На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Динамика электорального поведения граждан России

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: 26.12.2011. Сдан: 2010. Страниц: 73. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление:

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических предпочтений 5
1.1. Понятие и структура политических предпочтений и политической мотивации 5
1.2. Факторы формирования политических предпочтений и политической мотивации 12
1.3. Методы изучения политических предпочтений 27
Глава 2. Исследование динамики электорального поведения россиян 33
2.1. Исследование электорального поведения россиян на примере парламентских выборов 1999 года 33
2.2. Мотивация электорального поведения россиян на примере президентских выборов 2000 года 44
2.3. Электоральные модели президентских выборов 1996-2004 гг. 52
2.4. Предвыборные дебаты: влияние на электоральное поведение 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70


Введение

Проблема электорального поведения избирателей вошла в круг проблем, пользующихся повышенным интересом исследователей, приблизительно в девяностые годы XIX века. Именно тогда появились первые работы, где делались попытки выяснить мотивы голосования избирателей, определить детерминанты, влияющие на тип поведения в условиях избирательной кампании, зафиксировать политические предпочтения представителей различных социальных групп. С этих пор и до сегодняшнего дня данная проблема находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных политологов, социальных философов и социологов, занимающихся изучением процессов, протекающих в политической сфере жизнедеятельности общества.
Как показывает практика, интерес к проблеме электорального поведения резко возрастает на переломных этапах развития общества, когда меняется вектор его социально-экономического развития и утверждается новая система общественных отношений. Как известно, за последнее десятилетие в России произошли коренные изменения в экономическом базисе и идеологической надстройке общества: сменился господствующий тип собственности, трансформировалась социальная структура, возник новый механизм формирования структур государственный власти.
Выборы в законодательные органы власти ныне воспринимаются не только политиками и представителями научного сообщества, но и многими рядовыми избирателями как неотъемлемый элемент политической жизни, как эффективное средство влияния широких масс на процесс внутренней и внешней политики. О том значении, которое придается выборам сегодня, можно судить, в частности, по тому факту, что интенсивность политической жизни, как в регионах, так и в стране в целом резко увеличивается во время подготовки и проведения избирательных кампаний и снижается в период между ними.
В современной российской электоральной социологии исследования, посвященные мотивации электорального поведения граждан, пока занимают незначительный объем в общем массиве научных работ. Тем не менее, понятие мотивации очень широко используется при анализе хода избирательных кампаний различного уровня, проведении различных социологических и электоральных исследований. Поэтому определение мотивации избирателей играет немало важную роль для прогнозирования и анализа результатов соответствующих выборов. «Политологи установили, что в основе электорального выбора лежит совокупность мотиваций. Многие граждане оценивают прошлую политику правительства или партийные обещания относительно будущего политического курса; проблемно-ориентированное голосование позволяет народу выразить его политические предпочтения. Другие индивиды воспринимают выборы, как простой референдум по вопросу о действиях правительства, голосуя против «этих мошенников» в худые времена и переизбирая их – в добрые. В иных ситуациях исход выборов можно определить может определить харизма сильного лидера или некомпетентность слабого. Но во всех случаях выборы агрегируют эти разнотипные соображения при принятии коллективного решения о составе правительства» .
При подобном анализе следует учитывать, что мотивация избирателей формируются непосредственно под влиянием факторов как внутреннего, так и внешнего характера, определенным условиями развития самой политической системы. В связи с этим, конкретизация и анализ данных факторов и механизмов формирования представляется актуальными, поскольку проблема прогнозирования результатов выборов в силу объективной сложности анализа определяющих их факторов еще далека от удовлетворительного научного решения, а потребности практики сравнительно полно описываются тем спектром представлений и концепций, иногда противоречивых, которые в этой области уже выработаны.
Целью данной работы является исследование динамики электорального поведения россиян.
В рамках дипломной работы будут решены следующие задачи:
• Рассмотрено понятие и структура политических предпочтений и политической мотивации;
• Исследованы факторы формирования политических предпочтений и политической мотивации;
• Рассмотрены различные методы изучения политических предпочтений;
• Проведено исследование электорального поведения россиян на протяжении последних лет.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.



Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политических предпочтений

1.1. Понятие и структура политических предпочтений и политической мотивации

В западной социологии и политологии разработка проблемы электорального поведения началась с середины 20-х годов XX столетия. Первые работы по этой проблематике были написаны известным французским демогеографом А. Зигфридом, который вошел в историю науки как создатель «избирательной географии». В своих построениях А.Зигфрид исходил из следующего: формирование политических взглядов населения, лежащих в основе электорального поведения, обусловлено особенностями прежде всего исторического, административного и социально-политического формирования страны; социальной структурой: религиозными предпочтениями; влиянием внешней среды, а также способностью исследуемого объекта противостоять подобным влияниям. Социальные факторы Зигфрид выводил непосредственно из географических.
Исследуя поведение избирателей во Франции в период Третьей республики, А. Зигфрид попытался объяснить, почему характер политических взглядов в различных регионах остается постоянным, несмотря на нестабильные и часто меняющиеся структуры партий и партийных систем . Он объяснял стабильность индивидуального поведения сочетанием природных и социальных условий и видел в природных условиях, например, в геологических особенностях того или иного региона, основные предпосылки социального и политического поведения.
В литературе термин «модель электорального поведения» употребляется в четырех, несколько различных, аспектах:
• модель как подход («что самое важное в кампании», например, PR-подход, наиболее полно представленный в книге С.Фаера «Стратегия и тактика предвыборной борьбы»);
• модель как классификация, типология («какие бывают группы избирателей»);
• модель как совокупность внешних факторов («что действует на электорат»);
• модель как совокупность внутренних факторов («исходя из каких мотивов и установок избиратель принимает решение»).
Наиболее полные перечни моделей электората в русскоязычной литературе содержится в работах О.П.Кудинова «Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России» и Е.Малкина, Е.Сучкова «Основы избирательных технологий» .
Адресная.
Подразумевает отсутствие четкого стабильного деления электората на группы по социально-экономическим или демографическим параметрам. Данная модель «ситуативная», то есть в каждой избирательной кампании она различна (в смысле деления электората на разные группы). В США, правда, существуют определенные традиции, например то, что фермеры голосуют за республиканцев. Особенность модели – разноуровневая классификация, вместо строгой одноуровневой типологии.
Доминирующего стереотипа.
Избиратели делятся на три группы: «личностно ориентированные», «идеологически ориентированные» и «подвижные». В двух первых группах есть подгруппы, склонные голосовать за определенный положительный образ кандидата – «как раньше», «как сейчас» и «как на Западе» («идейные» - КПРФ, «Партия власти», СПС); «самый сильный», «самый честный», «чудотворец», etc. (Лебедь/Жириновский, Явлинский, Лужков). Модель наиболее тщательно разработана Е.Малкиным и Е.Сучковым.
Идентификации.........................

Заключение

Под электоральным поведением понимается совокупность деятельных актов, совершаемых индивидами (или социальными группами) как субъектами политических отношений.
Электоральное поведение не тождественно поведению индивидов в ходе избирательной кампании. О нем нельзя судить только на основе того, какой выбор делается тем или иным индивидом, кому из представителей политических партий он отдает свой голос. Это связано с тем, что принятие того или иного решения в момент голосования является финальным актом длительного процесса политического самоопределения индивида, результатом его многообразной ценностно-ориентационной деятельности. Электоральное поведение - суть процесса, разворачивающегося в различных сферах жизнедеятельности, в котором происходит политическая идентификация личности, обретение ею представления о себе как носителе определенных политических ценностей, норм и идеалов.
На политические процессы, протекающих в российском обществе, в том числе и на электоральное поведение индивидов неизгладимый отпечаток накладывает ряд важных обстоятельств, которые делают невозможным прямую экстраполяцию выводов и положений, сформулированных представителями западной социологической мысли на российские реалии. К этим обстоятельствам относятся неразвитость в России институтов гражданского общества, наличие «подданнического» типа политической культуры» у большинства российских граждан, отсутствие эффективно действующих правовых механизмов, глубоко укоренившаяся в массовом сознании установка на патернализм и т.д.
Электоральное поведение избирателей детерминируется не одним, а целой системой факторов. Однако, совокупность факторов, определяющих тип электорального поведения российских избирателей, значительно отличается от совокупности факторов, оказывающих влияние на электоральное поведение тех субъектов, деятельность которых разворачивается в условиях стабильной буржуазной демократии. В частности, влияние сложившихся традиций голосования за ту или иную партию, политических установок семьи и профессионального сообщества для представителей различных групп российского электората являются практически не значимыми. В то же время они оказывают огромное воздействие на тип электорального поведения избирателей любой из развитых капиталистических стран.
Среди факторов, определяющих тип электорального поведения российских избирателей, главенствующую роль играют социальное самочувствие индивидов, оценка ими экономической и политической ситуации как в стране, так и в своем городе, профессиональные и личностные качества избираемого политического деятеля.
За последние годы в России сформировались социально-демографические, социально-профессиональные и поселенческие электоральные группы, демонстрирующие устойчивый тип электорального поведения.
Таким образом, мотивация электорального поведения российских избирателей, безусловно, формируются под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Мотивация разных социальных классов, людей разных культурных и образовательных уровней, возрастных групп формируются под воздействием разных факторов. Но нельзя говорить о каких-то конкретных факторах, определяющих мотивацию россиян.
Этот тезис подтверждает анализ мотивации российских избирателей. Говоря об их мотивации, нужно подчеркнуть особую роль такого фактора, как ценностные ориентации. В период 90-х годов произошло переосмысление некоторых основополагающих ценностей, что в свою очередь привело к изменению в формировании мотивации. Во-первых, в массовом сознании «порядок» «склеивается» с тоской по стабильности, размеренности и предсказуемости, с желанием точно знать, «что ничего плохого не произойдет», к чему «порядок», строго говоря, не имеет особого отношения. Во-вторых, понимание «порядка» как возможности для каждого реализовать свои права, распространяется лишь на шестую часть респондентов. В-третьих, отдавая приоритет наведению порядка в стране, общественное мнение не имеет в виду отказ от демократических свобод. Одни и те же ценности могут находиться в одном случае в центре, в другом – на периферии мотивационной структуры политического поведения людей. Перераспределение ценностных ориентаций также произошло и у женского электората России. В сложной социально-экономической ситуации 90-х годов, когда почти все население (в том числе женщины) находится в стрессовом состоянии, испытывает чувство социальной незащищенности, трудно сохранять иерархию жизненно важных ценностей и быть политически активными. В этих условиях наиболее значительными становятся ценности более низкого уровня, чем в условиях социальной и экономической защищенности. Такая ситуация заставляет женщин смещать ценностную иерархию от политических к индивидуальным и семейным ценностям.


