На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 25.11.11. Страниц: 153. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Из фондов Российской государственной библиотеки
Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства
Москва
Российская государственная библиотека
diss.rsl.ru
2005

Беляева, Евгения Александровна
Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. - М.: РГБ, 2005. - (Из фондов Российской государственной библиотеки)
Теория и история культуры

Беляева, Евгения Александровна Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства
Казань, 2004
Казанский государственный университет культуры и искусств

На правах рукописи
Беляева Евгения Александровна
Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства
(Опыт философско-культурологического анализа)
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук профессор Л.А. Бессонова

Казань - 2004

2 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава L Теоретические проблемы взаимодействия
церкви и государства 13
1.1. Исторические принципы, типы и модели взаимодействия государства и церкви 13
1.2. Сущность социокультурного взаимодействия церкви и государства
40
Глава 2. Русская Православная Церковь и государство:
от конфронтации к поиску диалога и социального партнерства 70
2.1. Динамика взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в советском обществе (1917-1980 гт.) 70
2.2. Новые тенденции и перспективы взаимодействия
церкви и государства в российском обществе XXI века 104
Заключение 127
Библиографический список использованной литературы 137

3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходи¬мостью осмыслить новые тенденции в сфере взаимодействия церкви и государ¬ства в конце XX - начале XXI века, свидетелями которых мы являемся.
Исторические процессы, происходящие в России на рубеже веков (XX-XXI вв.), позволяют заявить о глубокой трансформации всех сторон общест-венной жизни: культурной, политической, экономической, социальной. Распад Советского Союза, крушение коммунистической идеологии, переход к иным формам хозяйствования и управления обществом привели не только к ухудше¬нию материального положения российских граждан, но и к духовному кризису, побуждающему искать выход из него, в том числе обращаясь к традиционным духовным ценностям. К одной из таковых следует отнести религию - будь то христианство, ислам, или буддизм.
Вместе с тем, религия в земной жизни имеет свою форму организации -церковь. Исторйко-политическая трансформация российского общества позво¬лила религии вернуться в культуру, что было отмечено возрождением церков¬ной организации, усилением ее влияния на общественную и политическую жизнь общества. В связи с этим остро встает вопрос о месте церкви в постком¬мунистическом обществе, об ее отношении к политическим и экономическим реформам и о самом участии в данных реформах. Этим также определяется ак¬туальность исследования.
Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны как политической власти, так и общественности к процессам инсти-туциализации данных связей, в том числе к соответствующему законодательст¬ву, регулирующему эти отношения. Взаимодействие государства и церкви осу¬ществляется в конституционных рамках и с опорой на нормы права, в частно¬сти на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений». Тем не менее, в современной ситуации нередки случаи выхода за конституци¬онные рамки как со стороны государственных чиновников, так и церковных

4 деятелей. В чем причина данного явления? Не следует ли из этого, что обеими сторонами не всегда правильно понимается сущность церкви и государства в соотношениях друг с другом, отчего и происходит искажение их культурного взаимодействия то в сторону клерикализма, когда церковь вмешивается в осу¬ществление государственной политики, борется за присвоение ей властных полномочий, то в сторону радикального секуляризма, игнорирования социаль¬ной и культурной роли церкви? Не являются ли вышеупомянутые нарушения свидетельством того, что церковно-государственные отношения стоят на поро¬ге институциализации новых форм и моделей взаимодействия?
Иначе говоря, проблемная ситуация состоит в том, что российское обще¬ство, пережив периоды подавления религиозности и религиозного ренессанса, стоит перед сложным осознанием сущности взаимоотношений таких феноме¬нов бытия, как Церковь и Государство и корректировкой выбора способов цер-ковно-государственного взаимодействия.
В качестве базовой гипотезы мы предполагаем, что на современном этапе поиска приемлемых моделей отношений Русской Православной Церкви с госу¬дарством предпочтительной может быть кооперационная модель в рамках принципа отделения церкви от государства.
В настоящее время сложилась объективная необходимость анализа эво¬люции церковно-государственных отношений как в советский, так и постсовет¬ский периоды, выявления причин их деформации и определения форм культур¬ного взаимодействия между государством и религиозными организациями, что должно способствовать консолидации граждан разных мировоззренческих ори¬ентации на базе непреходящих общечеловеческих ценностей. Без решения этих задач невозможно рассчитывать на стабилизацию общественных отношений и достижение гражданского мира. Этим также объясняется актуальность выбора темы.
В предлагаемом исследовании предпринята попытка целостного анализа социокультурных церковно-государственных отношений на примере Русской Православной Церкви, поскольку, во-первых, она на протяжении всей истории

5 Российского государства занимала господствующее положение и имеет опыт культурного взаимодействия - «симфонию»; во-вторых, РПЦ и в современном Российском государстве является самой крупной и влиятельной религиозной организацией. Данная позиция ни в коем случае не обусловлена предвзятостью или неуважением к иным вероисповеданиям, а лишь свидетельствует с необхо¬димости сужения проблемы для более полного ее исследования. Помимо этого, мы исходим из приведенной в первом параграфе типологии форм религиозных организаций немецкого теолога Эрнста Трельча, исходя из которой лишь хри-стианскаю религию можно считать церковью в России. Традиционной культур¬но-исторической формой христианства в нашей стране является православие, следовательно, говоря «церковь», в своем исследовании мы подразумеваем Русскую Православную Церковь.
Степень разработанности проблемы
Сложный и противоречивый вопрос о культуре взаимоотношений церкви и государства привлекал и привлекает внимание философов, историков, поли-тологов, культурологов, религиоведов.
Литературу, касающуюся данной проблемы, можно условно разделить на четыре категории, исходя из различных аспектов церковно- государствен¬ного взаимодействия, рассматриваемых в каждой группе работ.
Первая категория - труды, посвященные истории взаимодействия госу-дарства и церкви. Среди них - монографии и научные исследования В.А. Алек-сеева, Н.С. Борисова, О.Ю. Васильевой, А.В. Гущиной, Ю-Ф-Козлова, М.С. Корзуна, А.Николина, М.И. Одинцова, Р.Г. Скрынникова, Л.В. Тюриной, Б.А. Успенского, С.Л. Фирсова, Т.А. Чумаченко, М.В. Шкаровского, В.Н. Якунина1
Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденция эволюции (на мате-риалах отечественной истории послеоктябрьского (1917 г.) периода XX века., М., 1994, Дис.док.ист.наук; Он же. Постперестройка: несвободная совесть? (интервью, беседы с религиозными деятелями, статьи о проблемах свободы совести и церковно-государственных отношениях в России). — М.: Россия молодая, 1992. — 62 с; Бо¬рисов Н.С. Церковные деятели Средневековой Руси ХШ-XVII вв. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 198 с; Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. - Институт истории АН СССР, М., 1990, Дис.канд.ист.наук; Гущина А.В. Эволюция отношений госу¬дарства и Русской православной церкви в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.).—-М.,1996, Дис.канд.ист.наук; Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста,- Саранск: Мордов.кн.изд-во,1995. - 288с; Корзун М.С. Русская православная церковь: деятельность и мировоззрение (X век — 1988 г.). Минск, 1993, Дис.. .док.ист.наук; Николин А. Церковь и государство.-М.: Изд-е Сретенского монастыря,1997. -430 с; Один-

