На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диссертация Проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием

Информация:

Тип работы: Диссертация. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.12.2011. Страниц: 194. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.1. Основные функции образования как социально-экономической системы
1.2. Состояние и особенности подготовки специалистов с высшим образованием на современном этапе
Глава 2. Государственное задание на обучение специалистов с высшим профессиональным образованием в системе высшего обра¬зования
2.1. Необходимость государственного регулирования высшего образования
2.2. Общая характеристика и принципы формирования государственного за-дания на обучение специалистов с высшим профессио¬нальным образованием
Глава 3. Основные направления повышения качества подготовки специали-стов с высшим профессиональным образованием на ос¬нове формирования государственного задания на их обучение
3.1. Государственное задание на обучение специалистов с высшим профессиональным образованием - важный фактор его качества
3.2. Конкурсный отбор вузов для реализации государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием как главное направление повышение его качества
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования. Изменения мировой экономической динамики, выражающиеся, в частности, в ускорении протекающих экономических процессов, активное включение в них России, выдвигает высокие требования к качеству подготовки специалистов, в том числе с высшим профессиональным образованием.
В соответствии с программным документом ЮНЕСКО «Реформа и разви¬тие высшего образования» (1995 г.) качество образования рассматривается как многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности вуза и включающая в виде важной составляющей возможность выпускника быстро и эффективно включиться в трудовую деятельность в инте¬ресах общества, работодателя и для своей пользы.
Факторы, оказывающие влияние на качество образования многочислен¬ны. К основным из них могут быть отнесены: система управления вузом, уро¬вень подготовки абитуриентов и организация их отбора, содержание образова¬тельных программ, квалификация и мотивация деятельности профессорско-преподавательского состава, организация учебного процесса, технологии обу¬чения, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, воспитательная работа, учет потребностей рынка труда в выпускаемых специа¬листах и организация связей с работодателями, организация контроля образо¬вательного процесса и его результатов. Координация между потребностями экономики и системой образования в настоящее время осуществляется с по¬мощью государствен-ного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (госзаказа). Однако управление госзаказом на подготовку специалистов осуществляется зачастую по-старому, прини¬маемые решения о размещении государственного задания не всегда имеют достаточное обоснование. В связи с этим существенно страдает качество под¬готовки специалистов, выпускники вузов оказываются невостребованными на рынке труда.
Изменившиеся условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития потребовали новых подходов к согласованию взаимодействия системы подготовки кадров и экономики. Главной целью но-вых подходов является обеспечение качества подготовки современных спе-циалистов. Эта цель во многом может быть достигнута за счет государствен-ного регулирования процессов подготовки специалистов с высшим профес-сиональным образованием в рамках государственного задания на их обуче-ние.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические про-блемы формирования организационно-экономического механизма высшего профессионального образования рассмотрены в работах: Д. Б. Джонстоуна, Дж. Грехена, С. Киса, П. Нетона, Г. Псахаропулоса, Т. Эшера и Ж. Шевалье и др. Среди российских исследователей данными проблемами занимаются Н. А. Волгин, А. И. Галаган, Т. Б. Журавлева, А.Г.Забелин, В. М. Зуев, В. Н. Квасницкий, Р. П. Колосова, В. В. Коновалов, Т. П. Клячко, Д. Ф. Мезенцев, И. П. Николаев, О. Д. Пряннишкова, Ю. Б. Сазонова и др. В отечественной экономической науке советского периода вопросы экономических основ под-готовки специалистов разрабатывались В. И. Басовым, А. Б. Дайновским, Е. Н. Жильцовым, В. Е. Кошаровым, С. Л. Костаняном, А. Я. Савельевым, С. Г. Струмилиным и др.
Методологические основы институционального анализа образования исследовались в структурно-функциональном анализе Т. Парсонса, теории социальных фактов Э. Дюркгейма, теории экономического институциона-лизма Т. Веблена и Д. Норта, экономической трактовке нематериальной сфе-ры Э. Кэннана и др.
Ряд исследователей предпринимали попытки измерить вклад образова-ния в экономический рост и оценить уровень эффективности образовательно-квалифицированного потенциала национальной экономики. К их числу отно-сятся В. В. Клочков, Е. Кон, Т. Шульц, Э. Денисон, А. В. Царева и др.
Проблема формирования и использования финансовых ресурсов госу-дарства в сфере образования рассматривалась такими отечественными эко-номистами, как Ю. М. Березкин, Э. А. Вознесенский, Л. А. Дробозина, В. П. Иваницкий, А. Ю. Казак, А. М. Ковалева, С. В. Попов, В. М. Радионова, В. М. Романовский, В. И. Самаруха, В. К. Сенчагов, С. Б. Смирнов и др. Большинство названных ученых исследуют традиционные подходы к фор-мированию финансовых ресурсов, финансовому и бюджетному планирова-нию, не рассматривая возможность перехода к проектному финансированию государственных расходов.
Проблемы повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием рассматривались в работах отечественных ученых В.Г.Белкина, А.Г.Бермуса, Н.В.Бордовской, И.И.Борисова, Е.В.Борисовой, В.Е.Бочкова, И.П.Данилова, Г.Г.Дубровиной, Г.Л.Ильина, В.А/Качалова, Н.В.Кошкаревой, Т.Н.Кузнецовой, С.Д.Некрасова, Ю.Г.Сафиной, В.Д.Шадрикова, Е.В.Ширшова, Е.В. Яковлева и др.
Однако следует отметить, что, несмотря на значительное число работ по проблематике, связанной с развитием системы высшего профессионально-го образования, изученность проблематики повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе форми-рования государственного задания на их обучение является недостаточной.
Настоящее исследование базируется на теоретических положениях ра-бот: А.Г.Забелина, Т.Б.Журавлевой, В.В.Коновалова и является, в опреде-ленной мере, дальнейшим развитием отдельных результатов полученных в их работах.
Актуальность научной задачи диссертационного исследования, ее не-достаточная разработанность в экономической науке, высокая практическая значимость обусловили выбор темы диссертации, предопределили объект, предметщель и задачи исследования.
Объект исследования - система высшего профессионального образо-вания Российской Федерации.
Предметом исследования являются процессы государственного регу-лирования системы высшего профессионального образования на основе формирования государственного задания на подготовку специалистов с выс-шим профессиональным образованием.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертацион-ного исследования состоит в решении научной задачи повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на ос-нове формирования государственного задания на их обучение.
Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения сле-дующих задач:
1. Проанализировать и уточнить основные функции образования как социально-экономической системы.
2. Выявить и исследовать особенности подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на современном этапе.
3. Обосновать необходимость государственного регулирования процес¬сов подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.
4. Дать развернутую характеристику сущности и содержания государ-ственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием как одного из важнейших факторов повышения качества их подготовки.
5. Выработать методические рекомендации по конкурсному отбору ву-зов для размещения государственных заданий на подготовку специалистов с высшим образованием.
Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют законы, закономерности и принципы экономиче-ской науки, ее категориальный аппарат; в работе использованы традицион-ные подходы экономической науки: анализ, синтез и моделирование эконо-мических процессов, системный и комплексный подход к исследуемым явле-ниям и процессам. В диссертации широко использованы ключевые положе-ния трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам функционирования и развития социально-экономических систем, а также нормативно-правовые документы, регламентирующие процессы функциони-рования учреждений системы высшего профессионального образования Рос-сийской Федерации.
В процессе исследования использованы разработки научных коллекти-вов Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Мос-ковского государственного университета приборостроения и информатики, Государственного университета - Высшей школы экономики, Научно-исследовательского института труда и социального страхования, Государст-венного университета управления и других организаций.
Содержание диссертационного исследования соответствует п. 9.15 «Государственное регулирование качества и конкурентоспособности про-дукции (услуг)» Паспорта ВАК РФ специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством.
Эмпирическую и информационную базу диссертационной работы составили научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов; ма-териалы официальных органов Российской Федерации, в частности, Мини-стерства образования и науки России, Госкомстата России, данные специаль-ных исследований. Для проведения комплексного анализа использовано большое количество документов по лицензированию, аттестации и аккреди-тации вузов России, по процедурам общественной аккредитации, накоплен-ных в базах данных Министерства образования и науки Российской Феде-рации. Кроме того, использовались материалы научных конференций и се-минаров, периодической печати, данных, опубликованных в нормативных документах, электронных средствах информации.
Научная новизна исследования состоит в разработке методических рекомендаций по повышению качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе формирования государственного задания на обучение.
В диссертации получены и выносятся на защиту следующие основ¬ные результаты, содержащие элементы научной новизны:
1. Уточнено понятие «качество подготовки специалистов», под кото-рым автор предлагает понимать обеспечение необходимых уровней научно-теоретической и практической подготовки, научно-профессионального по-тенциала, личностно-психологических характеристик, общей культуры и воспитания специалистов, при которых они способны к эффективной про-фессиональной деятельности и адаптации к смежным направлениям в рамках своей специальности.
2. Показано, что система образования, включающая: тип организации, способной осуществлять образовательную деятельность; отношения собст-венности в сфере образования; пределы осуществления образовательными учреждениями предпринимательской и иной приносящий доход деятельно-сти и порядок распоряжения получаемыми от этой деятельности доходами; государственные гарантии для сферы образования и для граждан по получе-нию образования; принцип автономии образовательных учреждений, может рассматриваться как специфическая социально-экономическая система с со-ответствующей системой управления и организационно-экономическим ме-ханизмом функционирования.
3. Проанализированы основные функции системы образования: фор-мирование человеческого капитала нации; обеспечение культурного воспро-изводства, передача культурных ценностей, косвенно стабилизирующая со-циум; социализация, включение человека в социум и деятельность на кон-венциальной основе; социальный контроль и профилактика социального конфликта; поддержание социальной стратификации и обеспечение социаль-ной мобильности; обеспечение профессиональной стратификации. Установ-лено, что в российских условиях эффективность экономики непосредственно связана выполнением системой образования своих функций и, прежде всего, важнейшей из них - формированием человеческого капитала нации, которая непосредственно детерминирует качество системы образования и качество подготовки специалистов. Именно люди с образованием, квалификацией, профессиональным опытом определяют направления социально-экономического движения страны.
4. Раскрыты особенности подготовки специалистов с высшим профес-сиональным образованием на современном этапе: высшее образование явля-ется наиболее динамичным компонентом системы образования России; в системе высшего профессионального образования наблюдается устойчивый рост количества как государственных, так и негосударственных вузов; доми-нирующее положение в системе высшего образования России продолжают занимать государственные вузы; существенно изменилась структура подго-товки специалистов, вузы вынуждены сами подстраиваться к потребностям весьма нестабильной экономики и изменять структуру подготовки специали-стов; негибкость системы государственных вузов повлекла за собой развитие негосударственных вузов преимущественно экономического и юридического профиля, качество подготовки специалистов в которых не всегда соответст-вует современным требованиям.
5. Дополнено представление о необходимости государственного регу-лирования процессов подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Для того чтобы количество и структура подготовки специали-стов с высшим профессиональным образованием соответствовала потребно-стям общества и экономики необходим механизм эффективной интеграции потребностей личности, работодателей и государства. В основе этого меха-низма лежит система формирования государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Данная система позволяет за счет бюджетной составляющей реализовывать государственные приоритеты в высшем профессиональном образовании и обеспечивать тре¬буемое качество подготовки специалистов.
6. Выделены наиболее значимые составные части качества подготовки специалистов с высшим образованием для всех заинтересованных сторон (личность, работодатель, вуз, общество и государство): уровень научно-теоретической подготовки, включающий совокупность фундаментальных . знаний в конкретной области профессиональной деятельности выпускников вуза; уровень практического использования фундаментальных знаний для решения профессиональных задач, включая навыки, умения, опыт; научно-профессиональный потенциал, основой которого является способность ре-шать творческие профессиональные задачи и потребность в постоянном са-мообразовании и профессиональном самосовершенствовании; личностно-психологические характеристики, необходимые для профессиональной дея-тельности (интеллект, критическое мышление, аналитические способности, организаторские способности, ответственность, инициативность, коммуни-кабельность, исполнительность и т. п.); уровень общей культуры и воспита-ния (воспитанность, адекватное поведение в обществе, всесторонняя разви-тость, кругозор, физическое воспитание и т.д.).
7. Разработаны методические рекомендации по конкурсному отбору вузов для реализации государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, включающие: формирование множества вузов - ранжируемых альтернатив; формирование множества ча-стных показателей; проведение оценивания альтернатив по сформированным частным показателям; проверка частных показателей на однородность; при необходимости - преобразование частных показателей к однородному виду; оценивание критических значений частных показателей; определение значе-ний весовых коэффициентов важности частных показателей; нахождение минимальных нечетких оценок удаления каждой альтернативы от критиче-ских значений частных показателей; поиск альтернативы с максимальным значением удаления от критических значений.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключа-ется в том, что научные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, дополняют методический арсенал повышения качества под-готовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе формирования государственного задания на их обучение и на этой основе разрабатывать научно-обоснованные государственные задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что разра-ботаны теоретические и методические основы, а также практические реко-мендации по повышению качества подготовки специалистов с высшим про-фессиональным образованием на основе формирования государственного за-дания, позволяющие государственным органам управления принимать обос-нованные решения по формированию и распределению государственного за-каза на подготовку специалистов с высшим профессиональным образовани-ем.
Самостоятельное практическое значение также имеет алгоритм много-критериального ранжирования вузов.
Апробация результатов исследования. Предлагаемые автором теоре-тические выводы и практические рекомендации по повышению качества подготовки специалистов с высшим образованием представлены и обсужде-ны на научно-практических конференциях и семинарах, проходивших в Ака-демии труда и социальных отношений, Московской государственной акаде-мии приборостроения и информатики, Академии стандартизации, метроло-гии и сертификации и ряде других организаций.
