На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Отношения со сверстниками и социальная компетентность в подростковом и юношеском возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 12.12.2011. Сдан: 2011. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


курсовая работа по возрастной психологии на тему: Отношения со сверстниками и социальная компетентность в подростковом и юношеском возрасте. Объём - 30стр. Теория. Срок до 24.02!!!

Содержание
Введение 3
Глава 1. Значение социальной компетентности в жизни человека 5
1.1.Понятие «социальная компетентность» 5
1.2. Общение и социальная компетентность личности в онтогенетическом контексте 8
Глава 2. Возрастные особенности отношений со сверстниками и социальной компетентности подростков и юношей 12
2.1.Проблема общения и межличностных отношений подростков в психологической литературе 12
2.2. Особенности межличностного общения со сверстниками и социальной компетентности в юношеском возрасте 22
Заключение 29
Список литературы 31


Введение
Человек живёт и развивается среди людей, вступая с ними в различные виды общения, поэтому проблема складывающихся в общении человеческих отношений не перестаёт быть актуальной. Общение - необходимое условие нормального бытия людей, без него невозможно было бы полноценное формирование у человека ни одной из психических функций, ни единого психологического свойства. Успешность общения в свою очередь зависит от социальной компетентности личности, обеспечивающей овладение социальной ситуацией и дающую возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от обстоятельств и в соответствии с принятыми в социуме нормами.
Социальная компетентность подростков и юношей приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, с все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет подростку современное общество.
Социальная компетентность служит предметом многочисленных исследований российских и зарубежных специалистов в психологического сопровождения и социальной работы: Г.Э.Белицкой, Л.Н. Боголюбова, Н.В.Калининой, Т.С. Кондратовой, В.Н. Куницина, И.И. Лукьяновой, Х. Петиллона, Н.А. Рототаевой, В. Слота, Х. Спаниярда, С.А. Учуровой, А.В. Хуторской, Т.И. Шульги и др.
Общение со сверстниками получает особенно интенсивное развитие в подростко-юношеский период. Во многом это связано с ростом в этом возрасте роли межличностного общения, с возникновением потребности в групповой принадлежности, с расширением социального пространства взаимодействия и, как следствие, освоением новых социальных ролей и необходимостью самоопределения в системе межличностных и межгрупповых отношений.
Понимаемая таким образом актуальность определила выбор темы курсовой работы: «Отношения со сверстниками и социальная компетентность в подростковом и юношеском возрасте».
Цель данной курсовой работы – теоретически рассмотреть проблему отношений со сверстниками и социальной компетентности в подростковом и юношеском возрасте.
Объект теоретического исследования – сфера межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте.
Предмет исследования – межличностные отношения со сверстниками и социальная компетентность подростков и юношей.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие частные задачи:
1.Рассмотреть понятие «социальная компетентность» личности;
2. Охарактеризовать общение и социальную компетентность в контексте подросткового и юношеского возраста;
3. Определить состояние общения и межличностных отношений подростков в психологической литературе;
4. Выявить особенности межличностного общения со сверстниками и социальной компетентности в юношеском возрасте.


Глава 1. Значение социальной компетентности в жизни человека
1.1.Понятие «социальная компетентность»
Понятие социальной компетентности для психологической науки является относительно новым. Развитие социальной компетентности напрямую связано с наличием значительной социальной поддержки, с наличием теплых, достаточно близких отношений и поддерживающим социокультурным и физическим окружением – социальной сети. По мнению Казьминой, под социальной сетью подразумеваются не все связи, а только такие, которые устанавливаются с часто видимыми людьми – с ними человек тесно общается на протяжении долгого отрезка времени. В процессе общения эти люди предоставляют необходимые индивиду эмоциональную, физическую, экономическую и информационную поддержку [15].
Социально компетентная личность хорошо ориентируется в социальных ситуациях, правильно определяет личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирает адекватные способы обращения с ними и реализует их в процессе взаимодействия. Одной из важнейших составляющих социальной компетентности, помимо социальной перцепции, является коммуникативная компетентность, к которой относятся владение коммуникативными навыками и умениями, а также знание культурных норм, правил и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному и профессиональному менталитету [10].
В зарубежных источниках под социальной компетентностью понимается, как правило, приобретенная способность, включающая собственно компетентность и социальные навыки, применяемые в интеракции, то есть знание и владение социальными суждениями, эмпатией и сценариями коммуникации между людьми......................................................

