На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Повышение конкурентоспособности и укрепление позиций нефтяных российских компаний на внутреннем и внешнем мировом нефтяном рынках на примере ОАО «Газпром»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 04.12.2011. Сдан: 2010. Страниц: 88 + презентация. Уникальность по antiplagiat.ru: 91.

Описание (план):


ДОКЛАД

Уважаемые члены комиссии!
Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему:


Актуальность темы исследования определяется стремительным ростом рос-сийских нефтяных компаний и их интеграцией в мировую систему нефтеобеспече-ния. Российские нефтяные компании были образованы в условиях перехода страны к рыночной экономике. Острота и сложность проблем, связанных с конкурентным развитием и интеграцией в мировой рынок российских нефтяных компаний, требу-ет их глубокого и обстоятельного анализа.
Объектом исследования является компания нефтегазовой отрасли ОАО «Газпром».
Предметом исследования являются принципы, методы и инструменты фор-мирования конкурентных стратегий развития крупнейших российских и зарубеж-ных нефтяных компаний.
Целью исследования является выявление факторов, определяющих конку-рентоспособность нефтяной компании на внутреннем и мировом рынках, всесто-ронний анализ ее стратегических приоритетов развития, обеспечивающих укреп-ление конкурентных позиций, изучение механизмов реализации и корректировки стратегии компании и разработка рекомендаций по повышению позиций крупных российских нефтяных компаний на внутреннем и мировом нефтяном рынке.
Достижение поставленной цели определяет комплекс конкретных задач, ре-шение которых обусловливает структуру исследования:
1. Проанализировать теоретические основы разработки стратегии развития компании.
2. Рассмотреть вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности, стратегию раз-вития ОАО «Газпром».
3. Совершенствование методов формирования конкурентных стратегий ОАО «Газпром».
Вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных ком-паний и их международной конкурентоспособности в недостаточной степени ос-вещены в научных исследованиях.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды зарубежных ученых, разработавших и развивших теорию стратегического развития и стратегического управления компанией.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка ис-пользуемой литературы.
Проведенные исследования, позволили сделать следующие выводы и пред-ложения:
1. Необходимость совершенствования конкурентоспособной стратегии ОАО «Газпром» в настоящее время связана с возрастающей конкуренцией на газовых рынках, появлением новых альтернативных проектов и поставщиков. Основными факторами, определяющими конкурентоспособность газовых компаний, имеющих свои особенности, являются: доля рынка, цена, уровень издержек.
2. Предложен ряд количественных инструментов для разработки конкурен-тоспособной стратегии: новые методические подходы определения рыночной доли российского газа, которые позволяют объективно выявить потребность в россий-ском газе на рынках зарубежных стран с учетом большого числа факторов; исполь-зование метода netback для оценки стоимости газа на границах стран и возможного выявления потенциала повышения цены в контрактах.
3. На основе методики оценки потенциальной рыночной доли российского газа на рынках зарубежных стран сделана оценка потребности рынка Италии в по-ставках газа из России. Она позволила определить долю рынка, которую в пер-спективе сможет занять объем поставок газа из России среди других стран, экспор-тирующих газ в Италию, и является определяющей для формирования эффектив-ной и конкурентоспособной экспортной стратегии ОАО «Газпром» на рынке дан-ной страны.
4. В работе определены основные виды рисков при осуществлении внешне-экономической деятельности ОАО «Газпром» в европейских странах и способы их минимизации. В условиях мирового экономического кризиса стратегия внешне-экономической деятельности ОАО «Газпром» должна быть направлена на дивер-сификацию деятельности Общества и изменение приоритетов на отдельных стра-новых рынках.
5. ОАО «Газпром» на газовом рынке Италии зарекомендовало себя в качест-ве надежного партнера, чему способствовала существующая система долгосроч-ных контрактов и длительный период сотрудничества. Это главное конкурентное преимущество ОАО «Газпром» по сравнению с другими поставщиками газа на итальянский рынок. Политика Общества должна быть нацелена на сохранение этой системы как в Италии, так и на рынках других европейских стран.
6. Выполненный в данной работе анализ и прогноз уровней netback стоимо-сти газа на итальянском газовом рынке показывает, что в существующих условиях поставка газа на рынок Италии дает повышенную прибыль поставщикам (но не экспортерам) газа. Это является основанием для более жесткой ценовой политики компании.
7. Приоритетными направлениями экспортной стратегии ОАО «Газпром» на итальянском газовом рынке являются:
• Повышение эффективности деятельности компании ОАО «Газпром» в Ита-лии;
• Поддержание доли рынка Общества или ее возможное увеличение при расширении реализации газа;
• Расширение выхода на рынок конечного потребителя;
• Формирование значительных конкурентных преимуществ;
• Диверсификация деятельности компании.
8. Предложены следующие меры, направленных на реализацию целей поли-тики ОАО «Газпром» на рынке Италии :
а. Экономические меры:
Реализация конкурентоспособной ценовой стратегии; проведение перегово-ров и установление конкурентоспособной цены; минимизация рисков в различных сферах деятельности
б. Организационные меры:
Создание альянсов с итальянскими компаниями, покупка активов (например, в электроэнергетической области); рост гарантий выполнения долгосрочных обя-зательств, которые должны подкрепляться постоянным совершенствованием ус-ловий контрактов; использование возможностей доступа к газотранспортной и газораспределительной системам страны
в. Маркетинговые меры:
Модификация контрактных обязательств, в т.ч. защита потребителя, произ-водителя, ценовая модификация; дистрибьюция, в частности, поставка газа мелким потребителям; дивертификация продуктов, рынка сбыта и видов деятельности, ко-торая предусматривает возможные поставки российского СПГ, расширение поста-вок трубопроводного газа, участие в ПХГ; расширение участи в оптовых постав-ках, своповых сделках.