Список использованной литературы

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж. Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. – М., 2002 – С.165
2. Артемов Г. П. Мотивация электорального выбора // Политический анализ: Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ. Вып. 2. / Под ред. Г. П. Артемова. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2000. – www.politanalysis.narod.ru
3. Бианки В. Практика и психология регионального партстроительства. – М., 2006.
4. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990 – С. 804
5. Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. № 1 (67), 1997. – С.62-70
6. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. 1997. №4. –С.45
7. Женщины наступают // Эхо планеты. № 35 (646). – С.30
8. Здравомыслов А.Г. Многообразие интересов и институты власти - М.: Луч, 1994 – С.321
9. Клямкин И., Мигранян А. Нужна "железная рука" // Литературная газета. 1989. № 34.
10. Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. – М., 2000.
11. Л. Гудков, Б. Дубин. Все едино // «Итоги» от 23 января 2001 г. (данные ВЦИОМ)
12. Л. Гудков, Б. Дубин. Конец 90х годов: затухание образцов. Социальные и экономические перемены. Мониторинг общественного мнения – М., ВЦИОМ. 2001. №1 – С.26
13. Л. Седов. Перемены в настроениях электората // Социальные и экономические перемены: Мониторинг общественного мнения. – М., ВЦИОМ. 2000. №6 – www. wciom.ru
14. Л. Седов. Перемены в настроениях электората // Социальные и экономические перемены: Мониторинг общественного мнения. – М., ВЦИОМ. 2000. №6 – www. wciom.ru
15. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. – М., 2003.
16. Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер – М .: О-во «Знание», 1992 – С.39
17. Мельникова Т.А. Женское движение в России: традиции и инновации. – М.: "Мысль", 2000. – С.10
18. Михайловская И.Б., Кузьминская Е.Ф. Право избирать и факторы, влияющие на его реализацию. – М., 1996 – С.39
19. Мониторинг общественного мнения №5 (43) сентябрь-октябрь – С.81
20. Мониторинг общественного мнения. № 2 (40), март-апрель 1999 г. – С.79
21. Мониторинг общественного мнения. № 5 (43), сентябрь-октябрь 1999 г. – С.82
22. Мониторинг общественного мнения. № 6 (44), ноябрь-декабрь 1999 г. – С.26
23. О различии поддержки в 6% женщин по сравнению с поддержкой мужчин-избирателей кандидатуры Путина В.В. (данные Фонда общественного мнения) см. Айвазова С.Г. Кертман Г. "Женщины и мужчины на выборах 1999 - 2000 гг." – М.: "Эслан", 2000 г. – С.51
24. Патрик Шампань. Делать мнение: новая политическая игра. – М.: Socio-Logos, 1997 – С.335
25. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества / Опыт России / Под ред. М.Н. Губогло; РАН. Центр по изучению меж.-нац. отношений Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М., 1997 – С.418
26. Психология масс: Хрестоматия по социал. психологии / Ред.-сост. Д.Н. Райгородский. – Самара: Изд-во «Бахрах», 1998. – С.591
27. Римашевская Н.М. Гендерные отношения на советском и постсоветском пространстве развития России // Сб. Женщина, гендер, культура – М.: ИСЭПН, 1999 – С.159.
28. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1998 – С.256
29. Российская газета. № 68 (2432). 7 апреля 2000 г
30. Российские регионы после выборов — 96 / Территор. упр. Президента РФ; Сост.: Г.В. Былов и др.; Отв. ред.: А.Н. Журавлев и др. – М.: Юрид. лит., 1997 – С.776.
31. Руткевич М.Н. Диалектика и теория познания. – М.: Мысль, 1994 – С.384
32. Современная западная политическая теория: основные параметры исследования. М., 1993.
33. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. – М.: Наука, 1994 – С.560
34. Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. – М.: РАУ, 1993 – С.183
35. Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. – М.: Academia, 1996 – С.195
36. Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. – М.: Интерпракс, 1994 – С.250
37. Чернов А.Ю. Психология управления. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995 – С.164
38. Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. – М.: Наука, 1990 – С.271
39. Шведова Н.А. Гендерный фактор в избирательной кампании // США. № 12 1999 – С.49
40. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – М.: Наука, 1987 – С.245
41. wciom.ru




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.