На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 29.12.2011. Сдан: 2011. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 8
1.1.Социально-психологические причины и факторы отклоняющегося поведения подростков 8
1.2. Социально-психологические принципы и условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 26
2.1. Методические основы исследования и его ход 26
2.2.Описание результатов исследования 30
ГЛАВА 3. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ КАК УСЛОВИЯ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ 33
3.1.Описание программы психологической реабилитации и возможностей ее осуществления 33
3.2.Результаты повторной диагностики и их обсуждение 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ГЛОССАРИЙ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Приложение 1 56
Приложение 2 60
Приложение 3 61


ВВЕДЕНИЕ

Общество неоднородно. Существуют различные, подчас противоречащие друг другу нормы поведения в различных сообществах, субкультурах, коллективах. Но есть нормы единые для всех. Именно их нарушение большинство членов общества определяет как отклонения. В обществе есть согласие по отношению к преступным и противоправным деяниям, суицидам, наркозависимости, алкоголизму и пьянству.
Ввиду общепризнанности разрушительности таких явлений как для личности, так и для общества, в науке и практике выработаны определенные подходы и методы работы с людьми с отклоняющимся, девиантным поведением. Социально-психологические знания помогают реадаптировать, ресоциализировать таких людей, произвести коррекцию их социального поведения. Особую проблему составляет девиантное (аддиктивное, делинквентное) поведение подростков, так как оно требует особого подхода к его профилактике и коррекции в связи с возрастными особенностями личности подростка и особой роли групп и сообществ в его жизни.
Переход в подростковый возраст знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в самосознании. «В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Ведущей деятельностью, в рамках которой происходит взросление, признается деятельность общения и для младших и для старших подростков. Как мы уже отметили, для подростков характерно группирование , и связанное с ним общение в группе, развитые формы обретает интимно-личностное общение, как камерное, «душа в душу», диалогическое, предполагающее взаимопонимание и взаимопроникновение. Но в то же время, общение начинает выполнять специфическую функцию инструмента разрешения жизненных проблем и жизненного самоопределения, дает возможность «самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела» .
Психологическая коррекция, являющаяся одной из важнейших основ психологической реабилитации, строится с учетом психологических особенностей и качеств личности. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. На сегодняшний день можно считать доказанным, что в происхождении отклоняющегося поведения существенную роль играют дефекты правового воспитания, нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, подростки с отклоняющимся поведением, как правило, стремятся к преступным сообществам, не совершают социально позитивной деятельности, не представляют себе, что такое культура отношений, руководствуются принципом силы во взаимоотношениях, и не проявляют никакого желания личностного роста, считая, что у них нет никаких психологических проблем. Эта распространенная позиция поддерживается, прежде всего, обстановкой в семье, способствующей, а, иногда и прямо толкающей подростка к правонарушениям, преступлениям, бродяжничеству, наркомании и пьянству.
Недостаток условий для личностного роста и самопознания, самопостроения и самопреодоления приводит к запущенности в собственных делах и нарастанию количества проблем с последующей психологической компенсацией и привыканием к ним. Психологическая реабилитация призвана, прежде всего, создать такие условия для «внутренней» деятельности и общения подростков, которые бы привели к развитию у них социально одобряемого поведения, скорректировали бы дефекты психологического свойства и позволили руководствоваться позитивными смыслами собственной жизни.
Морозова М.В и Овчинникова М.Н. пишут о необходимости комплексного подхода к реабилитации подростков с девиантным поведением: «Создание комплексной медико-психологической службы, до-ступной основной массе детского населения страны - реальный шаг на пути оздоровления подрастающего поколения. Отличительной особенностью работы службы является трехдисциплинарный подход: психолого-педагогический, медицинский, социальный, то есть работа осуществляется совместными усилиями специалистов различного профиля: психологами, медицинскими и социальными работниками в тесном контакте с педагогическим коллективом учебного заведения и родителями» . Можно выделить два основных направления работы: 1)Оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия учащихся (в первую очередь, семью, учебную группу - класс и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность ребенка, процесс его развития; 2)Предупреждение, ранняя диагностика и коррекция нервно-
психических расстройств, психосоматических заболеваний, аномалий психического и личностного развития подростков.
В самом общем виде, главная цель психопрофилактики и психореабилитации состоит в устранении факторов, оказывающих пато-генное влияние на психику ребенка, и использовании факторов, об-ладающих положительным, саногенным воздействием. Это, в первую очередь, оздоровление психосоциальной среды развития ребенка, то есть работа с родителями, педагогами.
Для детей и подростков повсеместно, особенно в системе образования, проводятся групповые социотренинги, направленные на снятие синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками. Эти программы, в сочетании с индивидуализированными программами аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, призваны внести весомый вклад в дело профилактики трудновоспитуемости, девиантного поведения, поскольку хорошо известно, что генезис отклоняющихся форм поведения тесно взаимосвязан с процессом деформации социальных связей и отчуждения детей, подростков от основных институтов социализации, и потому одной из важнейших задач психолого-педагогичесгой поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря чему он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена социально-психологическим аспектам реабилитации отклоняющегося поведения подростков.
Объект настоящей курсовой работы – социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения подростков.
Предметом настоящей курсовой работы выступают социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
В данной работе проверяется следующая гипотеза: важнейшими условиями социально-психологической реабилитации подростков с отклоняющимся поведением являются: принципиальные помогающие позиции воспитателей, организация общения подростков на культурных основах, организация коллективной просоциальной деятельности.
Цель данной курсовой работы – выявить в теории и на практике условия успешной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Изучить научную литературу по теме данного исследования;
2) Провести исследование социально-психологических факторов противоправного поведения подростков;
3) Обсудить и описать результаты диагностического исследования;
4) Апробировать программу реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
5) Провести контрольную диагностику;
6) Описать результаты реализации программы реабилитации;
7) Описать результаты контрольной диагностики и сопоставить их с результатами первичной диагностики;
8) Сделать необходимые выводы.
Теоретической основой работы выступают труды Ч. Ломброзо, Э.Дюркгейма,С.А. Беличевой, И.С. Кона, Н. Смелзера, М. Мироновой, А.В. Петровского и других. Эмпирической основой данной курсовой работы выступает исследование, проведенное на контингенте испытуемых из числа опекаемых инспекцией по делам несовершеннолетних Краснооктябрьского и Дзержинского районов г. Волгограда.
Данная выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, глоссарий и приложения. Первая глава представляет собой теоретический обзор научной литературы по исследуемой проблеме. Вторая и третья главы содержат изложение данных и результатов эмпирического исследования.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

