На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Рассмотрение хранения и дальнейшего варьирования запасами и пути совершенствования управления запасами на предприятии ГУП РМЭ «Сувенир»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 23.12.2011. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические методические основы управления……………………….9
1.1. Сущность управления запасами на предприятии……………………….9
1.2. Виды запасов и принципы управления ими на предприятии……...…..19
1.3. Методы управления запасами на предприятии………………………...24
2. Анализ управления запасами предприятия на примере ГУП РМЭ «Сувенир»………………………………………………………………………..33
2.1. Общая характеристика финансово - хозяйственной деятельности
ГУП РМЭ «Сувенир»………………………………………………….....33
2.2. Анализ организации управления запасами на ГУП «Сувенир»………43
2.3. Анализ рисков, влияющих на управление запасами на ГУП
«Сувенир»………………………………………………………………....51
3. Предложения по совершенствованию управления запасами………….58
3.1. Совершенствование качества управления запасами на ГУП Сувенир..58
3.2. Направления улучшения организации управления запасами на ГУП
«Сувенир»………………………………………………………………....64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…80









ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления деятельностью пред¬приятия, т. е. процессом производства, эффективным исполь¬зованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов, основных фондов, материальных запасов и т. д.
Целью решения этих задач является снижение себестоимости выпускаемой про¬дукции, чтобы обеспечить увеличение ее сбыта и повысить кон¬курентоспособность на рынке товаров. Данные вопросы долж¬ны решаться наряду с такими задачами, как увеличение объемов выпуска продукции, разработка новых образцов техники, по¬вышение качества и надежности выпускаемой продукции, разработка методов управления запасами и т. п.
Логистическая деятельность простирается от возникновения по-требности в товаре или услуге до ее удовлетворения. Главная цель логистики — вовремя и в необходимом количестве доставить произ-веденную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Значение логистики в компании возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков, в ходе расширения деятельности фирмы или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности.
На современном этапе развития экономики на эффективность функционирования строительного предприятия значительно влияет качество материального обеспечения производства, то есть качество запасов и эффективная политика управления ими.
Управление запасами как отрасль научного знания стала развиваться как самостоятельное направление в начале 20 годов прошлого века. Бурное развитие производства, обострение конкуренции, необходимость снижения затрат ставили перед предпринимателями задачи определения нормативного уровня запаса, оптимального размера заказа, размера страхового запаса, своевременности заказа.
Постепенное накопление материала привело в 50 - 60-е годы к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации. Разнообразная специальная литература на русском языке по управлению производством, а позднее по производственному и операционному менеджменту помогла к 80-90-м годам 20- го века сделать инструментарий теории управления запасами легко доступным для практического применения. При этом акцент делался исключительно на расчетной составляющей запаса.
В период перестройки и развития рыночной экономики в России проблемы непосредственного управления запасами, казалось, ушли на второй план, стали рассматриваться только на уровне исполнителей и низового звена управления. Между тем, зарубежная наука и практика управления (и, прежде всего, управления логистического, связанного с управлением материальными потоками) за последние 20 лет сделала гигантский шаг от совершенствования методов и моделей расчета уровней запасов к совершенствованию процесса управления запасами, основанного на анализе результатов расчетов уровней запасов.
Результат этого шага очень ощутим при сравнении основных вопросов, решаемых на предприятиях за рубежом и в России. Как правило, разнообразные образовательные программы, корпоративные и учебные семинары, тренинги и встречи со специалистами показывают одну и ту же картину: на вопрос, что слушатели, обычно являющиеся представителями среднего и высшего звена управления, хотели бы выяснить по тематике управления запасами, звучат ответы: «Как рассчитать…», а не «Как управлять ….» или «Как принять решение ….».
Указанные отрицательные моменты особенно негативно отражаются на предприятиях, имеющих длительный производственный цикл с большой номенклатурой выполняемых работ в процессе производства: несвоевременное обеспечение запасами приведет к срыву договора подряда, а излишняя обеспеченность строительными материалами и сырьем приводит, с учетом их высокой стоимости, к существенному «замораживанию» финансовых ресурсов на складе предприятия, необходимости выделения дополнительного персонала на охрану, учет, погрузку и др. работы, повышает затраты на организацию складирования материалов, требующих специальных условий хранения и т.п.
Основной показатель запасов – это его надежность, определяемая как способность системы гарантировать бездефицитное обеспечение производства всеми материальными ресурсами в необходимом количестве и ассортименте.
Управление надежностью материального обеспечения включает управление надежностью поставок и регулирование уровня запасов. Производственные запасы, с одной стороны, снижают риск дефицита и связанных с ним потерь, то есть повышают надежность материального обеспечения, с другой стороны, содержание запасов требует значительных затрат. Поэтому производственные запасы оказывают непосредственное, но в то же время противоречивое воздействие на эффективность функционирования строительного предприятия.
Материальное обеспечение – одна из областей наиболее частого применения логистического подхода.
Основное преимущество логистического подхода состоит в том, что функционирование каждого элемента логистической системы определяется целевой функцией системы в целом, а также другими элементами. Системный подход позволяет оптимизировать показатели функционирования отдельных элементов, обеспечивая повышение эффективности функционирования всей системы.
Вопросы рационализации управления запасами относятся к сфере применения закупочной логистики.
Управление материальным обеспечением с позиций логистики ставит задачу учета основных факторов, влияющих на его эффективность:
• характер потребления материалов;
• затраты на закупку и доставку материалов;
• условия и затраты на хранение материалов.
Задача функционирования логистической системы, сформированной с целью повышения эффективности управления материальным обеспечением производства (заготовительной логистики) – бесперебойное обеспечение производства материальными ресурсами требуемого качества и в необходимом количестве в определенный срок с минимальными затратами.
Закупочная деятельность и заготовительная логистика не подменяют друг друга, поскольку представляют собой разнопорядковые категории.
Такие задачи, как формирование заказов на материальные ресурсы, складирование, хранение, отпуск в производство достаточно успешно решаются в традиционной системе организации материального обеспечения, но эти же функции в сочетании с многовариантным изучением хозяйственных связей, выбором оптимальной схемы управления материальным потоком являются уже прерогативой заготовительной логистики.
Запасы различного рода играют важнейшую роль при функционировании любой экономической системы и возникают практически во всех звеньях народного хозяйства.
Ни одно производственное предприятие не может существовать без материально-производственных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.
Сегодня многие работодатели и соискатели вакансий восприни¬мают логистика только как специалиста, отвечающего за транспор¬тировку грузов и их хранение на складе. В его обязанности действи¬тельно входят организация, контроль и оптимизация транспортных перевозок или таможенных процедур, однако это лишь первая сту¬пень профессионального мастерства. Высококлассный логистик разрабатывает схемы товародвижения, в которые входят поставки сырья, производство, транспортировка и сбыт готовой продукции. Он анализирует все возможные способы взаимодействия структур, участвующих в продвижении товара, выбирает наиболее удобный и экономичный способ доставки груза по определенному маршруту, выбирает наиболее оптимальный вариант хранения запасов и их дальнейшее движение. Руководствуясь этими же принципами, логистик решает, где хра¬нить, как фасовать товар, чтобы потом легче было его реализовать. Таким образом, он экономит на затратах, оптимизирует их. Это и есть его основная задача.
Основной целью дипломного проекта является рассмотрение хранения и дальнейшего варьирования запасами и пути совершенствования управления запасами на предприятии.
В качестве объекта исследования выступает ГУП РМЭ «Сувенир».
Предметом исследования дипломного проекта является система управления запасами на данном предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретико-методические основы управления запасами;
2) Проанализировать основные методы управления запасами;
3) Провести общий анализ управления запасами на примере ГУП РМЭ «Сувенир»;
4) Оценить эффективность управления запасами на предприятии;
5) На основе проведенного анализа предложить направления улучшения политики управления запасами.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, где подробно рассматривается тема управления запасами предприятия, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе мы детально знакомимся с теоретической частью управления запасами, вторая глава посвящена анализу ГУП РМЭ «Сувенир» на предмет оценки наличия запасов, в третьей главе отражены мероприятия по повышению эффективности управления запасами на предприятии.
При изучении теоретико-методических основ управления конкурентоспособностью предприятия и обеспеченности его запасами использованы авторские подходы как зарубежных, так и отечественных ученых, а так же статьи авторов из современных журналов, а так же статистические и аналитические методы.









