На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Защита прав потребителей в системе охранительных гражданских правоотношений

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 25.11.11. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7
1.1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 7
1.2. Подсудность дел о защите прав потребителей 9
1.3. Определение круга лиц, участвующих в деле 13
1.4. Особенности судебных составов по делам в защиту неопределенного круга лиц 21
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 24
2.1. Определение предмета доказывания 24
2.2. Бремя допустимости 39
2.3. Допустимая форма доказывания 46
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЮ 53
3.1. Понятие морального вреда. Условия его компенсации 53
3.2. Определение размера компенсации морального вреда 69
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ В ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85


ВВЕДЕНИЕ

В дипломной работе рассматривается тема: «Защита прав потребителей».
Актуальность темы исследования. Проблема защиты прав потребите¬лей давно приобрела международное значение. Неоспоримым фактом является и необходимость особой и адекватной защиты российского потребителя, по¬этому государственная национальная политика в данной сфере заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стра¬не. Это обусловило, наличие в законодательстве особых регулятивных и охра¬нительных норм, направленных на защиту государством законных интересов потребителей, создания дополнительных гарантий Охраны их прав.
Вместе с тем, практика показывает, что здесь остается немало нерешен¬ных вопросов: не завершено формирование нормативного массива, регули¬рующего данную сферу отношений; недостаточны меры, предпринимаемые государством, для обеспечения защиты потребителей от проникновения на рынок опасных товаров, работ и услуг (далее товаров); в стране отсутствуют система всеохватывающего потребительского образования и просвещения, независимая экспертиза товаров. Анализ судебной практики показывает, что сегодня она по-прежнему носит противоречивый характер, отсутствуют еди¬ные подходы к применению норм материального права, имеет место различ¬ное толкование положений Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон). Суды испытывают трудности, связанные с определением круга отно¬шений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, что обусловлено: динамичным развитием договорных форм, опосредующих ока¬зание различного рода услуг. Это предопределяет необходимость проведения фундаментальных исследований с целью преодоления имеющихся проблем правоприменения и теоретического обоснования совершенствования дейст-вующего законодательства.
Актуальность данной темы подтверждается различными факторами:
1) правотворческими: недостаточная правовая регламентация многих вопросов защиты прав потребителей требует совершенствования действую-щего в данной сфере законодательства, что невозможно без глубокого теоре¬тического анализа возникающих отношений, особенностей правового поло¬жения субъектов;
2) правоприменительными: нуждаются в осмыслении и критической оценке многие положения, выработанные судебной практикой, необходимо определить единообразные подходы к разрешению спорных ситуаций;
3) доктринальными: необходимо обогащение имеющийся теоретиче-ской базы за счет исследования правового статуса потребителя, позволяюще¬го устранить отсутствие глубокого и комплексного подхода к исследованию проблем защиты прав потребителей.
Состояние научной разработанности проблемы. Вопросам защиты прав потребителя посвящено большое количество работ, что обусловлено объективными факторами, остротой возникающих проблем. Однако, имею-щиеся исследования посвящены главным образом комментированию Закона, обсуждению и анализу отдельных частных проблем, теоретические же аспек¬ты в научной литературе освещены недостаточно. Несмотря на имеющиеся исследования, в них отсутствует комплексный подход, а отдельные публика¬ции не исчерпывают проблему, а скорее служат убедительным доказательст¬вом её существования и необходимости решения. Кроме того, основная масса работ опубликована до последних изменений законодательства о защите прав потребителей, внесенных Федеральными законами от 17.12.1999 г. и 30.12.2001 г., которые также воспринимаются неоднозначно, порождая мно¬жество проблем правоприменения, обусловливая необходимость формулиро¬вания предложений по дальнейшему совершенствованию правового регули-рования в данной сфере.
Сказанное позволяет сделать вывод, что степень разработанности данной проблемы недостаточна, что обосновывает выбор темы дипломного исследования и ее актуальность.
Цели работы. Основная цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе анализа действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей, соотнесения с отраслевым законодательством, прежде всего, гражданским, разработать предложения по его совершенствованию.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Охарактеризовать общие положения судебной защиты прав потребителей.