6 и др. Историческая динамика данных работ охватывает периоды становления древнерусского государства, российскую империю, советское государство. Од¬нако формы культурного взаимодействия не выделены в особый объект иссле¬дования.
Ко второй категории относятся труды русских философов, писавших о религии: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, Д.М. Койгена, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Вл. Соловьева, С.Л. Франка2, о социальной роли рели¬гии и церкви, а также социальной сущности государства. Но, по естественным причинам, данные авторы не могли предугадать советской секуляризации и нынешнего российского религиозного бума, резко меняющего формы и тен¬денции культурного взаимодействия церкви и государства.
Третья категория представлена работами М.Н. Бессонова, В.Н. Бондарен-ко, И.М. Бочаровой, СВ. Джораевой, Ю.Б. Козловой, М.С. Корзуна, Л.К. Ку-рочкина, Л.А. Морозовой, B.C. Полосина, Д.В. Поспеловского3, где освещается проблема влияния религии на духовное и нравственное развитие общества,
цов М.И. Государственно-церковные отношения в Россия (на материалах отечественной истории XX в.). — Российская академия государственной службы при Президенте РФ. 1996, Дис., ,док.ист.наук; Он же. Государ-ство и церковь( история взаимоотношений: 1917-1938 гг. ).-М. Знание, 1991.-64с; Он же. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству. В кн.: На пути к свободе совести, - М., 1989. -с.51-57; Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. XW-XVI вв. - СПб., 2000.-462 с; Он же. Крест и корона: Цер-ковь и государство на Руси XI-XVO вв.- СПб., 2000.-462 с; Тюрина Л.В. Государство и Русская православная церковь: эволюция отношений. 1017-200гг. Курск, 2000, Дис.. .канд.ист.наук; Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России. Византийская модель и ее русское переосмысление.-М.,1998.- 676 с; Фирсов С,Л, Православная церковь и Российское государство в конце ХГХ-начале XX вв. (Проблемы взаимоотношений ду-ховной и ветской власти). СПб., 1994, Дис...кацд.истор.наук; Чумаченко T.A. Советское государство и Рус¬ская православная церковь: история взаимоотношений (40-е — первая половина 50-х гг.). М., 1994, Дис...канд.ист.наук; Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского го-сударства в 1939—1964 годах. СПб., 1996. Дис...док.ист.наук; Он же. Русская Православная Церковь при Стали¬не и Хрущеве ( государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) - М.,1999.-400с; Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской православной церкви и изменение государственно-церковных отноше¬ний в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.—Самарский государственный университет. 1998, Дис...канд.ист.наук.
2 Бердяев Н.А. Распря церкви и государства в России II Вопросы религии. - М., 1908. - Вып. П, - СПб.; Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск, 1991. -С. 350; Зеньковский В.В. Основы христиан¬ской философии.-М., 1996.- С.524; Ильин И.А. Родина и мы. - Смоленск, 1995. - С.329-331; Койген Д.М. Го¬сударство и религия // Записки Петроградского Религиозно-философского общества. - Пг., 1916. - Вып. IV-С.Ш - 131; Лосский Н.О. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие. -М., 1991,- С.288; Соловьев B.C. Значение государства / Он же. Соч. в 2-х т. -Т.2. -С. 548-561; Он же. Чтения о Богочеловечестве/ Указ.соч.- С.152-172; Он же. О христианском единстве. - М., 1994.- С, 144; Франк С.Л. Ду-ховные основы общества. - М.,1992,- С. 511.
3Бессонов М.Н. Собор 1988 г. и современные тенденции в русском православии. — М.: Знание, 1989. — 38с; Он же. Православие в наши дни. — М: Политиздат, 1990. — 303 с; Бондаренко В. Д. Современное правосла-вие; тенденции эволюции. — Симферополь: Таврия, 1989. — 174 с; Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дис... канд. филос.наук. - Воронеж, 1998; Джораева СВ. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа).Дис,..канд.филос.наук.-М.,1997.-

7
И в четвертую категорию мы выделили диссертационные исследования последних лет, содержащие анализ религиозных доктрин и их значение для оп-ределения места и роли церкви в современном российском обществе (П.К. Ку-рочкин, М.Н. Образцова, Г.Д.Панков, В.П. Сидоров), вызывает интерес про¬блема отношения РПЦ к новым религиозным движениям (Т.А. Бажан, ЛИ. Григорьева, В.Н. Рагузин); появились историко-политологические исследова¬ния взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства (О.Ю.Васильева, P.M. Ахмедов, А.А. Переделъский, Н.Д. Шепелева, С.Л. Фирсов).4
Однако, несмотря на огромный исследовательский интерес к обозначен¬ной проблеме, все еще остаются малоизученными многие ее стороны и момен¬ты. Так, слабо выделяется в исследованиях, посвященных церковно-государственному взаимодействию, вопрос о культурных формах церковно-государственных отношений, о том, какие из них являются наиболее востребо-ванными в современной культурной ситуации, характеризующейся поиском и собиранием духовных ценностей для возрождения российской культуры XXI века. Как складывается сегодня культура церковно-государственных взаимо-отношений, к чему призывает и куда ведет церковь, какие будущие модели этих
139с; Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений.- М.: Государство и право, 1995. -88с; Козлова Ю.Б. Проблемы влияния православия на духовно- нравственные процессы в российском общест¬ве. Дис... канд. филос. наук. —Уфа, 2000; Полосин В.С, РПЦ и государство ( международно-правовой и поли¬тологический аспекты, 1971-1991 гг,). Дис... канд. политол.нау!с.-М.,1993.- 148с; Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке.-М., 1995.-С.10бидр.
Хурочкин П.К. Эволюция современного русского православия. Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС. М., 1970. Дис,,,канд,филос.наук; М.Н. Образцова. Государственно-церковные отношения в модернизацию ином процессе в России начала XX века.—Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М. 2003, Дис...канд.ист.наук; Панков Г.Д. Изменение места и функций церкви в советском обществе (на материалах русского православия). — М., 1990. Дис...канд.филос.наук; Сидоров В.П. Социально-политическая доктрина Русской Православной Церкви. Дис...канд. филос. наук.- СПб.,1996; Бажан Т.А. Оппо¬зиционная религиозность в России. Дис... канд. филос наук, -М.,2000; Григорьева Л.И. Религии "Нового века" в современной России: социально-философский анализ. Дис...док.филос.наук.-М.,2000. Ахмедов P.M. Госу¬дарство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Дис...канд.юр.наук.-Казань,2001.-171с. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1945 гг, — Институт российской истории РАН. М. 1999, Дис...док.ист.наук; Переделъский А.А. Церковь в политической организации общества. Дис...канд.филос.наук, -М„ 1991.-148с; Шепелева Н.Д: Русская право¬славная церковь в социально-политической истории России в начале XX века (На материалах Тамбовской гу¬бернии). — Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2002. Дис...канд.ист.наук.; Фирсов С.Л. Православная церковь и Российское государство в 1907-1917 гг. (Социальные и политические проблемы). — СПб., 1997, Дисдок.ист.наук.