1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1 Сущность управления запасами на предприятии
Логистика, вначале как практическая деятельность, а затем и как наука выявила новый объект управления — поток товарно-мате¬риальных ценностей. Запас стали рассматривать как форму сущест¬вования материального потока, часть материального потока, кото¬рый имеет свои границы в пространстве и во времени.
Традиционный подход к управлению запасами рассматривал за¬пас как количество материальных ценностей, необходимое для обеспечения непрерывности процесса выполнения определенных хозяйственных операций.
Традиционный подход включает следующие шаги [20, С.242]:
1. Определение характеристик потребления, что позволяет оце¬нить данные характеристики в будущем периоде. Это может быть
сделано на основе детерминированного, стохастического или эвристического подходов.
2. Оценка возможных методических приемов и предваритель¬ный расчет характеристик поставок. Запас можно рассчитывать в
относительных или абсолютных единицах измерения. Модели рас¬чета также могут быть разнообразными.
3. Согласование с поставщиком характеристик поставок. Пред-варительные расчеты запаса приводят к необходимости согласова¬ния с поставщиком условий поставки. Эта часть работы связана с
выбором поставщика и определением условий договора с ним.
4. Определение характеристик поставок. Знание конкретных ус¬ловий работы с поставщиком помогает перейти к окончательному
расчету параметров системы управления запасами.
5. Проектирование системы управления запасами должно завер-шаться разработкой методики и инструкций для каждого уровня ис-полнителей исходя из принципа разграничения полномочий.
При логистическом подходе к управлению запасами инструмен¬тарий работы с ними остается прежним, но принципиально меняет¬ся взгляд на сам запас, который как форма существования матери¬ального потока не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена [20, С.244].
Запасы, так же, как и взаимодействующие с ними потоки, в ло-гистических системах подразделяются на материальные, информа¬ционные, финансовые и др. Однако наиболее часто в практике управления бизнес-процессом встречается управление материаль¬ными запасами.
Запасы – это экономическая категория. Они создаются на всем пути продвижения товарно-материальных ценностей – от места их производства (изготовления, добычи) на предприятиях-изготовителях до мест непосредственного использования матери¬альных ресурсов на предприятиях-потребителях или базах снаб¬жения. Совокупный запас практически любой марки товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, комплектующих изделий, покупных полуфабрикатов, топлива, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, готовой про¬дукции и т. п.) размещается в разных местах по мере продвиже¬ния ее к непосредственным потребителям — это сбытовые, то¬варные, производственные запасы и запасы в пути [33].
Из определения понятия «запасы» можно сделать следующие выводы [12, С.127]:
1. Не существует принципиального различия в процессе работы с запасами продуктов различного вида (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция), так как единственная функция запаса - обеспечение потребности.
2. Определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.
3. Вид запаса зависит от потребности, которую удовлетворяет запас.
Первый вывод связан с критерием классификации по месту нахождения запаса. Второй - с критерием классификации по времени, который позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации - функцию запаса. Итак, критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков - пространство (или место нахождения) и время, а также функция запаса [33].
Около 25% всего годового продукта промышленности находится в запасах, из которых около ¾ — производственные запасы. Это ведет к «замораживанию» части материальных ресурсов, замедляет их оборот и создает искусственный дефицит предметов труда; повышает издержки обращения, связанные с хранением запасов сырья и материалов; уменьшает прибыль предприятий и, в конечном счете, снижает эффективность общественного производства. С другой стороны, заниженные производственные запасы могут оказаться недостаточными для обеспечения непрерывности и ритмичности производственного процесса и также привести к убыткам, связанным с простоями, невыполнением производственных заданий или выполнением их с опозданием [33].
Поэтому, чтобы гарантировать предприятие от возможных перерывов в материально-техническом обеспечении, должен быть создан определенный запас средств производства.
Управление запасами представляет собой проблему, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования. Запасы требуется создавать в промышленности, розничной торговле, на предприятиях, фирмах и т. д.
Существует много причин, по которым фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является то, что на предприятии должно быть определенное количество материальных ресурсов для поддержания производственного процесса. При отсутствии необходимое запаса предприятие может понести большие убытки [22, С.113].
Имеются и другие причины для создания запасов: например, сезонность, т. е. только в определенный сезон можно доставить продукцию потребителю. В свою очередь цены на сырье, используемое изготовителями, могут подвергаться значительным сезонным колебаниям. Когда цена низкая, выгодно создавать достаточные запасы сырья, которых хватило бы на весь сезон высоких цен и которые можно было бы по мере надобности использовать в производстве.
Другой довод, особенно важный для предприятий розничной торговли, состоит в том, что объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется некоторый запас товаров, который можно предложить потребителю.
Создавая запас, необходимо учитывать, что расширение ассортимента товаров на рынке приводит к сокращению жизненного цикла товара, а также влияет на поведение партнеров, покупателей и конкурентов. Запасы — это оборотный капитал, чем их меньше, тем эффективнее производство [22, С.117].
Перечисленные тенденции или другие характерные явления для конкретных предприятий и отраслей оказывают серьезное влияние на запасы.
Запасы формируются из различных товаров. В логистике поня¬тие товар включает в себя фактический товар (в вещественной фор¬ме). Он может выражаться в товарной единице, т.е. в конкретном специфическом виде продукта.
Товарный ассортимент — это группа товаров, тесно связанных между собой хотя бы одним признаком: общая потребительская груп¬па, общий канал распределения, сходный диапазон цен [35].
Товарная номенклатура — совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи. То¬варная номенклатура характеризуется тремя показателями: шири¬ной, глубиной и последовательностью (гармоничностью). Ширина товарной номенклатуры — общая численность различных ассорти¬ментных групп. Глубина товарной номенклатуры — число видов (ва¬риантов) каждого отдельного варианта в каждой ассортиментной группе. Последовательность (гармоничность) товарной номенклату¬ры означает степень близости между товарами различных ассорти¬ментных групп, каналов распределения и других показателей.
Решения, принимаемые в рамках товарной политики, определя¬ют ряд позиций [20, С.246]:
• номенклатуру товаров;
• глубину и ширину ассортиментных групп;
• диапазон размеров каждого товара;
• качество товара;
• модификации товара;
• выпуск новых товаров;
• стандартизацию товара;
• количество каждого вида товаров, выпускаемое за определен¬ный период и др.
Товарная политика формирует запасы товаров на фирмах, а логистика рассматривает политику фирмы в области управления запасами.
Политика фирмы в управлении запасами состоит из двух элемен¬тов: первый — это что закупать и что производить, когда и в каких объемах. Этот элемент включает в себя и размещение запасов (на производстве или в распределительном центре).
Второй элемент политики касается стратегии управления запаса¬ми, т.е. управление запасами каждого распределительного центра по раздельности или всех вместе — централизованно.
В управлении запасами важно и такое понятие как уровень обслу-живания. Оно определяется следующими параметрами: продолжи-тельностью цикла исполнения заказа и нормой насыщения спроса — но объему или ассортименту заказа, в целом по всем заказам или в любой комбинации этих параметров.
Продолжительность цикла исполне¬ния заказа — это время между подачей клиентом заказа на закупку и по¬лучением им соответствующей продукции. Норма насыщения спроса — это доля заказов, которые могут быть выполнены по всем параметрам.
Чтобы эффективно работала логистическая цепочка нужно вы-полнять и четыре функции [35]: географическую специализацию, консо-лидацию ресурсов, уравновешивание спроса и предложения и защиту от неопределенности.
1. Географическая специализация связана с расположением тех-нологических и прочих мощностей недалеко от источников матери¬альных ресурсов.
2. Консолидация ресурсов — это реализация путем накопления
запасов и транспортировка их выгодными партиями. Для маркетин¬говой деятельности консолидация ресурсов означает продавать про¬
изведенную продукцию в нужном ассортименте, «страхуя» предпри¬ятие от неопределенности.
3. Уравновешивание спроса и предложения. Эта функция связа¬на с существованием разрыва между производством и потреблением,
Здесь необходимо использовать как теоретические наработки в об-ласти экономики, так и практику преодоления разрыва во времени
между производством и потреблением.
4. Защита от неопределенности. Эта функция связана с исполь-зованием страховых запасов, которые должны сглаживать колебания
спроса.
Названные функции влияют на величину запасов, а также пред-определяют величину инвестиций в запасы, необходимую для выполнения планов производства предприятия или фирмы.
Таким образом, можно сказать, что при управлении запасами любого товара следует ответить на два вопроса: когда пополнять запас и каков должен быть размер заказа на пополнение. Для решения этих вопросов существуют две основные системы управления запасами: с фиксиро¬ванным размером заказа и с фиксированным интервалом между зака¬зами (с постоянным уровнем запаса). Остальные системы представ-ляют собой разновидности этих двух систем [10, С.35].
Система с фиксированным размером за¬паса проста и является своего рода классической. В этой системе размер заказа является постоянной величиной, и повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня точки заказа. Эта система основана на выборе такого размера партии, который минимизировал бы общие издержки управления запасами. Послед¬ние состоят из издержек выполнения заказа и издержек хранения за¬пасов.
Издержки выполнения заказа — это накладные расходы, связан¬ные с реализацией заказа и зависящие от размера заказа. В промыш¬ленности эти издержки относят на подготовительно-заключительные операции.
Издержки хранения запасов включают в себя расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, и возможные проценты на капитал, вложенный в запасы.
Выбор той или иной системы зависит от следующих обстоятельств [10, С.37]:
1. Если издержки управления запасами значительные и их мож¬но вычислить, то следует применять систему с фиксированным размером заказа.
2. Если издержки управления запасами незначительны, то пред-почтительнее использовать систему с постоянным уровнем запасов.
3. Если при заказе товаров поставщик налагает ограничения на
минимальный размер партии, то желательно использовать систему
с фиксированным размером заказа, поскольку легче один раз скорректировать фиксированный размер партии, чем непрерывно регулировать его переменный заказ.
4. Если налагаются ограничения, связанные с грузоподъемно¬стью транспортных средств, то более предпочтительной является
система с постоянным уровнем запасов.
5. Система с постоянным уровнем запасов оказывается более
предпочтительной и в том случае, когда поставка товаров происходит
в установленные сроки.
6. Система с постоянным уровнем и система с двумя уровнями
часто выбираются тогда, когда необходимо быстро реагировать на из-менение сбыта.
7. Система регулирования уровня запасов имеет параметры, ука-занные в табл. 1.
Выбор этих систем управления зависит от стоимостных показате¬лей, т. е. от издержек выполнения заказа и издержек хранения запа¬сов. Часто определение этих издержек для большого количества про¬дукции вызывает затруднение на предприятиях.

