению конфессии на враждующие между собой группировки, с тем, что¬бы они перестали быть силой, духовно противостоящей большевистской дик¬татуре.
Руководство церквей начало периодически выступать с «посланиями» и «обращениями», в которых стремилось предотвратить междоусобную враж¬ду, отречься от фактов поддержки церковью антигосударственных сил одной из враждующих сторон, снять с себя обвинения в контрреволюционности. В этой связи стоит обратиться к «Постановлению» патриарха Тихона, с кото¬рым он выступил 25 сентября (3 октября 1919 г.) В нем говорилось, в частно¬сти, о пастырском назидании «о прекращении распрей и раздоров»; конста-тировалось, что «служители и глашатаи Христовой истины» несправедливо «подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контр¬революции»; утверждалось, что «установление той или иной формы правле¬ния не дело церкви, а самого народа», отметалось «голословное» обвинение в
1 Васильева О.Ю., Горинов ММ. Не стесняясь никакими средствами: Материалы КОМИССИИ ЦК РКП (б) по вопросам отделения церкви от государства Октябрь-декабрь 1922 г. // Исторический архив. - 1993. ¦ № 2 С. 76-89.

22
том, что церковь поддерживает иностранное вмешательство, и про-возглашалось, что: «...никто и ничто не спасет Россию от нестроения и раз-рухи... пока сам народ не очистится в купели покаяния».
Период с 1918 по 1920 гг. связан в истории государства российского с гражданской войной, иностранной интервенцией и «военным коммунизмом». Касаясь развития права, необходимо отметить, что именно в этот период ме¬няются источники права, запрещаются ссылки на законы свергнутых прави¬тельств.
Дело в том, что в мусульманских районах страны - на Северном Кавказе и в Средней Азии до революции признавалось действие мусульманского пра¬ва - шариата и обычного права ~ адата. Поэтому Советской власти путем кропотливой разъяснительной работы, методом уступок, а также созданием, наряду с обычными советскими судами, шариатских и адатских судов, необходимо было убедить массы мусульман в преимуществе новых законов над старыми, советских судов над шариатскими,
Параллельно происходило расширение советского законодательства и его первоначальная кодификация .
К началу 1921 года гражданская война в нашей стране в основном за¬кончилась и начался подъем экономики. Стали закладываться основы обра¬зования Союза Советских Социалистических Республик, и с этим связан тре¬тий этап трансформации общественно-политической жизни страны (1921 -1929 гг.)3, который в учебниках по истории именуется периодом НЭПа.
Обрушившийся неслыханной по тяжести голод в начале 20-х годов, ох¬вативший 34 губернии с населением в 30 млн. человек , заставил политичес¬кое руководство партии и государства обратить свои взоры к церковным ценностям с тем, чтобы обменять их на хлеб за границей.
Распоряжение Высшей Церковной власти. - Вятка, 1919, - № 21-22.
3 Уже во второй половине !9!8 года в РСФСР выходят два первых кодекса: Кодекс законов об актах граж¬данского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законон о труде.
3 История отечественного государства и права. Часть I: Учебник / Под ред. Чистякова О.И. М.: щд-но БЬК,
1999, -491 с.
4 См.: Ьарменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1986. - С. 108.