8 взаимоотношений просматриваются в сегодняшнем дне, какие проблемы куль¬турной ситуации являются наиболее острыми и как их решают церковь и госу¬дарство - вот далеко не полный перечень вопросов, которые требуют осмысле¬ния. Добавим к сказанному, что все еще мало работ, представляющих объек¬тивный, непредвзятый взгляд на сущность церкви, государства, исключающий либо излишне восторженные, либо, напротив, негативные оценки места и роли церкви в обществе.
Объект исследования: церковно-государственные отношения в фило-софско-кулътурологическом аспекте.
Предмет исследования: формы и модели церковно-государственных отношений в российском социуме.
Цели и задачи исследования
Цель данного исследования: рассмотреть культурную динамику церков¬но-государственных отношений в контексте новых тенденций, складывающих¬ся в современной российской культуре конца XX - начала XXI веков.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- определить характер взаимодействия между религиозными организа-циями и государством на современном этапе развития российского общества;
- обозначить культурные перспективы консолидации усилий как со сто¬роны церкви, так и государства вокруг программы созидания демократического гражданского общества в России XXI века;
- раскрыть объективные причины необходимости утверждения в общест¬ве уважительного отношения к общечеловеческим ценностям как составному элементу духовной культуры;
- определить понятия и термины с точки зрения новых тенденций и задач в церковно-государственном взаимодействии.
Методологическую основу исследования составили: Комплексный подход, предполагающий использование:

9
- философского анализа церковно-государственных отношений, позво-лившего рассмотреть их в единстве противоположных тенденций: противоре¬чия, тождества, борьбы противоположностей;
- культурно - типологического метода, давшего возможность выявить культурную обусловленность рассматриваемых форм взаимодействия и пока¬зать необходимость сплочения церкви и государства в условиях демократиза¬ции общества;
- сравнительно - исторического метода, позволившего выявить особенно¬сти церковно-государственных отношений в современной России XXI века, в отличие от предшествующего периода;
- компаративистики с целью выделения общих элементов в понимании сущности деятельности церкви и государства;
А также принципов: детерминизма, позволяющего выявить специфику и динамику церковно-государственных отношений во взаимосвязи с государст-венной политикой и идеологией; принципа историзма и системного принципа.
Научная новизна исследования:
1. Введены в научный оборот расширенные понятия церкви и государства в контексте их взаимодействия.
2. Обосновано положение о том, что государство выполняет не только внешнюю социальную функцию организации и подчинения, но, в сущности, определяет нравственные критерии жизни, являясь сообществом духовных единомышленников.
3. Выявлены исторические формы и модели взаимодействия церкви и го-сударства. Обоснованно положение о предпочтительности так называемой коо-перационной модели церковно-государственных отношений.
4. Выдвинуто предположение о том, что современные отношения церкви и государства должны строиться на основе культуры диалога и сотрудничества.
5. Сделан вывод о назревшей необходимости выхода церковно-
государственных отношений из сферы политики в социальную и культурную.

10 На защиту выносятся следующие положения:
Анализ церковно-государственных отношений предполагает необходи¬мость расширенного толкования таких понятий как церковь и государство, в связи со светскими и философско-религиозными интерпретациями.
- Согласно светским определениям, церковь - организационное объеди¬нение последователей вероучения. Государство - структура господства, обла¬дающая внешними атрибутами власти.
- Иное понимание сущности данных феноменов сложилось в религиоз¬ной традиции, подчеркивающей их разную природу. Церковь рассматривается как представительство небесного в земной жизни, «душа» общества и культу¬ры. Государство, мирское явление, определяется как сообщество духовно соли¬дарных людей, стремящихся к осуществлению нравственного идеала жизни.
- В обоих случаях наблюдается общность некоторых задач церкви и го¬сударства. Так, сравнивая функциональные модели церкви и государства, мы пришли к выводу, что они совпадают в осуществлении функции консолидации общества. Исходя из богословского понимания, оба общественных института призваны поддерживать нравственные устои общества на основе общечелове¬ческих ценностей.
Проблема понимания сущности церковно-государственного взаимодейст¬вия нашла отражение в различных культурно-исторических формах и принци¬пах их взаимоотношений:
- Папоцезаризм - когда центральная государственная власть практически отсутствует, а главный церковный иерарх одновременно выполняет и функции правителя.
- Цезаропапизм - когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии.
В секулярной культуре цезаропапизм прослеживается в принципе отделе¬ния церкви от государства, который проявляется в сепарационнои и кооперационной моделях.

п
A. При сепарационной модели принцип разделения властей реализуется в
провозглашении равенства всех кофессий перед законом и обеспечении секуля-
ризма в государственной и общественной жизни.
B. При кооперационной модели церковное и светское разделены, но
взаимодействуют. Государство, помимо обеспечения гражданских прав всех
конфессий, берет на себя защиту ведущих традиционных вероисповеданий.
Наиболее радикально принцип отделения церкви от государства выразил¬ся в советской России, когда государство преследовало церковь, использовало ее авторитет в политических целях.
- Так называемая «симфония властей» - идеальная форма церковно ¦- го¬
сударственных отношений, поскольку в ней снимается противоречие между
«земным» и «небесным». Обе стороны сотрудничают, не вмешиваясь в исклю¬
чительную компетенцию друг друга и сохраняя независимость. Однако подоб¬
ный идеал трудноосуществим на практике, так как, получая поддержку госу¬
дарства, церковь зачастую становится апологетом последнего.
- Исследование социокультурных форм взаимодействия церкви и госу¬
дарства на опыте России XX века позволяет проследить эволюцию принципа
отделения от конфронтации и игнорирования взаимных интересов к поиску
диалога и социального партнерства между этими общественными институтами.
Анализируя процесс конфигурирования форм церковно-государственного взаимодействия в современной ситуации, мы пришли к выво¬дам о возможности формирования кооперационной модели взаимоотношений церкви и государства, а также о необходимости более тесного сотрудничества церкви с общественными организациями, что отвечает сущности данного яв¬ления.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость исследования состоит, на наш взгляд, в том, что используемые методологические подходы к изучению такого важного фе¬номена культурной, общественной и политической жизни, каким являются

