На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Возраст как критерий структурирования научного психологического знания

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 06.12.2011. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

1. Возраст как критерий структурирования научного психологического знания: основные отрасли возрастной психологии, их характеристика. Социальный критерий структурирования научного психологического знания, краткая характеристика отраслей 2
2. Понятие о восприятии. Функции восприятия. Закономерности восприятия. Апперцепция 8
3. Основные факторы психического развития и формирования личности, их характеристика и соотношение 11


1. Возраст как критерий структурирования научного психологического знания: основные отрасли возрастной психологии, их характеристика. Социальный критерий структурирования научного психологического знания, краткая характеристика отраслей

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Существуют ряд критериев, с помощью которых структурируют научное психологическое знание. К ним относятся критерий возраста и социальный критерий.
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий науки вообще и психологии в частности. Это важнейший атрибут существования любого физического тела. Возраст в психологии – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст. Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков.
В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст, и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства», «возрастные нормы»).
Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.
Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).
В психологии понятие «возраст» разделяют на хронологический и психологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т.е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.
В отличие от хронологического возраста, в психологии возраст обозначает определенную, качественно новую ступень онтогенетического развития. Психологический возраст опосредуется социальными и биологическими факторами. Возрастные «прибавки» являются в действительности суммацией разнородных явлений роста: общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Этот рост имеет место и в период зрелости, и в период старения, так как он пересекается со многими сложными явлениями социального и культурного развития человека в конкретных исторических условиях его существования. Обозначение определенных этапов в систематиках возрастного развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста новыми и наиболее типичными являются определенные психические качества индивида. Датирование сроков начала и особенно окончания этапа является также весьма искусственным. В систематике возрастных этапов оправдано использовать метод «перехлестывания» возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.
Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л.С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).
Разделами возрастной психологии являются следующие:
1) Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Сюда входят детские игры, общение с взрослым и со сверстниками, овладение трудовыми навыками, особенности обучения. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т.е. детей до 14-15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.
2) Психология юности – отрасль возрастной психологии, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает новообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.
3) Психология зрелого возраста – это отрасль возрастной психологии, занимающаяся изучением закономерностей и механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т.е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста. Этот период охватывает возраст от 20 до 50-60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.
4) Геронтопсихология – это отрасль возрастной психологии, занимающаяся изучением психических явлений и процессов, связанных со старением организма. Она выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости.
Наряду с возрастом важным критерием структурирования научного психологического знания является социальный критерий. Усложнение общественной жизни, проявляющееся и в убыстрении социальных процессов, и в возникновении новых форм и «сечений» общественных институтов, и во все умножающихся бурных социальных изменениях, а порою катаклизмах, требует от человека понимания того, что же происходит вокруг [3]. Структурированное с помощью социального критерия научное психологическое знание, – это совокупность психологических знаний о различных социальных явлениях, отношениях, фактах, задачах и способах ее решения исследователями. Психология социального познания ставит своей задачей раскрыть механизмы, посредством которых человек осознает себя частью той социальной реальности, в которой он живет и действует, а также всю совокупность социальных факторов, которые обусловливают эти процессы. Иными словами, это вопрос о том, как человек строит образ социального мира или «конструирует» социальный мир. Под «конструированием» понимается приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. Ее результатом является построение образа социального мира, который предстает перед человеком как определенная социальная реальность. По выражению У. Томаса, «если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям» [см. 3, С. 66]. Следовательно очень важно проанализировать процесс, в ходе которого такая реальность «конструируется».
Социальная психология – раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, и психологических характеристик самих групп.
Краткая характеристика основных отраслей социальной психологии [10]:
Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается выявлением и описанием психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Основные объекты этнопсихологии – племена, народности, нации, а также специфические в этническом отношении группы населения (например, группы иммигрантов и т. д.). Содержание этнопсихологических исследований – установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики членов исследуемых общностей – с другой.
Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в религиозные общности, а также их религиозную деятельность, психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции.
Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей, политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций).
Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Психология межгруппового и межличностного влияния – недостаточно пока систематизированная отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей, форм и методов воздействия на людей и их группы в различных условиях развития общества.
Психология общения раскрывает не только своеобразие обмена информацией между людьми и социальными группами, но и показывает, как должны строиться, поддерживаться и развиваться взаимодействие и отношения между ними.
Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами первичной звена человеческого общества.
Психология конфликтных отношений (конфликтология) – бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявления путей эффективного их предотвращения и разрешения.
2. Понятие о восприятии. Функции восприятия. Закономерности восприятия. Апперцепция