23
2 января 1922 года Президиум ВЦИК принимает постановление «О лик¬видации церковного имущества», в котором делаются первые наметки плана по продаже церковных ценностей за границу.
Начатая кампания по изъятию церковных ценностей приняла принципи¬ально отличительный от первоначального замысла характер. Власти решили сразу «убить двух зайцев» - получить средства на борьбу с голодом и нанес¬ти удар по религиозным объединениям, и в первую очередь по РПЦ.
В феврале 1922 года в своем воззвании патриарх Тихон допускает воз¬можность «использовать драгоценные вещи,., не имеющие богослужебного употребления... на помощь голодающим»1. А 26 февраля ВЦИК принимает Декрет «Об изъятии церковных ценностей для борьбы с голодом», в котором предписывалось местным Советам «...в месячный срок... изъять из церковных имуществ...все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие которых не может существенно затронуть интересы самого культа.,.»". При этом некорректная формулировка в постановлении «объемов» экспроприа-ции привела к изъятию всего церковного имущества.
События в Шуе, происходившие в начале марта 1922 года, привели к че¬ловеческим жертвам, результатом которых послужило изъятие цеиносгеи из православных церквей. Это явилось дополнительным толчком для широкого наступления на церковь. Ленин в секретном письме В.М. Молотову и для членов Политбюро 19 марта 1922 года заявил, что «шуйский инцидент» -«...не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный мо¬мент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприя¬теля наголову... Позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной мо¬мент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких кре-стьянских масс, который бы обеспечивал нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью
Церковные ведомости. - 1922. ¦ № 6-7. - С. 2. Известия ВЦИК. 1922 г, 26 февраля.

24
на нашей стороне... Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его со¬противление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение не¬скольких десятилетий... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстре¬лять, тем лучше.,.» .
И с мая 1922 года начинается активное вмешательство партии и госу¬дарства во внутренние дела церквей. Это стало проявляться не только в под¬держке обновленческого движения, но и в дискриминации ряда конфессий. Так, с помощью священнослужителей в Москве и Петрограде: А.И. Введен¬ского, В.Д. Красницкого, епископа Антонина (Грановского), которые были недовольны своим церковным положением и рвались к руководству РПЦ, было поддержано так называемое обновленческое движение в Русской пра¬вославной церкви.
Однако в целом кампания по разрушению единства конфессии, устране¬нию ее руководства и замене более лояльными новому режиму власти свя¬щеннослужителями - обновленцами, несмотря на активную поддержку по¬следних государственными органами, потерпела, оценивая ее в целом, неуда¬чу, Примером тому является «Тихоновское», или ортодоксальное, направле¬ние в РПЦ, которое не только доказало свое право на существование среди прочих других, но и вернула себе в конце 20-х годов господствующие пози¬ции среди духовенства, опираясь на поддержку православных верующих.
Лояльное отношение Советской власти к мусульманам в этот период по¬зволило провести в июне 1923 г. в Уфе съезд по решению многочисленных проблем российского мусульманства. По окончании работы съезда была принята резолюция по вопросам отношений мусульман: к Советской власти и ее врагам; к советской школе; о преподавании религии, а также «Обраще¬ние к братьям мусульманам, живущим в разных частях земного шара».
1 Ленин В.И. Письмо В.М. Модотоыу лля членов Политоюро ЦК РКП (б) 19 марта 1У22 i Известия ЦК КПСС. 1990.-№-1. С. 190-193.

25
Эти документы свидетельствовали о лояльности мусульманского духовенст¬ва и руководителей духовного управления к Советской власти, готовности сотрудничать с ней в решении социально-экономических проблем страны. Вместе с тем съезд настойчиво стал проводить линию на восстановление ос¬нов мусульманского образа жизни и мышления, защиту культурных и соци¬альных интересов мусульманских народов России, Характерны в этом отно¬шении две резолюции по вопросам образования. Одна - об отношении к со¬ветской школе, в витиеватых выражениях приветствовавшая обязательное всеобщее обучение, в том числе женское; другая о преподавании религии, настаивавшая на требовании восстановить преподавание основ мусульман¬ского вероучения в религиозных школах .
Желая сохранить спокойствие среди многочисленного мусульманского населения страны, Советское правительство было вынуждено пойти на встречу решениям съезда, в частности, на некоторые уступки в вопросе пре¬подавания религии. В октябре 1923 г. ЦИК и СНК СССР приняли постанов¬ление об основах мусульманского вероучения в воскресных школах.
Разрешение преподавания мусульманского вероучения было последней уступкой в религиозном вопросе со стороны властей. В дальнейшем был принят ряд подзаконных актов и инструкции, которые свели на нет возмож¬ность реализации постановления ЦИК и СНК СССР.
В середине 20-х годов православное духовенство все больше и больше заявляет о своей лояльности к Советской власти. Ни о какой антисоветской позиции широких масс верующих и большинства священнослужителей уже не могло быть и речи, Сам патриарх Тихон в своем предсмертном послании призвал «подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть»^. Нормали¬зация церковно-государственных отношений нашла свое дальнейшее отра¬жение при преемнике патриарха Тихона местоблюстителе патриаршего пре¬стола митрополите (а позднее и патриархе) Сергии (Страгородском), который
1 См. подробнее: Юнусова А.Б. Ук.п работа, - С. 134.
2 Декларация митрополита Сергия (1СШ г.): споры и оценки У Наука и религия; №4. - 1991. - С. 5-6.