Полученные результаты и рекомендации нашли практическое приме-нение в разработке мероприятий по совершенствованию управления рынком труда выпускников вузов и повышению уровня трудоустройства молодых специалистов с высшим профессиональным образованием.
Отдельные результаты анализа качества подготовки специалистов с высшим образованием использованы в деятельности Московской финансово-юридической академии.
Публикации. По теме диссертации опубликованы 3 печатных работы общим объемом 2,3 п. л. Все работы авторские.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа изложена на 201 странице, проиллюстрирована 10 рисунками, 7 таблицами. Список использованной ли-. тературы составляет 223 наименования.












Глава 1. Научно-теоретические проблемы становления современной системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием

1.1. Основные функции образования как социально-экономической системы

Образовательные учреждения вне зависимости от их уровня, формы собственности или ведомственной принадлежности, расположенные на территории Российской Федерации, представляющие качественно однородную группу, образуют отрасль «система образования». Эту отрасль можно отнести к сфере услуг. Основными ее звеньями являются образовательные организации различных организационно-правовых форм и различного уровня.
В настоящее время характерны следующие отраслевые особенности «системы образования»:
тип организации, способной осуществлять образовательную деятельность;
отношения собственности в сфере образования;
пределы осуществления образовательными учреждениями предпринимательской и иной приносящий доход деятельности и порядок распоряжения получаемыми от этой деятельности доходами;
государственные гарантии для сферы образования и для граждан по получению образования;
принцип автономии образовательных учреждений.
Это позволяет рассматривать «систему образования» как социально-экономическую систему, состоящую из образовательных учреждений, объединенных законодательной базой, системой управления и единым организационно-экономическим механизмом функционирования......................

Заключение

В результате диссертационного исследования решена поставленная научная задача повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе формирования государствен-ного задания на их обучение и получены следующие основные результаты:
Система образования, включающая в виде элементов: организации, способные осуществлять образовательную деятельность; отношения собст-венности в сфере образования; пределы осуществления образовательными учреждениями предпринимательской и иной приносящий доход деятельно-сти и порядок распоряжения получаемыми от этой деятельности доходами; государственные гарантии для сферы образования и для граждан по полу-чению образования; принцип автономии образовательных учреждений, яв-ляется специфической социально-экономической системой, в которой ос-новные элементы - образовательные учреждения, объединены законода-тельной базой, системой управления и единым организационно-экономическим механизмом функционирования.
Основными экономическими характеристиками этой специфической системы являются: количество образовательных учреждений, показатели динамики изменения их количества, распределение по формам собственно-сти, территориальному расположению; численность и структура обучаю-щихся и преподавательского состава в образовательных учреждениях, ди-намика изменения этих показателей; показатели материально-технической базы образовательных учреждений; объемы и структура доходов и расхо¬дов образовательных учреждений.
В работе проанализированы основные функции системы образова¬ния: формирование человеческого капитала нации; обеспечение культурно¬го воспроизводства, передача культурных ценностей, косвенно стабилизи-рующая социум; социализация, включение человека в социум и деятель¬ность на конвенциальной основе; социальный контроль и профилактика социального конфликта; поддержание социальной стратификации и обес-печение социальной мобильности; обеспечение профессиональной страти-фикации. Показано, что наиболее важная функция - формирование чело-веческого капитала нации. В российских условиях эффективность эконо¬мики непосредственно связана с задействованным в ней человеческим ка¬питалом. Именно люди с образованием, квалификацией, профессиональ¬ным опытом определяют направления социально-экономического движе¬ния страны.
В последние пятнадцать лет система образования постоянно подвер-гается различным и не всегда оправданным трансформациям, при этом на-блюдается устойчивый рост количества как государственных, так и негосу-дарственных вузов: общее количество вузов по России в 2006/07 учебном году составило 1090 (по сравнению с 1995 г. оно выросло на 328), а число обучаемых в них - 7310 тыс. человек. Количество студентов увеличилось 2,62 раза по сравнению с 1995 г. Доминирующее положение в системе высшего образования России продолжают занимать государственные вузы. В 2006/07 учебном году в 660 государственных высших учебных заведени¬ях России обучалось около 6,1 млн. человек (или 83,8% от общего числа студентов вузов); в том числе около 3,2 млн. студентов - на дневных отде-лениях вузов. За семь лет число студентов государственных вузов увеличи-лось в 1,5 раза. Высокими темпами развивается негосударственное высшее образование. Количество негосударственных вузов по России за семь лет увеличилось в 1,2 раза и составило 430 единиц, а численность учащихся в них выросла в 2,5 раза и достигла почти 1177 тыс. человек. Негибкость системы государственных вузов привела к ситуации противоречия между специализацией вуза и основными подготавливаемыми специальностями, которая в свою очередь и повлекла за собой расцвет более гибких и лучше приспособленных к рынку негосударственных вузов преимущественно экономического и юридического профиля.
Сфера высшего профессионального образования является одной из тех сфер, где наиболее остро встает вопрос о необходимости активного го-сударственного регулирования, начиная с изучения ситуации на рынке тру-да, наличия вакансий по различным специальностям, обобщения и анализа этих данных, выявления тенденций и продолжающегося принятием управ-ленческих решений. Государство является ведущим макроэкономическим субъектом, воздействующим на процессы функционирования системы образования. Государственное регулирование в рыночной экономике, в том числе и в сфере образования, можно определить как систему мер за-конодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуще-ствляемую государством и его структурами в целях адаптации сущест-вующей социально-экономической системы к рыночным условиям.
Среди форм регулирования экономики со стороны государства вы-деляется регулирование посредством формирования государственных про-грамм и государственных заказов. Государственный заказ является мощ¬ным рычагом влияния на национальную экономику и среди прямых эко-номических методов в составе управления государственной собственно¬стью занимает одно из ведущих мест. Для того чтобы количество и струк¬тура подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием соответствовала потребностям общества и экономики необходим механизм эффективной интеграции потребностей личности, работодателей и госу-дарства. В основе этого механизма система формирования государственно¬го задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным обра-зованием. Данная система позволяет за счет бюджетной составляющей реа-лизовывать государственные приоритеты в высшем профессиональном об-разовании. Содержанием государственного задания является обоснованное количество специалистов и научных работников, подготовку которых должны провести вузы страны по каждой специальности, и распределение объемов этой подготовки за конкретными вузами.
Сфера образования является одной из основных сфер, где, на сего-дняшний день, признано целесообразным внедрение системы Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM). Всеобщее управ¬

ление качеством является методологией, которая может и должна быть по-ложена в основу постоянного улучшения всех сторон образовательной дея-тельности. УКачество высшего образования - это: сбалансированное соот-
ветствие высшего образования (как результата, как процесса, как образова-тельной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нор-мам (стандартам); системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы).
