На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая История возникновения христианства на Руси

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: История. Добавлен: 26.12.2011. Сдан: 2011. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление:
Введение 3
Глава 1. Крещение Руси 6
1.1. Предыстория 6
1.2. Крещение князя Владимира 7
1.3. Крещение киевлян К. Лебедев. 12
Учреждение церковной организации в Киеве 13
1.4. Крещение других русских земель 13
Глава 2. Последствия принятия христианства 15
2.1. Политические последствия 15
2.2. Культурные последствия 15
2.3. Храмы московского Кремля 17
2.4. В церковной историографии (истории Церкви) 17
2.5. Юбилейные празднования 19
Глава 3. Крещение Руси в социо-культурной истории России 20
3.1. Концепция "крещения Руси": от Средневековья до наших дней 20
3.2. Факты и легенды о проникновении христианства на Русь 26
3.3. "Христианы и Русь" до "крещения" 32
Заключение 38
Список использованной литературы: 41
Приложение 43


Введение
Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании совершающим крещение имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.
Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов. Такое обращение бывает иногда мгновенным или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет; а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры. В них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещеного при условии надлежащего христианского воспитания.
Христиане должны понимать, что данный в Таинстве Крещения талант, залог жизни приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы не должны забывать данные при Крещении обеты. Тем не менее уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность скушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен не грешить. Имеются два летописных рассказа о предпосылках христианизации Древней Руси. Первый из них связывает появление и распространение христианства на ее территории с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Второй объявляет "крещение Руси" следствием сознательного выбора новой веры киевским князем Владимиром Святославичем. При внимательном рассмотрении и сопоставлении приведенных выше летописных рассказов нельзя не обратить внимания на то, что они противоречат один другому, так как содержат взаимоисключающие трактовки предпосылок и обстоятельств христианизации древнерусского общества. Н.С. Гордиенко говорит по этому поводу: "В первом "крещение Руси" подано как явление провиденциально предопределенное задолго до его реализации. А во втором оно охарактеризовано как следствие личного выбора, имевшего место лишь накануне принятия новой веры".
На сегодняшний день историки, в основном, единодушны в оценке подобных искажений исторической правды. С их помощью богословы стремятся убедить современного читателя в том, что "крещение Руси" не обусловлено обстоятельствами своего времени, а предопределено свыше.
Ученые предполагают, что в Древней Руси дохристианской поры имелось живописное искусство. Оснований для таких предположений вполне достаточно. "Наличествовали в древней Руси и зачатки скульптуры - творчество резчиков по дереву и камню".
Историки русского зодчества утверждают, что "в пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры, имевшим глубокие исторические корни".
"Разнообразным эстетическим содержанием были наполнены народные бытовые обряды, многие из которых включали в себя театрализованные действия".
Не выдерживают сопоставления с фактами отечественной истории и утверждения современных церковных авторов о том, будто дохристианская Русь совершенно не знала письменности, которая якобы появилась лишь в процессе христианизации древнерусского общества и была введена в обиход стараниями церкви Ученые располагают достаточным фактическим материалом, доказывающим, что у восточных славян письменность начала складываться задолго до крещения киевлян.
Кое-что известно о языческих воззрениях восточнославянского общества. Правда, наши знания весьма ограниченны из-за скудности исторических сведений. И, тем не менее, данные, которыми располагает современная наука, позволяют составить общее представление о язычестве восточных славян.
Истоками оно уходит в глубь тысячелетий. Вполне понятно, что языческие верования на протяжении столь длительного времени менялись, восходя от низших ступеней к высшим. Следует заметить, что "эта эволюция не являлась чем-то исключительным, характерным лишь для славянского этноса. Она шла в том же русле, что и развитие религиозных верований других народов мира". И.Я. Фроянов подчеркивает, что недопустимы любые однозначные оценки восточнославянского язычества и тем более толкования его как "темного, озлобленного, мстительного язычества". "Оценка эмоциональная и вместе с тем далекая от исторической действительности. Говоря о темных сторонах язычества восточных славян, примитивности определенной части их верований, нельзя закрывать глаза на достижения религиозного сознания русских славян, приближавшегося к монотеизму. Довольно красноречива и веротерпимость русов по отношению к инаковерующим, будь то иноземцы или даже соплеменники…
Гордиенко Н.С.: "Крещение киевлян - не изолированное явление. Оно представляло собой один из этапов сложного и внутренне противоречивого процесса становления феодализма в нашей стране. Поэтому прогрессивность этой классово антагонистической общественно-экономической формации относительна и локализирована во времени, и к оценке данного события отечественной истории следует подходить конкретно - исторически. Такой подход, будучи единственно правильным, закрепленная и продолженная его преемниками, носила исторически преходящий и классово ограниченный характер, а ее несомненная прогрессивность не выходит за рамки феодального строя и относится исключительно к нерелигиозным аспектам церковной деятельности".

