На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» как антинигилистический

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 19.10.2011. Сдан: 2010. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»


Филологический факультет
Специальность 050501 (032900) – РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Специализация – КОРРЕКТУРА ТЕКСТА
Очная форма обучения (5 лет)


Кафедра литературы


Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:

«Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» как антинигилистический»


Выполнила:
студентка 5 курса
Лапина Ирина Владимировна
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор Криволапов Владимир Николаевич


Содержание:


Введение …………………………………………………………………..1

Глава I. Исторические предпосылки романа Ф.М. Достоевского «Бесы»

1.1 История создания романа …………………………………………….4
1.2 С. Нечаев. Биография ………………………………………………..10

Глава II. Анализ характеров основных действующих лиц романа

2.1 Образ Ставрогина в романе………………………………….……….15
2.2 Двойники Ставрогина ………………………………………………..22

Глава III. Отношение к вопросу нигилизма у Достоевского и других писателей

3.1 Достоевский и Тургенев ………………………………………...…...31
3.2 Лермонтов –Достоевский –Горький …………………………...…....37

Заключение ………………………………………………………….....…45

Примечание …………………………………………………………..…...48

Библиография …………………………………………………………..…49
Введение
Проблема «нигилизма» (как в историческом, так и в современном отношении) привлекает пристальное внимание философов, историков, литературоведов, как на Западе, так и в России, порождая при этом многочисленные споры и дискуссии.
Одно из наиболее полных разъяснений нигилизма дает Герцен в своей статье «Еще раз Базаров» в 1869 году. Он определяет нигилизм как совершеннейшую свободу «от всех готовых понятий <…> Нигилизм <…> это логика без структуры, это наука без догматов, это безусловная покорность опыту и безропотное принятие всех последствий, какие бы они ни были, если они вытекают из наблюдения, требуются разумом. Нигилизм не превращает что-нибудь в ничто, а раскрывает, что ничего , принимаемое за что-нибудь, –оптический обман и что всякая истина, как бы она не перечила фантастическим представлениям, –здоровее их и во сяком случае обязательна».
Честь художественного открытия нигилизма в России, по общему признанию, принадлежала И.С. Тургеневу. Н.Н. Страхов пишет: «…для нашей литературы, для общественного сознания вопрос о народившемся у нас отрицании был ясно поставлен преимущественно романом Тургенева «Отцы и дети», тем романом, в котором в первый раз появилось слово нигилист, с которого начались толки о новых людях <…> Тургенев <…> совершил решительное открытие, нарисовал тип, которого прежде почти никто не замечал и который все ясно увидели вокруг себя».
В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский выводит два типа нигилистов:
1) глубоких, трагических нигилистов (типа Базарова), беспокойных, тоскующих, мучительно ищущих истину, остро ощущающих трагизм человеческого бытия и свое общественное одиночество;
2) самодовольных, равнодушных, ограниченных (типа Ситникова и Кукшиной), не ведающих сомнений, беспокойства, исканий, не знающих жизни, но уверенных в своем цивилизаторском призвании и высокомерно собирающихся переделывать народ по европейскому образцу.
Нигилистов второго типа Достоевский со временем назовет «бесами».
Страхов полагал, что начало борьбы с нигилизмом положил Достоевский-публицист своей статьей «Г-н –бов и вопрос об искусстве» 1861 года. Через десять лет эта борьба достигнет своего апогея в романе «Бесы», в самом тенденциозном его романе.
Пожалуй, ни один художник не вызывал столько противоречивых оценок, столько ожесточенных споров, как Достоевский. Они возникли еще при жизни писателя, но резкость дискуссий не уменьшается по прошествии времени. Это касается и личности самого Достоевского, и его произведений.
Достоевский сам указывает на свою главную особенность. «Я скажу Вам про себя, что я –дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой доски. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных», –писал он 1854 году.
Почти через 20 лет появляется роман «Бесы». В центре романа –характерная для Достоевского проблема русского нигилизма, его идейных истоков и современной политической практики.
Целью нашей работы стало изучение романа «Бесы» Ф.М. Достоевского в историческом и современном контексте как антинигилистического произведения.
В связи с этим нами поставлены следующие задачи:
1) изучить текст романа Ф.М. Достоевского «Бесы»;
2) изучить рассказ М. Горького «Карамора» и повесть М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
3) изучить критическую литературу по вышеуказанным произведениям;
4) выяснить отношение к поднимаемым вопросам современников Достоевского и последующих исследователей его творчества;
5) изучить черновики и записные тетради Ф.М. Достоевского для ответа на вопрос об истории создания романа «Бесы»;
6) провести сравнение героев романа «Бесы» между собой и сравнить их с героями рассказа М. Горького «Карамора» и повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
7) исследовать вопрос нигилизма;
8) изучить биографию С.Г. Нечаева как прототипа одного из главных героев;
Объектами изучения нами были выбраны:
1) текст романа Ф.М. Достоевского «Бесы»;
2) текст рассказа М. Горького «Карамора»;
3) текст повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
4) черновики и записные тетради Ф.М. Достоевского, относящиеся к созданию роману «Бесы»;
5) критическую литературу по изучаемым нами вопросам.