2. Исследовать проблемы доказывания по делам о защите прав потребителей.
3. Проанализировать особенности компенсации морального вреда, причиненного потребителю.
4. Изучить особенности судебных решений по делам в защиту прав потребителей.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в Российской Федерации между потребителями, с одной стороны, и их контрагентами - изготовителями (исполнителями, продавцами), с другой. Предметом исследования являются защита прав потребителей в судебном порядке.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу дипломного исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания и частно-научные методы: сравнительно-правовой и метод анализа и толкования правовых актов.
Теоретическая и нормативно-правовая основа исследования. В качестве теоретической основы дипломной работы были использованы труды таких учёных и специалистов в сфере права, как: С.С. Алексеев, В.Н. Аргунов, М.И. Брагинский, B.C. Буров, Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, В.В. Витрянский, В.П. Грибанов, B.C. Ем, В.М. Жуйков, О.Н. Зименкова, О.С. Иоффе, Э.Г. Корнилов, Т.Л. Левшина, Е.Я. Мотовиловкер, Я.Е. Парций, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Е.И. Свежинцева, А.П. Сергеев, Д.М. Сорк, Е.А. Суханов, В.И. Тобис, В.Н. Хропанюк, М.Ю. Челышев, Б.А. Шабля, А.Е. Шерстобитов, A.M. Эрделевский и другие.
Нормативно-правовую основу дипломной работы составляют: Конституция РФ, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Эмпирической базой исследования явились решения мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции, а также материалы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП РФ).
Структура работы. Диплом состоит из введения, четырех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей, является Гражданский кодекс Российской Федерации . Это вытекает из ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ) и п. 1 ст. 1 Закона. Кроме того, п. 2 ст. 3 ГК предусматривает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. В связи с указанным, приоритет в случае противоречия (коллизии) норм должен отдаваться положениям ГК. Из этого исходит и судебная практика. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2001 № 11) Закон и иные федеральные законы и правовые акты РФ применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:
- это предусмотрено ГК (например: п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК);
- ГК не содержит такого указания, однако названные выше федеральные законы и правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК, регулирующие данные правоотношения (например, ст. ст. 8-10 Закона) либо, когда ГК не регулирует указанные отношения (например, ст. 17 Закона);
указанные законы и другие правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК, когда ГК допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами (например: п. 1 ст. 394 ГК, п. 2 ст. 13 Закона).
Другим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей, является Закон (о его значении написано во введении). Исходя из его анализа, следует, что он является комплексным законодательным актом, который состоит из норм различных отраслей права (например: гражданского, гражданского процессуального, административного права). Большинство норм Закона относятся к гражданско-правовым, поскольку в нем в основном регулируются имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Кроме ГК и Закона, отношения в области защиты прав потребителей регулируются иными федеральными законами и правовыми актами РФ, которые должны соответствовать Закону (п. 1 ст. 1 Закона). К таким законам можно отнести: Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 122-ФЗ) , Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) , Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ) и другие. Однако Верховный Суд РФ предписывает в случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК, регулируются специальными законами РФ (например, договоры перевозки, энергоснабжения), применять Закон в части, не противоречащей ГК и специальному закону, т.е. приоритет отдается положениям специального закона . При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК и Закону .
Под иными правовыми актами РФ, согласно ст. 3 ГК, понимаются Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ . Они относятся к подзаконным актам и не входят в состав понятия «законодательство». Указанные акты должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. В случае их противоречия применяется ГК или Закон (п. 5 ст. 3 ГК).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона, Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Вместе с тем, как верно заметил М.Ю. Челышев, полностью исключить подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны прав потребителей нельзя . В качестве примера можно привести Приказ МАП РФ от 04.04.1996 № 42 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» (в редакции Приказа МАП РФ от 02.07.2002 № 556).