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов. Процесс формирования этих образов также называется перцепцией, или перцептивным процессом. Он отличается большой сложностью и включает различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс; представления, сохранившиеся от прежнего опыта; узнавание предметов и явлений; мышление; речь; чувства.
Перцептивное действие содержит четыре операции:
1. обнаружение – это исходная фаза развития любого сенсорного процесса (на этой стадии можно ответить лишь на простой вопрос – есть ли стимул);
2. различение, или собственно восприятие (конечная цель – формирование перцептивного образа эталона);
3. идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти или отождествление двух одновременно воспринимаемых объек¬тов;
4. опознание – категоризация (отнесение к определенному классу объектов, вос¬принимавшихся ранее) и извлечение аналогичного эталона из памяти.
Образы восприятия отличаются следующими особенностями:
а) объективация, вынесение образа вовне: воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет;
б) целостность: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств;
в) подвижность: отсутствие длительной фиксации определенных частей, невозможность на сколько-нибудь длительное время сохранить постоянство образа, который все время находится в движении, изменении;
г) константность: мы воспринимаем окружающие предметы как относительно по¬стоянные по форме, цвету, величине;
д) осмысленность: восприятие тесно связано с мышлением, с понимаем сущности предметов;
е) структурность: восприятие не сводится к простой сумме ощущений, мы воспри¬нимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру;
ж) избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими;
з) анизатропность: неоднородность (мы воспринимаем только то, что становится объектом нашего внимания);
и) биполярность: в образе представлен не только внешний мир, но и сам восприни¬мающий;
к) историчность: один и тот же предмет или явление в разных контекстах может наполняться разными смыслами.
Эти свойства восприятия рассматриваются и как его функции.
Закономерности восприятия:
1. Любой вид восприятия характеризуется порогом начального ощущения, который имеет индивидуальные различия.
2) В организме человека различные области настроены на различные виды восприятия, и чувствительность их сконцентрирована также по-разному.
3) Чрезвычайно низкие пороги возникновения возбуждения и наличие спонтанной активности у рецепторов предполагают неустойчивое стационарное состояние всех возбудимых систем восприятия.
4) Адаптированность рецепторов позволяет организму выявлять изменения во внешнем пространстве, вместе с тем обуславливает значимость для нас различий.
5) Восприятие основывается на выделении более значительной информации на текущий момент перед всеми остальными – принцип доминантности основного сигнала.
6) Восприятие обладает некоторой устойчивостью при выпадении некоторого количества конечных рецепторов.
7) Существует общий принцип обратной связи для всех сенсорных путей, и тем самым для восприятия.
8) Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, мотивы, потребности, интересы, устремления, желания и чувства человека.
Зависимость восприятия от содержания психичес¬кой жизни человека, от особенностей личности носит название апперцепции. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

3. Основные факторы психического развития и формирования личности, их характеристика и соотношение

Развитие человека – это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о факторах (движущих силах) психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. Традиционно выделяют две основные категории факторов психического развития: биологические и социальные [2].
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление – социогенетическим. У истоков этого направления стоял Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все что захочется. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Этот взгляд на развитие человека существует до сих пор. Например, концепции современного «ситуационализма» в теориях личности настаивают на том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, добрых и злых, альтруистов и эгоистов – они становятся такими под давлением ситуации [7].
Противоположной точки зрения придерживались французские философы Р.Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему.
Современная психология приходит к пониманию того, что сама формулировка проблемы – «наследственность или воспитание» – некорректна, и это явилось причиной бесплодных дебатов в течение многих столетий. Выходом из сложившегося положения стали двухфакторные теории детерминации развития личности. Согласно одной из этих теорий – теории конвергенции двух факторов В.Штерна, психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Она рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием Х-элементов наследственности и У-элементов среды. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущности развития человека в природе и обществе.
Другой подход к решению вопроса о детерминации развития с позиций влияния двух факторов сформировался в рамках психоанализа 3.Фрейда и неофрейдизма. В этих теориях, в отличие от позиции В.Штерна, развитие рассматривается как результат конфронтации, противоборства двух факторов: биологического и социального. 3.Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Благодаря воспитанию удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности, а во внутреннем плане выражается изначальным конфликтом между различными инстанциями самой личности – «Сверх-Я» и «Оно». Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу, прежде всего, в силу того, что предложенная схема влечет за собой резкое противопоставление личности и общества. В неофрейдизме были предприняты попытки «социологизации» психоанализа, но основные теоретические установки остались прежними.
Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С. Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С. Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию) [12]. Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом счетными системами и др. Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, – этот процесс называется «интериоризация». Дальнейшее развитие его идей осуществили психологи Харьковской школы А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.И.Зинченко, П.Я.Гальперин, Л.И. Божович и др. в комплексной программе исследований развития психики ребенка [12]. Концептуальным стержнем программы стало понятие предметной деятельности.
Как отмечал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.
Активность является ведущим признаком человека как субъекта психического развития. Современной психологией субъектность рассматривается как интегральный феномен, объединяющий в себе такие различные характеристики личности как свобода, ответственность и рефлексивность [1]. Ведущая способность субъекта – это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений. Представление о человеке как субъекте своей активности и связанные с этим представлением субъектный и личностный подходы к анализу деятельности и поведения человека стали основополагающими для отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, А.В. Петровский, А.А. Смирнов, В.Э. Чудновский и др.). Обобщение этих идей позволяет определить субъектность как приобретаемое свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, соотносимое с активным, инициативным, творческим пребразованием самого себя и окружающего мира [4].
Вопрос о субъектности неразрывно связан с проблемами выбора и ценностей. Субъектность проявляется в активном и самостоятельном выборе личностью форм деятельности и последующем осуществлении этого выбора. Наряду со способностью к свободному, внутренне обусловленному выбору, характеристикой субъектности является ответственность, которая предполагает, что субъект совершает выбор в соответствии с наличной ситуацией, учитывает последствия этого выбора и посвящает свои усилия его осуществлению. Другими словами, субъект не растворен в окружающих его стимулах – биологических и социльных, но осуществляет определенный контроль над своим поведением.
Таким образом, факторами (ведущими детерминантами) психического развития и формирования личности в настоящее время принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. – М.: Наука, 1989. – С.110-133.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – Сб.: Питер, 2001. – 272 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.
4. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие. – М.: Книжный дом Университет, 2000. – 336 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
8. Немов Р.С. Психология: Кн.1 Основы общей психологии. – М.: Владос, 2006. – 688 с.
9. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с.
10. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учебн. пос. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
12. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
13. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
14. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002. – 356 с.
15. Реан А.А. Общая психология и психология личности. – М.: АСТ, 2009. – 639 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 712 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.