Анализ требований сторон, заинтересованных в качестве высшего образования (личность, работодатель, вуз, общество и государство) позво-лил выделить наиболее значимые составные части качества подготовки специалистов с высшим образованием: уровень научно-теоретической под-готовки, включающий совокупность фундаментальных знаний в конкрет¬ной области профессиональной деятельности выпускников вуза; уровень практического использования фундаментальных знаний для решения про-фессиональных задач, включая навыки, умения, опыт; научно-профессиональный потенциал, основой которого является способность ре-шать творческие профессиональные задачи и потребность в постоянном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании; личност-но-психологические характеристики, необходимые для профессиональной деятельности (интеллект, критическое мышление, аналитические способ-ности, организаторские способности, ответственность, инициативность, коммуникабельность, исполнительность и т. п.); уровень общей культуры и воспитания (воспитанность, адекватное поведение в обществе, всесторон¬няя развитость, кругозор, физическое воспитание и т.д.).
В работе уточнено понятие «качество подготовки специалистов», под которой автор предлагает понимать обеспечение необходимых уровней на-учно-теоретической и практической подготовки, научно-профессионального потенциала, личностно-психологических характери¬стик, общей культуры и воспитания специалистов, при которых они спо¬собны к эффективной профессиональной деятельности и адаптации к смежным направлениям в рамках своей специальности.
Государственное задание на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием позволяет повысить качество этой подго-товки. При этом основными направлениями повышения качества подготов¬ки специалистов, по мнению автора, являются: оценка прогнозной потреб¬ности экономики в специалистах с высшим профессиональным образова¬нием; конкурсный (рациональный) отбор вузов для реализации государ¬ственного подготовки специалистов с высшим профессиональным образо¬ванием.
Анализ рекомендованных Минобрнауки и используемых в настоящее подходов к конкурсному отбору вузов показал, что они не учитывают со-держательную неоднородность показателей вуза, а также то, что они из-мерены в разных шкалах. В конечном итоге, конкурсный отбор является, во многом, субъективным выбором. Для исключения субъективных оценок при размещении государственных заданий на подготовку специалистов с высшим образованием необходимо совершенствование методик конкурс¬ного отбора вузов.
Задача конкурсного отбора вузов в интересах реализации государст-венного задания является слабо структурированной многокритериальной задачей высокой размерности. Одним из наилучших методов решения та¬кой задачи является корректная свертка показателей. Центральным момен¬том такой задачи является формирование векторного показателя, по кото¬рому будут оцениваться заявки. Характер этого показателя и методика свертки частных показателей естественным образом определяет процедуру ранжирования вузов-заявителей а также структуру информационной сис-темы автоматизированного решения задачи конкурсного отбора вузов.
Алгоритм многокритериального ранжирования вузов-заявителей сво-дится к следующему: формирование множества вузов - ранжируемых аль-тернатив; формирование множества частных показателей; проведение оце-нивания альтернатив по сформированным частным показателям; проверка частных показателей на однородность; при необходимости - преобразова¬ние частных показателей к однородному виду; оценивание критических значений частных показателей; определение значений весовых коэффици¬ентов важности частных показателей; нахождение минимальных нечетких оценок удаления каждой альтернативы от критических значений частных показателей; поиск альтернативы с максимальным значением удаления от критических значений; выведение результатов ранжирования.
Список использованной литературы
1. Анализ результатов мониторинга рынка труда выпускников московских вузов. Депонированный отчет № 02.20.00.05914. - М.: ВНТИЦ, 2003.
2. Андреев Е., Бондарская Г., Харькова Т. Падение рождаемости в России: гипотезы и факты // Вопросы статистики, 1998. - № 10. - С. 89 - 97.
3. Анисимов П. Ф., Демин В. М., Олейникова О. Н. Финансирование профессионального образования за рубежом. - М.: Мастерство, 2001. - 88 с.
4. Антропов В. А. Концептуальные основы аккредитации вуза/ В.А. Антропов // Образование и наука.-2002.-№ 5(17).-С. 86-99.
5. Ануферьев В. С. Новая модель финансирования образования и коммерциализация высшего образования. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. - 118 с.
6. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н.Г. Багаутдинова.-М.: Экономика, 2003.-426 с.
7. Балашов Г. В. Основные этапы развития высшего образования // Известия СПбГУЭФ, 1997. - № 4. - С. 2 - 10.
8. Балашов Г. В., Виноградов Н. М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001.-25 с.
9. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. - 428 с.
10. Баскакова М. Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование в современной России (тендерный аспект): Дисс. докт. экон. наук. - М., 2002. - 310 с.
11. Белкин В.Г. Теоретические основы и практические шаги формирования системы менеджмента качества в вузе В.Г. Белкин//Качество. Инновации. Образование.-2003.- № 4.-С. 35-38.
12. Белов В. Оценка качества образования в Румынии / В. Белов // Высшее образование вРоссии.-2004.-№ 8.-С. 143-147.
13. Бермус А.Г. Концептуальные основы разработки вузовских систем управления качеством образования/ А.Г. Бермус//Изв. Вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. Науки.-2002.-Юбилейный выпуск.-С. 110-113.
14. Болотин И., Березовский А. Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России, 1998. - № 2. - С. 41 - 50.
15. Бордовская Н.В. Оценка качества высшего образования: идея уровневого подходы/ Н.В. Бордовскяа//Высш. образование сегдня.-2002.-№ 9.-С. 18-20.
16. Борисов И.И. Обеспечение качества университетского образования в условиях Болонского процесса / И.И. Борисов, И.Г. Карелина, В.П. Трофимов
// Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования.-2004.-№ 1.-С. 15-18.
17. Борисова Е. Качество образования и место высшей школы в обществе /Е. Борисова //Alma mater.-2003.-№ 1 l.-C. 9-14.
18. Бочков В. Е. Оценка особенностей инновационных моделей организации учебного процесса на основе феноменологической классификационной системы В.Е. Бочков //Качество. Инновации. Образование.-2003.-№ 4.-С. 42-57.
19. Букалова Г.В. Процессно-ориентированная модель внутривузовской системы управления качеством образования /Г.В. Букалова //Инноваици в образовании.-204.-№ 2.-С. 14-24.
20. Бурлуцкая М. Мнения студентов о качестве образования в педагогическом вузе: По материалам социол. исслед. в Уральском гос. пед. ун¬те /М. Бурлуцкая, Л. Рубина, И.Шапко //Нар. образование.-2002.№ 5.-С.82-89.
21. Бурмистрова Е.В. Оценка качества образовательных услуг /Е.В. Бурмистрова //Университетское управление: практика и анализ.-2004.-№ 2.-С. 114-115.
22. Введение в институциональный анализ: Учебное пособие по курсу «Институциональная экономика» // Под ред. В. Л. Тамбовцева. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1996. - 194 с.
23. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. - 280 с.
24. Вербицкий А. А. Особенности реформирования образования в России и зарубежных странах. // Тезисы международной конференции-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика». - М.: Исследовательский центр проблем качествава подготовки специалистов, 1994. - С. 8 - 12.
25. Вереникин А. О. Моделирование занятости населения в условиях экономической нестабильности. - М., 2000. - 275 с.
26. Волович Л. А. Приоритетные инновационные направления обеспечения качества профессионального образования/ Л.А. Волович , В.И. Горбунов //Качество.Инновации.Образование.-2002.-№ 3.-С.12-17.