1.2. Подсудность дел о защите прав потребителей

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Судебная защита также закреплена ст. 11 ГК РФ. Судебной защите подлежат права, определенные в ГК РФ, а также в любом ином правовом акте, содержащем нормы гражданского права. Объектом защиты является нарушенное или оспоренное право. Нарушение права связано с лишением его обладателя возможности осуществить, реализовать свое право полностью или частично. Такое состояние может быть вызвано неисполнением контрагентом своей обязанности, причинением управомоченному лицу материального или морального ущерба, лишением его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться вещью и иными подобными действиями. Оспоренное право еще не нарушено, но возникла неопределенность в праве, вызванная поведением другого лица по отношению к управомоченному. Если, например, оспаривается наличие или отсутствие договора между сторонами, наличие или отсутствие права собственности или иного вещного права, заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием признать наличие или отсутствие между ним и ответчиком правоотношения либо принадлежность ему вещи на праве собственности (ином вещном праве).
Судебная защита прав потребителей является одной из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечивает гласность и объективность разрешения возникающих конфликтов, строгое соблюдение норм материального и процессуального характера .
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК), дела о защите прав потребителей подведомственны федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в редакции Федерального конституционного закона от 04.07.2003 № 3-ФКЗ) , к системе федеральных судов общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. При разграничении подсудности между федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями необходимо руководствоваться ст. 23 ГПК, согласно которой мировому судье подсудны, в том числе дела о выдаче судебного приказа и дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления. Таким образом, остальные дела о защите прав потребителей рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (ст. 24 ГПК).
Большая часть исков о защите прав потребителей рассматривается мировыми судьями. Приведем пример.
Потребитель С. заключила с индивидуальным предпринимателем 3. договор на оказание рекламно-информационных услуг по поиску вариантов аренды жилья, заплатив 500 руб. Исполнитель предоставил потребителю несколько адресов сдающегося в аренду жилья, однако реально ни по одному из указанных адресов жилье в аренду не сдавалось, в результате чего С. обратилась к 3. с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной по договору суммы. Исполнитель вернул только часть суммы - 250 руб. Потребитель обратилась с иском к мировому судье, в котором просила взыскать с ответчика оставшуюся сумму по договору и компенсацию морального вреда. Суд удовлетворил требования истицы, поскольку ответчиком не были представлены доказательства выполнения им условий договора и расходов, произведенных им до момента расторжения договора .
Согласно ст. 17 Закона РФ о защите прав потребителей иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
1) нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства;
2) жительства или пребывания истца;
3) заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Гражданский процессуальный кодекс РФ, действующий в настоящее время, предусматривает общее правило о предъявлении иска в суд по месту жительства ответчика. Если ответчиком является юридическое лицо, иск предъявляется по месту его государственной регистрации, которое согласно ст. 54 ГК РФ считается местом его нахождения, если в учредительных документах не установлено иное. Местом нахождения индивидуального предпринимателя также является место его государственной регистрации.
Для потребителя Законом установлена так называемая альтернативная подсудность: он вправе по своему выбору обратиться в суд по собственному месту жительства, по месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, организации, выполняющей их функции, исполнителя) или по месту причинения вреда. Исключение из этого правила составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться по месту нахождения управления транспортной организации.
Выбор ответчика и, следовательно, суда зависит не только от усмотрения потребителя, но также и от ряда других обстоятельств: содержания нарушенного права, времени нарушения права (в период гарантийного срока, после его истечения и т.п.), от того, кто несет ответственность в конкретных обстоятельствах.

