На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Занятость и безработица как факторы социально-экономического развития общества

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 13.12.2011. Сдан: 2009. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗАНЯТОСТИ 6
1.1. Занятость как экономическая категория и макроэкономические показатели 6
1. 2. Вопросы занятости и безработицы в экономических теориях 18
2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЗАНЯТОСТИ 32
2. 1. Законодательство о занятости и безработице 32
2. 2. Современное состояние занятости в Марий Эл 42
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 66
3. 1. Государственные меры по снижению безработицы в РФ 66
3. 2. Пути повышения занятости в республике Марий Эл 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, одной из важнейших социально-экономических проблем страны становится проблема занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства.
Занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и выхода из сложившейся обстановки в России.
Поэтому проблема занятости населения является наиболее актуальной в настоящий момент. Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях кризиса и выхода из него российской экономики.
Теоретическую основу данной работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами, в частности таких как: Бикчантаева А. И., Капелюшников Р. И., Бреева Е. Б., Зибарев Д.Б., Низова Л. М., Никифорова А. А. и многие другие. Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, отчет департамента ГСЗН Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также других министерств и ведомств, а также федеральные законодательные и нормативные акты по занятости населения и другие, относящиеся к занятости и ее регулированию документы.

Несмотря на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка труда стали предметом исследования многих отечественных экономистов в качестве самостоятельного объекта анализа или как части комплексной проблемы государственного регулирования рыночной экономики, ключевые вопросы трансформации государственного воздействия на занятость и рынок труда, возрастающие требования к регулированию занятости остаются в числе проблем, требующих всестороннего рассмотрения и исследования.
Основная цель данного исследования – раскрытие механизмов безработицы и занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях глобального финансового кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть экономическое содержание занятости населения как экономической категории;
2. проанализировать основные тенденции в занятости в условиях современного состояния рынка;
3. дать характеристику современного состояния занятости в России как части общей системы регулирования рыночной экономики;
4. раскрыть содержание законодательной и нормативной базы системы государственного регулирования занятости;
5. рассмотреть принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровнях,
6. показать необходимость изменения направленности государственного воздействия на занятость и совершенствования механизмов такого воздействия;
Объект исследования – система государственного регулирования занятости населения.
Предмет исследования – отношения, возникающие при совершенствовании и развитии государственного регулирования занятости на федеральном и региональном уровне с целью достижения полной и эффективной занятости в стране, повышения ее качества с учетом требований конкурентоспособной экономики.
В ходе выполнения работы были использованы методы теоретического и статистического анализа, а также табличные методы предоставления данных.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Занятость как экономическая категория и макроэкономические показатели
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход).
В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер:
1. обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде;
2. создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
Закон закрепил основные принципы государственной политики в области содействия занятости:
1. обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
2. развитие трудовых ресурсов;
3. предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
4. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся гражданам в трудоустройстве;
5. сочетание местных мер с централизованными в области занятости; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.
Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости):
- работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
- военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;
- трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;
- временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);
- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам
подряда). Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают пять статусов.
1. Наемные работники — это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.
2. Работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.
3. Работодатели — лица, управляющие собственным либо уполномоченные управлять государством, акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.
4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий — лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, — это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.
Анализ статистических данных позволяет сделать следующий вывод. Общая численность занятых в стране из года в год снижается. Наметилась тенденция значительного снижения числа занятых на государственных и муниципальных предприятиях и организациях. Быстрыми темпами развивается частный сектор экономики и, естественно, повышается численность занятых работников. Получили дальнейшее развитие совместные предприятия и организации смешанной формы собственности, где численность занятых значительно возросла почти в два раза.
Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов занятости. Так, различают полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Полная занятость — это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход личности и достойное существование ему и его семье.
Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему. Общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней — содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы — политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
Приведенные выше виды занятости отражают состояние количественной и качественной балансировки между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.
В условиях продолжающегося переходного периода к рыночным отношениям, по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться в целом по стране. Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников, а также со снижением потребности самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности.........................................