Благодарю за внимание!


Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии развития компании 6
1.1. Понятие «стратегия» и «корпоративная стратегия» компании 6
1.2. Принципы и этапы разработки корпоративной стратегии компании 10
1.3. Методы оценки эффективности стратегии 15
1.4. Анализ практики реализации стратегии развития 17
2. Анализ стратегии компании и перспектив развития в условиях кризиса 24
2.1. Стратегия развития газовой отрасли 24
2.2. Организационно-экономическая характеристика ОАО ГАЗПРОМ 30
2.3. Анализ корпоративной стратегии ОАО ГАЗПРОМ 39
3. Совершенствование корпоративной стратегии развития
ОАО «ГАЗПРОМ» 46
3.1. Недостатки действующей корпоративной стратегии
ОАО «ГАЗПРОМ» 46
3.2. Разработка новой корпоративной стратегии развития ОАО ГАЗПРОМ 67
Заключение 83
Список используемой литературы 85


Введение

Актуальность темы исследования определяется стремительным ростом российских нефтяных компаний и их интеграцией в мировую систему нефтео-беспечения. Российские нефтяные компании были образованы в условиях пере-хода страны к рыночной экономике. Нефтяной комплекс Российской Федера-ции был реструктурирован путем объединения предприятий на основе межот-раслевой интеграции по образцу функционирования зарубежных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, в дальнейшем большинство объедине-ний было приватизировано. В результате этого процесса вертикально-интегрированные компании заняли доминирующее положение в нефтяном комплексе России. В процессе интеграции России в мировую экономику этот опыт может быть полезен в отечественной практике с учетом реальной ситуа-ции, сложившейся в стране.
Вопросы, связанные с конкуренцией крупных нефтяных компаний и раз-работкой стратегий, направленных на повышение их конкурентоспособности, носят комплексный характер и включают проблемы экономической и энергети-ческой безопасности, внешнеэкономической, технологической и инновацион-ной политики. От корпоративной стратегии нефтяных компаний во многом за-висит и эффективное функционирование национальных нефтеобеспечивающих систем, их рациональное включение в международную систему нефтеобеспече-ния. Стратегии нефтяных компаний предопределяют развитие ключевой отрас-ли экономики стран базирования, поэтому оказывают важное влияние на их экономический рост.
Острота и сложность проблем, связанных с конкурентным развитием и интеграцией в мировой рынок российских нефтяных компаний, требует их глу-бокого и обстоятельного анализа.
Объектом исследования является компания нефтегазовой отрасли ОАО «Газпром».
Предметом исследования являются принципы, методы и инструменты формирования конкурентных стратегий развития крупнейших российских и за-рубежных нефтяных компаний.
Целью исследования является повышение конкурентоспособности и ук-репление позиций нефтяных российских компаний на внутреннем и внешнем мировом нефтяном рынках.
Достижение поставленной цели определяет комплекс конкретных задач, решение которых обусловливает структуру исследования:
1. Проанализировать теоретические основы разработки стратегии разви-тия компании.
2. Рассмотреть вопросы формирования конкурентных стратегий россий-ских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности, страте-гию развития ОАО «Газпром».
3. Совершенствование методов формирования конкурентных стратегий ОАО «Газпром».
Вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности в недостаточной степе-ни освещены в научных исследованиях.
Первые серьезные исследования в области стратегии предприятий и стра-тегического менеджмента относятся к концу 40-х - началу 50-х годов прошлого столетия. Особый вклад в изучение данной проблемы внесли труды таких уче-ных, как Р.Л. Акофф, И. Ансофф, И.А. Бланк, А.П. Винокуров, П.Ф. Градов, П.Ф. Друкер, Б. Карлофф, Д. Клиланд, Г.Б. Клейнер, В. Краснова, Т. Левитт, Дж. Лембден, Б.Г. Литвак, Г. Минцберг, Т. Питерс, М. Портер, А. Стрикленд, Д. Таргет, А. Дж. Томпсон, Г. Хамел, А.Д. Чандлер и др.
Концептуальные вопросы теории и практики оценки эффективности стратегии, управления стоимостью компании нашли достаточно широкое при-менение в работах зарубежных ученых, таких как Г. Александер, Р. Брейли, А. Дамодаран, Д.Д. Джонс, П.Ф. Друкер, Т. Коллер, Т. Коупленд, С. Майерс, М. Миллер, Г. Минцберг, Ф. Модильяни, Дж. Муррин, Ш. Пратт, А. Раппапорт, М.К. Скотт, Т.Л. Уэст, У. Шарп.
Однако большинство из указанных работ ориентируются на зарубежный опыт, который не всегда может быть применен в современных российских ус-ловиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности и отсутстви-ем достоверной информации для целей оценки стоимости компании. В этой связи возникает необходимость поиска путей для разрешения специфических проблем рыночной экономики России.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды зарубежных ученых, разработавших и развивших теорию стратегическо-го развития и стратегического управления компанией.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы...

