На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Условия успешной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 27.12.2011. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: 90.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 8
1.1.Сущность девиантного поведения 8
1.2.Социально-психологические причины и факторы отклоняющегося поведения подростков 12
1.3.Социально-психологические условия и принципы реабилитации подростков с отклоняющимся поведением 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 31
2.1. Организация исследования и его методические основы 31
2.2.Описание результатов исследования 38
ГЛАВА 3. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ КАК УСЛОВИЯ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ 41
3.1.Описание программы психологической реабилитации и возможностей ее осуществления 41
3.2.Результаты повторной диагностики и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ГЛОССАРИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Приложение 1 60
Приложение 2 62
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 68
Приложение 6 69
Приложение 7 70
Приложение 8 74
Приложение 9 75



ВВЕДЕНИЕ
Общество неоднородно. Существуют различные, подчас противоречащие друг другу нормы поведения в различных сообществах, субкультурах, коллективах. Но есть нормы единые для всех. Именно их нарушение большинство членов общества определяет как отклонения. В обществе есть согласие по отношению к преступным и противоправным деяниям, суицидам, наркозависимости, алкоголизму и пьянству.
Ввиду общепризнанности разрушительности таких явлений как для личности, так и для общества, в науке и практике выработаны определенные подходы и методы работы с людьми с отклоняющимся, девиантным поведением. Социально-психологические знания и методы позволяют реадаптировать, ресоциализировать таких людей, произвести коррекцию их социального поведения.
Особую проблему составляет девиантное поведение подростков, так как оно требует особого подхода к его профилактике и коррекции в связи с возрастными особенностями личности подростка и особой роли групп и сообществ в его жизни. Переход в подростковый возраст знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в самосознании. «В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Ведущей деятельностью подростков, в рамках которой происходит взросление, признается деятельность общения. Для подростков характерно группирование , и связанное с ним общение в группе. Но в то же время, общение начинает выполнять специфическую функцию инструмента разрешения жизненных проблем и жизненного самоопределения, дает возможность «самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела» .
Психологическая коррекция, являющаяся одной из важнейших основ психологической реабилитации, строится с учетом психологических особенностей и качеств личности. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. На сегодняшний день можно считать доказанным, что в происхождении отклоняющегося поведения существенную роль играют дефекты правового воспитания, нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, подростки с отклоняющимся поведением, как правило, стремятся к преступным сообществам, не совершают социально позитивной деятельности, не представляют себе, что такое культура отношений, руководствуются принципом силы во взаимоотношениях, и не проявляют никакого желания личностного роста, считая, что у них нет никаких психологических проблем. Эта распространенная позиция поддерживается, прежде всего, обстановкой в семье, способствующей, а, иногда и прямо толкающей подростка к правонарушениям, преступлениям, бродяжничеству, наркомании и пьянству.
Недостаток условий для личностного роста и самопознания, самопостроения и самопреодоления приводит к запущенности в собственных делах и нарастанию количества проблем с последующей психологической компенсацией и привыканием к ним. Психологическая реабилитация призвана, прежде всего, создать такие условия для «внутренней» деятельности и общения подростков, которые бы привели к развитию у них социально одобряемого поведения, скорректировали бы дефекты психологического свойства и позволили руководствоваться позитивными смыслами собственной жизни.
В самом общем виде, главная цель психопрофилактики и психореабилитации состоит в устранении факторов, оказывающих пато-генное влияние на психику ребенка, и использовании факторов, об-ладающих положительным, саногенным воздействием. Это, в первую очередь, оздоровление психосоциальной среды развития ребенка, то есть работа с родителями, педагогами.
Для детей и подростков повсеместно, особенно в системе образования, проводятся групповые социотренинги, направленные на снятие синдрома тревожности, агрессивности, за¬труднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со стар¬шими, сверстниками. Эти программы, в сочетании с индивидуализи¬рованными программами аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррек¬ции негативных социальных установок, призваны внести весомый вклад в дело профилактики трудновоспитуемости, девиантного поведения, поскольку хоро¬шо известно, что генезис отклоняющихся форм поведения тесно взаимосвязан с процессом деформации социальных связей и отчуж¬дения детей, подростков от основных институтов социализации, и потому одной из важнейших задач психолого-педагогичесгой под¬держки является преодоление этого отчуждения, включение подро¬стка в систему общественно значимых отношений, благодаря чему он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена социально-психологическим аспектам реабилитации отклоняющегося поведения подростков.
Объект настоящей выпускной квалификационной работы – социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения подростков.
Предметом настоящей выпускной квалификационной работы выступают социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
В данной работе проверяется гипотеза: важнейшими условиями социально-психологической реабилитации подростков с отклоняющимся поведением являются: принципиальные помогающие позиции воспитателей, организация общения подростков на культурных основах, организация коллективной деятельности.
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить условия успешной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Осуществить теоретический анализ проблемы реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
2) Выявить условия успешной реабилитации подростков с девиантным поведением;
3) Разработать и апробировать программу реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
4) Осуществить диагностическое исследование избранного контингента испытуемых на предварительном и контрольном этапах;
5) Описать результаты реализации программы реабилитации;
6) Описать результаты контрольной диагностики и сопоставить их с результатами первичной диагностики;
7) Сделать необходимые выводы.
Теоретической основой работы выступают труды Ч. Ломброзо, Э.Дюркгейма,С.А. Беличевой, И.С. Кона, Н. Смелзера, М. Мироновой, А.В. Петровского и других. Эмпирической основой данной курсовой работы выступает исследование, проведенное на контингенте испытуемых из числа опекаемых инспекцией по делам несовершеннолетних Краснооктябрьского и Дзержинского районов г. Волгограда.
Данная выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, глоссарий и приложения. Первая глава представляет собой теоретический обзор научной литературы по исследуемой проблеме. Вторая и третья главы содержат изложение данных и результатов эмпирического исследования.





























ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

1.1. Сущность девиантного поведения
Оценка любого поведения предполагает его сравнение с какой-либо нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. «Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сексуальной сфере». «Отклонение от нормы может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным» . И.С. Кон отмечает: «Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении». И.С. Кон указывает, что девиантное поведение проявляется в алкоголизации, наркотизме и наркомании. Кроме того, он предлагает рассматривать как девиантное агрессивное поведение, суицидальное поведение, неадекватное поведение, вызванное психическими расстройствами (среди них и личностные расстройства), а также противоправное поведение. В.Г. Степанов описывает еще несколько форм делинквентного поведения, таких как бродяжничество (бомжевание), побеги из дома, аутоагрессивное , в том числе и суицидальное поведение. В.Г. Степанов относит к делинквентному поведению и алкоголизацию, проявляющуюся в систематическом пьянстве и алкоголизме. Агрессивное поведение В.Г. Степанов относит к особому классу противоправного поведения .
В последние годы возросла острота проблем зависимого поведения. Зависимое поведение, по мнению Е.В. Змановской, тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. «В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение. Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс» .........................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отклоняющееся поведение подростков составляет серьезную общественную проблему, глубокое изучение которой, скорее не решает, а только высвечивает новые ее грани. Все более и более существенным представляется в данной проблеме психологическая составляющая. Такое осмысление проблем девиаций в обществе и девиантного поведения людей вообще и детей и подростков в частности, привело к изменению общегосударственных и общественных установок в отношении девиантов. В настоящее время государственная политика направлена не на утверждение карательных мер, а на помощь и поддержку таким подросткам. В обществе созрело мнение, что незрелый в социальном и эмоциональном отношении подросток не станет нарочно противопоставлять себя окружению, разрушать позитивные отношения с родителями и сверстниками, «загонять» себя на скамью подсудимых. Очевидно, что поведение агрессивных подростков чаще всего нельзя осмыслить и как болезненное. Для осмысления возможностей помощи таким людям складывается общая теория, объясняющая происхождение, развитие и возможности преодоления девиантного поведения. Одной из основ социально-психологических теорий стали научные знания, накопленные в области биологии, генетики, социологии, культурологии и т.д. Социально-психологические подходы представлены психоаналитическим, бихевиоральным, эклектическим. Углубленно изучаются агрессия, мотивация противоправного и преступного поведения, а также социальные условия и факторы формирования личности.
На основе теоретических представлений и положений разрабатаваются различные реабилитационные программы, позволяющие их участникам преодолеть девиантные склонности, установки, и, в итоге девиантное поведение в целом. Психореабилитационная работа с детьми и подростками тогда является эффективной, успешной, когда она основывается на нескольких несложных принципах, превращающихся на практике в правила взаимодействия с девиантным подростком.
Конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать:
- устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
- усиление адаптивного поведения;
- ослабление или устранение неадекватного поведения;
- устранение изнурительных реакций тревоги;
- развитие способности расслабляться;
- развитие способности самоутверждаться;
- развитие эффективных социальных навыков;
- достижение адекватного сексуального функционирования;
- развитие способности к саморегулированию.
Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.
Психореабилитационная программа для повышения ее эффективности строится на данных диагностических исследований. Следует подчеркнуть, что не существует опросников, методик, которые бы однозначно свидетельствовали, что перед нами девиант. Наилучшим образом изучить личность и возможное поведение девиантного подростка можно также, как и недевиантного, при этом обращая внимание на выраженность показателей самооценки, локуса контроля, и важнейшего показателя – уровня различных видов агрессивности. Существуют также общие принципы отбора превентивных диагностических методик. Они основаны на понимании девиаций как результата дезадаптации подростка и необходимости оказать ему помощь в социальной адаптации. Психологическая помощь девиантному подростку может оказываться в различных формах. Наиболее эффективными можно назвать психологическое консультирование, как индивидуальное, так и групповое, психологическое просвещение, психологический тренинг и вообще групповые формы работы, позволяющие выстроить отношения в группе с учетом обратной связи, корректирующей поведение. В процессе психологического тренинга организуется специальная деятельность и общение, способствующие самопознанию, развитию социальной мотивации, развитию позитивных социальных навыков и умений.
Разработанная нами коррекционно-реабилитационная программа включает в основном тренинговые игры и упражнения, дискуссии на темы агрессии и агрессивности и их последствий для личности и общества. Общее направление программы – это повышение уровня культуры и психологической грамотности в общении. При этом общение в данной программе специально организуется, а деятельность представляет собой психосоциальную, направленную на самостроительство и самопознание.
В нашей выпускной квалификационной работе мы использовали в качестве предварительной и контрольной диагностики метод «20 позиций» Куна и опросник исследующий показатели и формы агрессивности А. Басса и А. Дарки. В исследуемой группе наибольшую проблему по данным методики Басса-Дарки составляет вербальная, физическая и косвенная агрессия. По данным, полученным методом «20 позиций», у испытуемых нарушена рефлексия, что сказывается на их референтных отношениях. Мы разработали и апробировали программу психологической реабилитации с учетом диагностических показателей. Она предусматривает изменение агрессивных установок подростков, развитие навыков социальных контактов, углубления понимания существа агрессии и агрессивных действий, а также формирование представления о том, что агрессивное поведение подвергается общественному порицанию.
В нашем исследовании контрольная диагностика показала, что произошло расширение референтного репертуара и снижение значений агрессивности практически по всем показателям и формам: вербальной агрессии, физической агрессии, косвенной агрессии, подозрительности, негативизма и т.д.


