Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Изучение сензитивного периода в развитии речи

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.12.2011. Страниц: 73. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................................................................6
1.1.Современные исследования развития речи..................................6
1.2.Речь, ее функции и виды....................................................................10
1.3.Сензитивный период в развитии речи...........................................17
1.4.Развитие речи у детей раннего возраста.....................................22
1.5. Роль взрослых в развитии речи детей 1-3 лет...............................27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.............................35
2.1. Цель гипотеза и задачи исследования.......................................35
2.2. Констатирующий эксперимент......................................................36
2.3.Результаты исследования.................................................................40
2.4. Практическая работа по речевому развитию детей....................43
2.5. Результаты контрольного эксперимента..................................49
2.6. Рекомендации по дальнейшему формированию речи детей......51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................53
ГЛОССАРИЙ.........................................................................................................55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ВВЕДЕНИЕ


С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речевой деятельности ребенка. Это обуславливает важность изучения особенностей речи в рамках дошкольного детства. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности и особенностей овладения родным языком приводит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речевого развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в формировании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает полноценному личностному развитию
Существенное снижение показателей речевого развития современных дошкольников, значительный процент детей младшего школьного возраста, испытывающих затруднения при овладении чтением и письмом, делают необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной нами темы исследования.
Освоение родного языка является для ребенка сложнейшим процессом. Успешность его зависит и от физиологических, и от социальных факторов. К первым относится необходимость здоровой нервной системы, ко вторым - целенаправленное развивающее общение с взрослым.
Особый интерес с психолого-педагогической точки зрения представляет собой исследование проблемы речевого развития детей в раннем возрасте, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Ранний возраст – это сензитивный период развития речи, т.е. период, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития.
Исследования зарубежных и отечественных психологов: Л.С. Выгодского, Ж. Пиаже, Соколова А.Н., Леонтьева А.Н., Сохина Ф.А. и др. позволили определить роль речи в развитии детей раннего возраста, в становлении их личности. Несмотря на то, что тема речевого развития детей достаточно хорошо изучена, она не теряет своей актуальности.
Результаты исследований показывают, что если по каким – либо причинам ребенок до трех лет не начал говорить, в дальнейшем усвоение речи происходит с гораздо большими трудностями. Возникшие из-за ее отсутствия отклонения в психическом развитии требуют специальной компенсации, что хорошо видно на примере глухонемых детей, которых начинают обучать речи после 3 лет. У них обнаруживается отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов и качеств: не возникает сюжетно-ролевая игра, отсутствует предметное рисование, задерживается развитие восприятия и мышления. Все эти недостатки могут быть устранены ценой большого труда, направленного не только на обучение речи, но и на другие стороны развития.
В ходе работы над темой была сформулирована гипотеза - учитывая, что ранний возраст является сензитивным периодом в развитии речи, можно предположить, что целенаправленное педагогическое воздействие ускорит этот процесс.
Цель нашей работы – изучение сензитивного периода в развитии речи. В соответствии с поставленной целью выделились следующие задачи:
1. Изучить процесс развития речи у детей.
3. Исследовать процесс речевого развития детей 2-3 лет в практической деятельности.
4. Дать рекомендации родителям и педагогам по формированию речи детей данного возраста.
Предмет исследования - группа детей 2-3лет.
Объектом исследования является процесс развития речи.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по оптимизации развития речи детей в младшем дошкольном возрасте.















ГЛАВА 1. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


1.1. Исследования развития речи.