12 взаимоотношения церкви и государства, поможет дальнейшему продвижению исследований в данном направлении. Кроме того, анализ материалов периоди-~- ческих изданий, сайтов Интернета способствует более глубокому изучению этого феномена, что представляет несомненную важность, поскольку он слабо отрефлексирован в фундаментальных теоретических исследованиях.
Содержащийся в диссертации материал может быть использован в вузов-ских курсах истории и теории культуры, культурологии и социологии религии, религиоведения, истории православной культуры, истории мировых религий, что определяет его практическую значимость.
Апробация диссертационного исследования
Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступ-лениях автора на научно-практических конференциях международного и го-родского уровней - «Интеграция отечественной школы в мировое образова¬тельное пространство». Казань, 2003; «Общество, государство, личность: про¬блемы взаимодействия в условиях рыночной экономики». Казань, 2004; «Мо¬лодежь на пути к мировому наследию (Юнеско)». Казань, 2004, заседаниях ка¬федры философии Академии управления ТИСБИ, а также в научных публика¬циях автора.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании ка-федры философии и истории Казанского государственного университета куль-туры и искусств 24 июня 2004г. (протокол №1).
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения и библиографии.

13 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ
И ГОСУДАРСТВА
В данной главе рассмотрены основные культурно-исторические модели церковно-государственного взаимодействия, имевшие место в мировой исто¬рии, а также проанализированы светские и богословские интерпретации сущ¬ности феноменов церкви и государства, что подготовило почву для исследова¬ния культурных взаимоотношений конкретной конфессии (Православия в лице РПЦ) с российским государством.
1.1. Исторические принципы, типы и модели взаимодействия
государства и церкви
Систематизация типов и моделей церковно-государственного взаимодей¬ствия позволяет выделить ряд принципов и форм этих взаимоотношений, сло¬жившихся и проявившихся в классическом виде еще в начале нашей эры и в последующем, вплоть до современности, воплощавшихся в различных соотно¬шениях, с большим или меньшим перевесом роли одной из них. С этим связан наш интерес к генезису таких типов и моделей взаимодействия как цезарепа-пизм, папоцезаризм, симфония властей, кооперационная и сепарационная мо¬дели в рамках принципа разделения властей.
Однако вначале нам представляется необходимым обосновать выбор хри¬стианства (Русской Православной Церкви) из прочих религий в качестве основ¬ного примера нашего исследования. Дело в том, что автор исследования пола¬гается на типологию форм религиозной организации немецкого теолога XX ве-

ка Эрнста Трельча5, согласно которой существуют 4 формы: церковь, секта, де¬номинация, культ. Дадим краткую характеристику.
Церковь - религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Почти все члены общества проявляют преданность церкви, и она обычно связана с государством: раньше католицизм был государственной религией в Италии и Франции, православие - в России (хотя впоследствии церковь в этих странах отделили от государства); ныне англиканство считается таковой в Англии, а ислам - в ряде арабских стран. Трельч обнаружил парадокс: христианство в Европе может или оставаться церковью, т.е. пытаться влиять на все общество и быть открытой для всех людей, или стать сектой, т.е. влиять на общество через преданных последователей. Последствия выбора пути будут раз¬личны: существование как церкви вызовет известную адаптацию к государству. Преобразо¬вание в секту приведет к изоляции и потере влияния..
Секта - организация, отвергающая ценности общества и требующая обращения в свою веру и преданности вере и ритуалам. Обычно образуется в результате отделения небольшой груп¬пы, недовольной ритуалами старой церкви и создающей новую религию. Поскольку секта противопоставляет себя господствующей в обществе церкви, то члены секты обычно не уча¬ствуют в его жизни, будучи замкнутой и отстраненной от общества группой (например, от учебы в школах, лечения, армии). Так, христианская религия на начальном этапе становле¬ния была сектой, оппозиционной официальному иудаизму.
Деноминация - промежуточная между церковью и сектой организация. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с иными деномина-циями для прозелитизма, т.е. привлечения неофитов, в отличие от церкви, не требуя предан¬ности от большинства членов общества (это баптисты, методисты и др.). Деноминация часто рождается из разросшейся секты (как учение Лютера, хотя квакеры, например, не желают превращения в деноминацию). Усложнение структуры и рост числа верующих снижают ре¬лигиозную дисциплину из-за «проблемы второго поколения», когда членами секты становят¬ся все больше по рождению, а не из-за обращения. Впоследствии по мере складывания ри¬туалов и правил деноминация способна стать церковью, как лютеранство - ныне официаль¬ная религия в ряде стран Скандинавии.
Культ - секта, придерживающаяся крайних взглядов и призывающая к радикальному изме-нению личности и общества (например, «Белое братство»). Как правило, он отрывается от основной церкви в силу несогласия с ритуалами. Культом называется и начальная фаза раз-вития «новой религии», требующей полного разрыва с существующими религиозными тра-
См. Смелзер Н, Социология.- М.: Феникс, 1994.- 688с.

15 дициями. Враждебное отношение со стороны окружения может вызвать превращение секты в "культ. Однако раньше считали, что секты акцентируют солидарность членов, а культы -индивидуализм. Быстрое распространение восточных культов в России и на Западе ставит под сомнение степень секуляризации современного общества. Ныне это может быть малая группа без определенной структуры, возглавляемая харизматическим лидером, часто исполь¬зующая эзотерические и оккультные идеи.
Исходя из приведенных выш е определений, в Российской Федерации церковью может считаться лишь Православие, так как более половины граж¬дан страны относят себя к православным6, и РПЦ безусловно является откры¬той и взаимодействующей с государством организацией. Однако обратимся к истокам истории взаимодействия христианской церкви и государственной вла¬сти.
Отношения между церковью и государством в первые века христианства - это отношения церкви и Римской империи. Римская империя уже существо¬вала, когда возникла церковь, а потому римские императоры исходили из идеи у правите льной. власти над миром, верховная власть была сакрализированна. В данном контексте Н.А. Бердяев писал: «Суверенная, неограниченная и само-довлеющая государственность во всех ее исторических формах, прошлых и бу-дущих, есть результат обоготворения воли человеческого, многих или всех ... есть религия человеческого, субъективно-условного, поставленная на место ре¬лигии божеского...»7. Каждый римский император считал себя не только выс¬шим должностным лицом в государстве, но и судьей, и полководцем, и верхов¬ным жрецом; более того, они считали себя существами божественными, требо¬вали по отношению к себе поклонения. Именно поэтому они становились гони¬телями христиан, поскольку те признавали иное абсолютное начало, высшее, чем императорская власть. Христиане выше государства ставили церковь и свои общины, перенося тем самым государство в разряд относительных и ус-
6Статистические данные по изданию World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001. Население - 146 934 000, христиан - 57.4 % (или 84 308 198 чел.) РПЦ МП Русская Православная Церковь Московского Патриархата - 73 998000 (что составляет 50,4 % населения, 87.8 % христиан страны). 7 Бердяев НА. Новое религиозное сознание и общественность. - СПб., 1907. - С.41.