*******************************************


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования, позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. Необходимость совершенствования конкурентоспособной стратегии ОАО «Газпром» в настоящее время связана с возрастающей конкуренцией на газовых рынках, появлением новых альтернативных проектов и поставщиков. Основными факторами, определяющими конкурентоспособность газовых ком-паний, имеющих свои особенности, являются: доля рынка, цена, уровень из-держек.
2. Предложен ряд количественных инструментов для разработки конку-рентоспособной стратегии: новые методические подходы определения рыноч-ной доли российского газа, которые позволяют объективно выявить потреб-ность в российском газе на рынках зарубежных стран с учетом большого числа факторов; использование метода netback для оценки стоимости газа на грани-цах стран и возможного выявления потенциала повышения цены в контрактах.
3. На основе методики оценки потенциальной рыночной доли российско-го газа на рынках зарубежных стран сделана оценка потребности рынка Италии в поставках газа из России. Она позволила определить долю рынка, которую в перспективе сможет занять объем поставок газа из России среди других стран, экспортирующих газ в Италию, и является определяющей для формирования эффективной и конкурентоспособной экспортной стратегии ОАО «Газпром» на рынке данной страны.
4. В работе определены основные виды рисков при осуществлении внеш-неэкономической деятельности ОАО «Газпром» в европейских странах и спо-собы их минимизации. В условиях мирового экономического кризиса стратегия внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром» должна быть направлена на диверсификацию деятельности Общества и изменение приоритетов на от-дельных страновых рынках.
5. ОАО «Газпром» на газовом рынке Италии зарекомендовало себя в ка-честве надежного партнера, чему способствовала существующая система дол-госрочных контрактов и длительный период сотрудничества. Это главное кон-курентное преимущество ОАО «Газпром» по сравнению с другими поставщи-ками газа на итальянский рынок. Политика Общества должна быть нацелена на сохранение этой системы как в Италии, так и на рынках других европейских стран.
6. Выполненный в данной работе анализ и прогноз уровней netback стои-мости газа на итальянском газовом рынке показывает, что в существующих ус-ловиях поставка газа на рынок Италии дает повышенную прибыль поставщи-кам (но не экспортерам) газа. Это является основанием для более жесткой це-новой политики компании.
7. Приоритетными направлениями экспортной стратегии ОАО «Газпром» на итальянском газовом рынке являются:
• Повышение эффективности деятельности компании ОАО «Газпром» в Италии;
• Поддержание доли рынка Общества или ее возможное увеличение при расширении реализации газа;
• Расширение выхода на рынок конечного потребителя;
• Формирование значительных конкурентных преимуществ;
• Диверсификация деятельности компании.
8. Предложен ряд экономических, организационных и маркетинговых мер, направленных на реализацию целей политики ОАО «Газпром» на рынке Италии, выявлены стратегические приоритеты российской компании на иссле-дуемом рынке.