26
решительно выступил против тех представителей духовенства, которые стремились вернуть церковь на путь борьбы с Советской властью. В посла¬нии пастырям и пастве от 29 июня 1927 г. он осудил этих церковных деяте¬лей. Вместе с тем для консолидации церкви митрополит Сергий считал не менее важным выбить почву из-под ног обновленцев, перехватить у них ини¬циативу в деле идейной переориентации церкви в сторону компромисса с Советской властью. Поэтому в конце своего послания Сергий формулирует социально-политическую установку, которая становится определяющей в деятельности православной церкви на все последующие годы и постоянно воспроизводится во многих статьях и официальных документах современной Русской православной церкви, включая документы Поместного собора, по¬священного празднованию 1000-летия крещения Руси 5-9 июня 1988 г.
Таким образом, митрополит Сергий от принципа аполитичности перехо¬дит к концепции лояльного сотрудничества с Советской властью.
Начиная с 1929 года повсеместное закрытие и снос приходских храмов и монастырей приобретают массовый характер. Изначальный атеизм коммуни¬стической идеологии на исходе второго десятилетия Советской власти стал перерождаться в своеобразный, притом весьма зловещий культ. Эта новая извращенная религия, пронизавшая все и вся, объявила беспрецедентную войну традиционным религиям и церквям.
В конце 1920-х годов сознание людей в значительной мере уже было подготовлено к восприятию такой официальной идеологии, подвергавшей осуждению всякое иное мировоззрение, т.к. насаждением воинствующего безбожия занимались практически все государственные учреждения, а борь¬ба с религией захватила все стороны жизни. Естественно, в этих условиях долго не могла осуществляться идея о реализации принципа свободы совес¬ти. Партийный аппарат, взяв на себя функции государственной власти, под¬менил государственно-церковные отношения партийным подходом к рели¬гии, известным ленинским положением, что религия не есть частное дело коммуниста, которое стало, по существу, государственным отношением к

27 церкви. Такой подход проявился и в отказе от регистрации религиозных об¬щин, волевом закрытии молитвенных зданий и т.д.
К 1928 году почти прекратился выпуск церковной литературы. В то >ге время увеличиваются тиражи газет «Безбожник», «Антирелигиозник», «Де¬ревенский безбожник» и прочая подобная пропагандистская продукция.
С 1928-29 годах, в том числе и под влиянием атеистической пропаганды, музейные органы взялись сокращать списки охраняемых культовых памят¬ников. На одном из пленумов Союза Безбожников с удовлетворением отме¬чалось, что; «Главнаука за последнее время пересмотрела все памятники, подлежащие охране под нашим углом зрения, и из 7 тысяч памятников, кото¬рые числились по спискам Главнауки, мы сохраним только 1 тысячу. Это значительное продвижение вперед»1.
17 сентября 1928 года издается постановление ВЦИК о передаче культо¬вых зданий культурно-просветительским учреждениям. Постановление пре¬дусматривало либо добровольную передачу верующими культовых зданий, либо использование под культурно-просветительскую работу помещений «пустующих» церквей, монастырей и мечетей. О конфискации в постановле¬нии не говорится. На деле же началась массовая кампания по конфискации недвижимости у церкви, проводившаяся под видом добровольной передачи верующими культовых зданий под школы и клубы.
Передача культовых зданий культпросветучреждениям шла параллельно с арестами духовенства. Тысячи служителей религии были обвинены по ст. 58 УК РСФСР" и сосланы на Урал и в Сибирь.
До 1929 г. ни один закон не предусматривал явного вмешательства госу¬дарства в дела церкви, юридически сохранялась иллюзия свободы совести и независимости церкви от государства. Декрет об отделении церкви от госу¬дарства был единственным (кроме конституционных статей) общегосударст¬венным законом, составляющим основу религиозной политики страны.
Аншрелипюзник. - 1930. - № 5. - С. 110.
" Спиьм ?8 УК РСФСР образует раздел 1. Контрреволюционные преступления и содержит 14 аб-шк;в ¦¦ УК
РСФСТ редакции 1026 шла - М.: Синеакие чаконидательепю, 1932. -С. 40-51