Глава 1. Крещение Руси
Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в кон. X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.
В более широком смысле — процесс распространения и укоренения православного христианства в Древнерусском государстве.
В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В. Н. Татищевым («крещение славян и Руси») и М. Н. Карамзиным («крещение России»). Наряду с ним в литературе также с равным основанием используютя термины «Просвещение Руси», «введение христианства», «реформа Владимира» и др.
1.1. Предыстория
Считается вполне установленным фактом , что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским Патриахом Фотием в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году. В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым) крещением Руси.
Христианкой была супруга князя Игоря, бабка князя Владимира Святого, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям , что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать , что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника.
Согласно ПВЛ, до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру прелагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
1.2. Крещение князя Владимира
Согласно летописной хронологии, в 988 году Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.
Начальная русская летопись передает красивую легенду об испытании вер Владимиром. Посланные Владимиром послы были у магометан, затем у немцев, служивших свою службу по западному обычаю, и наконец пришли в Царьград к грекам. Последний рассказ послов чрезвычайно значителен, ибо он был наиболее важным основанием для Владимира избрать христианство именно из Византии. Приведу его полностью в переводе на современный русский язык. Послы Владимира пришли в Царьград и явились к царю. "Царь же спросил их — зачем пришли? Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и сотворил им честь великую в тот же день. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские испытывать веру нашу. Приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же (то есть послы) были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу, — и отпустили их с дарами великими и честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними, — и обратился к послам: — Говорите перед дружиною"..........................................