Список используемой литературы

1. Анализ динамики и прогнозных сценариев цен на газ по долгосроч-ным контрактам и на спотовом рынке в странах Европы./Отчет НИР – М.: ООО «НИИгазэкономика», 2004.
2. Анализ изменения текущего баланса собственной добычи, импор-та/экспорта и внутреннего потребления природного газа за последние 10 лет и прогноз изменения баланса на среднесрочную перспективу в ключевых странах - действующих и перспективных импортерах природного газа из России (Гер-мания, Италия, Великобритания, Турция, Нидерланды, Испания, Изра-иль)/Отчет НИР – М.: ООО «НИИгазэкономика», 2007.
3. Анализ развития электроэнергетики в странах Европы и Ближнего Востока (Германия, Италия, Великобритания, Турция, Нидерланды, Испания, Израиль) и прогноз ее развития на среднесрочную перспективу. / Отчет НИР – М.: ООО «НИИгазэкономика», 2007.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - .СПб: Изд-во «Питер», 1999, - 416 с. (серия Теория и практика менеджмента)
5. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. - М.: Экономи-ка, 1989
6. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегически менеджмент. – М.:Инфра-М, 2005. – С. 192-202.
7. Беляев, А.И. Организация производства и менеджмент на предпри-ятиях ТЭК / А.И. Беляев, Л.Е. Воробьева, М.В. Трохимчук, О.В. Душко. – Вол-гоград: ВолгГАСУ, 2006.
8. Бендиков М.А. Финансово-экономическая устойчивость предпри-ятия и методы ее регулирования. //Экономический анализ. - 2006. - № 14.
9. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – С. 124-125.
10. Бражникова М.Ф. Настройка будущего: адаптация внутренней по-литики кредитной организации к стратегии развития банковского сектора. // Российское предпринимательство.– 2007. - № 6.
11. Бургомистренко А.А. Стратегии развития филиала коммерческого банка / Банковская система России: Проблемы и перспективы развития: Сбор-ник научных трудов. - Саратов: СГСЭУ, 2006.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – С. 113-114.
13. Вишнякова, А.Б. Совершенствование инструментария разработки стратегии развития промышленного предприятия [Текст] / А.Б. Вишнякова// Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – 2008. – № 4.
14. Воробьева, Л.Е. Внешнеэкономические перспективы и стратегиче-ские приоритеты газового комплекса России/Л.Е. Воробьева. - Волгоград: Вол-гоградское научное издательство, 2007.
15. Воробьева, Л.Е. Государственное регулирование монополий меж-дународного нефтегазового рынка, механизм их формирования и тенденции развития/Л.Е. Воробьева, О.В. Воробьева//Среднее профессиональное образо-вание. Спецвыпуск. Научно-исследовательская работа. – М., 2003.
16. Воробьева, Л.Е. Стратегическое развитие газового комплекса Рос-сии с учетом приоритетов внешнеэкономической деятельности/Л.Е. Воробьева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.
17. Драгомирецкая О.В. Основной подход к определению банковской стратегии // Экономика и управление: Сборник научных трудов. Часть I/Под ред.д-ра экон.наук, проф.А.Е.Карлика.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
18. Драгомирецкая О.В. Стратегическое управление в современном коммерческом банке // Сибирская финансовая школа.-2009. - №2.
19. Драгомирецкая О.В. Сбалансированная система показателей как основа стратегического управления коммерческим банком//Вестник Россий-ской академии естественных наук. Серия экономическая.– 2008.– №2 (12).
20. Емельяшина Ю.В., Фомина С.С. SWOT–анализ возможностей для российского газа в европейских странах. Сборник статей «Актуальные пробле-мы экономики, управления и развития газовой промышленности» //Под редак-цией Бучнева О.А. – М.: НЕФТЬ и ГАЗ, 2007.
21. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. – М.: Генезис, 2001. – С. 435
22. Королев О.Г. Современные аспекты повышения эффективности деятельности банков на розничном рынке (российский и зарубежный опыт) //Аудит и финансовый анализ. – 2008 - №2-№3.
23. Крис Зук, Джеймс Аллен. Стратегии роста компании в эпоху неста-бильности.: Пер.с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.
