На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Педагогические условия подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.11.11. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра педагогики и методики дошкольного воспитания


Курсовая работа по педагогике

Тема: Педагогические условия подготовки детей старшего
дошкольного возраста к школе



СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………. 3-5

Глава I. Теоретические аспекты формирования интеллектуальной
готовности к школьному обучению в старшем дошкольном
возрасте……………………………………………………………. 6-17

1.1. Понятие интеллекта и интеллектуальной готовности
к школьному обучению…………………………………………. 6-9
1.2. Методы определения интеллектуальной
готовности к школьному обучению…………………………… 10-12
1.3. Игры с правилами как средство формирования
интеллектуальной готовности к школьному обучению……… 13-17

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
интеллектуальной готовности к школьному обучению у
старших дошкольников с использованием игр с правилами.. 18-33

2.1. Диагностика уровня сформированности интеллектуальной
готовности старших дошкольников к школьному обучению... 18-23
2.2. Этапы формирования интеллектуальной готовности
к школьному обучению с использованием игр с правилами… 23-27
2.3. Результаты контрольного эксперимента……………………… 28-33

Заключение………………………………………………………………… 34-35

Литература………………………………………………………………… 36-38

Приложение……………………………………………………………….. 39-48
Введение

Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.
Актуальность темы исследования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. В комплексе психолого-педагогической готовности к школе выделяют три компонента: интеллектуальную готовность, личностную готовность и волевую.
Особый значение в этой структуре имеет интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению, поиск наиболее эффективных средств формирования которой в образовательном процессе дошкольного учреждения обладает непреходящей актуальностью. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого формирования выступают игры с правилами, возможности которых в практике детского сада реализуются далеко не полностью.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования игр с правилами как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования: интеллектуальная готовность детей 6 - 7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Гипотеза исследования: формирование интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению будет наиболее эффективно при условии организации системы работы, акцент в которой делается на использовании игр с правилами, специально отобранных по структуре и соответствующих зоне ближайшего развития детей данного возраста.
С учетом определения цели и формулировки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме определения интеллектуальной готовности детей к обучению в школе;
2. ознакомиться с методиками диагностики интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению;
3. дать общую характеристику игр с правилами и определить их роль в формировании интеллектуальной готовности к школьному обучению;
4. провести экспериментальное исследование, направленное на определение возможностей использования игр с правилами в процессе формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению;
Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной педагогики об интеллектуальной готовности детей к школе. В своей работе мы опираемся на теоретико-методологические исследования М.А. Холодной, В.В. Холмовской, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайловой.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ ……………..
Исследование проводилось в 3 этапа:
Первый этап был посвящен определению методологической основы и теоретической базы, ее обоснованию, изучению и анализу, психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме. В этот период были сформулированы: проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи предстоящей работы.
Второй этап был посвящен изучению уровня сформированности интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Третий этап включал в себя проведение формирующего эксперимента с целью повышения уровня интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению посредством использования игр с правилами, проверку выводов и осмысления результатов исследования, их обобщения и описание.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных задачам и гипотезе исследования.
Структура и объём исследования: Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.



Глава I. Теоретические аспекты формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте

1.1. Понятие интеллекта и интеллектуальной готовности
к школьному обучению

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, должен уметь различать в предмете его отдельные стороны. Все это объединяется в понятии интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению [4, с.12] .
Но прежде чем определить, что представляет собой интеллектуальная готовность к школьному обучению, необходимо остановиться на понятии интеллекта.
В зарубежной и отечественной психологической литературе существует множество определений интеллекта и теорий его развития. Так Ч. Спирмен рассматривает интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Дж. Гилфорд выдвинул теорию мультифакторной структуры интеллекта, выделив три группы факторов: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, и полученный интеллектуальный продукт [27, с.7-9].
В последние годы интеллектуальное развитие детей в контексте обучения разные авторы считают наиболее целесообразным анализировать с использованием двух взаимосвязанных подходов: структурно-интегративного (М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова), позволяющего получить данные об уровне дифференциации познавательных структур как носителей интеллекта, и образовательного в отношении обучаемости как восприимчивости к обучению и самостоятельному открытию новых знаний (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова и др.).
Кроме того, проблема интеллекта включается в контекст личностного развития ребенка. Выделяется общее фундаментальное основание: умение принимать и самостоятельно осмысливать новое, способность к изменению, самодвижению [11, с.12].
Все эти направления исследования интеллекта в современной психологической науке напрямую связаны с понятием интеллектуальной готовности к школьному обучению, которая выступает определенным этапом на пути формирования зрелого интеллекта. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки сенсомоторную координацию [7, с.34-36].
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается современной педагогической наукой как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности (способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия) [31, с.12-16].
Рассматривая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, современные исследователи основываются на целостности мыслительного процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления.
Образный компонент - это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память на образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении); развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза; эвристичность мышления.
Вербальный компонент - это способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; слуховая память на речевой основе; способность обобщать множества единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов; развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа; критичность мышления [1, с.21-24].
Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребенка достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Знания детей, поступающих в школу, должны быть достаточно дифференцированы.
Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми, включая точность и дифференцированность представлений, полноту содержания и объема элементарных понятий, способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных задач, системность и др.
Компонентом интеллектуальной готовности является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка (произвольность познавательных процессов, повышение качества познавательных процессов, наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний).
Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности: способность к многостороннему анализу предметов, элементарному обобщению на основе выявленных главных связей, зависимостей, признаков предметов и явлений, умение проводить сравнение. У будущих школьников должна быть развита элементарная самостоятельность умственной деятельности, включая ее планирование, реализацию и контроль [6, с.14-19].
Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности: умением принять доступную учебную задачу и точно выполнить указания воспитателя, добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов ее выполнения, умением осуществить контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способностью дать критическую оценку своей работе и работам других детей [3, с .12].
Необходимым компонентом интеллектуальной готовности к школе является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения - все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе [2, с.45].
Таким образом, интеллектуальная готовность к школьному обучению представляет собой соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность включает следующие компоненты: широкий запас знаний об окружающем мире; определенный объем точных и дифференцированных элементарных понятий и способность оперировать ими; определенное качество познавательных процессов дошкольников (произвольность и интерес к познанию); определенный уровень развития мыслительных операций (анализ предметов, элементарное обобщение, сравнение); самостоятельность умственной деятельности; овладение рядом элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, стремление к достижению поставленной цели, контроль выполняемых действий и оценку полученного результата); достаточно высокий уровень развития речи.
Именно выделенные компоненты становятся объектом изучения при определении интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Методы изучения интеллектуальной готовности рассмотрим в следующем параграфе.


1.2. Методы определения интеллектуальной
готовности к школьному обучению

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в шко...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.