На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Организация наблюдений за явлениями живой природы, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.11.11. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретическая часть…………………………………………….………..6
1.1. Психолого-педагогические основы экологического
воспитания детей дошкольного возраста…………………………..…………….6
1.2. Использование наблюдений в дошкольном возрасте как средства
экологического воспитания………………………………………………………23
1.3. Современные подходы к организации наблюдений за явлениями живой
природы в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста...28
Глава II. Практическая часть……………………………………………………..31
2.1. Цель, задачи, научные предположения и методы
исследования………………………………………………………………………31
2.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….…………32
2.3. Формирующий этап эксперимента………………………………………….33
2.4. Контрольный этап эксперимента…………………………………....………53
Заключение………………………………………………………………………...54
Библиография……………………………………………………………………...57
Приложения……………………………………………………………..….……...59


Введение

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к ее ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная безответственность.
Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому: каждому человеку необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Всем необходимо понимать, что человек связан с природой, зависит от нее и не имеет права игнорировать закономерности природы.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, правильного отношения человека к природе, получение элементарных знаний для выработки хорошего отношения к окружающему миру, а также формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе.
Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем эффективнее будет ее результат. Поэтому необходимо усилить внимание человека к природе уже начиная с раннего детства, организуя соответствующую развивающую среду, где он должен бы не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Таким образом, тема экологического воспитания детей является актуальной на данном этапе.
В период дошкольного детства закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Поэтому в программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наглядных и практических методах, так как в этом возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. В связи с этим организуют наблюдения – целенаправленное сосредоточение на явлениях природы, предметов окружающего мира.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация наблюдений за явлениями живой природы.
Цель: выявить эффективность организации наблюдений за явлениями живой природы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Проанализировать материал о роли организации наблюдений за явлениями живой природы;
3. Определить уровень отношения детей дошкольного возраста к явлениям живой природы;
4. Разработать программное содержание и организацию условий для наблюдения за явлениями живой природы;
5. Разработать структуру наблюдения, выбор методов и приемов;
6. Разработать практические рекомендации по формированию экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: наблюдения за явлениями живой природы способствуют экологическому воспитанию, если:
1. Наблюдения организуются систематически;
2. Программный материал соответствует возрасту, учитывается интерес ребенка к природным явлениям;
3. Познавательные интересы постепенно расширяются и уточняются;
4. Наблюдения в природе дополняются наблюдениями за обитателями уголка природы;
5. Организуются циклы наблюдений за ростом и развитием живых объектов;
6. Проводится фиксация наблюдений.
Методы:
1. Изучение психолого-педагогической литературы;
2. Диагностика уровня знаний детей по экологическому воспитанию;
3. Проведение эксперимента;
4. Анализ результатов эксперимента;
5. Разработка рекомендаций.


Глава I. Теоретическая часть

1.1. Психолого-педагогические основы экологического
воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.
Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который, на наш взгляд, в своей основе имеет освоение естественных, социальных и гуманитарных знаний приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников приобретает характер поиска форм доведения до них основ естественнонаучных дисциплин, «первичных» знаний географии, физики, биологии и т.д. Именно азбука этих предметов и является фундаментом формирования экологического сознания у дошкольников.
Возможность доведения до дошкольников исходных положений естественнонаучных дисциплин (далее «основ») есть практически у всех детских воспитательных учреждений и во многих семьях.
В рамках какой-нибудь одной «основы» экологическое образование и воспитание не может быть осуществлено в полной мере. Однако возможности осуществления экологического образования в процессе доведения до дошкольников основ различных дисциплин неодинаковы. Они определяются спецификой задач и содержанием предмета.
В целом содержание экологического воспитания комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты. Для их реализации в дошкольном возрасте существуют достаточно много проблем. Это объясняется, прежде всего, тем, что реализация целей и задач формирования бережного отношения дошкольников к природе обусловлены возрастными трудностями восприятия детьми естественнонаучного и экологического материала.
Цель экологического воспитания заключается еще и в формировании ответственного отношения дошкольников к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего образования -преодолеть потребительский подход к природе, воздействуя на все аспекты сознания: научный, художественный, нравственный и правовой. Задачей же дошкольного «курса» в освоении «основ» является, прежде всего, формирование «разумных» взглядов на природу и на взаимодействие людей и природы; овладение детьми знаниями и умениями для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, оценки условий природной «обстановки» в своей местности, воспитание норм и правил поведения в природе.