Заключение
Утверждение христианства на Руси - явление исторически достоверное и социально значимое при всей его сложности и внутренней противоречивости, исключающих возможность однозначных оценок.
Действительно, социально прогрессивны не прямые и непосредственные результаты христианизации Киевской Руси (введение новой религии и образование соответствующей церковной организации), а лишь косвенные и побочные, не имеющие строго религиозно-церковного характера: содействие централизованного древнерусского государства, открытие нашим предкам доступа к богатому и разнообразному духовному наследию Византии, стимулирование дальнейшего развития культуры, искусства, просвещения и т.п.
В литературе подчеркивается, что именно ускоряющее воздействие на процесс феодализации, который хотя и имел дня общества не только положительные, но и отрицательные последствия, однако в целом переводил его на более высокую ступень, обеспечивало христианизации "очень большое и, несомненно, прогрессивное для данного отрезка времени значение…".
Специалисты достаточно единодушны в оценке крещения Руси как явления прогрессивного. При этом, однако, чаще всего имеется в виду соотношение абстрактного христианства и абстрактного язычества. А сравнение должно быть конкретным: что привносило и что разрушало христианство на Руси.
Следует отметить, что положительная роль церкви в деле стабилизации государственности, укреплении феодального способа производства, прогрессивного для данного времени. В этой связи необходима только некоторая конкретизация. Довольно стройная система самоуправления в рамках городов и племенных союзов была эффективной, но не справлялась с новыми условиями: углубляющиеся противоречия между землями принимали угрожающий характер. Внешняя, не связанная с землями власть была не идеальным вариантом, но относительно меньшим злом. Язычество не могло снять напряженности между землями и разными общественными слоями. Христианство этой цели служило, и в той мере, в какой это было целесообразно в данное время, оно выполняло положительную роль.Проникновение на Русь христианства разными каналами способствовало обогащению культуры за счет достижений разных народов.
"Нет никаких оснований рассматривать церковь как ускоритель феодализации Древней Руси, а христианство - как классовую идеологию, освещавшую феодальное угнетение. Церковь в Византии отнюдь не была зрелым феодальным институтом, поскольку во времена Владимирова крещения феодальные отношения там находились еще в стадии становления. На Руси церковь встретилась с доклассовым обществом, к которому ей пришлось приспосабливаться".
Таким образом, нет оснований считать крещение Руси прогрессивным событием, поскольку христианство вводилось не для утверждения новых исторически прогрессивных институтов, а для сохранения старых родоплеменных порядков, консервации отношений, которые сложились в IX-X вв. в процессе завоевания киевскими князьями восточнославянских племен. Историческое значение христианства для Руси X-XII вв. гораздо скромнее, чем может показаться при традиционном прочтении раннего периода отечественной истории.
Бесспорно влияние новой веры на отечественную культуру. Воздействие христианства сказалось буквально во всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Однако было бы несправедливым связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что русская культура родилась вместе христианством: сменился лишь тип культуры.
В отличие от богословских утверждений, что Русь сразу же и с восторгом приняла христианство, усвоение новой религии не представляло собой единоразового и беспроблемного акта. Крещение отлично от христианизации, длительного и многотрудного процесса восприятия новой религии.
На самом же деле, христианство в познавательном отношении никак не совершеннее язычества. Конечно, у первого шире, чем у второго, объект отражения (не только природа, но и общество, классовые отношения, государство и т.п.), сложнее догматика, разнообразнее обрядность, больше включений нерелигиозных компонентов и т.д. Но от истины они одинаково далеки, поскольку являются фантастическим отражением действительности, представляет собой различные модификации веры в сверхъестественное.
Вывод историков достаточно категоричен: древнерусское народное песенное и музыкальное творчество не было примитивным, а шедевры древнерусского искусства свидетельствуют о наличии у наших предков большой эстетической культуры.
Поэтому, усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества (христианство в данной случае выполняло чисто коммуникативную функцию - выступало в роли простого передатчика этих элементов), как подчеркивает Н.С. Гордиенко, стали возможными только потому, что "в дохристианской Руси не было какого-то культурного вакуума, как утверждают современные церковные авторы, а существовал достаточно высокий уровень развития духовной культуры".



Список использованной литературы:

1. Антон Карташев. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. Распространение христианства. // Церковное управление в киевский период.
2. Владислав Цыпин Церковное право //. Источники церковного права государственного происхождения.
3. Владислав Цыпин Церковное право // . Русская Церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
4. А. Ю. Дворниченко, С. Г. Кащенко, М. Ф. Флоринский. Отечественная история (до 1917 г.). Москва, 2002.
5. Петрушенко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества: учебное пособие. — М.: Издательство ПСТГУ, 2007.
6. Е. Голубинский. История Русской Церкви. М., 1901, Том I (репринт — М. 2002).
7. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883.
8. История Русской церкви. Том 1. Часть 2. Глава IV Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский.
9. Е.И. Смирнов. История Христианской Церкви. ТСЛ, 2007 (по изданию 1915 года).
10. Архиепископ Аверкий (Таушев). Крещение Руси и заветы…
11. Граф М. В. Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви
12. Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
13. 50-летие восстановления патриаршества. Журнал Московской Патриархии. Специльный выпуск. М. 1971.
14. Православный церковный календарь 1983. М. — Издание Московской Патриархии, 1982.
15. Празднование 950-летия и 1000-летия Крещения Руси за рубежом
16. А. В. Назаренко. Русская Церковь В Х — 1-й трети XV в.
17. Антон Карташев. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. Распространение христианства
18. Перевезенцев С. В. Первые свидетельства святости на Руси
19. Яхъя Антиохийский. Летопись — запись о крещении Руси
20. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. В 2 т. М., 1880—1911 (или позднейшие переиздания).
21. прот. Лев Лебедев. Крещение Руси. Издание Московской Патриархии, 1987
22. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л. 1984 г.
23. Христианство в России Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
24. А. Панченко. Красота Православия и крещение Руси // Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999.
25. Панченко А.М.Летописный рассказ об Андрее Первозванном и флагеллантство.
26. Николай Никольский Крещение Руси и двоеверие // История русской церкви
27. Повесть временных лет, Ипатьевский список
28. Татищев В. Н. История Российская, глава 3
29. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т.1, глава 9.
30. Леонтий епископ Ростовский. на «Биография.ру»
31. Парменов А. РУСЬ У СТЕН ЦАРЬГРАДА
32. Священник Виктор Кузнецов. Аскольдово крещение
33. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980.