Таблица 1

Системы управления запасами и их регулирующие параметры

Система управления запасами Регулирующие параметры Оценка параметра

Система с фиксированным размером заказа Точка заказа Фиксированный уровень запаса, при снижении до кото¬рого организуется заготовка очеред¬ной партии сырья, материалов, топли¬ва и т. д.

Размер заказа Размер партии по-ставки

Система с фиксированной пе-риодичностью заказа Максимальный уровень запаса Оба параметра по-стоянные

Продолжительность пе¬риода повторения зака¬зов Варьируется лишь размер партии

Система с двумя фиксирован¬ными уровнями без постоян¬ной периодичности заказа, или
Ss — система Максимальный запас
Точка запаса
Периодичность заказа
Значение первых двух параметров постоянное, перио-дичность заказа -величина перемен¬ная. В определен¬ных пределах варь¬ируется размер за¬купаемой партии

Таким образом, можно сказать, что для осуществления успешной хозяйственной деятельности руководство предприятия и руководители соответствующих фун¬кциональных его подразделений (отделов сбыта, материально-технического снабжения, финансового, планового и т. д.) дол¬жны обязательно знать: какое количество готовой продукции лежит на складе в виде сбытового запаса, какой дополнительно объем и ассортимент той или иной марки готовой продукции следует произвести в текущем месяце или плановом периоде (следующем месяце, квартале) для реализации в зависимости от ее спроса на рынке; сколько и каких нужно для этого матери¬ально-технических ресурсов; что из необходимых материалов ле¬жит на складе предприятия в виде производственных запасов и что из этого является лишним и без ущерба для производства может быть реализовано покупателям; на сколько дней беспере¬бойной работы хватит той или иной марки материала, когда и сколько ее нужно в очередной раз заказать изготовителям для поставки, чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса; сколько для этого нужно предусмотреть на плановый период оборотных средств для приобретения необходимых ма¬териальных ресурсов и т. д [20, С.249].
Организация производства и рацио¬нального управления процессами снабжения и сбыта, т. е. посту¬пающими и реализуемыми товарно-материальным и ценностями (иными словами — материальными и финансовыми потоками), и уровнем запасов на промышленном предприятии является одной из основных составляющих содержания руководящей де¬ятельности дирекции предприятия и его соот¬ветствующих служб для обеспечения успешного его функцио¬нирования.
Таким образом, управление запасами на предприятии представляет собой проблему, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования.
1.2 Виды запасов и принципы управления ими на предприятии