Целостное представление об экологизации дошкольного сознания дает выделение в его содержании ведущих идей. Многие из них (развитие понимания целостности природы, изменения природы в процессе труда, взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека, роли природы в нравственно-эстетическом развитии личности и т.п.) являются основополагающими в экологическом воспитании.
Раскрытие их в процессе преподнесения детям основ географии, физики, химии, биологии направлено на формирование у дошкольников понимания целостности природы Земли, единства ее процессов, естественной связи и с ней человека, а также того, что любая деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованными с ее законами.
Так как все изменения окружающей среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье людей, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему занятий с дошкольниками, усвоение ими знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и их восстановления.
Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию детьми важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека.
Постоянное внимание семьи к рассматриваемой проблематике также может помочь дошкольникам осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.
Беседы и игры, в содержание которых положены основы географических, физических, химических, биологических и др. знаний, располагают объективными возможностями формирования и развития у дошкольников нравственных норм и привычек поведения в природе, «природоориентированных» ценностей.
Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение детьми действий оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют «работы» на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду. На их основе у дошкольников должна вырабатываться привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение детьми правил поведения в природе во время прогулок, своеобразных экскурсий может способствовать формированию их нравственного облика.
Практика семейных «посещений» природы способствует обогащению детей новыми эстетическими впечатлениями. Применение разнообразных средства обучения (картины, кинофильмы, видеофильмы и т.д.), формирующих образы территорий, различных объектов природы, развивает у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.
Таким образом, содержание знаний детьми исходных положений естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию дошкольников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит работникам дошкольных учреждений и родителей, его творческой инициативе.
Этапы детского воспитания, возрастные возможности дошкольников, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений дошкольников к природе, их деятельность по «сокращению» или «увеличению» окружающей среды.
Рассмотрим некоторые возрастные особенности отношения к природе детей в дошкольном возрасте. Например, необходимость заботы о зеленых насаждениях они мотивируют тем, что растения «всех радуют», «они нам нравятся», «украшают город», «делают нашу жизнь красивой» и т.д. В их высказываниях редко звучит чисто рационалистический подход («из деревьев делают карандаши и линейки»). В этом возрасте дети часто осуждают свои действия во время игр, наносящие вред природе: «ломали ветки, когда играли». Дети, как правило, мечтают о хороших делах на пользу природе, проявляют готовность «вырастить что-то своими руками», убрать мусор, предполагают, что если бы каждый человек посадил несколько деревьев, и «тогда наша Земля будет прекраснее».
При более целенаправленной работе с детьми с целью формирования бережного их отношения к природе дошкольники глубже осознают значимость экологически проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе, Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за предотвращение войны как самого большого зла для людей и природы. У дошкольников, особенно у девочек, с которыми проводится целеустремленные занятия, ярче выражено нравственно-эмоциональное отношение к природе: «природа - самое прекрасное», «это самое необходимое, нужное человеку», «от природы зависит настроение человека», «прелесть природы нельзя губить». У некоторых детей усиливаются патриотические мотивы: «Родина – это, прежде всего родная природы», «мой вклад в охрану природы будет помощью Родине».
Таким образом, психолого-педагогические основы экологического воспитания дошкольников следует, по нашему мнению, разрабатывать с учетом:
возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвязи мышления, памяти, внимания и усвоения правил поведения;
возможностей направления их сознания на соблюдение нравственных и гражданских норм общества и оптимизации окружающей среды;
потенциала системности и проблемности в обучении началам экологии.
В процессе доведения до дошкольников основ различных ественнонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых и развитие на так называемой межпредметной основе с учетом психологических особенностей мышления, памяти и внимания детей позволяют сформировать общий подход к рассмотрению картины мира и начинать воспитывать осознанное стремление к активной общественно-полезной деятельности.
Каким образом необходимо систематизировать этот учебный материал, как придать обобщенный и конкретный характер знаниям о картине мира?
Первое условие - это учет возрастных особенностей взаимосвязи памяти, внимания и способностей дошкольников в целях формирования у них прочных, глубоких и системных знаний по основам наук.