Глава 1.1 История создания романа.
Решающим побудительным толчком для создания романа «Бесы» послужило так называемое «нечаевское дело» –убийство слушателя Петровской земельной академии И.П. Иванова пятью членами тайного общества «Народная расправа» во главе с С. Нечаевым.
Обстоятельства идеологического убийства, политические предпосылки и организационные принципы террористов, особенности личности их руководителя и составили фактологическую основу «Бесов». Вместе с тем газетные материалы и судебные протоколы, вымыслы и бытовые факты как бы слились с препарированными идеями либералов и западников Чаадаева, Грановского, левых радикалов Прудона, Бакунина, революционных демократов Белинского, Писарева, Герцена, вульгарных материалистов Фохта, Бюхнера и претерпели трансформацию в соответствии с многоплановым художественным замыслом, получили глубокую философско-психологическую и религиозно-нравственную интерпретацию. Писателю было важно не только высветить до дна содержание и смысл актуального события, но и выявить его происхождение, определить питательную почву и метафизические основания для такой деятельности.
В преддверии работы над «Бесами», в мае 1869 года, Достоевский поделился с А.Н. Майковым мечтой: «воспроизвести … всю русскую историю, отмечая в ней те точки и пункты, в которых она временами и местами, как бы сосредоточилась и выражалась вся, вдруг, во всем своем целом. Таких всевыражающих пунктов найдется, во всем тысячелетии, до десяти… Ну вот схватить эти пункты и рассказать…всем и каждому, но не как простую летопись, нет, а как сердечную поэму… Но без эгоизма, без слов от себя, а наивно, как можно наивнее, только чтоб одна любовь к России била горячим ключом –и более ничего…».
По свидетельству Анны Григорьевны Достоевской, жены Федора Михайловича, писатель, читая газеты и общаясь с ее братом, студентом той самой Петровской земельной академии, Иваном Григорьевичем Ситниковым, пришел к выводу, что в этом учебном заведении «в самом непродолжительном времени возникнут политические волнения».
Убийство Иванова Нечаевым и его соратниками поразило Достоевского как сбывшееся предсказание им политических волнений в Петровской земельной академии.
«Бесы» были задуманы Достоевским в конце 1869 г. как роман о Нечаеве и нечаевцах. В течение нескольких месяцев предполагалось, что Нечаев (Петруша Верховенский) и должен быть главным героем. Однако в августе 1870 г. в работе произошел перелом –практически готовый текст был забракован. Дело в том, что одновременно с романом о Нечаеве Достоевский обдумывал план романа-эпопеи «Атеизм». В письме к Майкову говорится, что уже к концу 1868 года у Достоевского сложилась тема для огромного романа «Атеизм»: это история русского скептика, который после долголетних скитальчеств по всевозможным богословским школам и простонародным сектам «под конец обретает и православие и русскую землю». Со временем роман получает заглавие «Житие великого грешника». Роман должен был состоять из пяти отдельных повестей: о детстве главного героя; об отрочестве в монастыре Тихона Задонского; о молодости и о пике его греховности; о кризисе и об обретение веры и успокоения. Но чем глубже продвигалась работа над «Бесами», тем более отходил на второй план «Атеизм».....................................