16 ловных ценностей. Для первых христиан было принципиально недопустимо
уподоблять земного царя Богу.
Отношение государственной власти римских императоров к распростра-нявшемуся христианству в первые 300 лет его существования претерпевало эволюцию от безразличия к гонениям. Можно выделить три периода эпохи борьбы против христиан в Римской империи.
Первый - когда римская власть в целом относилась безразлично к рас-пространению христианства, гонения носили локальный характер и соверша¬лись в результате личных побуждений со стороны императоров, не становясь правительственной политикой (I в. н.э.).
Второй - гонения приобретают правительственный характер, но в то же время случайный и зависящий от произвола правителей, их характера и воззре¬ний (II в. н.э.).
Третий - гонения приобретают повсеместный, жестокий характер, хри-стианство расценивается как секта, враждебная империи, а потому была по-ставлена цель ее искоренения (Ш в.).
Особенно жестокими в этот период были гонения при императоре Дио-лектиане, который выпустил 4 эдикта против христиан. В них запрещались бо-гослужебные собрания христиан, христианские храмы подлежали разрушению, списки Священного Писания должны были сжигаться, все исповедующие хри-стианство лишались гражданских прав или осуждались на пытки и мучения с целью отречения от веры.
Однако гонения на церковь не только не уничтожили христианскую цер-ковь, но, напротив, укрепили ее и способствовали распространению вширь. Почти 300 лет христианство крепло и росло в отчуждении от государства. Вме¬сте с тем, именно для своего выживания и распространения она нуждалась в нем. Поэтому со временем христианская церковь объявила государство Боже¬ственным установлением и требовала от него подчинения высшему началу, действий по указанию власти небесной.

Некоторые представители либеральной интеллигенции (А.А. Мейер, А.В.
Карташов, Л.Е. Галич, Ф.К. Греков, Е.П. Иванов, Д.В. Кузьмин-Караваев и др.) -- полагали, что именно когда церковь стала санкционировать государство, она отошла от своей истинной сущности, заложенной Христом. Они отмечали, что «в христианском мировоззрении можно уловить такие элементы, которые де¬лают его совершенно несовместимым с какой бы то ни было светской государственностью» , что «Церковь явилась в результате перерождения христианст¬ва; чистому же, неперерожденному христианству нечего делать ни с миром, ни с культурой, ни с государством»9. Оценивая отрицательно компромисс между церковью и государственной властью, Карташов отмечает, что все-таки это не было ошибкой, ибо, «ожидая при конце времен чудесного восполнения своего подвига, Церковь идет, то падая, то подымаясь, тернистым путем "компромис¬са" с дефектами человеческой истории»10.
Первым из римских императоров, кто осознал, что государство и христи-анская церковь могут взаимодействовать, был Константин Великий в IV в. н.э: Он понял, что христиане, жившие в катакомбах, и гонимые, все же не утратили своей веры и не проявляют враждебности к власти. Христиане показали себя как сила не разрушающая, а преобразующая, продемонстрировали свою спо¬собность жить в какой угодно враждебной среде.
В 313 году был издан Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году христианство было объявлено официальной религией Римской империи.
Константин Великий провозгласил, что христианство не является при-надлежностью какого-либо одного народа, это универсальная религия, религия всего человечества. Под влиянием церкви и христианства были смягчены мно¬гие законодательные нормы в отношении рабов. Христианство способствовало развитию благотворительных учреждений и устранению многих грубых обыча¬ев, таких, к примеру, как гладиаторские бои. Под влиянием христианства изме-
8 Записки Петроградского Религиозно-философского общества. - Пг., 1916,- Вып. IV.-С. 118.
9Тамже.-СЛ24.
10 Там же. - C.126.

18 нились нормы, касавшиеся брака, семьи, развода, положения женщин и т.д. В целом христианство облагораживало нравы общества.
Однако возникает вполне естественный вопрос: возможно ли в действи¬тельности обоюдное сотрудничество между светской и духовной властями, ме¬жду царством Кесаря и царством Бога? Характерно, что многие современные православные богословы оценивают возможности подобного взаимодействия довольно сдержанно. Так, протоиерей Иоанн Мейендорф, например, пишет: «Союз Церкви с государством, начавшийся при императоре Константине..., был в некотором отношении двусмысленным... За свободу и новые возможно¬сти Церковь заплатила дорогой ценой»].
Однако, представитель нецерковной, либеральной интеллигенции начала XX века Койген склонен считать по-другому: с его точки зрения, светская госу¬дарственность становится возможной только с победой христианского миро¬воззрения. С другой стороны, «государственная власть... безусловно нуждается в религии..., в том, чтобы каждый из людей, входящих в данное государство, хотел согласоваться со всеми остальными, чтобы в этом был не только момент принуждения, но и момент этического самопринуждения, даже больше: момент религиозного порыва»12. В итоге Койген приходит к выводу о том, что «госу¬дарственная власть, освободившись от принципа божества, от теократии, не сумела долго стоять на собственных ногах и всегда тяготела к тому центру жизни, где творилось религиозное начало»13.
Дальнейшая.консолидация союзнических взаимоотношений церкви и го¬сударства была характерна для Византии после разделения в 395 году Римской империи на Западную и Восточную. Византийские императоры часто выступа¬ли ревностными защитниками церкви и православия, использовали авторитет церкви для укрепления государственности. Многочисленные войны, которые
11 Прот. Иоанн Мейендорф. Церковь и государство // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. -
М., 1991.- С.283.
12 Койген Д.М. Государство и религия // Записки Петроградского Религиозно-философского общества. - Пг.,
1916.-Bbin.IV.-C.114.
13Там же.-С. 115.