Классификация запасов необходима для решения по крайней мере двух задач [25, С.279]:
1. Конкретизация объекта изучения в рамках заданного матери¬ального потока.
2. Управление запасами в рамках заданной логистической сис-темы.
Имеется много классификаций, которые помогают детализиро¬вать решения в сфере управления запасами. По месту нахождения запасы делятся на:
• производственные;
• сбытовые;
• товарные.
Производственные запасы формируются на промышленных пред-приятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы потребле¬ния, поступившие к производственным потребителям различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке, а также средства производства.
Сбытовые запасы создаются на добывающих предприятиях: шахтах, рудниках, горно-обогатительных комбинатах (ГОК) и т. п. или на перерабатывающих и изготавливающих предприятиях (на металлургических, металлообрабатывающих и машинострои¬тельных заводах; предприятиях деревообрабатывающей, стеколь¬ной, цементной, легкой промышленности и т. д.) и предназна¬чены для обеспечения бесперебойного снабжения предприятий-потребителей, крупно- и мелкооптовых баз снабжения.
В качестве сбытового запаса на предприятиях-изготовителях будут соответ¬ственно руда, прокат и трубы черных и цветных металлов, це¬мент, стекло, пиломатериалы и деловая древесина, кабельная продукция, комплектующие изделия и запчасти, топливо, кожа, ткани, полуфабрикаты, машиностроительная продукция (элект¬родвигатели, топливная аппаратура, тракторные и автомобильные моторы, тракторы, комбайны, автомобили), товары народного потребления и т. п.
Сбытовые запасы необходимы для обеспечения бесперебой¬ного процесса отгрузки готовой продукции базам снабжения и предприятиям — потребителям этой продукции при готовнос¬ти заказчиков оплатить ее. В основном эта готовая продукция отгружается потребителям в больших количествах — железно¬дорожными вагонами, речными и морскими судами, грузовыми автомобилями — самовывозом (когда потребитель территориально близко рас¬положен к предприятию-изготовителю и своим транспортом вывозит продукцию) [25, С.156].
Товарные запасы находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения и про-изводителей, и торговых компаний. Необходимость наличия товар-ных запасов обусловлена тем, что есть определенный круг про-мышленных предприятий, которые значительно удалены от предприятий-изготовителей и даже от железных дорог или ко¬торые расходуют материальные ресурсы в небольших количе¬ствах. Им экономически целесообразно завозить эти материаль¬ные ресурсы не железнодорожными вагонами, а автомобиль¬ным транспортом с баз снабжения в небольших объемах.
Товарные запасы необходимы для обеспечения бесперебой¬ного процесса снабжения потребителей — это складская форма снабжения. Она позволяет потребителям, расходующим матери¬альные ресурсы в небольших количествах, обеспечить бес¬перебойный процесс производства при более низком уровне производственных запасов у них [25, С.281].
Запасы в каналах сферы обращения (дистрибутивных каналах) разбиваются на:
• запасы в пути;
• запасы на предприятиях торговли.
Запасы в пути (или транспортные/транзитные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к по¬требителям.
Каждая организация в цепи поставок является, с одной сторо-ны, поставщиком (изготовителем), а с другой - потребителем. С этих позиций промышленное предприятие всегда имеет произ¬водственные и товарные запасы.
По исполняемым функциям запасы подразделяются на [25, С.283]:
• текущие;
• подготовительные (буферные);
• гарантийные (страховые, или резервные);
• сезонные;
• переходящие.
Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения мате-риальными ресурсами производственного процесса, а также реали¬зации (распределения) готовой продукции предприятиями-изгото¬вителями и организациями торговли в период между двумя смеж¬ными поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно ме¬няется.
Подготовительные (буферные) запасы выделяются из производст-венных запасов, они требуют дополнительной подготовки перед ис-пользованием в производстве (сушка древесины, например). Подго-товительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.
Гарантийные (страховые, или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае не-предвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и вели¬чине партий поставок от запланированных, изменения интенсивно¬сти потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величи¬ной. При нормальных условиях работы эти запасы являются непри¬косновенными.
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производ¬ства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запа¬сы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспорти¬ровке.
Переходящие запасы — остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они обеспечивают непрерывность производства и потребления в отчетном и в следующем за отчетным периоде до очередной поставки.
Выделяют также спекулятивные и рекламные (для продвижения продукции) запасы.
Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тари¬фов, а также чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.
Рекламные запасы (для продвижения продукции) создаются и под-держиваются в каналах распределения для быстрой реакции на про-водимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широко-масштабными рекламными мероприятиями. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.
По времени запасы подразделяются на [25, С.287]:
• максимальный желательный запас;
• пороговый уровень запаса;
• текущий уровень;
• гарантийный запас.
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запа¬сами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запаса («точка заказа») используется для оп-ределения момента времени выдачи очередного заказа.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент уче¬та. Он может совпасть с максимальным, пороговым или гарантий¬ным уровнями запаса.
Гарантийный запас (страховой или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных об-стоятельств.
Можно также выделить неликвидные запасы — длительно неис-пользуемые производственные и товарные запасы. Образуются в ре-зультате ухудшения качества товаров во время их хранения, или мо-рального износа.
К принципам управления запасами можно отнести:
• ускорение оборачиваемости всех видов запасов;
• скорейший возврат дебиторской задолженности;
• снижение операционных издержек;
• повышение прибыли;