28
8 апреля 1929 года издается постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О
религиозных объединениях»1, дополненное инструкциями НКВД областей и республик. Постановлением законодательно закреплено ставшее к этому времени господствующим мнение о том, что религиозные общества не впра¬ве заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлетворением религиозных потребностей верующих преимущественно в рамках молитвен¬ного здания, и что следует «вытеснить» религиозные объединения из всех сфер общества, где до этого они имели право действовать, и запретить им ка¬кой-либо «выход» в общество. Одновременно деятельность религиозных ор-ганизаций и в части удовлетворения религиозных потребностей граждан бы¬ла обставлена множеством ограничительных и регламентирующих условий. Например, общие собрания религиозных обществ и групп верующих могли происходить только с разрешения местных органов власти (п. 12). Кроме то¬го, религиозным объединениям запрещалось «создавать кассы взаимопомо¬щи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться на¬ходящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей» (п.1 7). Более того, поста¬новлением запрещалось иметь в молитвенных зданиях книги, кроме тех, ко¬торые «необходимы для отправления данного культа».
Постановление «О религиозных объединениях» 1929 года, хотя и под¬вергалось в дальнейшем уточнению, редактированию, дополнению, в целом сохранялось как действующее вплоть до принятия Верховным Советом СССР 1 октября 1990 года Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Столь длительное действие данного постановления имело тяжелые последствия для нормального функционирования и развития госу¬дарственно-церковных отношений в нашей стране.
Именно с конца 20-х начала 30-х годов «изживание и борьба с религией» становятся самоцелью в деятельности коммунистической партии, ставшей у
О религиозных объединениях: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. // Законодательст¬во о религиозных культах (сборник материалов и документов), - М.: Юрид, лит-ра, 1971. С. 83-97.

29
руля Советского государства. В мае 1929 года вносится изменение в статью 4 Конституции РСФСР1, которая теперь подменяет свободу религиозной про¬паганды на свободу религиозных исповеданий (оставляя в неприкосновенно¬сти право антирелигиозной пропаганды).
Это явное отступление от принципа свободы совести получает мощное идеологическое обоснование на втором съезде Союза безбожников, который проходил в середине 1929 года . Съезд проходил под откровенным лозунгом: «Борьба против религии - борьба за социализм». В резолюции съезда был вынесен окончательный «приговор» религиозным организациям утверждени¬ем о том, что они «...являются по существу политической агентурой и поли¬тическим аппаратом враждебных пролетариату классовых группировок внутри нашей страны и международной буржуазии»". Население призыва¬лось в поход на религию. Также было оформлено детское безбожное движе¬ние - «Юные безбожники».
Воинствующий атеизм, ежедневно внедряемый в умы по радио, в лекци¬ях, на уроках, заполнивший кинозалы, музейные экспозиции, книги, газеты и журналы, делал свое дело - подспудно или сознательно, чтобы приспосо¬биться к новым условиям, у людей, особенно среди молодежи, вырабатыва¬лось равнодушное, а порой и враждебное отношение к монастырям, храмам, иконам, церковным праздникам.
Так, за исторически короткий срок в народе удалось создать значитель¬ный слой людей, поощрявших самые дикие «антирелигиозные» акции вла¬стей.
Жертвами такой политики стали все религиозные конфессии. Если «за период с 1917 по 1930 гг. было закрыто 15 988 культовых зданий, то за время
1 XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР//Бюллетень, Л* 16. -М., 1929.-С. 45.
1 За несколько лет эта организация выросла из скромного общества друзей газеты «Безбожник» а мощней¬шую политическую силу, с числом членои более 5 миллионов человек. // Б.Н. Коновалов К массовому arc-иэму.-М.: Наука, 1974,-С. 103. 1 Резолюции Второго Всероссийского съезди воинствующих безбожников. - М.: Безбожник, 1929. - С. - 4.