Заключение
В ходе решения поставленных нами задач мы изучили произведения Ф.М Достоевского (роман «Бесы» и черновые материалы к нему), М. Горького (рассказ «Карамора»), М.Ю. Лермонтова (повесть «Герой нашего времени») и критическую литературу по данным произведениям.
В первой главе мы исследуем исторические предпосылки создания романа «Бесы». Исследуя черновые материалы к роману и критическую литературу, мы изучили историю создания «Бесов». Толчком к написанию стало так называемое «нечаевское дело». Во время написания романа Достоевский жил за границей и перед возвращением на родину уничтожил большую часть написанного, опасаясь обыска на границе. Занимаясь историей создания романа мы коснулись и биографии самого С. Нечаева. В работе мы указали основные этапы его жизни, революционную деятельность и написание «Катехизиса революционера».
Во второй главе мы анализируем образы главных нигилистов: Николая Ставрогина, Петра Верховенского, Алексея Кириллова и Ивана Шатова. Ставрогин –главный демон. Все остальные нигилисты –его идейные дети, ученики. Двойники Ставрогина –отражение отдельных граней его личности: православие для Шатова, атеизм для Кириллова. Но несмотря на многогранность натуры душа Николая Всеволодовича пуста, в ней нет веры, только скука и безразличие ко всему. Не увенчивается успехом его попытка исповедаться: то, что должно идти от сердца, для Ставрогина возможность самоутвердиться. Его жизнь теряет всякий смысл и Nicolas заканчивает жизнь в петле.
В третьей главе мы сравниваем отношение к нигилизму Достоевского и других писателей, в частности И.С Тургенева, М.Ю. Лермонтова и М.Горького. Тургенев первым употребил слово «нигилизм» в своем романе «Отцы и дети». Его герой Базаров «ранний» нигилист, идея еще не попала на улицу и нигилисты не выродились в бесов. Но даже такой нигилист как Базаров пугает Тургенева отрицанием таких вечных ценностей, как любовь, дружба, искусство. Следующее же поколение нигилистов у Достоевского скатывается к бесовству: отсутствие веры и философия вседозволенности ведет гибели. У Достоевского Тургенев становится героем.
Кроме того нами были рассмотрены литературные «предшественники» и «потомки» демона Ставрогина. Это герой Лермонтова Печорин и герой Горького Каразин. Поведение Печорина находит свое отражение в образе Николая Ставрогина, в двойственности его характера, в скепсисе и атеизме. «Мечтатель» у Лермонтова постепенно перерождается в «великого грешника» и Достоевского. В своих дневниках Федор Михайлович делает отсылки к «Герою нашего времени».
Через год после опубликования главы «У Тихона» в свет выходит рассказ М. Горького «Карамора». Прототип главного героя провокатор Захар Михайлов во время допроса говорит, что способен на подвиг так же, как и а подлость. Но ни Каразин, ни Ставрогин подвигов не совершают, хотя они и бесстрашные люди. Добрые дела и смелые поступки они совершают единственно для развлечения пресыщенной души: вдруг что-нибудь в ней шевельнется. Но есть и то, чего они боятся по-настоящему, то, что отражается в их снах: образ Матреши для Ставрогина и образ уменьшающегося мира для Каразина. Так же, как и Печорин, они ощущают свою раздвоенность. У них запутанные отношения с религией.

Роман «Бесы» –грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах, роман предупреждение. Достоевский сделал вывод из нечаевского дела: на мир надвигается Нечаев и ему подобные бесы, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью.
Но «Бесы» –не безысходная трагедия. У Достоевского всегда «свет во тьме светит и тьма не объяла его». Используя евангельскую притчу об исцелении Христом бесновавшегося человека, Достоевский верит, что Россия и мир в конечном итоге излечатся от бесов.
Однако появление Нечаева писатель связывает прежде всего и главным образом с безверием. Вот почему он намечает в романе идейную связь между нечаевцами и петрашевцеми и переживает появление Нечаева в России и как свою личную трагедию, считая себя –бывшего петрашевца –тоже ответственным за распространение атеизма.

Примечание:

1. hrono. ru
2. km. ru
3. Белов С.В. Ф.М. Достоевский. М., «Просвещение», 1990
4. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев. Л., 1987
5. Гиголов М.Г. Лермонтовские мотивы в творчестве Достоевского. /Достоевский: Материалы исследования, Л., «Наука», 1985
6. Горький М. Карамора. /Детство. Рассказы и очерки. На дне. Литературные портреты. Заметки из дневника, М., «СЛОВО/SLOVO», 2000
7. История русской литературы, Ч3, window.edu.ru
8. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевский, М, 1986
9. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1947
10. Муравьев А.Н. Ставрогин Достоевского и Каразин М. Горького. / Достоевский: Материалы исследования. М., 1985
11. Сараскина Л. Бесы. Роман-предупреждение, М.: Советский писатель, 1990


Библиография:

1. slovari.yandex.ru
2. km.ru
3. hrono.ru
4. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура., М., «Знание», 1991
5. Белик А.П. Художественные образы Достоевского. Этические очерки., М., «Наука», 1974
6. Белкин А.А. Ф.М. Достоевский. М., 1956.
7. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова.,
8. Белов С.В. Жена писателя: Последняя любовь Ф.М. Достоевского., М., «Просвещение», 1991.
9. Белов С.В. Ф.М. Достоевский., М., «Просвещение», 1990
10. Борщевский С.С. Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы., М., 1956
11. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев., Л., 1987
12. Бурсов Б.И. Личность Достоевского., Л., 1979
13. Вересаев В.В. Живая жизнь., М., «Политиздат», 1991
14. Волгин И.Л. Последний год Достоевского., М., 1991
15. Гарин И.И. Многоликий Достоевский., М., ТЕРРА, 1997
16. Гиголов М.Г. Лермонтовские мотивы в творчестве Достоевского. / Достоевский: Материалы исследования., Л., «Наука», 1985
17. Гозенпуд А.А. Достоевский и музыка., М., «Музыка», 1971
18. Горький М. Карамора. /Детство. Рассказы и очерки. На дне. Литературные портреты. Заметки из дневника., М., СЛОВО/SLOVO, 2000
19. Громыко М.М. Сибирские знакомые и друзья Достоевского., Новосибирск, 1985
20. Гроссман Л.П. Достоевский., М., «Молодая гвардия», 1965
21. Гроссман Л.П. Жизнь и труды Достоевского., Л., «Академия», 1935
22. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского., М., «Художественная литература», 1971
23. Долинин А.С. Достоевский и другие., Л., 1989
24. Достоевская А.Г. Воспоминания., М., «Художественная литература», 1981
25. Достоевский Ф.М. Бесы. /Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.10, М,
26. Достоевский Ф.М. Бесы. /Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.11, М,
27. Достоевский Ф.М. Бесы., М., АСТ, 2008
28. Ермилов А.Г. Ф.М. Достоевский., М., 1956
29. Ермилов А.Г. Против реакционных идей в творчестве Достоевского., М., 1948
30. Заславский Д.И. Ф.М. Достоевский., М., 1956
31. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского., Л., 1985
32. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев., М., «Московский рабочий», 1995
33. История русской литературы. Ч3., window.edu.ru
34. Карлова Т.С. Достоевский и русский суд., Казань, 1975
35. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского., М., «Художественная литература», 1986
36. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского., М., «Высшая школа», 1975
37. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь., М., 1960
38. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский., М., 1947
39. Кирпотин В.Я. Достоевский в 60-ые годы., М., «Художественная литература», 1966
40. Кирпотин В.Я. Достоевский и Белинский., М., 1976
41. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского., М., «Советский писатель», 1980
42. Косенко П.П. Сердце бьется одно., Алма-Ата, 1969
43. Лаут Р. Философия Достоевского в системном изложении., М., «Республика», 1996
44. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени., М., Государственное издательство художественной литературы, 1947
45. Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия., М., Издательство Московского университета, 1991
46. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное., М., Издательство МГУ, 1991
47. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского., М., 1984
48. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского., М., «Просвещение», 1988
49. Муравьев А.Н. Ставрогин Достоевского и Каразин М. Горького. /Достоевский: Материалы исследования., Л., «Наука», 1985
50. Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского., Саратов, 1982
51. Николюкин А.Н. Взаимосвязи литератур России и США.. М, 1987
52. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского., Новосибирск, «Наука», 1981
53. Палиевский П.В. Место Достоевского в литературе XIX века. / Достевский: Материалы исследования., Л., «Наука», 1985
54. Переверзев В.Ф. Ф.М. Достоевский., М., 1925
55. Померанц Г.С. Открытость бездне., М., 1990
56. Поспелов Г.И. Творчество Ф.М. Достоевского., М., 1971
57. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского., М., «Наука», 1980
58. Сараскина Л. «Бесы». Роман -предупреждение., М, «Советский писатель», 1990
59. Селезнев Ю.И. Достоевский. /(ЖЗЛ), М., 1990
60. Соина О.С. Этика самосовершенствования., М., 1990
61. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского., М., «Советский писатель», 1979
62. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви»., М., 1991
63. Тарасов Ф.Б. Ф.М. Достоевский. «Бесы». (1871 -1872)., gambler.ru
64. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России., М., «Наука», 1990
65. Туниманов В.А. Творчество Достоевского (1854 -1862)., Л., «Наука», 1980
66. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература., Л., 1985
67. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы., М., 1967
68. Чичерин А.В. Достоевский –искусство прозы./Достоевский –художник и мыслитель., М., «Художественная литература», 1972
69. Чулков Г. Как работал Достоевский. М., 1939
70. Шкловский В.Б. За и против., М, 1957
71. Этов В.И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского./ Достоевский –художник и мыслитель., М., «Художественная литература», 1972
72. Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества., М., «Просвещение», 1968



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.