Заключение
Подведем итоги работы. В настоящее время, характеризуя способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми, пользуются термином «социальная компетентность».
Подростковый возраст разделяется на младший (10-12 лет) и старший (13-15 лет) периоды. У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Развиты феномены конформизма; в группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Одна из главных тенденций в развитии межличностных отношений подросткового возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. В рамках исследования возрастных задач социальной компетентности подростков [22] определно, что данный период связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление способности и потребности познать самого себя как личность и выделить следующие основные показатели социальной компетнтности учащихся подросткового возраста: ответственность; адекватная самооценка; сформированность позитивной мотивации учения; владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия в различных ситуациях; сформированность эмпатии по отношению к партнеру, принятие ролей.
Юность разделяют на раннюю и позднюю. Хронологически, юность - период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17 лет до 22-23 лет. Юность направлена на поиск своего места в мире. На протяжении юности индивид превращается из человека зависимого, полностью эмоционально привязанного к родителям, в человека, способного отправиться в самостоятельный жизненный путь, чтобы создать новые, по менее прочные человеческие взаимоотношения. Д.Б. Эльконин отмечает две противоположные тенденции юношеского общения: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Неформальное общение юношей как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. Практически все юноши и девушки являются членами групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Юношеское общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. По мнению Е.П. Ильина, в юности разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций. Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми. Таким образом, характерна ориентированность на множественность поверхностных контактов в групповом общении, сочетающихся с избирательностью и единичностью диадических контактов интимно-личностного характера.
Основными показателями социальной компетентности в юношеском возрасте являются адекватная самооценка, ценностное отношение к учению и познанию, сформированность коммуникативных умений, умений разрешения конфликтов, высокий уровень ответственности; сформированность мотивации достижения и социально значимых ценностных ориентаций; высокий уровень самоуважения, самопринятия, рефлексии.
С.А. Рототаевой обнаружено, что уровни развития социальной компетентности в подростковом и в юношеском возрасте не являются рядоположенными. Иначе говоря, высокий уровень социальной компетентности в подростковом возрасте не является «нижней ступенью» ее развития для юношеского возраста.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 2006. – 521 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков : учебное пособие.-2-е изд.,перераб.-СПб., 1998.-379с.
3. Алёшина Ю. Г., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе// Вопросы психологии. – 1988. - № 3. – С. 64.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. - 384 с.
5. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. - Москва-Воронеж, 1996. – 247 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М., Воронеж. – 1997. – 310 с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. – М.,2003. – 512 с.
8. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989. – 128 с.
9. Драгунова Т. В. Особенности подросткового возраста // Вопросы психологии личности школьника. – 2002. - №1.
10. Еникеев М.И. Психологический энциклопеднческий словарь. – М., 2007. – 560 с.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб., 2009. – 576 с.
12. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение – Ульяновск, 2004. – 228 с.
13. Кон И. С. Психология ранней юности – М., 1999. – 287 с.
14. Кондратова Т.С. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков в контексте профилактики девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал.- 2008.- № 4. -С. 354 - 360.
15. Кузнецова А.Н. Общение как сфера социализации личности в учреждении дополнительного образования детей // Вестник Московского университета МВД России: Москва. – 2007. – №7. – С. 33-38.
16. Кузнецова А.Н. Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации детей и подростков в учреждении дополнительного образования / Под ред. О.И. Дониной. – Ульяновск, 2007. – 212 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. – 340 с.
18. Куницына В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. науч.-практ. конф. – СПб., 1995. – С. 34–36.
19. Лукьянова И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 4. – С. 41—47.
20. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. – М., 2007. – 284 с.
21. Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте : Автореф. дисс. … канд психол. наук. – М., 2002. – 23 с.
22. Учурова С.А. Групповая учебная работа как способ развития социальной компетентности учащихся : Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2007. – 24 с.
23. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М., 2004. – 416 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.