30
с 1931 по 1936 гг. было закрыто 25 303 здания. Да и из них примерно еще 10 000 было закрыто административным путем»1.
Основными итогами развития данного периода стало образование СССР с новой правовой системой и принятие Конституции СССР, которая явилась новым этапом в истории советского конституционного строительства.
Для 30-х годов характерен процесс дальнейшего ограничения сферы деятельности религиозных организаций, их центров, духовенства и верую¬щих. Ученые это время назвали периодом ломки общественных отношений и длился он с 1930 по 1941 годы (четвертый период развития советского госу-дарства и права).
Конституция СССР 1936 года приблизила государственный строй СССР к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до кон¬ца. Это коснулось и статей Конституции. Так, если Конституция 1918 г. при¬знавала за всеми гражданами равное право как на религиозную, так и антире¬лигиозную пропаганду, то в Конституции 1936 г. за религиозными организа¬циями и верующими признавалось лишь право на свободу отправления рели¬гиозных культов, пропаганда религиозных учений и взглядов исключалась^
В этот же период в стране получил широкое хождение тезис о том, что недостатки и промахи в экономической, социально-политической и идеоло¬гической сферах связаны исключительно с извращениями политики центра на местах. В действительности же все дело заключалось в том, что «на мес¬тах» обычно старались полностью выполнить указания, идущие «сверху», без учета местных исторических, географических, национальных и т.п. условий. Как правило, это приводило к тяжелым последствиям, но виновников обычно искали только «на местах». Эта «централ и стекая» политика всегда была ха-рактерна для русской государственности, но в условиях командно-административной системы она приобрела более уродливые формы, когда
1 Одинцов МИ. На пути к свободе совести: ич истории создания общесоюзного чакона о религиозных орга¬
низациях. - С. 192.
2 История отечественного государств и права Часть I: Учебник/ Под рсл. Чистяковы О.И, VI : нчл-во ГЛ К.
1499.- 491 с
1 См.: Государство Российское: власть и общество: Сборник документов - М.: МГУ, 1996. - С. _>69-j74.