1.3. Определение круга лиц, участвующих в деле

Гражданский процесс по общему правилу возбуждается в связи с возникновением спора между различными участниками материально-правовых отношений, когда нет возможности урегулировать возникшие разногласия минуя юрисдикционные органы, а дело отнесено к судебной подведомственности.
После возбуждения дела в суде спорящие лица становятся субъектами гражданских процессуальных правоотношений и попадают в сферу регулирования гражданского процессуального права. Участники материальных правоотношений теперь начинают именоваться истцом и ответчиком или сторонами гражданского процесса. В каждом гражданском деле, рассматриваемом судом, только две стороны - истец и ответчик. Не имеет при этом значения количество лиц, участвующих на той либо иной стороне.
Истец - это лицо, субъективные материальные права или охраняемые законом интересы которого нарушены или оспариваются и в силу этого нуждаются в защите.
Истец выступает в качестве активной стороны в гражданском процессе, так как именно он возбуждает дело с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов.
Ответчик - это лицо, которое привлекается к ответу в связи с заявлением истца о том, что нарушены или оспариваются его субъективные права или охраняемые законом интересы. Ответчик рассматривается в качестве пассивной стороны в гражданском процессе.
Таким образом, в качестве сторон всегда следует рассматривать субъектов спорного материального правоотношения. Система субъектов гражданского процесса и их процессуальное положение в качестве одной из сторон определяется характером их правового статуса в материальных правоотношениях.
В делах о защите прав потребителей сторонами, как правило, являются потребитель, с одной стороны, и изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя или продавца (а точнее лицо, выполняющее функции изготовителя или продавца), с другой стороны.
Трактовка термина «потребитель» дается в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ) , где разъясняются основные понятия, используемые в нем.
Согласно Закону, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из данного определения следует, что потребителем может быть только гражданин (физическое лицо). Имеются в виду не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, при применении норм указанного Закона юридические лица не могут быть отнесены к потребителям. Кроме того, Закон не применяется, если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и приобретает, заказывает либо использует товары (работы, услуги) для ведения предпринимательской деятельности; а также, когда будет установлено, что гражданин приобретает, заказывает, использует товары (работы, услуги) для деятельности, признанной судом предпринимательской. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК , под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В качестве потребителя Закон рассматривает и гражданина, который только имеет намерение приобрести товар или заказать работу либо услугу. Это означает, что некоторые нормы Закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Таким образом, ряд норм Закона распространяется и на преддоговорные отношения. Особенно это касается ст. ст. 8-12 Закона, регулирующих предоставление потребителям информации.
Согласно Закону, потребителей может быть также и гражданин, который непосредственно не приобретал товар или не заказывал работу (услугу), но пользуется ими. Например, гражданин, которому был подарен товар, члены семьи купившего товар гражданина.
Однако, как указано в Разъяснениях «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», утвержденных Приказом МАП РФ от 20.05.1998 № 160 (в редакции Приказа МАП РФ от 11.03.1999 № 71) , законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно только он в данном случае является потребителем .
В юридической литературе приводятся высказывания по расширению понятия «потребитель». Так, Э. Корнилов считает целесообразным внесение изменений в понятие «потребитель», включив в него помимо физического и юридическое лицо, ограничив пределы применения норм Закона к последнему сферой личного потребления . В качестве примера автор статьи приводит организацию, которая приобрела для нужд своих сотрудников оказавшийся неисправным холодильник. Э. Корнилов задает вопрос: почему при предъявлении иска нельзя применить Закон РФ «О защите прав потребителей» только на том основании, что холодильник числится на балансе организации, хотя страдают от неисправного агрегата конкретные граждане - её работники, использующие его для сохранности своих продуктов в рабочее время?
Полагаем, что включение в понятие «потребитель» в определенных случаях юридических лиц приведет к утрате четкой направленности политики защиты прав потребителей, так как принятый Закон имеет основную цель -защитить права потребителя-непрофессионала, более слабого экономически и юридически, чем его контрагент на потребительском рынке. Юридические лица имеют возможность защитить себя без предоставления им дополнительных прав, которые предусмотрены Законом для граждан-потребителей: альтернативная подсудность, освобождение от уплаты государственной пошлины, возмещение морального вреда и т.д.
Как нам представляется, понятие «потребитель» четко определено в Законе, соответствует ГК, и отсутствует необходимость на сегодняшнем этапе вносить в него изменения и дополнения.
Другой стороной в отношениях с потребителем выступает изготовитель (исполнитель, продавец). Под понятиями «изготовитель», «исполнитель» и «продавец» законодатель, прежде всего, подразумевает любые организации, являющиеся юридическими лицами. Согласно ст. 50 ГК , юридические лица могут быть как коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности, так и некоммерческими организациями, т.е. организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между её участниками. Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством РФ порядке свои представительства на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность как изготовители, исполнители, продавцы на территории Российской Федерации.