19 Византия вела с персами, арабами, турками и славянами, зачастую носили ре¬лигиозный характер, велись с целью защиты православия, а потому и церковь старалась укрепить государство.
Государственная власть, являвшаяся для ранних христиан символом не¬
справедливости, постепенно в церковной ортодоксии становится одним из
столпов справедливого миропорядка. Первоначально переход на лояльные в
отношении государства позиции сопровождался, очевидно, обраще-
нием к идеям, близким по смыслу к тем, которые высказывали стои-
ки, в частности Эпиктет. Государственная власть, являвшаяся для ранних хри¬стиан символом несправедливости, постепенно в церковной ортодоксии стано¬вится одним из столпов справедливого миропорядка Христианские авторы от¬казываются от трактовки власти императоров как произвола и насилия, призна¬вая правомерность и законность притязаний господствующей верхушки на права и свободу человека постольку, поскольку человек, в том числе и хри¬стианин, - поданный. Вместе с тем государственная власть имеет свои границы, ибо христианин еще и «раб Божий».
Церковная жизнь к тому времени укреплялась и определялась решения¬ми Вселенских Соборов, на основе которых устанавливались Каноны. При ви¬зантийском императоре Юстиниане эти Каноны церкви приобрели значение го¬сударственных законов. По законодательству Юстиниана, что запрещалось по¬становлениями церковной власти, то не дозволялось и государственными зако¬нами. «Догматические определения Вселенских Соборов мы признаем как Свя¬тое Писание, а правила их признаем как законы государственные».14 В истории церковно-государственных отношений Византии прослеживается тенденция поиска наиболее приемлемых форм и принципов, которые были бы законода¬тельно закреплены. Характерная черта законодательного творчества этого пе¬риода (VIII в.) - стремление воздействовать с помощью правовых норм на
Цит, по: Са. Алексей Николин. Церковь и государство. -М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997. - С. 32.

20 нравственность народа и на весь спектр взаимоотношений граждан. Ив этом отношении церковь выступала союзником государства.
Важным документом, отражающим поиски наиболее приемлемых форм взаимоотношения церкви и государства, является Эпанагог (Возведение, или Введение), составленный в 886 году. В нем изложено общее определение вла¬сти императора и патриарха, их основные задачи, цели деятельности, свойства и личные качества. В нем нет положения об уподоблении императора Богу. За¬кон - от Бога, это общезначимое распоряжение, плод размышления мудрых мужей, общее соглашение граждан государства. Таким образом, подчеркивает¬ся и божественное, и народное двуначальное, двуединое происхождение закона («голос народа - это голос Бога»).
История Византии - это история страны, в которой укреплению церков-но-государственных отношений уделялось первостепенное значение, и именно в Византии осуществлен опыт согласия, сотрудничества двух властей - церков¬ной и государственной, когда два мира, два царства - от мира сего и «не от ми¬ра сего» - действуют согласно во имя открытия человечеству пути в Царство Небесное. «Симфония властей» - так был обозначен этот опыт.
По сути дела, Византия показала миру возможность утверждения теокра¬тии и в земной жизни. Провозглашая монарха делегатом Божиим, призванным Богом управлять страной, принцип симфонии показывал тем самым, что госу¬дарство не может быть над церковью. Характерная черта законодательного творчества этого периода (VIII в.) - стремление воздействовать с помощью правовых норм на нравственность народа и на весь спектр взаимоотношений граждан. И в этом отношении церковь выступала союзником государства.
Основная идея византийской модели церковно-государственных отноше¬ний сводится к следующему положению: церковь впереди государства, следо¬вательно, и Канон впереди Закона. Однако данная модель могла в идеале быть осуществима лишь в моноконфессиональном (т.е. с одной признанной государ¬ственной религией) государстве с государем - христианином. При отсутствии этих условий, рассчитывать на осуществление симфонии властей - утопия.

21
Наиболее последовательно идея такой симфонии проявила себя в Россий¬ском государстве.
Существует особенность, оказывающая существенное влияние на цер-ковно-государственные отношения в России: формирование Русского государ¬ства и создание Русской Православной Церкви совершались отдельно и незави¬симо друг от друга. Именно поэтому византийская идея симфонии властей гармонично вошла и прижилась на русской почве. Практически эта идея нашла свое воплощение в разделении сфер и в органическом согласовании их целей и усилий.
Русская Православная Церковь ведет свое начало от Кафолической Вос¬точной Церкви, от нее она переняла законы и принципы своего устройства (ка¬ноны). В то же время, налаживая свои отношения с государством, она участво¬вала и в формировании основных элементов русской государственности, ис¬пользуя многовековой опыт Вселенской Церкви.
Принятие в 988 году христианства на Руси и установление особой, Поме¬стной Русской Церкви послужили началом взаимоотношений и взаимодействия церкви и власти. Устав св. Владимира был первым документом, определяющим положение церкви в государстве.
Исходя из представлений об идеале отношений между церковью и госу¬дарством, а также из исторических и культурных особенностей того или иного государства, можно говорить о трех основных формах их взаимодействия.
1. В западных частях Римской империи, где исторически государство присваивало себе власть и многие функции церкви, сложилась такая форма, как цезарепапизм. Такие отношения своими корнями уходят в языческую культуру Древнего мира (к примеру, в Египте фараон был главой государства и одновре¬менно верховным жрецом, или божеством; в Спарте, Риме верховные жрецы были и царями).
В сегодняшнем мире цезарепапизм в христианских государствах наибо¬лее ярко проявляет себя в протестантских странах (Великобритании, Швеции, Дании, Греции), где сохраняют одну или более государственных церквей.

22
2. Другая форма предполагает, напротив, подчинение государства рели-гиозным учреждениям. При данном типе отношений самостоятельная государ-ственная власть практически отсутствует. В христианских государствах такая форма правления известна под названием папоиезаризм. Она характерна для католических государств, в которых папа, римский первосвященник, является обладателем не только церковной, но и государственной власти (а также для ряда исламских государств, где главный священнослужитель выше светских властей). По образному выражению Ю.Ф. Самарина, церковь, объявляющая се¬бя государством, - это католичество, а государство, объявляющее себя церко¬вью, - это протестантизм15.
В Византии в VI в. н.э., как отмечалось выше, сформировался принцип симфонии во взаимоотношениях церкви и государства. Суть симфонии - обо-юдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. «Принцип симфонии есть лринцип взаимной свободы; каждая из сил живет своей жизнью, но так, что от одновременного их звучания получается симфония, аккорд. Од¬нако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе... не означает какой-то всецелой их отдельности. Для государства Церковь есть часть его жизни, его совесть, его творческая сила, а для Церкви государство есть внешнее историче¬ское оформление жизни того самого народа (или народов), который входит в Церковь», - так объясняет этот принцип православный философ В.В. Зеньков-ский.16
Классическая византийская форма взаимоотношений заключена в Эпана-гоге и звучит следующим образом: «Мирская власть и священство относятся между собой как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит
15 См. обзор курса СЕ. Прокофьева «Церковь, государство и общество» - история и опыт взаимодействия на
Интернет-сайте: zem-souz.narod.ru.
16 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М.. 1996. - С. 542.