**********************************************************

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема занятости населения является наиболее актуальной в настоящий момент. Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях кризиса и выхода из него российской экономики.
На начало февраля 2009 года, по оценке Росстата, численность экономически активного населения Российской Федерации составляла 75,7 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны, и по сравнению с началом 2008 года увеличилась на 1,1%.
В численности экономически активного населения 69,6 млн. человек, или 91,9%, заняты в экономике и 6,1 млн. человек не имеют доходного занятия, но активно его ищут (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). Общая численность безработных возросла с 4,5 млн. человек (в августе 2008 года) до 6,1 млн. человек (в январе 2009 года).
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в целом по Российской Федерации на начало февраля 2009 года составил 8,1% (в августе 2008 года – 5,8%).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла по сравнению с 1 октября 2008 года на 57,9% (722,5 тыс. человек) и достигла, по состоянию на 25 февраля 2009 года, 1969,6 тыс. человек. Соответственно уровень регистрируемой безработицы вырос с 1,6% до 2,6%.
Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный чет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ. В ходе длительной эволюции рыночной экономики в промышленно развитых странах однозначно подтверждено, что ущемление прав человека в трудовой сфере экономически не выгодно для общества в целом. Важным принципом, с позиции занятости, который должен претворяться в жизнь в среднесрочной перспективе, является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами.
Финансирование государственной политики занятости предполагается полностью перевести на бюджетную основу. При этом предполагается, что выплата пособий по безработице будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств по территориям будет осуществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособий. Максимальные размеры пособий должны быть ограничены величиной регионального прожиточного минимума при одновременном повышении минимальных размеров пособий.
В настоящий момент минимальное пособие по безработице составляет 850 руб., максимальное- 4300 руб. Программы трудоустройства, реализуемые региональными службами занятости, будут в основном ориентированы на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования. Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех отношениях. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на профильной группе безработных. В-третьих, любые действия должны быть оправданны с точки зрения общественных затрат на них.
Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне. Механизм формирования и регулирования рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться в увязке с системой других макроэкономических показателей применительно к новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки и институциональных преобразований в экономике.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12. 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс.
3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 1991 г. в редакции от 22.08.04 № 122-ФЗ.
4. Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1193-р)
7. Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
8. Барсукова С. Ю. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России // Pro et Contra. Том 5. № 1. М., 2005.
9. Беляева М. Безработные: преодоление социальной дезадаптации // Человек и труд. 2007. - № 5. С. 32-36.
10. Бикчантаева, А. И. Инструментарий государственного воздействия на осуществление политики в области занятости // Экономические науки. - 2007. - № 9. - С. 36-40.
11. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.
12. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов/на Дону: «Феникс», 2001.
13. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость / К.Х.Брайер // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.1; Пер. с англ. М,; Центр об-щечеловеческих ценностей, 1993. С.6З-70.
14. Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004.
15. Варшавская, Е. Я. Непостоянная занятость: российский вариант / Е. Я. Варшавская, И. П. Поварич // Управление персоналом. - 2008. - № 13. - С. 44-46
16. Занятость населения и ее регулирование: учеб-мет. комплекс. МарГТУ. Сост. Л. М. Низова. Йошкар-Ола, 2003.
17. Заяц О. В. Занятость населения и ее регулирование. Издательство Дальневосточного университета. Владивосток, 2004.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. М., 2003. С. 152.