В работах как зарубежных (переведенных на русский язык) так и отечественных исследователей было показано, что речевая творческая активность максимальна у детей в возрасте 2-3 лет и практически полностью исчезает к 5-6 годам. На эту активность, как отмечал Н.А.Рыбников, сильное угнетающее влияние оказывает стереотипная фразеология плакатов и афиш. Начиная с 2- 3 лет, ребенок либо сам изобретает звуки и слова, а смысл в произнесенные без всякого намерения слова вкладывают родители, либо изобретает слово и одновременно с этим устанавливает его значение, либо употребляет и толкует слова взрослой речи по-своему, со значением, отличным от такого во взрослой речи.
В работах других авторов отмечена прямо противоположная точка зрения на способность ребенка изобретать слово и одновременно устанавливать его значение. Б.П.Китерман, в частности, указывал, что у ребенка первых лет жизни (1-3 года) полностью отсутствует самостоятельное изобретение слов.[9]
В конце XIX - начале XX в.были описаны факторы и условия, ускоряющие или, наоборот, замедляющие речевое развитие. В первых отечественных работах выделяются два типа факторов: преимущественно связанные с внешней, окружающей ребенка средой и связанные с психическими механизмами. К первым относятся звукоподражание и понимание речи на основе слуховых, зрительных и иногда осязательных впечатлений; ко вторым - творческая активность, "самодеятельность" ребенка по созданию "своих" сочетаний звуков и слогов и их произнесению. Часто из факторов речевого развития исключалось понимание ребенком направленной к нему речи взрослых ведущая роль отводилась механизму подражания...............

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, "застывший" в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры. Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления.
Целью данной работы являлось изучение сензитивного периода в развитии речи. Анализ психолого-педагогической литературы, а также проведённое экспериментальное исследование позволили сделать вывод о том, что:
1. Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.
2. На третьем году жизни ребенка начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т. е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Прежде всего следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо активизировать словарь ребенка, для чего следует учить его повторять названия предметов, их изображений на картинках, действий и качеств, а также назначения предметов.
3.Необходимо развивать разговорную речь ребенка: использовать любые поводы для разговора с ним, побуждать его к высказыванию своих мыслей, своего мнения; учить отвечать на вопросы; обращаться с вопросами к взрослому; поддержать желание общаться со сверстниками. Следует учить выражать мысли, строя предложения из 2-3 слов. Необходимо также совершенствовать грамматическую структуру речи: побуждать ребенка использовать в предложениях разные части речи, правильно употреблять имена существительные, глаголы (их разные формы).
В результате проведённого эксперимента получила подтверждение наша гипотеза о том, что ранний возраст является сензитивным периодом в развитии речи и, что целенаправленное педагогическое воздействие ускоряет этот процесс.


ГЛОССАРИЙ

№п\п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Возрастная сензитивность это присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов
2 Сензитивные периоды периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т.д.
3 Теория научения утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека
4 Автономная речь влечет за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность, многозначность; объединяет в одном слове разнородные предметы (в отличие от развернутой речи, отражающей общественный опыт).
5 Ситуативная речь понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отры¬вочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи.
6 Описательная речь отражать в речи все то, что он воспринимает
7 Внешняя речь основное средство общения, это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними.
8 Эгоцентрическая речь это сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка
9 Диалогическая речь обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания
10 Монологическая речь это развернутая форма речи, последовательная, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника







БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Авдеева, Н.Н. Вы и младенец [Текст] / Н.Н Авдеева, С.Ю. Мещерякова - М. : Просвещение 1991.
2. Ахутина, Т.В. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского [Текст] /Т.В Ахутина, Т.Н. Наумова; Психолингвистические проблемы семантики. М. : Просвещение 1983.
3. Божович, Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Т.А Божович; - М.: Педагогика-пресс, 1968.
4. Бондаренко, А.К Воспитание детей в игре [Текст] / А.К Бондаренко, А.И.Матусик; М.:Пр.,1983г.-192с.
5.Валлон, А. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон Вопросы психологии - 1976. -№4.
6. Выгодский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выгодский; -М.: Пр, 1982.
7. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст]/ П.Я. Гальперин; - М.: Пр, 1985.
8. Гамиузова, Л.Н. Ступени общения. От года до семи лет [Текст] /Л.Н. Гамиузова, Е.О Смирнова; – М.: Пр., 1993г.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев; - М.: Пр., 1961.
10. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В.В. Давыдов; Вопросы психологии. - 1992. - №1.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин; - М.: 1958.
12. Зеньковский, Л. Психология детства [Текст] / Л. Зеньковский; - М., Пр.,1996.
13. Исенина, Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде. Докт. Дисс. [Текст] / Е.И. Исенина; - М.: Изд-во МГУ.,1986.
14. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками [Текст] / С.Н. Карпова; - СПб.: Владос.,1996.
15. Карпова, С.Н., Психология речевого развития ребенка[Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве; - Ростов-на-Дону: Феникс., 1987.
16. Краткий психологический словарь [Текст] / Под. ред. Л.А.Карпенко. – Ростов-на-Дону: Феникс,1999г.-512с.
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина; – М.: Педагогика-пресс., 1998.
18. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев; - М.: Наука, 1995.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; -М.: Пр.,1975.
20. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина; - М.: Пр., 1986.
21. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия [Текст] / В.С. Мухина; - М., Просвещение-Владос, 1991.
22. Лурия, А.Р.,. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р Лурия, Ф.А Юдович; - М.: Пр.,1990.
23. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская; – М.: Пр., 1971.
24. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И.Яшина; М.: Наука, 2000.
25. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети [Текст] / А.И. Мещеряков; - М.: Пр.,1974.
26. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов; – М.: Просвещение-Владос,1995г.-Т1,-576с
27. Новгородцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новгородцева; – Ярославль, 1997
28. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева; – М.,:Педагогика-пресс, 1995.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова;– М.: Педагогическое общество России, 2000г.-448с.
30. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] /Ж. Пиаже; - М.: Наука, 1994
31. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А.Головей., Е.Ф.Рыбалко; -СПб.: Речь, 2001г.-688с.
32. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И.В. Дубровина, А.Г.Рузская; - М., Пр.,1990.
33. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В., Запорожца Эльконина Д.Б. - М.,1964.
34. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец М.И. Лисина; - М., Пр.,1964.
35. Развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец; - М., Пр.,1976.
36. Розенгард-Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Г.И. Розенгард-Пупко - М., Пр.,1963.
37. Селезнева, Е.П. Развитие речи детей [Текст] / Е.П. Селезнева;– М.: Пр.,1984.
38. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева;– М.: Пр.,1985.
39. Фолькельт, Г. Экспериментальная психология дошкольника [Текст] / Г. Фолькельт; - М.: -Л.,1930.
41. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]\ Д.Б. Эльконин; - М., Пр.,1960.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример протокола обследования детей по методике «Рассказ по картинке»

Алеша С. - 3 года.
Единственный ребенок в семье. Его мама не работает и поэтому много времени посвящает общению с ребенком. При предъявлении первой картинки ребенок рассказывает: "На небе желтое солнце. Стоит мальчик… У него лопатка… Он копает песок…".
При предъявлении второй картинки у Алеши возникают затруднения в понимании ее содержания. Ребенок задает вопрос: "Что делает мальчик?"
Экспериментатор объясняет ребенку, что делает мальчик и зачем и только после этого содержание картинки становится понятным. Алеша еще некоторое время рассматривает рисунок, а затем рассказывает: "Мальчик кидает на землю зернышки… Он хочет, чтобы выросли красивые цветы…".
При рассматривании третьей картинки у Алеши никаких вопросов не возникает и он рассказывает: "У мальчика большая лейка… Он поливает цветочки водичкой… Цветочки очень маленькие…".
Четвертая картинка также не вызывает никаких затруднений. Ребенок рассказывает: "Мальчик сорвал цветок… Цветы большие и красивые… Мальчик смеется…". В рассказе встречаются 5 фрагментов - 5 баллов, средний уровень развития речи




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример протокола обследования детей по методике «Рассказ по картинке»