1.1.Социально-психологические причины и факторы отклоняющегося поведения подростков

Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различные теории, оформившиеся на стыке психологии, социологии, культурологии, медицины и т.д. Социально-психологические теории, объясняющие возникновение отклоняющегося поведения и социальных дезадаптаций, возникли во многом, благодаря разработкам в смежных науках. Самые ранние теоретические объяснения выдвигали биопсихологические концепции Ч. Ломброзо и У.Х. Шелдона. Ч. Ломброзо производил антропологические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьмах, и пришел к выводу, что существует четыре типа преступников: 1) врожденные преступники; 2) преступники по страсти; 3) случайные преступники; 4) душевнобольные преступники. Самыми опасными Ч. Ломброзо считал врожденных преступников и отмечал необходимость изолировать таких людей от общества пожизненно. Приводим элементы антропометрического описания врожденного преступника: «реденькая бородка, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли» . Современные варианты биопсихологических концепций сфокусированы на аномалиях половых хромосом девианта. Но «гипотеза о врожденных для преступников хромосомных аномалиях не подтверждена». Для «лечения» преступного поведения использовали бихевиоральные методы, позволявшие «угасить» неприемлемое асоциальное поведение. От подобных методов отказались не столько из-за их негуманности, сколько из-за отсутствия предполагаемых результатов. В настоящее время цивилизованный мир относится к грубым бихевиоральным методам как к разновидностям пытки (например, США, штат Айова, решение Апелляционного суда от 1974 г.). Социологический подход учитывает социальные и культурные факторы при формировании у личности отклоняющегося поведения. Виднейшим представителем такого подхода является Э.Дюркгейм. Он обнаружил, что причиной любых девиаций (он использовал статистику самоубийств) следует считать аномию, т.е. разрегулированность, дезорганизацию в области социальных и социально-экономических норм. Э. Дюркгейм пишет: «Человек может жить вообще, и жить нормально, в частности, лишь в том случае, если его нужды находятся в соответствии со средствами их удовлетворения, а это подразумевает ограниченность последних». По К. Мертону девиантными формами поведения можно назвать: 1) инновацию; 2) ритуализм; 3) ретреатизм; 4)бунт. Согласно его теории, инновацию и бунт можно представить как основы противоправного поведения. В культурологическом ключе девиантное поведение рассматривается как субкультурное. «Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры» . Члены группы, следующие нормам, отличным от норм остального общества - и есть девианты. Нормы различных слоев общества различны (поведение низших слоев общества с точки зрения средних - может быть девиантным и наоборот). Утверждается существование девиантных ценностей в культуре, возможность научения девиантному поведению, и, даже девиантная карьера (крестные отцы, наркобароны и т.п.)..........................................