27. Вопросы конкурентоспособности открытых образовательных систем/ Д.Б. Десятов, Т.О.Толстых, Н.Н. Митина,В.В. Ярных //Открытое образование.-2003.- № 3.-С.55-64.
28. Вражнова М. Н. Организация системы занятости выпускников инженерных вузов / В сб. «Профессионализм и карьера». - М.: МГСУ, 2001.
29. Временная методика определения рейтингов специальностей и вузов //Бюл. М-ва образования Рос. Федерации.-2001.-№ 5.-С.29-38
30. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Всемирный статистический обзор по высшему образованию 1980 - 1995 гг. Рабочий документ ЮНЕСКО. - Париж, 1998. - 85 с.
31. Гаврилов А.А. Вуз и его тень/А.А. ГавриловЮкономика и право.-2004.-№2.-С. 98-103.
32. Гаврилюк В.В. Качество высшего профессионального образования в современной России/В.В. Гаврилюк //Управление университетом: модели, методы, перспективы совершенствования: Материалы Всерос. семинара 24-25 апр. 2003 г.-Тюмень,2003.-С. 177-181.
33. Галаган А.И. Анализ формирования европейской зоны высшего образования в соответствии с принципами и целями Болонской декларации от 19 июня 1999 года: сб. авт. работ /А.И. Галаган, О.Д. Прянишникова; под общ. ред. СИ. Плаксия; Нац. Ин-т бизнеса.-М.: НИБ, 2004.-174 с.
34. Геворкян Е. Развитие системы аккредитации высшего образования в Российской Федерации / Е. Геворкян, Г. Мотова, В. Наводнов // Alma mater.-2004.-№ 1.-С. 25-28.
35. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 421 с.
36. Герций Ю. В., Гривина И. В. Мониторинг рынка труда России / В сб. «Профессионализм и карьера». - М., МГСУ, 2001.
37. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Издательство «Совершенство», 1998. - 219 с.
38. Горбунова А.Г. Обеспечение качества подготовки специалистов управления на уровне требований государственного стандарта /А.П. Горбунов //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.-2002.-№4.-С. 96-110.
39. Государственный образовательный стандарт высшего профессио-нального образования. -М.: Госстандарт, 1995.
40. Григорьев СИ. Региональные подсистемы мониторинга качества образования (опыт качественного социологического анализа) / СИ. Григорьев //Изв. Рос. акад. образования.-2000.-№ 1.-С.56-63.
41. Гуров В. Качество образования в негосударственных вузах/ В. Гуров//Высшее образование в России.-2004.-№ 6.-С.148-152.
42. Дайновская А. В. Экономика высшего образования: планирование, кадры, эффективность. - М.: Экономика, 1976.
43. Дикенсон П. Качество образования в 21 веке/ П. Дикенсон, Д. Кемпбелл// Качество. Инновации. Образование.-2002.-№ 1.-С. 21-22.
44. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. — СПб.: Наука, 1999. - 314 с.
45. Долгов А. П., Сухова М. В. Негосударственные вузы в системе высшего образования в России // Известия СПбГУЭФ, 2000. - № 1. - С. 99 -115.
46. Домнич В. Обеспечение качества образования на Украине /В. Домнич//А1та mater.-2004.-№ 1.-С. 30-33.
47. Дубов Ю. А., Травкин С. И., Якимец В. Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. - М.: Наука, 1986. - 296 с.
48. Дубровина Г. Г. Управление качеством образования /Г.Г .Дубровина // Экономика. Вопросы школьного экономического образования.-2003.-№ 1.-С.5-8.
49. Дудников С. В. Демографическая ситуация в стране и проблемы подготовки кадров / В сб. статей «Информационные системы управления и обучения». - М.: Издательство «Перспектива», 2000.
50. Дятлов С. А. Экономика образования в условиях переходного периода. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 1995. - 255 с.
51. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог».— М: ИСЭПН РАН, 2002.
52. Жильцов Е. Н., Восколович Н. А., Казаков В. Н. Экономика сферы платных услуг. - Казань: БИ, 1996.
53. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М.: Издательство МГУ, 1995. - 215 с.
54. Жураковский В. Компетентность. Инициатива. Ответственность //Высш. образование в России.-1997.-N3.-С.5-11.
55. Захаревич В.Г. Оценка качества работы преподавателей вуза/В. Г. Захаревич, В.А. Обуховец //Высшее образование сегодня.-2003.- № 5.-С.12-15.
56. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования/И.Г.Захарова /ЛТедагогика.-2002.-№ 1.-С.27-34.
57. Игнатов В. Г., Батурин Л. А., Бутов В. И., Уварова Г. Г., Ходарев С. В., Элланский Ю. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001. - 151с.
58. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. - М.: Бюро экономического анализа РОССПЭН, 1999. - 389 с.
59. Информационно-аналитический материал о численности и составе женщин, занятых в федеральных и региональных органах государственной власти. - М., 1998. - 24 с.
60. Исследование проблемы трудоустройства выпускников негосударственных вузов. Депонированный отчет № 02.20.00 05910, 01.9.80 009057.-М.:ВНТИЦ, 1999.
61. Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. - М.: ГУ - ВШЭ, 2001.
62. Карташов С. А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). - М., Финстатинформ, 1998.
63. Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда. - М., Инновационный образовательный центр, 1997.
64. Качалов В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах: (Списки менеджера качества).-М.: ИзДАТ, 2001.-126 с.
65. Качество образования: технология, экономика, законодательство: материалы VI науч.-метод, конф., 19-20 нояб. 2003 г., Томск /редкол.: В.В. Тирский (отв. ред.) и др. .-Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управл. И радио
66. Каштепов А. В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы // Общество и экономика, 1997. - № 7- 8. - С. 94 - 108.
67. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. -М.: Прогресс, 1978.
68. Клочков В. В. Образование и воспроизводство рабочей силы в условиях рыночной экономики: Дисс. докт. экон. наук. - М., 1992.
69. Колесникова И. А. Образование как фактор изменения человека // Образование: будущее России и человечества: Проблемы становления системы наук и теории об образовании (Первая научная сессия отделения образования Петр. Акад. наук и искусств) / Под научной редакцией А. И. Субетто. - СПб., Военный институт физической культуры, 1993. - С. 86 -109.
70. Комплексная оценка высших учебных заведений: учеб. пособие / В.Н. Наводнов и др.-2-е изд., перераб.-М.: Центр аккредитации, 2003.-172 с.
71. Королев Ю. А. Анализ затрат на подготовку специалистов с высшим образованием // Актуальные проблемы экономики народного образования: Сборник трудов. - М., 1978. - С. 19-30.
72. Костенко К. И. Моделирование информационной системы оценки качества образования //Университетское управление: практика и анализ.-2003.-№3.-С. 77-83.
73. Кошепов А. Об оценке эффективности политики занятости на рынке труда // Общество и экономика, 2000. - № 3.
74. Куров СВ. Правовые средства обеспечения качества образования/С.В. Куров //Право и образование.-2003.- № 5.-С. 44-56.