Следует отметить, что в изученной нами литературе не подвергается специальному исследованию вопрос о возрастных особенностях зависимости способностей дошкольников от памяти и внимания. К тому же данные приводятся, как правило, суммарно для мальчиков и девочек, что вряд ли является оправданным, поскольку практика дошкольной педагогики постоянно указывает на необходимость дифференцированного подхода к детям разного пола и возраста. В общей сумме факторов, определяющих успешность восприятия экологических знаний, память и внимание перестают играть ведущую роль. На первое место выступают более сложные, приобретенные в процессе обучения формы усвоения материала.
Это, на наш взгляд, личностно-деятельностные обстоятельства, обусловленные ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительной и рефлексивно-оценочной сферами.
Отсутствие первой сферы превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда ребенок не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей сферы также приводит к потере цели деятельности, поскольку у детей не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.
Поэтому деятельность по формированию у детей экологических знаний, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача при формировании бережного отношения дошкольников к природе - научить детей «строить» свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляют родители и работники дошкольных учреждений.
Второе условие заключается в формировании определенной системности знаний применительно к дошкольникам.
Важное условие реализации экологических знаний в процессе обучения - формирование образного мышления. Выполнение этой задачи на уровне дошкольного возраста выражается в усвоении ими основ различных научных знаний. Каким образом можно достичь системность в знаниях детей?
Анализ литературы показывает, что различный «педагогический материал» принципиально не может быть представлен в таком виде, чтобы не мог преобразовываться в сознании по элементам теории. Внутренняя перестройка знаний сопровождается преобразованием тех связей, которые возникают при первичном ознакомлении с учебным материалом. Пересказывая материал, воспитатель дошкольника вновь перестраивает имеющиеся знания. Таким образом, научная теория в учебном процессе отображается в трех принципиально разных системах: при первичном ознакомлении - в литературе или объяснении педагога (воспитателя, родителя), при итоговом - в сознании ребенка и в изложении самого материала. Чтобы дошкольник усвоил системные знания, ему необходимо дважды, трижды, четырежды… перестроить первично полученные сведения.
Формирование знаний об экологических знаниях - еще одна сторона усвоения представлений об окружающей среде, особенно в условиях актуальных задач оптимизации эколого-воспитательного процесса, которые стоят перед воспитателями дошкольников. В содержательном аспекте эти знания выполняют функцию реализации принципов сознательности в обучении и, кроме, того, функцию направленности на формирование экологичности мировоззрения.
Таким образом, формирование представлений об окружающей среде включает в себя процесс формирования основ научной картины мира и систему взглядов на познание.
Третье условие - деятельность и общение в природной среде. Определение оптимальных условий формирования умений и навыков на базе экологических знаний.
Таким образом, при осуществлении экологического подхода к доведению до детей основ естественнонаучных дисциплин они усваивают, что природа и общество взаимосвязаны как во времени, так и в пространстве. Для данных взаимосвязей характерна определенная закономерность. На занятиях и в играх, применение элементов географических, физических, химических, биологических, и обществоведческих знаний способствует тому, что дошкольники узнают, что явления, объекты и процессы действительности объективно связаны.
Следовательно, приобретение знаний - первоначальное условие реализации принципов и целей экологического образования. Основная задача заключается в применении дошкольниками полученных экологических знаний, умений, навыков, методов природоохранительной деятельности в своей жизни и тем самым - в содействии дальнейшему активному и творческому познанию действительности.
Формирование экологических знаний, как способ развития представлений об окружающей среде, является одним из направлений развития личности дошкольников. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих детей (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода дошкольников от выполнения одного компонента восприятия к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.
Педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального. С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой - противоречат.
В процессе формирования представлений об окружающей среде у дошкольников доля так называемой «невербалики» значительно увеличивается. Подача основ физических, географических и других знаний в педагогическом взаимодействии преобладает вербальное общение. Формирование экологичности сознания, учитывая его специфику (уход за растениями, уборка мусора и т.п.), несомненно, преобладает невербальное взаимодействие.
Общение в процессе взаимодействия с природой как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственного формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых экологических позиций.
Появление любого человека, «отважившегося» показать перед аудиторией как надо трудится на благо окружающей среды, вызывает у людей, прежде всего интерес к тому, как он выглядит, что и как делает, словом, как себя ведет.
И далее, когда произносятся какие-то слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они з...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.