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отклоняющееся поведение подростков составляет серьезную общественную проблему, глубокое изучение которой, скорее не решает, а только высвечивает новые ее грани. Все более и более существенным представляется в данной проблеме психологическая составляющая. Такое осмысление проблем девиаций в обществе и девиантного поведения людей вообще и детей и подростков в частности, привело к изменению общегосударственных и общественных установок в отношении девиантов. В настоящее время государственная политика направлена не на утверждение карательных мер, а на помощь и поддержку таким подросткам. В обществе созрело мнение, что незрелый в социальном и эмоциональном отношении подросток не станет нарочно противопоставлять себя окружению, разрушать позитивные отношения с родителями и сверстниками, «загонять» себя на скамью подсудимых. Очевидно, что поведение агрессивных подростков чаще всего нельзя осмыслить и как болезненное. Для осмысления возможностей помощи таким людям складывается общая теория, объясняющая происхождение, развитие и возможности преодоления девиантного поведения. Одной из основ социально-психологических теорий стали научные знания, накопленные в области биологии, генетики, социологии, культурологии и т.д. Социально-психологические подходы представлены психоаналитическим, бихевиоральным, эклектическим. Углубленно изучаются агрессия, мотивация противоправного и преступного поведения, а также социальные условия и факторы формирования личности.
На основе теоретических представлений и положений разрабатаваются различные реабилитационные программы, позволяющие их участникам преодолеть девиантные склонности, установки, и, в итоге девиантное поведение в целом. Психореабилитационная работа с детьми и подростками тогда является эффективной, успешной, когда она основывается на нескольких несложных принципах, превращающихся на практике в правила взаимодействия с девиантным подростком.
Конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать:
- устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
- усиление адаптивного поведения;
- ослабление или устранение неадекватного поведения;
- устранение изнурительных реакций тревоги;
- развитие способности расслабляться;
- развитие способности самоутверждаться;
- развитие эффективных социальных навыков;
- достижение адекватного сексуального функционирования;
- развитие способности к саморегулированию.
Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.
Психореабилитационная программа для повышения ее эффективности строится на данных диагностических исследований. Следует подчеркнуть, что не существует опросников, методик, которые бы однозначно свидетельствовали, что перед нами девиант. Наилучшим образом изучить личность и возможное поведение девиантного подростка можно также, как и недевиантного, при этом обращая внимание на выраженность показателей самооценки, локуса контроля, и важнейшего показателя – уровня различных видов агрессивности. Существуют также общие принципы отбора превентивных диагностических методик. Они основаны на понимании девиаций как результата дезадаптации подростка и необходимости оказать ему помощь в социальной адаптации. Психологическая помощь девиантному подростку может оказываться в различных формах. Наиболее эффективными можно назвать психологическое консультирование, как индивидуальное, так и групповое, психологическое просвещение, психологический тренинг и вообще групповые формы работы, позволяющие выстроить отношения в группе с учетом обратной связи, корректирующей поведение. В процессе психологического тренинга организуется специальная деятельность и общение, способствующие самопознанию, развитию социальной мотивации, развитию позитивных социальных навыков и умений.
Разработанная нами коррекционно-реабилитационная программа включает в основном тренинговые игры и упражнения, дискуссии на темы агрессии и агрессивности и их последствий для личности и общества. Общее направление программы – это повышение уровня культуры и психологической грамотности в общении. При этом общение в данной программе специально организуется, а деятельность представляет собой психосоциальную, направленную на самостроительство и самопознание.
В нашей выпускной квалификационной работе мы использовали в качестве предварительной и контрольной диагностики опросник исследующий показатели и формы агрессивности А. Басса и А. Дарки. В исследуемой группе наибольшую проблему по данным методики Басса-Дарки составляет вербальная, физическая и косвенная агрессия. Мы разработали и апробировали коррекционно-реабилитационную программу с учетом диагностических показателей. Она предусматривает изменение агрессивных установок подростков, развитие навыков социальных контактов, углубления понимания существа агрессии и агрессивных действий, а также формирование представления о том, что агрессивное поведение подвергается общественному порицанию.
В нашем исследовании контрольная диагностика показала, что произошло снижение значений агрессивности практически по всем показателям и формам: вербальной агрессии, физической агрессии, косвенной агрессии, подозрительности, негативизма и т.д. Исключение составляют показатели обиды и аутоагрессии, которые, наоборот, несколько возросли.
В заключение мы провели статистическое исследование полученных данных, которое показало эффективность нашей программы. Программу можно в качестве практической разработки использовать в комплексных социальных реабилитационных направлениях, а также как самостоятельную, позволяющую корректировать девиантное поведение в целом, и его агрессивные проявления, в частности.