Паша М. - 3 года.
При предъявлении картинок, после двухминутного рассматривания, ребенок не понимает, что от него требуется и не может ничего рассказать. Экспериментатор подробно еще раз объясняет ребенку инструкцию и на примере первой картинки рассказывает ее содержание. Паша постоянно отвлекается и не может сосредоточиться. Затем рассказывает: "Это солнце… Это мальчик… "
На вопрос: "Что в руках у мальчика?"- ребенок отвечает: "Лопатка".
Вопрос: "Что можно делать с лопаткой?" - ответ: "Копать".
Также вызывает затруднения вторая картинка. Паша не понимает ее содержания. После двухминутного рассматривания, ребенок говорит: "Стоит мальчик". Затем экспериментатор объясняет происходящее на картинке, но ребенок все равно не может полностью повторить рассказ: "Мальчик кидает зерна".
При предъявлении третьей картинки Паша сразу говорит: "Мальчик поливает цветы". На вопрос: "А цветы какие?" - ребенок отвечает: "Маленькие".
При предъявлении четвертой картинки Паша также сразу пытается рассказать: "Мальчик… собирает цветы…" Экспериментатор задает вопрос: "Какие цветы?" - ребенок отвечает: "Большие". Вопрос: "А они красивые?". Ответ: "ДА". В рассказе встречается 3 фрагмента речи – низкий уровень развития речи.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия по развитию речи детей 2-3 лет

Тема: Рассматривание сюжетной картинки Зимой на прогулке
Программное содержание: Учить детей называть правильно предметы одежды. Развивать словарный запас детей словами: шарф, сапожки, варежки. Учить правильному произношению шипящих звуков. Закрепить знания о порядке одевания на прогулку зимой. Воспитывать аккуратность в одежде.
Словарная работа: шарф, сапожки, варежки, шуба.
Методические приемы: наглядный материал, художественное слово, рассказ, слово воспитателя, игровой прием, вопросы, ответы детей, поощрение.
Организация: дети сидят полукругом на коврике перед мольбертом.
Ход занятия
I. Воспитатель: Дети, давайте сядем на коврик, у меня есть что-то для вас интересное. Посмотрите, какие вы все красивые и нарядные. Кто пришел в сад красивый? Оля, какой у тебя красивый бантик. Какого он цвета?
- Синего.
Воспитатель: Ребята, у кого еще есть зеленый цвет в одежде? У Миши, Регины, Кати… У всех девочек надеты платья, кофточки, носочки.
Дети показывают.
Воспитатель: У всех мальчиков надеты шорты, рубашки, носочки.
Дети показывают.
Воспитатель: А в чем вы пришли в детский сад? На улице тепло, вы пришли в кофточках. А теперь посмотрите, какая картина стоит у нас на мольберте.
Воспитатель убирает шторку с мольберта, там изображена картина Зимой на прогулке.
Воспитатель: Как вы думаете, что здесь изображено?
- Дети гуляют.
- Прогулка.
- Холодно им.
Воспитатель: Антон, почему ты подумал, что детям холодно.
Антон не отвечает.
Воспитатель:
Выпал снег. Упал мороз.
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Все кругом белым-бело.
Все дорожки замело.
Как вы думаете, какое это время года?
- Зима!
Воспитатель: Правильно, зима. Поэтому дети одеты тепло. На них надеты шубы или пальто, теплые шапки, шарфы, варежки, валенки или сапожки.
Каждое слово дети вслух повторяют за воспитателем.
Воспитатель: Дети, посмотрите все, что надето на этой маленькой девочке, которая отстала от других? Тимур, скажи нам.
- Шуба. Шапка.
Воспитатель: Ренат, что еще надето на девочке?
- Шарф.
Воспитатель: Таня, что еще надето?
- Варежки.
Дети рассматривают картину и говорят, что надето на детях.
Воспитатель: Как вы думаете, детям тепло в этой одежде?
- Тепло.
Воспитатель: Дети, во всех словах, которые мы произносили, есть трудные звуки. Я сейчас еще раз назову слова, а вы внимательно послушайте. Какой звук трудный?
Воспитатель медленно, четко проговаривая, произносит словарные слова. Дети правильно определяют.
- Ш-ш-ш, ж-ж-ж.
Воспитатель: На что похожи эти звуки? Кто так жужжит?
- Пчела. Комар.
Воспитатель показывает, а все дети повторяют, как вибрирует язык при произношении шипящих звуков.
Воспитатель: - Давайте встанем и полетаем как пчелки.
Дети с радостью встают и, кружась по комнате, жужжат.
Воспитатель: - Ребята, а теперь мы отдохнули. Давайте вспомним, что надевают зимой на прогулку. Шубу, шапку, шарф, варежки. Все сегодня хорошо позанимались и все молодцы! Занятие окончено.