Приложение
Хронологическая таблица событий, упомянутых в тексте
IV в. Разделение Римской империи, образование Византии.
VIII в. Распространение христианства у болгар и славян.
IX в., начало Образование государства Киевская Русь. Первоначальное распространение христианства у восточных славян.
IX в., сер. Правление в Киевской Руси Аскольда.
860 г. Нападение Руси на Константинополь.
866 г. Поход Аскольда на Константинополь.
882 г. Убийство киевского кн. Аскольда Олегом.
886 г. Сообщение Иоанна Скилицы о крещении Руси (Ватиканский архив).
X в., начало Первые свидетельства о письменности на Руси.
907 г. Поход Олега на Византию, договор с Византией.
911 г. Договор Олега с Византией.
941 г. Неудачный поход Игоря на Византию.
Сер. 940-х гг. Заключение договора Руси с Византией.
959 г. Принятие христианства Ольгой.
960 г. Обращение Ольги к Германскому королевству с просьбой прислать церковнослужителей.
961-962 гг. Миссия Адальберта Трирского на Русь, окончившаяся неудачей.
Нач. 970-х гг. Гонения христиан со стороны Святослава.
977 г. Посольство римских послов к Ярополку.
978 г. Убийство Ярополка, вступление (11 июня) на киевский престол.
980-е гг. Реформа языческих богов Владимира Святославича.
983 г. Восстание у балтийских славян, временное восстановление.
986 г. Владимир в Болгарии участвует на стороне болгар в их просьбе с Византией.
Посольства к Владимиру мусульман из Восточной Болгарии, иудеев из Хазарии и христиан из Рима и Византии с пропагандой своих вероучений.
987 г. "Испытание вер" Владимиром.
987-988 гг. Обращение к Владимиру византийских императоров Василия II и Константина VIII с просьбой о военной помощи.
988 г. Договор о взаимопомощи с Византией, тайное крещение Владимира. Поход Владимира на Корсунь.
Летом Поражение Варды Фоки от византийских войск и Владимира под Хрисополем.
989 г., апрель Поражение Варды Фоки от византийских войск под Авидосом.
Осень Поход Владимира на Херсонес. Владимир посылает в Константинополь вспомогательный военный отряд.
990-1000 гг. Возникновение древнерусской литературы.
990 г., апрель Взятие Владимиром Херсонеса.
Летом Направление миссионеров в Новгород для крещения.
1 авг. Крещение киевлян.
29 авг. Появление отрядов Добрыни и Путяты в Новгороде.
31 авг. Победа Путяты и Добрыни в Новгороде, свержение идолов.
8/9 сент. Второе, основное крещение в Новгороде.
26 сент. Заключительное крещение в Новгороде.
990-992 гг. Митрополитство Михаила в Киеве.
992-1007 гг. Митрополитство Леонтия в Киеве.
989 г. Постройка Десятинной церкви и церкви Преображения в Васильеве.
XI в. На Руси насчитывается до 10 епископий. На Руси насчитывается до 10 епископий.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.