ГЛОССАРИЙ
Отклоняющееся поведение
(девиантное поведение) Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения: преступность и уголовно ненаказуемые аморальное поведение (пьянство, наркомания, сексуальная распущенность, токсикомания и т.д.)
Ответственность Осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.
Поведение агрессивное Специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства вы силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Психическая реабилитация Система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса.
Психоанализ Направление, созданное З.Фрейдом и его последователями. В рамках этого направления изучается влияние бессознательного на жизнь человека.
Психодрама Вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл.
Психотерапия групповая Использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека.
Тренинг социально-психологический Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
Установка Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Фрустрация Психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.
Деятельность Динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной деятельности.
Общение Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Группа малая Относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
Подростковый возраст Период онтогенеза (от 10-11 лет до 15-16), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот возраст относится к критическим, когда коренным образом изменяется личность человека.
Методы исследования личности Совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1996;
2. Бююль А., Цефель П.. SPSS: Искусство обработки информации. – М., СПб, Киев, 2005;
3. Вильдовская З.Л. Психологическая диагностика и индивидуально-дифференцированный подход к акцентуированным подросткам. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации у подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1997;
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. – М., 2004;
5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб., 2002;
6. Дюркгейм Э. Самоубийство. – М., СПб, 1998;
7. Змановская Е.В. Девиантология. Психология девиантного поведения. – М., 2004;
8. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Краткое руководство. – М., 1994;
9. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 1996;
10. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;
11. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. – М., 1994;
12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983;
13. Ломброзо Ч. Преступление. – СПб, 1990;
14. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1998;
15. Макшанов С.И, Хрящев Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. – СПб, 1993;
16. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СОЦИС, 1992, № 3;
17. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии, 1998, № 1;
18. Наследов А. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб, 2005;
19. Основы возрастно-психологического консультирования / под ред. А.Г. Лидерса. – М., 1991;
20. Петровский А.В. // Российская педагогическая энциклопедия. – Режим доступа: www.psylib.ru;
21. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978;
22. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000;
23. Практическая психодиагностика/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара;
24. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. – Самара, 1998;
25. Психология. Словарь /сост. Л.А. Карпенко. – М., 1990;
26. Райс Ф. Психология подростка. – 2000;
27. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987;
28. Репринцева Г.И. Коррекция и реабилитация эмоциональной сферы и коммуникативных качеств подростков методами социально-психологического тренинга. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под. Ред. С.А. Беличевой. – М., 1994;
29. Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 1998;
30. Самоукина Н. Методика психологического консультирования // Частная школа, 1996, №1;
31. Смелзер Н. Социология. – М., 1998;
32. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1998;
33. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. – Самара, 1996;
34. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия– СПб., 1991;
35. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии – СПб., 1987;
36. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб., 2007;
37. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. – М., 1997;
38. Черников А. Системная семейная терапия. – М., 2001;
39. Что вызывает ужас у заключенных // Школьный психолог. – М., 2000, № 3;
40. Школа вожатого и воспитателя / авт.-сост. О.В.Можейко, О.А.Юрова, И.В.Иванченко. – Волгоград, 2007;
41. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999;


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
Опросник
Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».
1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
5. Не всегда получаю то, что мне положено.
6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам
12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
15. Часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
18. В раздражении хлопаю дверьми.
19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Думаю, что многие люди не любят меня.
23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
30. Довольно многие завидуют мне.
31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости иногда бываю мрачным.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Дерусь не реже и не чаще других.
56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
60. Ругаюсь только от злости.
61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Часто думаю, что живу неправильно.
68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре часто повышаю голос.
74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Приложение 2
Ключ 1 для обработки результатов испытания по опроснику
«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11):
1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.
«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к=8):
7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-,71+, 73+, 74-, 75-.
«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13):
2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.
«4». НЕГАТИВИЗМ (к=20):
4+, 12+, 20+, 28+, 36-.
«5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9):
3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+,69-, 72+.
«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11):
6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-,70-.
«7». ОБИДА (к=13):
5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.
«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11):
8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Номера вопросов со знаком «—» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «ДА», то мы его регистрируем как ответ «Нет», если был ответ «Нет», регистрируем как ответ «ДА». Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления - нормированные - показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Суммарные показатели:
(«1» 4- «2» + «3»):3 = ИА - индекс агрессивности;
(«6» + «7»):2 = ИВ - индекс враждебности.
Приложение 3
Ключ 2 с бланком для анализа результатов

«1» «3» «5» «4» «7» «6» «2» «8»

1+ 2+ 3+ 4+ 5+ 6+ 7+ 8+

9- 10+ 11- 12+ 13+ 14+ 15+ 16+

17- 18+ 19+ 20+ 21 + 22+ 23+ 24 +

25+ 26- 27+ 28+ 29+ 30+ 31 + 32+

33+ 34+ 35- 36- 37+ 38+ 39- 40+

41+ 42+ 43+ 44+ 45+ 46+ 47+

48+ 49- 50+ 51+ 52+ 53+ 54+

55+ 56+ 57+ 58+ 59+ 60+ 61+

62+ 63+ 64+ 65- 66- 67+

68+ 69- 70- 71+

72+ 73+

74-

75-
11 13 9 20 13 11 8 11




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.