• разумные сроки выплаты кредиторской задолженности.
Таким образом, мы видим, что существует множество классификаций запасов сырья на предприятии и мы приходим к выводу, что запасы нужны для того, чтобы ослабить непроизводственные зависимости между поставщиком, производителем и потребителем. Наличие запасов позволяет обеспечить производство сырьем, поставляемы оптимальными по размеру партиями, а также производить переработку сырья в готовую продукцию партиями оптимального размера.
1.3 Методы управления запасами на предприятии
В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления предприятием и, прежде всего, процессом производства, эффективным использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов, основных фондов, запасов и т.д.[17, С.148].
Целью решения всех этих задач является снижение себестоимости выпускаемой продукции для повышения конкурентоспособности и увеличения сбыта. Данные вопросы должны решаться наряду с такими задачами, как увеличение объемов выпуска продукции, разработка новых образцов техники, повышение качества и надежности выпускаемой продукции и т.п.
Определяется, какой эффект получен от работы отдельных служб предприятия (производственных цехов, участков, ремонтных служб, отделов снабжения и сбыта и т.д.) в снижении издержек, и что в этом плане сотрудникам соответствующей службы еще надлежит конкретно сделать в следующем отчетном периоде, например, уменьшить перерасход материалов, тепла, электроэнергии на выпуск того или иного изделия; ускорить ремонт оборудования, снизить уровень излишних запасов и т.д. [29, С.45].
Для решения этих задач, управляющие должны обладать не только недюжинными организационными способностями, хорошими знаниями экономики, технологии производства, финансов, бухгалтерского учета и т.д., но и иметь в своем распоряжении мощный и работоспособный «инструментарий», обеспечивающий возможность эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленного предприятия [29, С.46].
Под «инструментарием» понимается разработанный профессионалами типовой пакет методических документов по определению, например: норм выработки, норм расхода сырья и материалов на выпуск единицы продукции, норм использования оборудования, норм запасов, норм и нормативов оборотных средств и т.д. Для автоматизации этой работы на основе типовых методических документов, создаются специализированные программные комплексы.
Основной задачей любого предприятия является получение прибыли, и как достижение этого – правильное управление запасами предприятия.
Управление запасами заключается в решении двух основных задач [24, С.97]:
• определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
• создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.
Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.
При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы [24, С.99].
Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.
В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.
Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.
Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного расхода на интервал поставки.
Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
Суть экономико-математических методов нормирования запасов состоит в следующем [37]:
Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее.
Сегодня, в силу ряда объективных причин, для большинства предприятий добиться полного отсутствия товарных "излишеств" не представляется возможным. И если от запасов нельзя избавиться, то ими необходимо управлять [17, С.376].
Решение данных простых задач в компаниях со значительной номенклатурой товаров (крупное производство, супермаркет и т. д.) невозможно без использования адаптированных ERP-систем управления запасами [24, С.104].
Метод планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning или сокращенно ERP) позволяет при помощи внедрения специализированного программного обеспечения управлять товарными запасами с учетом динамики изменения всех факторов производства и с соблюдением общей стратегии и тактики развития компании.
Еще одним эффективным методом управления запасами является управление запасами «точно в срок» [30, С.187].
«Точно в срок» — это философия, которая может быть применен; в логистике ко всем аспектам предпринимательства, включая производство, отгрузку и закупку товаров. Традиционная политика предполагает, что продукция имеется «на всякий случай» с тем, чтобы можно было удовлетворить непредвиденный спрос на нее.
Цель этого метода — производить и отгружать продукцию точ¬но в срок для ее дальнейшего использования. Особое значение для реа¬лизации принципа «точно в срок» имеют такие аспекты, как закупки и производство вместе с контролем качества.
Принцип «точно в срок» предполагает наличие нескольких на-дежных поставщиков на длительный срок с гарантией высокого качества обслуживания. Тесное сотрудничество между производителями и поставщиками предусматривает совместную работу в проектирова¬нии изделия, обеспечении качества и стабильных графиков производства.
Сравнение концепции «точно в срок» и традиционного менеджмента запасов приведено в табл. 2.

Таблица 2
Сравнение концепции «точно в срок» и традиционного менеджмента запасов
Факторы Концепция «точно в срок» Традиционный подход
Запасы Включаются в пассивы. Все усилия должны быть направлены на их устра-нение. Страховые запасы отсутствуют
Включаются в активы. Защищают производство от ошибок прогнозирова¬ния и ненадежности по¬ставщиков. Большинст¬во запасов — страховые



Продолжение таблицы 2
Факторы Концепция «точно в срок» Традиционный подход
Размер запаса, объем за-купок материальных ре-сурсов Размер запаса показыва¬ет только текущую по-требность. Минималь¬ный объем материальных ресурсов в поставке оп-ределяется как для про-изводителя, так и для по-ставщика. Для определе¬ния объема поставки ис-пользуется формула наи-более экономичного раз¬мера заказа Размер запаса определя¬ется исходя из соображе¬ний экономии или по формуле наиболее экономичного размера зака¬за. Не учитывается изме¬нение размера запаса при изменении затрат в сбыте при сокращении выпуска продукции и поставок материальных ресурсов
Сбыт Имеет приоритетное зна-чение. Отслеживание из-менений спроса, а соот-ветствии с которыми осу-ществляется оператив¬ная переналадка обору-дования. Стремление к производству неболь¬ших партий готовой про¬дукции
Не имеет приоритетного значения. Обычная цель — максимизация объема выпуска готовой продук-ции

