На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Развитие и формирование этнического самосознания и этнической идентичности у детей

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.12.2011. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1 Понятие этнических представлений и их место в системе этнического самосознания 6
2 Развитие и формирование этнического самосознания и этнической идентичности у детей 9
3 Особенности этнических представлений у дошкольников и младших школьников 10
Заключение 16
Литература 17

Введение

Актуальность исследования. В последние десятилетия в условиях социально-экономической, политической, идеологической нестабильности в нашей стране проблема поиска путей развития гражданского и национального самосознания и межэтнической толерантности особенно актуальны. Это является одним из условий психического здоровья, целостности и гармоничного существования личности, помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности. Решение этой проблемы можно осуществить лишь через взаимодействие культур.
Значение национальной культуры в индивидуальном развитии личности и обогащении ее духовного мира показано в исследованиях (С.Н. Артановский, Э.А. Баллер, B.C. Библер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Б.С. Ерасов, Л.Н. Коган, Ю.В. Рождественский, Ш.Б. Саматов и др.). Многие психологи, педагоги, общественные деятели отмечают, что народная культура близка детям (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.Е. Дуранов, А.Г. Малаева, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.). С раннего детства ребенок усваивает культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н.К. Крупская, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский). Отмечено, что этнические представления закладываются уже в дошкольном возрасте через развитие у ребенка чувства симпатии, интереса, дружелюбного отношения к людям других национальностей, воспитанием культуры межнационального общения, любви к Родине (М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Р.И. Жуковская, Н.Г. Капустина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Султанова, Э.К. Суслова, Л.С. Ядрихинская). Многие исследователи отмечают эффективность таких средств приобщения к национальной культуре, как игра (Н.А. Асадулаева, З.-Б.Ф. Контаутене), устный народный фольклор, пословицы (Г.А. Куриева, Самсонюк), декоративно-прикладное искусство (З.А. Богатеева, Г.А. Брюханова, Л.Г. Васильева, О.А. Соломенникова, Р.Ш. Халикова), художественные ремесла (А.Ю. Тихонова).
Общепризнанным является тот факт, что использование различных компонентов национальных культур в работе с детьми способствует развитию у них важных структурных сфер личности – познавательной, творческо-деятельностной, самосознания (Е.Б. Барахсанова, О.Д. Соломенникова, С.Л. Уланова, О.В. Леонова, Х.А. Тагирова и др.). Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры – к общероссийской и через нее – к мировой, так как общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Это требует ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальных групп.
Между тем, в большинстве доступных нам источников авторы, рассматривая средства воздействия на личность ребенка, используют лишь одну определенную национальную культуру. Так, например, в работах Е.С. Бабуновой, О.В. Леоновой, О.А. Соломенниковой, Л.Ю. Тихоновой и Т.В. Черник отражен опыт приобщения детей к русской национальной культуре; в работах Е.А. Барахсановой – к якутской; В.Д. Ботнарь – к молдавской; Л.Д. Вавилова – к коми; Р.Л. Агишева, Т.А. Брюханова, Э.Ф. Вертякова – к башкирской; С.Л. Уланова, Г.А. Куриева – к мордовской и т.д. И лишь в нескольких работах (С.Н. Султанова, Л.С. Ядрихинская) представлен опыт обращения к диалогу национальных культур в процессе воспитания дошкольников.
Решение задач формирования гражданского самосознания, национальной идентичности и межэтнической толерантности требует всестороннего исследования проблеме особенностей этнических представлений у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Несмотря на достаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы в области дошкольного образования, особенности этнических представлений в дошкольном и младшем школьном возрасте изучены недостаточно, и поэтому те образовательные учреждения, которые используют компоненты национальных культур в воспитательной и образовательной работе с детьми, осуществляют эту работу на интуитивном уровне. Это позволяет утверждать, что существует противоречие между необходимостью целенаправленного использования национальных культур в формировании личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста и отсутствием научного и организационно-методического обеспечения этого процесса.
Это определило тему теоретического исследования: «Особенности этнических представлений в дошкольном и младшем школьном возрасте».
Цель исследования: теоретически изучить особенности этнических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: дошкольники и младшие школьники.
Предмет исследования: особенности этнических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научной психолого-педагогической, философской, этнографической, культурологической литературы по проблеме развития этнических представлений.
2. На основе анализа имеющихся в научной литературе данных выявить особенности этнических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Проанализировать имеющиеся в психолого-педагогической научно-методической литературе методы, методики и приемы формирования этнических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, этнографической, культурологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы.
1 Понятие этнических представлений и их место в системе этнического самосознания