75. Куцев Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики/ Г.Ф. Куцев // Педагогика.-2004.-№ З.-С. 12-23.
76. Лапшов В.А. Анализ методик, используемых для оценки качества подготовки специалистов в вузе/В.А. Лапшов, В.Н. Фокимна, Т.Ю. Фокина //Право и образование.-2002.- № 2.-С.61-69.
77. Лившиц В. Б. Актуальные вопросы финансирования общего образования в России // Экономика образования, 2001. - № 1. - С. 19-32.
78. Любимов Н. Б. Потребность экономики города в молодых специалистах и предложения по согласованию спроса и предложения молодых специалистов. - М.: Академия труда и социальных отношений, 1999.
79. Майбуров И. Диагностирование состояния высшей школы на территории / Н.В. Майбуров // Alma mater.-2002.-№ 12.-С. 18-24.
80. Манаков Н. А. Проблемы контроля знаний в условиях дистанционного образования / /Вестн. Томск, гос. пед. ун-та. Сер. :Педагогика.-2003.- Вып. 2(№ 34).-С. 99-100.
81. Марухина О.В. Системный подход к оценке качества образования / О.В. Марухина, О.Г.Берестнева//Открытое образование.-2002.- № 3.-С.38-42.
82. Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. - М.: Аспект Пресс, 1995.
83. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2-х т. - Т. 2. - М.: Прогресс-Универс, 1993.
84. Маслова И. С. Особенности развития человеческого потенциала в России / В кн.: Территориальные проблемы социальной политики. - М., 2000.
85. Миллер Р.И. Движение за качество высшего образования в США Р.И. Миллер//Высш.образование в Европе.-1997.-T.21,N 3.-С.216-227.
86. Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования: материалы Всерос. научно-метод. конф.. 15-17 сент. 2004 г., Таупсе /науч. ред. Г.Ф. Куцев.-Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004.-Ч.1.-215 с; Ч.2.-203 с.
87. Модернизация российского образования / Под ред. Т. Л. Клячко. -М., ГУ-ВШЭ, 2002.
88. Мониторинг образовательного качества //Высшее образование в России.-2003.- № 6.-С. 15-23. Мотова Г. К вопросу о международной аккредитации/Г. Мотова // Alma mater.-2003.- № 1.-С.37-40.
89. Морова А. П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социологические исследования, 1998. - № 2. - С. 72 - 79.
90. Нестеров В. Л. Критерии учебной деятельности вуза /В. Л. Нестеров, В.И. Радченко //Информатика и образование.-2004.-№ З.-С. 113-115.
91. Никитина Н. Ш. Методика проектирования системы менеджмента качества образования в вузе на основе логико-структурного подхода/Н. Ш. Никитина //Университетское управление: практика и анализ.-2003.-№2.-С.70-78.
92. Никитина Н. Ш. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете/ Н. Ш. Никитина //Университетское управление: практика и анализ.-2003.- № 4(27).-С. 62-70.
93. Новаковская О. Человеческий капитал как объект управления. // Человек и труд, 2002. - № 12.
94. Новиков П. Н. Опережающие профессиональное образование. -М.: НИИВО Министерства образования РФ, 2000.
95. Новое в государственной политике финансирования вузов в странах Запада // Экономика образования, 2001. - № 3. - С. 107 - 113.
96. Новые тенденции в финансировании высшего образования в США // Экономика образования, 2001. - № 1. - С. 76 - 79.
97. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т. 1. Вып. 2. - М.: Начала-пресс, 1993.
98. Образовательная политика России на современном этапе. Доклад в Государственном Совете Российской Федерации. - М., 2001. - 31 С.
99. Олейник А. В поисках институциональной теории переходного общества // Вопросы экономики, 1997. - № 10. - С. 60 - 69.
100. Оразбаев Б. Б. Методы многокритериального выбора и интеллектуальные системы принятия решений для управления производственными объектами при нечеткой исходной информации: Автореф. дисс. докт. техн. наук. - М., 1996.
101. Оривель Ф. Состояние исследований в экономике образования. Общий обзор и ситуация во Франции // Материалы к рабочей группе
«Финансирование образования как гарантия реализации прав граждан на образование». - СПб, 1997. - С. 40-41.
102. Осипова Л. В. Принципы построения системы мониторинга рынка труда молодых специалистов // В сборнике: «Рынок труда молодых специалистов». - М.: Академия труда и социальных отношений, 1999.
103. Павлова Ю. Место под Солнцем: Контроль качества образования в российских вузах/Ю.Павлова //Нар. образование..-2002.- № 5.-С.50-52.
104. Подбор персонала и трудоустройство населения. Деятельность негосударственных организаций содействия занятости населения. - М.: Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве., 2003. - Выпуск 5.
105. Подиновский В. В. Количественная важность критериев // Автоматика и телемеханика, 2000. - № 5.
106. Подшибякина Е. Н. Экономика системы образования России в условиях кризиса: анализ и перспективы. - СПб.: СПб ГУЭФ, 1999. — 175 с.
107. Попова А. Проблема качества образования в высшей школе/А. Попова //Alma mater.-2002.- № 8.-С. 19-28.
108. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием».
109. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2002 г. № 749 «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием».
110. Потапов А. С. Особенности рынка труда молодежи и приоритеты участия государства в его развитии (на примере Москвы): Дисс. канд. экон. наук. - М.: НИИ труда, 1999.
111. Правовые проблемы модернизации образования. - М.: ГУ - ВШЭ,
2002.
112. Практикум: Проблемы контроля и повышения качества высшего образования в промышленно развитых странах и в России//Поиск.-2001.-№ 21.-С.5-12.
113. Предпосылки социально-экономического развития Москвы на период до 2020 г.: Дополнительные обосновывающие материалы к проекту Генерального плана развития г. Москвы. - М., Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана г. Москвы, 1999.
114. Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании. Третья Международная научно-практическая конференция. Ч. 2. - М., 1998.
115. Проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Первая Межрегиональная научно-практическая конференция. Тезисы докладов. - М., МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.
116. Прогноз выпуска молодых специалистов государственными
вузами на 2000 - 2001 г.г. с учетом потребностей городского хозяйства.
Депонированный отчет № 01.9.80 00905. - М.: ВНТИЦ, 1999.
117. Прогнозируемая потребность в специалистах с высшим
профессиональным образованием по основным группам направлений
подготовки и специальностей на 2003 - 2006 гг. - М.: Минобразование
России, 2003.
118. Программа содействия занятости населения Москвы на 2002 -2005 годы. - М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Правительство Москвы. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве. - 2002.
119. Программа социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (2000 - 2010 годы). - М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Правительство Москвы. -2002.
120. Проект Постановления Совета Российского союза ректоров от 25.02.2003 г. «О мерах по реализации решения VII съезда Российского Союза ректоров». - 12 с.
121. Прокопьев В.П. Проблема идентификации качества классического университетского образования и рейтинг Министерства образования РФ./ В.П. Прокопьев, С.А. Рогожин //Университетское управление: практика и анализ.-2003.-№ 5/6.-С. 63-75.
122. Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе : материалы всерос. науч.-метод, конф., 6-7 февр. 2003 г. /редкол.: А.В. Горожанин (отв. ред.) и др .-Самара: Изд-во Самар. Юрид. ин-та, 2004.-289 с.
123. Пути повышения качества профессиональной подготовки специалистов: материалы науч.-техн. конф. профес.-препод, состава и аспирантов(25-27 марта 2003 г.)/Камчат. Гос. техн. Ун-т.-Петропавловск-Камчатский, 2003.-72 с.
124. Пять способов улучшить финансирование университетов (рекомендации Конференции ректоров европейских университетов) // Alma Mater, 2000. - № 3. - С. 3 - 11.
125. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. - М.: Аспект пресс, 1998.
126. Развитие социально-трудовой сферы Москвы: проблемы и перспективы. - М.: Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, 2002.
127. Разработка методики выявления и формализации предложений работодателей по качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Депонированный отчет № 01.20.03 00637. -М.: ВНТИЦ, 2002.
128. Разработка методики оценки потребностей в специалистах с высшим профессиональным образованием по специальностям, наиболее важным для городского хозяйства Москвы, и программы целевой подготовки специалистов для предприятий и учреждений городского хозяйства на 2003 -
2010 годы. - М.: Научно-аналитический центр социальных проблем муниципального управления Академии труда и социальных отношений, 2003.
129. Разработка методики прогнозирования потребностей городского хозяйства в специалистах с высшим образованием. Депонированный отчет № 01.9.80009057.-М.:ВНТИЦ, 2001.
130. Разработка методики прогнозирования потребностей городского хозяйства в специалистах с высшим образованием. Депонированный отчет № 01.9.80 009057. - М: ВНТИЦ, 2000.
131. Разработка общей концепции Центра и определение состава методических нормативно-правовых документов. Депонированный отчет № 01.20.03 00641. - М: ВНТИЦ, 2002.
132. Разработка основ нормативно-правовой регламентации создания и функционирования Центра по формированию государственного задания и конкурсного отбора по подготовке специалистов. Депонированный отчет № 01.20.03 00638. - М.: ВНТИЦ, 2002.
133. Разработка проекта методики выбора номенклатуры специалистов для оценки потребностей регионов и рекомендаций по адаптации методики в регионах. Депонированный отчет № 01.20.03 00640. -М.: ВНТИЦ, 2002.
134. Разработка проекта рекомендаций по идентификации вузов и специальностей. Депонированный отчет № 01.9.80 009057. - М.: ВНТИЦ, 1998.
135. Разработка проекта рекомендаций по совершенствованию программ обучения в вузах с учетом изменяющихся потребностей городского хозяйства. Депонированный отчет № 01.9.80 00905. - М.: ВНТИЦ, 2000.
136. Разработка проектов основных методических и нормативно-правовых документов по созданию и функционированию центра и конкурсному отбору вузов. Депонированный отчет № 01.20.03 00642. - М.: ВНТИЦ, 2002.
137. Рекомендации по идентификации вузов и специальностей (математические методы описания). Депонированный отчет № 01.9.80 009057. - М: ВНТИЦ, 1998.
138. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО. - Париж, 1995.
139. Реформа образования: дискуссия продолжается // Экономика образования, 2001. - № 1. - С. 5 - 13.
140. Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В. М. Филлипова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. - 11 с.
141. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования, 1993. - № 3.
142. Роль государства и частного сектора в финансировании высшего образования // Экономика образования, 2001. - № 4. - С. 92 - 98.
143. Рославский А. Исследование о движении народонаселения в России // Вестник императорского русского географического общества. -СПб., 1853. Ч. VIII. - Кн. 3 - 4. - С. 3.
144. Руденко Ю.С. Качество обучения негосударственных вузов и функции вузовских управленцев/ Ю.С, Руденко// Инновации в образовании.-2004.-№ 1.-С. 19-26.
145. Рузаев Е.Н. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе/ Е.Н. Рузаев// Качество. Инновации. Образование.-2004.-№ 1.-С.7-11.
146. Сабирьянова К., Нестерова Д. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. - М., 1998. - 112 с.
147. Сагиндиков Е. Н. Методологические основы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. - СПб., 1997. - 18 С.
148. Садовничий В. А. Высшая школа России: ориентиры на будущее: Доклад на VI съезде Российского союза ректоров // Alma Mater, 2000. - № 12. -С. 3 -9.
149. Сазонов А. Ф. Инновационные подходы к профориентации молодежи в условиях рынка труда // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. Тезисы международной конференции-семинара (г. Новгород, 26 - 30 сентября 1994 г.). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
150. Сальников В. Реформирование организации учебного процесса и повышения качества обучения/В. Сальников, А. Кукин //Alma mater.-2003.- № 7.-С. 29-31.
151. Сафина Ю.Г. Мененджмент качества вуза: введение, ключевые термины менеджмента качества : конспект лекций /Ю.Г. Сафина.-Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2004.-80 с.
152. Сахарчук Е.И. управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: монография / Е.И. Сахарчук.-Волгоград: Перемена, 2003.- 259 с.
153. Седов Л. А. Социальный институт. Современная западная социология: Словарь. -М.: Политиздат, 1990.
154. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект/ Н.А. Селезнева//Высшее образование сегодня.-2004.-№ 1.-С. 21-26.
155. Сенаторова Н. Дополнительные квалификации в аспекте гуманизации /Н.Сенаторова//Высш. образование в России.-2002.- № 6.-С 8-16.
156. Сенашко В. Болонский процесс и качество образования/В. Сенашенко, Г. Ткач //Alma mater.-2003.- № 8.-С. 8-14.
157. Серикова Т. Л. Институт образования и его трансформация в процессе реформирования российского общества // В сб.: «Куда идет Россия?... Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год 1999» / Под общей ред. акад. Т. И. Заславской. — М.: Логос. 1999.
158. Синявская О. В. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала // Экономическая социология, 2001. - Т. 2. - № 1. - С. 43 - 87.
159. Смирнов Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений // Российский экономический журнал, 2003. - № 2. - С. 86 - 88.
160. Смолин О. И. О регулировании экономических механизмов в сфере образования // Экономика образования, 2002. - № 2. - С. 17-21.
161. Соболев B.C. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования/В.С. Соболев, С,А. Степанов //Университетское управление: практика и анализ.-2004.-№ 2.-С. 102-110.
162. Соболь И. М., Статников Р. Б. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. - М.: Наука, 1981. - 140с.
163. Солонин С. И. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза/С.И.Солонин, СВ. Кортов //Университетское управление: практика и анализ.-2003.- № 2.-С.64-69.
164. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М.: Издательство политической литературы, 1992. - 376 с.
165. Состояние образования в мире // Экономика образования, 2001. -№3.-С. 95 - 107.
166. Социальная сфера. Преобразование условий труда и быта / Отв. ред. В. Н. Иванов. — М: Наука, 1998.
167. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. - М., 1994. - 49 с.