Кроме организаций, изготовителем (исполнителем, продавцом) может выступать, согласно Закону, индивидуальный предприниматель. В соответствии со ст. 23 ГК, индивидуальным предпринимателем является гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. На индивидуального предпринимателя возлагаются те же обязательства по отношению к потребителям, что и на организации.
Как вытекает из Закона, действие его на отношения граждан между собой не распространяется. На это обстоятельство обращено внимание в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2001 № 11) , где указано, что суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако, как следует из п. 4 ст. 23 ГК , если гражданин в нарушение требований п. 1 указанной статьи ГК осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, суд может возложить на него обязательства, вытекающие из Закона РФ «О защите прав потребителей».
Как указано в Законе, под изготовителем понимается лишь та организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, которые производят товары для реализации потребителям. Следовательно, рассматриваемый Закон не может применяться, если эти лица докажут, что выпускают продукцию, не предназначенную для потребителя, либо не передавали потребительские товары для реализации .
В соответствии с Законом, исполнителем выступает организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами указанного Закона (например, безвозмездное хранение в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение).
Продавцом, согласно данному в Законе определению, является организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. При этом необходимо иметь в виду, что в отношениях с потребителем, согласно ст. ст. 454 и 492 ГК, могут применяться как общие положения о купле-продаже, так и специальные правила о договоре розничной купли-продажи. Специальные правила о договоре розничной купли-продажи (§2 главы 30 ГК) в отношениях с потребителем будут применяться только в том случае, если продавец осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу .
На наш взгляд, справедливо указывает Э. Корнилов на возникающие на практике трудности при отсутствии в Законе определения «организации, выполняющей функции продавца (изготовителя)» .
Исходя из анализа статей Закона, в которых упоминаются организации, выполняющие функции продавцов (изготовителей), следует, что ими могут быть любые юридические лица независимо от их организационно-правовой формы.
Отношения указанных организаций с продавцами или изготовителями товаров могут регулироваться путем заключения между ними договоров. Суть таких договоров заключается в возложении продавцами или изготовителями своих обязательств перед потребителями на соответствующие организации за плату.
Необходимость заключения договоров с такими организациями может быть обусловлена обязанностью изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, предусмотренного ст. 6 Закона, а также удовлетворением требований потребителя по поводу ненадлежащего качества товара, указанных в ст. 18 Закона (например, при обращении с требованием о безвозмездном устранении недостатков товара). Согласно п. 1 ст. 313 ГК, исполнение обязательств может быть возложено на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае потребитель обязан принять исполнение своих требований, предложенных за продавца (изготовителя) третьим лицом. «Иными словами, - отмечает Я.Е. Парций, - потребитель не вправе обращаться со своими требованиями к продавцу, если последний заключил договор с третьим лицом о выполнении его функций» . То же самое относится и к изготовителю товара.
Из смысла Закона следует, что третье лицо действует от своего имени и за свой счет. Как указывает Я.Е. Парций, отношения потребителя с третьим лицом носят самостоятельный юридический характер . В этих отношениях потребитель и третье лицо имеют права и обязанности, вытекающие из Закона, и могут приобретать права и обязанности, возникающие из их собственных действий, за которые несут самостоятельную ответственность .
Продавцами (изготовителями) в заключаемых ими с этими организациями договорах должны предусматриваться также взаимные обязательства и ответственность сторон за их невыполнение или ненадлежащее выполнение. Ответственность указанных организаций перед потребителями ограничивается пределами тех функций, которые на них возложены договорами с продавцами (изготовителями) товаров.
Договоры, заключаемые между продавцами (изготовителями) товаров и организациями, выполняющими функции последних, по своей правовой природе относятся к договорам об оказании возмездных услуг, которые регулируются главой 39 ГК.
Полагаем, что функции продавцов (изготовителей) могут выполнять на основании заключенных договоров не только организации (юридические лица), но и индивидуальные предприниматели (физические лица). В этом случае вместо определения «организация, выполняющая функции продавца (изготовителя)» в преамбуле Закона необходимо предусмотреть понятие «лицо, выполняющее функции продавца (изготовителя)».
Кроме того, выполнять функции продавца (изготовителя) при обращении потребителей может специально созданная для этого продавцом (изготовителем) организация. Речь идет о создании технических центров, осуществляющих фирменное сервисное обслуживание и ремонт, например: теле-радио-аппаратуры, некоторых видов бытовой техники, автомобилей. Создание таких организаций характерно для крупных изготовителей (продавцов) товаров.
На основании изложенного, предлагается дополнить преамбулу Закона следующим определением:
«лицо, выполняющее функции продавца (изготовителя) - это организация, созданная продавцом (изготовителем) для выполнения его функций при обращении потребителей, а также лицо (организация или индивидуальный предприниматель), выполняющее функции продавца (изготовителя) на основании заключенного с ним договора и несущего ответственность перед потребителями в пределах переданных ему функций».

1.4. Особенности судебных составов по делам в защиту неопределенного круга лиц

Защита неопределенного круга лиц конкретизируется в ст.46 Закона РФ «О защите прав ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.