Запасы незавершенного производства Устранение запасов неза-вершенного производст¬ва — важная задача. Если имеются небольшие за¬пасы между производст¬венными подразделения¬ми, необходимо их фик¬сировать и оперативно устранить
Необходимый элемент производственной систе¬мы. Запасы незавершен¬ного производства акку-мулируются между структурными подразде-лениями, являясь основой обеспечения беспе-ребойности производст-венно-технологических циклов
Поставщики Рассматриваются как партнеры по производст¬ву. Отношения только с надежными поставщи¬ками. Небольшое число поставщиков
Поддерживаются дли-тельные деловые отно-шения, с поставщиками. Как правило, большое число поставщиков, меж¬ду которыми искусственно поддерживается конкуренция


Продолжение таблицы 2
Факторы Концепция «точно в срок» Традиционный подход
Качество продукции Цель — отсутствие де-фектов продукции. Если качество обеспечивается не на 100%, то производ¬ство и дистрибьюция не¬достаточно эффективны. Идеология всеобщего управления качеством Допускается небольшое число дефектов. Выбо-рочные инспекции каче¬ства готовой продукции
Поддержка технологиче-ским оборудованием




Предварительная под¬держка существенна. Производственный про¬цесс может быть прерван, если поддержка не обес¬печивает непрерывность и своевременность дос¬тавки материальных ре¬сурсов и запасов незавер¬шенного производства
Оказывается по мере не-обходимости. Сбои не возникают, пока запасы поддерживаются на не-обходимом уровне




Длительность производ-ственного периода




Поддерживается на ми-нимально возможном уровне. При этом возрас¬тает скорость реакции снабженческих каналов на изменения спроса и уменьшается неопреде-ленность, связанная с прогнозом потребности в продукции
Охватывает большой временной интервал. Нет потребности в ее умень-шении, пока поддержи-ваются значительные страховые запасы





В мировой практике к настоящему времени выработаны стандартные подходы к решению проблемы планирования запасов, которые условно можно разделить на две группы: "от склада" и "от продаж". Однако для принятия решения об их внедрении важно оценить, насколько они применимы в конкретных условиях, учитывающих российскую специфику.
Подход "от склада". В большинстве западных ERP-систем управление запасами реализуется с помощью какой-либо из технологий SIC (Statistical Inventory Control), которые используют статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов. Такой подход основан на расчете нормативных характеристик запасов по каждому виду товарного ассортимента исходя из наблюдений за их фактической оборачиваемостью на протяжении достаточно представительного периода [36].
Основными расчетными величинами являются:
• Страховой запас по каждой позиции - постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей даже в случае непредвиденных обстоятельств (например, отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса).
• Точка заказа, которая определяет нижнюю границу запаса, при достижении которой необходимо организовать очередной заказ на пополнение запаса по данной товарной позиции.
Однако, для большинства современных российских компаний, действующих в условиях динамически меняющейся среды, почти не соблюдаются условия стационарности, и, особенно, неизменности товарного ассортимента, что существенно ограничивает применимость статистических моделей контроля динамики запасов. Кроме того, статистические методы предполагает анонимность покупателя (как, например, в универсаме или при обычном производстве "на склад"), а также отсутствие возможности активно выяснять намерения клиентов или даже влиять на их поведение.
Метод "от продаж", где уже более точные прогнозы объема сбыта, которые обобщают различные договоренности с клиентами и наблюдения за их поведением, позволяют компании существенно улучшить качество управления запасами за счет дополнения "статистических" ("толкающих") моделей планирования заказов так называемыми, "вытягивающими" [36].
С другой стороны, подобные "тянущие" модели в чистом виде возможны только для компаний, работающих "на заказ" по всем ассортиментным позициям. Поэтому, практически для каждой компании, исходя из особенностей ее торгово-закупочной деятельности, целесообразно строить индивидуальную систему планирования и управления запасами, совмещающую оба похода. Причем в число эффективных приемов, позволяющих решить важную, но частную задачу управления запасами, могут включаться и такие универсальные техники управления ресурсами, как бюджетирование.
Итак, основными методами управления запасами на предприятии являются: метод «от продаж», метод «от склада», метод «точно в срок», метод планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning или сокращенно ERP), метод технико-экономических расчетов, опытно-статистический метод
Таким образом, важно детально ознакомиться с методом управления запасами на предприятии и затем подобрать к своему предприятию самый эффективный, учитывая как внешнюю, так и внутреннюю среду предприятия.






2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГУП РМЭ «СУВЕНИР».