19. Зибарев Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 72. М.: Изд-во Моск. гуманитарного университета, 2006. C. 141-152. (0,6 п.л.).
20. Зибарев Д.Б. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. 2008. №12. C. 30-32.
21. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация/ Мировая экономика и международные отношения. 2004. №9. С. 19.
22. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2. Изд. Т. 23. С. 626.
23. Капелюшников, Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики. - 2006. - № 10.- С. 19-40.
24. Капелюшников, Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика : отраслев., профессионал., образоват. структура занятости / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2006. - № 10.- С. 19-40.
25. Кашепов А. Политика на рынке труда // Общество и экономика. – 2007. — №5.
26. Кейнс Д. М. «Общая теория занятости, процента и денег». – М.: Прогресс, 2004.
27. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский - М.: ИНФРА-М, 2006.
28. Кошанов А., Мельдаханова М. Об обновлении концепции занятости и рынка труда // Общество и экономика. – 2007. — №11-12. – С. 162-182.
29. Кучма М. Меры, направленные на обеспечение занятости населения // Человек и труд. - 2006. - № 9. С. 32-35.
30. Кэмпбелл, Р. Макконелл, Стенли Л.Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М.: Республика. 1992. С. 334.
31. Мальтус Т., Кейнс Д. Антология экономической классики. М, 1993. С. 353.
32. Маратканова, Е. В. Принципы и функции психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения безработных граждан / Е. В. Маратканова // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 87-96.
33. Маршалл А. Принципы экономической науки. М. 1993. Т. 2. С. 29.
34. Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал. 1998. Т.19. C.91-102.
35. Монусова Г. А. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? // Вопросы экономики. – 2006. — №9. – С.113-129.
36. Мэнкью Н.Грегори. Макроэкономика. М. , Изд-во МГУ, 1994. С. 28.
37. Низова Л. М. Рынок труда и занятость населения: учеб.-метод. пособие для студентов спец. 06. 01. 00. «Экономическая теория». Йошкар-Ола, 2006.
38. Никитин Е. Трудоустройство безработных граждан / Е. Никитин // Служба кадров и персонал. 2006. -№ 4. – С. 105-110.
39. Основные социально-экономические показатели: демография, уровень жизни, заработная плата, потребительские цены, доходы, занятость населения // Профсоюзы и экономика. - 2008. - № 2. - С. 84-106.
40. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т.1, М., 1985 г.
41. Попов Ю. Н. Введение в социологию труда и занятости. М.: Аспект-Пресс, 2004.
42. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.
43. Починок А. О трудовом потенциале России, перспективах его сохранения, развития и улучшения использования // Общество и экономика. – 2005. — №11-12. — С. 5-23.
44. Проблемы занятости и рынка труда в России. Выпуск 1. — М.: Институт социальной работы, 2005. – 138 с.
45. Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры занятости при переходе к рынку // Общество и экономика. – 2004. — №10. – С.120-135.
46. Рыбкина Р. В. Социология российских реформ. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
47. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Норма, 2008.
48. Самуэльсон П. Экономика. Т. 2. М., 1994. С. 343.
49. Свистунова Е. Занятость инвалидов: правовое регулирование в регионах // Человек и труд. — №2. – 2006. – с.37-41.
50. Селиванова О. Занятость молодежи – стратегическая проблема//Человек и труд. — №3. – 2007. – с.29-32.
51. Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики.// Экономист. – 2004. - № 6. – с. 51 –58.
52. Соболева, И. Реализация трудового потенциала: рынок труда / И. Соболева, И. Маслова, С. Белозерова // Человек и труд. - 2006. - № 9.
53. Социальная работа /Под общей редакцией В. И. Курбатова: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2007.
54. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
55. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО ТК Велби, 2007.
56. Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
57. Швецов А. Н. Рынок труда и управление занятостью: Учебное пособие. – СПб: Санкт-Петербургский технический университет. Учебный центр подготовки руководителей, 2008.
58. Щеглова С. Труд детей: права и гарантии защиты от эксплуатации // Человек и труд. — №3. – 2005. – с.26-28.
59. Экономика. Учеб. для экономических академий, вузов и факультетов. Под ред. А.С.Булатова, М Бек, 1995. С. 32-33.
60. www.yolatrud.ru
61. www.trudvsem.ru



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.