На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Философское понятие смысла жизни человека

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Философия. Добавлен: 16.12.2011. Сдан: 2009. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ЭПОХИ 6
2. ЗНАЧЕНИЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА 9
3. РУССКИЕ ФИЛОСОФЫ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЯ 20


ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности, даже панической. Преодолевая это чувство, человек, однако, всю оставшуюся жизнь существует, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти; более того, это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах сознания, становится тем не менее основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.
Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке того, что принято называть основной «линией» жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях - будь то общество в целом, или трудовой коллектив, или семья, или близкие друзья. Отклонения от этой «линии» нередко приводят к мучительным моральным коллизиям, а ее утрата - к нравственной, а то и физической гибели человека. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназначение, а следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что могут и чего не могут ни при каких условиях делать на индивидуальном и социальном уровне человек и человечество. Этим же определяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться своих целей, даже если эти цели представляются высокими, нравственными.
Но даже если человек руководствуется в своей жизни определенными нравственными целями и использует для их достижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях может добиваться желаемого результата, который в нравственных категориях обозначался во все времена как добро, правда, справедливость. И возникает вопрос: что же, жизнь его - единственная и неповторимая - в какой-то мере уравнивается с жизнью тех, кто живет бесцельно, бессмысленно и безнравственно, творит зло, ложь и несправедливость? Вопрос этот тем более значим, что жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием. Не теряют ли вследствие этого смысл определения ее в нравственных категориях добра и зла, правды и лжи, справедливости и несправедливости? Люди всегда искали выход из этого удручающего противоречия. И находили его вначале в религиозном постулате о «бессмертии души» и «загробном воздаянии», а потом - в представлениях об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих якобы основу нравственного существования человека.
Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.
Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся продиктовать человеку определенные его решения, философия, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества, в такого рода поисках.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений: этим вопросом задавались не только философы во все времена и эпохи, а вообще каждый человек на определенном этапе жизни. Что касается исследуемости данной проблемы, то нужно сказать, что эта тема, несмотря на то, что ее исследовали все философы на протяжении всего существования человечества, остается неразрешимой загадкой до сих пор.
Цель работы – рассмотреть философское понятие смысла жизни человека.
Соответственно задачи работы следующие:
1. Выявить различные трактовки этого понятия в различные эпохи;
2. Определить значение ценности жизни для человека;
3. Проанализировать мнения русских философов о смысле жизни человека.


1. ПОНЯТИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ЭПОХИ

Рассматривая вопрос о смысле человеческого существования, можно сказать, что в различные эпохи он был одним из самых насущных. Действительно, каждый человек в какой-то момент своей жизни задается философским вопросом: "Для чего жить? Есть ли смысл в жизни вообще?".
Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.
В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса.
Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур — в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; стоики — в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д .
До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем». В современной христианской православной традиции провозглашается: если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.
XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга , Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу , Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы , Ницше — в «воле к власти» , английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха .
Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.....................................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение мы пришли к выводу, что от всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает высших «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он - адекватно не реализуемое существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.).
Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека, а в конечном счете, смысл жизни человека - всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.
В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако в исторически неоднозначных формах. Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя.
Несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения на проблему смысла жизни, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антология мировой философии. М., 1983. Т. 1. Ч. 1.
2. Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001.
3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера.- М., 1989.
4. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993-1994.
5. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. – М., 2000.
6. Замалеев А. Ф. Лекции по истории философии XI—XX вв. СПб., 2001.
7. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963—1966. Т. 2.
8. Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 3.
9. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Издательство: Евразия, 1999.
10. Милль Дж. Ст. О свободе // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Прогресс-Традиция, 1995.
11. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., Питер, 2003.
13. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2.
14. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1997.
15. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1928-1958. Т. 18.
16. Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1967.
17. Франкл В. В поисках смысла жизни. М., Прогресс, 1990.
18. Фромм Э. Человек - волк или овца?//Философская антропология. Ч. II. - Йошкар-Ола, 1998.
19. Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд., Т. 20. М., Прогресс, 1987.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.