2.1. Общая характеристика финансово - хозяйственной деятельности
ГУП «Сувенир»
Государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл «Фирма Сувенир» является правопреемником Республиканского государственного унитарного предприятия «Фирма Сувенир» (зарегистрированного Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл 24 августа 1998 года, регистрационный № 1808) в соответствии с передаточным актом.
Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Государственного комитета Республики Марий Эл по пищевой и перерабатывающей промышленности. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование. Предприятие не имеет филиалов и дочерних предприятий. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получение прибыли. Для достижения целей, указанных выше, предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия):
- производит хлебобулочные, макаронные, кондитерские изделия и иную продукцию переработки сельскохозяйственного сырья;
- реализует производимую продукцию основного производства;
- закупает продукты и товары народного потребления и реализует их через торговые точки, на основе бартерных сделок, выделенных фондов и лицензий;
- осуществляет коммерческую деятельность;
- оказывает платные транспортные услуги населению и предприятиям;
- ведет строительство объектов производственной и социальной сферы;
- осуществляет другие виды деятельности, незапрещенные законодательством РФ.
Источником формирования имущества предприятия является:
- имущество, переданное предприятию по решению правительства РМЭ, Министерства государственного имущества РМЭ;
- прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
- заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
- амортизационные отчисления;
- капитальные вложения и дотации из бюджета;
- целевое бюджетное финансирование;
- дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвуют предприятие;
- добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству РФ.
Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности выпускаемой продукции, полученной чистой прибылью, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством РФ и РМЭ налогов и других обязательных платежей и перечислений в республиканский бюджет РМЭ части прибыли от использования имущества предприятия.
Предприятие создает резервный фонд. Размер резервного фонда составляет не ниже 25% уставного фонда предприятия, если иное не установлено законодательством РФ. Резервный фонд предприятия формируется путем ежегодных отчислений в размере 5 %, если иное не установлено законодательством РФ, от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия до достижения размера. Резервный фонд предприятия предназначен для покрытия его убытков в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для других целей.
ГУП «Фирма Сувенир» занимается изготовлением и реализацией хлебобулочных и кондитерских изделий. Ассортимент фирмы так высок, что удовлетворяет потребности всего населения республики в хлебобулочных и кондитерских изделиях. Фирма изготавливает более 20 видов хлебобулочных изделий и более 50 кондитерских.
Продукцию ГУП «Фирма Сувенир» могут покупать как люди с малым достатком: для них в ассортименте продукции существуют дешевые хлебобулочные изделия из муки 1 сорта, а также дешевые кондитерские изделия (торты и пирожные с меньшей долей кремов и с большей массой бисквита; пряники и др.), так и люди с высоким достатком: им ГУП «Фирма Сувенир» может предложить хлебобулочные изделия из муки высшего сорта, а также шикарные кондитерские изделия на любой изощренный вкус.
ГУП «Фирма Сувенир» с каждым годом расширяет ассортимент выпускаемой продукции, ориентируясь на интересы всех слоев населения. Во время постов фирма производит постную продукцию (из постного теста), что еще раз подтверждает всеобъемлемость предприятия.
ГУП «Фирма Сувенир» выносит на рынок результаты деятельности огромного рабочего коллектива: кондитерские цеха, цеха по выпечке хлебобулочных изделий, управленческий состав. Результатами деятельности являются:
• Предоставление населению хлебобулочных изделий (разнообразные хлеба по составу и помолу муки, булки, батоны, булочки, пироги и др.);
• Предоставление населению кондитерский изделий (торты, пирожные, пряники, печенье и т.п.);
• Предоставление населению возможности заказать эксклюзивную выпечку (торты и выпечка на свадьбы, юбилеи, дни рождения и различные праздники).
Численность работников предприятия постоянно изменяется во времени. Эти изменения происходят вследствие приема на работу и увольнения с работы. Процесс изменения численности работников, приводящий к перераспределению рабочей силы между отдельными предприятиями, отраслями и регионами, называется движением рабочей силы.
Таким образом, мы видим, что движение рабочей силы на предприятии это неотъемлемая часть деятельности любой организации. ГУП «Фирма Сувенир» ежегодно принимает на работу новых служащих, помогая тем самым улучшать и решать проблему безработицы в республике.
В таблицах ниже приведены основные показатели прибыли и рентабельности на предприятии «Фирма Сувенир».
Таблица 3
Показатели прибыли на предприятии «Фирма Сувенир»

Показатели 2005г.,
тыс. руб. 2006г.,
тыс. руб. 2007г.,
тыс. руб. Абсолютное изменение 2007г. к 2005г.
Балансовая прибыль (ф2, с140) 5884 9967 14064 8180
Чистая прибыль (ф2, с190) 4410 7505 10226 5816
Валовая прибыль (ф2, с029) 11332 25321 43161 31829
Прибыль от продаж (ф2, с50) 5391 10161 15554 10163

Чистая прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль = ф2, с050 – ф2, с150
Валовая прибыль - сумма превышения чистой выручки от продаж над прямыми переменными затратами на производство продукции или оказания услуг: затратами на материалы, затратами труда и производственными накладными затратами.
Балансовая прибыль. Характеризует конечный результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятий, и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Отразим данные таблицы на рисунке. Согласно данным рис. 1, можно говорить о росте прибыльности и эффективности деятельности предприятия в целом за анализируемый период, что характеризуют изменения показателей прибыли и рентабельности предприятия.

Рис. 1. Динамика показателей прибыли ГУП «Фирма Сувенир»
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов)/ и источниками их формирования (обязательствами). Однако для анализа большого количества предприятий за ряд отчетных периодов удобно воспользоваться неболь¬шим количеством основных имущественных показателей, представленных далее.
Данный этап анализа имеет целью формирование представления о деятельности предприятия, выявлении изменений в составе его имущества и источниках, установлении взаимосвязи различных показателей. Для этого определяются соотношения отдельных статей актива и пассива баланса, их удельный вес в общем итоге баланса, рассчитываются суммы отклонений в структуре основных статей баланса и дается оценка выявленным изменениям.
Проанализируем имущественное положение предприятия с помощью показателей, приведенных в табл. 4.

Таблица 4

Оценка имущественного положения ГУП «Фирма Сувенир»

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. Информационное обозначение
1. Активы 13925 22982 31664 Ф.1 (стр. 300-стр.244-стр.252)
2. Чистые активы -282 -207 19983 Ф.1 (стр.300 – стр.220 – стр.244 – стр252 ) – ф.1 (стр.450 + стр.590 + стр.690 –стр.640)
3. Собственные средства (капитал) 7439 13363 19983 Ф.1 (стр.490 – стр.450 + стр.640 – стр.220 – стр.244 – стр252)
4. Оборотные средства 9303 17608 25499 Ф.1 (стр.290 –стр.244 – стр.252)
5. Собственные оборотные средства 2817 7989 13818 Ф.1 (стр.490 – стр.450 + стр.640 – стр.220 – стр.244 – стр.252 – стр.190)
6. Внеоборотные активы
4622 5374 6165 Ф.1 (стр.190)
7. Основные средства
4141 5151 5950

Ф.1 (стр.120)


8. Долгосрочные финансовые вложения
8 8 -

Ф.1. (стр.140)


9. Дебиторская задолженность
5685 13639 22001 Ф.1 (стр.230 + стр.240)
10. Кредиторская задолженность
5704 7902 10557 Ф.1 (стр.620)
11. Быстроликвидные активы 6633 15396 23070 Ф.1 (стр.240 – стр.244 + стр.215 + стр.250 – стр.252 + стр.260 + стр.270)
12.Денежные средства
948 1757 1069 Ф.1 (стр.260)

Окончание табл. 4
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. Информационное обозначение
13. Текущие обязательства 6204 9402 11639 Ф.1 (стр.610 + стр.620 +стр.630 + стр.660)
14. Выручка 56035 82834 125720 Ф.2 (стр.010)
15. Чистая прибыль 4410 7505 10226 Ф.2 (стр.190)

Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Анализ баланса показал, что в структуре активов произошли изменения. Внеоборотные активы увеличились на 1543 тыс. руб., текущие оборотные активы увеличились на 11001 тыс. руб.
Таким образом, мы видим динамику роста активов и чистых активов ГУП «Фирма Сувенир» на протяжении 2005-2007 гг.
Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли.
В том случае, если организация убыточна, можно сделать вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения ей нормальной хозяйственной деятельности.
Если же хозяйственная деятельность организации сопровождалась получением прибыли, следует оценить те пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервный фонд, в фонды накопления и фонды потребления. При этом наличие значительных отчислений в фонды потребления можно рассматривать как одну из характеристик избранной организацтей стратегии в осуществлении финансовой деятельности. В условиях неплатежеспособности организации данную часть прибыли целесообразно рассматривать как потенциальный резерв собственных средств, которые при изменении соотношений в распределении прибыли между фондами потребления и накопления можно было бы направить на пополнение оборотных средств.