31
провалы в экономике, идеологии списывались на счет «неправильной» поли¬тики «на местах», достижения же - присваивались центром.
Это в полной мере относится и к религиозному вопросу. Массовые за¬крытия церквей (зачастую их разрушение), необоснованные репрессии и произвол по отношению к духовенству и рядовым верующим выдавались за «перегибы на местах», «правильную, научно-обоснованную» политику пра¬вящей коммунистической партии и Советского государства. В действитель¬ности же на местах с рвением и усердием проводили в жизнь «революцион¬ную» политику партии и правительства. Всякое решение местных органов власти, резолюций собраний по поводу закрытия церквей, мечетей, молит¬венных домов или высылки священнослужителей и наиболее ретивых ве¬рующих, которые рассматривались исключительно как «контрреволюцион¬ные элементы», подлежало обязательному утверждению вышестоящими ор¬ганами, включая и центральные. В 1938 году перестала функционировать по-стоянная комиссия по делам религиозных культов при ВЦИК, который был единственным органом, призванным осуществлять контроль над исполнени¬ем законов в области государственно-религиозных отношений, куда верую¬щие хотя бы формально могли обращаться с просьбами или с жалобами на произвол местных властей.
1937 год ознаменовался Всесоюзной переписью населения, где содержа¬лись вопросы и об отношении к религии. Перепись и ее документация нахо¬дились под непосредственным, строжайшим контролем И.В. Сталина.
Руководство советской власти, проводя данную перепись населения, рассчитывало получить подтверждение одного из «радужных» прогнозов - о массовом отходе населения от религии. Однако уже первые сообщения с мест о ходе переписи показали, что вопрос этот стал предметом острых кон¬фликтных столкновений. Выбирая альтернативу «верующий-неверующий», люди нередко попадали в острые конфликтные ситуации не только с пред-

32
ставителями официальной власти, но и с родными, близкими1.
Опрос населения проводился начиная с 16 лет, с разграничением во всех возрастных группах на грамотных и неграмотных. Данные показали, что ср.> ди грамотных веруют 44 % человек, а среди неграмотных - 74 %. Всего же было опрошено 68 473 289 человек, из них 30 862 087 заявили о своей вере в Бога2.
Сведения, собранные переписью, выявили большое разнообразие веро¬исповеданий. Только основных направлений в религии было зафиксировано девять: православные, армяно-грегориане, католики, протестанты, мусульма¬не, иудеи, буддисты, ламаисты, шаманисты. Естественно, что самой распро¬страненной религией было христианство разных направлений, ведущим сре¬ди которых было православие: православных оказалось 24,4 млн из 30,9 м.ьн верующих, католики составили 326,8 тыс., протестанты - 403,8 тыс., армяно-грегориане - 52,3 тыс. Следующим по числу приверженцев был ислам - 2,5 млн. На территории страны переписью зарегистрировано 189 тыс. иудеев, 22 тыс. буддистов-ламаистов и 4,2 тыс, шаманистов. Верующих среди женщин было в полтора раза больше, чем среди мужчин3.
Данные переписи поднимали завесу над тщательно скрываемой тайной -огромных потерь населения в первой половине 30-х гг. в результате массо¬вых репрессий. Вместо ожидаемых, согласно прогнозу Госплана, 180 млн. человек перепись зафиксировала 162 млн. На эти факты власти довольно просто отреагировали: перепись была объявлена дефектной, а ее организато¬ры были репрессированы. Многие из них расстреляны.
Репрессии, проводимые в отношении священнослужителей, к концу 30-х годов привели к исчезновению буддистской сакхи (монашеской общины), в результате чего в Калмыкии не осталось ни одного хурула или молельного дома, в Бурятии были разрушены все дацаны, а в Туве не осталось ни одного храма (хурэ).
См. подробнее: Жиромская ВГ> ((Православный христианин» и «гражданин российской державы» ¦¦ Наука и религия, Х»Ч, 1993.-С. 14-16. Там -же. - С. 16. 1 Там же. - С. 16.

33
Таким образом наступила обстановка разгула антирелигиозной истерии к концу 30-х началу 40-х гг. Общество, государство и церковь находились в состоянии крайнего противостояния, разделившись на два противоборст¬вующих лагеря, в виде «общество + государство» и «общество + церковь». Причем первый лагерь находился в крайне выгодном положении по отноше¬нию ко второму, результатом которого явилась поддержка доктрины госу¬дарственного атеизма руководством Советской власти.

34
§2. Советское государство и религиозные объединения в периоды трансформации политико-правовых отношений (1941-1991 гг.)
С 1941 по 1991 гг. взаимоотношения общества, государства и религиоз¬ных объединений пережили также несколько периодов трансформации поли¬тико...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.