24. Кузьмин, Б.И. Корпоративное управление ОАО «Газпром» в процессе интеграции и глобализации / Б.И. Кузьмин, Л.Е. Воробьева, О.В. Воробьева// Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 6.
25. Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Характеристика российской экономики как нестационарной системы: Монография: Мезоэкономика переходного пе-риода: рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001.
26. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. – С. 203-204.
27. Матиас Бекье // Путеводитель по слиянию. Вестник McKinsey. – 2003 – №2.
28. Мостайкина, К.И. Банковская система региона: оценка и перспекти-вы развития / К.И. Мостайкина //Сборник научных статей докторантов, аспи-рантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. – №2.
29. Намжиева М.А., Диленко Н.М. Финансовая устойчивость предпри-ятия// Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузов-ская наука – Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006.
30. Осипова Е. Стратегический подход к планированию и проведению организационных изменений // IT Manager, 2000, №3
31. Падалка О.В. Методология формирования стратегии , как перспек-тивы развития организации// Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006.
32. Панкратов С.Н., Казак А.С., Казак К.А., Клейн О.Ю. Многокрите-риальная оценка реализуемости вариантов развития газовой отрасли на основе экспертных//Нефть, газ и бизнес – М.: Издательство «Нефть и газ». –2009. – №4.
33. Панкратов С.Н., Щекина О.Д. Современные подходы к созданию конкурентных преимуществ//Горный информационный аналитический бюлле-тень – М.: Издательство Московского государственного горного университета. – 2008 – №4.
34. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: «ИН-ФРА-М », 1999. – С. 202.
35. Прогноз развития газоснабжения в странах Европы и Турции на ос-нове анализа состояния базовой инфраструктуры, ресурсной обеспеченности и тенденций спроса на газ / Отчет НИР – М.: ООО «НИИгазэкономика», 2003.
36. Прокошин М.С. Стратегия развития Банка России (правовой ас-пект)// Право и управление. XXI век. - 2008. - № 1.
37. Роберт Пэлтер, Дев Шринивасан. Уроки поглотителей//Вестник McKinsey. – 2006. – №14.
38. Роберт Ф. Брунер, Марк Р. Икер, Р. Эдвард Фримен, Роберт Е. Спекман, Элизабет О. Тайсберг. MBA Краткий Курс. – М.: Издательство "Олимп-Бизнес", 2000. Яковлев А.П. Функционально-экономический анализ при рационализации и оценке новшеств: Монография /А.П. Яковлев, В.И. Шишкин – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998.
39. Самойлов Ю.В. Бизнес-планирование как фактор обеспечения кон-курентоспособности региональных банков.//Финансы и кредит. - 2008 г. - №9 (297).
40. Самойлов Ю.В. Тенденции развития банковских стратегий. // Вест-ник Оренбургского государственного университета. - 2009. - №4.
41. Самойлов Ю.В. Стратегическое управление региональным банком в условиях кризиса // Банковское дело. - 2009. - № 5.
42. Трохов М.Е. Использование кредитными организациями показате-лей, ориентированных на риск // Деньги и кредит. –2007- №4.
43. Фомина С.С. О формировании конкурентной стратегии поведения ОАО «Газпром» на рынке Италии//Нефть, газ и бизнес. – 2008. – № 12.
44. Фомина С.С. Оценка эффективности внешнеэкономической дея-тельности в сфере торговли природным газом//Российское предпринимательст-во. –2008. – № 6.
45. Фомина С.С. Перспективы и риски выхода ОАО «Газпром» на но-вые рынки и освоения новых видов деятельности. Сборник статей «Актуальные проблемы экономики, управления и развития газовой промышленности»// Под редакцией Бучнева О.А. – М.: НЕФТЬ и ГАЗ, 2007.
46. Халдин А.А. Роль стратегии в процессе создания стоимости компа-нии// Экономические науки, М., - 2008. - № 8(45).
47. Электронный ресурс: ma-journal.ru/statma/
48. Янг С. Системное управление организацией. – М., 1972.
49. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М., 1991.
50. fd.ru/reader.htm?id=12601
51. cecsi.ru/coach/strategy_enterprise.html
52. cfin.ru/management/strategy/plan/competitive_strategy.shtml?printversion



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.