ГЛОССАРИЙ
Отклоняющееся поведение
(девиантное поведение) Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения: преступность и уголовно ненаказуемые аморальное поведение (пьянство, наркомания, сексуальная распущенность, токсикомания и т.д.)
Ответственность Осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.
Поведение агрессивное Специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства вы силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Психическая реабилитация Система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса.
Психоанализ Направление, созданное З.Фрейдом и его последователями. В рамках этого направления изучается влияние бессознательного на жизнь человека.
Психодрама Вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл.
Психотерапия групповая Использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека.
Тренинг социально-психологический Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
Установка Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Фрустрация Психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.
Деятельность Динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной деятельности.
Общение Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Группа малая Относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
Подростковый возраст Период онтогенеза (от 10-11 лет до 15-16), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот возраст относится к критическим, когда коренным образом изменяется личность человека.
!Ошибка в формуле
Совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – Режим доступа: www.myword.ru;
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1996;
3. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М., 1996;
4. Вильдовская З.Л. Психологическая диагностика и индивидуально-дифференцированный подход к акцентуированным подросткам. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации у подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1997;
5. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1994;
6. Дюркгейм Э. Самоубийство. – М., СПб, 1998;
7. Змановская Е.В. Девиантология. Психология девиантного поведения. – М., 2004;
8. Змановская Е.В. Девиантология. Психология девиантного поведения. – Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
9. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Краткое руководство. – М., 1994;
10. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 1996;
11. Кон И.С. Открытие «Я».- М.,1978;
12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;
13. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. – М., 1994;
14. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков.- СПб., 2001;
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983;
16. Ломброзо Ч. Преступление. – СПб, 1990;
17. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1998;
18. Макшанов С.И, Хрящев Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. – СПб, 1993;
19. Массен П, Конджер Д, Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка //Психология подростка / сост. Ю.И. Фролов. – М., 1997;
20. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СОЦИС, 1992, № 3;
21. Основы возрастно-психологического консультирования / под ред. А.Г. Лидерса. – М., 1991;
22. Петровский А.В. // Российская педагогическая энциклопедия. – Режим доступа: www.psylib.ru;
23. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978;
24. Практическая психодиагностика/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара;
25. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997;
26. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. – Самара, 1998;
27. Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1990;
28. Райс Ф. Психология подростка. – 2000;
29. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987;
30. Репринцева Г.И. Коррекция и реабилитация эмоциональной сферы и коммуникативных качеств подростков методами социально-психологического тренинга. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под. Ред. С.А. Беличевой. – М., 1994;
31. Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 1998;
32. Смелзер Н. Социология. – М., 1998;
33. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1998;
34. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Хрестоматия по возрастной психологии/под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.,1996;
35. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб., 2007;
36. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. – М., 1997;
37. Что вызывает ужас у заключенных // Школьный психолог. – М., 2000, № 3;
38. Школа вожатого и воспитателя / авт.-сост. О.В.Можейко, О.А.Юрова, И.В. Иванченко. – Волгоград, 2007.



ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Оценка социально-психологического статуса подростка Модифицированный метод «20 позиций Куна М.»
Инструкция:.......................




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.