Таблица 5
Показатели рентабельности на предприятии «Фирма Сувенир»

Показатели 2005г.,% 2006г.,% 2007г.,% Абсолютное изменение 2007г. к 2005г.
Рентабельность продаж 13,5 12,3 9,6 -3,9
Рентабельность продукции 25,3 44,0 52,3 27
Рентабельность основной деятельности 12,1 17,7 18,8 6,7
Рентабельность основного капитала 12,1 12,3 16,1 4,0
Рентабельность собственного капитала 5,9 6,1 6,5 0,6
Показатель деловой активности 4,1 4,3 4,6 0,5

Рентабельность продукции. Определяется как отношение результата от реализации продукции (товаров, работ, услуг) к затратам на производство и сбыт реализованной продукции и показывает сколько прибыли приходится на единицу затрат на производство и сбыт продукции.
Рентабельность продаж. Определяется как отношение результата от реализации продукции (товаров, работ, услуг) к фактическому объему реализованной продукции или к выручке от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Рост этого коэффициента является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (товаров, работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность основного капитала. Определяется как отношение прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли) к средней стоимости всех активов данной организации. Данный показатель показывает эффективность использования всего имущества организации. Снижение этого коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию организации и о перенакоплении активов.
Рентабельность собственного капитала. Определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Данный показатель показывает сколько рублей прибыли приходится на один рубль собственного капитала.
По данным таблиц можно сделать следующие выводы:
- балансовая прибыль увеличилась на 8180 тыс.руб.; в результате увеличение балансовой прибыли чистая прибыль увеличилась на 5816 тыс.руб.;
- рентабельность продаж уменьшилась на 3,9 %, то есть уменьшился размер прибыли на 1 рубль стоимости основных производственных фондов; рентабельность основной деятельности увеличилась на 6,7 %, рентабельность продукции на 1%, то есть получаемая прибыль с каждым годом уменьшается; увеличение рентабельности продукции и рентабельности основной деятельности произошло за счет уменьшения объема производства, а соответственно и увеличения затрат, что повлияло на чистую прибыль;
- увеличение чистой прибыли соответственно привело к увеличению, хотя и незначительному, таких показателей как рентабельность основного капитала и рентабельность собственного капитала; они увеличились соответственно на 4,0% и на 0,6%;
Таким образом, мы видим, что финансовое состояние предприятия остается удовлетворительным. При этом выручка возросла, прибыль увеличилась, что рассматривается как положительная тенденция.
2.2. Анализ организации управления запасами на ГУП «Сувенир»
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Анализ товарных запасов проводим в таблице 6 за 2005 год, в таблице 7 за 2006 год и в таблице 8 за 2007 года.
Таблица 6
Товарооборачиваемость за 2005 год
Товарные группы Товарооборот за 2005 г., тыс. руб. Товарные запасы, тыс. руб. Средние товарные запасы, тыс.руб. Скорость товарного обращения, раз Время товарного обращения, дни
На 1.1.2006 На 1.4.2006 На 1.7.2006 На 1.10.2006 На 1.12.2006
Хлебобулочные 412,813 0,2 1,0 0,5 0,7 0,2 0,6 7,00 0,50
Кондитерские 459,635 0,4 0,6 1,2 1,5 0,6 1 5,11 0,60
Таблица 7
Товарооборачиваемость за 2006 год
Товарные группы Товарооборот за 2006г., тыс. руб. Товарные запасы, тыс. руб. Средние товарные запасы, тыс.руб. Скорость товарного обращения, раз Время товарного обращения, дни
На 1.1.2006 На 1.4.2006 На 1.7.2006 На 1.10.2006 На 1.12.2006
Хлебобулочные 492,845 0,3 1,1 0,6 0,8 0,3 0,7 7,04 0,52
Кондитерские 528,049 0,6 0,7 1,2 1,5 0,4 1,0 5,28 0,69
Проанализировав таблицу 7, можно сказать, что товарооборот кондитерских изделий превосходит товарооборот хлебобулочных изделий на 35,204 тыс. руб. Так же по анализу показателей видно, что товарные запасы продукции постоянно колеблется, то повышаясь, то понижаясь, что непосредственно влияет на выручку предприятия. В таблице 8 рассмотрена товарооборачиваемость за 2007 год.
Таблица 8
Товарооборачиваемость за 2007 год
Товарные группы
Товарооборот за 2007 г., тыс.руб. Товарные запасы, тыс. руб. Средние товарные запасы, тыс.руб. Скорость товарного обращения, раз Время товарного обращения, дни
На 1.1.2007 На 1.4.2007 На 1.7.2007 На 1.10.2007 На 1.12.2007
Хлебобулочные 504,433 0,1 0,9 0,5 0,8 0,3 0,6 8,40 0,43
Кондитерские 540,464 0,4 0,9 0,8 1,1 0,6 0,9 6,00 0,61

По данным таблицы 8 видно, что товарооборот кондитерских изделий так же, как и в 2006 году, превышает товарооборот хлебобулочных изделий на 36,031 тыс. руб. Скорость товарного обращения по сравнению с 2006 годом увеличилась на 1,36 по хлебобулочным изделиям, и на 0,72 по кондитерским изделиям. Время товарного обращения уменьшилось по всем товарным группам.
Средней товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле: средней хронологической моментного ряда.

ТЗ=
0,5ТЗ1+ТЗ2+ТЗ3+…+0,5ТЗn ,
n-1
(2.1)


Где ТЗ – средний товарный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3, … ТЗn - величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
N – количество дат, за которые берется величина запасов.
Среднегодовая величина товарного запаса по каждой группе товаров магазина «Кинескоп» рассчитана по данным таблицы, применив среднюю хронологическую моментного ряда:
Средние товарные запасы по всем товарным группам, взятым вместе, исчисляются как сумма средних товарных запасов по отдельным товарным группам или по средней хронологической.
Важнейшим показателям, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Количество оборотов товарной массы, взятый в объеме товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.
Формула скорости товарооборота имеет следующий вид:
С=
Т/Об ,
ТЗ

(2.2)

Где С – скорость товарного обращения;
Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
ТЗ – сред


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.