На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 22.12.2011. Сдан: 2010. Страниц: 76. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Туристический потенциал Прионежского района
1.1. Географическое расположение и природные особенности Прионежья
1.2. Историко-культурные достопримечательности района
1.3. Туристическая ценность района

ГЛАВА 2. Национальная специфика традиций и обрядов вепсов
2.1. Ареал расселения, быт и нравы вепсов
2.2. Традиционная обрядовость и календарные праздники
2.3. Положение вепсской национальности в XX веке

ГЛАВА 3. Пути использования национального колорита культуры вепсов в туристических программах
3.1. Обзор программ-экскурсий по Прионежскому району, предлагаемых туристическими фирмами
3.2. Разработка экскурсии с учетом национальных традиций и обрядов народа вепсов.
3.3. Значение вепсских традиций для развития туризма в Прионежском районе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Карелия, в состав которой входит Прионежский район, является одной из наиболее известных российских территорий в международном туризме благодаря наличию здесь уникальных архитектурных и культурно-исторических объектов на островах Кижи, Валаам и на находящихся рядом с административной границей Карелии Соловецких островах. Они входят в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и являются национальным достоянием России. Историко-культурное своеобразие Карелии, отличающее ее от других территорий России, определяется также культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе - карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Это дает право говорить об актуальности республики Карелия для организации туристических поездок иностранных граждан, что в свою очередь определяет и актуальность нашей работы, поскольку Прионежский район, как административная единица Карелии, также обладает большим туристическим потенциалом, который необходимо изучать и всячески развивать. Кроме того, самобытная вепсская традиционная культура – уникальная особенность данной территории, которая является национально-историческим достоянием Карелии.
Цель нашей работы, таким образом, - исследование национальных традиций и обычаев прионежских вепсов как одного из коренных народов Карелии с точки зрения возможности их использования в экскурсионных туристических программах.
Объектом изучения в нашей работе является Прионежский район как территория современного бытования традиций вепсов, а предметом – туристические ресурсы вепсской национальной культуры.
Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть географический, природный и историко-культурный потенциал Прионежского района Карелии;
- изучить особенности национальной культуры вепсов как одного из коренных народов данной территории;
- проанализировать предлагаемые различными туристическими агентствами экскурсионные программы, включающие элементы вепских традиций и обрядов;
- составить проект своей собственной программы, учитывающей специфику национальной культуры весов.
В своей работе мы опирались на исторические и краеведческие исследования по традиционной культуре вепсов, в результате чего можем сделать вывод о том, что данная проблема вызывает огромный интерес у ученых. Так, например, в настоящее время в Петрозаводске успешно работают два центра изучения истории региона – исторический (ранее историко-филологический) факультет Петрозаводского государственного университета и сектор истории Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук. Только Петрозаводский университет издал за 1967–1995 годы 3 выпуска сборника «Вопросы истории» и 14 выпусков сборника «Вопросы истории Европейского Севера». Большую работу по изучению истории Карелии вели архивы и музеи. К проблемам истории Карелии обращались и исследователи Москвы, Петербурга (Ленинграда), Новосибирска, Вологды, Архангельска и других городов страны. Активно изучали историю Карелии ученые Финляндии. Несколько работ, посвященных истории региона, было издано в других странах.