23 благоденствие государства».17 То же определение дано VII Вселенским Собо¬ром: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а импе¬раторская власть посредством справедливых законов управляет земным»..
Безусловно, византийская симфония была лишь идеалом и никогда не была осуществлена в идеальной форме. Ее нарушение чаще всего происходило со стороны государства. Как правило, правители, цари, главы государств всегда претендовали на решающее слово в устроении церковных дел. Цезарепапист-ские устремления имели историческое и культурное объяснение: христианские императоры в Византии были преемниками языческих римских царей. Отме¬тим, что и церковь, со своей стороны, впадала в соблазн пожертвовать незави¬симостью ради протекции государства. От идеи сосуществования двух форм власти христианство в дальнейшем переходит к прямой апологии государст¬венной власти. Справедливость ее притязаний опосредуется уже не просто при¬знанием реального могущества и правом сильного, но божественным происхо-ждением государственной власти: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению»18. «Мы молимся за императоров, за их министров, за все вла¬сти», - свидетельствует Тертуллиан19.
На Руси симфония церковно-государственных отношений была воплоще¬на в более соответствующей ее идеалам форме. Объясняется это тем, что рус¬ская государственность сформировалась позже. Период патриархальной сим¬фонии длился в России от времен св. Владимира до Петра Великого (Х-ХУШ вв.). В «Слове о законе и благодати Иллариона» прославляется князь Владимир, принявший веру христианскую, сравнивается с «великим Константином». «Тот со святыми отцами Никейского собора закон для людей определил, а ты, с но--
Цит. по: Русская православная церковь и право: Комментарий. - М., 1999. - С. 28. |йРим. 13:1,2.
|ЕТертуллиан. Апология // Стасюлевич М.М. История Средних веков, в ее писателях и исследованиях новей-ших ученых.-СПб., 1863.-T.I.-С.178.

24 выми нашими епископами собираясь часто, с великим смирением советуешься с ними, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа».20
Помимо собственно теологических размышлений о православии и его взаимоотношений с Ветхим Заветом в Слове содержится выверенная концеп-ция государства, его идеологии. Благодатность власти, «окормление» благода¬тью народа, свободное развитие в благодатном государстве всех языков, пре¬одоление обветшавших догм во имя благодатной жизни народа и государства, понимание благодатной жизни как образца для нынешних и будущих поколе¬ний - вот стержневые принципы православной идеологии, определенные ми¬трополитом Илларионом.
Однако и в российской истории задолго до Петра наблюдались отступле¬ния от симфонии. С начала XVI века московские митрополиты фактически на¬значались князьями и в случае неповиновения последнему заменялись. Отступ¬ления от принципа симфонии имели место при Иване Грозном, в период царст¬вования царя Алексея Михайловича (в его столкновении с патриархом Нико¬ном). Полное отступление от принципа симфонии произошло в период правле¬ния Петра I. Церковная реформа, предпринятая Петром, во многом была обу¬словлена влиянием тех процессов, которые имели место, начиная с XVI в., в Западной и Центральной Европе, - это Реформация, имевшая глубочайшие последствия для судьбы церкви в Европе. Реформация положила начало новому явлению культуры, характеризующему и ее современное состояние - секуляри¬зации. Современная культура - это секулярная культура.
Что означает понятие «секуляризация»? В переводе с позднелатинского secularus означает мирской, светский, и восходит это понятие к начавшемуся процессу обращения церковной собственности в светскую в ходе Реформации. Однако на сегодня оно имеет гораздо более широкий и глубокий смысл. Секу-ляризирование означает обмирщение. В ходе европейской секуляризации ей подвергались сначала церковные ценности (материальные), а потом и церков-
20 Слово о законе и благодати Иллариона // Литература Древней Руси; Хрестоматия. - М., 1990. - С. 49.

25 ные, религиозные идеи. Постепенно понятие «секуляризация» приобретает по¬литический смысл, согласно которому светский правитель больше не нуждает¬ся ни в какой церковной легитимации, в то время как духовные власти впредь должны соизмеряться с требованиями государства. Дж. Уилсон определяет данное явление как «процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ними ритуалы, и институт религии утрачи-вает свое социальное влияние»21. Процесс секуляризации - явление историче-ское, в котором религиоведы и теологи выделяют три периода: франков, Ре-формации и Просвещения. Характерной чертой всех трех исторических этапов является тот факт, что экспроприация имущества и ограничение церковной вла¬сти осуществлялись при сопротивлении Церкви, для которой секуляризирова-ние всегда означало отчуждение того, что есть Божие, а не императорское, в нарушение заповеди «кесарю - кесарево, Божие - Богуж22
Первое значительное секуляризирование имущества церкви произошло во Франкской империи (франкский период) и было проведено каролингским мажордомом Карлом Мартеллом. Рост империи, многочисленные войны требо¬вали наличия постоянной, хорошо вооруженной армии, рыцарей. Их доход мог быть обеспечен лишь с помощью поместий, которыми обладала церковь. В ре¬зультате церковь была поставлена в такие условия, когда она должна была от¬числять доходы со своих владений верным правителю вассалам. Тем самым экономическая власть церкви была ограничена, так как при феодализме власть базировалась на обладании поместьями. В течение столетий церковь протесто¬вала против этой первой волны секуляризации.
Становление национально-территориальных государств повлекло за со¬бой вторую волну секуляризации, чему способствовала Реформация. Эта волна приобрела несколько иной оттенок - реформаторы делали упор не столько на отчуждении церковного имущества, сколько на идею, согласно которой «никто не должен обладать государственной властью, кроме светского руководства»
21 Цит.по: Смелзер Н. Социология. - М.:Феникс, 1994. - С.483.
22 см. Мк. 12, 17.