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: Вот какой растет цветочек.
Программное содержание: Обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчики), научить узнавать и называть их, различать по цвету, строению (цветок и стебелек одуванчика), вызывать радость от непосредственного общения с природой.
Словарная работа: одуванчик, травка, зеленая, желтый, мягкий, пушистая.
Методические приемы: художественное слово, рассказ воспитателя, сопровождаемый показом, индивидуальное обращение, поощрение.
Организация детей: дети располагаются вокруг воспитателя.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем выходят на лужок, где растут одуванчики. Воспитатель предлагает им погулять по травке.
Воспитатель: Трава зеленая, густая. Ребятки, какая травка? Посмотрите, сколько много желтых цветов. Отгадайте загадку:
Шла, шла я
В траве солнышко нашла
Что это? Что я нашла в траве?
- Цветочки
- Одуванчики
Воспитатель: Потрогайте цветочки. Какие они?
- Мягкие, желтые.
Воспитатель: А травка какая?
- Зеленая, высокая.
Воспитатель: Очень красиво на лужайке. Вы согласны со мной?
- Да.
Воспитатель: Одуванчик растет на длинном стебельке. Стебелек без листочков. На нем пушистый белый шарик. Я дую на цветок и белый пушистый шарик разлетается.
Дети тоже срывают по цветочку.
Воспитатель: Ребятки, дуньте на одуванчик, чтобы все пушинки облетели лужайку (на развитие дыхания). Молодцы. А теперь соберем букет из одуванчиков и поставим в группе в природный уголок.
Дети срывают по цветочку и воспитатель собирает букет.







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рассмотрим для примера проведение индивидуальной работы по развитию речи с Кириллом. Во второй половине дня, ближе к вечеру, когда детей в группе осталось мало, воспитатель позвала Кирилла и предложила построить пароход из кубиков. Сама построила пароход, показала, как нужно соединять кубики. При этом четко произносила: Это корма, это рубка, это труба, это нос и т.д. Кроме того, называла материал – кирпичик, треугольник, кружок и др. Предложила повторить последовательность, тоже называя детали парохода. Кирилл справился с постройкой самостоятельно, но называл слова с ошибками.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Приемы развития речи предложенные родителям.


1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию малыша. Например: Где чашка?, Я вижу чашку, Чашка на столе и т.п..
2. Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает.
3. Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявлять свою понятливость и временно становится глухим, глупым. При возникновении затруднений подскажите малышу: Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?. В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: Суп Взрослый: Овощной суп очень вкусный, Суп кушают ложкой.
5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
6. Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые время от времени он может исследовать. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. Самые любимые и лучшие игрушки – те, что ребенок сотворил сам!
7. Продуктивная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические способности ребенка, сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Дошкольник писать не может, и потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки.
8. Замещение. Дети с удовольствием замещают какие-то предметы другими, представляя, что кубик – это пирожок, а коробка из-под обуви – печь. Детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: Угадай, что я сейчас делаю. После того, как он угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем оживить заданную вами ситуацию.
9. Ролевая игра. Проявив некоторую изобретательность, вы вполне можете организовать ролевые игры, что способствует формированию уверенности в себе, стимулирует речевое развитие ребенка. Например, игра в телефон, когда малыш использует игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам.
10. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, любят шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа Каравай, По кочкам и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 1

Данные полученные по методике «Инструкции»


Контрольная группа Экспериментальная группа
высокий средний низкий высокий средний низкий
Уровень развития понимания речи 5 9 1 5 8 2

















ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица 2.


Данные полученные по методике «Номинативная речь».



Контрольная группа Экспериментальная группа
высокий средний низкий высокий средний низкий
Уровень развития номинативной речи 5 6 4 4 6 5
















ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Таблица 3


Данные полученные по методике «Рассказ по картинке»


Контрольная группа Экспериментальная группа
высокий средний низкий высокий средний низкий
Уровень развития активной речи 1 10 4 2 9 4


























Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.