Восприятие Севера в массовом сознании как заповедника архаики, старины, как огромного музея под открытым небом способствовало появлению многочисленных фотоальбомов, туристических путеводителей, журналистских очерков, научно-популяр-ных работ и т. д., посвященных Карелии. Одновременно происходило научное осмысление роли и значения Севера для истории страны. Только в 1976–1987 годах появилось около 2 тысяч публикаций об историко-культурном наследии Русского Севера, многие из которых были посвящены Карелии.
В 60-е годы стали выходить первые справочники о памятниках истории и культуры Карелии, бессменным составителем которых был известный музейный деятель И. М. Мулло. В 1971 и 1984 годах вышли еще два подготовленных им справочника.
В 1969 году вышла книга В. В. Пименова и Е. М. Эпштейна «Карелия глазами путешественников и исследователей XVIII–XIX веков». Эта работа содержала первый обзор дореволюционной краеведческой историографии Карелии. Несмотря на некоторые недостатки этого издания (ряд фактических неточностей, отсутствие архивных материалов и т. д.), оно до сих пор является надежным источником сведений о дореволюционных исследователях Карелии. Показательно, что именно в конце 60-х годов усилился интерес к историографии краеведения Карелии.
Наиболее заметным явлением историко-краеведческого характера 70-е гг. того времени стало возрождение издательством «Карелия» серии «Города и районы Карелии». Среди авторов серии преобладали журналисты местных газет. Всего было выпущено 18 книг. Интересный материал содержится в книгах А. И. Васильева об Олонце, А. П. Вострякова о Кондопоге, Ф. Г. Кондратьева и В. Н. Верхоглядова о Петрозаводске, Н. А. Кораблёва о Пудоже, П. Р. Леонтьева о Костомукше, Л. Л. Нейкена о Лахденпохье и в других работах этой серии.
Новая ситуация в стране оказала влияние не только на изучение истории советского периода. Впечатляющих успехов достигла археография. С. И. Кочкуркиной, А. М. Спиридоновым и Т. Н. Джаксон был издан прекрасный свод древнейших письменных известий о карелах. Издание этого трехтомника открыло новые перспективы в изучении исторической демографии, аграрной истории, топонимики, краеведения Карелии и т. д
В первые годы перестройки одним из проявлений новых подходов в развитии исторической науки стало возрождение краеведческого движения. Свое понимание истории Карелии и карел изложили известные финские ученые – историк Х. Киркинен и лингвист П. Вир-таранта, М. Йокипии, а также карельские писатели О. Степанов и Я. Ругоев. Краткий очерк истории вепсов в ХХ веке представил писатель А. Петухов. Значимость этого издания определяется не только содержащейся там ценной информацией, многочисленными картами и иллюстрациями, но и возможностью ознакомиться с мнением финских ученых об основных проблемах этнической истории прибалтийско-финских народов.
В 1966–1995 годах успешно развивалось изучение археологии и этнографии Карелии. Этнографию вепсов успешно изучали В. В. Пименов, З. И. Строгальщикова и И. Ю. Винокурова. Следует также упомянуть талантливые работы И. И. Муллонен о вепсской топонимии.
Однако, отметим, что, несмотря на интенсивное развитие туризма в Крелии в целом и в Прионежском районе в частности, несмотря на богатый исторический материал по вепсской культуре, тема включения традиционной обрядовости вепсов в туристические программы является практически неразработанной. Эта проблема поверхностно затрагивается в статьях обзорного характера, размещаемых на сайтах туристических компаний, в составе обзорных статей по развитию туризма в Карелии в целом, либо излагается в виде собственных впечатлений путешественников в интернете. Теоретическое и практическое значение нашей работы как раз и состоит в том, что нами была предпринята попытка комплексного рассмотрения данного вопроса, включая теоретический обзор национальной культуры вепсов и практическое использование вепсских традиций и обрядов в туристических программах.


ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИОНЕЖСКОГО РАЙОНА

1.1. Географическое расположение и природные особенности Прионежья

Республика Карелия – это удивительный край голубых озер, порожистых рек, шумящих сосен и елей, суровых скал. Неповторимая и своеобразная природа, уникальные памятники, хранящие в себе историю и культуру северного народа, спокойные и приветливые люди давно сделали ее местом ежегодного паломничества туристов.
Прионежский район относится к южной части Карелии, чей окончательный рельеф сформировался под воздействием последнего ледника, отступившего с этой территории примерно 12 тысяч лет назад.
В состав Прионежского муниципального района с 2006 г. входят Шелтозерское, Рыборецкое и Шокшинское вепсские сельские поселения - бывшая Вепсская национальная волость .
Отметим, что, по мнению ученых-историков, территория Карелии начала заселяться в послеледниковое время - в 7-6 тыс. до н. э. Этнический состав населения известен с конца 1 тыс. н.э. К этому времени на территории края проживали племена финно-угорской группы: на Карельском перешейке и в Северном Приладожье - карелы, между Ладожским и Онежским озером - вепсы, и далее на север - саами (лопь). В начале 2 тыс. н.э. часть карелов продвинулась к берегам Ботнического залива и Белого моря. Одновременно в северное и восточное Обонежье и на побережье Белого моря проникло славянское население.
В 9 веке Карелия вошла в сферу влияния Киевской Руси. После распада Киевской Руси в 12 в. она стала частью Новгородской феодальной республики, причем до 70-х годов 13 в. сохраняла автономию. В 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил карел в православную веру. Православие приняли также вепсы.
В новгородский период (12-15 вв.) в крае произошел переход от племенных отношений к феодальным, а также в основном завершился процесс формирования карельской народности, в состав которой вошла и часть вепсов, жившая на Олонецком перешейке.
В конце 16 - начале 17 вв. вновь усиливается экспансия Швеции на восток. По Столбовскому договору 1617 г. Россия была вынуждена оставить за Швецией Карельский перешеек, что привело к массовому переселению карел на территорию Русского государства. С потерей Карельского перешейка административным и торговым центром Карелии стал построенный в 1649 г. город-крепость Олонец.
При Петре 1 на территории Карелии была построена группа Олонецких горных заводов (Петровский, Повенецкий, Алексеевский, Кончезерский), сыгравшая во время Северной войны 1700-1721 гг. важную роль в обеспечении русской армии и флота пушками, ружьями и другим снаряжением. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. Карельский перешеек возвратился в состав России.
Со второй половины 18 в. в крае развиваются капиталистические отношения. В 1914-1916 гг. через территорию Карелии прошла Мурманская железная дорога, способствовавшая укреплению экономических и культурных связей края с Петроградом и другими городами страны.
С 13 ноября 1991 г. Карельская АССР была переименована в Республику Карелия....................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы стоит отметить, что данный Прионежский район, как и вся территория Карелии, является популярным как у российских, так и у иностранных туристов. Главные туристические ресурсы – это удивительная природа, отличные возможности для занятия активными видами спорта, многочисленность вариантов комбинированных туров. Но стоит обратить внимание на недостаточное развитие материальной базы, что первостепенно для въездного туризма. Например, реконструкция существующих аэропортов и придания им вида современных транспортных пунктов. Также необходимо учитывать при продвижении туров в Карелию доминируют средства размещения с минимальным уровнем комфорта – туристические базы, кемпинги, что обусловлено природоориентированностью данного направления. Примечательно, что активную роль в становление туристической отрасли в республики играет Министерство экономического Карелии, а также администрация Прионежского района, которые ставят перед собой такие цели, как, например:
- разработка и проведение в пределах своей компетенции государственной политики, направленной на устойчивое развитие туризма;
- осуществление прогнозно-аналитической деятельности;
- государственное регулирование экономических и социальных процессов в подведомственных отраслях; - организация участия Республики Карелия в международных туристских выставках и ярмарках;
- оказание методической и практической помощи органам местного самоуправления городов и районов республики в разработке программ социально-экономического развития.
И это представляется нам очень важным, поскольку культурно-исторические достоинства Прионежского района, наличие здесь уникальных традиций вепсской национальности имеет большие возможности для развития этнографического туризма. Особый интерес для тех, кто предпринимает тур в Прионежский район Карелии, представляют вепсские поселения на территории района - Шелтозеро, Шокша и Рыбрека, и другие. В деревнях Прионежского района Карелии сохранились образцы традиционного вепсского деревянного зодчества: дома, амбары, хлевы, конюшни. В широко известном доме Мелькина расположен Вепсский национальный музей. В Прионежском районе, и в частности в вепсских деревнях, часто проходят колоритные фольклорные праздники, например, традиционный фольклорный фестиваль «Древо жизни». Вепсский народный хор образован в 1932 г., а в 1982 г. – детский вепсский хор.
В целом же, отметим что, учитывая выгодное положение района как «подстоличной» территории, ее ландшафтные достоинства и национально-культурные достоинства, его туристский потенциал можно оценить как достаточно высокий, имеющий хорошие перспективы для его наращивания.


ЛИТЕРАТУРА

1. Азовская Л.П. О верованиях вепсов. //Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977
2. Боркова А.С. «Очерки о Карелии». Справочное издание. М., 2001
3. Винокурова И.Ю. Дети в некоторых обрядах и представлениях вепсов // Обряды и верования народов Карелии. Человек и его жизненный цикл. Петрозаводск, 1994.
4. Винокурова И.Ю. Календарные праздники и обряды вепсов. М.: Наука 2003.
5. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
6. Дмитриев Б.Д. «Загадки Севера». Сборник статей. М., 2002
7. Завьялова О.Б. «Край озер». Туристическое издание. М., 2004.
8. Йоалайд М. Этническая территория вепсов в прошлом. //Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989.
9. Косменко А. П. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: Наука, 2003.
10. Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990.
11. Лаврова Ж.З., Левин Б.Г. «Карелия». Туристическое издание. М., 2004.
12. Петерсон А.Ю. Орудия традиционного земледелия у вепсов // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989.
13. Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. Финно-угорская мифология // Мифы народов мира. М., 1982.
14. Петухов А.В. Трудная судьба потомков веси // Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов. Сост. М. Йокипии. Ювяскюля, 1995.
15. Путеводитель по Карелии серии «Глазами очевидца». М., 2006.
16. Цымбалаев П.Р. «Туризм в Карелии». Туристическое издание. М., 2003.
17. phonogr.krc.karelia.ru/description/vepsians/index.phtml
18. russia.rin.ru/guides/4708.html
19. suri.ee/r/vepsa/vepsy.html
20. geocities.com/meidenkodima
21. vepsia.ru/tr_culture/tc_hoz.php
22. vepsy.spb.ru
23. www.all-karelia.ru
24. www.karelia.ru



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.