26 (Меланхтон - немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник М.Лютера (1497-1560)).
Со временем эта тенденция охватила и католические страны под влияни¬ем концепции государственного суверенитета Ж. Бодена и под воздействием государственных и экономических интересов рождавшихся классов и слоев, присущих буржуазному обществу. Абсолютистское государство как мощный двигатель просвещения; все церковные территории рассматривало как «мертвую руку» и требовало их радикального изъятия. Так, католик император йозеф Й (1782 г.) экспроприирует в Австрии более 700 «...бесполезных для населения и государства монастырей». Сходные этому процессы происходили и в других государствах. Радикальное секуляризирование произошло в период Француз¬ской революции, когда по предложению Талейрана 2 ноября 1789 хода Нацио¬нальная Ассамблея постановила, что все церковные ценности переходят в рас¬поряжение нации; затем последовало закрытие монастырей. Параллельно этому в Германии князья, следуя постановлению имперского парламента от 25 февра¬ля 1825 года, экспроприировали церковные ценности яготефанской и католиче¬ской церквей, возместив тем самым перешедшие наполеоновской империи свои потери левобережных областей по Рейну. Многие германские князья поддер¬жали идеи Реформации, а затем и Просвещения, сужая церковные власть и гос¬подство.
Впоследствии понятие секуляризации становится идеолого-политическим. Последним этапом секуляризации становится советский период, который проходил под девизом обобществления имущества. В целом же секу-ляризация есть ни что иное, как последовательное проведение в жизнь одной из идей программы европейского Просвещения. Просвещение, по одной из своих идей, - это секуляризация, поскольку оно противопоставляет самостоятельную область мышления религии и теоретически и практически уходит из-под ее влияния.
Однако, подоснова европейской культуры - не только римско-латинская, но и христианская, и ее воздействие ощутимо даже в радикально секуляризо-

27 ванном обществе23. Так, христианская идея спасения после эпохи Просвещения трансформировалась в веру в прогресс, идея грядущего Царства Божия - в со¬циализм и коммунизм, а библейская задача «владения землей» реализуется в индустриализации и уповании на достижения научно-технического прогресса. Секуляризирована, изначально выступившее в юридическом облачении как экспроприация церковного имущества, охватило за последние десятилетия все аспекты культуры.
В России сходные с этими процессы начались с эпохи Петра I. 25 января 1721 года Указом Петра I был создан особый орган управления - Синод, вставший во главе Русской Православной Церкви вместо патриарха. В «Духов¬ном регламенте», который определял права и обязанности Синода, говорилось о том, что на него возлагается обязанность «смотреть» за хозяйственным со¬стоянием церковных владений: кто и как владеет основными землями, куда и как тратятся хлебные и денежные доходы, и если обнаружится, что церковное имущество кем-то расхищается, то на нем нужно доправить похищенное. И хо¬тя данные ограничения носили экономический характер, они в целом оказали влияние на дальнейшую судьбу и практику взаимоотношений Российского го¬сударства и церкви. Роль Синода не ограничивалась только наблюдением за экономической жизнью духовных вотчин - Синод получил права сбора дохо¬дов, которые должны были пополнять государственную казну. Не вдаваясь в детали того, что собой представлял Синод и как в дальнейшем менялись его функции, скажем одно: учреждение этого органа было прямым вторжением го-сударства в дела церкви, попыткой взять под контроль ее экономическую жизнь. Но не только.
По мнению Э.С. Элбакян24, признание Соборным уложением 1649 г. при¬оритета государственной власти над церковной и определение православия как государственной религии привело, в исторической перспективе, к утрате цер¬ковью своих позиций. Этот процесс подчинения церкви светской власти нашел
23 См. Гвардини Р. Конец нового времени//Вопросы философии. 1990. №4. С. 153.
24 Екатерина Элбакян. Государственно-церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной
и церковной интеллигенции. Интернет-портал РЕЛИГИЯ и СМИ (religare.ru).

28 специфическое преломление в исповедных формулах: если в ранних перечнях грехов отсутствуют какие-либо преступления против государства25, то к XVIII в. в обязанность священника уже входит склонять прихожан к лояльности и поддержке государственной власти26.
В начале XVIII в. процесс подчинения духовной власти светской еще бо¬лее углубляется. По личному указанию Петра I происходит ограничение тайны исповеди. Это находит отражение в указе Синода от 17 мая 1722 г.27 и в «При-бавлении к Духовному регламенту о правилах причта церковного и чина мо-нашеского». Данные законы подразумевали, что священник, услышавший на исповеди о намерении совершить какой-либо проступок против государствен¬ной власти или лично государя без раскаяния в этом намерении, должен был сообщить об услышанном в Тайную канцелярию, что сохраняло свою силу вплоть до 1905-06 гг. Таким образом, по существу, нарушалась многовековая христианская традиция, что было неизбежным результатом тесного союза са-модержавия и православия. Недаром по словам одного из священников: «...в России.,, духовенство от лица Церкви много раз приходило на помощь государ¬ству в годину его тяжких бедствий... голос пастырей Церкви не раз спасал го-сударство»28. Аналогичное можно сказать и о поддержке церкви государством.
Синодальная эпоха провела в жизнь и реализовала принцип: каждый гра-жданин в государстве, помимо религиозных обязанностей, имеет и граждан¬ские, светские, не менее важные и самостоятельные, а потому церковь не долж¬на в них вмешиваться.
См.; Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. - Одесса, 1894. - Т. 3, - С,107; Фло-рия Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI-XVIII вв. // Одиссей. Человек в истории (Историк и время. 1992). - Ы.г 1994. - С.205.
26 У жен высших классов следовало спрашивать; «не помышляла ли... с мужем своим... убийство государя сво-его...»?, у купцов - «не утаил ли за собою государя царя пошлинные казны...»? и т.п. (См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. -Одесса, 1894. -Т. 3. -С. 173, 170).
2 См.: Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. - T.6. - № 10, С. 4012.
28 Потехин С.Н. Ограничительные по отношению к рас коло-сектантству законы и книга г. Бобрищева-Пушкина: "Суд и раскольники-сектанты" // Миссионерское обозрение. - 1903. -№8.-С118.

29
Последующая реализация этого принципа привела к тому, что церковь в Российском государстве перестала быть центром культуры и общества, ее пра¬ва все более ограничивались, и уже не вера, а интересы государства и служение им определялись как полнота бытия.
Оказали эти процессы свое влияние и на церковь: ее служители потеряли общегосударственное значение, превратившись в замкнутую касту, со своими особыми интересами и порядками, сфера их влияния сузилась до богослужеб¬ной практики, а церковное управление принимало все более светский, бюро-кратический характер.
Таким образом, нарушение границ оптимальных отношений между цер-ковью и государством в России началось не в XX в., а в XVHI в., и плоды этого явления мы пожинаем до сих пор,
Исторически в ходе взаимодействия государства и церкви сложились, кроме симфонии, также иные принципы, на которых в современном мире в раз-ных странах основаны отношения государства и церкви. Одним из них явился принцип отделения церкви от государства. Генезис этого принципа выступает в двух формах.
В Европе это отделение явилось результатом антиклерикальной, антицер-ковной борьбы (секуляризация в идеолого - политическом контексте), когда го-сударство связывает себя с той или иной антихристианской или вообще анти-религиозной идеологией. Этот принцип устанавливает невмешательство госу-дарства в дела церкви, но в то же время ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.