168. Статистические данные по государственным вузам Кемеровской области. - Кемерово, 2002. - 14 с.
169. Статистические данные по системе образования. Материалы к коллегии Минобразования России по итогам деятельности в 1999 году. - М., 2000. - 155 с.
170. Стейджер Д. Финансирование университетов в Канаде // Высшее образование в Европе, 1992. - Т. 17. - № 1. - С. 154 - 164.
171. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. -М., 1997.-462 с.
172. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986. - 394 с.
173. Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. Очерки и этюды. — М.: Изд. Вопросы труда, 1925. - 135 с.
174. Субботина К. И. Финансирование народного образования. - М.: Финансы и статистика, 1985. — 344 с.
175. Сумцова Н.В. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса( из опыта государственного Нижегородского коммерческого института)/Н.В. Сумцова, В.Н. Едронова //Высшее образование сегодня.-2003.- № 6.-С.30-36.
176. Тартарашвили Т. А. Стимулирование качества вузовской деятельности за рубежом с помощью финансовых рычагов. — М., 2000. - 16 с.
177. Теория выбора и принятия решений / И. М. Макаров, Т. М. Виноградская, А. А. Рубчинский, В. В. Соколов и др. - М.: Наука, 1982. -328 с.
178. Тихонов А. Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты — М.: Вита-Пресс, 1998.- 174 с.
179. Токаев Н. X. Об экономической природе затрат на высшее образование и их стоимостном выражении // Вестник МГУ. Серия «Экономика». - 1973. - № 3. - С. 22 - 34.
180. Тощенко Ж. Социальные парадоксы высшего образования в Рос-сии/Ж. Тощенко//А1та mater.-2004.-№ 5.-С. 14-16.
181. Труд и занятость населения Москвы. Статистический ежегодник. -М.,2002.
182. Трудоустройство выпускников вузов (для служб занятости, студентов и выпускников). Депонированный отчет № 01.200.2.03495. - М.: ВНТИЦ, 2002.
183. Трудоустройство выпускников и студентов высших учебных заведений г. Москвы: Методические рекомендации. - М.: Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, Научно-аналитический центр социальных проблем муниципального управления Академии труда и социальных отношений, 2002.
184. Условия труда и быта женщин. Статистический сборник. — М., 1992.-С. 286-294.
185. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции Федерального закона от 10 июня 2000 г. № 92- ФЗ).
186. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51 - ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования».
187. Федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97 - ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
188. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122 - ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
189. Федоров И. Качество образования - категория фундаментальная //Высш. образование в России.-2000.-№ 2.-С.3-7.
190. Филиппов В. Высшая школа России перед вызовами XXI века/В. Филиппов // Высш. образование в России.-2001 .-№ 1.-С.5-15.
191. Фишер М. И. Социокультурные детерминанты идеала образования // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика: Тезисы международной конференции-семинара (г. Новгород, 26 -
30 сентября 1994 г.). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 158 с.
192. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. -76 с.
193. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т П. - М.: Финансы и статистика, 1992.
194. Человеческий капитал России на рубеже XXI века / Под ред. И. В. Ильинского. - СПб.: СПбГУЭФ, 1999. - 325 с.
195. Шадриков В.Д. Качество высшего образования: понятия, концепции, практические подходы/В.Д. Шадриков //Университетская книга.-2001.-№5.-С.8-13.
196. Шафранов Г. Ф. Качество образования в стратегии управления классическим университетом/Г.Ф.Шафранов-Куцев, А.Ю.Деревнина //Университетское управление: практика и анализ.-2002.- № 2.-С.28-33.
197. Шереги Ф. Э. Социология образования: Прикладные исследования. - М.: Academia, 2001. - 95 с.
198. Шило Г. О низшем качестве высшего образования //Высш. образование в России.-2000.-№ 4.-С.35-39.
199. Ширшов Е.В. Технологии в оценке качества подготовки специалиста в вузе/ Е.В. Ширшов/ЛТедагогическая информатика.-2003.-№4.-С.89-93.
200. Шленов Ю. В. Планирование и финансирование научно-предпринимательской деятельности высшей школы. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. - С. 25 - 44.
201. Шульц Т. Ценность детей // Женщина, мужчина, семья. Альманах THESIS, 1994. -№ 3.-44 с.
202. Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. - М., 1998. - 306 с.
203. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения, 2001. - № 12. - С. 42- 49.
204. Экономика переходного периода // Под ред. В. В.Радаева, А. В. Бузгалина. - М.: Издательство МГУ, 1995.
205. Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: МГУ, 1996.
206. Эффективная школа // Сост. и ред. С. Г. Вершловский. - СПб., 2004.
207. Яковлев Е.В. Внутривузовское управление качеством образова-ния/Е.В. Яковлев; Челяб. гос. пед. ун-т.-Челябинск, 2002.-390 с.
208. Ямпольский В. С. Философия образования и образовательная политика // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. Тезисы международной конференции-семинара (г. Новгород, 26 -30 сентября 1994 г.). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
209. Becker G.S. Investment in Human Capital: A. Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. Supplement. - 1962. - Oct.
210. Becker Gary S. Human capital. A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Third Edition. - The University of Chicago Press. Chicago and London. 1976.
211. Bertilsson M. A note on "the idea of the university in the global era: from knowledge as an end to the end of knowledge" // Social epistemology. — Philadelphia, L., 1998. - Vol. 12. - № 1. - P. 85 - 88.
212. Castel P., Fox L. Gender in Pension Reform in the Former Soviet Union. — The paper for the World Banks Conference "New Ideas About Old Age Security".- Septenber 14-15, 1999.
213. Coquide P. Universite: Bayrou somme de reformer la pouceriere // Ex¬pansion. - P., 1996.
214. Daxner M. Die deutschen Universitaten, der Aufmerksamireit der Of-fentlichkeit empfohlen! // Aus Politik u. Zeitgeschichte. — Bonn, 1998. — № 15. —S. 12- 19.
215. Doldon P. J., Greenaway D., Vignoles A. "Wither higher education?" An economic perspective for the dearing committee of inquiry // Econ. J. — Cambridge etc., 1997. - Vol. № 107, 442. - P. 710 - 726.
216. Education: Les francais en ont-ils pour leur argent? // Expansion. — P., 1997.—№ 555.-P. 40 - 55.
217. Eisner Robert. «Extended Accounts for National Income and Product)). - Journal of Economic Literature, 1998.
218. Geuna A. The internationalisation of European universities: a return to medieval toots // Minerva. — L., 1998. - Vol. 36. - № 3. — P. 263 - 270.
219. Hare P., Пугачев M. Higher education in transition to a market econ-omy: two case studies / Lugachev M. // Europe-Asia studies. — Glasgow, 1999.— Vol. 51. -№ 1.—P. 101 - 122.
220. gks.ru/wps/portal
221. Kameoka Y. The internationalisation of higher education // OECD-observer. - P., 1996. — № 202. — P. 34 - 36.
222. Kammer J. Good Will Toward Men. — New York. St. Martins Press,
1994.
223. Leon A. Histoire de education technique. - Paris, 1968.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.