К настоящему времени в науке накоплен богатый опыт изучения таких категорий, как этнические представления и стереотипы, этническое самосознание, этническая идентичность и пр. (Т.А. Талалуева, Э.Э. Кибизова, Н.В. Кокшаров, В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина, В.П. Левкович, О.Б. Мухаметтбердиев). Исследованием различных аспектов этой проблемы занимались Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Л.М. Дробижева, А.Ф. Даждамиров, В.Н. Козлов, Г.У. Кцоева, В.П. Левкович, B.C. Мухина, Б.Ф. Поршнев, Г.В. Старовойтова, И.А. Снежкова и др.
Под этническими представлениями понимают образ определенного этноса, включая особенности внешнего облика его представителей, черты их характера, поведения, традиции, сильные и слабые стороны, возможности, специфику взаимодействия с ними и многое другое.
Этнические представления являются одним из базовых когнитивных компонентов таких сложных многоуровневых систем, как этническое самосознание и этническая идентичность.
Этническое самосознание в широком смысле – есть осознание членами этноса их особого единства и отличия от других общностей. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих особенностей этнокультурной среды. Оно функционирует на двух уровнях – индивидуальном (С.Н. Еникополов, Н.Г. Скворцов, В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина, Л.Г. Почебут и др.) и групповом (А.Р. Аклаев, С.А. Арутюнов, Э.А. Баграмов, Г.У. Солдатова и др.) – и тесным образом переплетается с категорией национального самосознания, которая рассматривается в научной литературе как более широкое социокультурное понятие, включающее не только знания этноса о себе, но и знания, воспринятые от других родственных народов (Э.Э. Кибизова, В.С. Полянский).
Этнический стереотип – устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы. При этом выделяют этнические авто- и гетеростереотипы. В первом случае объектом этнических стереотипов являются наиболее «типичные» представители своей этнической группы. Во втором – представители иноэтнической (чужой, внешней) группы. Автостереотипы обычно более позитивны, дифференцированны и комплексны в сравнении с гетеростереотипами (Г.У. Солдатова). Этнический стереотип отражает как эмоционально-оценочное отношение к представителям этнической группы, так и знания о ней. Содержание этнического стереотипа аккумулирует пристрастные представления об этносе, особенностях внешнего облика его представителей, чертах их характера, поведения, сильных и слабых сторонах, возможностях и специфике взаимодействия с ними и мн. др.....................................

Заключение

Анализ проведенного теоретического исследования показал, что проблема развития и формирования этнической идентичности и этнического самосознания является актуальной проблемой современности. Этнические представления, понимаемые как образ определенного этноса (включая особенности внешнего облика его представителей, черты их характера, поведения, традиции, сильные и слабые стороны, возможности, специфику взаимодействия с ними и пр.), являются одним из базовых когнитивных компонентов сложного многоуровневого образования – этнического самосознания.
К настоящему времени проведено большое количество исследований, в которых отмечено, что первые этнические представления и первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий (цвета кожи, волос) детьми до трех лет. Однако, согласно наблюдениям Пиаже и ряда современных авторов, сенситивным периодом для развития этнической принадлежности, формирования национальных чувств, стереотипов, ценностей и интернационального мировоззрения является младший школьный возраст.
Действенным средством раннего формирования этнического самосознания и межэтнической толерантности у детей дошкольного и младшего школьного возраста выступает разработанная и педагогически обоснованная система положительных стимулов: внешние стимулы, содержащиеся в арсенале воспитательных средств народной культуры (сказки, произведения народных промыслов, искусства, национальная кухня, национальная кукла, национальный костюм, игры, праздники); внутренние стимулы, включенные через деятельность и отношения формирующейся личности в ее образ жизни, получающие отражение в поведении и мотивации (создание ситуации успеха, поощрение, проблемная ситуация и средства развития познавательного интереса).
Литература

1. Авдеева Н. Что знает о себе дошкольник. //Дошкольное образование. 1988. №12. С. 42-47.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. 224 с.
3. Аржемачева З.Н. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование. Дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2000. 182 с.
4. Бабынина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 23 с.
5. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Казань: Школа, 2004. 188 с.
6. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дисс. ... канд. пед. наук. Кострома, 1999. 197 с.
7. Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. Дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 163 с.
8. Белобородова Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе. Дисс. ... канд. пед. наук. Уфа, 1999. 156 с.
9. Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми различных национальностей нашей страны (старший дошкольный возраст). Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1971.
10. Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций меж-национального воспитания детей. Автореферат дисс. ...докт. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 44 с.
11. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание // Дошкольное воспитание. 1981. № 11.
12. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1992. 168 с.
13. Галова Б.Н. Разработка этнокультурной концепции учебно-воспитательного комплекса "детский сад - начальная школа". Дисс. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2001.
14. Грабаровская Л.В. Педагогические условия развития образа "Я" ребенка старшего дошкольного возраста. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. 16 с.
15. Гришина Г.Н. Приобщение детей к игровой культуре своего народа. В сборнике научных трудов: "Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников". М., 2001. С. 38-42.
16. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. М.: АРХГИ, 2003. 184 с.
17. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Этнография. 1995. №3. С. 3-16.
18. Евмененко Е.В. Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста : Дис. ... канд. психол. наук. – Ставрополь, 2003. – 187 с.
19. Зевахина Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования. Дисс. ... канд. пед. наук. Киров, 1999. 152 с.
20. Ильин В.А. Социально-психологические особенности российской идентичности и тенденции ее трансформации в современных условиях реформирования общества: дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 177 с.
21. Капустина Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас). Дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. 261 с.
22. Козлов В.Е. Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтнического города (на примере города Казани). Автореферат дисс. ... канд. истор. наук. Уфа, 2000.
23. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. М.,1949.
24. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. //Советская этнография. 1973. №5. С. 123-131.
25. Милютина Н.Р. Культурная идентификация как условие воспитания национального самосознания. //Инновационная школа. 1998. №1.
26. Мухина B.C. Возрастная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 1997. С. 58-63.
27. Очиров Г.Д. Формирование национального самосознания младших школьников. Дисс. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. 144 с.
28. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / под. ред. М.Барретта, Т.Рязановой, М. Воловиковой. М.: Изд-во ИП РАН, 2001. 196 с.
29. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 20 с.
30. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник. М.: Изд-во ИП РАН: Академический проект, 1999. 320 с.
31. Шпет Г.Г. Психология социального бытия : избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 493 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.